Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Авангард : модули и векторы Бирюков Сергей Евгеньевич

Авангард : модули и векторы
<
Авангард : модули и векторы Авангард : модули и векторы Авангард : модули и векторы Авангард : модули и векторы Авангард : модули и векторы Авангард : модули и векторы Авангард : модули и векторы Авангард : модули и векторы Авангард : модули и векторы Авангард : модули и векторы Авангард : модули и векторы Авангард : модули и векторы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бирюков Сергей Евгеньевич. Авангард : модули и векторы : диссертация ... доктора культурологии : 24.00.01.- Москва: Изд-во "Вест-Консалтинг", 2006.- 336 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-24/16

Содержание к диссертации

Вступление3

ЧАСТЬ 1. Проективные теории русского авангарда. «Фони-ческая музыка» и акустическое напряжение в авангардных поэтических системах XX века8

О музыкально-поэтических теориях24

Тело языка и язык тела в русской авангардной поэзии 71

ЧАСТЬ 2. К групповому портрету футуризма. Футурвзлёт.92

Велимир Хлебников 103

Елена Гуро124

Алексей Кручены 132

Бенедикт Лившиц140

Иван Игнатьев 146

Неол Рубин 156

ЧАСТЬ 3. Модули и векторы авангарда. Георгий Спешнев. Одинокий авангардист.

1. Антиэстетика166

2. Звукописьмо 178

Владимир Казаков. 5X2 = миллион190

Геннадий Айги. Поиск словесного ядра199

Реализм авангарда (беседа с Г. Айги)210

Елизавета Мнацаканова. Зримое звучание223

Ры Никонова, Сергей Сигей. Гипотеза о смысле (литературно-критическая лекция)231

Валерий Шерстяной. Акробатика звука 242

Словариум Елены Кацюбы 250

Код вер, или метаметафора Константина Кедрова254

Словарево Анны Альчук 259

Физика мира по Игорю Лощилову 264

Превращения Наталии Азаровой 268

Выход из родовых путей, или третья академизация заумного 274

Любовь к трем авангардам 282

Параллели и перпендикуляры301

Рецепции творчества Велимира Хлебникова в современной русской поэзии 317

Избранная библиография автора 330

Введение к работе

Постижение русского авангарда продолжается на разных уровнях как в России, так и за ее пределами. Сенсационность кон ференций и изданий 80-х-90-х годов уступила место обыденной исследовательской работе. Это и хорошо и плохо. Хорошо потому, что исследования продолжаются, плохо потому, что обыденности в этом предмете нет места.

Во-первых, довольно многое и в историческом авангарде ос тается неоткрытым, неописанным даже, неизданным или недоиз данным.

Во-вторых, немало спорных моментов. Надо многое пересмотреть, переспорить, словом, переколпаковать, перевыколпаковать.

В-третьих, в качестве серьезной проблемы остается внеистори ческий авангард (пишу определение без кавычек, поскольку уже не сколько раз представлял его в научных изданиях). Здесь проблема описания, соотнесения с историческим, вскрытие идеостилей итд.

Попытки определения авангарда делались не раз. В западной науке такие определения существуют уже давно, в отечествен ной - в последние десять с небольшим лет. В частности, на основе многолетних соприкосновений с авангардными текстами мы прихо дим к определению авангарда как стилевого течения XX века, как системы напряженного авторского взаимоотношения с языком.

Авторское Я в авангарде в наибольшей степени, чем когда бы то ни было, взаимодействует с языком (множеством знаковых сис тем) и в то же время авангард исходит из телесной природы носите ля языка. В авангарде авторская природа подчеркнуто динамична.

Именно поэтому здесь открывается и выдвигается на первый план значимость элементов, а также проявляется особый интерес к пе ремещению элементов внутри художественного текста (любого: литературного, изобразительного, музыкального, сценического).

Таким образом, авангард можно определить как динамический процесс, который открывшись, не может завершиться, а может только совершенствоваться в своей динамике. Разумеется, любое крупное стилевое течение не исчерпывается до конца. Наиболее яркий пример - романтизм. Хотя, надо сказать, что это течение яв ляется в большей степени психологическим, чем стилистическим.

Но авангарду удалось вобрать в себя наибольшее количество ху дожественных и внехудожественных параметров. Именно авангар дное искусство упрямо пересекает границы «художественного». И поскольку динамический процесс открыт, то вполне естественно, что идет его освоение. При этом открытие может быть вовсе и не названо. Так, сами авангардные авторы не именовали себя аван гардистами и не всегда успевали отрефлексировать свои находки.

Это касается не только первых волн авангарда — начала века, но даже и самой последней волны. Авангардный процесс в XX веке затронул многие страны, но в разной степени. В СССР этот процесс был искусственно остановлен.

Здесь выход на поверхность был долгие годы невозможен ни теорети чески, ни практически (в сталинское время) или предельно затруднен (в хрущевские и брежневские годы). Подпольное существование ис кусства имеет, конечно, свои прелести. Например, независимость от диктата властных, идеологических, экономических структур, а также независимость от вкусов публики. Однако в случае с авангардным искусством такое существование почти невозможно. Дело в том, что авангардное произведение включает в себя сильный провокативный элемент - именно как элемент искусства, а не просто по расхожему определению, что каждый художник нуждается в отклике. Мы гово рим «почти невозможно», потому что тем не менее авангардная ли ния в русской поэзии все-таки продолжалась и вдали от публики.

В последнее десятилетие XX века эта линия проявилась, хотя некоторая пунктирность все еще остается. Тем не менее, благода ря нескольким конференциям, прошедшим в России и за рубежом, выходу ряда коллективных и индивидуальных монографий, а также — и главное - публикации и републикации текстов самих авангар дистов, общая картина начинает проясняться. Прежде всего здесь надо отметить публикацию на родине трудов патриарха отечест венного авангардоведения Н.И. Харджиева, новаторских работ о Велимире Хлебникове Р.В. Дуганова и В.П. Григорьева, а также выход антологии «Мир Велимира Хлебникова» и работ В. Турчи на, Д. Сарабьянова, А. Якимовича, посвященных изобразитель ному авангарду. В последние годы появились также новые работы Е. Арензона, Е. Бобринской, А. Бубнова, И. Васильева, Л. Гервер, Л. Зубовой, И. Иванюшиной, Л. Кациса, М. Киктева, А. Кобрин ского, А. Крусанова, И.Лощилова, М. Мейлаха, А. Никитаева, Т. Никольской, А. Парниса, Н. Перцовой, Н. Перцова, И. Сахно, С. Сигова, С. Старкиной, В. Терехиной, Е. Тырышкиной, Б. Шифри на, затрагивающие различные аспекты литературного авангар да, в ряде случаев на сопоставлении с визуальными искусствами.

Особо следует сказать о теоретических посылах, выдвинутых в работах Н. Фатеевой, К. Кедрова, Вл. Новикова, Ю. Орлицкого, В. Рабиновича, И. Смирнова, Ю. Степанова, М. Шапира, а также работах ряда молодых исследователей - Ю. Валеевой, Т. Кайта, Ф. Кувшинова, И. Кукуя, Е. Остроуховой, Н. Сироткина, В. Фещен ко, Т. Цвигун, А. Чернякова... Важную роль в исследовании русского авангарда игра ют работы зарубежных ученых. Это работы Н. Башмаковой, X. Барана, В. Вестстейна, Р. Вроона, Р. Гейро, Т. Гланца, Ш. Греве, М. Грыгара, Р. Грюбеля, X. Гюнтера, Ж.-Ф. Жаккара, К. Ичин, М. Ио вановича, Ж.-К. Ланна, Б. Леннквист, Л. Магоротто, М. Марцадури, Т. Назаренко, Д. Ораич-Толич, Л. Силард, К. Соливетти, Е. Фарыно, А. Флакера, Л. Флейшмана, А. Хансен-Леве, X. Шмидт, Дж. Янече ка. Между тем, остается, во-первых, немало белых пятен в общем знании об авторах и текстах, во-вторых, в описании и проработке целого ряда авангардных идей (начала, середины и конца XX века).

Наконец, только сейчас идет выработка таких подходов к авангар ду, которые бы охватывали авангардную парадигму в междесцип линарном плане, в общекультурной перспективе.

Что касается исторического периода, то дело обстоит отно сительно неплохо с известными именами. Существует Комиссия по изучению искусства авангарда 1910-1920-х годов, вышло несколько солидных сборников под редакцией Г.Ф. Коваленко. Осуществляет ся, например, научное издание трудов Кандинского, Малевича.

Отдельной строкой можно «рапортовать» об успехах хлеб никоведения. Продолжает выходить новое собрание сочинений,

вышел свод работ В.П. Григорьева в одном томе - «Будетлянин», из дан наконец том «Мир Велимира Хлебникова», имеющий большую допечатную историю, и вот к 120-летию поэта вышла фундамен тальная биографическая книга, написанная С.В. Старкиной. Это вовсе не значит, что все вопросы в науке о Хлебникове сняты, но, говоря словами поэта, «приятно видеть». Есть движение и в науке о втором авангарде, особенно в свя зи с юбилеями Заболоцкого, Введенского и Хармса. Отмечу особо конференции, организованные в Петербурге А. Кобринским и в Белграде К. Ичин.

Но в то же время ряд авторов и ряд аспектов раннего аван гарда остается за пределами академического внимания, хотя при этом не уходит от внимания энтузиастов. Безпрецедентен, на пример, проект, предпринятый в начале 2000-х годов Михаилом Евзлиным, ученым, живущим в Испании, и поэтом-исследователем

Сергеем Сигеем, живущим в Германии. Они создали серию мало тиражных книг в память о выдающемся итальянском исследовате ле авангарда Марцио Марцадури. В этой серии вышло несколько книг Игоря Бахтерева, Алексея Кручёных, Александра Туфанова,

Николая Харджиева, Василиска Гнедова, Божидара и таких вооб ще неведомых поэтов как Сергей Подгаецкий и Неол Рубин. Все книги снабжены статьями издателей-исследователей, о Божидаре написал Джеральд Янечек, о Рубине - автор этих строк.

Каждая книга была проиллюстрирована Сигеем, переплете на М. Евзлиным. По сути это шедевры рукодельного книгоиздания.

Серия имела резонанс в прессе, книги попали в некоторые уни верситетские библиотеки, но проект завершился. Правда, он имел некоторое ответвление в сторону современного авангарда - в этом же издательстве вышли книги Ры Никоновой и Сергея Сигея. Упоминание этих имен позволит перейти к внеисторической части. Датская исследовательница Шарлотте Греве в своей книге «Writing and the Subject », вышедшей в Амстердаме в 2004 г., сим птоматично соединяет деятелей исторического авангарда с деяте лями внеисторического: герои ее работы А. Кручёных, А. Родченко, В. Степанова, а также Ры Никонова и Сергей Сигей. Еще один автор, немецкий исследователь и переводчик Бернхард Замес в своей книге «Linie der Avantgarde in Russland. Transrationale Dichtkunst in der Akademija Zaumi» (Hamburg, 2004) анализирует произведения поэтов, входящих в Академию Зауми, в том числе с точки зрения их взаимодействия с историческим аван гардом. К творчеству поэтов, входящих в A3, обращается также в ряде работ японский славист Акифуми Такеда.

Отметим здесь чрезвычайно важные для понимания различ ных степеней соотнесения разных авангардов конференцию фестиваль «Поэтический язык рубежа 20-21 веков и современные литературные стратегии» и конференцию «Художественный текст как динамическая система», которые прошли в Институте Русского языка РАН, соответственно в 2003 и 2005 гг., а также специальную авангардную секцию на конгрессе по изучению стран Восточной Европы и Азии в июле 2005 года в Берлине.

Разумеется, никакие теоретические построения, никакие ис следования не были бы возможны, не будь самой практики. Аван гардистская практика известных авторов все эти годы успешно продолжалась и наращивалась, кроме того, появились новые ав торы и что весьма существенно, в двухтысячные годы расширились возможности для публикаций нестандартных текстов. Журналы «ФутурумАРТ»,«Дети Ра», «Зинзивер», «Другие», «Акт», «Тит», «Член ский журнал», «Крещатик», «Словолов», наряду с действовавшими ранее «Черновиком» и «Журналом Поэтов», позволили расширить представление о том, что происходит на экспериментальном поле внутри России, в ее столицах и в диаспоре, да и вообще значительно оживили общую литературную атмосферу. А это как раз одна из даже не обсуждаемых задач искусства.