Введение к работе
Актуальность исследования. Общепризнанно, что воспитание квалифицированного читателя является основной задачей преподавания литературы в школе. Для успешного осуществления этого процесса необходимо, с одной стороны, выявить критерии полноценного восприятия литературы читателем и, с другой стороны, определить круг литературных явлений и понятий, усвоение которых является необходимым звеном литературного образования. Одним из таких понятий и является, на наш взгляд, авторская позиция.
"Эстетическое восприятие формируется всего активнее тогда, когда читатель-школьник становится как бы соучастником всего того, что пережил и перечувствовал автор"*. Это утверждение К.М.Нартова принципиально важно для нас, поскольку устанавливает связь между качеством восприятия литературы читателем и его способностью проникнуться авторскими мыслями и чувствами, приобщиться к авторской позиции. Эффективность формирования читательского восприятия путем выявления авторской позиции в произведении, развития представлений о ней обусловливается спецификой самого этого явления. Авторская позиция является основным смысловым и оценочным вектором, обеспечивающим единство и неповторимость художественного мира, запёчатлённого в произведении. Важнейшими же показателями полноценного восприятия литературы являются освоение художественного произведения в его целостности и осознание своеобразия творческой манеры автора.
Но для того, чтобы понять роль позиции автора в произведении, воспринять авторские мысли и чувства во всем объёме, необходимы специальные знания. Особенно это актуально для .эпического произведения, авторская позиция в котором редко бывает выражена "открытым текстом" и допускает множество интерпретаций.
Различные аспекты приобщения учащихся к авторской позиции при изучении эпического произведения рассматривались методической наукой в комплексе с другими проблемами литературного образования: Н.М.Соколовым, М.А.Рыбниковой, Т.Г.Браже, В.Я.Коровиной, В.Г.Маранцманом, Г.Н.Иониным, И.И.Долецкой, Л.И.Сараскиной, И.В.Рогожиной - в связи с обучением учащихся
* Нартов К.М. Изучение зарубежной литературы в старших классах национальной школы. - Владикавказ, 1991. - С. 15. "'
анализу литературного произведения; Г.А.Гуковским, К.М.Нартовым, Л.А.Шейманом, М.И.Бакиевым, С.М.Петровой, В.А.Латышевой - в контексте сравнительно-исторического изучения различных художественных систем: индивидуальных, национальных, исторических; Н.Я.Мещеряковой, Л.С.Айзерманом, С.К.Бирюковой, Г.Н.Обернихиной - в аспекте единства обучения и воспитания, обогащения эстетического и нравственного опыта учащихся в процессе освоения ими литературы; Г. И. Беленьким, М.А.Снежневской, Н.Н.Вербовой и другими - в связи с формированием теоретико-литературных знаний.
Однако процесс формирования представлений о позиции автора на уроках родной .литературы в коми школе требует специального изучения, что обусловливается своеобразием самой коми литературы, спецификой содержания школьной программы по коми литературе, а также особенностями восприятия литературьї учащимися коми школ.
Объект исследования: процесс изучения эпической литературы в V-ХЇ классах коми школы.
Предмет исследования: методика приобщения учащихся к авторской позиции при изучении эпических произведений родной литературы в коми школе,
Целью данного исследования является научное обоснование и разработка системы приобщения учащихся к авторской позиции при изучении эпических произведений.
В основу исследования положена следующая гипотеза: авторская
позиция при изучении эпических произведений родной литературы
постигается учащимися национальной (коми) школы наиболее полно и
глубоко, если ' _
- у них сформирована определённая система знаний о важнейших
принципах и формах воплощения авторской позиции в эпическом
искусстве слова;
- при анализе произведения целенаправленно выявляется
взаимосвязь и функциональная значимость важнейших элементов в
единой идейно-художественной системе;
- устанавливаются основные, характерные для индивидуальной-'
поэтики автора способы выражения его позиций;
-" учитывается специфика развития эпических жанров в национальной (коми) литературе.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определились следующие задачи:
Рассмотреть проблему авторской позиции в литературоведческом аспекте и на основе проведённого анализа определить содержание понятия "авторская позиция" и важнейшие формы выражения авторской позиции применительно к школьному литературному образованию.
- Проанализировать современную практику изучения авторской
позиции.на уроках родной литературы в коми школе.
Выявить особенности восприятия авторской позиции в эпической литературе учащимися коми национальной школы.
Разработать систему занятий, направленных на освоение богатства форм выражения позиции автора в эпической литературе.
Экспериментально проверить эффективность предложенной системы.
Для решения поставленных задач, обоснования и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы, обобщение педагогического опыта, анкетирование учащихся и педагогов, наблюдение за деятельностью учащихся в процессе экспериментального обучения, поисковый и обучающий эксперименты.
Методическую основу исследования составляют достижения литературоведческой науки в области системного анализа, труды учёных по проблемам воспитания читательской культуры учащихся.
Научная новизна исследования заключается в установлении зависимости глубины постижения авторской позиции учащимися коми школы от их осведомлённости о способах её воплощения, в.разработке системы приобщения учащихся к позиции автора путём изучения форм её выражения в эпических произведениях родной литературы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть учтены при составлении программ и учебно-методических пособий по родной литературе как для коми школы, так и для национальных школ других регионов России.
Базой для экспериментального исследования служили сельские коми национальные школы: Куратовская и Визингская СШ Сысольского района, Обьячевская СШ Прилузского района, Сторожевская СШ Корткеросского района, а также Гимназия искусств
г.Сыктывкара. Экспериментальной работой было охвачено около 500 учащихся средних и старших классов.
Апробация результатов. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на научно-методических семинарах кафедры коми Литературы и фольклора Сыктывкарского государственного университета, на заседаниях лаборатории гуманитарного образования Института национальных проблем образования, на всероссийских научных конференциях: "Духовная культура: проблемы и тенденции развития" (Сыктывкар, 1994), "Кормановские чтения" (1992, 1994). Разработанная система приобщения учащихся к авторской позиции при изучении эпических произведений внедрена в учебный процесс Гимназии искусств г.Сыктывкара. Материалы диссертации в течение ряда лет использовались при чтении лекций на курсах повышения квалификации учителей родного языка ' и литературы в Коми РИППКРО. Результаты исследования нашли отражение в четырёх публикациях автора.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Постижение авторской позиции является необходимым
условием полноценного восприятия литературного произведения.
-
Авторская позиция может быть адекватно понята учениками лишь в случае их осведомлённости о способах и формах её воплощения.
-
Развитие представлений учащихся об авторе и формах его опосредования в эпическом произведении должно идти от ясной, не вызывающей противоречивых суждений до полисемичной, неоднозначной, допускающей различные истолкования. авторской позиции, от открыто заявленного в тексте авторского мнения до скрытых, косвенных форм его выражения.
4. Критериями выбора произведений, при изучении которых
предполагается формирование представлений об авторской позиции у
учащихся разных возрастных групп, должны служить интенсивность её
выраженности, доля авторского присутствия в тексте, а также - степень
смысловой определённости авторской точки зрения..