Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы развития художественно-творческой активности студентов художественных вузов в процессе изучения инфографики 18–81
1.1. Теоретические основы формирования инфографики и краткая история ее развития в странах Европы и России 18–38
1.2. Современные проблемы и тенденции использования инфографики в дизайне полиграфической продукции как основа для обучения студентов художественных вузов 38–42
1.3. Психолого-педагогические основы и условия развития художественно-творческой активности студентов в процессе изучения инфографики и проектирования инфографических объектов . 42–79
Вывод по 1 главе 79–81
Глава 2. Методические основы проектирования информационной графики и создания инфографического дизайна 82–191
2.1. Методика работы над созданием визуальных коммуникаций средствами инфографики в современной полиграфической продукции 82–123
2.2. Методика организации занятий по изучению инфографики и проектированию инфографического дизайна 123–172
2.3. Экспериментальная проверка разработанной методики развития художественно-творческой активности студентов в процессе проектирования инфографики .172–190
Вывод по 2 главе 191
Заключение 192–194
Список литературы 195-218
Приложения 219-260
- Теоретические основы формирования инфографики и краткая история ее развития в странах Европы и России
- Психолого-педагогические основы и условия развития художественно-творческой активности студентов в процессе изучения инфографики и проектирования инфографических объектов
- Методика работы над созданием визуальных коммуникаций средствами инфографики в современной полиграфической продукции
- Экспериментальная проверка разработанной методики развития художественно-творческой активности студентов в процессе проектирования инфографики
Теоретические основы формирования инфографики и краткая история ее развития в странах Европы и России
Инфографика, как явление имеет достаточно глубокие корни, несмотря на то, что на данный момент распространено мнение, что инфографика — это продукт последних десятилетий [267, с. 2].
«Инфографика (от лат. Informatio — осведомление, разъяснение, изложение; и др.греч. — письменный, от — пишу) — визуализация данных или понятий, цель которой — предоставить аудитории сложную информацию так, чтобы она могла быть быстро воспринята и легко понята» [211, с. 12].
В современной литературе очень часто возможно встретить высказывания ряда авторов, таких как Альберто Каиро, которые игнорируют факты, указывающие на древнейшую историю возникновения информационного дизайна в жизни человечества, и начинают рассматривать хронологию развития инфографики с публикаций газеты USA Today в 1982 году [238, с. 136].
В нашем исследовании рассматривается хронология становления инфографики, представленная Майклом Френдли, в его книге Handbook of Data Visualization, где история создания визуальных структур в европейских странах рассматривается по следующим периодам:
- до 17 века — первые предпосылки к возникновению жанра;
- 1600-1699 — измерения и появляющиеся теории; - 1700-1799 — новые формы визуализации;
- 1850 — создание современной инфографики;
- 1850-1900 — расцвет формообразования информационного дизайна;
- 1900-1950 — период застоя в развитии инографики;
- 1950-1975 — возрождение и популяризация инфографики. [267, с. 15]. Наше исследование было бы не полным, если бы мы не рассматривали историю развития информационного дизайна в СССР, так как она оказала в дальнейшем воздействие на процессы, происходящие в современном Российском дизайне.
Самым древним прообразом инфографики возможно считать наскальные рисунки, информирующие в графической форме о событиях, происходящих в жизни первобытных людей, к ним можно отнести Дайтонскую скалу на реке Тонтон, на которой высечены таинственные знаки и пиктограммы.
В лекции «От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст» известный писатель и семиотик Умберто Эко приводит интереснейший пример ранней визуальной коммуникации — Средневековый собор. Работа по обучению масс содержанию Библии, житиям Христа и святых, моральным принципам, истории, географии, природоведению отводилась фрескам и статуям собора. Книги же, как считали «сильные мира сего», отвлекали от базовых ценностей, поощряли излишнюю информированность, вольное толкование Писания и нездоровое любопытство [258].
С появлением письменности и развитием торговых отношений инфографика так же эволюционирует, происходит ее разделение на типы, появляются геометрические диаграммы, навигационные и звездные карты.
Изначально картографические изображения служили для передачи информации о местах добычи пищи. Со временем они начинают использоваться как универсальное средство передачи фактически любой пространственной информации. Первые карты были спроектированы задолго до нашей эры, к ним можно отнести изображение на серебряной вазе из Майкопа (около 3000 г. до н.э.), картографические изображения на глиняных табличках из Месопотамии (около 2300 г. до н.э.), многочисленные карты-петроглифы Валькамоники в Италии (1900–1200 годы до н.э.), египетскую карту золотых приисков (1400 г. до н.э.) и др.
Начиная с VI в. до н.э., первенство в картографии принадлежало Древним грекам, к сожалению, они не сохранилось, и их можно оценить только по упоминанию в трудах Гомера, Геродота, Аристотеля и др. Примерно в 250 году до нашей эры впервые в истории картографии была использована геометрия для измерения расстояний. На основе созданных геометрических построений Эратосфену удалось определить радиус Земли с погрешностью в 15%. На его картах впервые появились линии меридиан, однако, расстояние между ними варьировалось, для наиболее удобного отображения известных ему мест. В последствии Гиппарх дополнил существующее учение о широте и долготе, создав альтернативу в виде картографической проекции, выдающей более точными и безошибочные результаты [211, с. 12].
В эпоху Римской империи картография имела прикладной характер, для военных, торговых и административных надобностей создавались дорожные карты. Самой известной на сегодняшний день является Пейтингерова таблица (копия карты IV в.). Она представляет собой свиток из 11 склеенных листов пергамента длиной 6 м, 75 см и шириной 34 см. Картографическое изображение охватывает территория около 104 000 км, с изображением дорожной сети Римской империи, местоположением рек, гор и населенных пунктов. Верхом мастерства римских картографов стал трактат Клавдия Птолемея (90–168 гг.) «География». Данный труд представляет собой обширный учебник по составлению карт.
После распада Римской империи в 476 году научные и картографические достижения древнего мира в странах Европы были забыты на несколько веков. Почти до X в. картография наблюдалось лишь в религиозных текстах монастырях, но существовала она в очень условном понимании — это были небольшие схематичные карты мира, представляющие собой так называемые карты Т–О-типа, на них обитаемый мир, разделяется на три части — Азию, Европу и Африку, в центре помещался Иерусалим (Приложение 1).
В эпоху позднего средневековье (IX–XV вв.) — карты мира, по содержанию и оформлению, стали существенно богаче и выразительнее, в них включалось большое количество географических названий и ряд другой, дополнительной информации, украшались они ликами святых и библейскими сюжетами. Наибольшую известность среди карт того времени завоевали Эбсторфская и Херефордская карты мира XIII в., свое названные они получили по названию собора, в котором они находились. Потребности торгового мореплавания стали причиной появления в XIII в. первых навигационных карт, так называемых «карт-портоланов», или «компасных карт». Пизанская карта считается самой древней из сохранившихся карт этого типа, на ней указаны географические названия, в ряде точек нанесены компасные сетки, указывающие положение стран света.
В XV в. в связи с началом эры Великих географических открытий развитие картографии начало набирать стремительные темпы, так как у картографов эпохи Возрождения появились новые данные. Развитие печатного дела оказало глобальное воздействие на картографию, они стали доступней и дешевле. Ведущая роль в этом была отведена Герарду Меркатору (1512–1594), он разработал картографические проекции и создал атлас, который был опубликован уже после его смерти (Приложение 1) [119].
В эпоху высокого Ренессанса книгоиздатели ищут новые способы передачи пространственной информации, так в издании 1570 года «Начала» Евклида, с помощью приклеенного к странице кусочка бумаги была создана раскладывающаяся модель, которая давала наглядное представление о пространственной геометрии. Вклейки такого рода в книгах этой эпохи были не редкостью. Так же широкое распространение получили иллюстрированные анатомические атласы и технические пособия. Следующим витком в развитии информационного дизайна можно считать период с 1600 по 1699 годы, в этот период возрос интерес к проблемам физического измерения времени, расстояния, пространства. Эти знания применялись в разработке карт и навигации, именно в данный период появляется система координат и аналитической геометрии, рождается теория вероятности, положено начало демографической статистике, появляется теория о качестве жизни и простейшие экономические теории.
В 1613 году был издан труд Галилео Галилея, где он опубликовал результаты своего первого телескопического наблюдения Сатурна.
Изображение переплеталось с текстом настолько плотно, что рисунок становился частью текста, это был уникальный опыт отображения данных.
Психолого-педагогические основы и условия развития художественно-творческой активности студентов в процессе изучения инфографики и проектирования инфографических объектов
Психология творчества интересует исследователей различных направлений, в первую очередь людей творческих профессий. Многие психологи, педагоги, философы посвятили свои труды уникальной проблеме развития творческой активности обучаемых в процессе деятельности, например, такие ученые как Б.Г. Ананьева [6], Д.Б. Богоявленской [27], Л.В. Занкова [64], А.И. Крупнова [107], Б.Ф. Ломова [130], А.М. Матюшкина [139], В.И. Мишина [145], К.К. Платонова [174], Н.М. Сокольникова [215].
Интерес для нашего исследования представляют научные труды о проблемах развития творчества Р. Арнхейма, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, А.Н. Леонтьева, М.И. Мееровича, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона и др.
Занимаясь проблемами формирования творческой активности студентов, мы основывались на докторской диссертации «Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания», выполненной профессором Н.М. Сокольниковой.
В данной диссертации представлены теоретические, практические и методические исследования в области формирования творческой активности школьников. Н.М. Сокольникова пишет: «Художественно-творческая активность предстает перед нами, с одной стороны, как сложное интегральное качество личности, представляющее собой диалектическое единство общего, присущего всем видам социальной активности, и особенного, характерного лишь для художественно-творческой активности как ее специфического вида, а с другой — как мера деятельности личности в области художественного творчества» [218, с. 25].
Понятие творческой активности, актуально рассмотреть исходя из нескольких аспектов. В первую очередь — это социально-психологический феномен.
Исследованием понятия «активность» занимаются ряд наук, которые представляют его исходя из своей области исследования, т.е вносят в него свое содержание.
Несомненно, в педагогике и психологии понятие «художественно-творческая активность» занимает значительное место т. к. ее эффективное формирование основано на выявлении:
- движущих сил и источников, которые ее образуют;
- закономерностей ее индивидуального проявления и учета особенностей при различных видах деятельности.
В.Д. Небылицин писал в своих трудах, что активность личности в актуально представить как группу личностных качеств, которые формируют внутреннюю потребность человека, направленную на освоение внешней действительности и его стремление к самовыражению [153].
Исследование проблемы активности личности занимались такие ученые как (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, А.И. Крупнов и др.).
Исследованием проблемы активности личности занимались такие ученые как (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, А.И. Крупнов и др.).
Изучая исследования в области психологии, возможно отметить, что А.И. Крупнов указывал в своих трудах о том, что понятие «активность» не имеет однозначную оценку, с одной стороны это мера деятельности субъекта, его потенциальная способность к взаимодействию, с другой же это комплекс активных действий субъекта, возникших в следствии его внутренних противоречий, на основе внешних влияний. А.И. Крупнов, исследуя психологические проблемы активности человека, писал, что с точки зрения психологии необходимо определить, как под действием различных факторов, формируется активная позиция человека, какой должна быть деятельность, ее результаты, условия, чтобы образовался новый уровень активности [107].
Активность личности современными исследователями в области психологии представляется как один из видов психической активности, проявляющаяся в деятельности с различной степенью интенсивности.
В психологической литературе часто встречается термин «социальная активность», проявляемая исключительно людьми, или группами людей. Этот вид активности образуется в системе общественных отношений, отвечает поставленным целям, часто носит преобразовательный характер.
Если обратиться к современным литературным источникам, то возможно определить, что социальную активность здесь характеризуют три момента: а) черта личности субъекта, как его качество, б) отношение человека к деятельности, в) мера проявления социальной деятельности человека.
Характерными признаками социальной активности возможно считать идейно нравственное состояние личности, знание, мотивы и соответствующие этому умения и навыки. Социальной активности присуща определенная специфика, которая выражается в инициативности личности, настойчивости и самостоятельности при решении социально-значимых проблем, такая личность способна выдерживать длительное напряжение, стремиться и преодолевать трудности. Если мера выраженности вышеизложенных качеств высока у определенного индивида, то возможно заключить, что это социально активный человек.
А.И. Крупнов исследовал в своих трудах каким образом, испытывая влияние внешних и внутренних факторов, происходит формирование активной позиции человека. Как в процессе деятельности, при каких условиях ее изменения, появляется новый, более высокий, уровень активности человека [107, с. 6–30].
В.Д. Небылицин писал о том, что активность личности актуально представить, как «группу личностных качеств», которые способствуют возникновению потребности у человека, желания к эффективной деятельности по освоению окружающего мира, к самореализации в обществе, самовыражению относительно внешнего мира [153, с. 18–27].
В нашем диссертационном исследовании мы рассматриваем активность с точки зрения изучения структуры и динамика познавательной активности студентов, а также ряд аспектов, направленных на развитие их творческой активности, с учетом проблем общей и возрастной психологии.
Наиболее значительными трудами, изученными в процессе диссертационного исследования и определившими методологию организации занятий со студентами, стали работы Л.В. Занкова, С.Е. Игнатьева, В.С. Кузина, В.В. Лавтева, С.П. Ломова, Н.Г. Молодцовой, Н.Н. Ростовцева, И.А. Сериковой, М. Смикиклас, Н.М. Сокольниковой, В.Е. Шорохова и др.
Наиболее близка к теме нашего исследования докторская диссертация Н.М. Сокольниковой «Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания», в которой дана характеристика художественно-творческой активности как качества личности, исследована специфика ее проявления; определены возможности занятий изобразительным искусством в процессе развития художественно-творческой активности учащихся 1–11 классов; выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, актуальные для развитии художественно-творческой активности школьников в процессе занятий изобразительным искусством, разработаны формы, методы и приемы организации данных занятий [218].
В диссертационном исследовании С.В. Острикова «Проектно художественное моделирование инфографики: теоретические основы и принципы» рассматриваются проблемы ввода инфографики в вузовские программы, описаны теоретические и практические основы, а также методы и приемы ее проектирования, предназначенные для обучения графических дизайнеров. В работе представлено теоретическое обобщение существующей инфографической практики, разработаны многоаспектные типологии инфографики, выработаны критерии проектно-художественного анализа продуктов дизайнерской инфографики с учетом специфических средств, методов и приёмов её моделирования [164].
Методика работы над созданием визуальных коммуникаций средствами инфографики в современной полиграфической продукции
Работу со студентами-дизайнерами по созданию проектов, связанных с визуальными коммуникациями, рекомендуется начинать с анализа историко культурологического становления и развития инфографики. Следующий этап работы представляет собой анализ и формирование методики создания информационных таблиц. Для этого актуально обратить внимание студентов на ряд факторов, которые определяют качественно выполненные диаграммы. Одной из основополагающей особенностью диаграммы является ее функциональность, убедительность, эффективность при донесении информации до воспринимающего ее объекта. Используя информационную графику в статье, студент прежде всего должен понимать, что ключевым фактором должна быть ее необходимость (полезность) в общем контексте статьи.
Методика обучения студентов-дизайнеров включает различные способы подачи информации в периодических изданиях. Одним из самых молодых жанров в журналистике является инфографика. Традиционно в периодических изданиях большее внимание фокусировалось на тексте, затем начали использовать изображение.
Создавая для студентов тематику практических работ, целесообразно включить задания по созданию текстовых таблиц, таким образом на практике студентам будет понятно, что инфографика работает быстрее и нагляднее в таблицах, способствующих ускорению процесса коммуникации. Зачастую текстовые таблицы воспринимаются в качестве своеобразных «зацепок», втягивающих потенциального читателя в материал, а также влияют на восприятие материала читателем, формируя его мнение о прочитанном.
Изучая развитие и становление информационной графики со студентами, актуально, чтобы они провели научно-исследовательскую работу, отобразив в отчетах и рефератах процесс использования инфографики ведущими европейскими изданиями, начиная с конца 80-х годов.
Возможно предложить следующие темы для исследования:
1. Возникновение специализированных агентств, использующих инфографику в начале 90-х, например, британское Graphic News.
2. Процессы возникновения мировых информационных агентств (AP, Reuters, AFP и др.) и создание специализированных служб в области инфографики.
Студент, разрабатывающий инфографику для статьи, должен уделить внимание проблеме композиционно-смыслового решения между текстом и изображением. Актуально поставить перед ним вопросы:
- как эффективно передать информацию читателю;
- какие необходимо создать паттерны восприятия, при которых основным приоритетом должно оставаться преодоление многословности;
- какими средствами возможно создать простое и доступное визуальное сообщение, позволяющее точно воспринимать информацию об идее, услуге или событии.
Важно донести до студента, то что дизайн инфографики нельзя перегружать лишними элементами и большой палитрой цветов, все должно «работать» на информативность изображения. Только в этом случае инфографика сможет стать полноценным инструментом визуальной коммуникации.
Работая со студентами, целесообразно донести до них насколько инфографика используется и актуальна в Мире. В связи с этим необходимо обратить их внимание на ряд зарубежных и российских изданий и проанализировать их. Это, например, самые известные мировые издания, такие как «The Times Newspaper», «The Wall Street Journal», «National post» и др., они конкурируют между собой, осуществляя жесткую борьба за привлечение внимания аудитории.
Исследования социологов показывают, что среднестатистический пользователь получает за день объем информации равный 174 газетам. В связи с этим, можно предположить, что потребитель задержит свое внимание на том или ином контенте лишь на несколько секунд, поэтому современные издания непрерывно совершенствуют средства и системы информационных коммуникаций, уделяя особое внимание проведению авторских исследований и разработке уникальной инфографики.
Формируя профессиональные компетенции современных студентов-дизайнеров, необходимо донести до их сознания, что информационный дизайн выступает, как эффективное средство передачи информации, вокруг которого наращиваются все новые и новые коммуникативные слои. Данные, публикуемые издательствами, должны активно привлекать все новую и новую аудиторию, погружая читателей в изучение визуализированной статистики, делая их непосредственными ее участниками. Этому способствуют такие существующие в настоящее время проекты, как «Счетчик мирового населения», где пользователь по дате и месту своего рождения может узнать каким по счету он родился на земле. Таким образом читатель постоянно ощущает и осмысливает комплекс вербальных и визуальных контентов.
Также полезно обратить внимание студентов на продуманный комплекс системы разработки инфографики в вышеуказанных изданиях: собранные данные, формат полосы набора, используемая гарнитура, иллюстрация.
В процессе проведения предпроектного исследования, наиболее интересными для обучаемых могут быть работы такого известного инфографера, как Дженифер Даниел, ее инфографика близка к Data-art, но таковой не является, работы для журнала «Technology» относят к постмодернистической школе графического дизайна (Приложение 6).
Рекомендуется студентам изучить работы американца Нигельса Холмса, работающего в области информационного дизайна, занимающегося политической пропагандой. В своих иллюстрациях дизайнер, наряду с непосредственным сообщением, закладывает мощный идеологический смысл, обусловленный интересами заказчика.
Особым стилем, на который следует обратить внимание, отличаются работы Франческо Франчи, созданные для издания «IL Magazine», его стиль — это плоская графика (Приложение 6). Данная форма подачи материала — выразительное средство для передачи информации, она не перегружена детализацией.
Интересно обратить внимание студентов на некоторые российские журналы, такие как: «Россия сегодня» «Инфографика», «Эксперт», «Вокруг света», «National Geographic», «Русский репортер», которые активно публикуют на своих страницах инфографические статьи. Посредствам инфографики они оформляют опросы читателей, научно-популярные статьи, а также исторические материалы. Представленные в этих изданиях инфографические находки делают их не только разнообразными, но более информационно насыщенными и визуально понятными.
Одним из крупнейших информационных агентств мира является МИА «Россия сегодня» (до 2013 года Российское агентство международной информации «РИА Новости»). Оно является крупнейшим заказчиком и разработчиком инфографики в России. МИА «Россия сегодня» объединяет радиовещание, новостные ленты не только на русском, но и ряде иностранных языков (Приложение 6). Деятельность агентства включает в себя: информационные порталы, мультимедийные пресс-центры, производство и распространение фотоконтента и инфографики, информационные продукты в социальных сетях и производство контента для мобильных приложений. На современном этапе — это самый быстро развивающийся русскоязычный информационный ресурс. Занятия инфографическим дизайном должны сопровождаться постоянным повышением уровня информированности, на тему того, что происходит в этой области. В России одним из популярных изданий данного направления можно считать журнал «Инфографика», выпускаемый в Санкт-Петербурге с 2011 по 2014 годы (Приложение 6). На его страницах авторы экспериментировали с формой подачи данных, что было не традиционно для российских СМИ. Журнал состоял практически из иллюстраций, с помощью ярких и интересных визуализаций редакция журнала исследовала статистику в политике, юриспруденции, экономике и освещает социальные проблемы общества. В первом номере издания рассматривались темы, как потратить 10 трлн. рублей, где живут самые счастливые люди и почему бензин такой дорогостоящий. Показали «кто сколько работает, а кто зарабатывает миллиарды». В третьем номере журнала «Инфографика» редакция изучала, где играют самые дорогие футболисты и какие машины чаще угоняют, а также выявила и визуализировала данные о самых курящих профессиях, а также выяснила все о государственных чиновниках.
Многие схемы и приемы, предложенные авторами в данном журнале, получили свое развитие в дизайне других отечественных изданий. В «Инфографике» впервые появляются изображения большого массива данных, когда на первое место выходит именно визуализация, так называемый Data art. Разобраться в деталях с помощью такой инфографики очень сложно, но это не её задача. Она позволяет считать информацию о тенденции. При этом главным критерием оценки становится художественная эстетика объекта, а не функциональность.
Экспериментальная проверка разработанной методики развития художественно-творческой активности студентов в процессе проектирования инфографики
Эксперимент основывался на исследовательской и практической деятельности соискателя, осуществляющего педагогический процесс с учетом следующих составляющих:
- психолого-педагогических аспектов процесса изучения инфографики студентами и создание инфографичекого дизайна;
- методики формирования творческой активности студентов;
- методики дизайн-проектирования инфографики на основе использования инновационных методов, максимально приближающих процесс к профессиональной деятельности;
- методики преподавания инфографического дизайна.
В процессе развития творческой активности студентов происходило формирование их общекультурных и профессиональных компетенций.
Процесс создания информационной графики осуществлялся на основе изучения студентами ряда дисциплин исторического и культурологического цикла, теории и практики проектирования и формообразования, основ композиционного построения и цветоведения.
Педагогический эксперимент по формированию творческой активности студентов в процессе создания инфографичекого проекта, был направлен на решение следующих задач:
- проанализировать литературные источники, связанные с тематикой нашего исследования, необходимые для определения значимости информационной графики в процессе формирования художественно-творческой активности студентов художественных вузов;
- разработать и проверить на практике психолого-педагогические условия развития художественно-творческой активности студентов в процессе проектирования инфографики;
- разработать методику преподавания информационной графики, направленную на эффективное формирование художественно-творческой активности студентов;
- обосновать критерии оценки художественно-творческой активности студентов и разработать технологию определения уровней ее сформированности в результате обучения инфографике;
- разработать программу спецкурса по изучению инфографики и проектированию объектов инфографического дизайна.
Проведение констатирующего эксперимента было направлено на выявление первоначального уровня подготовки студентов, входящих в контрольную и экспериментальную группы, в процессе его осуществления было сделано три среза, которые ориентировались на ранее полученные знания, умения и навыки при изучении базовых дисциплин, содержащихся в учебном плане направления Дизайн.
Каждая характеристика оценивалась по баллам. Итоговая сумма баллов соответствовала высокому уровню (20–25 баллов), среднему (10–20 баллов) и низкому уровню(10 баллов и ниже).
Срез, определяющий уровень практической подготовки студентов, представлял собой проектирование инфографических иллюстраций для собственного резюме (Приложение 10).
В процессе проведения констатирующего эксперимента нами были проанализированы уровни теоретических знаний и практической подготовленности студентов экспериментальных и контрольных групп. Также мы посмотрели уровни художественно-творческой активности у всех студентов в процессе выполнения практической работы. На основе полученных данных мы сделали выводы, что уровень подготовленности и художественно-творческой активности у студентов обеих групп примерно одинаковый.
Проведение констатирующего эксперимента подтвердило наше предположение, что студенты недостаточно активны и не заинтересованы процессом изучения теоретических основ инфографики и созданием проектов на основе практической деятельности. Проделанная таким образом работа дала возможность правильно подойти к разработке экспериментальной методики нашего спецкурса.
На следующем этапе исследования нами был проведен формирующий эксперимент. Его целью было определение эффективности психолого педагогических условий формирования художественно-творческой активности студентов и методики преподавания инфографики, разработанных в процессе нашего исследования, для студентов, изучающих теорию инфографического дизайна и занимающихся созданием творческого проекта.
В проводимом нами исследовании были задействованы экспериментальные и контрольные группы.
Занятия в контрольной группе проходили на основе методик, в которых использовался традиционный метод изложения информации, а практические работы не предусматривали применения креативных методик организации процесса обучения и проведения дизайн-проектирования.
В экспериментальной группе занятия проводились с использованием инновационных технологий организации образовательного процесса, была разработана авторская программа, стимулирующая творческую активность студентов, использующая современные методики формирования профессиональных компетенций и обучения специалиста, способного быстро ориентироваться в профессиональной среде.
В процессе осуществления лекционных занятий информация не выдавалась студентам в полном объеме, формировались специальные вопросы, ответы на которые студент должен был искать самостоятельно, общение со студентами осуществлялось посредствам диалога.
На практических занятиях, в экспериментальной группе осуществлялась интенсификация творческой активности студентов посредствам проблемного метода обучения. Перед студентами ставился ряд творческих задач, преподаватель объяснял пути их решения, но основную деятельность студенты осуществляли посредствам поиска самостоятельных способов проектирования.
Материал учебного курса по изучению проблем информационной графики и способов ее создания, представлялся студентам в виде системы учебных проблем, способствующих возникновению у них психического состояния переживания проблемной ситуации, которое вызывает соответствующее мыслительное взаимодействие с объектом познания. В отличие от реально существующей научной проблемы, ответ на, исследуемый студентами, учебный вопрос, известен науке и преподавателю, но студенты могут найти ответ на него, только посредствам активного включения в предложенную деятельность.
Процесс обучения был построен таким образом, что при изложении материала и постановке задач преподавателем, обучаемые испытывали психологическое затруднение, в их сознании возникало противоречие между знанием и незнанием. Таким образом, преподаватель создавал проблемную ситуацию, которая требует активной самостоятельной деятельности по ее разрешению, в результате чего и происходит усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие мыслительных способностей, творческое овладение способностью к профессиональной деятельности. Таким образом организованный педагогический процесс стимулирует и развивает творческую активностью студентов.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: на этапе формирующего эксперимента наиболее характерными для формирования творческой активности студентов является следующие методы: проблемный, развивающего обучения, метод проектов, лекция-беседа, дискуссия, метод кейс-стади, просмотр и обсуждение.
На формирующем этапе эксперимента, обучающимся было предложено выполнить два задания:
- графическая композиция со сложной структурой повествования на примере русской народной сказки (Приложение 11);
- создание инфографического плаката (Приложение 12);
- разработка серии инфографических объектов для иллюстрации журнальной статьи (Приложение 13).