Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие визуальной культуры обучающихся на основе интеграции искусств (на примере литературы и изобразительного искусства) Кононова Екатерина Александровна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кононова Екатерина Александровна. Развитие визуальной культуры обучающихся на основе интеграции искусств (на примере литературы и изобразительного искусства): диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Кононова Екатерина Александровна;[Место защиты: ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»], 2017.- 208 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития визуальной культуры обучающихся на занятиях литературой и изобразительнымискусством 12

1.1. Развитие визуальной культуры современных подростков как актуальная проблема педагогики 12

1.2. Возможности интеграции литературы и изобразительного искусства в процессе развития визуальной культуры 34

1.3. Психолого-педагогические условия развития визуальной культуры средствами литературы и изобразительного искусства 61

Выводы по главе 1 83

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию визуальной культуры обучающихся на основе интеграции искусств 85

2.1. Моделирование развития визуальной культуры обучающихся на основе интеграции литературы и изобразительного искусства 85

2.2. Комплексная педагогическая технология развития визуальной культуры обучающихся как фактор реализации модели 107

2.3. Проверка эффективности внедрения модели в образователь ный процесс. Обобщение и интерпретация результатов эксперимента 129

Выводы по главе 2 163

Заключение 165

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. В познании мира современным человеком доминирующую роль играет визуальная информация, поэтому адаптация ребенка в социокультурном пространстве ХХI века напрямую зависит от его способности адекватно воспринимать зрительные образы. Необходимость ориентироваться в потоке информации, вычленять главное, оценивать требует взаимодействия визуального образа с существующим в опыте человека комплексом знаний, представлений, мотивов, ценностных ориентаций. В связи с этим философы, психологи, педагоги все чаще ставят вопрос о формировании визуальной культуры как части общей культуры современного человека. Развитие визуальной культуры возможно в процессе симультанного формирования визуального мышления – одного из значимых компонентов мышления современного человека.

Универсальность и масштабность феномена визуальной культуры обусловили многоаспектность ее исследования. В современном мире к изучению разных граней этого явления обращаются зарубежные и отечественные философы (Г.Х. Мямешева, А.А. Мусалин и др.), культурологи (У.Дж.Т. Митчелл, В.М. Розин и др.), психологи (И.Г. Беленькая, В.П. Зинченко и др.), искусствоведы (С. Альперс, Л.Н. Березовчук и др.), педагоги (О.В. Мехоношина, Е.Н. Полюдова, И.А. Серикова и др.).

В педагогической практике общеобразовательной школы развитие визуальной культуры обучающихся возможно только в процессе освоения одного предмета – изобразительного искусства. Это диктует необходимость интеграции изобразительного искусства в другие школьные предметы, в частности, в литературу.

Степень научной разработанности проблемы. Развитая визуальная культура позволяет человеку адекватно воспринимать зрительную информацию. Учитывая, что 85 % от всей информации, которую получает человек о мире, поступает через зрение (Дж. Гибсон), возникает необходимость оптимизации и интеграции знаний из разных наук, исследующих ресурсы визуального

восприятия окружающего мира человеческим организмом (М.М. Безруких, Т.Г. Бетелева, В.И. Ткаченко и др.).

Для современной эпохи парадигма визуальности является важнейшей
характеристикой, т.к. оптическая метафора теснейшим образом связана с
философией мышления (О.В. Кириченко, И.И. Козлов, Е.В. Сальникова,

С.А. Крюкова). Внешние объекты, составляющие среду, окружающую человека, в
сфере экологического подхода к перцептивной активности, оказывают влияние на
возможности деятельности (Р. Баркер, Е. Брюнсвик, Дж. Гибсон).

Исследователями выявлено, что побуждающее действие зрительных образов
оказывает влияние на визуальное мышление, составляющее основу

проектирования в эргономике с ее универсальной ориентацией на создание техники с учетом наиболее благоприятных для человека параметров (В.П. Зинченко, В.М. Мунипов, В.М. Гордон).

В Западной Европе изображение интерпретируется как особый способ

репрезентации знания (С. Альперс, Н. Брайсон, Х.-У. Гумбрехт, Т.Дж. Кларк,

Г. Поллок и др.). Ключевыми вопросами становятся проблемы восприятия, опыта,

воображения, креативности. Высокую степень обращения к зрительным образам в

учебном процессе (О.В. Беззубова) относят к взаимосвязи визуального мышления

и творческой художественной деятельности школьников на уроках

изобразительного искусства в общеобразовательной школе (И.А. Серикова).

Раскрыта роль аудиовизуальной культуры в контексте художественно-
педагогических, этнокультурных, реабилитационно-экологических, креативных,
технических и когнитивных аспектов творческого самоосуществления личности
(Н.Ф. Хилько) и определены способы формирования визуального мышления в
процессе киновосприятия (Е.Ю. Светлакова). Определено, что 1) развитое
мышление посредством визуальных операций социально значимая

характеристика личности и профессионально важное качество

(Л.Н. Солодовиченко); 2) формирование художественной визуальной культуры
как многоуровневой визуальной системы средств и методов отображения
информации происходит в соответствии с эстетическими идеалами,

позволяющими абстрактные мысли воплотить в конкретные образы (С.С. Зорин).

Визуальное мышление старшеклассников и его формирование в условиях
реализации комплексной музейно-педагогической программы раскрыли

Б.А. Столяров и А.В. Лагун. Способы развития визуальной культуры у школьников и студентов художественно-графических институтов – будущих учителей изобразительного искусства – исследовали О.В. Мехоношина, О.А. Кондратенко, М.К. Крышталева, А.С. Прокопова, Ю.Н. Протопопов. Ими выявлена тесная связь между процессом формирования визуального мышления и визуальной культуры человека с его художественной деятельностью.

Таким образом, для формирования визуальной культуры обучающихся в
основной школе необходим комплексный интегрированный подход и системные
действия педагога. Между тем в педагогической науке не выявлены
закономерности, принципы и способы формирования визуальной культуры
учащихся в процессе приобщения к литературным и изобразительным образам.
Настоящее исследование обусловлено необходимостью преодоления

противоречия между спецификой современной культуры, стремящейся к визуализации в передаче информации, и отсутствии в современном образовании эффективных механизмов развития визуальной культуры обучающихся. Обозначенное противоречие обусловило проблему исследования: каковы научно-теоретические предпосылки развития визуальной культуры обучающихся на занятиях литературой и изобразительным искусством.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в основном общем образовании, построенный на интеграции искусств.

Предмет исследования: педагогические условия развития визуальной культуры современных подростков, обучающихся в основной школе.

Цель исследования: создание модели развития визуальной культуры обучающихся на основе интеграции искусств и разработка дидактического обеспечения реализации модели.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования и выявить современные подходы к развитию визуальной культуры обучающихся, на этой основе теоретически обосновать модель развития визуальной культуры;

  2. Выявить педагогические условия, способствующие повышению уровня визуальной культуры обучающихся на основе интеграции искусств;

  1. Определить закономерности развития визуальной культуры обучающихся и принципы построения учебно-воспитательного процесса;

  2. Провести мониторинг эффективности реализации модели развития визуальной культуры обучающихся.

Гипотеза исследования: Развитие визуальной культуры обучающихся в основной школе будет эффективно, если:

учебно-воспитательный процесс основан на взаимодействии культурологического, интеграционного, деятельностного, синергетического, подходов к образованию;

учебно-воспитательный процесс строится на принципах интерактивности и творческого взаимодействия, междисциплинарной интеграции, опоры на эмоциональный опыт;

разработана и внедрена модель развития визуальной культуры современных обучающихся и использовано ее дидактическое обеспечение;

реализуется комплекс заданий и упражнений, направленных на развитие визуальной культуры обучающихся;

осуществляется постоянный мониторинг и корректировка процесса развития визуальной культуры.

Методологической базой исследования являются: теории визуального восприятия (Р. Арнхейм, У.Дж.Т. Митчелл); концепции творческого развития личности и раскрытия ее способностей в процессе творческой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), роли знаковых систем в различных науках и искусствах (Ч. Пирс, У. Эко); психолого-педагогические и социокультурные аспекты формирования визуальной культуры в художественном образовании и воспитании (А.Н. Бакушинский, В.П. Зинченко, Б.М. Неменский); теории интегрированного обучения и полихудожественного образования (Б.П. Юсов), эстетического развития (Н.И. Киященко, Л.Н. Столович).

Методы исследования: изучение и теоретический анализ философских, психолого-педагогических, искусствоведческих источников по исследуемой проблеме; педагогическое моделирование; опытно-экспериментальная работа; эмпирические методы и диагностические методики квалиметрической оценки уровня визуальной культуры обучающихся; анализ творческих работ школьников; веб-анализ конспектов уроков литературы.

Исследование проводилось на базе АНО «Центр развития и образования»; МАОУ № 21, № 25, № 34, № 50, Кадетской школы № 40 г. Набережные Челны; ГАОУ ЦО № 548 г. Москвы. В эксперименте приняло участие около 500 обучающихся, 17 учителей русского языка и литературы, 7 учителей изобразительного искусства.

Научная новизна. 1. Разработана педагогическая модель развития
визуальной культуры школьника, реализующаяся на принципах:

интерактивности, междисциплинарной интеграции, интерпретации и конструкта, опоры на эмоциональный опыт. Психолого-педагогическими условиями реализации модели являются: 1) освоение литературы и изобразительного искусства на основе создания интегрированного содержания занятий; 2) доминантность художественного образа; 3) методы развития визуальной культуры (актуализации визуальных образов, комбинаторной деятельности, конструктов, креативного тренинга, визуализации образа персонажа) и методы искусства (эмоциональное вникание, идентификация, наблюдение и сравнение, обобщение и типизация); 4) проведение тренинга с использованием комплексной педагогической технологии развития визуальной культуры.

2. Определены критерии визуальной культуры как способности: наблюдать,
обобщать, сравнивать, искать аналогии, ассоциации, быстро реагировать и
осознанно выбирать актуальное из потока визуальной информации,

расшифровывать символические коды, давать эстетическую оценку зрительным образам, интерпретировать образы героев произведений искусства, их размышлений и поступков.

Теоретическая значимость. Уточнено понятие «визуальная культура»,
которое понимается как существенная часть общей культуры человека,
обусловливающая адекватное восприятие зрительных образов и выражается в
способности наблюдать, замечать, сравнивать, интерпретировать визуальные
образы, давать им эстетическую оценку. Визуальная культура включает практику
определения и расшифровки визуальных кодов, построение траектории поиска
информации и визуальной коммуникации, умение при восприятии

художественных произведений переводить их из одной модальности в другую.

Раскрыты закономерности развития визуальной культуры в условиях современного образования: 1) творческий потенциал учителей, их направленность на совместные действия; 2) использование общих выразительных средств разных

искусств для предоставления знания, акцентирование визуального образа; 3) интегративность и эмоциональность содержания, форм и методов, средовых воздействий; 4) личностный интерес, креативность учащихся, способность к наблюдению, сравнению, обобщению; 5) стремление к целостности и интегративности представления образа; 6) введение методов искусства в учебный процесс.

Научно обоснована междисциплинарная комплексная педагогическая
технология развития визуальной культуры школьников средствами литературы и
изобразительного искусства, обеспечивающая тренинг восприятия и

интерпретации литературных и изобразительных образов.

Практическая значимость. Разработана система творческих заданий,
обеспечивающих условия стимулирования мотивации учащихся к творческому
прочтению произведений художественной литературы и интерпретации образов
героев (задания на развитие художественно-образного мышления, мотивацию
поиска ассоциаций, новых средств художественной выразительности;

способности к анализу и синтезу). Разработан краткосрочный курс (16 часов) повышения квалификации для педагогов «Развитие визуальной культуры обучающихся на основе интеграции искусств».

Личный вклад соискателя. Обоснована дефиниция «визуальная культура», выявлены и проанализированы принципы развития визуальной культуры современных обучающихся, разработана и внедрена модель развития визуальной культуры, определено дидактическое обеспечение ее реализации, создана комплексная педагогическая технология и методические рекомендации по ее осуществлению. На основе мониторинга выявлена эффективность разработанной модели.

Достоверность исследования обеспечена методологической

обоснованностью исходных теоретических позиций в области художественной
педагогики, психологии, философии; методами исследования, соответствующими
его цели и задачам; результатами опытно-экспериментальной работы.
Исследование проводилось в 2012-2016 гг. в ФГБНУ «Институт культурологии
образования» Российской академии образования, в ФГБНУ «Институт

художественного образования и культурологии Российской академии

образования», в АНО «Центр развития и образования» (г. Набережные Челны) и прошло несколько взаимосвязанных этапов.

Этапы исследования:

1 этап – аналитический. Анализ теоретического материала, разработка
модели развития визуальной культуры, формирование системы заданий и
создание краткосрочного курса (16 часов) повышения квалификации для
педагогов (2012-2013 гг.), проведение констатирующей диагностики уровня
визуальной культуры обучающихся экспериментальных групп. В этот и в
последующие периоды проводился виртуальный анализ уроков литературы по
творчеству Ф.И. Тютчева (всего 120 уроков), конспекты которых выставлены
учителями литературы в интернет-пространстве.

2 этап – формирующий. Внедрение модели в практику школ, сбор
информации (2014-2015 гг.). В апробации модели участвовали учителя и
учащиеся школ МАОУ Средние общеобразовательные школы № 21, № 25, № 34,
№ 50; МАОУ «Кадетская школа № 49 (г. Набережные Челны), ГАОУ ЦО № 548
г. Москвы. Всего за период исследования с использованием комплексной
междисциплинарной технологии развития визуальной культуры обучалось около
500 учащихся. Экспериментальная работа проводилась на 2-м и 3-м этапах
исследования.

  1. этап – диагностический. Диагностика и обработка экспериментального материала (2016 г.). В эксперименте были задействованы учителя литературы и изобразительного искусства. В экспериментальных группах было проведено психологическое наблюдение, экспериментально-педагогическая работа, фиксировались показатели развития визуальной культуры обучающихся в экспериментальных и контрольных группах.

  2. этап – завершающий. На этом этапе проходило письменное оформление диссертации (2017 г.).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось: 1) в
ходе опытно-экспериментальной работы; 2) выступлениях на научно-

практических конференциях, посвященных проблемам обучения и воспитания
(Конгресс Международного научно-промышленного форума «Великие реки
2013», Нижний Новгород, 2013; Международная научно-практическая

конференция «Развитие креативности в условиях адаптивной образовательной среды», Москва, 2014; Круглый стол «Проблемы и перспективы художественного образования в контексте современной культуры», Москва, 2014; I Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции развития науки и

техники», Белгород, 2015; Всероссийская конференция «Социокультурный портрет современного ребенка в контексте непрерывного образования: Юсовские чтения», Москва, 2015; I Международная научно-практическая конференция «Интеграция в образовании», Москва, 2016; Круглый стол «Духовно-нравственное развитие личности средствами народной культуры», Гжель, 2016; Общероссийская конференция «Актуальные проблемы преподавания искусства в общеобразовательных организациях РФ», Москва, 2016; Круглый стол «Экология культуры и художественное образование», Гжель, 2017); 3) в публикациях статей по теме исследования в научных изданиях; 4) на заседаниях лаборатории интеграции искусств и культурологии им. Б.П. Юсова ФГБНУ «ИХОиК РАО».

Положения, выносимые на защиту:

  1. Актуальность развития визуальной культуры определяется следующими факторами: 1) Визуальная культура представляет собой важную часть общей культуры современного человека, которая обусловливает адекватное восприятие зрительных образов, она выражается в способности наблюдать, замечать, сравнивать, интерпретировать визуальные образы, давать им эстетическую оценку; 2) Визуальная культура включает практику определения и расшифровки визуальных кодов, построение траектории поиска информации и визуальной коммуникации; 3) Опора на визуальные образы при междисциплинарном подходе к освоению литературы обеспечивает продуктивность учебного процесса за счет использования взаимного дополнения вербальной информации и визуального образа; обогащает эмоциональный опыт обучающихся, позволяя изучать произведение любого вида искусства как часть культурного контекста эпохи.

  2. Разработанная модель развития визуальной культуры современных обучающихся на основе интеграции искусств опирается на принципы: 1) интерактивности и творческого взаимодействия; 2) междисциплинарной интеграции; 3) интерпретации; 4) опоры на эмоциональный опыт обучающихся.

  3. Дидактическое обеспечение реализации данной модели включает комплексную междисциплинарную педагогическую технологию, направленную на тренинг развития визуальной культуры путем: а) создания психолого-педагогических ситуаций перевода литературного образа в изобразительный и наоборот; б) выполнения рисуночных тестов и ассоциативных композиций; в) выявления культурных кодов и символов, с помощью которых автор раскрывает сущностный смысл содержания произведения.

  4. Эффективность реализации модели определяется критериями развития визуальной культуры обучающихся: а) навык интерпретации образов героев, их

размышлений и поступков; б) умение наблюдать, обобщать, сравнивать, искать аналогии, вставать на позицию автора; в) способность к зрительным ассоциациям в жизни и в искусстве; г) опыт расшифровки символических кодов искусства.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав,

Возможности интеграции литературы и изобразительного искусства в процессе развития визуальной культуры

Все это не может не затрагивать систему образования, качество которого напрямую зависит от профессиональной подготовки учителя. Многоступенчатая система непрерывного профессионального образования педагога, начиная с обучения в вузе, продолжающаяся на всевозможных курсах Институтов и Академий повышения квалификации, в системе межкурсовой подготовки в стенах образовательного учреждения направлена на формирование достаточно узких предметных компетенций, форм и методов педагогической деятельности внутри конкретной учебной дисциплины. Некоторый прорыв в этой области принадлежит используемым в учебном процессе педагогическим технологиям, имеющим, как известно, междисциплинарный характер. Однако практика показывает, что этого явно недостаточно [121]. В современной культуре существует несколько острых проблем, решение которых силами одного предмета не представляется возможным. Поэтому не случайно в последнее время в образование активно входят интегративные технологии, способные расширить границы отдельных областей знания, представить целостные сведения о мире, обеспечить панорамный взгляд на предметы и явления.

Особенностью современной культуры является существенное возрастание роли зрительных образов в повседневной и профессиональной жизни человека, коренным образом меняющих привычное восприятие мира. Вместо бытовавших недавно вербальных способов передачи информации, реализуемых в книгах, газетах, радио, текстовых журналах, появились визуальные, представляемые телевидением, кино, компьютерами, рекламой. Ученые констатировали «культурный поворот» к доминированию визуальности со второй половины XX века (Л.Н. Березовчук, М. Диковицкая, У.Дж.Т. Митчелл). Однако особенно заметным рост значения зрительных образов стал в конце 1990-х годов, а визуализация информации получила абсолютный приоритет (В. Бенджамин, М. Маклюэн, У.Дж.Т. Митчелл и др.).

В связи с тем, что вся жизнь современного человека буквально пронизана визуальной информацией, появляется мнение, что визуальность становится основным принципом эстетики ХХI века, в частности, тезис И. Бакштейна, прозвучавший в докладе на конференции по визуальности: «Визуализировать невизуализированное — в этом сегодня заключается художественность» [9], составляет важный признак новейшей эстетики наравне с «навигационностью» и «экранностью». Все это меняет и психологию восприятия современного человека.

Поэтому возникает проблема смены культурно-образовательных приоритетов в сторону развития визуальной культуры ребенка. Визуальная культура проявляется в способности восприятия визуальных образов, навыке их анализа и интерпретации, оценки и соотнесения друг с другом. Она способствует накоплению общей и художественно-эстетической культуры человека, интегрирует рационально-логическое и эмоционально-образное восприятие мира. Визуальная культура включает опыт распознавания и определения визуальных кодов, разработку путей поиска информации и визуальной коммуникации. Известно, что зрительная информация осваивается глубже и проще, чем информация, переданная иными формами (Р. Арнхейм, Г. Вельфлин). Это явление повышает значимость визуальной культуры в общем культурном комплексе личности. Данное утверждение обосновано и с позиций физиологии: около 80% от всего информационного потока, принимаемого человеческим организмом, составляет визуальная информация, (М.М. Безруких, Т.Г. Бетелева, В.И. Ткаченко и др.).

Визуальная культура, являясь составляющей общей культуры личности, определяет качество визуального восприятия, сформированного вследствие многоуровневого соотнесения визуального образа с имеющимися в опыте человека знаниями, представлениями, мотивами, ценностями. Сложный процесс зрительного восприятия К. Маламед остроумно сравнила с улицей с двусторонним движением, когда одна сторона дает человеку возможность видеть различные элементы и интерпретировать их в целое. С другой стороны, он, прибегая к своему прошлому опыту, интерпретирует увиденное соответственно тому, что важно в настоящий момент [210]. Задача, которая стоит перед человеком, оказывает влияние на визуальное восприятие при вычленении из значительного объема визуальной информации полезной и игнорировании той, что не имеет смысла.

Изучением теоретических аспектов визуальной культуры в западной Европе занимались с начала 70-х гг. ХХ века. Именно в это время впервые появляется понятие «визуальный поворот», а проблема изображения начинает интерпретироваться по-новому в исследованиях С. Альперс [193, 194], М. Баксандалл [196], Н. Брайсон [199], Т.Дж. Кларк [201], Г. Поллок [218] и др. Их работы определяют новую область проблем и намечают линию важных дисциплинарных и методологических задач.

Психолого-педагогические условия развития визуальной культуры средствами литературы и изобразительного искусства

Выстраивание ассоциативных образов Понятие «ассоциация» в Советском энциклопедическом словаре трактуется как связь, возникающая при определенных обстоятельствах между несколькими психическими образованиями (ощущениями, восприятиями, идеями и т.п.). Ассоциации распознаются по сходству, смежности или контрасту. Благодаря ассоциативным связям в жизни и в искусстве обогащается восприятие мира. На любом уровне – от самого примитивного, бытового до научного или художественного они способны активизировать память, чувства, воображение и стимулировать творческий процесс. На художественно-образном уровне они дают возможность созидать новые конструкции, «перегруппировывающие мир» [177, c. 569]. Возникновение ассоциативного образа в результате неожиданного соотнесения отдаленных понятий всегда субъективно и метафорично. Ассоциативный образ зачастую рождается непроизвольно, порой в результате интенсивного восприятия. Ассоциации важны в воспроизведении жизненных ситуаций, явлений и объектов реального мира и отношений между ними.

Каждое истинное искусство ассоциативно по своей природе. Художники, писатели, поэты, композиторы могут прибегать к особому моделированию ассоциативных образов для создания выразительного художественного произведения.

Базой для возникновения ассоциаций в художественном произведении является «созвучие». Однако оно в разных видах искусства возникает по-своему. Например, вербально выраженные в поэзии ассоциации, появляются как внезапные озарения, в прозе они могут быть выражены в авторской идее, переживаниях, использованных словах и словосочетаниях, сравнениях и метафорах в тексте.

Визуально выраженные в произведениях изобразительного искусства, ассоциации также рождаются мгновенно при восприятии изображения или появляются исподволь по мере вхождения в содержание и осмысления художественного образа произведения.

Ассоциация всегда появляется при актуализации сознанием или эмоциями предыдущего опыта. Она представляет собой психический феномен, связанный с появлением какой-либо сходной ситуации, когда одно представление вызывает другое по смежности или противоположности.

Понятие ассоциация чрезвычайно важно для искусства, в связи с этим неслучайно самую широкую характеристику этого термина предлагает именно педагогический словарь. Ассоциация в искусстве – это «такие связи между идеями (образами, словами), когда появление в сознании одной из них влечет за собой и другие». Как правило, ассоциируются предметы, события, явления, которые в обыденном опыте человека находятся рядом или одно порождает другое (ассоциация по смежности), либо по сходству, либо по контрасту. Именно эти ассоциации особенно важны для искусства, т.к. художник представляет образы либо близкие, либо, напротив, контрастные по «эмоциональному настрою», рождаемой «гамме чувств», хотя с позиции логики могут не иметь между собой ничего общего.

Творимые в произведениях искусства насыщенные ассоциативно-метафорические образы часто невозможно объяснить логически. Ассоциации в искусстве могут связать между собой разные явления, создавая цельность их восприятия, которая свойственна воспроизведению мира в произведении искусства, даже в случае если в содержании произведения присутствуют контрасты и конфликты. Ассоциативные связи в произведении осуществятся средствами определенного искусства. Чтобы увидеть и понять ассоциации в искусстве необходимо обладать ассоциативным мышлением, в то же время целенаправленное общение с искусством развивает ассоциативное мышление. Особенно ярко ассоциации выступают в символизме, модерне, сюрреализме. При этом слова и изображения могут породить множество различных образов, количество и качество которых зависит от личного опыта воспринимающего.

Значит, выстраивание ассоциативных образов это активный процесс, деятельность которого осуществляется посредством развития ассоциативного мышления, ассоциативной памяти, реализовывающих поиск информации по соотнесению признаков и действий с образами, появляющимися в памяти.

Непременным условием формирования визуальной культуры школьника служит творческая образовательная среда урока, т.к. «в творческой среде формируется личность, которая характеризуется активностью, освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков» [192, с. 28]. Такая среда возможна там, где отсутствует авторитарность, существует терпимость к чужому мнению, гуманность, свобода выражения своих суждений, уверенность в понимании или в справедливой, доброжелательной оценке своих действий [192, с. 28]. Такая среда может быть создана с помощью методов искусства, выдвигаемых художественной педагогикой (Е.М. Бодина, В.М. Букатов, А.П. Ершова, И.Э. Кашекова, Е.П. Кабкова, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский).

Комплексная педагогическая технология развития визуальной культуры обучающихся как фактор реализации модели

Учащиеся уже знают, что в книжной графике характеристика образа персонажа, передается в изображении внешнего вида. Важно все, что помогает раскрыть характер героя и его эмоциональное состояние: место персонажа в композиции, форма, конструкция фигуры и окружающих предметов, поза, движение, жесты, мимика, которые художник передает с помощью разнообразных средств художественной выразительности – линий, штрихов, пятен, точек, света и тени, цвета.

Е.П. Ильин рекомендует при восприятии художественного произведения использовать метод «вхождения» в картину [67, 68]. В процессе эксперимента детям предлагалось представить себя на месте изображенного персонажа. Это усиливает, обостряет, все тонкости содержания, непринужденно подсказывает точную интонацию, помогает ребенку идентифицировать себя с героем картины, учит актуализировать, знакомые ему по собственному опыту чувства, которые свойственны персонажу, сопереживать ему. При рассматривании произведения В.М. Васнецова «Аленушка» детям было предложено представить, что картина ожила и ответить на вопрос: «Что бы вы услышали?». Далее задавались вопросы, о настроении героини и настроении воспринимающих картину детей и т.д. Таким образом, перед детьми постепенно раскрывалось содержание художественного произведения, «то, что, – по словам Л.С. Выготского, – определяет специфический характер эстетического переживания, им вызываемого. Так понимаемое содержание не просто вносится в произведение извне, а созидается в нем художником. Процесс созидания этого содержания и кристаллизуется, откладывается в структуре произведения, подобно тому как, скажем, физиологическая функция откладывается в анатомии органа [42, с. 2]. Ю.Я. Герчук, рассматривая связь слова и изображения, пишет: «Литература рассказывает. Она словами выражает мысли и чувства, повествует о событиях и действиях. …Литературные произведения разворачиваются и воспринимаются последовательно, от начала к концу, во времени. И все, что происходит во времени, что имеет сюжет, внешний ли, полный событий или внутренний – душевный, психологический, хорошо дается литературе» [43, с. 75]. В литературе может звучать живая речь, слово, разговор. Но сложности возникают в отношениях с пространством, материальной средой, с видом персонажей и предметов. Обозначая словами их качества, давая приблизительное описание, она все равно остается далека от конкретного, зримого воссоздания. Наглядность в искусстве слова часто обеспечивается сравнениями, рождающими разнообразные ассоциации. Изобразительные искусства используют то, что можно увидеть собственными глазами: форму и цвет, фактуру, свет и воздушное пространство, размещение и взаимоотношения фигур и предметов. Но пространственным искусствам, в отличие от литературы недоступна передача времени. Они могут зафиксировать некоторый момент действия, дать в нем изображение целого события, а о том, что было до него и что будет после, зритель может догадаться по различным деталям, если владеет языком знаков и символов. Однако в произведениях живописи, графики, скульптуры, начиная от древних рельефов и заканчивая современной жанровой картиной, неизменно присутствует рассказ. Персонажи действуют, между ними происходят определенные взаимоотношения, мы угадываем, что происходило до и какие коллизии произойдут с ними после. То есть рождается ощущение, что действие совершается на наших глазах, время идет и события продолжаются.

В произведении изобразительного искусства – графическом, живописном, скульптурном – художник, передавая одно состояние, изображает не случайный момент, выбранный из нескончаемого движения времени, а некую квинтэссенцию чувств и событий. Ценно то, что зрителю предоставляется возможность медленно и вдумчиво рассмотреть детали, почувствовать и оценить все тонкости, схватить выразительность метко обозначенного жеста, рассмотреть выражение лиц, особенности костюма, окунуться в стиль жизни героя картины. В любой жанровой или исторической картине интерьер комнаты, предметы на столе или на книжных полках и даже окружающий человека пейзаж помогают раскрыть суть происходящего действия и характер персонажей. Именно в таком доскональном рассматривании произведения, в способности в разрозненных деталях, составляющих целое, выявить содержательные связи и объединить их с образами героев произведения, интерпретировать на основании этого происходящее действие, формируется визуальная культура. «Живопись, графика, скульптура – искусства сосредоточенного созерцания. Они позволяют нам увидеть и пережить зримый мир во всей его конкретности, всем богатстве его форм и линий, красок и цвета. Они помогают нам сосредоточить внимание на видимой стороне реальности, учат и помогают ощущать и переживать ее так полно и глубоко, как это не дано никакому более «подвижному» искусству» [43, c. 73].

Научившись таким образом рассматривать и анализировать произведения изобразительного искусства, ученик подготовится к самостоятельной интерпретации образов литературы в собственной художественной деятельности. Не копируя предметы и объекты, а именно интерпретируя их. При направленности педагогического процесса на имитацию действительности создаются, по взгляду А.И. Красило, преграды в развитии креативности в сфере художественной деятельности, т.к. ребенок в этой ситуации, скорее всего, будет стремиться к созданию псевдореальности [96]. Изображаемый объект, в таком случае будет восприниматься более важным и ценным, чем чувства ребёнка.

Проверка эффективности внедрения модели в образователь ный процесс. Обобщение и интерпретация результатов эксперимента

Суть тренинга в способности понять свои эмоции, использовании возникающих спонтанно или в результате целенаправленного поиска ассоциаций, аналогий, метафор и их актуализации в другом виде искусства или в собственной художественно-творческой или литературно-творческой деятельности. Поиск информации по сочетанию признаков и оперирование образами заставляет обращаться к большому количеству произведений литературы и изобразительного искусства, что, несомненно, обогащает визуальный опыт школьников, расширяет кругозор, воспитывает визуальную и эстетическую культуру, активизирует чувства, память, воображение и стимулирует творческий процесс.

Тренинг развивает способность к быстрому анализу первоначальных эмоциональных реакций, пониманию их природы и происходит в процессе целенаправленного общения с искусством.

Особенно интересно в этом плане проходит работа с произведениями поэтического творчества, как наиболее эмоционального. Ю. Тынянов писал: «Стих — трансформированная речь; это — человеческая речь, переросшая сама себя. Слово в стихе имеет тысячу неожиданных смысловых оттенков, стих дает новое измерение слову. Новый стих — это новое зрение. И рост этих новых явлений происходит только в те промежутки, когда перестает действовать инерция; … действие инерции — промежуток, когда инерции нет, по оптическим законам истории кажется нам тупиком» [177, с. 169].

В тренинге создаются педагогические ситуации, требующие выполнения творческо-поисковых заданий. Эмоциональный настрой, полученный учащимися от фрагмента литературного произведения, посылается на поиск аналогий в произведениях изобразительного искусства и возвращается в виде произведения живописи, графики или скульптуры. При использовании отрывков прозы с описанием зданий, обстановки комнаты, предметов мебели могут использоваться реальные памятники архитектуры, художественные стили в прикладном искусстве и в интерьере.

В процессе выполнения заданий решаются следующие задачи: 1) расширение кругозора при знакомстве с широким кругом произведений литературы и изобразительного искусства; 2) развитие навыков анализа, сравнения, обобщения в процессе выбора созвучных по эмоциональному настрою произведений; 3) умение самостоятельно создать художественное оформление, отвечающее по стилю манере автора (выбор фона, шрифтов, цвета, декора, построение композиции слайда и т.д.), придание стилевого единства дизайна страницы с образами искусства; 4) формирование художественно-зрительных и речевых навыков.

В развитии визуальной культуры важна способность к ассоциативному мышлению, выстраиванию ассоциативных связей, которые как в жизни, так и в искусстве делают богаче восприятие мира. Даже самое элементарное, обыденное обращение к ассоциациям активизирует чувства, мысли, память, воображение. Ассоциативное мышление стимулирует творческий процесс. Непроизвольное возникновение субъективного и метафоричного ассоциативного образа в результате внезапного сочетания отдаленных понятий на художественном уровне позволяет создавать новые конструкция, «перегруппировывающие мир» [177]. Настоящее искусство ассоциативно по своей природе. Писатели, поэты, художники, композиторы иногда прибегают к специальному моделированию ассоциативных образов для усиления выразительности художественного произведения.

В восприятии произведений изобразительного искусства, визуальные ассоциации могут возникать мгновенно, но могут и появляться постепенно по мере проникновения в суть содержания и раскрытия художественного образа произведения. Ассоциация возникает при актуализации эмоциями или сознанием предшествующего опыта по сходству, близости или противоположности.

В искусстве ассоциируются, прежде всего, образы, которые близки или контрастны по «эмоциональному тону», который рождают в душе, в то время как с позиции рациональной логически не имеют ничего общего. Любое

слово, любое изображение может вызвать массу разнообразных образов, количество и качество которых будет напрямую зависеть от субъективного опыта человека. Чем шире и разнообразнее опыт, тем богаче ассоциативно-метафорические образы.

Непременным условием развития визуальной культуры школьника является творческая образовательная среда урока, возникающая при отсутствии авторитарности, наличии терпимости к чужому мнению, гуманности, свободе выражения своего мнения, уверенности в понимании или в справедливой, доброжелательной оценке своих действий [192, c. 28].

Другая педагогическая ситуация может осуществляться, когда учитель предлагает учащимся выбрать аналогию к стихотворению из нескольких произведений изобразительного искусства. В этом случае ученик должен обосновать свой выбор. Может возникнуть и такая ситуация, когда подобраны несколько произведений, но каждое из них характеризует лишь одну сторону литературного образа. В этом случае проводится анализ произведений, выделяются в них характерные черты и дается обоснование.

Тренинг развивает способность к быстрому анализу первоначальных эмоциональных реакций, пониманию их природы и проходит в процессе целенаправленного общения с искусством.

Цель тренинга «Бумеранг»: развитие внутреннего, интуитивного видения, умения эмоционально откликаться на образы искусства, гармонизировать форму и содержание, понимание сущности образа искусства.

Задачи: 1). Целенаправленное знакомство с широким кругом произведений литературы и изобразительного искусства; 2). Развитие навыков анализа, сравнения, обобщения; 3). Формирование кругозора и речевых навыков; 4). Воспитание чувства стиля; 5). Получение навыков художественного оформления страницы, открытки, проспекта, презентации (подбор фона, шрифтов, цвета, декора, построение композиции слайда, иллюстраций и т.д.), используя стилевое единство образов искусства и дизайна страницы; 6). Отработка умения выносить суждение, давать обоснованную оценку, участвовать в дискуссии. Алгоритм технологии «Бумеранг»: