Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью ДЕМСКАЯ Татьяна Андреевна

Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью
<
Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

ДЕМСКАЯ Татьяна Андреевна. Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / ДЕМСКАЯ Татьяна Андреевна;[Место защиты: Московский педагогический государственный университет].- Москва, 2016.- 291 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе работы над декоративным решением пейзажа 16-90

1.1. Специфика декоративности и стилизации в изобразительном искусстве 16-43

1.2 Теория и история методов обучения декоративной живописи 43-57

1.3. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в процессе декоративного решения пейзажа 57-90

Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческих способностей младших школьников в процессе создания декоративного пейзажа .91-137

2.1. Педагогический эксперимент на основе анализа образовательных программ по изобразительному искусству в современной школе .91-102

2.2. Критерии оценки изобразительной деятельности младших школьников в декоративном решении пейзажа .102-124

2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 124-137

Глава 3. Методика обучения учащихся младших классов изобразительной грамоте на основе декоративного решения пейзажа .138-257

3.1. Основы методики обучения изобразительной грамоте младших школьников при декоративном решении пейзажа 138-221

3.2 Творческий потенциал младших школьников на занятиях декоративной живописью .222-225

3.3 Методические рекомендации по выполнению творческих работ в декоративном решении пейзажа. Анализ результатов формирующего эксперимента .225-257

Заключение 257-260

Список литературы .261-277

Теория и история методов обучения декоративной живописи

Таким образом, можно сказать, что первичный генетический смысл декоративность приобретает в орнаменте. В основе орнамента лежит предметная форма, которая постепенно превращается в символ, а тот в декоративный мотив (круг солнца, линия волны, птица, «мировое дерево» и так далее). Второй свой смысл декоративность получает в процессе синтеза искусств, связи с окружающей предметно-пространственной средой через отношение частей и целого. Украшающий узор, видоизменяясь по форме, пронизывается идеей украшаемого предмета и придает большую красоту и цельность. Например, узор или рисунок, украшающие прялку, вазу, ткань и другие предметы, сочетаясь с целым, видоизменяются, укладываются в границы предмета, отвечают его пропорциям, следуют его членениям, ритму и назначению, а в результате приобретают особый композиционно-пластический строй, стилизованный характер.

В первых наскальных рисунках первобытный человек, изображая окружающий его мир, использует достаточно схематичные, словно стилизованные изображения людей и животных. В Древнем Египте, Ассирии и Вавилоне создается огромное количество произведений, где мы можем наблюдать условно-стилизованное изображение растений, животных и человека, в которых отображаются различные эпизоды жизни и мифологические сцены. Древние художники изображали мир, происходящие события в плоскостном виде (Рис. 1). Египетские художники как будто бы и не замечали трехмерности окружающего мира и изображали его абсолютно плоским. Изображение живет на плоскости стены храма, гробницы или дворца и никогда не углубляется внутрь и не выходит за него. Оно живет в двухмерном, загадочном, как бы непостижимом для живого, мире.

Например, роспись стен храмов и культовых сооружений в Древнем Египте не представлялось тем реалистическим изображением, как это понимает современный человек, а было для египтян своеобразной изобразительной книгой, где шел рассказ о жизни фараона и знаменательных событиях в истории его правления, о быте его подданных. Использование реалистического объмно-пространственного изображения входила бы в противоречие с существующими представлениями и порядками. В тоже время, чтобы изображение не нарушило цельность и монументальность сооружений, египетскому мастеру, помимо информационной составляющей, необходимо было в условной, выразительной форме украсить стены храмов и усыпальниц росписями.

В Древнем Египте отсутствовали объемность предметной формы, а также какие-либо перспективные сокращения, поскольку основным законом изобразительного искусства Египта была е тесная связь и слитность с архитектурой, поэтому изменение предметной формы, е размеров с удалением в глубину, художником просто не учитывалось. Таким образом, все изображения носят плоскостной, линейный характер, органично сочетающиеся с рельефами, больше похожими на объемную графику.

Следствием, разработанной египтянами системы изображения условного предметного мира, явилось появление искусства, в большей степени, похожее на декоративную ковровую композицию со стилизованными изображениями реального мира, где отсутствует пространство, просто ввиду ненужности. Условно-стилизованное изображение также широко использовалось в декоративно-прикладном искусстве Китая, средневековой гравюре Японии (Рис. 2). Устоявшиеся издревле традиции их народов, связанные с философско-религиозным пониманием природы, нашли свое отражение в творчестве, методах передачи изображения на плоскости. Помимо воздушной перспективы широко использовалась, так называемая, «китайская» или параллельная перспектива. Рис. 2 В традиционном искусстве Китая чаще всего картина представляла собой длинный свиток из бумаги или специально проклеенного шелка, накрученного по краям на два валика, бережно хранившимся в специальном ящике. Китайские свитки имеют две формы. Одна из них вертикальная – предназначена для экспозиции на стене, а другая – горизонтальная, постепенно развертывается на столе и, по мере рассматривания, снова скручивается. Плоскость горизонтального свитка являлась своеобразной панорамой, рассказом, где показывалась либо серия объединенных в единую композицию пейзажем, либо сцены городской или сельской жизни. Свиток диктовал условие беспрерывного «перетекания» изображения из одного сюжета в другой, где наиболее предпочтительны были воздушная и параллельная перспективы, не нарушающие общего художественного и композиционного решения. Применение линейной или обратной перспектив, создающие иллюзию глубины и ограниченности пространства, не могло способствовать решению проблемы показа беспрерывного изобразительного повествования. Художник в своем творчестве как бы поднимается над окружающим миром и с высоты птичьего полета наблюдает, описывает красоту окружающей природы, жизнь и быт людей. Пространство показывалось как вид сверху. Поэтому, дорога с деревьями одного и того же сюжета могла плавно перейти в мостик с людьми другого мотива, который в свою очередь, приводит к сценке из сельской жизни.

Принятые в европейской живописи выполнения этюдов, работа с натуры не свойственна китайскому художнику. С особой тщательностью, наблюдая природу подобно естествоиспытателю, он изучал природу во всех ее мельчайших проявлениях. Он прекрасно знал структуру листа, медлительное движение гусеницы, мягкую поступь тигра. Китайский живописец изображает природу в двух аспектах. Один – это пейзажи гор и вод, т.е. тип классического китайского пейзажа на длинных свитках (в большей степени вертикальных), где важны не детали, а общее ощущение величия и гармонии мира. Другой, так называемый «мир цветов и птиц» – своеобразный мир жизни животных. «Композиции с жизнью букашки, травинки, цветка или бабочки зритель воспринимает как жизнь огромного мира, где каждый стебель является выразителем великих и вечных законов бытия. Произведения этого жанра писались на круглых и альбомных листах, на ширмах и веерах» [67, с. 48].

Со временем в искусстве Китая и Японии выработалась своя система изображения пространства, отличающаяся от европейской системы. Интересен тот факт, что в китайском изображении пейзажа – самый дальний объект расположен выше предыдущего и поэтому он выглядит более объемно. Горы, водопады, деревья, поднимаясь из обволакивающей туманной дымки, словно нависают над окружающим пространством, создают ощущение величественности и вечности. В китайском пейзаже крупные предметы переднего плана (скалы, деревья, дома) являются своеобразными масштабными единицами. В то же время, европейский пейзаж наоборот, строится на принципах линейной перспективы, где глубина картины выражена уменьшением дальних объектов по отношению к переднему плану.

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в процессе декоративного решения пейзажа

Что касается такого изобразительного средства, как цвет, то отношение к нему можно расценить как эстетическое стремление к украшению, потребность при помощи цвета выразить запоминающиеся свойство предмета, запечатлеть эмоциональное отношение к изображаемому. Об этом говорила в своих исследованиях Н.П. Сакулина. Исследуя детское рисование она отмечает, как важно формировать у детей представление таких свойств предмета, как цвет, а также его пространственное положение, величину, массу, движение, которые помогут ребенку создавать изображение. Анализ предметов, Н.П. Сакулина дает с точки зрения их сенсорных свойств, подробно останавливаясь на освоении их ребенком, она также рассматривает детские рисунки с точки зрения их художественной выразительности, формировать и оценивать детские рисунки следует только с позиции подлинного искусства. Вопрос соотношения цвета и формы в рисунке также рассматривали А.В. Бакушинский и Е.А. Флерина, они указывали на ведущее значение цветового пятна при обучении детей изобразительной грамоте. Они отстаивали позицию как можно меньше вмешиваться в процесс обучения, но была и другая позиция, основанная на обучающем начале в развитии изобразительной деятельности и немало важной роли графических средств изображения. Такую позицию разделяли Е.И. Игнатьев и В.И. Киреенко. Хотя форма и является носителем содержания, выступая как ведущий признак в изобразительной деятельности, но и цвет достаточно сильно воздействует на эмоциональное восприятие ребенка. Таким образом, взаимосвязь цветовых и графических образов влияет на развитие творческой активности ребенка при условии их различного использования.

Интересны и важны для нас исследования, проведенные Е.А. Флериной, по восприятию ребенком изображений, поскольку отношение ребенка к ритмической стройности формы, к цвету, к различным способам и характеру изображения предмета оказывает большое влияние и на смысловую сторону восприятия, на отношение к воспринимаемому. Анализ этой проблемы помогает уяснению своеобразных черт психологии детского рисунка. Поскольку декоративность свойственна творчеству младших школьников и нуждается в планомерном и профессиональном развитии, за основу методики можно взять развитие творческих способностей во время работы над созданием декоративного пейзажа, которые дадут возможность младшему школьнику на понятном и доступном его уровне освоить основные правила и законы реалистического рисунка.

Е.А. Флерина делает выводы о том, что свое отношение к предмету в жизни и его оценку, ребенок переносит и на изображение предмета, в то время как само восприятие ребенка идет значительно впереди его изобразительных возможностей, также она отмечает тот факт, что опасно и не нужно идти за детским восприятием. Учитывая его особенности, следует ставить детей перед некоторыми трудностями, которые дети преодолевают не без интереса. Особенно это актуально в настоящее время, когда модель обучения выстраивается таким образом – учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания.

Исследование Е.А. Флериной лишь подтверждает общепсихологические и общеэстетические тенденции восприятия и творчества детей младшего школьного возраста: тяготение к яркому красочному рисунку, большая роль познавательного элемента, требующего видеть на картинке все существенные признаки предмета (случайное расположение предметов в пространстве), затруднение при восприятии светотеневого рисунка и его отсутствие на рисунках, отсутствие перспективного изображения, ритмичная простота композиции.

Ритмические повторы, характерные для изобразительного творчества данного возраста, в работе с цветом и линией характеризуются организующим композиционным, линейным и цветовым началом в рисунке. Так, освоение пространства листа часто связывается детьми с первыми проведенными на нем линиями. В развитии чувства формы у детей происходят изменения – от формального подхода, т.е. схематического изображения, к выявляющему уже силуэту, контуру. А несколько позже дети приступают к изображению перспективы, моделированию объема и пластики.

Поэтому, изучив уже в младшем школьном возрасте на примере доступных методических заданий такие изобразительные понятия, как перспектива, объем, пропорции, композиция и др., в средней школе ребятам будет гораздо проще применять полученные знания в своих творческих работах. А, как известно, этот период обучения является важным и сложным в жизни каждого ребенка в связи с появлением критического отношения к своему творчеству и неудовлетворенностью тем уровнем рисования, которым он овладел ранее. Поэтому осуществив задачи обучения в период младшего школьного возраста, мы также значительно адаптируем переход от примитивного изображения к выполнению объемно-пространственного, так как закладываем прочные основы восприятия и художественного отображения впечатлений на начальном этапе обучения основам изобразительного искусства при работе над специально разработанными методическими заданиями по декоративному решению пейзажа.

Критерии оценки изобразительной деятельности младших школьников в декоративном решении пейзажа

На основе констатирующего эксперимента мы определили проблему исследования, определили начальные педагогические условия развития творческих способностей младших школьников при декоративном решении пейзажа и наметили пути формирования необходимых знаний, умений и навыков, на базе которых нами была разработана методика экспериментального обучения. Как предмет изучения, методика, рассматривает особенности работы учителя с учащимися. Поэтому под словом методика мы подразумеваем приемы и методы обучения изобразительной грамоте на основе декоративного решения пейзажа, направленные на развитие творческих способностей.

При проведении эксперимента, обучение осуществлялось по программе С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева с включением нашей методической системы по обучению декоративному решению пейзажа на уроках изобразительного искусства.

В предлагаемой нами методике были предложены следующие виды работы: упражнения, беседа, творческая работа. Большую роль мы отводим предварительной подготовке в виде специальных упражнений для наиболее полного, интересного выполнения творческой работы по решению пейзажа.

В процесс обучения изобразительной грамоте, мы вносили необходимые методические рекомендации и поправки, осуществляя руководство практической деятельностью младших школьников. Обучение таким понятиям, как объем, перспектива, композиция, являющимися достаточно сложными для младших школьников, должно быть выстроено на более доступном и доходчивом для детей уровне. Поэтому в процессе обучения изобразительной грамоте младших школьников большое внимание мы уделяли декоративным приемам – упрощению рисунка, формы, цвета, преобразованию объемной формы в плоскостную, изменение контура для создания разнообразных образов. Это позволит ориентироваться на особенности детского восприятия, опираясь на характерную их творчеству естественную декоративность, и вывести уровень развития творческих способностей в изобразительной деятельности младших школьников на более высокий уровень. Учебные задания усложняются от класса к классу, от начала учебного года к концу.

«Основная ценность детского рисунка в том, что в процессе изображения ребенок узнает внешний мир. Познавая окружающую действительность в процессе выполнения специальных упражнений, творческих заданий по декоративному решению пейзажа, ребенок обогащает свою личность» [170, с. 92].

Значимым фактором в обучении является эмоциональное отношение учащихся к рисованию. Поэтому для того, чтобы добиться положительных результатов в обучении, необходимо вызвать у ребенка заинтересованность, эмоциональное отношение к деятельности. Необходимо так руководить изобразительной деятельностью младших школьников, чтобы на каждом этапе работы ребенок видел определенные положительные результаты своей деятельности.

Исследовательская работа на формирующем этапе эксперимента заключалась в следующем: 1. Проведение уроков изобразительного искусства по программе «Изобразительное искусство. 1–4 классы» С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева в контрольных группах. 2. Проведение уроков изобразительного искусства в экспериментальных группах по программе «Изобразительное искусство. 1–4 классы» С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева, включая задания разработанной нами методической системе. 140 3. Анализ продуктов изобразительной деятельности, полученных в ходе формирующего этапа эксперимента. Для анализа продуктов изобразительной деятельности, полученных в ходе формирующего этапа эксперимента, мы взяли систему критериев оценки изобразительной деятельности, используемую на этапе проведения констатирующего педагогического эксперимента, что дало возможность сравнить результаты экспериментов.

Методы обучения изобразительной грамоте на уроках 1 классов при декоративном решении пейзажа

По сравнению с натюрмортом, интерьером, портретом, в пейзаже иные измерения пространства, масштабности. Перед художником открываются большие просторы, многоплановость, богатое разнообразие форм, величин, цветов, необычность и постоянная смена освещения, атмосферных явлений. «Умение разобраться в своих впечатлениях от пейзажа, найти в нем самое интересное, главное, отобрать нужные детали (а их в природе очень много), подчинить их целому – задача трудная даже для опытного пейзажиста» [111, с. 157].

Поэтому на самом первом этапе становления юных художников, им необходимо приобрести определенный багаж изобразительных навыков и умений.

В первом классе обучение основам изобразительной грамоты (в программе по изобразительному искусству С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева) начинается со знакомства с миром волшебных красок. Нами были предложены небольшие упражнения для наиболее быстрого и интересного знакомства учащихся с основной цветовой палитрой. Понятие палитра («легкая доска, на которой художник смешивает краски. Перечь красок, которыми пользуется художник» [11, с. 423]), мы вводим уже на первых уроках работы с учащимися, для того чтобы у ребят изначально сложилось понимание об огромном многообразии цветов и цветовых сочетаний. Таким образом, мы предлагаем учащимся постепенно от упражнения к упражнению, пополнять, обогащать цветовую палитру. Чтобы начать изучение цветовой палитры, мы предлагаем учащимся упражнение, в котором происходит знакомство с основными красками, во время которого изображения ведутся при помощи разных по характеру линий и только тремя основными красками. Поскольку линия является одним самых старых и фундаментальных изобразительных средств, и в зависимости от характера их нанесения, «линии могут также придавать композиции эмоциональную окраску и иметь свою частную художественную выразительность» [59, с. 152]. С помощью определенного множества различных линий можно создавать графические изображения, самостоятельные декоративные композиции и живописные произведения. Линии имеют разную длину, толщину (ширину), форму, направление и цвет. Длина линии характеризуется определениями – длинная, короткая, непрерывная, прерывистая; толщина линии может быть толстой, тонкой, неровной, сходящей на нет; форма линий может быть прямой, ломаной, изогнутой, волнистой; линия по цвету характеризуется определениями – черная, белая, одноцветная, многоцветная, светлая, темная.

Творческий потенциал младших школьников на занятиях декоративной живописью

Затем в программе по изобразительному искусству С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева следует урок на тему: «Звери и птицы в городе». Сначала выполним графическое упражнение на изображение птиц, которые в последние годы стали часто встречаться в нашем городе – утки под названием кряквы. Предлагаем использовать учащимся цветные карандаши, фломастеры для закрепления навыков работой разными по характеру линиями, также вводим понятие – штрих, как один из основных элементов графического изображения, поскольку штрих всегда соседствует с линией и редко применяется самостоятельно. «Если линия призвана главным образом определять границы форм, то задача штриха – передача тона, фактуры, объема и «движения» формы» [137, с. 55]. Штрих более убедителен в передаче выражения объема и «движения» формы, чем линия. Поэтому используя сочетание линий и штриха, работая над моделировкой формы, выполним изображение кряквы – довольно крупной, речной утки с большой головой и коротким хвостом. По своему окрасу очень красив селезень, его оперение словно сверкает цветами различных металлов. Его черная голова отсвечивает синим и зеленым пурпуром, снизу отграничен узким белым ошейником. На спинке оперение у селезня бурое и серое, с волнистыми белыми линиями и мелкими черточками, зоб и грудь – каштановые, брюшко светло-серое, с темными отметинами, подхвостье черное, с металлическим блеском, перья крыльев черные, светло-серые с яркой выступающей блестящей окраской, обрамленные бархатно-черной и белой каймами. Самка темно-бурая с охристо-рыжими краями перьев, нижняя сторона светлее, рыжеватая с темными пятнышками, на крыле также есть зеркальце.

Следующее упражнение на изображение часто встречающегося в городе на улицах и в домах животного – кошки. С древних времен человек часто использовал млекопитающих в условно-стилизованном виде, в том числе – кошек. А в Древнем Египте их считали священными животными. Они своенравные, игривые, подвижные, нежные и ласковые, пластичные и грациозные. Светящиеся в темноте глаза, бесшумная походка, загадочная способность все понимать; кошкам приписывали волшебную силу.

Ребята уже изучали особенности изображения животных, теперь необходимо обучить учащихся изображать животных в движении. Для этого лучше использовать профильное изображение, избегать изображения сложных ракурсов. В динамике наиболее полно и выразительно раскрывается пластическая красота животных, красота пластичной фигуры кошки, ее грация хорошо раскрывается именно в движении.

Сначала мы предлагаем учащимся стилизовать или декорировать кошку, для того чтобы показать и акцентировать внимание на ее отличительных особенностях. Красива динамика движений кошки (взмахи хвоста вверх и вниз, заметные порой вращения кончиком хвоста, движение ушей – они могут стоять торчком или оборачиваться в стороны, быть прижаты; лап, усов, глаз, головы и всего тела, которое может рассказать о том, что думает или чувствует – повернувшись боком, выгнуть спину с распущенной шерстью). Для этого мы предлагаем использовать природную фактуру, выделив ее графически или с использованием орнаментальности. Важно учесть, что декор не должен разрушать форму, а наполнять ее красивой фактурой, поэтому орнаментальный рисунок должен располагаться по линиям развития формы. Возможно использование графических материалов, так как карандаши, фломастеры, тушь.

После чего учащимся необходимо выполнить несколько набросков в разных динамических положениях для лучшего понимания формы основных частей кошки, а также ее отличительных особенностей. Наброски с натуры помогут учащимся приобрести определенные навыки и умения для передачи характерной формы и движения, что часто вызывает определенные трудности. На уроке необходимо использовать наглядные динамические пособия, с отдельными частями тела для демонстрации каждой фазы движения, а также различные изображения кошек, репродукции, фотографии. Учителю необходимо продемонстрировать последовательность рисования животного, объяснить и показать как важно передать общие очертания животного, его главные пропорции и движение, работу лучше выполнять красками. Можно использовать геометральный метод изображения, напоминая учащимся о том, как с помощью различных геометрических фигур строится основная форма тела животного и выявляются пропорции, или c помощью использования специально изготовленных проволочных моделей, вести работу линиями, словно выстраивая скелет животного, на которого затем «оденутся» ткани и мех, это поможет учащимся лучше мыслить, анализировать, рассуждать.

Обратить внимание учащихся на особенности изображения движения – когда процесс ходьбы или бега состоит из ряда последовательно чередующихся элементов (поочередное движение ног, моменты опоры, свободный шаг). Стоит отметить, что трудности возникают при изображении лап, поэтому учителю необходимо объяснить, что начинать лучше с бедер, затем обратить внимание на изгиб задней ноги (пятки), и нарисовать передние ноги. Прорисовать мордочку необязательно, но стоит отметить, что чем длиннее шерсть у кошки, тем круглее кажется контур головы и тем милее сама кошка, поэтому за основу головы можно взять простой круг, после чего наметить основные черты мордочки животного – это глаз и рот, дорисовать усы (двенадцать с каждой стороны).