Введение к работе
-3-
Сегодня взгляды, вкусы и отношение к событиям, происходящим в мире, формируются у подрастающего поколения под влиянием средств массовой информации (СМИ). Возникшие благодаря новым технологиям возможности интерпретации аудио- и видеоинформации обостряют проблемы медиаобразования молодежи.
Медиаобразование призвано развивать критическое мышление, учить восприятию информации, подаваемой с экрана, и обнаружению скрытого смысла сообщений СМИ. Три последних десятилетия в дидактике и частных методиках цели медиаобразования рассматривались в аспекте использования экранно-звуковых средств обучения в учебно-воспитательном процессе (Зазнобина Л.С, Зволинская Н.Н., Зельманова Л.М., Назарова Т.С., Полторак Д.И., Прессман Л.П., Тихомирова К.М., Шаповаленко С.Г., Шахмаев Н.М. и др.).
Сегодня медиаобразование призвано готовить подрастающее поколение к жизни в новых информационных условиях, научить школьников полноценно воспринимать различную информацию, понимать ее, осознавать ее возможные социальные последствия (С. Минккинен, К. Норденстренг, Финляндия) и воздействие на психику человека (Ж. Берже, А.Г. Дал, Л. Мастерман, М. Сушон, С. Френе, Франция), овладевать способами общения на основе вербальных и визуальных форм коммуникации (М. Маклюэн, Канада и др.).
Особое значение в медиаобразовании придается практическому освоению новых технических средств, креативному и деятельностному подходам к обучению (концепция "визуальной грамотности"), а также формированию критического мышления (концепция "информационной защиты").
Компьютерная анимация (от англ. animation - оживление, одушевление, в нашей стране больше распространен термин ".мультипликация") создается на компьютере при помощи специальных программных средств. Значительная роль, широкие возможности и разнообразие применений компьютерной анимации в создании визуального ряда СМИ (моделирование, реклама, видеоэффекты в кинофильмах и др.) актуализирует обучение компьютерной анимации именно в целях медиаобразования.
С точки зрения медиаобразования, свойство анимации быть символичной и скрывать некие смыслы за иносказательной формой имеет большую
дидактическую ценность, поскольку позволяет подвести к расшифровке скрытого, содержащегося практически в любом визуальном сообщении СМИ. В настоящее время в связи с внедрением в школьную практику средств новых информационных технологий (СНИТ) появилась реальная возможность обучить школьников компьютерной анимации и частично решить, тем самым, проблему медиаобразования.
АКТУАЛЬНОСТЬ темы данного исследования обусловлена реально существующим сегодня противоречием между возможностями медиаобразования средствами компьютерной анимации и недостаточной разработанностью образовательной технологии, предназначенной для этой цели.
Это противоречие определяет ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработка образовательной технологии, позволяющей достигнуть целей медиаобразования средствами обучения компьютерной анимации.
Под образовательной технологией в данном исследовании понимается учебно-методический комплекс, состоящий из следующих компонент:
-
технология построения курсов компьютерной анимации как средства медиаобразования;
-
цели и содержание курса компьютерной анимации (на базе двумерного анимационного пакета);
-
методы, средства и организационные формы обучения ;
-
критерии отбора двумерного анимационного пакета;
-
методическое пособие для учителей;
-
литература для учителей и учащихся.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработка образовательной технологии "Компьютерная анимация как средство медиаобразования".
ОБЪЕКТ исследования: медиаобразование в процессе обучения компьютерной анимации.
ПРЕДМЕТ исследования: технология обучения компьютерной анимации в целях медиаобразования.
ГИПОТЕЗА исследования:
создаваемая образовательная технология реализует цели медиаобразования и цели обучения компьютерной анимации, если общие цели медиаобразования будут конкретизированы для обучения школьников компьютерной анимации и будут выявлены условия достижения этих целей средствами курсов компьютерной анимации.
-5-ЗАДАЧИ исследования:
1) изучить концептуальные подходы к медиаобразованию в целом и
обучению компьютерной анимации в частности. Конкретизировать общие
цели медиаобразования с учетом дидактических возможностей и
специфики компьютерной анимации;
2) разработать модель образовательной технологии, включающей
критерии оценки программных средств создания двумерной компь
ютерной анимации с целью обоснованного выбора анимационного
пакета, базового для данной образовательной технологии;
3) экспериментально проверить модель образовательной технологии;
выявить условия успешного медиаобразования средствами компьютерной
анимации и инвариантные компоненты технологии создания курсов
компьютерной анимации;
4) создать методическое пособие для учителей.
. В качестве МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ исследования использовались труды по содержанию образования (Гершунский Б.С, Леднев B.C., Скаткин М.Н. и др.) и дидактическим принципам и закономерностям обучения (Бабанский Ю.К., Лернер И.Я., Краевский В.В. и др.); фундаментальные работы по теории создания и использования средств обучения (Зазнобина Л.С, Назарова Т.С, Полат Е.С., Прессман Л.П., Шаповаленко С.Г., Шахмаев Н.М. и др.); существующие подходы к психологии восприятия (Арнхейм Р., Выготский Л.С, Ломов Б.Ф., Якиманская И.С и др.) и специфике средств массовой информации и концепции медиаобразования (Бевор Э., Гибсон Дж., Зазнобина Л.С, Шариков А.В. и др.); труды по теории и истории кино, анимации и компьютерных искусств (Вайсфельд И., Кракауэр 3., Моль А., Мукар-жовский Я., Норштейн Ю., Эйзенштейн С. и др.).
В качестве МЕТОДОВ исследования были использованы:
анализ педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
анализ теоретических исследований и видеоматериалов в области компьютерной анимации;
сравнительный анализ программных пакетов компьютерной анимации;
моделирование;
экспериментальное обучение;
анкетирование, опрос, интервьюирование, наблюдения, экспертный анализ.
-
образовательная технология "Компьютерная анимация как средство медиаобразования", включающая цели, содержание, методы и формы медиаобразования средствами двумерной компьютерной анимации для школьников, а также критерии отбора двумерного анимационного пакета для обучения;
-
инвариантные подходы к созданию курсов компьютерной анимации в целях медиаобразования.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования и его НОВИЗНА состоит в разработке научно-педагогических подходов к созданию и применению образовательной технологии "Компьютерная анимация как средство медиаобразования", которые могут быть экстраполированы на аналогичные образовательные технологии.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в разработке образовательной технологии "Компьютерная анимация как средство медиаобразования" (на базе выбранного пакета двумерной анимации) и внедрении ее в практику.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ и внедрение в практику:
Основные результаты и положения диссертации обсуждались на заседаниях Лаборатории технических средств обучения ИСО РАО (1994-1995 гг.), на научно-практических конференциях (конференции "Современные технологии общения" и "Мультимедиа в образовании", Москва, 1994 г.; выставка-семинар "Дети - новая реальность", Калуга, 1994 г.; ); на международном симпозиуме по электронному искусству "East meets West", Санкт-Петербург, 1994 г. и международной конференции "Мультимедиа, гипермедиа и виртуальная реальность", 1994 г., Москва. Результаты исследования были также доложены и обсуждены на лекциях РИПКРО (г. Москва, 1994, 1995 г.), на научно-практических семинарах (ИПиПК НПК, г. Москва, 1994 г.; МКДЛШ, г. Переславль-Залесский, 1994 г.; семинар авторов компьютерных программ и учебников по информатике, Голицино, 1995 г.).
Экспериментальное обучение проводилось в Лицее информационных технологий (г. Москва), Международном компьютерном лагере-школе (г. Переславль-Залесский), Московском институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов атомной энергетики, в центре "Аквилон" (г. Калуга), Московском доме научно-технического творчества молодежи.