Введение к работе
- Актуальность темы. Перестройка всех сфер общественной жизни нашей стране выдвинула перед высшей школой задачу перейти к ормированию специалистов широкого профиля, сочетающих глубокие Тндаментальные знания и обстоятельную практическую подготовку, риентированную на конкретную отрасль» Это определило основные вправления подготовки учительских кадров, повышения их научной, практической компетенции, уровня профессионального мастерства.
Теоретические аспекты проблемы формирования профессионально-о мастерства учителя, профессионально-педагогической направленосте, процесса обучения в педвузе широко разработаны в трудах. оветских педагогов и психологов /С.И.Архангельский, Д.М.Забро-ш, Н.ВЛСузьмина, Н.В.'Кухарев, Т.И.Поподько, Н.В.Малахов, В.А, ластеник и др./. Эти исследования позволили основательно по-гавить вопрос о средствах развития пед^огдчеКй_напр,авлен-ости и выделить параметры ее измерения.
В последние годы усилился интерес к разработке проблемы про-ессионально-педагогической направленности обучения студентов гдельным дисциплинам» выявлению .конкретных путей ее совершенс-вования. Для музыкальных дисциплин особую остроту указанной роблеме придают, с одной стороны, повышение требований к про-ессиональной подготовке учителя музыки и, с другой, - усиление наченгя его психолого-падагогической вооруженности.
Рассматривая содержание профессиональной подготовки студен-ов.МПФ, многие исследователи /Л.Г.Арчажникова, С.С.Балашова, .В.Венедиктова, И.Ф.Гажпм, Л.Я.Папшша и др./ указывают на сла-ую педагогическую направленность учебного процесса в педвузе, реобладание в нем исполнительских к музыковедческих аспектов.
На наш взгляд, это связано с тем, что преподавание специа-ьных дисциплин не ориентировано на профессию учителя музыки, а отдельным дисциплинам не выявлен состав профессионально-пе-агогических знаний, умений и навыков, специальные музыкальные ачества формируются и совершенствуются в отрыве от педагогичес-!-их.-Все это определило актуальность и своевременность нашей ра-оты» целью которой является исследование путей совершенствова-ия профессионально-педагогической направленности курса истории узнки на музыкальнс-педагогических факультетах.
В настоящее время в связи с ..гуманитаризацией и усилением узыковедческих основ школьных програми курсу истории музыки
принадлежит одно из центральных мест в системе профессионально-педагогической подготовки школьного учителя. Между тем, современное состояние преподавания истории музыки не отвечает сегодняшним требованиям в подготовке специалиста, который должен быть вооружен в процессе обучения необходимыми профессионально-педагогическими знаниями и умениями. Поиски путей совершенствования преподавания истории музыки заставили нас обратиться к концепции іаднтекс^ного обучения, при котором "моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности" /А.А.Вербицкий/.
Вышеизложенное позволяет сформулировать цель исследования: научно обосновать и разработать методику контекстного обучения истории музыки, обеспечивающую его профессионально-педагогическую направленность.
Объектов исследования является процесс обучения будущих учителей истории музыки.
Предмет исследования: изучение зависимости между формами, средствами и методами контекстного обучения и формированием профессионально-педагогических знаний, умений, профессионально значимых качеств личности будущего учителя.
Гипотеза исследования состоит в том, что контекстное обучение, организующее учебно-воспитательный процесс с позиций требований к будущей деятельности и качествам личности учителя музыки, может обеспечить профессионально-педагогическую направленность курса истории музыки на ЫПФ.
Задачи исследования: дать определение понятия профессионально-педагогической направленности обучения истории музыки; сделав анализ имеющихся профгссиограмм учителя; выделить профессионально-педагогические знания и умения, формируемые в курсе истории музыки; определить личностные качества будущего учителя, подле-жащие формированию в ходе учебно-воспитательного процесса; разработать критерии профессионально-педагогической направленности обучения истории музыки; адаптировать методику контекстного обу чения к особенностям преподавания истории музыки; осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанной методики разработать компоненты учебной системы при контекстном обучении ис'.лрии музыки, включающие в себя прямые /предметные/ и контекстные /профессионально-педагогические/ функции.
Методологической основой исследования являются теория познания ,учение о творческой активности масс, о единстве теории и практики, директивные документы о перестройке среднего и высшего специального образования в нашей стране, труды ведущих советских педагогов, психологов, философов, музыковедов и методистов»
Методы исследования; теоретический анализ литературы по теме исследования; изучение и анализ учебно-методической документации; анализ профессиограмм деятельности учителя; длительное включенное наблюдение за деятельностью школьных учителей, студентов-практикантов, беседы с ними, анкетирование и опрос; методы рейтинга на основе парного сравнения и самооценки; изучение документов педпрактики студентов; проектирование системы профессионально-педагогической направленности курса истории музыки на основе контекстного обучения; обучающий эксперимент в целях проверки эффективности разработанной системы.
Новым в диссертационном исследовании являются: постановка проблемы профессионально-педагогической направленности курса истории музыки на ШФ; уточнение понятия, раскрытие основного содержания и~ критериев оценки профессионально-направленного обучения истории музыки; выявление модели высокого уровня профессионального мастерства учителей музыки с точки зрения исследуемого аспекта педагогического труда; выделение профессионально-педагогических знаний, умений по предмету; раскрытие зависимости формирования профессионально значимых качеств личности студентов от профессионально-педагогической направленности курса; разработка компонентов контекстного обучения, обеспечивающих профессиональную направленность обучения истории музыки.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней дан критический анализ состояния преподавания истории музыки под углом исследуемой проблемы; выявлен состав профессионально-педагогических знаний, умений, необходимых в практической деятельности будущего учителя; разработана методика контекстного обучения, обеспечивающая профессиональную направленность курса, дан пример контекстной обработки учебного материала на одной из тем курса истории зарубежной музыки ; предложена система организации учебной и самостоятиіьной работы, способствующая накоплению студентами психолого-педагогического и методического опыта в курсе истории музыки; изложена методика непрерывного включения студентов к УНИРС в контексте будущей деятельности.
Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе экспериментальной работы и обсуждения материалов диссертации на кафедре теории и основ музыкально-исполнительского мастерства ВКГУ, на заседаниях лаборатории по фоі дарованию основ профессионального мастерства, функционирующей щ ВКГУ; через публикацию научно-исследовательских материалов /6 щ бликаций/; в выступлениях на Всесоюзной научно-практической конференции по проблемам профессионализма и продуктивности педаго-» гической деятельности /г. Усть-Жаменогорск, 1989 г./, на Республиканской конференции БССР "Актуальные проблемы педагогической мастерства и педагогического творчества" /г. Гомель, 1989 г./; на Ленинских чтениях по.итогам научно-исследовательской работы за 1990 год /ЇШГУ им, В.ИЛенина, 1991 г./.
. Результаты исследования внедрены в ВКГУ, Целиноградском госпединституте, в Гомельском ОИУУ.
На задитт выносятся следующие положения:
1. Профессионально-педагогическую направленность курса исто— рии музыки определяет единство взаимосвязанных процессов формирования профессионально-педагогических знаний, умений и профессионально значимых качеств личности будущего учителя.
2» Профессионально-педагогические знания и умения по историк музыки суть выражение единства музыкально-исторических и педаго гичвскиг знаний, т. в., содержания; и цели, которые направлены на школьную практику обучения.
3. Профессионально-педагогическая направленность курса истории музыки в условиях контекстного обучения создает условия для формирования профессионально-педагогических знаний, умений, про фессиокально значимых качеств личности будущего учителя и обеспечивает успешность выполнения им функциональных обязанностей,-