Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Углубление восприятия лирики старшеклассниками в условиях дифференцированного обучения (на материале уроков литературы в 9 классе) Манышева, Наталия Юрьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Манышева, Наталия Юрьевна. Углубление восприятия лирики старшеклассниками в условиях дифференцированного обучения (на материале уроков литературы в 9 классе) : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Москва, 1991.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Перестройка народного , образования, развитие методической науки, необходимость совершенствования культури чтения требуют исследования глуби-ьы восприятия художественных произведений, повышения общего уровня художественной и эстетической культуры.

Актуальность избранной нами проблеш углубления восприятия лирического произведения старшеклассниками в условиях дифференцированного'обучения определяется особой ролью поэзии в идейно- нравственном воспитании школьников.

Требования, предъявляемые к современному образованию,
заставляют искать способы и приемы обучения, ориентирующие
на формирование и развитие индивидуальности ученика, учет
и совершенствование его разнообразных способностей, дарова
ний' и интересов, что в наибольшей степени связано с условия
ми дифференцированного обучения.

Внимание к личности икольника, к его индивидуальным возможностям, способностям связано с гуманизацией и гуманитаризацией школы, созданием условий для дифференцироваїгного обучения, ибо процессы, происходящие в вашем обществе, обнаруживают дефіцит духовности, дефіцит нравственности. Кравст- венные нормы должны стать для каждого личностно значимими, причем исключительное значешіе имеет изучение литературы и лирики в частности.

Многоплановые исследования процесса восприятия художественной литературы проводились філософами, психологами, литературоведами, педагогами, фундаментальные положения философов М.М.Бахтина,' Ю.Борева, "психологов Л.С.&готского, А.К.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, П.М.Якобсона явились основой для изучения творческого процесса восприятия в целом и отдельных его компонентов.

В трудах І.И.Еолсович, Л.Г.Яабицкой, Н.Д-Молдавской, .' 0.11.Никифоровой исследуются-особенности восприятия в зависимости от возраста читателя-школьника.

Вопросам восприятия произведете!,*: художественной литературы в жанровом аспекте, взаимосвязи восприятия и анализа

посвяценн работы В.В.Голубкова, М.А .Рыбниковой, Н,Н.Сокоійр* ';'.
ча; осос'ий интерес для нашего исследования представляют .par''.,,-'
боты современных ученых О.С^Богдановой, ,М.Г.Качурина, Н,0,;'
Корста, В.Г.Маранцмана, В.П.Медведева, 3,Я.Рез, Л;В.Тодрро~;';,
вэ и др. .' '.-". '.'.'" .-..- ':''.'.''''-І у'.- '';.'- V і''''- '' '.'

Такой аспект проблемы, как воздействие поэтического ело* .
ва на читателя,разрабатнвали А.А.Пртебня,В,М.Кирыунский,..' /
Б.Эйхенбаум, Р.О.йкобсрн, С.М.Лотман. Й.&рыно, Е.ЕткиндІ "
Говоря о восприятии, ученые имеют в. виду осознание, прризвег'
дения читателей, эмоциональное отношение к нему,'' понимание ':
і , '. авторской позиции, различая восприятие первичное и вторич-
\; ное, являщееся і гаультатры анализа. ;.'-;'"'.

I /В совращенной школе изучение лирики нередко страдает . ; у^лишний рационализирц, поэтому поиски, дискуссии последних

| ' лет являются выражением стремления обеспечить на уроке ат--'>.-

; <с мрсферу искусства, повысить: эмоциошльно-эстетич^ское врзде-

.', , йствие художественной литературы, в частности лирики,'на уча' .

? г ника, не >іаляя при этом познавательного аспекта. :-.

Деятельность Школьника в процессе чтения рарсматрива*

лась в трудах педагогов прошлого столетия Ф.Й.Буслаева, ;

|' . В.И.Водовозова, В.П.Острогорского, В.Я.Стоюнина, К.Д.Ушин-: ;
ского; в работах методистов XX века С.А.Абакумова, В.В.Го- >
лубкова, М.А.Рыбниковой, которые обосновали принципа твор- г ,
чадного, эстетического чтения, воспитания внимания к прэти- !
ческому слову. ',-' "' ' '' '" ;, - \ '-

> Современная методика располагает интересными данньши о ,

': восприятии произведений школьного курса., Однако осознание
';, чащимиея лирики вызывает ряд трудностей, обусловйенныкоср?/
бой'природой данного вида искусства; субъектевкреть» ревре- _.-'.
ния. Исследователи рямечают, с одной ' сторони'** возрастание
роли поэзии в вашей жизни, чшу способствует возврат общест
ву поэтического наследия "серебряного іекє", русского зару г'
бежья, а с другой-' невысокий ^уровень восприятие; 'неумение :.
осознать и оценить содержание к авторскую прзиц^ обрар;вк->
рического героя; незнание основ поэтического искусства,; что',
естественно, г'сази^ается на эстетическом развитии "личности, ;
которое, в'свою очередь, затрудняет постиуеше|осознанйВ"'г '
произведений лирики. і і- * - ' '/;,'..''

..':' . йібор материала диссертационного исследования Определился в результате анализа недостатков изучения лирики А.С.Пушкина, М.Ю*Лермонтова в 9 классе и поисков путей их преодо-. ления. Анкетирование старшеклассников показало, что многим учащимся свойственно поверхностное восприятие, безразличное . отношение к поэзии, что связано в первую очередь с непони-. Манием языка поэзии* содержательности художественной форин,

ведущее к- упрощенному, стандартному толкованию лирических
V произведений. В определенной степени сложившийся уровень уро
вень восприятия обусловлен ориентацией школы на воздействт ?
лирики в условиях.коллективного обучения, игнорирование диф-
':' фаренцаровакного подхода к содержанию учебного курса, к ин
дивидуальности восприятия каадого учащегося.
-::- -Цедь нашей-работы: дать теоретическое обоснование и
" провести.опытно*эксперимектальнуго проверку Основных направ
лений углубления.восприятия.лирики старшеклассниками. Из
^."возможных направлений.работы мы выбрали следующие:
,- учет личных психологических особенностей школьников, раз-
витие интереса к содержательности художественной формы лири
ческого произведения и графике стиха;
- - использование уроков "вхождения" і лирику и художествен
ный мир поэта и совершенствование встетического"образования
учащихся в целом при дифференцированном подходе к изучению
'поэзии. _.

Предмет: процесс формирования глубокого и адекватного '";-' восприятия лирических произведений девятиклассниками, а так- ' se условия, методы и приемы анализа, способствующие воспита-. юда творческого читателя. '',:-. .

Объект исследования: деятельность девятиклассников как .
.,. читателей лирики в условиях внутриклассного и Бнутрипредмет-
його дифференцирования.

'..,' Изучение состояния данного вопроса в теории и практике методики преподавания.литературы, анализ результатов, полу-.. ченных в ходе предварительного.эксперимента, позволили выдвинуть' следущую гипотезу:; углубление восприятия лирики про-. исходит наиболее активно; е условия?: днфгерениироватгого обучения, если особое внимание обращено па( . - содержательность, художественной г^орл-г. произведения;

на осознание графического расположения стихотворения;

на соотношение матду звучанием и значением слова;

на осознание слова в поэтическом контекста, причем обращение это должно проводиться целенаправленно и систе>.и-ткчески в курсе изучения Літератури.

Суть концепции исследования заключается в следующем. В ходе изучения лирического произведения ученику важно помочь найти "ключ" к адекватному прочтению: создать эноциона-лылй настрой на глубокое восприятие текста и осознание его содержания, сформировать умение понимать авторскую позицию, сочувствовать и со-лереживать лирическому герою, помочь школьнику полнее пр., ставить поэтическую картину мира, представленого в стихотворении.

В процессе изучения лирики необходим учет фактического уровня восприятия произведения и индивидуальных особенностей, возможностей ученика, как возрастных, так и личностных.

Необходимо развивать воображение целенаправленно и еис-тєматичє. ,;и, учитивая динамику его развития, активность учащегося в учебном процессе.

нередко учашеся ищут смысл лирического произведения за пределами содержательности его художественной cf.op.m в силу непонимания специфики лирики, невладения поэтическим языком. Следовательно, надо учить девятиклассника "со-творять".лирический образ шесте с автором, активизировать работу различных сфер его восприятия, т.е. учить постигать произведение в единстве его художественной 1ормы л содержания при соблюдении принципа индивидуального подхода в обучении.

В реализации "данной концепции особенно важно'опираться на индивидуальную работу, на использование комплексов икди-водуальных задач по развитию художественного мышления старшеклассников.

Особое значение в совершенствовании восприятия имеет ' обращение к графике стиха, что облегчает аостижение различшх уровней поэтического текста и способствует развитию чувства слова в контексте.

Реализаі -я поставленной цели и проверка выдвинутой гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

- изучить литературоведческую, психологическую, методическую,

'' ; .-, -" - Б - ,-

дидактичёсную' литературу по тше диссертации; . - исследовать состояние преподавания лирики в практике птколы; ' — определить базисные компоненты художественного восприятия і . старшего подросткового возраста и критерии развитого воеприя-'."'. тая поэтического произведения;

."'- _выявить и теоретически обосновать }фовия эффективного углуб-' -' . ленив лирики старшеклассниками';

- создать методическую модель изучения лирического произведен
-.' ния'иа основе осознания графического расположения лирическо
го текста; .. ," :.

- разработать и экспериментально проверить методические ре-
комевдации, направленные на активизацию восприятия лирики

''.' * при анализе поэтического произведения;

.-. выявить дополнительные условия, методы и приемы анализ* ч лирического произведения, способствующие постижению CBO'fc.-^ разия данного вида искусства, стимулирующиеработу воображе- . ния старшеклассников и активизирующие их восприятие;

- в ходе опытно-экспериментального обучения по активизации и
углублению восприятия выявить результативность индивидуаль
ной работы, направленной на осознание школьниками значимости

.художественной форды лирических прої ведений.-

Методологической основой исследования явились труды фи-' лософов, литерг.туроведов, дидактов и методистов о роли искусства в образовании и воспитании школьников. .-.': В работе использованы различные методы исследования: " -.теоретический анализ проблемы на основе изучения философ-:' ской, социологической, литературоведческой, педагогической, психологической, методической литературы'по проблеме диссер-VV'/'таїрюшного'исследования; '; . - анализ школьных программ, методических пособий;

- целенаправленное каблкдение за практикой преподавания лите-

: 'ратур», в частности лирики в школах г.Баргаула в течение 1986-.
88 учебных годов; .,'.-. ' ' . ,

- изучение и обобщение опыта работы учителей-словесников г.Ба-
',рнэ.ула и'села Курья Алтайского,края;

. - беседы с учителями и учащимися; N "."

. .'-""- массовое-анкетирование -учащихся 8-ІІ классов и обработка
[ данных анкет; '"';..

- '..:>::::'-'^-I ': - - б -

- анализ уогшх ответов и письменных работ учащихся;

7 эксперк еитальная проверка основних положений и методиче
ских рекомендаций диссертации, проведенная диссертантом и
учителями-словесниками.
: Исследование носило тёорётико-экспериментальшй харак-

, тер и проводилось в несколько этапов.
; 11а первом, етапе изучалась литература по проблеме иселе-

' ! давания, проводилось анкетирование учащихся, беседы с учите- ,.; лдаи и учзлчшиоя. На этом отапе определилась проблема, цель ; ; ' исследования, разрабатывалась теоретическая основа диссерта-і -J , ции (І986-88ГГ,).'

і і \ \ . : На, втором эъ ле был пров'еден констатируйте эксперименте '..: средних общеобразовательных школах и классах с углубленным .'':.,'' игучением литературы ІПІЇ5, 86 г.Барнаула, средней иколы села І' ' Курья, №14, 598, 822 г..Москвы, в школе будущего учителя при ;; і * МШУ имени В.И.Ленина.

.: 11а третьем этапе било организоване опытно-эксперкмента-

.?''.' і лыюе o6j знив, в ходе которого внедрялись методические ре-.' j ' комендации по изучению лирических п; оизведений, определялась І і их эффективность. Экспериментальная работа проводилась в гако-; лах КК-55,86 г.Барнаула и средней школе села Курья, студента-I і ми Барнаульского пединститута на педпрактике в школах города І ;' <І990-9Їгг.). '..'.

j ' .» На заключительна!, ІУ этапе проводилось корректирование '» . полученных данных, формулировались выводы.

Шучная новизна проведенного исследования состоит в сле
дующем: ,

- теоретически: обоснована и опытно-экспериментальным путем
доказана эффективность анализа лирических произведений с уче-

том графического расположения печатного материала; ' - выявлена эффективность таких видов индивидуальной работы :, ; > углублении восприятия лирического произведения, как ин- ' ; формативные, логические и. экспресс- карточки; индивидуали- зировапные задания при коллективной форме работы - этвдом; -разработана структура уроков "вхогдекия" в лирику; | разработана сидела методических рекомевдаций к урокам анализа лирики' с учетом конечной цали - формирования личностного отноления к поэтические произвелониям, что способствует

углублению восприятия литература в целом.

Практическая значимость исследования заключается в тпч% что оно дает учителю старшие классов конкретные научно обоснованные и экспериментально проверенные методические рекомендации, помогающие подойти к анализу лирического произведения нетрадиционно, усилить воздействие поэзии га-школьников, . найти приемы и работы, активизирующие ргОоту художественной мысли, углубить восприятие. Особое внимание обращено на создание комплекса индивидуальных заданий,, на поиск форм общения учителя с каїрдой личностью ученика.

Материалы исследования внедрена в учебный процесс школ
г.Барнаула к получили положительную оценку учителей. Оки т*'.,
'
гут быть использованы учителями- средних общеобразовательных
школ, классов с углубленным изучением литературы в ходе изу-
чения'лирической поэзии; при подготовке учебно-иетодичес*>1ас
пособий; преподавателями педагогических вузов в лекциях, а -'.
также на курсах по повышению квалификации преподавателей ' ,
при ИУУ. - , / -

" Достоверность выводов и рекомендаций автора подтвержда
ется данными массового констатирующего эксперимента и', опытно-
экспериментального обучения, проведеного учитблями-словесни-
ками средних общеобразовательных школ №55 (Репина В.П., Ду
бинина Л.Б., Шестаяова Т.Н.), F 66 (Реэяпкига Н.А.),. села Ку
рья (Кузнецова А.К.* Соколова С.В.), а также диссертантом в
школе Р 55 г.Барнаула; студентами Барнаульского пединститута
в различных школах города. Экспериментальная часть работы
проводилась на достаточно репрезентативном количественной
уровне (1600 уча'цихся). Результаты работы оценивались ні ос
нове анализа анкетных данных, бесед с учителями, работниками.
библиотек,„студентами-, устных и письменных ответов учащихся,
их творческих, работ. . ' , . ';,

Апробашя. Материалы исследования біли представлены на -

конференций иолодыхучэных в г.Липецке (І9Є9 г.), на зональ- *

ной научной конференции в г.Челябинске (T9S0 г.), в опублико-

вачной депонированно.': статье по .теме исследования. Результата

.'исследования использовались при "проведении одатно-.-эксперикэк-'

тального обучения в,ряде- такол г.Еартула (^5", 86, Є9), села

- 8 - ;.,

Курья Алтайского крал, в школах 14, 98 г.Москш, в МИГУ име-

им В.И.Ленина, в Барнаульском пединституте, на заседаниях ас
пирантского объединения филологического факультета МПГУ.

Основные положения, выносите на завіту;

- нп уроках литературы в старших классах особенно ванна уста- -'
; новка на развитие личностного восприятия лирического произве-.

, дения, на осознаше значимостихудожественной формы eroj '; - развитие и углубление художественного восприятия лиричесяо-, , , го ироизведепия теснейшим образом связано с особенностями раэ-; І вития .. воображения, потому составной"частью изучения лирики і і должны стать задания, направленные m развитие воображения,: )"' причем особое вше лие целесообразно уделять индивидуальной ' і работфак одного из аспектов дифференцированного обучения; і - '-"вство слова является основополагающим элементом глубоко- ; ; го и .адекватного восприятия лирического произведения; критерием его развития является понимание сооткоаениа мевду звучанием и значением, осознанием слова в поэтическом контексте и ' изменения го значения в зависимости от контекста; ' ' - необходим комплекс индивидуальных заданий по изучению лири- ;

ки, а также для уроков "вхотвдения" в поэзию, в поэтический І мир художника слова;вариативное использование индивидуальных ' заданий на уроках "вхождения" антивизифет восприятие лирики, углубляет постижение идейно-художественных-особенностей стихотворения, содержательности художественной ,$орш его, в том

* числе, через осознание графики'стиха. : ' ;