Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческие задания в процессе фортепианной подготовки учителя начальных классов Стахи, Татьяна Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стахи, Татьяна Александровна. Творческие задания в процессе фортепианной подготовки учителя начальных классов : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Моск. пед. ун-т.- Москва, 1992.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-4/2190-1

Введение к работе

Актуальность. Проблема подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности остается одной из важнейших на всех этапах развития общества. ' На протяжении истории развития педагогики вопросы повышения эффективности воздействия используемых педагогических методов на формирование активной, творчески мыслящей личности являлись главной заботой'педагогов-новаторов. Особенно важна в связи с этим проблема подготовки учителя, сочетающего профессионализм и общий высокий уровень духовной культуры, умеющего использовать лучшие достижения предшествующей педагогической практики и находить свои пути совершенствования процесса обучения.

Важную роль в решении проблемы воспитания личности учителя может сыграть искусство как одна из форм общественного сознания, концентрирующая в себе духовный опыт человечества и полностью основанная на творческом воплощении данного опыта. Общение с искусством духовно обогащает личность, приобщает ее к наивысшим достижениям человечества. Исскуство предполагает такую деятельность, все компоненты которой (создание, исполнение, восприятие) связаны с творчеством. Поэтому именно в общении с ним процесс формирования такой деятельности представляется наиболее разносторонним и полным.

Существование различных толкований понятия "творчество" (творчество как процесс, как результат деятельности, как качество личности) обуславливает необходимость уточнения, какое из них имеется в виду в данном исследовании. Так как студент-немузыкант не может сочинить музыкальное произведение, представляющее историческую и художественную ценность, более объективной в данном случае является трактовка творчества как особого рода деятельности.

Предлагаемое нами рассмотрение творчества, как процесса самостоятельного поиска студентом необходимых музыкальных выразительных средств для создания музыкального материала, является малоизученным подходом к понятию "творчество".

Вопросы развития творческого потенциала личности раскрываются в трудах русских и советских педагогов (Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С.Т.Шацкого, В. И. Ильина, В. А. Кан-Калика, К В. Кузьминой, В. А. Сластенина, 0. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажнико-

- 2 -вой). Высказывается мнение, что формированию личности в этом плане может способствовать системный подход в обучении. В их работах прослеживается общее мнение, что к исследованию любого явления надо подходить с точки зрения системности, иначе рассматриваемый объект предстанет перед нами в неполном, ущемленном виде, что, как следствие, не позволит объективно оценить не только качества самого явления, но и его связей с окружающей действительностью. Необходимость построения всего процесса подготовки учителя и учебного предмета, в частности, на такой основе утверждается в исследованиях советских педагогов: С. И. Архангельского, В. А. Сластенина, В. В. Давыдова, Е В. Кузьминой. Формированию профессиональной готовности студентов к музыкально-эстетической работе в начальной школе на основе построения системы музыкально-педагогического процесса посвящена работа Т. Д. Сусловой; формированию системности знаний - исследование Э. Э. Карповой. Однако проблема формирования профессионально значимых качеств учителя начальных классов, необходимых ему на уроке музыки, не являлась до настоящего времени объектом специального исследования. Общие вопросы формирования профессиональных качеств студентов, будущих педагогов, разрабатывались в трудах В. А. Сластенина, А. И. Щербакова, Л. Ф. Спирина. Формированию профессионально значимых качеств учителя музыки посвящены работы Л. Г. Арчажниковой (исполнительские, лекторские, музыковедческие), В. И. Муцмахера (внимание, память, воображение, воля). Вопросу выяснения качеств, значимых в педагогической деятельности учителя начальных классов, уделяется внимание в работе Р. К Миттельмана. Однако отсутствуют специальные исследования по вопросу формирования наиболее значимых профессиональных качеств учителя начальных классов, ведущего уроки музыки, что неблагоприятно сказывается на процессе его специальной подготовки. Разработка данного вопроса в рамках инструментального обучения есть новый этап в решении проблемы развития профессионально значимых качеств студентов педагогических вузов. Среди них предлагается выделить: способность эмоционального отклика на музыкальное произведение, ассоциативное мышление, способность к элементарному музицированию, эмоционально-богатая речь. Это обусловлено тем, что формированию этих качеств не уделялось достаточно внимания в научно-педагогической литературе, что неблагоприятно сказывается на профессиональной деятельности учителя.

Среди разнообразных путей решения данной проблемы (формирование профессионально значимых качеств учители) нами был избран метод творческих заданий, служащих интегральным элементом системы обучения игре на фортепиано будущих учителей начальных классов и сама постановка которых определяет продуктивный путь их выполнения. В научной литературе вопросам эффективности воздействия творческих заданий на формирование- профессиональных качеств личности придается большое значение. Так, П. Я. Гальперин и В. Л. Данилова освещают проблему воспитания систематического мышления в процессе решения творческих задач. Т. Г. Браке рассматривает систему творческих задач как стимул развития творческого потенциала учителя литературы.

Вся практика музыкального исполнительства построена на воспитании личности музыканта. Ни один видный педагог не обошел в своей работе это направление процесса инструментального обучения (Г. Г. Нейгауз, С. Ляховицкая, М. К Баринова, Л. А. Баренбойм), и среди путей решения этой проблемы ими предлагается приобщение учащихся к сочинению музыкального материала.

Различные аспекты использования творческих заданий раскрыты в диссертационных работах Л. Дмитриевой ( развитие чувства формы), Л. Н. Демьянчук (формирование музыкально-эстетических интересов), Т. В. Нагорной (формирование навыков эмоционально-сознательного восприятия музыки), В. Д. Шульгиной (развитие слуховой сферы), Э. А. Скрипкиной (развитие сознательности и эмоциональности), ЯЯБирзкопс (формирование фортепианно-исполнительских качеств).

Тем не менее'остаются нераскрытыми отдельные вопросы использования творческих заданий в обучении, в частности, такие, как определение их роли в системе процесса обучения, зависимость выбора заданий от профессиональной ориентации студентов. Проблема формирования профессионально значимых качеств учителя на инструментальных занятиях путем использования заданий, ориентированных на продуктивное решение, включающих в себя не только создание музыкального материала, но и более широкий комплекс элементов обучения (например, некоторые выразительные средства смежных искусств) , не была исследована ранее. Творческие задания рассматриваются в исследовании как задания, предполагающие неоднозначный, творческий подход к их решению (привнесение в него новых элементов) и в то же время способствующие развитию профессио-

- 4 -нальных качеств личности студента. Таким образом, недостаточная разработанность проблемы формирования творческого потенциала и профессионально значимых качеств будущих учителей, отсутствие методики использования творческих заданий в процессе профессиональной подготовки студентов в инструментальном классе определяют актуальность темы исследования.

Объект исследования - фортепианная подготовка студентов педагогического факультета.

Предмет исследования - процесс формирования профессионально значимых качеств будущего учителя начальных классов в условиях инструментального обучения.

Цель работы заключается в определении места и роли творческих заданий в профессиональной подготовке учителя и разработке методики целенаправленного формирования посредством применения этих заданий профессионально значимых качеств студентов.

В исследовании выдвинута следующая гипотеза:

уровень сформированное профессиональных качеств учителя начальных классов, необходимых для проведения урока музыки, в значительной степени обуславливается использованием в практике инструментального обучения заданий, ориентированных на творческое их решение, а также основанных на взаимовлиянии нескольких видов искусства (музыки, живописи, поэзии).

В соответствии в выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Определить те специфические профессионально значимые качества учителя начальных классов, которые необходимы ему на уроке музыки.

  2. Уточнить и расширить профессиограмму учителя начальных классов.

  3. Разработать критерии сформированное профессиональных качеств учителя, необходимых ему для проведения урока музыки.

  4. Раскрыть значение творческих заданий в процессе формирования профессионально значимых качеств учителя.

  5. Разработать серию заданий, основанных на взаимовлиянии нескольких видов искусства.

1/етодологической основой исследования являются: положения философии о необходимости рассматривать любое явление во взаимодействии с окружающей действительностью, о системном подходе в познании явлений; положения теории И К. Анохина об опережающем

отражении; теоретические исследования психологов и педагогов эмоциональных процессов психики человека и их влияние на творческую активность индивида.

В ходе работы над темой использовались следующие методы научно-педагогического исследования: теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы, а такке специальных исследований, посвященных вопросам музыкального исполнительства и методики музыкального воспитания; целенаправленное педагогическое наблюдение; анкетирование студентов; педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в три этана на протяжний шести лет (1985-1991 гг) на базе Кишиневского государственного педагогического университета им И. Крянгэ. Первый этап работы (теоретико-поисковый, 1985 - 1987 гг) бил посвящен анализу теоретических изысканий в исследуемой области научного знания, разработке иси-холого-дидактической основы' для проведения педагогического эксперимента. На втором этапе работы (экспериментально-поисковом, 1987-1989) разрабатывалась экспериментальная методика исследования, уточнялись методы педагогического воздействия. На третьем этапе работы (экспериментальном, 1989 - 1991) было проведено экспериментальное обучение, которое осуществлялось в естественных условиях, непосредственно на индивидуальных занятиях по обучению игре на фортепиано студентов, будущих учителей начальных классов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

уточнена профессиограмма учителя начальных классов;

определены специфические профессионально значимые качества будущего учителя и рассмотрена возможность их формирования ка занятиях по фортепиано;

выявлены педагогические условия формирования данных качеств личности учителя: направленное руководство со стороны педагога; ознакомление со средствами выразительности нескольких видов искусства; формирование начальных исполнительских знаний и умений; использование в обучении серий творческих заданий, отражающих относительно полно структуру будущей педагогической деятельности студента и построенных на принципе постепенного усложнения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- разработана методика, позволяющая целенаправленно влиять на формирование профессионально значимых качеств будущего учителя. Она может быть использована преподавателями педагогических институтов, музпедучилищ. После необходимой трансформации предлагаемая методика может быть применена в обучении студентов других специальностей (воспитатель дошкольных учреждений, учитель музыки).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Творческие задания являют собой интегральный элемент системы процесса индивидуального обучения игре на фортепиано будущих учителей начальных классов.

  2. Уровень сформированное!!! профессионально значимых качеств учителя зависит от целенаправленного отбора вышеназванных заданий в соответствии с профессиональной подготовкой студентов.

  3. Использование средств художественной выразительности смежных искусств способствует лучшему осознанию выразительности музыкальных средств и сочинению музыкального материала.

  4. Формирование профессионально значимых качеств осуществляется на основе взаимосвязи музыкальных знаний и инструментальных "умений, проявляющихся в ходе выполнения специальных заданий, ориентированных на продуктивное решение (ассоциирование, сочинение, вербальные характеристики, эскизное разучивание).

Апробация результатов исследования осуществлялась "в процессе экспериментальной работы на педагогическом факультете Кишиневского государственного педагогичзского университета, через опубликование научно-исследовательких материалов, в ходе выступлений с докладами на научных конференциях 1987 - 1991 гг (Кишинев, Херсон, Москва, Целиноград).