Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Се Юнхуэй

Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа»)
<
Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа») Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа»)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Се Юнхуэй . Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа»): диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Се Юнхуэй ;[Место защиты: Московский педагогический государственный университет. Официальный сайт www.mpgu.edu].- Москва, 2015.- 237 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Обучение изобразительному искусству в общеобразовательных школах россии и китая. история и теория обучения

1.1. Общекультурные и эстетические условия становления современной системы обучения изобразительному искусству в школах России и Китая .34

1.2. Методические основы обучения изобразительному искусству в российских и китайских школах 79

1.3. Рисование с натуры как основной вид изобразительной деятельности в процессе обучения основам изобразительной грамоте 92

ГЛАВА 2. Экспериментальная апробация методики обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа»

2.1.Апробация методической системы обучения российских школьников китайской живописи «гохуа» 113

2.2. Ход экспериментального исследования (констатирующий, поисковый и формирующие этапы ) 126

2.3. Методика эффективности процесса обучения изобразительности искусству российских и китайских школьников традиционной китайской живописи «гохуа» 141

Заключение 150

Список литературы

Методические основы обучения изобразительному искусству в российских и китайских школах

Прежде чем рассматривать особенности методики обучения изобразительному искусству в таких странах как Россия и Китай, следует особое внимание уделить общекультурным и историческим факторам, оказавшим влияние на становление образования, так же специальным условиям, в которых проходил данный процесс. Россия и Китай являются крупнейшими странами мире и обладают уникальным историческим и культурным наследием. Одним из важнейших достояний в этой сфере является своеобразная эстетика данных культур, которая с одной стороны берет свои истоки в жизни народа, с другой стороны в переосмыслении опыта соседних культур.

Любой опыт народа - духовный, культурный, опыт практических умений, навыков или теоретических знаний, накапливается из поколения в поколение, и независимо, идет ли речь о существовании института образования в данном обществе, или нет, все равно существует опыт оптимальной - в условиях данной культуры - передачи знаний.

Именно в условиях данного опыта происходит развитие системы образования. Поэтому для того, чтобы точнее разобраться в ценностных ориентирах и методах образования в тои или иной сфере – необходимо учитывать подобный опыт и его культурны условия.

Также данный опыт позволяет интегрировать знания разных областей и обеспечить их максимально эффективное использование на практике. Тем более это актуально в современных условиях, когда происходит активное соприкосновение и взаимодействие не только культур, но и систем образования.

Итак, рассмотрим более подробно условия становления российской системы образования, для того, чтобы определить ее основные особенности, которые позволят активно интегрировать авторскую методику обучения китайской национальной живописи «гохуа» в общеобразовательной российской школе. Также необходимо выявить те ее фундаментальные принципы, на которых должна базироваться подобная авторская методика, а также выявить те позиции, по которым она может расширить и разнообразить возможности учебного процесса в сфере обучения изобразительному искусству.

Таким примером являются организация многих ученых заведений, в том числе вузы.

Опыт академий изобразительных искусств был заимствован из Европы, где подобные учебные заведения появились значительно раньше. Основой для их появления стали частные школы Просперо Фонтаны, Кальварта. Так появляются старейшие учебные заведения подобного профиля, а именно в Академии рисунка во Флоренции, которая был открыта в 1563 году, Академия св. Луки в Риме (1577 г.) и «Академия, вступившая на верный путь» братьев Карраччи основанная между 1585 и 1588 годами.

До этого, в эпоху Возрождения, существовали мастерские, так называемые боттеги, но они, в отличие от академий, существовали за счет средств одного или нескольких частных лиц, тогда как академии финансировались за счет государства или общин, что обеспечивало им общественную поддержку и государственное значение как основных поставщиков с высокой квалифицированной подготовкой, способных выполнять работу в соответствии с государственными требованиями.

Одной из самых значительных и известных академий становится Болонская академия. Она была основана Людовиком Карраччи и его двоюродными братьями — Агостино и Аннибале. Их заслуга заключалась прежде всего в том, что они поставили обучение изобразительному искусству на научный уровень. По их мнению, достижение высот в искусстве живописи прежде всего зависит от правильного научного обоснования отдельных положений рисунка и живописи. В этом они ссылались на мнение выдающихся художников Возрождения.

Однако стоит отметить, что связь науки и искусства в европейской культуре прослеживается еще задолго до возникновения первых академий. Так, например, уже в древней Греции представителями Сикионской школы, а именно Панфилом, рисование было введено как общеобразовательный предмет в систему обучения знатных детей, а так же и детей свободных граждан. Так, Плиний писал, что «благодаря ему сперва в Сикионе, а потом во всей Греции было установлено так, что свободные дети прежде всего учились рисованию, то есть живописи на буковом дереве, причем это искусство было включено в число предметов первоначального образования» (Варнеке Б. Плиний об искусстве. Одесса, 1918, с. 50 цитата приводится по Рост.) Так же этот автор указывает, что на дверях той школы была высечена надпись: «Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии». (Варнеке Б. Плиний об искусстве. Одесса, 1918, с. 50 цитата приводится по Рост.)

Также известно, что представители таких школ древней Греции как Сикионская школа, Фиванская и Эфесская призывали своих учеников старательно изучать законы природы и науку. Так в школах изучалась перспектива и некоторые аспекты визуального восприятия, анатомия, математика, теория пропорций и т.д.. Об этом говорят не только сохранившиеся документальные свидетельства, но и сами произведения искусства, такие например, как работы Фидия, который мастерски использовал условия зрительного изменения формы в пространстве, для того что бы большие статуи смотрелись пропорционально с учетом того, что люди смотрят на них снизу вверх.

Именно греческие художники заложили в основу обучения изобразительному искусству рисунок, который как учебная дисциплина был напрямую связан с рисованием с натуры. Опыт античных художников, пусть и не в целом, но все же сохранился на базе новых культурно-эстетических основах средневековья и был вновь переосмыслен художниками эпохи Возрождения и был положен в основу художественного метода той эпохи.

Именно этот опыт был воспринят создателями первых академий в Европе. Следует отметить, что такой подход вполне оправдан и предопределен общими эстетическими и культурными особенностями развития европейской цивилизации. А именно с функцией и назначением искусства.

Так, например, для западной цивилизации характерно сюжетное значение произведения изобразительного искусства. Это связано с его информативной функцией. Примером этому служит отношение к искусству правящего класса средневековья. Так, Карл I Великий (король франков) был коронован в Риме и являлся правителем первой западной империи средневековья. В ее состав входили Франция, Южная и Западная Германия, современная Бельгия и Голландия. Его государственность опиралась на религию. Сам Карл был выдающимся организатором и дальновидным политиком. Не имевший возможности в юном возрасте получить образование, он в более зрелом возрасте старался учиться грамоте и даже в походах всегда имел при себе приборы для письма. Император старался привлекать к своему двору образованных людей и искусных мастеров. Кроме этого:

Рисование с натуры как основной вид изобразительной деятельности в процессе обучения основам изобразительной грамоте

Дальнейшая практическая работа строится на расширении изобразительных материалов и техник. Так, учащиеся знакомятся с техникой печатной гравюры на картоне. Это задание позволяет им закрепить навыки организации композиции с точки зрения организации ритма пятен, пропорций всех элементов изображения для создания иллюзии покоя, статики или динамики. Аналогично строиться работа с цветом. Так же на примере жанра натюрморта учащиеся закрепляют свои навыки работы с цветом. Также организация образного состояния изображения ставится основной задачей. Теперь необходимо подобрать цветовую гамму, которая помогла бы передать эмоциональные характеристики художественного образа. Так, например натюрморт может быть торжественным, праздничным, лирическим, камерным, таинственным и т.д.

Данное задание несомненно способствует развитию фантазии ребенка, обостряет его чувство прекрасного. Тем не менее, малое количество времени и заданий посвященных рисованию с натуры и построению предметов может во многом попрепятствовать учащемуся воплотить собственный замысел, так как одно дело представить предмет, и совсем другое его убедительно нарисовать.

На данном этапе обучения может возникнуть опасность невозможности технического исполнении данной работы из-за неумения учащихся убедительно изображать конкретные предметы.

Таким образом, мы в очередной раз должны подчеркнуть, что изучение натуры и, в частности, основ рисунка как фундамента изобразительной грамоты должно занимать значительное время в учебной программе, так как именно практические навыки, полученные в результате работы с натуры, позволяют не только успешно реализовывать творческие замыслы на более поздних этапах обучения, но и сформировать определенные навыки восприятия и познания окружающего мира.

Итоговое задание в данном подразделе, подтверждает подобное высказывание. Очень интересно сформулирована тема для натюрморта – «Натюрморт-автопортрет». В данном задании учащимся представляется возможность рассказать о себе, своем характере посредством языка предметов и живописи.

Эти две составляющие дают возможность передать то уникальное эмоциональное состояние, которое свойственно каждому человеку и в то же время применить для этих целей возможности изобразительного искусства.

Однако, следует отметить что для выполнения такого задания необходима предварительная подготовка. Дети должны, во-первых, обдумать сюжетную составляющую, во-вторых, постараться проработать отдельно каждый элемент изображения – прорисовать предметы, которые планируется вводить в изображение натюрморта.

Следующих два раздела посвящен изучению портрета и пейзажа. На каждый из них отводится по 12 академических часов. Практические задания данных разделов организованы по тому же принципу, что и в рассмотренном нами разделе, посвященному натюрморту. Необходимость подробного рассмотрения данных разделов в представленном диссертационном исследовании не представляется убедительным, так как мы соотносим подобный материал с обучением традиционному виду китайской живописи – «гохуа», который представлен в основном жанром «цветы и птицы», который в западноевропейском искусстве соотносим с жанром натюрморта и анималистическим жанром.

Однако отметим, что каждый из данных разделов начинается с вводной беседы на подготовленном заранее визуальном материале, продолжается изучением академических основ построения изображения на плоскости. Так, в портрете - это изучение пропорций лица, в пейзаже – перспектива.

Актуальным остается применение выразительных средств используемого материла для реализации композиционных задач, а так же стремление к раскрытию эмоционального состояния изображений посредством средств художественной выразительности. Количество же работ, выполненных с натуры значительно уступает работам по представлению.

Подводя итог анализу программ 5- 6 классов по изобразительному искусству, составленной под редакцией Б.М. Неменского, следует отметить следующее.

Данная программа основана на необходимости раскрытия перед учащимися основ изобразительного языка искусства. Поэтому, основной упор делается на ознакомление учащихся со средствами выразительности той или иной изобразительной техники, а так же передачу эмоциональной характеристики создаваемого художественного образа. В большей части практические задания представлены рисованием по представлению.

Это связано, в первую очередь, с особенностями концепции общедидактического подхода к вопросам обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. По мнению составителей данной программы – главное раскрыть перед учащимися эмоциональную сферу искусства, его роли в передачи эмоционального опыта и уникальной психологической среды, которая является уникальным инструментом в познании окружающего мира. Даная программа отличается от программы, составленной под редакцией В.С. Кузина в первую очередь тем, что в ней не достаточно раскрываются методические возможности рисования с натуры.

С другой стороны, в программе, составленной под редакцией В.С. Кузина, менее структурирован опыт обучения студентов средствам изобразительной выразительности и приобретения навыков композиционного мышления, а также в меньше степени задействована эмоциональная сфера учащихся, которая способствует развитию ассоциативных форма мышления и методов отбора выразительных и наиболее характерных свойств натуры с целью придачи художественному образу большей эмоциональной и изобразительной выразительности. Для завершения подробного анализа учебных программ по которым ведется обучение в общеобразовательных школах России по предмету «Изобразительное искусство», необходимо проанализировать программу, под редакций С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева, М.В. Кармазина. Данная программа по изобразительному искусству представлена в двух частях в пятом и шестом классе. Для нас больший интерес представляет первые книги (часть 1) как в пятом, так и шестом классах, так как именно эти части посвящены станковой живописи, графике и композиции, а следовательно, в большей степени соответствуют тематике нашего диссертационного исследования.

Ход экспериментального исследования (констатирующий, поисковый и формирующие этапы )

Методические основы данного учебного издания и учебной программы, входящей в его состав, держатся на тех принципах и методах обучения, которые прошли годы апробации в стенах Академии художников и пропагандировались такими выдающимися мастерами и деятелями русского искусства как П.П. Чистяков, И.Н. Крамской, И.Е. Репин. Данный опыт был тщательно проанализирован и систематизирован для дальнейшего применения в рамках общеобразовательной программы по изобразительному искусству. Особое значение в этом процессе сыграла деятельность академика, лауреата государственных премий, талантливого художника – педагога – В.С. Кузина.

Его работы в этой области методики обучения изобразительному искусству, а так же психологии художественного творчества, множество раз переиздавались, дополнялись и каждый раз совершенствовались. Рассматриваемый учебник является великолепно дополненным и максимально адаптированным к нуждам современной школы.

Фундаментальные основы классической академической школы, лежащие в основе данной программы, позволяют максимально раскрыть перед учащимися все сферы и грани художественного творчества, и самое главное научить их применять опыт искусства как уникального средства познания мира, природы и неповторимого эстетического и духовного наследия человечества.

Данная программа составлена с учетом всех современных требований к процессу обучения в общеобразовательных школах. Так, в процессе обучения изобразительному искусству активно задействуются компьютерные технологии, что позволяет в целом активизирует познавательную деятельность учащихся, так как обращается к знаниям которые учащиеся получают на занятиях различными дисциплинами и учебными предметами.

Кроме этого данная программа не просто учебник с последовательно размещенными практическими заданиями и теоретическими рекомендациями, а целый комплекс учебных средств. Так к каждому курсу прилагается: - рабочая программа; - учебник; - электронное приложение к учебнику; - методические пособия для учителей; - методическая поддержка содержания обучения доступная в электронных ресурсах.

Такой подход позволяет создать насыщенную учебным материалом среду, в которой все информационные блоки активно взаимодействуют и дополняют друг друга. Такой подход позволяет реализовывать учебный процесс максимально эффективно.

Рассмотрим более подробно данную программу. Учитывая тему нашего диссертационного исследования, для нас наибольший интерес представляет первая часть учебника, в который рассматриваемый блок – Изобразительное искусство.

Рассмотрение данной программы начнем с первой части пятого класса общеобразовательной школы.

Рассматривая содержание данного учебника, можно выделить два основных раздела, первый из которых посвящен рисунку, живописи и композиции, а второй – Архитектуре, скульптуре и дизайну.

Подробное рассмотрение второго раздела в рамках представленного диссертационного исследования нам представляется нецелесообразным, в отличие от первого.

Итак, первый раздел посвящен основным понятиям русской академической художественной школы, каждое из которых соответствует учебным дисциплинам в учебных заведениях художественного профиля всех уровней, а именно – рисунку, живописи и композиции.

Подраздел «Рисунок» знакомит учащихся с видами графического искусства и значением самого понятия рисунок.

В данном разделе представлена подробная информация о «грамматике изобразительного искусства» - рисунком [76, с. 7], изобразительных средствах графики - линией и пятном, рассматривается роль тона. Также в этом разделе дается информация о видах печатной станковой графики – гравюрой, ксилографией, линогравюрой и офортом. Практическое задание после этого подраздела представлено как нахождение подробной информации о технологии выполнении данных видов графики. Также предлагается сравнить некоторые конкретные образцы с точки зрения специфики их изобразительной выразительности. Здесь, необходимо отметить, что каждое задание во всех разделах подразумевает подобный вид работы.

Следующий подраздел посвящен знакомству учащихся с линейной перспективой и ее роли в создании реалистично убедительного изображения. Здесь раскрывается значение основополагающего понятия в академическом рисунке – конструктивного построения. Особенно хочется отметить, что материал в этом разделе подан с максимальной опорой на научные знания в этой области. На схемах подробно показано устройство глазного аппарата и схема восприятия изображения на сетчатке.

Также данный раздел снабжен начальными сведениями о психологии человеческого восприятия, объясняющим саму сущность линейной перспективы. В данном разделе рассматриваются такие понятия как точка схода, линия горизонта, а так же приводятся примеры использования линейной перспективы для создания убедительного, грамотного и реалистического изображения.

Практическое задание соответствующее данному подразделу заключается в выполнении рисунка автомобиля с учетом этапов работы, соответствующего грамотному созданию реалистического изображения, а так же применением знаний о линейной перспективе. Далее подобное задание усложняется. Теперь от учащихся требуется нарисовать интерьер комнаты. Этапы работы подробно разобраны и снабжены соответствующими схемами.

Методика эффективности процесса обучения изобразительности искусству российских и китайских школьников традиционной китайской живописи «гохуа»

По нашему мнению, это связано с повысившимся уровнем практического умения студентов сохранять форму предмета, работая кистью. Данное умении интенсивно формируется именно на занятиях «гохуа», в частности стилем сеи. В отличие от традиционной российской академической системы обучения изобразительному искусству, где основа понимания формы закладывается посредством метода линейно-конструктивного метода, который очень эффективен при длительном занятии изобразительным искусством, занятия «гохуа» позволяют решать вопросы формообразования посредством возможностей живописных материалов.

Наблюдая за работой учащихся детских художественных школ в России, мы сделали вывод, что, несмотря на широко применяемый метод линейно-конструктивного построения при обучении изобразительному искусству, многие учащиеся испытывают определенные сложности в сохранении рисунка при работе в цвете.

Поэтому, обучение китайской национальной живописи учащихся российских школ позволяет обогатить палитру практических методов работы красками и получить достаточный опыт для того, что бы решить проблемы рисунка в живописи при дальнейшем обучении.

Также занятия «гохуа» позволяют учащимся лучше подготовиться к занятиям на пленэре. Так как подобные занятия требуют от учащихся умения выполнять быстрые наброски и зарисовки, в том числе животных, птиц и растений, то можно сказать, что «гохуа» позволят сформировать именно те умения и навыки, которые в дальнейшем облегчат подобную работу, а именно: глазомер, умение быстро «схватывать» и передавать отличительные черты натуры, моторику, а также понятие специфики изобразительной выразительности набросков.

Именно данные умения, наряду с пониманием конструкции и закономерности моделировки объема на плоскости листа, составляют залог успеха обучения рисованию с натуры.

Этим объясняются и результаты итога практической части педагогического эксперимента в качестве выполнения практической работы на последнем этапе.

Так в контрольных группах соответствие работ учащихся выбранным критериям составил по теоретической осведомленности 69% и 71%, а по уровню практической работы – 70% и 72,5% что соответствует верхнему порогу среднего уровня, в то время как в экспериментальных группах эти показатели составили по теоретической осведомленности – 91% и 96%, а по выполнению практической работы – 92,5 %, а так же 97,5%.

Таким образом средний процент составляет: Показатели по критериям в области теоретической подготовки учащихся 1К.Г(69%) +2К.Г(71%) = 140%, 140% : 2= 70% 1Э.Г(91%) +2Э.Г(96%) = 187%, 187% : 2= 93.5% Показатели по критериям в области практической подготовки 1К.Г(70%) +2К.Г(72,5%) = 142,5%, 142,5% : 2= 71.25% 1Э.Г(92,5%) +2Э.Г(97,5%) = 190%, 190% : 2= 95% В качестве итоговой работы учащимся предстояло выполнить этюд учебной постановки, в состав которой входили несложные предметы быта, объекты растительного мира, а так же чучело птицы. Характеризуя результаты практической работы можно сделать следующие 140 выводы: - в экспериментальных группах в значительной степени повысилось умение учащихся работать кистью. Мазки стали свободнее, и в большей степени соответствовали форме предметов; - также повысилось умение использовать живописные средства выразительности в работе над изображением. Так, например, при выполнении этюда с натуры, многие учащиеся специально приглушили зеленоватые оттенки, что бы более ярко сработали оттенки красного. Этот факт говорит о том, что большинство учащихся использовали теоретические знания в области изобразительной грамоты для придания выразительности собственной работе, воспользовавшись, в данном случае, возможностями контраста «дополнительных» цветов.

Это позволяет сделать вывод о том, что представленная методическая система эффективно воздействует на такие важные направления образовательного процесса, как общее культурно-эстетическое воспитание, и практические навыки. Это делает представленную методику эффективной, в рамках обучения изобразительному искусству в российских школах, что подтверждается результатами педагогического эксперимента.

Программа практических заданий, предусмотренная в рамках предлагаемой авторского системы обучения национальной китайской живописи «гохуа» в российских школах, как общеобразовательных, так художественный имеет три основных блока.

Первый блок – подготовительный. Его задачи ознакомить учащихся со спецификой предлагаемой изобразительной деятельности, с художественным материалами, а также сообщить основные понятия «гохуа» и принципы работы над изображением. Также в задачи данного блока входит приобретение учащимися начальных навыков работы с материалом, и знакомстов с оновными видами нанесения красочного слоя в технике сеи – «быстрая кисть».

Данный блок необходим для того, чтобы подготовить учащихся к незнакомому для них виду изобразительной деятельности, а также дать им систематичные знания и практические навыки для дальнейшей работы.

Второй блок заданий посвящен закреплению знаний и навыков, полученных при прохождении первого блока, в частности основных принципов создания изображения. Это происходит на примере изучения и практического изображения основополагающих мотивов «гохуа» – «четырех благородных», к которым относятся бамбук, орхидея, ветка сливы и хризантема.

Данные растения широко представлены в национальной китайской живописи, а их изображение соответствуют определенным канонам, что позволяет на их примере учащимся в быстрые сроки освоить основные приемы работы и базовые виды мазков.

Также в рамках данного блока представлены задания, знакомящие учащихся с особенностями анималистического жанра в «гохуа». В рамках данной работы выполняются творческие изображения таких животных как панда и кошка, а также птиц и насекомых.

Задачами третьего блока заданий являются изучение основных видов изобразительных контрастов на примере произведений «гохуа», а так же приобретение навыков самостоятельного их применения в процессе работы ученика над изобразительной реализаций художественного образа.

Данный этап подразумевает больше самостоятельности учащегося, проявляющейся в его творческой активности. Также на данном этапе выполняются итоговые задания, которые будут проанализированы с целью получения данных об итогах педагогического эксперимента.