Введение к работе
СІ8Д1:"І І.
і'-.узііактуальность исследования. Советское общество, входящее се-г$кдоія1 в условия новых социально-экономических отношений,предъяв-;РЙЙЙЙ1общеобразовательной и высшей школе требование радикалышх преобразований не только реального,да и гуманитарного образования, эстетического воспитания, направленных на обогащение сферы духовных потребностей личности. Решению задачи во многом способствует изучение исторического опыта отечественной педагогической иысли, дальнейшее углубление связей с духовной, художественной культурой предшествующих поколений. Важная роль в этом принадлежит исследованиям исторического характера.
История отечественного музыкально-педагогического хорового образования в настоящее время в значительной степени изучена (О.А.Апраксина, Д.Л.Локшин, а также В.И.Адищев, В.А.Васильев, В.С.Елисеева, Л.В.Кикнадзо и др.). В то же время, деятельность ряда крупнейших представителей русского музыкального искусства и педагогики,оставивших яркий след в деле подготовки педагогов-музыкантов (А.Д.Кастальского, В.С.Орлова, С.В.Смоленского и др.), не нашла должного освещения в педагогических исследованиях исторического характера.
Значительный вклад в методику и практику подготовки учительских кадров внес В.С.Орлов (1857-1907 гг.)- выдающийся русский хоровой дирижер и педагог. С его именем связан расцвет отечественного хорового исполнительства. В.С.Орлов явился одним из инициаторов, организаторов и активных участников перестройки на. про-.грессивных принципах дела подготовки учителей пения.всего хорового образования в России. Он является воспитателем многих крупнейших деятелей хоровой культуры, музыкальной педагогики: Н.М.Да-нилина, В.П.Степанова, П.ГЛеснокова и других.
Литературные источники.раскрыващие жизнь и творчество В.С.Орлова немногочисленны. Наиболее известным источником разнообразных сведений является сборник "Памяти B.C.Орлова"*. Он раскрывает отдельные стороны биографии и личности Орлова.Особую ценность представляет публикация А.В.Никольского "Василий Сергеевич Орлов"2. В ней раскрывается ряд положений методики хормейстер-
1 Памяти B.C. Орлова. 10 ноября 1907 г.: Некролог, статьи и речи. - М.: Тип. В.А. Дданович, 1907. - 50гс.
Никольский А.В. Василий Сергеевич Орлов // Хоровое и регентское ДЄЛО.-І9ІЗ. - й II.- C.I72-I77. - № 12. -Ъ. 195-201.
ской работы B.C. Орлова,дается характеристика ого днригэрских качеств.Дореволюционная периодическая печать достаточно часто освещала концертную деятельность В.С.Орлова.Но сведения,содерк: щііося в кратких заметках,носят частный, эпизодический характер, целом,в дореволюционные года,педагогическая и хормейстерская д ятельпость В.С.Орлова по стала предметом специального исследовг тт.
В советский период данные вопроси такг:о не стали предаотої специального изучения. В кмещахся публикациях констатируется факты,уго известные раноо. Краткое изложение биографии и хормєі стерской деятельности В.О.Орлова содержится в книге Д.Л.Локшина , некоторые сведения имеются в исследованиях В.С.Елнсзевоіі і В.А.Васильева*, отделись стороны .музыкально-просветительской деятельности освещены в работах Т.М.Зацошшой и В.П.Ильина .
3 то не время, муошкільнс—педагогическая и хормейстерская деятельность В.С.Орлова и сегодня представляет несомненный пра тический и научный интерес. Ее изучение позволит глубже понять прогрессивные тенденции развития русской музыкальной педагогак uozei оказать помощь в реаешш актуальных методических вопросе перестройки современного музыкально-педагогического образовали
Исходя из этого мы избрали тепой исследования "Содержание метода непрерывного хорового образования и подготовки муэыкаль ш-педагогических кадров в России конца XIX - начала XX века (из опыта творческой деятельности B.C. Орлова)"
Объект исследования - отечественное хоровоо музыкалыю-ль дагогическое образованно и русская хоровая культура конца XIX
* Локшн Д.Л". Ввданциеся русские хоры и их дирижеры. - Ї.Е. :Муз-гиз, 1953. - 0. 34-42.
2 Елисеева B.C. К.Н.Данилин, его значение в становлении лирике
ско-хорового образования в СССР // Памяти H.U. Данилина. Пне
>ла. Воспоминания. Документы. - !.!.: Советский композитор, Ш
С. I09-DW: Васильев В.А. Из истории дирикерско-хорового об]
зования. - Л.: 1979. - С. 12-13.
3 Зацепина Т.М. О народности русского хорового искусства и пр<
светительской деятельности хоровых коллективов в конце XIX -
начала ЇХ века // Вопросы русской и советской хоровой культ;
ры. - Ы., 1975. - Вып. 23. - С. 6-41; Ильин В.П. Очерки иск
рии русской хоровой культуры. Ч. I. - Ы.: Советский компози-
тор, 1965. - С. I6I-I66.
начала XX века.
Предметом нашего исследования является педагогическая, хормейстерская деятельность В.С.Орлова,ее влияние па постановку музыкально-педагогического образования и развитие хоровой культури.
Цель исследования - виявить, проанализировать и обобщить пршщшшалыше положения методики музыкально-педагогической, хормейстерской деятельности B.C. Орлова, которые но утратили своей актуальности для современного музыкального образования и могли бн способствовать его более эффективной перестройке.
Задачи исследования:
-
Показать процесс становления художественных, музыкально-педагогических воззрений З.С. Орлова.
-
Выявить основные направления творческой деятельности В.С.Орлова.
-
Проанализировать и обобщить методику хормейстерской деятельности В.О. Орлова.
-
Раскрыть содержание и методы работы B.C. Орлова по подготовке музыкально-педагогических хормейстерских кадров.
Методологической основой исследования явилось научно-материалистическое учение о роли искусства в обществе и формировании общей культуры личности. Ын опирались па принцип историзма, рассматривая события и факты в связи с условиями конкретной исторической эпохи.
Метода исследования. Выявление, обобщение литературных источников и архивных материалов. Сравнительный анализ источников и фактов. Изучение источников мемориального характера. Метод экстраполяции от исторических фактов к современности.
Источниковедческую базу исследования составили, главным образом, архивные материалы. Наїли были обследованы фонда Центрального государственного исторического архива СССР в г.Ленинграде, Центрального государственного архива литературы ц искусства СССР,отделы рукописных фондов Государственной библиотеки имени В.И. Ленина, Центрального государственного архива древних актов, Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки. В данных архивах выявлен и изучен значительный фактологический материал о хизии и деятельности B.C. Орлова,его педагогической и хормейстерской работе. Большинство архивных материалов впервые вводится в научную литературу. Кроме архивных источников в исследовании широко использована дореволюцион-
нал периодическая печать, обобщающие труда современных авторов попроблегсш отечественного музыкального, педагогического образования и воспитания.
Научная новизна. Автором дано целостное представление о деятельности B.C. Орлова, раскрыты содержание и методы' его работы по подготовке музыкально-педагогических хормейстерских кадров, показана технология и особенности работы с хором, выявлен разносторонний вклад в отечественную хоровую культуру, музыкальное просвещение, воспитание и образование.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе на музыкально-педагогических,ди-рижерско-хоровых отделениях и факультетах педагогических и музыкальных учебных заведений: при чтении курсов лекций по истории музык- хорово-х) "«—'.ствг *-етод"Ч" іпганкального воспитания; проведен^- пр; ниче-- J4'** по *еории музыки,солъфедхио,дирижированию -..ороведению в организации и проведении учебно-репетиционной работы хоровых классов.Материалы исследования могут быть использованы для организации учебного процесса музыкально-педагогических учебных заведений и дальнейшей научной разработки проблем истории отечественной музыкальной педагогики и хорового искусства.
Результаты исследования апробировались: в докладах на научных конференциях в Пермском пединституте (1982-1988 гг.), на областных научно-практических конференциях (г.Пермь, IS86, 1988), межвузовских научно-теоретических конференциях (г.Глазов, 1985); в ходе обсуждения подготовляемых к печати статей; в процессе обсуждения диссертаций на кафедре пения и методики музыкального воспитания ШПИ им. В.И. Ленина, на кафедро музыки Пераского педагогического института.