Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящее время большой интерес среди школьников вызывают различные виды искусств, в частности, декоративное искусство - художественная керамика.
Успешное решение задач эстетического воспитания и ху
дожественного образования школьников во многом"зависит от
хорошей организации и руководства кружковых занятий в обще
образовательной школе. '
Важное место в системе эстетического воспитания школьников занимает изобразительное искусство. Особенно широкие возможности эстетического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства раскрываются во внеклассной работе - на занятиях в кружке, на факультативе, в изостудиях -и т.д.
В условиях внеклассной работы в школах Казахстана одно из ведущих мест занимает декоративно-прикладное искусство -искусство, созданное народом на протяжении многих веков.
В последние годы вопросы теории и методики эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения в процессе преподавания изобразительного искусства находят широкое отражение в трудах Н.Н. Ростовцева, Г.В. Беда, B.C. Кузина, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Н.Н. Ани-симова, Т.Я. Шпикаловой, Е.В. Шорохова, К.Е. Ералина и других ученых. Особый интерес с точки зрения темы настоящей диссертации представляют диссертационные исследования А.С. Хворостова, Т.Я, Шпикаловой, К.Е. Ералина, В.В. Корешкова, С.Сі, Булатова, P.M. Варцава, К. Касымова, А.Н. Насыровой, В. Р. Дедка и др.
Решению поставленной в диссертации проблемы способствовали труды ведущих философов, искусствоведов, педагогов и психологов: А.Ґ. Егорова, Ы.Ф. Овсянникова, А.И. Бурова, В.К. Скатершикова, В.А. Разумного, В.В. Ванслова, Н.А. Дмитриевой, Г.В. Минервина, Б.В, Нецумова, В.А.Сухомлинскоро,
Э.И. Ыоносэона, Н.И. Болдырева, Б.Т. Лихачева, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Волкова, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и др.
Но все эти исследования лишь частично затрагивают проблемы эстетического воспитания учащихся. Все eme недостаточно раскрыты многие вопросы обучения и эстетического воспитания учащихся в условиях кружковой работы в казахских школах. Современная общеобразовательная школа весьма остро нуждается в научно обоснованных программах и методических рекомендациях по организации внеклассной и, особенно, кружковой работы, и ее использовании в эстетическом воспитании. Отсутствуют исследования, раскрывающие особенности и закономерности формирования изобразительных умений и навыков у учащихся, занимающихся в кружковых занятиях по художественной керамике.
Восполнению данного пробела в педагогической науке и посвящено данное диссертационное исследование. Учитывая наличие комплекса нерешенных проблем, их многогранность, автор счел возможным ограничиться исследованием формирования изобразительных умений и навыков у учащихся УШ-ІХ классов сель-.. ских казахских школ в условиях внеклассной работы - на занятиях в кружке по художественной керамике.
Проблема исследования: раскрытие и научное обоснование эффективных путей и методических условий формирования изобразительных умений и навыков у учащихся УШ-ІХ классов сельских казахских школ на занятиях в кружках художественной керамики в системе эстетического воспитания и художественного образования. Решение данной проблемы составило и цель исследования.
Обьект исследования - методика кружковых занятий по художественной керамике как важнейшего звена в системе эстетического воспитания и художественного образования казахских школьников.
Предмет исследования - формирование изобразительных умений и навыков у учащихся УШ-ІХ классов казахских школ в процессе обучения художественной керамике в условиях кружковых занятий.
Проблема, предмет и цель исследования определили его задачи;
-
Раскрыть историко-культурные и художественно-технологические основы . художественной керамики (на примере общеобразовательных школ Казахстана).
-
Раскрыть психолого-педагогические основы формирования изобразительных умений и навыков у школьников в процессе обучения художественной керамике и выявить их корреляцию со специфически-профессиональными умениями и навыками в области художественной керамики.
-
Выявить современные требования (психологические, общепедагогические, методические и др.) к созданию учебной программы для кружка по художественной керамике для учащихся УШ-ІХ.классов и разработать научно обоснованную программу кружка.
-
Разработать методические рекомендации по эстетическому воспитанию и обучению школьников основам изобразительного искусства на кружковых занятиях по художественной керамике.
Гипотезой исследования явилось предложение о том, что повышение эффективности обучения художественной керамике, создание научно обоснованной учебной программы кружка, системы современных методических рекомендаций к проведению занятий по ней обусловлено раскрытием содержания, психолого-педагогических основ формирования изобразительных умений и навыков у учащихся УШ-ІХ классов общеобразовательных школ на занятиях в кружках по художественной керамике и выявлением роли этого вида национального декоративно-прикладного искусства на эстетическое, патриотическое и трудовое воспи-
- 3. -
тание школьников. В условиях Казахстана на внеклассную, кружковую работу по эстетическому воспитанию школьников влияют национальные условия, специфика эстетической среды, традиции национального искусства, единства интернациональной и национальной культуры.
Методологической основой исследования явились труды классиков культуры в области воспитания/изобраэительного искусства и эстетики, достижения современной культуры и просвещения, в педагогической и психологической науках, творческое наследие казахского народа в области декоративно-прикладного искусства.
Методы исследования;
',- изучение психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по вопросам художественно-эстетического воспитания, методике преподавания художественных дисциплин;
анализ состояния теории и практики эстетического воспитания и художественного образования учащихся УШ-ІХ классов в кружках по художественной керамике в казахских школах и во внешкольных учреждениях;
наблюдения за творческой работой учащихся и методикой ведения руководителями занятий в кружке;
проведение бесед с учащимися и руководителями;
проведение анкетирования;
проведение интервью с народными мастерами;
проведение психолого-педагогического развивающего эксперимента.
Экспериментальная исследовательская работа проводилась в школе 8-ое Марта Іулеебийского района Южно-Казахстанской области, в средних школах К.Спатаева, Д.Джабаева г. Шымкенте с 1989 по 1994 гг.
Методика исследования заключалась в том, что в каждом . кружке были выделены экспериментальные и контрольные группы.
В экспериментальных группах занятия по художественной керамике велись по разработанным нами экспериментальной программе и методике обучения. Это обусловило широкое использование в этих группах специально созданных нами учеб- них наглядно-методических таблиц, индивидуальных карточек-заданий, разработанных проблемных вопросов, заданий, технологических карт, игровых ситуаций и т.д. То есть и методика обучения, и средства обучения, и содержание обучения, примерные задания экспериыентальной программы максимально направлены на активизацию познавательно-творческой деятельности школьников, на всемерное развитие у них интереса, внимания и любви к художественной керамике, к изобразительному и декоративно-прикладному искусству в целом.
В контрольных же группах кружков занятия велись традиционно, то есть без активного использования проблемных вопросов, заданий, без использования системы специальных наглядных учебно-методических пособий и т.п.
С целью сравнения уровня сформированности у кружковцев экспериментальных и контрольных групп изобразительных . умений и навыков, знаний, уровня развития эстетического восприятия, творческого воображения, чувств, художественных вкусов в начале и в конце эксперимента проводились срезы, контрольные замеры, опросы. На основе сравнения и анализа полученных результатов подводились итоги исследования.
Научная новизна и теоретическая ценность диссертационного исследования заключается: в раскрытии историко-культурных и художественно-технологических основ художественной керамики применительно к современным условиям Казахстана; в обобщении творческих подходов народных ыастеров по художественной керамике и передового опыта работы руководителей кружков; в раскрытии психолого-педагогических основ формирования изобразительных умений и навыков у школьников в процессе обучения художественной керамике
как необходимых условий их художественно-остетического воспи
тания и развития; в определении современных требований к соз
данию учебной программы для кружка художественной керамики;
в разработке принципов и критериев отбора материала в казах
ской художественной керамике и путей его использования на
кружковых занятиях. ' . -
Практическая значимость исследования заключается в:
создании программы для кружков по обучению художественной керамике, что позволяет значительно повысить эффективность эстетического воспитания и художественного образования школьников, позволяет ликвидировать разобщенность в преподавании этого древнейшего вида декоративно-прикладного искусства;
разработке методических рекомендаций к проведению кружковых занятий по художественной керамике, что позволяет вооружить руководителей кружков научно обоснованными и практикой проверенными методами и. приемами воспитания и обучения учащихся;
создании оригинальной системы наглядных, учебно-методических пособий - таблиц, индивидуальных карточек-заданий.
Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по художественной керамике для школьных кружков, детских художественных школ, изостудий, центров народных художественных промыслов, при создании учебных и методических пособий по декоративно-прикладному искусству.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на конференциях учителей їулебинского района Южно-Казахстанской области, на научной конференции института и на кафедре живописи ШЛИ им. U.O. Ауэзова, на заседаниях лаборатории эстетического воспитания средствами изобразительного искусства
Института общего образования Министерства образования Российской Федерации.
' Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ Казахстана, используются в лекциях и на практических занятиях по живописи, методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства ШЛИ им. М.О. Ауэзова.
Структура диссертации и ее объем. Диссертация выполнена на 131 странице машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В нее вошли также 8 фотографий, 3 таблицы, 22 иллюстраций-таблиц; и карточек-заданий. Библиография насчитывает 188 наименований.