Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Библиотека в сохранении и воспроизведении ценностей культуры
1.1 Особенности формирования аксиосферы библиотеки как части аксиосферы культуры.. 17
1.2 Библиотека как фактор формирования и развития региональной культуры .46
Глава 2. Особенности краевых библиотек забайкалья в контексте сохранения и трансляции ценностей культуры
2.1 Роль библиотек в формировании культуры личности (на примере специфики деятельности Литературного музея Забайкалья при краевой библиотеке) 70
2.2 Фонды редких изданий краевой библиотеки в распространении ценностей культуры, в восстановлении и сохранения культурной памяти 92
2.3 Трансформация роли и функций современной библиотеки в контексте трансляции ценностей региональной культуры (на примере центральных библиотек региона) . 110
Заключение .133
Список литературы
- Библиотека как фактор формирования и развития региональной культуры
- Роль библиотек в формировании культуры личности (на примере специфики деятельности Литературного музея Забайкалья при краевой библиотеке)
- Фонды редких изданий краевой библиотеки в распространении ценностей культуры, в восстановлении и сохранения культурной памяти
- Трансформация роли и функций современной библиотеки в контексте трансляции ценностей региональной культуры (на примере центральных библиотек региона) .
Введение к работе
Актуальность темы исследования аксиосферы библиотеки в контексте трансляции ценностей региональной культуры в настоящее время обусловлена тем, что за последние десятилетия возрос интерес к ценностям культуры, воздействующим практически на все сферы жизни личности и общества.
В рамках аксиологического подхода фундаментом культуры и общественной жизни является аксиосфера культуры, состоящая не просто из совокупности созданных человеком ценностей, влияющих на его духовную жизнь, взгляды, интересы, потребности, но и включающей их в интегральную систему, с определенной иерархией, связями и отношениями. Аксиосфера культуры представляет собой основу общества, поскольку позволяет сохранять ему устойчивость и обеспечивает стабильное развитие, несмотря на наличие противоречий и конфликтов в экономической, социальной и политической сферах. Именно аксиосфера культуры определяет возможности человека в его культурном становлении и самореализации.
Современную культуру невозможно представить без институтов, создающих возможности для культурной деятельности, приобщающих к ценностям культуры, нормам и правилам. Одним из таких институтов культуры является библиотека, обеспечивающая сбор, хранение и предоставление в распоряжение общества информации, сосредоточенной в ее фондах. В настоящее время произошли значительные социокультурные изменения, связанные с процессами информатизации общества, коренного перелома в способах кодирования и передачи информации, распространения Интернет-технологий, что отразилось на трансформации социокультурной роли и значимости библиотеки как института культуры.
Экстраполируя понятие «аксиосфера» на содержание деятельности
библиотеки как части культуры, можно определить те ценности, которые, с
одной стороны, связывают библиотеку с ценностным пространством культуры,
а с другой, позволяют, благодаря деятельности библиотеки как
социокультурного института, сохранять и транслировать важнейшие культурные ценности. Следовательно, выявляя специфику аксиосферы самой библиотеки, мы определяем ее роль в мире культуры и ее функции в становлении культуры личности.
В последние десятилетия значительные изменения произошли в региональной культуре. В противоположность процессам глобализации и вестернизации проявляется стремление к сохранению национально-культурной идентичности, изучению и развитию общенациональных, региональных ценностей. В частности, региональная культура Забайкальского края имеет особенности, обусловленные природными условиями и исторической спецификой; формирует определенную систему региональных ценностей при
взаимодействии социума и человека. Проведенный анализ культурологических и библиотековедческих исследований дает основание утверждать, что в контексте развития современной культуры Забайкальского региона актуальным становится роль ведущих библиотек края в становлении аксиосферы региональной культуры. В фондах краевых библиотек представлены рукописные, печатные, электронные материалы, в которых воплотился ценностный и духовный потенциал, исторический и жизненный опыт народа, населяющего данный регион.
К наиболее значимым и актуальным задачам региональной библиотечной
деятельности относятся: реализация библиотеками социальных функций,
формирование, изучение и распространение ценностей мировой, отечественной
и региональной культуры, способность сохранения уникальности,
самобытности полиэтнической, поликонфессиональной культуры
Забайкальского края, содействие в формировании культуры личности жителей региона.
Определение содержания и места аксиосферы библиотеки в контексте региональной культуры будет способствовать выявлению механизмов и факторов сохранения и трансляции культуры в целом, и культуры регионов в частности. В этой связи проведение культурологического исследования, сконцентрированного на значении современной библиотеки в распространении ценностей культуры, является актуальным и своевременным.
Степень научной разработанности проблемы. Тема познания ценностей культуры находит свое широкое отражение в философско-культурологических исследованиях.
Рассуждения о разнообразных видах ценностей – добре, благе, истине, красоте, святости и т.п. – встречаются у классиков античной философии, мыслителей Нового времени, в европейской философии. Обращаясь к философии культуры, анализируя различные подходы к пониманию ценностей, автор опирался в своем исследовании на философские концепции, представленные в работах И. Канта, Г. Лотце, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, В. Франкла, М. Шелера и др. Диссертант обращался к трудам отечественных философов: С.Ф. Анисимова, Н.А. Бердяева, Г.П. Выжлецова, Л.Н. Столовича, Л.В. Баевой и др., содержащим основные направления аксиологической теории, положения по изучению феномена ценностей в контексте культуры.
Основополагающими для данного исследования являются труды М.С.
Кагана, Л.А. Микешиной, В.П. Тугаринова, М.Б. Туровского, связанные с проблематикой понимания и познания ценностей культуры в философско-культурологическом аспекте, методологией философского рассмотрения культуры.
Автором проанализированы работы Б.С. Ерасова, С.Н. Иконниковой, Ю.М. Лотмана, В.М. Межуева, П.А. Сорокина, В.С. Степина, А.Я. Флиера,
посвященные проблематике культуры, ее особенностям, социальным функциям, ценностям, месте человека в культурном пространстве.
Поскольку работа связана с особенностями аксиосферы библиотеки в контексте сохранения, изучения и трансляции ценностей культуры, теоретическая основа данного исследования представлена положениями ведущих библиотековедов: Б.Н. Бачалдина, Б.Ф. Володина, М.Я. Дворкиной, Е.И. Кузьмина, Ю.Н. Столярова, Г.П. Фонотова, Т.Б. Марковой об исторических предпосылках возникновения и развития библиотек как образовательных, культурно-информационных центров, об основных методах и формах работы библиотек.
Для авторской концепции и исследования важное значение имеют труды Н.Ф. Федорова, М.П. Фуко, Х.Л. Борхеса, А.Н. Ванеева, А.В. Соколова, анализирующие роль библиотеки с философской точки зрения. По мнению Н.Ф. Федорова, библиотека является храмом и одновременно своеобразным музеем для исследования, образования и самообразования. М.П. Фуко определяет библиотеку как пространство дискурса, общественный институт, выполняющий определенные функции. Х.Л. Борхес сопоставлял идеальную библиотеку с образом Вселенной, всеобъемлющей Книгой и всеобъемлющим Каталогом. А.Н. Ванеев разработал положение, согласно которому, библиотечное дело представляет собой явление культуры, подчиняется закономерностям ее развития, и поэтому теория культуры выступает по отношению к библиотековедению как обобщающая наука. Согласно концепции А.В. Соколова, обобщающей наукой для библиотековедения является учение о социальной коммуникации.
В процессе исследования автор обращался к трудам Н.С. Карташова, В.В. Скворцова, Ю.Н. Столярова, И.Н. Гудковой, в которых представлены теоретико-методологические подходы к исследованию библиотеки, ее функций.
Особую роль в данном исследовании сыграли работы Я.Л. Шрайберга,
Т.Ф. Берестовой, А.И. Вислого, Е.В. Вохрышевой, А.И. Земского, М.Б.
Проценко, О.В. Шлыковой о роли библиотеки в век активного внедрения и распространения цифровых и Интернет-технологий, организации нового типа услуг, о создании и продвижении электронных библиотек в информационной среде, повышении социокультурной значимости библиотеки.
В процессе исследования автор обращался к работам Р.Б. Ажеевой, И.Х. Бальхаевой, С.А. Езовой, С.Г. Матлиной, Г.К. Олзоевой, посвященным исследованию проблемы общения, библиотечного обслуживания, изучению книги и чтения, профессиональных качеств и этике библиотекаря.
Тема диссертации потребовала обращения к работам А.Х. Горфункеля,
С.А. Добрусиной, Е.Ю. Жаворонковой, А.И. Малеина, М.Г. Флеера, Е.И.
Яцунок, посвященным вопросам формирования наиболее ценной части библиотечного фонда в культурном и культурно-историческом отношениях, его
значимости, уникальности книжных памятников, их роли в развитии культуры, науки, образования.
Значение библиотеки как института культуры, ее концептуальная модель с социально-философской точки зрения исследуется в трудах Е.Ю. Гениевой, Т.Б. Марковой, И.П. Тикуновой.
Анализируя работы, связанные с темой диссертации, можно сделать вывод, что для решения заявленной в данном исследовании проблемы сформировались определенные теоретико-методологические предпосылки. Основная доля исследований роли библиотеки в трансляции ценностей культуры изучена историками и библиотековедами. Достаточно полно и аргументировано раскрыты в трудах ученых исторические предпосылки возникновения и развития библиотек как центров образования, культуры и информации, а также вопросы, посвященные изучению книги и чтения. Вместе с тем, автор считает, что тема аксиосферы библиотеки в контексте трансляции ценностей культуры в новых изменившихся условиях изучена недостаточно с точки зрения культурологического подхода, поэтому требует всестороннего и комплексного исследования.
Объект исследования: аксиосфера библиотеки и ее роль в процессе сохранения и трансляции ценностей региональной культуры.
Предмет исследования: становление аксиосферы библиотеки как части интегральной системы ценностных связей и отношений в региональной культуре.
Цель диссертационного исследования: в процессе анализа становления аксиосферы библиотеки определить роль современной библиотеки в воспроизводстве и трансляции ценностей культуры региона (на примере деятельности краевых библиотек Забайкалья).
Задачи исследования:
-
На основе анализа содержания аксиосферы культуры определить в историческом аспекте особенности сохранения, трансляции и формирования ценностей культуры в библиотечной деятельности, рассмотреть аксиосферу библиотеки.
-
Раскрыть особенности развития библиотеки в контексте сохранения, изучения и трансляции ценностей региональной культуры (на примере центральной библиотеки Забайкальского края).
-
Рассмотреть роль библиотеки в формировании культуры личности (на примере специфики деятельности Литературного музея Забайкалья при краевой библиотеке).
-
В культурологическом ракурсе обосновать значимость библиотечных фондов редких изданий в трансляции ценностей региональной культуры, в восстановлении и сохранении культурной памяти.
-
Определить факторы и направленность трансформации роли и функций современной библиотеки в трансляции ценностей региональной
культуры (на примере деятельности краевых библиотек Забайкалья).
Теоретическая и методологическая основа исследования. Основой
диссертационной работы явились теоретические положения ученых: Д.С.
Лихачева, В.М. Межуева, П.А. Сорокина, В.С. Степина, А.Я. Флиера об исторических особенностях развития культуры, глобальных проблемах современности, взаимоотношениях культуры с обществом, природой, личностью. В процессе работы автором были изучены концепции философского осмысления феномена культуры, ее функций А.Н. Ванеева, Ю.М. Лотмана, М.Б. Туровского; идеи о месте библиотеки в сохранении культурного наследия Н.Ф. Федорова; аксиологические концепции В.П. Тугаринова, М.С. Кагана, Л.А. Микешиной, Л.Н. Столовича, Л.В. Баевой. Анализируя диалогичность мышления, распространенную в библиотечной профессии, автор опирался на диалоговую культурологическую концепцию В.С. Библера, методологию изучения человеческой деятельности М.С. Кагана.
Определяя особенности развития библиотеки в контексте трансляции
ценностей региональной культуры, автор диссертации обращался к
исследованиям по методологии изучения региональной культуры, прежде
всего, к работам И.Я. Мурзиной; трудам по изучению разных аспектов
культуры Забайкалья как трансграничного региона – М.И. Гомбоевой, М.Н.
Фоминой, Т.В. Бернюкевич, А.В. Жукова, Д.В. Сергеева, А.В.
Спиридоновой, Н.С. Зиминой; работам по истории культуры Забайкалья – Е.Д. Петряева, М.В. Константинова.
В процессе исследования автор использовал аксиологический подход к
изучению объекта и предмета исследования, диссертационное исследование
основано на диалектическом принципе, который дает возможность
рассматривать взаимосвязь историко-культурных процессов и трансформацию
функций библиотек в обществе; принципе системности, позволяющем
исследовать библиотеку как самостоятельную сложную систему, выявить ее
особенности, используя единство анализа и синтеза, логические,
функциональные и исторические элементы системного анализа. Использование
методологии структурно-функционального анализа позволило автору
исследовать библиотеку как целостную структуру, взаимосвязанные элементы которой выполняют определенные значимые функции. Методы теоретического анализа включают в себя обзор культурологической, философской, библиотековедческой, социологической, краеведческой литературы. Автор применяет культурно-ценностный метод анализа роли и функций библиотеки в контексте информационного общества, метод сравнительного анализа, обобщения, аналогии, наблюдения.
Эмпирическую базу исследования составили материалы отчетов: «Отчет о деятельности Читинского Отделения Приамурского Отдела Императорского Русского Географического Общества за 1895 год» (1896); «Обзор деятельности Забайкальского Отдела Русского Географического
Общества и Краевого Музея имени А.К. Кузнецова за тридцать лет. 1894-1924» (1924); «Отчет Читинской городской общественной библиотеки за 1909 – 1910 годы» (1912); «Отчет о работе Читинской областной библиотеки им. А.С. Пушкина за 1946 год» (1947) и отчеты о работе библиотеки за последующие годы.
Автор диссертации в целях анализа и изучения особенностей аксиосферы библиотеки (на примере деятельности краевых библиотек Забайкалья) в контексте сохранения, изучения и трансляции ценностей культуры региона использовал книги и документы регионального характера: редкого фонда краевой библиотеки им. А.С. Пушкина, Литературного музея Забайкалья, Забайкальского краевого краеведческого музея им. А.К. Кузнецова, Государственного архива Забайкальского края, материалы «Энциклопедии Забайкалья».
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-
Рассмотрено становление аксиосферы библиотеки в ее соотнесенности с аксиосферой культуры, определена в историческом аспекте роль библиотеки в формировании ценностей культуры.
-
Выявлены особенности развития библиотеки в контексте сохранения, изучения и трансляции ценностей региональной культуры (на примере деятельности центральной библиотеки Забайкалья).
-
На основе анализа специфики деятельности библиотечного музея определена роль библиотеки в формировании культуры личности.
-
Реализована попытка исследования библиотечных фондов редких книг (документов) в контексте истории региональной культуры, сохранения и восстановления культурной памяти.
-
Исследованы основные направления трансформации деятельности современной библиотеки в контексте трансляции ценностей региональной культуры.
Теоретическая значимость исследования. В работе определена
специфика аксиосферы библиотеки в ее взаимосвязи с аксиосферой культуры в
целом и региональной культуры в частности, что позволяет расширить
аксиологический аспект исследования культуры, изучения различных
направлений деятельности библиотеки, ее роли в формировании и трансляции
ценностей культуры в современном обществе. На примере деятельности
краевых библиотек Забайкалья выявлены особенности развития библиотеки в
контексте сохранения, изучения и трансляции ценностей региональной
культуры, определена роль библиотеки в формировании культуры личности. В
работе анализируются основные функции библиотеки: информационная,
социализирующая, культурная, образовательная, коммуникационная,
мемориальная, рекреационная, кумулятивная, что способствует определению ее институциональной роли в динамике культуры.
Практическая значимость работы заключается в рассмотрении
вопросов становления аксиосферы библиотеки, изменения роли библиотеки в
современном обществе в связи с процессами глобальной информатизации,
внедрения и активного использования цифровых технологий, развитием
социальных функций библиотечных учреждений, что позволяет определить
место библиотеки в решении социокультурных проблем, связанных с
образованием и воспитанием, сохранением культурной памяти, усвоением
социального опыта, обретением ценностей культуры. Материалы диссертации
могут быть рекомендованы органам культуры и образования для организации
деятельности в области библиотековедения и прогнозирования
социокультурной ситуации, связанной, в том числе и с деятельностью таких институтов культуры, как библиотека. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке учебных программ и методических рекомендаций по истории и теории культуры, библиотечного дела, региональных программ, грантов, имеющих значение для развития науки, культуры и образования Забайкальского края, спецкурсов по развитию библиотечной теории и практики, изучению региональной культуры.
Положения, выносимые на защиту:
-
Аксиосфера библиотеки – как феномен культуры во всей ее целостности и системности отражает ценности культуры как субъект-объектные и субъект-субъектные отношения человека к миру, рефлексирует эти ценности, выраженные в книжной культуре. Ядром аксиосферы библиотеки являются ценности Логосферы, культурной коммуникации, текстов культуры. В аксиосфере библиотечной деятельности актуализируются и концентрируются ценности культурной памяти, культурного наследия, информации. Библиотека выступает определенной формой рефлексии наличных культурных универсалий, которые на данный момент определяют содержание и направленность социокультурного процесса. При этом библиотека не только хранит, но и транслирует ценности, создавая каналы культурной коммуникации, осуществляя в процессе научно-образовательной деятельности легатимацию ценностей культуры в общественном сознании. Для аксиосферы библиотеки характерна приоритетная ценность активной, творческой личности.
-
В аксиосфере региональной культуры особое значение имеют общенациональные и региональные ценности, нашедшие отражение в фондах, историческом развитии и деятельности библиотеки, являющиеся главным смыслообразующим фактором развития региональной культуры, формирующиеся на основе исторической, географической, этнокультурной специфики региона и вбирающие в себя опыт, своеобразие, богатство духовной жизни народа, населяющего данную территорию.
Являясь частью аксиосферы культуры, институтом региональной культуры, библиотека содействует сохранению полиэтнической, поликонфессиональной культуры Забайкальского края, создает условия для межкультурного
взаимодействия, гармонизации межнациональных отношений, диалога, сотрудничества, в условиях трансграничья обеспечивает взаимопроникновение и обмен ценностями культуры.
3. Культура личности есть критерий приобретения человеком
материальных и духовных ценностей, следовательно, культурно-исторический
опыт человека есть средство развития личности. Деятельность краевой
библиотеки, связанная с культурной, образовательной функциями, является
фактором формирования региональных ценностей, создание которых связано с
именами видных ученых, писателей, деятелей культуры, исследователей
Забайкалья, декабристов, чье творчество представлено в Литературном музее
Забайкалья; становления культуры личности жителей края. В развитии данного
типа личности имеет большое значение осмысление таких особенностей
характера лучших представителей науки и культуры края, как свободолюбие,
творческие и научные устремления, гражданственность, одухотворенность
высокими общественными идеями.
-
Культурная память позволяет обществу формировать, сохранять и воспроизводить материальные и духовные ценности, способствующие развитию цивилизации. Являясь памятниками книжной культуры, редкие издания отражают наиболее значительные вехи социально-политической, экономической, культурной жизни страны и края. Фонд редких изданий центральной краевой библиотеки Забайкалья является частью культурного наследия региона, источником восстановления и сохранения культурной памяти, служит ценным материалом для изучения историко-культурных явлений. Редкие издания краевой библиотеки используются в научных, образовательных и воспитательных целях, представляют историко-культурную, художественную ценность, содействуют пониманию региональной культуры.
-
Глобализация, вестернизация, информатизация и технологический прогресс, высокий уровень развития и внедрения цифровых и Интернет-технологий во все сферы деятельности являются факторами трансформации современной библиотеки, которая связывается с доминированием ее информационной функции. Однако при всех положительных моментах нововведений, которые позволяют получить быстрый и легитимный доступ к информации, в настоящее время наблюдается снижение интереса к книге и чтению, утрачивается стремление к межличностному общению в пространстве книжной культуры, возникает противоречие между сложившейся аксиосферой библиотеки, где центральным элементом представлена ценность книги как квинтэссенции человеческой культуры, и современными тенденциями превращения библиотек в мультимедийные центры. Трансформация роли и функций библиотеки в контексте развития современной культуры требует от библиотекаря наличия определенных способностей и выполнения новых обязанностей, связанных с коммуникативной, информационной и консультационной видами деятельности.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования обсуждались на международных,
всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях,
чтениях: Чертковские чтения (Москва, 2011), Румянцевские чтения (Москва,
2012), международная научно-практическая конференция (Челябинск, 2014),
ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирской Государственной академии культуры и
искусств», ЧитГУ, ЗабГГПУ, ГУК «Забайкальской краевой универсальной
научной библиотеки им. А.С. Пушкина», ГУК «Забайкальской краевой детско-
юношеской библиотеки им. Г.Р. Граубина». По теме диссертации опубликовано
девять статей в рецензируемых научных изданиях, в том числе в трех журналах
по списку ВАК, в городах Иркутск, Улан-Удэ, Чита; пятнадцать статей в
«Энциклопедии Забайкалья», «Малой энциклопедии Забайкалья: Культура»,
«Малой энциклопедия Забайкалья: Наука и образование», «Энциклопедии
Забайкалья: Агинский Бурятский округ» (культура, персоналии деятелей
культуры), статьи в профессиональном журнале «Библиотека» (Москва).
Теоретические положения и результаты исследования апробированы автором в
процессе преподавания курса «Библиотековедения» для студентов ВСГАКИ.
Результаты диссертации апробируются в деятельности библиотек
Забайкальского края.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав (два параграфа в первой, три во второй главе), заключения, библиографии (293 источника).
Библиотека как фактор формирования и развития региональной культуры
В конце XIX века появилась самостоятельная философская дисциплина – аксиология. «Аксиология (от axio — ценность, logos — слово, учение) — философская дисциплина, «занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия»17.
Анализируя философско-культурологическую литературу, автор отмечает различные подходы к пониманию ценностей, но для данного исследования Риккерта, впервые создавших теорию ценностей в области культуры. Представители Баденской школы неокантианства предложили вариант трансцендентальной версии аксиологии. Глава Баденской школы неокантианства В. Виндельбанд толковал философию как всеобщую науку о ценностях. Согласно идеям В. Виндельбанда, культурный процесс представляет собой распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов, а носителем ценностей и источником нормотворчества является трансцендентальный субъект. Философ говорил о вечных ценностях, которые возвышаются над меняющимися интересами людей, доказал их значимость в духовной жизни человека. По его теории, вопрос об общеобязательности ценностей имеет культурно-философское значение.
Г. Риккерт рассматривал ценности как принципы познания, бытия и деятельности, считал, что взаимосвязь человека и мира осуществляется только как единство действительности и ценности, которое образует самостоятельное пространство. Понятие ценности Г. Риккерт выводил из рассуждений о двух типах наук – науки о природе (бытии) и науки о культуре (общезначимых ценностях). Философ считал, что природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Продукты природы – то, что свободно произрастает из земли. Противоположностью природе в этом смысле является культура. Продукты культуры производит поле, которое человек раньше вспахал и засеял. По теории Г. Риккерта, трансцендентные ценности отмечены в культуре как «значимости», и во всех явлениях культуры «мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы, или, если они уже существовали раньше, взлелеяны человеком»18. В объектах культуры, следовательно, заложены ценности.
Г. Риккерт называл их «благами», чтобы таким образом отличить их в качестве ценных частей действительности от самих ценностей, как таковых, не
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – СПб: Образование, 1911. – С. 53. представляющих собой реальности. К «культурным благам» философ относил нравственность, науку, прогресс, язык, литературу, искусство. В. Виндельбанд и Г. Риккерт рассматривали ценности как феномены культуры, представив трансцендентальный мир ценностей, выступающий конечной, но всегда недосягаемой целью человеческого познания и практической деятельности.
Немецкий философ-идеалист, социолог, один из основоположников аксиологии, философской антропологии, видный представитель персоналистического онтологизма М. Шелер обосновал учение о типологии ценностей, представляя в них всю духовную жизнь человека, отдавал приоритет религиозным ценностям в общей иерархизированной системе. Реальность ценностного мира М. Шелер гарантировал «вневременной аксиологической серией в боге»,19 отображением которой служит структура человеческой личности. Согласно концепции М. Шелера, тип личности характеризуется свойственной ей иерархией ценностей, которая и создает онтологическую основу личности.
Польский философ Р. Ингарден, один из наиболее последовательных сторонников онтологической феноменологии, в своих работах выделял ценности витальные (жизненные) и культурные. Он считал, что культурные ценности включают в себя «эстетические ценности, ценности познания, ценности социальных нравов и нравственные ценности в этическом смысле»20.
В России рассуждения о ценностях культуры были широко представлены начиная с начала XVIII века. До этого времени русская мысль находилась под влиянием богословия, опиравшегося на Византийскую традицию и признавала одну подлинную ценность — Божественнную.
Анализируя различные аксиологические концепции, автор приходит к выводу, что для диссертационной работы немаловажную роль имеют труды отечественных исследователей проблем выявления ценностных оснований человеческой жизни, культуры и социума: В.П. Тугаринова, М.Б. Туровского, М.С. Кагана, Б.С. Ерасова, Л.А. Микешиной, В.С. Степина.
Работы В.П. Тугаринова, посвященные доказательству необходимости разработки теории ценности, были опубликованы в шестидесятых годах XX века. В классификацию ценностей В.П. Тугаринов, наряду с материальными и духовными, включает социально-политические: общественный порядок, мир, безопасность, свободу, равенство, справедливость, человечность. Ценности могут быть «действительными, наличными, мыслимыми, желательными, нормативными, целевыми, идеальными»21. По мнению философа, научные открытия и произведения искусства, как ценности духовной жизни, в большинстве случаев являются наличными, существующими, экзистенциальными. В.П. Тугаринов относил к ценностям достижения науки, техники, материальной культуры в целом, «содержимое всех библиотек и музеев, архитектуру, музыкальное наследство человечества»22. Духовные ценности в науке, искусстве представляют собой все то, что объективно необходимо, полезно для общества и личности. В качестве специальных критериев ценности для морали выступает добро, для науки – истина, для искусства – красота. Согласно концепции В.П. Тугаринова, ценности существуют во всех областях действительности, выявляясь по мере того, как человек их осваивает для себя, для достижения своих целей и удовлетворения интересов и потребностей. Главными и определяющими ценностями, началом всякой системы ценностей является человек, его жизнь и его счастье. Все остальные ценности служат улучшению и обогащению жизни человека, совершенствованию человеческого общества.
Роль библиотек в формировании культуры личности (на примере специфики деятельности Литературного музея Забайкалья при краевой библиотеке)
Что же определяет понятие национальной культуры? Главным направлением содержания национальной культуры является приверженность различных социальных групп к изучению общенационального литературного языка, территориальное совместное проживание. Наибольшее значение в определении содержания национальной культуры имеют символы, свойственные определенным группам населения и национальные традиции. С точки зрения культурологов национальная культура появилась в условиях возникновения нового типа социального развития, который специалисты связывают с появлением письменности. С возникновением письменности особую значимость приобретают идеи национального объединения, которые становятся востребованными среди грамотной части населения. В своих исследованиях В.М. Межуев отмечает, что «нация существует в границах национального государства, а выражает себя в письменном слове, образующим фундамент ее национальной культуры»78. Если, согласно концепции В.М. Межуева, национальная культура создается на основе письменной культуры, то этническая культура, которая сохранилась до наших дней, может существовать и без влияния письменности, так как она представляет слой национальной культуры очень далекого исторического периода.
По мнению культуролога А.В. Спиридоновой, под региональной культурой понимается некоторое подвижное расположение культурных свойств и признаков определенного региона, которое меняется при каждом изменении условий ее существования. Эта подвижность к условиям существования отличает понятие «региональная культура» от понятия «этническая культура». В региональной культуре самые сложные и тонкие различия между народами проявляются в представлениях о мире, которые отражаются в обрядах, обычаях, мифах, искусстве. Природное окружение, предметы материальной культуры, сформировавшиеся у данного народа, видятся его представителями как единственно правильными, как норма. У каждого народа есть собственные представления о «правильной» форме тех или иных предметов, «правильном» поведении, нормах в культуре, искусстве и т.д. То, что одним народом воспринимается как норма, может вызвать осуждение у другого.
Региональная культура «более адекватно учитывает подвижность и изменчивость этногрупповых культур, их совокупное взаимодействие и сосуществование в одном региональном сообществе, оно дает возможность более тонкой и подробной фиксации культурных особенностей сообщества».79 Аксиосфера региональной культуры, следовательно, – это гибкая, подвижная структура, зависящая от меняющихся факторов и объединяющая совокупность региональных ценностей, формирующихся на основе исторической, природно-географической специфики региона, вбирающих в себя многогранность, своеобразие, уникальность, богатство данной культуры, регулирующих отношения человека к миру природы и общества. К региональным универсалиям можно отнести те мировоззренческие универсалии, отражающие субъект-объектные и субъект-субъектные отношения, становления которых связано с историко-культурной динамикой данного региона.
«Приобщение к региональным культурным ценностям является интегрирующим фактором на пути развития региона и сохранения его целостности. В связи с этим необходимо говорить о региональных ценностях как объективации внутренней духовной жизни человека, направленность его субъективности вовне».80
Доктор педагогических наук, профессор М.Я. Дворкина отмечает развитие «регионального направления в социокультурной и просветительской деятельности библиотек»81, связанное с хранением и трансляцией региональной культуры.
Один из ведущих библиотековедов Н.С. Карташев, рассматривая региональное библиотековедение как «комплексную, интегральную дисциплину», изучающую территориальную библиотечную систему в единстве «библиотечных и небиблиотечных (социальных и прочих) параметров»82, указывает, что регионы накопили, сохранили и приумножили свои библиотечные ресурсы, концепции, традиции библиотечной культуры. Теория, методология и особенно результаты региональных исследований служат материалом для научного обоснования воздействия на библиотечные процессы (их планирование, прогнозирование, организацию, разработку региональной библиотечной политики и др.).
Становление библиотечного дела в Забайкалье и формирование системы ценностей, аксиосферы библиотеки, являющейся основанием деятельности региональных библиотек, тесно связано с общими социокультурными процессами в регионе, историей его культуры.
Аксиосфера региональной библиотеки – это пространство, где аккумулируются ценности библиотеки (книжной культуры, информации, коммуникации, текстов культуры), нашедшие отражение в фондах и деятельности региональной библиотеки, в самой истории библиотечного дела в регионе.
Особенности развития культуры Забайкальского региона в значительной мере определяются его географическим положением и историей развития. Регион расположен в центре Евразии, на пересечении цивилизаций Востока и Запада, имеющий общие границы с Китаем и Монголией. С исторической точки зрения Забайкалье было местом каторги и ссылки. В середине XVII века первым ссыльным стал протопоп Аввакум Петров, автор знаменитого «Жития». В XIX веке на политическую каторгу в Забайкалье были отправлены декабристы, Н.Г. Чернышевский, В.Я. Кокосов, народники, революционеры. Они оказали влияние на изучение края, внесли большой вклад в просвещение, здравоохранение, способствовали развитию региональной культуры.
Особенностью Забайкальского края является то, что в регионе взаимодействуют различные религии и религиозные верования: православие, старообрядчество семейских, сохранившее богатое культурное наследие допетровской Руси, шаманизм, буддизм, ислам.
Фонды редких изданий краевой библиотеки в распространении ценностей культуры, в восстановлении и сохранения культурной памяти
Его отец был не только одаренным педагогом, влюбленным в свою профессию (в 1956 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Бурятской АССР»), но и серьезным ученым, который внимательно изучал быт и обычаи своих соплеменников. В начале 30-х годов семья, оставив Агу, переезжает в город Улан-Удэ. Здесь Лхасаран окончил 10 классов. Учился всегда отлично, увлекался рисованием, лепкой, пением, занимался в хоровом кружке Дома пионеров у педагога-вокалиста Е.В. Владимирской. Лауреат Государственной премии БурАССР (1974), лауреат Государственной премии РСФСР им. М.И.Глинки (1979). С 1942 по 1949 год Лхасаран Линховоин был артистом Бурятского музыкального драматического театра (Улан-Удэ). В 1947 году стал участником первого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге. И там для посланцев молодежи всего мира зазвучали в исполнении певца песни его Родины, слышанные им в степях и улусах Забайкалья. А в 1951 году он выступал на III Всемирном молодежном фестивале в Берлине. Успех был общепризнанным: его наградили дипломом 1-ой степени. В 1954 году Лхасаран Лодонович окончил Ленинградскую консерваторию по классу пения у профессора И.И.Плешакова и стал солистом Бурятского театра оперы и балета. В 1958 году с блеском исполнил партию Мельника в опере «Русалка» А.С.Даргомыжского на сцене Большого театра СССР. С 1955 года преподавал в музыкальном училище Улан-Удэ. С 1962-66 – художественный руководитель Бурятского театра оперы и балета. Л.Л. Линховоин – замечательный мастер оперной сцены, создавший богатую галерею сценических образов. Исполнял партии: Сусанина («Иван Сусанин» М.И.Глинки), Гремина («Евгений Онегин» П.И.Чайковского), Бориса Годунова («Борис Годунов» М.П.Мусоргского), Кочубея («Мазепа» П.И.Чайковского), Кончака («Князь Игорь» А.П.Бородина), Мефистофеля («Фауст» Ш.Гуно), Монтанелли («Овод» А.Э. Спадавеккиа), Андрея Соколова («Судьба человека» И.И. Дзержинского), Бумал-хана («Энхэ 104 Булат-батор» М.П. Фролова); Василия («Цыремпил Ранжуров» Б.Б. Ямпилова), Шоно («Грозные годы» Б.Б. Ямпилова). Линховоин обладал голосом красивого тембра, исполнение партий отличалось драматизмом, сценической выразительностью, острой характерностью. Великолепно исполнял народные песни – русские и бурятские. В них он находил близкую его душе сердечную открытость, лирику, юмор, фантазию и глубокую жизненную правду – все, что питало творческую мысль, чувство и воображение артиста.
Деятельность Линховоина была широка и многогранна. Не только певец, артист, оперный режиссер, но и художник (заказы своих костюмов и гримов нередко делал сам), воспитал плеяду талантливых учеников. Лхасаран Лодонович был видным общественным деятелем – депутатом Верховного Совета СССР, автором оперных и балетных либретто, книг «По странам Африки» и «С песней по странам мира». Земляки чтят память о выдающемся певце. Его именем названы улица, детская музыкальная школа №1 в городе Улан-Удэ. На доме по проспекту Победы, где жил певец, установлена мемориальная доска, в селе Ага-Хангил открыт сельский музей его имени156. С 1988 проводится международный конкурс вокалистов имени народного артиста СССР Л. Линховоина».
В редком фонде библиотеки хранится коллекция нот библиотеки Л.А. и А.Ф. Крушельницких. Это произведения И.С. Баха, М.И. Глинки, Э. Грига, В.А. Моцарта, П.И. Чайковского, Р. Шумана. На всех изданиях штамп: «Нотная библиотека первых организаторов Читинской музыкальной школы Л.А. и А.Ф. Крушельницких». Многие сборники на обложке имеют типографский оттиск: «Читинская государственная консерватория. 1921 год».
Решением совета Забайкальской краевой библиотеки им. А.С. Пушкина нотные издания, принадлежавшие Крушельницким, в 2010 году были выделены из общего фонда отдела литературы по искусству как единственная коллекция редких нотных изданий, составляющих часть культурного наследия региона. Издания были переданы в редкий фонд библиотеки.
Александра Федоровна Крушельницкая вместе с мужем, Лукой Александровичем, организовали народную консерваторию, способствовали становлению и развитию первой детской музыкальной школы в Чите.
Замечательная пианистка, талантливый педагог Александра Федоровна Крушельницкая родилась 3 мая 1885 года в городе Суздале, в семье учителя. Музыкальные способности обнаружились еще в детстве. Окончила гимназию, затем Московскую консерваторию по классу фортепиано у профессора А. Сафонова с Большой серебряной медалью. После окончания учебы в течение десяти лет работала концертмейстером при училище в Большом театре. Выступала в концертах с известными певцами. Аккомпанировала Л.В. Собинову. Ее муж, Лука Александрович, окончил Московское высшее техническое училище, обучался игре на скрипке в музыкальном училище Общества изящных искусств в Одессе. Тонко понимал музыку, с большим успехом выступал в любительских концертах. Руководил оркестром в Керченской крепости, где проходил военную службу.
В 1915 году супруги Крушельницкие приехали в Читу. Поселились в квартире по улице Софийской, 115 (сейчас это улица имени И.А. Бутина). В Чите Крушельницкие объединяют вокруг себя любителей искусства. Александра Федоровна дает уроки музыки, вместе с друзьями устраивает домашние концерты, мечтает создать оркестр, оперную труппу, организовать в Чите систему профессионального музыкального образования.
Трансформация роли и функций современной библиотеки в контексте трансляции ценностей региональной культуры (на примере центральных библиотек региона) .
В качестве примера использования диалога в практической деятельности краевых библиотек Забайкалья можно привести проведение региональных научно-исследовательских конференций, семинаров, презентаций, циклов литературно-музыкальных вечеров, которые знакомят с культурой многочисленных народов, населяющих наш регион. В настоящее время в библиотечном обслуживании важна роль диалога как основы человеческого сознания, способа формирования коммуникативных навыков и умений. Библиотека взаимодействует с предприятиями, учреждениями, учебными заведениями, властными структурами; в совместной работе активно используется диалог и полилог (общение с тремя и более лицами). Наиболее востребованной, по мнению автора, в практической деятельности краевых библиотек Забайкалья является концепция С.А. Езовой, которая исследует влияние диалога и полилога на развитие важнейших сфер личности – рациональной и чувственной, «на самосовершенствование человека homo-sapiens – человека разумного и homo-sensitiv – человека чувствующего»179.
Как социальный институт библиотека принимает участие во всех сферах человеческой деятельности: коммуникационной, познавательной, ценностно-ориентационной, художественной и выполняет определенные значимые функции. В процессе исследования выявлены основные функции библиотеки: информационная, коммуникационная, культурная, социализирующая, образовательная, мемориальная, кумулятивная, рекреационная, которые, по мнению автора, способствуют ее институциональной роли в контексте динамики культуры. Так, в рамках мемориальной функции библиотека формирует и сохраняет информацию, культурную память и культурное наследие для последующих поколений. Реализуя кумулятивную функцию, библиотека сосредоточивает информацию (в том числе и о регионе), зарегистрированную в разных по форме документах, созданных в разное время и разными авторами. Благодаря выполнению информационной функции, библиотека оперативно и качественно выполняет информационные запросы пользователей, предоставляет равный, свободный доступ к информационным ресурсам. Выполняя рекреационную функцию, библиотека способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости. Функции библиотеки отражают ее деятельность. В определенные исторические периоды меняется роль библиотеки как социального института, которую она выполняет в обществе, что приводит к изменению не самой функции, а ее содержания. Так, насколько меняется содержание образовательной функции в различные исторические периоды можно проследить на примере деятельности краевой библиотеки им. А.С. Пушкина. В 1920-30-х годах библиотека в рамках образовательной функции осуществляла помощь государству в ликвидации неграмотности; в 50-е годы решала задачи в плане «Доведения книги до каждого читателя»; в 60-е – библиотека вела работу по организации и развитию чтения, применяя индивидуальный подход, 70-е годы библиотечное обслуживание было направлено на оказание помощи в развитии промышленного и сельскохозяйственного производства («Экономические знания – каждому», «Библиотека в помощь производству»); в 80-е – библиотека содействовала повышению образовательного уровня забайкальцев; в 90-е – выполняла роль учебных библиотек высших и средних заведений, которые не могли обеспечить учебный процесс литературой. В эти годы увеличилось число читателей – студентов и учащейся молодежи. В настоящее время библиотека обеспечивает компенсацию различного уровня в знаниях людей, оказывает помощь в овладении информацией о современных достижениях науки, техники, культуры.
В структуру библиотеки как культурного центра может входить музей, медиатека, издательский центр. Партнерами краевой библиотеки могут выступать такие учреждения культуры как театры, кинотеатры, музеи, принимающие активное участие в культурном развитии жителей Забайкальского края.
Библиотека как значимый фактор социального развития, как один из самых демократичных институтов наследия сохраняет уже сформированную «память нации» и накапливает современную – одну из главных составляющих культурной, государственной идентичности в условиях глобализации.
Информационная функция библиотеки признана обществом и государством в качестве доминирующей. Нельзя не согласиться с этим, учитывая динамичное развитие общества на современном этапе исторического развития. Дальнейшее внедрение информационно-коммуникационных технологий способствует привлекательности и эффективности работы библиотеки, повышает качество предоставляемых услуг населению. Но, вместе с тем, автор диссертационного исследования утверждает, что в настоящее время наблюдается снижение интереса к книге и чтению, утрачивается стремление к межличностному общению, что может привести к нарушению механизмов трансляции ценностей культуры. Краевые библиотеки Забайкалья как важные социокультурные институты опираются в своей деятельности на мировые, российские и региональные ценности культуры и одновременно, используя новейшие информационно 132 коммуникационные технологии, обеспечивают свободный, беспрепятственный доступ к культурному наследию, ценностям культуры, накопленным и сосредоточенным в библиотечных фондах. Представляя часть аксиосферы культуры, являясь элементом и институтом региональной культуры, библиотеки транслирует ценности патриотизма, гражданского единства, нравственные, художественные, эстетические ценности. В связи с трансформацией роли и функций библиотеки в аксиосфере библиотечной деятельности сложился определенный тип библиотекаря профессионала, человека творческого, коммуникативного, аналитика, консультанта, информационного медиатора. Эффективность деятельности библиотекаря зависит от его ценностных ориентиров, компетентности, коммуникативности, внимательности, тактичности, преданности библиотечному делу, творческому отношению к работе.