Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественно-творческих потребностей школьников на занятиях по художественной обработке металла (факультатив по эмали) Соколов, Максим Владимирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соколов, Максим Владимирович. Развитие художественно-творческих потребностей школьников на занятиях по художественной обработке металла (факультатив по эмали) : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Москва, 1993.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из актуальних задач современной эпохи является сохранение я восстановление исчезающих видов народного творчества.Народное декоративно-прикладное искусство (ДЇІИ) активно влияет на формирование художественного вкуса человека и обогащает профессиональное искусство.Творчество народных мастеров способствует ссхраненчс исторически сложившихся эстетических принщшов я трудових навлсов.при этом пользуется всеобщим признанием, во веса мире. Традиции народного искусства в современной художественной обработке металла становятся неиссякаемым источником творческих замыслов.

Лучшие традиции народного и декоративно-прикладного искусства сохранялись и передавались в каждом промысле как образец вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. Красота предметов, которыми пользовался человек в обыденной хизни, воспитывала его эстетический вкус.

Млогие памятники старины являются зримыми свидетелями того, что Русь славилась своими талантливыми мастерами резьбы по дереву и кости,иконописи,худогественного литья,чеканки,гравировки, скани,эмали и других зидов художественных ремесел.

Уральский регион всегда славился высоким художественным уровнем обработки металла. Прекрасно выполненные изделия ажурного Каслинского литья, словно музыка, застывшая в чугуне, до оях пор восхищают овоей красотой и изяществом. Знаменитый Зла-тоустовский клинок, секреты травления и золочения холодного оружия и теперь бережно хранят в династиях потомственных худоя-ников этого южноуральского городка. Урало-сибирская роспись по дереву,украшая избы малых и больших деревень, - это тоже ястория декоративно-прикладного искусства этого края.

Современная общеобразовательная школа крайне бедна различного рода кружками и факультативами, которые способствовали бы знакомству учащихся с народными ремеслами я промыслами, издавна развитыми в их местности.

В настоящее время опубликовано большое количество работ и проведено диссертационных исследований, посвященных изучения народного я декоративно-прикладного искусства на внеклассных занятиях,где онл рассматриваются как одпо пз действенных орздств эстетического и нравственного воспитания школьников (Р.Г.Ломо-посов, Т.Я.Шшшалова, В.В.Корешков, М.Е.Даутов, О.К.Бедканов, А.Л.Кадыров, U.A.Ершова).

- г -

Значительное место уделено проблеме творческого развития в обучении рисунку, композиции в диссертационных работах В.П. Зинченко, Е.А.Хижкяк, С.Олова, В.Н.Есиповой.В этих работах авторами рассматриваются некоторые психологе—педагогические аспекты формирования творческих способностей и развития профессиональных навыков в процессе подготовки будущих учителей изобразительного искусства по специальным дисциплинам. Отмечается, что только творчески развитый педагог будет заинтересован и способен сформировать активное к творческое отношение своих учеников к-художественной деятельности.Однако вопрос о художественной обработке металла как вида прикладкой деятельности и средства развития творческих способностей изучен недостаточно.Исследование А.С.Хворостова посвящено отдельным видам металлообработки в процессе изучения деревяішой резьбы,а работа В.Ф.Григорьева детально рассматривает граверно-ыедальерное искусство в системе подготовки студентов художественно-графических факультетов.

В имеющейся литературе по художественной обработке металла иного внимания уделяется технологическим операция?.) по изготовлению'какого-либо изделия (что практически необходимо),но не разработан психологический аспект,отсутствует связь между способов выполнения и творческим включением таких процессов, как Еообра-senne и представление.

Имеются работы таких авторов,как К.Каскмов, Н.К.Невзорова, К.Е.Ашіргазші, Р.Х.Тебуев, А.М.Хапхохев, посвященные организации факультативов и крукков при Домах и Дворцах детского творчества (бывпих Домах пионеров), станциях юных техников. Но в этих работах проглядываются две противоположные тенденции: с одной стороны, увлечение узкоспециализированными кругками, с другой стороны, на занятиях одного кружка используются различные виды декоративной деятельности,недостаточно связанные друг с другом. При изучении одного вида прикладной деятельности облегчается задача педагога, но творчество учащихся ограничено выбранным отдельным видом декоративного искусства.При большой количестве направлений в деятельности одного крухка задача педагога слишком усложняется, и на индивидуальную работу с учаси--їлися не остается времени.Это еще усугубляется стеспенностью помещений,в которых,как правило.проводятся занятия кругка,недостаточной подготовленностью педагогических кадров,небольиим количеством выцзлвнны-с кл*. ра -г.тиЕ. часов и другими проблемами.

Поэтому в лучшем случае учащиеся получают знания по технологии художественной обработки того или шюго материала ,а выполнение заданий преіравдется в повторение отдельных узловых операций. Творческий ыо.лент в заданиях,может быть не исключается совсем,но его роль резко сшиается,гаснет интерес к работе.

Проблемам разв.ітил интереса,формирования потребностей учащихся посвящены работы известных русских и зарубекі.'кх психологов А.Маолоу, К.Роджерса, З.В.Кебылпцшой, Р.С.Немоза. Свянь потреб-посно-мотивацночнон сферы личности и производительного творчества описаны в исследованиях D.M.Алиева,Ц.Оихтуян. Так в своей ра-ботз С.П.Ломов описал диламнку развития потребности и "поведенческий акт школьника" по ее 'удовлетворению.Особое внимание уделив интуиции,автор предлагает для формирования потребности в художественной деятельности боль^э опираться на эмоциональность личности, ее художественные способности.

Таким образом, ва.тлая проблема применения крунковых и факультативных занятий по декоративно-прикладному искусству (художественной обработке металла) для формирования художественной и творческой потребности личности школьников остается исследованной недостаточно.

Изучение теории и практики по исследуемой проблема предоставили возможность сформулировать проблему исследования,которая за-клвчается в покске эффективных путей формирования художественно-творческих потребностей у учащихся общеобразовательной школы на основе художественной обработки металла (эмалирование) на занятиях факультатива. Эта проблема явилась и цельд исследования, в процессе которого Езлась разработка содер.тдния и методов проведения занятий по эмалированию во внеурочное время (факультатив).

Объект исследования - творческая деятельность учащихся на занятиях факультатива по художественной обработке металла.

Предметом исследования является процесс формирования худо-яественно-ТБорческих потребностей школьников на факультативных занятиях по эмалированию.

Гипотеза исследования. Активизации развития худогеогвенно-творческих потребностей школьников будут способствовать:

созданные предпосылки для самостоятельного творческого освоения процесса худозественного эмалирования я обработші металла;

учет индивидуальных возпоаюстеЭ пколькиков, их психических и физических особенностей;

включение в содержание обучения различных взаимосвязанных видов - народного и декоративно-прикладного искусства по худоаест-веняой обработке металла (эмалированию),с цель» развития художе-отвешо-творческой деятельности школьников;

разработка дидактических материалов для занятий и выбор объектов деятельности школьников. '

Задачи исследования;

проанализировать поихолого-педагогическую ллтературу о целью выявления фактов, оказывающих влияние на формирование ху-догественно-творческих потребностей;

изучить характер иядивидуально-психологичеоких особенностей подростков в связи с потребностночлотявационной сферой в этом возрасте;

определить критерии сформированное творческой самостоятельности при выполнения художественных изделий декоративного плана;

изучить историю развития художественного эмалирования и приемы выполнения декоративных изделий с эмалью;

'- изучить и обобщить педагогический опыт руководителей круг-ков перегородчатой эмали и методистов,занимающихся этой проблемой;

разработать экспериментальную программу для факультатива по художественной обработке металла (эмалирование);

апробировать разработанную программу занятий п экспериментально доказать развивающее действие самостоятельных поисковых и творческих заданий по декоративной обработке металла и эгл-лн на формирование худокественных потребностей учащихся.

Методы исследования;

теоретическое изучение и анализ литературы по психологии и педагогике, па проблема,1.» преподавания декоративно-прикладного искуоства, по исяорлн и технологии эмалирования;

наблюдение за учацсллся в процессе выполнения декоративных изделий;

психологическое тестирование;

-.анкетирование н беседа о руководителями и участниками . творческих объединений школьников;

- анализ учебных и творческих работ учащихся;

- педагогический эксперимент и обработка полученных данных.
Этапы исследования;

I. Изучение пснхолого-педагогической литературы, методической н

специальной литературы.

  1. Освоение технических приемов художественного эмалирования.

  2. Посещение занятий круглов декоративно-прикладного искусства, работающих с перегородчатой эмалью.

4. Поездки в центри производства изделий с ювелирной эмалью
(Ростов-Ярославский, Санкт-Петербург, Пермь, Кунгур),знаком
ство с методикой преподавания змали в средних специальных худо-
зествешшх училищах.

  1. Разработка экспериментальной программы для (факультатива по художественной обработке металла (эмали).

  2. Проведение поискового и констатируисего эксперимента с целью выявления заинтересованности учащихся в занятиях по прикладному искусству.

  3. Проведение обучавшего эксперимента и обработка полученных данных.

Научная новизна неслоеопднйя состоит в следующем:

рассмотрены условия элективной организации творческой деятельности учасихся на занятиях по художественной обработке металла (эмали);

разработаны критерии оценки учебных и творческих работ по художественному эмалированию;

созданы программы для кружков п факультативов по художественной эмали, металлопластике;

разработана методика организации и проведения занятий факультатива;

подтверждено значительное влияние самостоятельных поисково-творческих форм проведения занятий до декоративному искусству с учетом индивидуальных особенностей подростков па формирование ях художественных потребностей.

Практическая значимость исследования. Составлены практиче-. окне рекомепдацая по проведении занятий с художественной эмалью для членов факультативов при средних пколах и кругков прикладного искусства при дворцах творчества ;разработана программа для факультатива "Художественная обработка металла (эмаль)";прецложен ряд управлений,способствующих формированию творческой активности пкодьяяков па занятиях факультатива доставлены методические рекомендации по отдельиші видам прикладного искусства.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические полозеная искусствоводческой,психолого-педагогической литературы по художественному я творческому развитии школьников;

опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования в условиях ведения детского творческого объединения,выявлением с помощью специальных психологических тестов и разработанных автором критериев, исходных и конечных результатов данного исследования.

Апробация и внедрение результатов.Основние выводы и результаты исследования были обсуждены и получили одобрение на научно-практических конференциях по итогам работы за год (г.Магнито-горск 1939,1990,1991,1992; г.Москва МИГУ 1992г.), межвузовской научно-методической конференции в г.Магнитогорске (1993г.); на занятиях курсов по повышению квалификация с руководителями круя-ков декоративно-прикладного искусства в Магнитогорском пединституте (1986, 1939, 1990 гг.).

Материалы и положения исследования используются на практических занятиях факультатива по декоративному искусству городской станции юных техников,в учебном процессе худокественно-графиче-ского факультета Магнитогорского пединститута.Система проведения занятий по художественней эмали апробировалась в детской художественной школе при Московском педагогическом университете имени . В.И.Ленина.

Объем и структура диссертации.