Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность. Занятия изобразительной деятельностью, особенно в младшем школьном возрасте, являются важным звеном не только формирования знаний, умений и навыков в рисовании, но и развития творческих способностей. Эти занятия оказывают значительное влияние и на эстетическое воспитание ребенка. В процессе изображения окружающей действительности дети получают художественное становление функции - восприятия, памяти, внимания, мышления и так далее, что оказывает положительное влияние на личность человека в целом. Впечатления от окружающего мира передаются в рисунке ребенка не механически, этот процесс весьма сложен. Сосредоточивая свое внимание на реальности, ребенок активно выбирает одни черты конкретных объектов и отбрасывает другие, менее важные для него.
Основой развития изобразительной деятельности ребенка является организованное художественное обучение. Наша художественно-педагогическая цель - путем разумного руководства и систематического обучения приблизить изобразительную деятельность ребенка к элементарным основам вполне грамотного, реалистического изображения, которое обеспечивается при сохранении тенденции совершенствования способностей к развитию декоративности.
В искусствознании декоративность рассматривается как творческая черта живописного языка художников. О проявлении декоративности в детских рисунках и детском изобразительном творчестве писали выдающиеся педагоги, психологи, искусствоведы, специалисты по методике преподавания ИЗО. Между тем, признание факта проявления декоративности еще ничего не объясняет с позіщии обучения. Если мы ограничимся простой констатацией наличия декоративности, то оставим в стороне актуальность сложности развития декоративности в изобразительной деятельности детей, интереснейшего, на наш взгляд, художественного явления в изучении детского рисунка.
Проблема развития декоративности в изобразительной деятельности у детей до сих пор еще не являлась объектом специального научного исследования, несмотря на то, что широко известен факт о всеобщем характере проявления декоративности, присущей рисункам детей именно младшего школьного возраста. Поэтому декораптности принадлежит немаловажная роль в обучающем и восшктывающем процессе развития способностей к изобразительной деятельности у младших школьников.
Вышесказанное дает нам основание заняться подробным рассмотрением проблемы декоративности, ее анализом в детском рисунке с позиций развития тех юобразительных качеств, которые необходимы для
более успешного изучения и усвоения детьми учебного материала по изобразительному искусству.
Овладевая различными видами юобразительной деятельности -рисованием, лепкой и аппликацией, - дети получают возможность создавать изображения предметов и явлений окружающей действительности. Это позволяет учащимся шщивидуально, неповторимо, активно, творчески отображать яркие жизненные впечатления, что необходимо детям данного возраста для выражения своего понимания, эмоционального отношения к предметам, явлениям, событиям.
Формируя и совершенствуя изобразительную деятельность детей, педагог осуществляет различные виды воспитания - сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое. Основное значение эта деятельность имеет, конечно, для эстетического и художественного воспитания.
Задачи художественного воспитания в юобразительной деятельности заключаются в том, чтобы педагогически верно ее организовывать, руководить деятельностью детей во имя создания выразительного художественного образа. Это возможно при развитии эстетического восприятия предмета, обогащения представлений детей об общем облике и свойствах предметов, формировании способности воображения на основе имеющихся разрозненных представлений. Ранние общие тенденции перцепции закономерно способствуют воплощению замысла ребенка в рисунке, лепке, аппликации при использовании выразительности декоративных свойств цвета, линий, формы, ритма, композиции.
Наиболее серьезные и интересные исследования детского рисунка стали проводиться лишь в конце XIX - начале XX века искусствоведами, психологами и педагогами. Особое внимание исследованию детского рисунка было уделено в работах КРиччи, Г.Кершенштейнера, В.М-Бехтерева, Н.А.Рыбникова, А.В.Бакупшнского.
Современный этап развития педагогической науки отмечен появлением значительных исследований по вопросам изучения изобразительного творчества детей. Проблемами исследования детского творчества .занимаются известные ученые, методисты Н.Н.Ростовцев, Е.В.Щорохов, В.С.Кузин, С.Е.Игнатьев, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова и Другие.
Проблеме поиска эффективности обучения детей и выявления закономерностей в изобразительной деятельности были посвящены докторские диссертации В.В.Корешкова, Н-СБоголюбова, кандидатские диссертации Г.В.Черемных, А.И.Васильева, Э.М.Кубьипкиной, Р.Г.Казаковой, Н.М.Сокольниковой и других.
Но специального диссертационного исследования, посвященного рассмотрению декоративности и ее развитию в изобразительной деятельности у детей, еще не было.
Научные исследования по истории изобразительного искусства подтверждают наличие декоративности в творчестве художников как на современном этапе, так и на предшествующих этапах развития культуры. Декоративность, позволяющая усиливать психологическую остроту и глубину композиционного замысла, всегда свидетельствовала о зрелости постижения тем, о вершине живописного мастерства.
Декоративность присуща творчеству многих прекрасных художников - А.П.Рябушкина, А.М.Васнецова, Ф.А.Малявина, В.Э.Борисова-Мусатова, П.В.Кузнецова, К.С.Петрова-Водкина, М.А.Врубеля. Декоративные элементы играют важную роль в организации композиций в произведениях В.И.Сурихова, И.Е.Регшна, В.А.Серова, декоративная целостность характерна для пейзажей А.И.Куинджи.
. Таким образом, признание декоративности в качестве важного средства достижения образности языка в изобразительном искусстве неоспоримо. Все это дает нам основание рассматривать проблему декоративности в изобразительной деятельности младших школьников с последующим анализом закономерностей развития.
Для декоративности, проявляющейся в разных видах ИЗО, свойственны следующие пластические средства: нахождение и использование запоминающихся цветовых гармоний (часто с ограниченным количеством цветовых сочетаний), ритмическое распределение цветовых пятен, что в терминологическом плане звучит как декоративный колорит, плоскостность, ясность и конструктивность рисунка, совершенство формы, пластичность линий, обострение ритма и прочее. Следует отметить, что этот перечень может быть расширен и не претендует на полноту изложения в силу многостороннего понимания декоративности. Последнее рассматривается также и как прием передачи реалистичности образа, так как образная трактовка идеи произведения связана с усилением эмоциональной выразительности. Черты декоративности, имеющиеся в произведениях профессиональных художников, мы можем проследить и в детском изобразительном творчестве, так как декоративность акцентуализирует непосредственность восприятия детьми окружающего мира.
На присутствие чувства ритма, локального цвета, плоскостности и условности, то есть разных изобразительных приемов, из которых складывается шображение объектов в рисунках детей младшего школьного возраста, обращали внимание известные исследователи детского творчества А.ВБакушинский, ЛСВыготский, Е.И.Игнатьев,
В.И.Киреешсо, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.СКомарова, Т.Я.Шпикалова.
Цвет более всего привлекает внимание ребенка. В рисунке дети часто используют только его локальность, стараясь сделать рисунок как можно ярче, наряднее, и при этом они преимущественно стремятся к контрастности ограниченного количества оттенков цвета Цвет вызывает у детей эмоциональное, ассоциативное отношение к образу (добрый, злой, страшный) как в реалистической, так и в сказочной трактовке.
В детских рисунках декоративность проявляется с наибольшей полнотой в те моменты, когда образ изображения позволяет им пережить новые, незабываемые впечатления, что в конечном счете обогащает их небольшой личный жизненный опыт.
Специфика декоративности в детском рисунке состоит в том, что облик натуры преобразуется в формах, претерпевающих значительные обобщения при изображении зримых и одновременно опоэтизированных людей, вещей, природы и прочее. Условность в юображений частностей, заострение, подчеркивание одних и нарочитое невнимание к другим деталям не изменяют правдивого целостного детского рисования из-за естественного присутствия декоративных тенденций в передаче конкретных предметов, событий, явлений. Декоративность - как технический прием рисования детей лишь усиливает эмоциональность, выразительность, поэтичность, типологичность в передаче образов в детских рисунках.
В процессе обоснования проблемы декоративности у младших школьников нами использовались современные данные педагогической и психологической науки, мы ссылались на искусствоведческие труды, а также на высказывания русских и советских художников - М.С.Сарьяна, В.И.Мухиной, КСПетрова-Водкина
Мы считаем, что формирование элементарных основ изобразительной грамоты у шадпшх школьников необходимо начинать осуществлять путем развития декоративности в рисунках, так как, по нашему убеждению, обучение и развитие на примерах декоративности облегчает для детей переход к правдивому реалистическому изображению, появляющемуся в детских рисунках несколько позднее. Усвоение и формирование грамотных знаний реалистического рисования у детей в значительной степени зависит от глубоко приобретенных ими теоретических и практических основ изобразительной грамоти на начальном этапе обучения. Сосредоточив внимание детей на декоративных акцентах, допустимых в применяемых понятиях, возможно более естественным для ребенка образом прийти к подлинной реалистичности изображений. Период- обучения в средней школе является важным и сложным в жизни каждого ребенка. По мнению психологов и педагогов,
ребенок в этот период начинает критически относиться к своему творчеству, поэтому его не удовлетворяет уже тот уровень рисования, которым он овладел ранее. В связи с этим формирование уже в младшем школьном возрасте на примере доступных методических заданий таких понятий, как перспектива, объем, пропорции, композиция и дают возможность ребенку свободно применять эти знания в своих рисунках. Осуществив задачу обучения в данный период, мы облегчаем переход от примитивного изображения к выполнению объемпо-пространственного, так как закладываем прочные основы восприятия и художественного отображения впечатлений, начиная с начального этапа обучения путем развития декоративности.
Формирование знаний и умений в период обучения в начальной школе на основе развития декоративности обеспечивает реатастичность изображения в решении детьми художественного образа
Таким образом, сложному процессу развития и проявления декоративности у младших школьников посвящена настоящая работа.
Актуальность и неразработанность проблемы определили выбор темы исследования - РАЗВИТИЕ ДЕКОРАТИВНОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Целью исследования является разработка, экспериментальная проверка и научное обоснование эффективных методов развития декоративности в изобразительной деятельности младших школьников, необходимых для более успешного усвоения ими учебного материала по предмету.
Объект исследования: процесс обучеши изобразительному искусству младших школьников на уроках в общеобразовательной школе на основе развития чувства декоративности.
Предметом исследования стати методы, пути и средства развития декоративности в изобразительной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования. Развивая в рисунках младших школьников чувство декоративности, естественно проявляющееся в этом возрасте, используя такие ее важные компоненты, как плоскостность, обобщенность и другие особенности юображеїшя, можно в значительной мере активизировать эффективность усвоения основ изобразительной грамоты.
В процессе теоретических и экспериментальных исследований были определены следующие задачи исследования:
-
Изучить труды в области философии, эстетики, искусствоведения, психологии, методики преподавания изобразительного искусства.
-
Проанализировать псітхолого-педагогическую литературу с целью выявления фактов, оказывающих влияние на развитие декоративности в изобразительной деятельности.
3. Проанализировать спонтанное, естественное проявление
декоративности у младших школьников в изобразительной деятельности.
4. Определить влияние развития декоративности на изобразительную
деятельность младших школьников с помощью критериев оценки рисунков
в различных видах рисования (рисование с натуры, тематическое
рисование, декоративное рисование).
-
Разработать экспериментальную программу для занятий с учащимися в начальных классах.
-
Апробировать разработанную программу и экспериментально доказать существенное влияние развития декоративности в изобразительной деятельности на повышение эффективности обучающего процесса и на увеличение творческой активности у младших школьников .
Методологической основой исследования явилось изучение трудов по вопросам образования и воспитания, специальной литературы по психологии, педагогике, теории и истории изобразительного искусства и методике его преподавания.
Методы исследования;
- теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической,
методической и специальной литературы по проблеме исследования;
- педагогическое наблюдение за работой учащихся;
- анализ процесса обучения и продуктов изобразительной
деятельности младших школьников;
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий).
Этапы исследования:
-
этап (1989-1993 гг.) состоял в теоретическом изучении проблемы исследования, в определении целей и задач опытно-экспериментальной работы в школе, разработке методов эксперимента. К концу этого этапа были определены исходные позиции исследования, его предмет, задачи, рабочая гипотеза и методы экспериментальной работы. Параллельно апробировалась методика развития декоративности, позволившая определить основные закономерности проявления декоративности в изобразительной деятельности младших школьников.
-
этап (1993-1996 гг.) включал определение основных положений проведения формирующего эксперимента и апробацию экспериментальной программы и методических рекомендаций по организации и проведению занятий. Проверка эффективности экспериментальной программы на формирующем этапе была проведена в разных общеобразовательных учреждениях (школах № 1309, № 1210, изостудии "Семицветик" г.Москвы, школе № 69 г.Омска).
3 этап (1994-1996 гг.) содержал анализ результатов опытно-
экспериментальной работы, аналитическое сравнешіе, обобщение и
оформление данных экспериментальной работы, а также написание выводов, подтверждающих гипотезу исследования.
На защиту выносятся следующие положеиия:
1. Результаты исследования характерних закономерностей
проявления декоративности в изобразительной деятельности у младших
школьников.
2. Методическая система проведения занятий по изобразительному
искусству, позволяющая на основе развития декоративности у младших
школышков существенно влиять на повышение эффективности
обучающего процесса и на увеличение творческой активности детей в
изобразительной деятельности.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- проведен научный анализ исследований по проблеме развития
декоративности у детей младшего школьного возраста на занятиях
изобразительным искусством;
- выявлен ряд характерных особенностей проявления декоративности
в рисунках младших школьников, положительно влияющих на достижение
образности в рисунках;
- разработана методическая система развития декоративности у
младших школьников на занятиях изобразительным искусством, которая
строится по тематическим блокам, с учетом определенных компонентов
декоративности;
- выявлена зависимость повышения эффективности процесса
обучения от увеличения творческой активности в ходе развития
декоративности в изобразительной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
-
научно обоснована и проверена на практике система развития декоративности в изобразительной деятельности младших школьников, удобная для широкого внедрения ее в общеобразовательной школе;
-
предложены конкретные методические рекомендации по развитию декоративности на уроках ИЗО в начальных классах;
-
разработана методика проведения занятий по изобразительному искусству, направленная на эффективное развитие декоратішности у школьников младших классов.
Достоверность исследования обеспечивается:
а) опорой на теоретические положения искусствоведческой,
психолого-педагогической литературы по художествешюму и творческому
развитию младших школьников;
б) опытно-экспериментальной проверкой основных положений
диссертационного исследования в условиях работы в
общеобразовательной школе, изобразительной студии;
в) сопоставлением с помощью критериев оценки изобразительной деятельности исходных и конечных результатов данного исследования, полученных в результате проведения педагогического эксперимента и показывающих эффективность разработанной методики обучения детей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования проверялись и корректировались в процессе практической работы над темой: материалы по результатам исследования периодически обсуждались на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного искусства и черчения МПГУ им. В.И. Ленина (1993-1996 гг.), докладывались на научно-практических конференциях МПГУ им. В.И.Ленина (1994-1996 гг.). Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ №1309, №1210 г.Москвы, школы №69 г.Омска
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения в четырех частях. Приложение составляют цветные копии детских рисунков, выполненные разными художественными материалами, иллюстрирующие экспериментальную программу развития декоративности в изобразительной деятельности младших школьников.