Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы обучения подростков живописи 16
1.1. Историко-культурологические основы обучения живописи. 16
1.2. Психолого-педагогические проблемы обучения живописи 33
1.3. Обоснование содержания и методики обучения подростков живописи 64
Глава 2. Содержание и методика обучения подростков живописи на основе традиций отечественной художественной школы .84
2.1. Содержание учебной дисциплины «Живопись» и комбинаторная методика обучения живописи 84
2.2. Апробация содержания и методики обучения подростков живописи 91
2.3. Анализ и обобщение результатов апробации содержания и методики обучения подростков живописи .155
Заключение .168
Список литературы 170
- Психолого-педагогические проблемы обучения живописи
- Обоснование содержания и методики обучения подростков живописи
- Апробация содержания и методики обучения подростков живописи
- Анализ и обобщение результатов апробации содержания и методики обучения подростков живописи
Введение к работе
Актуальность исследования. Сложившаяся в России система художественного образования во взаимосвязи и взаимодействии общего и дополнительного образования создаёт возможности для своевременного выявления и развития детей, мотивированных к изобразительной деятельности (художественно одарённых детей).
Согласно государственной культурной политике, в формировании нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности должен быть использован весь потенциал отечественной культуры. Сохранение наследия русской культуры – стратегическая задача государственной культурной политики.
Плюрализм современной художественной культуры создаёт трудности для адекватного восприятия объектов как современной, так и традиционной художественной культуры подростком. Наблюдается постепенное вытеснение традиционных ценностей классического искусства.
В отечественном художественном образовании действует предметная система приобщения к искусству, в которой учебный предмет «Живопись» занимает самостоятельное место. Согласно Федеральным государственным требованиям учебный предмет «Живопись» нацелен на «формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности», «формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства», заявлено основополагающее значение развития художественного вкуса и эстетического восприятия. В результате освоения программы «Живопись» учащийся должен владеть первичными навыками «восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды».
Традиции отечественной художественной школы, представленные опытом выдающихся педагогов-художников (К.П. Брюллов, А.Г. Венецианов, И.Е. Репин, В.Е. Савинский, П.П. Чистяков, В.С. Щербаков и др.), являются частью культурного наследия России и могут стать основой обучения живописи современных подростков. Однако классические методики обучения живописи отражают художественную культуру своего времени со свойственными ей представлениями о живописи (классицизм, реализм, романтизм, импрессионизм и др.), что не вполне соответствует специфике современной культуры, которая характеризуется равной художественной ценностью направлений живописи разных эпох. Актуальной представляется проблема определения особенностей обучения подростков живописи, способствующих сохранению и передаче разных традиций в условиях современной художественной культуры, развитию навыков восприятия и анализа живописи разных стилей и жанров.
Для сохранения традиций отечественной художественной школы и развития навыков создания и восприятия произведений живописи разных стилей и жанров необходимо применение в обучении подростков живописи опыта и методов разных традиций.
Степень научной разработанности проблемы.
История становления традиций художественного образования в России раскрыта в исследованиях Т.В. Алексеевой, Э.М. Белютина, Н.А. Дмитриевой, В.Г. Лисовского, Н.М. Молевой и др. на примере анализа педагогической деятельности выдающихся художников-педагогов: А.Г. Венецианова, П.П. Чистякова, И.Е. Репина, В.В. Кандинского и др. Согласно историческим исследованиям, традиции обучения подростков живописи в отечественной художественной школе закладывались, начиная с конца XVIII века. У каждого педагога, внесшего заметный вклад в отечественное художественное образование, был собственный метод обучения живописи. Методы обучения живописи отражали передовые направления самого искусства живописи. Если искусство, культивируемое художественной школой, утрачивало свою
ведущую роль, школа приходила в упадок. Однако проблема введения в современную педагогическую практику традиционных методов и опыта отечественной художественной школы с XVIII по XX век не описана.
Опыт становления авторских систем художественно-творческого развития детей и подростков 1950-1980-х гг. в условиях дополнительного образования обобщен в исследованиях художников-педагогов Г.В. Лабунской, С.Д. Левина, В.С. Щербакова и др.
Традиции художественного образования в подготовке специалистов в профильных средне-специальных учебных заведениях раскрыты в диссертации Е.Н. Даричевой (2001). В данной работе поднимается вопрос об интеграции разных традиций, для чего необходимо «наличие в преподавательском составе представителей разных художественных “школ”». В данной работе традиционными считаются методы, связанные с реалистическим искусством.
Взаимодействие традиционных и современных методов преподавания живописи в системе начального профессионального образования рассмотрено в работе Н.В. Селивёрстовой (2004). Специфика данного исследования заключается в развитии академической традиции, которая дополняется авторскими заданиями и методами обучения. Однако проблема включения разных традиций отечественной художественной школы в процесс обучения подростков живописи в условиях плюрализма современной художественной культуры не была темой специального изучения.
Таким образом, были выявлены противоречия между:
потребностью в сохранении традиций отечественной культуры и отсутствием механизма сохранения традиций отечественной художественной школы при обучении подростков живописи;
государственными требованиями к содержанию образования в сфере культуры по дисциплине «Живопись», направленными на сохранение традиций и развитие у учащихся навыков восприятия произведений живописи разных стилей и жанров, и недостаточной разработанностью методики обучения подростков живописи, обеспечивающей выполнение этих требований;
- классическими методиками обучения подростков живописи и
спецификой современной художественной культуры.
Эти противоречия определили основную проблему исследования – определение механизма включения традиций отечественной художественной школы в процесс обучения подростков живописи в условиях современной художественной культуры.
Объект исследования – обучение подростков живописи в разных формах учебной деятельности.
Предмет исследования – процесс включения традиций отечественной художественной школы в обучение подростков живописи в контексте современной художественной культуры.
Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и апробировать методику обучения подростков живописи, основанную на традициях отечественной художественной школы.
Гипотеза исследования – методика обучения подростков живописи, основанная на традициях отечественной художественной школы, будет эффективна, если:
традиционный опыт обучения живописи отечественной художественной школы будет адаптирован к условиям культурного плюрализма;
будет разработан механизм внедрения в процесс обучения опыта и методов разных традиций отечественной художественной школы, основанный на уважительном (бережном) отношении к ним;
будет обеспечен свободный выбор методов обучения живописи на основе принципов соответствия изобразительных средств художественно-образному замыслу, педагогической целесообразности и практической эффективности;
будет разработан метод анализа и оценивания учебных работ, основанный на достоверных научных данных физиологии и психологии зрительного восприятия.
Задачи исследования:
-
В результате анализа научных трудов в области философии, эстетики, истории изобразительного искусства и художественного образования определить историко-культурологические предпосылки применения разных традиций в процессе обучения подростков живописи.
-
Выявить психолого-педагогические основы приобщения подростков к живописи и разработать модель анализа и оценивания учебных работ.
-
Определить содержание образования и разработать методику обучения живописи на основе традиций отечественной художественной школы.
-
Апробировать методику обучения подростков живописи, основанную на традиционном опыте отечественной художественной школы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепция личностного знания М. Полани и теория социальных эстафет М.А. Розова; историко-культурологические исследования художественного образования и эстетического воспитания (Т.В. Алексеева, Э.М. Белютин, Н.А. Дмитриева, Г.В. Лабунская, В.Г. Лисовский, Н.М. Молева, Н.Н. Фомина);
конкретно-исторический и художественно-образный подходы к анализу явлений культуры и произведений искусства разных видов и жанров (И.С. Болотина, В.В. Бычков, А.В. Виннер, Б.Р. Виппер, Г. Вёльфлин, Э. Гомбрих, Д.И. Киплик);
психолого-педагогические исследования развития восприятия и изобразительной деятельности подростков (А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, С.Д. Левин, В.С. Щербаков);
исследования по экспериментальной эстетике (О. Вартанян, С. Зеки, Х. Ледер, Е.М. Торшилова, А. Чаттерджи); исследования по психологии и физиологии зрительного восприятия (С. Зеки, Р.М. Ивенс, Д. Марр, В.С. Рамачандран, И. Рок, В.А. Филин, Д. Хьюбел).
Методы исследования: теоретические (анализ философской, искусствоведческой, психологической, физиологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме; системное изучение методов
приобщения к живописи); эмпирические (наблюдение, опрос, анализ результатов изобразительной деятельности, апробация методики приобщения к живописи); диагностические (сравнительный анализ результатов изобразительной деятельности учащихся; изучение развития восприятия учащихся при анализе учебных постановок и произведений живописи; анализ и обобщение полученных теоретических и практических данных).
Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Средняя общеобразовательная школа № 1188 с углублённым изучением изобразительного искусства», Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 600» Российской академии образования, Негосударственного образовательного учреждения г. Москвы «Средняя общеобразовательная школа “Столичный-КИТ”» и пленэра, организованного Международным союзом творческой молодёжи в Калужской области. Всего в экспериментальной работе приняли участие 76 учащихся, группа из ведущих специалистов Центра детской художественной одарённости Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» и педагогов-художников школ и вузов г. Москвы.
Научная новизна исследования.
Выявлены особенности обучения подростков живописи на основе традиций отечественной художественной школы, главными из которых являются: использование опыта и методов разных традиций в качестве образцов эффективного достижения целей развития; приоритет работы над натюрмортом как универсальной моделью создания художественного образа в живописи; опора на психологию и физиологию зрительного восприятия как фундаментальную основу согласования позиции автора (учащегося) и зрителей (педагога и других учащихся).
Разработана комбинаторная методика обучения подростков живописи, направленная на сохранение разных традиций отечественной художественной
школы, поддержание интереса учащихся к изобразительной деятельности, позволяющая развивать способности воспринимать и создавать произведения живописи разных стилей и жанров.
Раскрыты взаимосвязи сочетания исходных условий (предполагаемых результатов развития, уровня подготовки и индивидуальных качеств учащихся) и методов обучения живописи.
Разработан метод анализа и оценивания учебных работ, основанный на согласовании позиций автора и зрителя.
Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации понятия «традиции отечественной художественной школы»: это исторически устоявшийся в России опыт создания и восприятия произведений изобразительного искусства, а также устоявшиеся методы обучения изобразительному искусству, сохраняющие и передающие опыт поколений.
Охарактеризован традиционный опыт создания и восприятия произведений живописи в исторической эволюции: опора на классическое наследие, содержательность, исполнительское мастерство, красота, реалистичность, фиксация впечатлений и эмоций, беспредметность (абстрактность форм выражения).
Определено содержание учебного курса «Живопись», основанного на опыте разных традиций отечественной художественной школы, и систематизированы традиционные методы обучения живописи: демонстрационно-наглядные, вербальные, опосредованные.
Теоретически исследованы предпосылки применения опыта и методов разных традиций в процессе обучения подростков живописи: специфика современной художественной культуры, выраженная в актуализации опыта разных традиций, взаимосвязь содержания и методов обучения, равноценность традиционных методов обучения живописи.
Раскрыта специфика применения традиций отечественной художественной школы в обучении подростков живописи в условиях современной художественной культуры, на основе которой разработана
комбинаторная методика (свободный выбор методов обучения на принципах соответствия изобразительных средств художественно-образному замыслу, педагогической целесообразности и практической эффективности).
Теоретически обоснована значимость жанра натюрморта в системе обучения подростков живописи как универсальной модели создания художественного образа в изобразительном искусстве.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комбинаторной методики обучения подростков живописи, применение которой обеспечивает условия для сохранения разных традиций отечественной художественной школы, позволяет развивать умения воспринимать и создавать произведения живописи разных стилей и жанров, формировать сознательный подход к выбору и использованию средств художественной выразительности, мотивирует учащихся к восприятию и созданию произведений живописи, помогает достигать поставленных учащимися целей развития.
Разработана психолого-педагогическая модель анализа и оценивания учебных работ, представляющая наиболее оптимальный способ оценивания учебных работ учащихся и способ включения опыта разных традиций отечественной художественной школы в процесс обучения подростков живописи.
Разработана и внедрена в практику учебная программа по дисциплине «Живопись», основанная на опыте разных традиций отечественной художественной школы, ориентированная на применение в разных формах учебной деятельности.
Разработанная методика может быть применена в практике многопрофильных школ, детских школ искусств, при подготовке студентов педагогических вузов и вузов культуры и искусства, а также на курсах повышения квалификации педагогических кадров.
Личный вклад соискателя. Выявлены особенности обучения подростков живописи на основе традиций отечественной художественной школы: использование опыта и методов разных традиций; комбинаторный
характер обучения, базирующийся на принципах соответствия изобразительных средств художественно-образному замыслу, педагогической целесообразности и практической эффективности; освоение искусства натюрморта как универсальной модели создания художественного образа в живописи; согласования позиции автора и зрителей на основе психологии и физиологии зрительного восприятия.
Определено содержание образования по учебной дисциплине «Живопись», где живопись трактуется как вид изобразительного искусства, в котором цвет является основным выразительным средством, учебная деятельность направлена на восприятие и создание художественного образа преимущественно в жанре натюрморта, являющегося оптимальным для обучения подростков основам выразительного языка и техникам живописи вне зависимости от уровня их подготовки; вектор развития учащихся перенаправлен с канонизации формы и содержания живописи на понимание личностного характера живописи.
Разработана модель анализа и оценивания учебных работ, основанная на согласовании позиций автора и зрителя, способствующая формированию и развитию у учащихся навыков восприятия и анализа произведений живописи разных стилей и жанров.
Доказана результативность применения комбинаторной методики обучения подростков живописи по итогам её апробации.
Разработаны методические рекомендации обучения подростков живописи при разных исходных данных (предполагаемых результатах развития, индивидуальных качествах, уровня подготовки учащихся).
Полученные результаты диссертационного исследования явились частью научно-практических исследований Центра детской художественной одарённости ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (проект № 6.2 «Теоретические основания и формы выявления и развития художественной одарённости детей и подростков»).
Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью теоретических положений, использованием методов, соответствующих поставленным задачам, положительными результатами практической проверки разработанной методики обучения живописи.
Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап (2011-2012 гг.). Изучение и анализ философской, культурологической, педагогической, психологической, физиологической и искусствоведческой литературы, освещающей специфику развития живописи, педагогических методов, возрастной психологии, зрительного восприятия. Обоснование проблемы исследования, изучение степени её разработанности, формирование программы эксперимента, определение направлений теоретического анализа проблемы. Проведение эксперимента.
Второй этап (2012-2015 гг.). Научное обоснование, разработка и апробация содержания и методики обучения подростков живописи на основе традиций отечественной художественной школы. Анализ полученных результатов экспериментальной работы.
Третий этап (2015-2016 г.). Анализ, обобщение и систематизация результатов апробации содержания и методики обучения подростков живописи. Обобщение и систематизация теоретического анализа литературы по проблематике исследования. Оформление результатов диссертационного исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме непосредственной педагогической деятельности в качестве учителя изобразительного искусства в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы «Средняя общеобразовательная школа № 1188 с углублённым изучением изобразительного искусства»; Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 600» Российской академии образования; Негосударственном образовательном учреждении г. Москвы «Средняя общеобразовательная школа “Столичный-КИТ”»; на пленэре, организованном
Международным союзом творческой молодёжи в Калужской области; в форме докладов на научно-практической конференции «Искусство и наука в современном мире. Новый взгляд» в Российской академии художеств 12-13 декабря 2012 г.; на Всероссийской научно-практической конференции «Педагог-художник и его ученики» в ФГБНУ «Институт художественного образования РАО» 9 декабря 2014 г.; на конференции в рамках Второго международного форума педагогов-художников «Стратегические проекты художественного образования (секция «Композиция в детском рисунке») в ФГБНУ «Институт художественного образования РАО» 25 марта 2015 г.; на круглом столе «Методы мотивации детей и подростков к изобразительной деятельности в условиях общего и дополнительного образования» в ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО» 15 декабря 2015 г.; в обсуждениях на заседаниях Центра детской художественной одарённости ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО».
Материалы по теме исследовательской работы опубликованы в научных изданиях, в том числе, входящих в перечень Российских рецензируемых научных журналов.
На защиту выносятся следующие положения.
-
Традиции отечественной художественной школы, представляющие собой исторически устоявшийся в России опыт создания и восприятия произведений искусства, а также устоявшиеся методы обучения искусству, сохраняющие и передающие опыт поколений, являются основой обучения подростков живописи в условиях плюрализма современной художественной культуры и позволяют эффективно развивать художественно-творческие способности современных подростков.
-
Особенностями обучения подростков живописи на основе традиций отечественной художественной школы выступают: комбинаторный характер обучения, базирующийся на принципах соответствия изобразительных средств художественно-образному замыслу, педагогической целесообразности и
практической эффективности; приоритет работы над натюрмортом как универсальной моделью создания художественного образа в живописи; использование разных традиций в качестве образцов эффективного достижения целей развития; опора на психологию и физиологию зрительного восприятия как фундаментальную основу согласования позиции автора и зрителей.
-
Комбинаторная методика обучения подростков живописи является механизмом сохранения традиций отечественной художественной школы, охватывающих период с XVIII века по вторую половину ХХ века, позволяет развивать способности создавать и воспринимать произведения живописи разных стилей и жанров, мотивирует учащихся к восприятию и созданию произведений изобразительного творчества.
-
Модель анализа и оценивания учебных работ, основанная на согласовании позиций автора и зрителя представляет наиболее оптимальный метод оценивания учебных работ учащихся и включения опыта разных традиций отечественной художественной школы в процесс обучения подростков живописи в условиях культурного плюрализма; её применение способствует формированию и развитию навыков восприятия и анализа произведений живописи разных стилей и жанров.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (155 источников, в том числе 17 на английском языке) и приложения.
Исследовательская работа проводилась в рамках научно-практических исследований ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (проект № 6.2 «Теоретические основания и формы выявления и развития художественной одарённости детей и подростков»).
Психолого-педагогические проблемы обучения живописи
В данном параграфе даются определения основных понятий и исследуются предпосылки применения опыта и методов разных традиций в процессе обучения подростков живописи. В работе Е.Н. Даричевой традиция определяется как «универсальный механизм социального наследия, осуществляющий связь прошлого с настоящим и будущим» [47, с.175]. Педагогические традиции художественного образования понимаются как «совокупность педагогически организованных отношений, передающихся и воспроизводящихся в процессе усвоения знаний и навыков в области изобразительного искусства» [47, с.176].
На основе определения, данного в педагогическом словаре – справочнике (Тамбов, 2000 г.), где традиция в педагогике рассматривается как «феномен передачи знаний и опыта от одного поколения к другому» автор работы [112] предлагает следующее определение: «в художественной педагогике традиционными называют устоявшиеся, не получившие качественных изменений педагогические методы и приёмы, которые наиболее эффективны и значимы в обучении, применяются в том или ином виде в настоящее время, тесно связаны с историей и культурой России» [112, с.14-15].
В словаре С.И. Ожегова традиция понимается как «то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений», «обычай, установившийся порядок в поведении, в быту» [90, с.700].
В педагогическом словаре [63] традиции – «исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления» [63, с.355].
В новой философской энциклопедии приводится следующее определение понятия «традиция». «Традиция – способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох. […] В функциональном плане традиция выступает посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности (технологий), которые явочным порядком входят в реальную жизнь людей и не нуждаются в каком-то особом обосновании и признании, кроме ссылки на свою давность и укорененность в культуре. Передача осуществляется посредством многократного повтора и тиражирования традиционных действий и отношений […], церемоний и обрядов […], символических текстов и знаков...» [115].
Понятие «школа» в словарях понимается как учебное заведение или как синоним слова «направление» (в искусстве, науке и т.п.) [46; 63; 90].
Таким образом, традиции отечественной художественной школы мы будем рассматривать как исторически устоявшийся в России опыт создания и восприятия произведений изобразительного искусства, а также устоявшиеся методы обучения изобразительному искусству, сохраняющие и передающие опыт поколений. То есть, в первом случае речь идёт о том, какой опыт передаётся (содержание), а во втором случае – как этот опыт передаётся (методы).
Под живописью принято понимать вид изобразительного искусства, который создаётся при помощи особых материалов и инструментов [37, с.14]. Живопись относится к пространственным видам искусства, она двумерна [37, с.14-15].
К живописным материалам относят пастель, акварель, гуашь, темперу и масло [37, с.195-201]. Этот список можно дополнить акриловыми красками [114, с.96-107] и красками, близкими по свойствам к масляным [114]. Произведения, выполненные пастелью, акварелью и гуашью также часто относят к графике [37, 195-197; 53, с.118].
Основные отличия между живописью и графикой разными авторами понимаются по-разному. Например, Б.Р. Виппер полагал, что художественный образ в живописном произведении воплощается «в красках» [37, с.192]. Живопись, по его мнению, в отличие от графики, «должна скрывать плоскость изображения» [37, с.16]. Г. Вёльфлин видел различие графики и живописи в том, что живопись создаёт формы посредством поверхностей, а рисунок – с помощью линий и «пластической определённости границ» [32, с.49-50]. Цвет как основной отличительный признак живописи от других видов изобразительного искусства рассматривается в работе А.С. Зайцева «Наука о цвете и живописи» [53, с.5]. В условиях разнообразия художественных явлений, свойственных современной культуре, мы затрудняемся дать всеобъемлющее однозначное определение живописи и считаем необходимым ограничиться лишь самыми, как нам кажется, характерными особенностями, отличающими живопись от остальных видов изобразительного искусства. На наш взгляд, живопись как произведение искусства – это изображение, выполненное при помощи красящих материалов, в котором цвет выступает как основное выразительное средство. Живопись как изобразительная деятельность (например, «заниматься живописью») – создание такого изображения. Цветом мы будем называть видимый цвет предмета, поверхности и т.п., то, что мы обычно называем «красный», «зелёный», «тёмно-красный», «розовый» и т.п. Преобладающий цвет или цветовое сочетание в изображении, цветовой строй изображения мы будем называть колоритом.
Обоснование содержания и методики обучения подростков живописи
Основываясь на работах психологов и педагогов, мы полагаем, что начинать обучение подростков живописи следует с изображения видимой действительности с натуры. Учитывая повышенный интерес подростков к окружающему миру, причинно-следственным связям и познавательной деятельности, необходимо, чтобы каждое занятие было связано с наблюдениями окружающего мира и открытиями, связанными с этими наблюдениями. Результат работы должен быть похож на то, что подросток видит. Вместе с тем в реальной практике педагог часто сталкивается с ситуацией, когда учащийся подросткового возраста почти не владеет художественными материалами и навыками изображения, которые позволили бы ему изобразить мир таким, каким он его видит. Но для поддержания интереса к изобразительной деятельности необходимо создать такие условия, чтобы учащийся был доволен процессом работы и своим результатом, чтобы каждая работа подростка вне зависимости от уровня его развития становилась полноценным художественным произведением, убедительно отображающим видимый мир, и при этом нравилась подростку. При этом мы можем говорить не только о законченном произведении, но и о каждом этапе его создания. Следовательно, необходимо, чтобы учащемуся было под силу справиться с заданием и без утомительных трудностей получить ожидаемый результат. Каждая успешно выполненная работа должна мотивировать учащегося браться за следующую.
В качестве натуры можно использовать натюрмортные постановки, изображая их без всякого надуманного содержания. И.И. Левитан, В.Д. Поленов, И.Е. Репин и многие другие выдающиеся педагоги-художники при обучении основам живописи использовали натюрмортные постановки [48, с.64-65, 120; 88, с.275; 89, с.185; 101, с.370-371]. Натюрморт, в отличие от портрета, пейзажа и других жанров, предоставляет наибольшее количество возможностей педагогу создавать необходимые условия для наблюдения и обучения. В.С. Щербаков писал о том, что натюрморт – наиболее простой жанр для начинающего учащегося [135, с.127].
В отличие от работы над портретом или пейзажем, натюрморт позволяет педагогу подбирать предметы чрезвычайно разнообразные по размеру, форме, цвету и фактуре, регулировать интенсивность и цвет освещения. Это позволяет составлять как очень простые, так и очень сложные постановки для решения самых разнообразных задач и практически не зависеть от внешних обстоятельств (например, погодных условий). Натюрморт даёт возможность обучать работе с композицией, цветом, формой, фактурой, всяческими образами – всем тем, из чего складывается любая живопись. «Натюрморт – удобный объект для анализа, парадоксально заостряющий проблемы, ибо натюрморт как никакой другой жанр непосредственно связан с отношением к изображению, к решению определенной изобразительной задачи» [20, с.21]. Работа над натюрмортом может быть моделью работы над живописью в самом широком смысле этого слова [126]. Как писала И.С. Болотина, в натюрморте «художник и зритель сосредотачиваются на проблеме качества самой живописи, на вопросах “что изображено”, ”как сделано”» [20, с.16].
Г.В. Лабунская и Е.Е. Рожкова писали, что успешность выполнения задания во многом определяется интересом к модели со стороны учащихся [71, с.5]. Подбирать предметы они рекомендовали разнообразные и соответствующие «различным сторонам быта, занятий и интересами учащихся» [71, с.6]. По нашим наблюдениям подростков привлекают предметы «чистых» цветов. Необходимо подбирать предметы для постановок так, чтобы их цвета гармонировали, дополняли друг друга. Для неопытных учащихся представляет огромную сложность изобразить форму предметов верно, такой, как она видится, узнаваемой. Несоответствие реальной формы и изображения этой формы может служить поводом неудовлетворённости собственным результатом. Поэтому на первом этапе обучения необходимо использовать в натюрмортных постановках предметы, не требующие от учащегося большой точности, чтобы изобразить их похожими и узнаваемыми. К ним можно отнести предметы, у которых минимум мелких деталей; предметы, у которых небольшое искажение пропорциональных соотношений и взаиморасположения элементов, не приводит к тому, что эти предметы перестают узнаваться и вызывают ложные ассоциации. По мере развития необходимо вводить в постановки предметы, изображение формы которых требует большего внимания и точности.
Почему мы видим необходимость в том, чтобы учащиеся научились точно изображать видимую реальность? Во-первых, мы исходим из того, что большинство представлений формируется благодаря зрительному опыту и отличаются от непосредственного зрительного восприятия лишь тем, что основаны на воспоминаниях, на работе мозга без непосредственной стимуляции сетчатки глаза в реальном времени, и почти всегда менее стабильны, детальны, и конкретны. Однако и в том, и в другом случае мы создаём изображение, сопоставляя его с образами, которые конструирует наш мозг. Образы-воспоминания и образы-фантазии менее стабильны. Поэтому для того, чтобы иметь возможность работать по представлению и максимально точно изображать представления необходимо приложить ещё больше усилий, чем для точного изображения видимой реальности. Следовательно, подступиться к точному изображению представлений, гораздо проще через обучение точному анализу и изображению видимой реальности непосредственно с натуры.
Апробация содержания и методики обучения подростков живописи
У нас сложилось впечатление, что Оксана практически не знала ни русских, ни зарубежных художников. Например, на одном из занятий она сказала, что не знакома с творчеством В. Серова и К. Коровина. После того, как на одном из занятий мы показали ей репродукцию картины С. Иванова «Расстрел» 1905 г., сказала, что совершенно не понимает, зачем писать такие картины.
Оксана довольно легко усваивала учебный материал. Первое время не могла привыкнуть к щетинной кисти и к фактуре красочного слоя, который она образует, старалась сгладить краску, и переходила на использование синтетической кисти. Однако через некоторое время она привыкла к щетинной кисти. Вообще было заметно, что первое время ей было несколько неудобно работать так, как мы просили, но по мере обучения Оксана привыкала к разным техникам письма и могла довольно свободно пользоваться ими.
Поначалу Оксана путалась в тёплых и холодных цветах. Она могла написать всю постановку с холодным освещением, но один предмет в ней изобразить так, будто он освещён тёплым светом. В первых работах Оксаны чувствовалась любовь к ярким краскам. Она могла написать постановку в сдержанных цветах, а потом ляпнуть куда-нибудь ярко-жёлтый рефлекс, который совершенно выбивался из общего колорита. Это же приводило к тому, что цветовые отношения в её работах были не согласованны (что отмечали и другие преподаватели школы). Оксана часто спрашивала, как получить тот или иной цвет. Зачастую она вообще не представляла, какие краски для этого нужно смешать. Однако постепенно эти проблемы были решены.
Интерес к занятиям у Оксаны проявился в том, что она старалась ходить на все факультативы и не пропускать классные занятия. Однако на одном из занятий Оксана поделилась тем, что они с Настей были недовольны простотой постановок. На это мы заметили, что качество обучения не зависит от сложности постановок, а пока необходимо поработать над простыми постановками, чтобы освоить основы. В этом нас поддержала оказавшаяся на занятии Ксения, сказав, что параллельная группа (параллельная группа начала писать масляными красками раньше, чем наша) первые три месяца писала простые натюрморты на маленьких форматах. Видимо, для Оксаны мнение подруги показалось убедительным.
Маша занималась 5 учебных часов в неделю. Училась в школе № 1188 с 10 класса. Параллельно занималась в школе им. В.А. Ватагина живописью акварелью. Занималась пением. Планировала поступать в Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С.Г. Строганова. Любимыми художниками назвала И. Левитана и В. Васнецова. Видно было, что ей непривычно и тяжело учиться по 10 уроков, 5 из которых – живопись.
На занятиях Маша работала увлечённо. На первых порах работала даже на переменах. Маша никогда раньше не писала гуашью, что отражалось в её первых масляных работах. Она никак не могла совладать с «акварельной» привычкой – работать по кускам, выписывая каждый предмет от начала и до конца сразу, не обращая внимания на остальное изображение; всегда очень торопилась и каждую стадию работы выполняла небрежно. Начиная писать какой-то предмет, она старалась доделать его до блика. При этом некоторые участки холста у неё в конце могли остаться вообще незаписанными. В результате, как мы и ожидали, Маше приходилось по многу раз переправлять написанные участки работы, когда при написании соседних участков оказывалось, что получается что-то не то. Также она подходила к анализу постановок. Собственно, как такого анализа не было, а было рассматривание предмета и отдельных эффектов освещения. Это особенно явно проявилось в работе по памяти. Маша совершенно не могла справиться с этим заданием. Она смотрела и мыслила не отношениями основных тонов и цветов, а отдельными кусочками, отдельными предметами.
На одном из факультативов мы подготовили специально для Маши следующее задание. Мы поставили ей несложную постановку, которую осветили контрастным светом, и показали несколько репродукций. Первой была репродукция С. Иванова «Расстрел» 1905 г. Маше было предложено описать, что изображено на картине. Маша ответила: - Люди лежат… - А ещё что? - Дома. - А это что? – был задан вопрос и указано на собаку. - Собака. Затем мы показали репродукцию работы И. Левитана «Уборка сена» и попросили описать, что изображено на этой картине. Подключилась Оксана, которая тоже была на факультативе. Ученицы ответили: - Стога, деревья, люди. Потом мы показали репродукцию картины А. Горки «Натюрморт (красное и жёлтое)» и задан тот же вопрос. Ученицы сказали: - Гипсовая голова, палитра, какие-то фрукты или овощи. После этого мы вновь показали репродукцию картины С. Иванова и попросили объяснить, каким образом они догадались, что на картине изображены дома, люди, собака. Оксана с недоумением ответила что, дома похожи на дома. Тогда мы сказали, что видимое ими есть всего лишь пятна краски. Но эти пятна имеют такую форму и такой цвет, что в них мы без проблем узнаём дома, людей и собаку.
Анализ и обобщение результатов апробации содержания и методики обучения подростков живописи
Учительские утверждения должны быть обоснованы, доказаны и подкреплены примерами. При работе с учащимися любого возраста объяснения и примеры должны быть предельно понятными и простыми, содержать минимальное количество специальных терминов. Термины должны вводиться только те, с которыми учащийся будет постоянно сталкиваться, занимаясь живописью. Если термин вводится, то его необходимо пояснять.
Изучение видимого окружающего мира способствует тому, чтобы учащиеся создавали более детализированные изображения. Получению результата удовлетворяющего учащегося могут способствовать следующие условия. Задачи должны соответствовать уровню развития учащегося. Необходимо учитывать художественно-образные замыслы и особенности восприятия учащегося. Важно, чтобы учащийся, какое бы задание он не выполнял, получал завершённый качественный продукт своего труда. То есть, не важен уровень учащегося, и не важно, насколько простые задачи ему предстоит решить. Важно, чтобы в итоге у него получилось полноценное художественное произведение.
Учащийся нуждается в навыках, позволяющих создавать изображение, которое соответствует его особенностям восприятия.
Необходимо, чтобы учащиеся видели свою работу издалека целиком. Такая, как может показаться, мелочь, как работа «на вытянутой руке» влияет на то, как учащийся будет воспринимать собственную работу: цельно или по кускам.
Условия, при которых учащихся приятно заниматься изобразительной деятельностью и при этом получать качественный результат, следующие.
Примерное время одного занятия в подростковом возрасте должно составлять 3 астрономических часа и 15 минут.
Учащихся привлекают натюрмортные постановки, составленные из ярких цветастых предметов, предметов, переливающихся разными цветами. Цвета предметов должны дополнять друг друга. Натуральные фрукты и овощи гораздо больше привлекают учащихся, чем восковые пыльные муляжи. Наличие интересных предметов в постановках, которые сами «диктуют» то, как их лучше изображать и которые могут эффектно выглядеть на ученической работе.
Для работы важно иметь все необходимые художественные материалы. Чем выше качество материалов и чем больше они соответствуют решаемым задачам, тем приятнее будет работать учащемуся, и тем проще ему будет достигать результата.
Крайне важно организовывать рабочее место так, чтобы учащемуся было удобно работать. Этому способствуют: хорошее оборудование (мольберты, этюдники и т.п.), хорошее освещение, хороший обзор постановки.
Учащимся необходимо владеть технологией живописи. На процесс выполнения и на конечный результат работы влияют, наверное, все технологические нюансы. Очень важно соблюдать правила работы с палитрой. Часто неудачи в работе над тоном, цветом и колоритом вызваны бессистемной работой с палитрой. Важно следить за тем, чтобы на палитре у учащегося были выдавлены все необходимые краски в определённой последовательности. Владение технологией позволяет в полной мере использовать выразительные свойства материала и делает работу с материалом приятной.
Учащиеся, имеющие не слишком большой опыт работы с цветом, сталкиваются с огромными трудностями при подборе нужного оттенка. Если этот процесс не контролировать педагогу, то это сильно затормаживает работу и раздражает самих учащихся. Перед началом обучения учащимся необходимо давать список красок, которыми они будут работать, чтобы педагог на его основании мог готовить учебные постановки и получать надёжный, ожидаемый результат, чтобы было взаимопонимание в группе. В некоторых случаях имеет смысл разъяснять, какие краски надо смешать, чтобы получить тот или иной оттенок.
Учитывая выявленные недостатки, мы разработали программу дополнительного образования по предмету «Живопись» в системе дополнительного образования, ориентированную на работу масляными красками со старшими подростками. Основу программы составляет работа над натюрмортом. Часть заданий предполагает работу над портретом. Программа приведена в приложении 1.
Разрабатывая программу, мы исходили из предположения, что чем больше возможностей живописи освоит учащийся, тем с большей вероятностью он сможет воспринимать и создавать живопись разных стилей и жанров. Мы полагаем, что по итогам обучения учащийся выберет то направление, в котором он будет работать. Концепция программы обусловлена разнообразием и свободой современной художественной культуры.