Введение к работе
Актуальность исследования. В последние десятилетия научный интерес к прошлому отечественной музыкальной культуры и музыкального образования значительно возрос. Известное положение о том, что критерием истины является практика, подтверждает, в частности, тезис о необходимости знания истории. То есть знания того, что и почему было принято или отобрано жизнью, какие идеи, сначала казавшиеся прогрессивными не оправдали себя, а какие выдержали испытание временем и сохранили свою актуальность до наших дней. Особенно проблематичным и малоизученным оказалось освещение педагогического наследия и его. практической ценности в развитии современной педагогики. Весьма актуальны здесь вопросы методики обучения музыке в ХУІІ веке, когда в России и на Украине сформировались первые теоретические учебные пособия, не получившие до сих пор цельного изучения. В частности, большой интерес представляет сложившаяся в то время методика музыкального воспитания и обучения.
К музыкально-теоретическому наследию 'ХУІІ века обращались и обращаются музыковеды, социологи, искусствоведы, филологи. В своих исследованиях такие русские и украинские ученые как И.И.Сахаров, Д.В.Разумовский, В.М.Металлов, М.В.Бражников, А.Грушевский, Л.Яворницкий, В.В.Протопопов, Т.Н.Ливанова, Н.А.Герасимова-Персидская, А.Цалай-Якименко и другие, раскрывая общие вопросы развития отечественной музыкальной культуры в ХУІІ веке, лишь затрагивали отдельные стороны музыкальной педагогики. Частная констатация того или иного факта была своего рода его фиксацией ' и не больше. Говоря, например о музыкально-теоретической работе Н Н.Дилецкого " Идеа грамматики мусикийской " /1670 г./, В.В.Протопопов дает ей оценку с позиций искусствоведения, а отсюда и его резюме, что она "... стала фундаментом музыкально-теоретической мысли.и основным пособием для нескольких поколений... " музыкантов и педагогов. Что касается вопросов музыкальной педагогики, эстетического воспитания средствами музыкального искусства, ряда методик обучения музыке, усвоения теоретических знаний, обучения искусству хорового пения, преподавания композиции, ни в одном из исследований названных и других авторов не нашли полного отражения.
Преемственность лучших достижений методики музыкального обу-
чения и воспитания, новаторство педагогических тенденций в ХУІІ веке,' генезис музыкально-педагогических идей, их значимость в современной практике учебных заведений определяет актуальность работы.
Предметом настоящего исследования является теоретическое наследие и практическая деятельность Н.Дилецкого в области музыкального воспитания и образования; печатные источники, а также рукописи ХУІ-- ХУІІ веков (нотная литература, азбуки, науки, правила, алфавиты, учебники, музыкальные произведения и т.п.)
Объект исследования - процесс становления педагогических и
методических идей Н.Дилецкого.
Цель исследования - выявить, проанализировать и обобщить принципиальные положения методической концепции Н.Дилецкого, опрв' делить пути использования педагогического и творческого наследия Н.Дилецкого в современном музыкальном образовании и воспитании. ; Задачи исследования:
-
Кратко проследить за генезисом отечественной музыкально-педагогической школы висторико-теоретическом плане, определить истоки формирования педагогических и музыкально-эстетических взглядов Н.Дилецкого.
-
Воссоздать частную методическую концепцию Н.Дилецкого по музыкальному образованию и воспитанию.
-
Выявить в музыкально-педагогической теории и практике ХУП века специфические черты сложившейся " МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЭПОХИ пятилинейного нотного письма ", постепенно сменяющей
Обоснование научного понятия " Методическая концепция " в
специальной литературе не встречается, хотя в практической педа- : гогике оно достаточно распространено.
Термин "Методическая концепция" включает два с лова-понятия: первое слово - методическая /имя прилагательное, образованное от существительного "методика"/ - связано с "Методикой преподавания учебного предмета" - педагогической наукой, исследующей закономер ности обучения определенному предмету, подразделяющейся на Общую , и Частные методики. Второе слово - "Концепция"/лат.сопсерт1о / -объясняет "систему", определяет единый замысел и представляется как ведущая мысль научного труда.
Как видно, слово-термин Методика" изначально включает элементы концептуальиости, поэтому в рассматриваемом его сочетании со словом концепция они оба не взаимоисключаются, а конкретизируют и усиливают их общий смысл.
Настоящая работа не ставит своей задачей специальное изучение понятийно-категориального аппарата, и как частного его случая генезиса термина "Методическая концепция", это отдельная проблема требующая самостоятельного теоретического исследования. Однако, поскольку мы пользуемся данным понятием, считаем целесообразным
" МЕТОДИЧЕСКИ) КОНЦШЦИЮ ЭПОХИ знаменного распева ", просуществовавшую на протяжении более чем семи столетий.
Гипотеза. Исходя из того, что история всегда являлась своеобразным показателем ценности тех или иных идей, мы предполагаем, что изучение педагогического наследия Н.Дилецкого, выявление методических положений, выдеркаваих испытание'столетиями, даст возможность не только с новой педагогической позиции оценить наследие Н.Дилецкого, но и выявить определенную практичео-кую ценность его рекомендаций для современной системы музыкального образования.
Положения выносимые на защиту;
-
Значимость наследия Н.Дилецкого определяется не только его вкладом в развитие теории музыки и музыкознания. "Идеа грамматики мусикийской" Н.Дилецкого - основополагающий груд в истории отечественной музыкальной педагогики.
-
Семнадцатое столетие - вершина развития и начало постепенного угасания "Методической концепции эпохи'знаменного распева" и становление "Методической концепции эпохи пятилинейного нотного письма ".
-
Методическая концепция Н.Дилецкого отражает специфические черты свойственные педагогической практике и Грамматике Н.Дилецкого - уникально-естественный синтез обучения композиторской технике и хоровому исполнительскому мастерству.
дать его толкованию свой "рабочий вариант , как Общее и Частное явления: I, Совокупность методических систем, "педагогических направлений, течений" характерных для.,определенного исторического периода, формирующих свои "Методическую настройку" и "Методический словарь , образуют методическую кон це п ц и ю
2. Упорядоченные системы методов обучения,- педагогических идей, научно-методических взглядов, методических принципов, рассуждений, высказываний отдельного педагога, музыканта, композитора, ученого - определяют, "методическую концепцию", как Частное явление.
,. Определение понятия Методическая концепция , как Общего и Частного явлении выведено нами не во всеобъемлющем его значении для всех видов и форм общих и специальных знаний, а для данного конкретного случая, связанного с музыкальной педагогикой.
Обратим внимание на краткие объяснения значений "Методический словарь эпохи" /МСЭ/ и "Методическая настройка эпохия/МНЭ/. Так, под МСЭ" подразумевается собрание специальной методической тепминологии. Составление такого словаря представляет значительный научный интерес, поскольку в различные исторические периоды . методические термины и понятия имели различные значения /см.ІглІІ/
"Педагогическое направление" понимается как социально-педагогическая категория.
"Педагогические течекия - это модификация собственно педагогических теорий и концепций, которые рождаются и развиваются в русле тех или иных социально-педагогических направлений, возможно сочетание нескольких направлении".
- ч
Методологической основой исследования явились положения философии о развивающей и воспитывающей роли искусства, а также труды ведущих искусствоведов и педагогов по вопросам истории становления методических основ музыкального образования.
Методы исследования. Анализ литературных источников, архивных материалов. Метод экстраполяции от исторических фактов к современности, аналитико-синтетический, а также историко-теоре-тический методы.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в истории музыкальной педагогики раскрыты и обобщены педагогические взгляды и практическая деятельность Н.Дилецкого, проанализирована его частная методическая концепция в контексте "Методической концепции эпохи Пятилинейного нотного письма", а также определены теоретическими методические позиции Н.Дилецкого по вопросам музыкального образования и воспитания, восполнившие про- . белы в научном знании.
Теоретическая значимость исследования заключена в изучении педагогического наследия Н.Дилецкого, архивного материала - его обобщения", извлечении из него ценных для современной- методики музыкального воспитания, в дальнейшей научной разработке проблем истории отечественной музыкальной педагогики и хорового искусства.
Практическая значивость исследования заключена в возможности использования его результатов в системе музыкального образования: педагогических вузов, педучилищ, институтов культуры, музыкальных училищ, консерваторий. В лекционных и практических курсах: методики музыкального воспитания, методики преподавания сольфеджио и теории музыки, методики обучения композиции, теории и истории музыки, гармонии, полифонии, истории музыкальной педагогики, музыкально-теоретических систем, практике работы о хором, практике и теории музыкального исполнительства.
Результаты исследования апробировались: в докладах на научных конференциях в Санкт-Петербуржской консерватории /1987 г./, но Всесоюзных конференциях в Ростовском музыкально-педагогическом институте /1990 г., 1991 г./, Новосибирской консерватории /1991г./, межвузовских научно-теоретических конференциях /г.Одесса, 1984-1988 г./ в процессе обсуждения диссертации на кафедр* методики
Под "Совокупностью систем методов" подразумевается слияние всех вариантов методических образовании /частные методические концепции, методики обучения предмету, системы методов, методические принципы, расстжд»ния, высказывания и т.д. / см. приложение к канд. дисс./
музыкального воспитания ОГПИ им, К.Д.Ущинского, на кафедре теории музыки Одесской государственной консерватории.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Объем работы 150 страниц.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяется проблематика работы, формулируются цель, задачи и предмет исследования, его методологическая основа, источниковедческая база, раскрывается научная новизна, теоретическая и прак-вическая значимость,
В первой главе - "Особенности развития музыкальной культуры и музыкального образования в России и на 7краине в ХУІІ веке". определяются исторические предпосылки и объективные условия формирования отечественной музыкальней педагогики, осуществляется ретроспективный показ музыкального воспитания« образования в певческой школе Древней Руси, Средневековья, раскрываются особенности расцвета "Методической концепции эпохи знаменного распева".
Для выявления педагогического аспекта, характерного для данного времени, представляется целесообразным дать краткий обзор эпохи в целом. Определить вклад Н.Дилецкого в развитие музыкальной педагогики можно только исходя из уточнения всего того, что было наработано в этой области ранее.
Известно большое количество литературных источников, 3 когв-рых довольно полно отражен весь исторический путь России и Украины, культурное наследие тех времен. Это раб»ты русских и украинских историков А.Карамзина, С.Соловьева, Л.Яворницкого, Грушевского; современных исследователей: <.Нестерова, В.Злыднева, А.Липатова и др. Наша задача заключалась в том, чтобы, анализируя весь этот материал, выделить наиболее значительные явления в культуре и просвещении, а также более детальн» остановиться на развитии идей музыкального воспитания и образования.
Семнадцатое столетие - следующий за эпохой Возрождения значительный этап в истории евр»пейок»г» искусства. Это пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических изменений.
Неразрывне связан с ХУІІ веком и расцвет различных видев искусства* Художественная литература отличалась широким охватом
- б -
действительности и многообразием жанровых ферм. Высокая трагедия и роман, бытовая комедия и новелла, эпическая поэма и лирический сонет, ода и сатира - в каждом из жанров созданы произведения непреходящей художественной ценности.
Важную эпоху представляло ШІ столетие в истории музыки и музыкальной педагогики: зарождение и формирование новых жанров -оперы, оратории, инструментальной музыки. Традиции итальянской и бургунско-фламандской музыкально-педагогической школы шашли отражение в творчестве польских мастеров полихорной техники - М.Зе-леньковского, М.Мельчевского, А.Яжембскоге.
Большое значение в восточно-европейской муаыкальной педагогике имела Виленская иезуитская академия, основанная в 1579 году. Во второй половине ХУП века в Вильно обучался, жил и работал уроженец Киева, педагог, теоретик, композитор Н.П.Дилецкий, и около 1670 года им была написана "Грамматика мусикийская".
Музыкально-педагогическая наука на Западе только зарождалась и в связи с этим широкую известность получихи латинские книги о музыке.
Расширяется сеть учебных заведений. Так, на основе братской школы возник Киево-Могидянский /или Киев о-б рате кий/ коллегиум, который вскоре стал высшим учебным заведением, известный высоким уровнем преподавания.
Столица укреплявшегося русского абсолютистского государства собирала талантливых музыкантов, певчих - выходцев из Украины. В 1649 году в Москву по вызову царского правительства приехали из Киева ученые филологи и богословы Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский, в 1664 году - поэт, мастер полемического жанра и проповедник Симеон Полоцкий, занявший видное место при московском дворе.
Получает развитие "парсунная живопись" как на Украине, так и в России: наиболее яркие представители - Н.Петрахович-Морохов-ский /ІбІО-Іббб/, Самуил, Л.Тарасевич и др.
Расширяются культурные связи с .Западом. В этом процессе выдающуюся роль сыграла Украина, поскольку большинство новых форм приходило на Русь с Запада через посредничество Украины, Польши,Литвы.
Так, в России лишь к середине ХУІІ века сложились все предпосылки для рождения партесного концерта, на Украине хоры православных братств исполняли партесные концерты уже в конце ХУІ века.
Обучение пению в Древней Руси носило автономный характер и
имел» глубокие преемственные связи с византийской культурой. В монастырях, взявших на себя организащіонную и мет«дичеекуп работу по духовному воспитанию, основополагающим был принцип "книжно-, го" обучения, в основе которого находилось триединство чтения, письма и пения. Методика музыкального воспитания в древнерусских школах пока остается мало известной. Начале общего образования приходилось на семилетний возраст, пению обучали с восьми лет. Если мальчик "не спадал с голоса", то он мог продолжить занятия во дворе доместиков.
Центрами просвещения на Киевской Руси били монастыри. Так, в Киеве в ХГ веке при Андреевском монастыре княгиней Анной Всеволодовной была открыта специальная женская школа, в которой также обучали и пению.
В начале XIII века в Суздале дояь Черниговского князя Михаила Всеволодовича Ефросинья организовала женское училище, обучавшее грамоте, письму и пенив. Разумовский Д.^ называет имена учителей церковного пения на /крайне: в слободе.Старой Водолаге - дьячок Павел Криницкий, Николаевский дьячок Иван Алексеев, Успенский дьячок Григорий и т.д_.
Значительное место занимало обучение хоровому пению в братских школах, возникших в ХУІ - начале ХУТІ века на Украине и в Белоруссии. Так, 12 и 13 Устава Львовской братской шкоды /1586г./ упоминается музыка и церковное пение. Второй Устав Дуцкей школы определяет основы обучения в братских школах /"Сперва научаются складывать буквы, потом обучаются грамматике, притом учатся церковному порядку, чтению, пению"/.3 Воспитанниками Львовской братской школы были композиторы Чернушин, Шавровский, Ижевский, Пеку-лицкий и другие. Братские школы оказали значительное влияние на формирование музыкально-педагогической науки на Украине. Впоследствии на основе братских икол были созданы учебные заведенря -Киево-Могилянская академия, давшая Украине и России выдающихся деятелей просвещения и культуры. Организаторами и руководителями
духовных училищ, позже семинарий, были и воспитанники Киевской академии - среди них выдающийся деятель отечественного просвещения Симеон Полоцкий.
Архивные источники свидетельствуют о сохранении в методике подготовки певчих в первой половине ХУІІ века традиций хирономии в сочетании с "обучением понаслышке"^.
Становлению певческой школы, совершенствованию существующей
~ 8 ~
методики способствовали решения Соборов православной Церкви / 1551 г./
Значительный опыт музыкального воспитания и обучения пенив накапливался в профессиональных хорах: Хор государевых певчих дьяков в Москве, организованный в ХУ веке /впоследствии - Петер-буржская придворная певческая капелла/, хор патриарших певчих дьяков /Московский синодальный хор/. Среди них были композиторы, теоретики, регенты.
По примеру царя многие бояре создают частные хоры и оркестры роговой музыки. Так, иностранец Гербиний, слушавший в ХУІІ веке хор в Киеве, указывал, что "в самой приятной гармонии слышатся раздельно дискант, тенор, альт и бас" 5#
Создание первых специальных учебных заведений, в которых детей не только обучали пенив, но и готовили к театральной деятельности, также относится, к ХУІІ столетию. Одну из таких школ называют "первой русской консерваторией" J
Большое влияние на репертуар детского пения оказала народная песня. Пение без сопровождения представляет ценнейшую традицию народного искусства.
Многоголосное пение, возникшее в певческой практике ХУІ века постепенно получает широкое распространение.
Официальное принятие русской Православной церковью партесного пения, пришедшего с Украинских земель, дало новый стимул развитию педагогической науки, мотодикн »бучония музыке и пению. В этом процессе ведущую роль сыграли хоры западно-украинских братств, использовавших, вероятно, рациональные методики обучения музыке и пению.
Многие выпускники братских шкои впоследствии занимались педагогической деятельностью, в результате которой было создано ряд учебников.
Таким образом, к началу ХУГІ столетия в отечественной музыкальном воспитании и музыкальном образовании был накоплен обширный материал, достаточный педагогический опыт, что явилось объективной основой создания методической концепции Н.Дилецкого.
Границами "Методической концепции эпохи знаменного распева" можно определить ХІІІ-ХУІІІ века /остаточные явления - гплоть до XX века/. Опираясь на исследования М.Бражникова, можно условно распределить следующие этапы становления концепции: I.Азбуки-перечисления крюковой нотации. 2. Объяснения " како поется","по гласам".3. Чеспометные азбуки первой половины ХУІІ века. Ч. Узко-
специальные виды азбук - фитники, кокиэники. 5. Пятогласия -првотейшив педагогические руководства по осмогласию. 6. Поздние азбуки. 7. Система п»мег. 8. Азбуки путевые, демественные или казанские и др. систем. 9. Двознамекники.
В диссертации раскрывается содержание "Методической концепции эпехи зкамениого распева": "Совокупность методических систем" ориентируется на знаменный распев. Преподавания пения до ХУІІ века еще ие было упорядочено государевыми мероприятиями, находясь в руках отдельных певцов. Поэтому ведущими "Педагогическими направлениями" являются обучени» и воспитание певчих для монасты-рей и церквей, преимущественно выходцев из народа. "Педагогические течения" отражают синтез развития в рамках одной методической концепции педагогических направлений, связанных с методикой обучения кондакарному, путевому, демественному распеву; на рубеже смены концепций - двознаменникам. "Методическая настройка эпохи" - развитие знаменного пения,, "Методическая установка" - обучение церковне-певческому искусству. "Методический словарь" -профессиональная певческая терминология. В основном сформировались следующие терминологические группы, определяющие: I.Высоту звуков. 2.Количество звуков в распеве. 3,Продолжительность звуков. 4.Направление движения звуков, 5.Способы и приемы исполнения, б.Характер исполнения.
Частные методические концепции прослеживаются в трудах Александра Мезенца, Федора Крестьянина, инока Христофора, Ивана Шайдура, Стефана Голыша, Ивана Лукошке, а также многочисленных путевых, крюковых, демественных, столповых азбуках анонимных авторов и составителей, раскрывающих вопросы методики обучения, нотописи, нотной грамоте, искусству древнерусского распева."
Семнадцатое столетие в истории отечественной музыкальной педагоги»! представляется уникальным. Это вершина развития и одновременно начало постепенного угасания, отхода на второстепенное место Методической концепции знаменного распева.
"Методическая концепция эпохи"/ вторая за семь столетий определила свой стиль древних песнопений, вытекавший из синтеза черт прв(*«ссив«*льного церковного пения и традиций народного искусства, ограниченный определенными требованиями звукаведення, дикции, динамики, а также эстетической стороны исполнения/выделила ряд педагогических и методических идей, в частности: развитие навыков плавного, поступенногс ведения мелодической линии и
неторопливом темпе и равномерном ритме; воспитание.умения, для достижения большей выразительности, наполнить молодив "ииретей дыхания"; в сочетании с егракячоякым эвукевш объемом - овладение системой упругого дыхания /"на опере"/;-7 формирование навыков вокализации на основе вкутрнедогевоге распевания; овладение умением пения в униоеи на длительном дыхании с выдерживанием звука в определенной, в основном споеойиой, динамике, а также с опорой на примерные тона голоса; развитие техники веткого произношения
слов, осмысленного распевания текста с сохранением логических ударений.
Эти своеобразные методически принципы сыграли определенную роль в создании Н.Дилецким "Идеа грамматики мусикийской". Именно этот его труд вобрал в себя лучшие достижения методики прошлого, и стал ведущим педагогическим и методическим трудом, пособием вплоть до конца ХУЩ столетия на'всей территории России Во второй главе - "Педагогическое наследие Н.П.Дилецкого" раскрываются объективные условия и .педагогические предпосылки формирования и утверждения "Методической концепции эпохи пятили-нейыого нотного письма"$ педагогические идеи Н.Дилецкого. Вторая половина ХУІІ века - время бо-лъших социалъно-экономико-культурных перемен. Широкая популярность жанра партесного концерта требовала большого количества "хорошо обученных" музыкантов. Возникла острая необходимость в специальных учебно-методических пособиях, последовательно раскрывающих вопросы обучения нотной грамоте, искусству пения, игры на музыкальных инструментах, сочинения хоровых концертов. Изменилось содержание "Методической концепции эпохи". "Совокупность методических систем" теперь ориентировалась на пятилинейное нотное письмо» Ведущим "Педагогическими направлениями" - стало обучение музыке и пению привилегированных сословий, а также всеобщее музыкальное воспитание. Собственно "Педагогические течения" отражали процесс перехода, поскольку наряду с утверждением нового стиля, знаменное письмо продолжало существовать почти до XX века, обособившись в самостоятельное педагогическое течение. Изменился и "Методический словарь эпохи". В качестве "Методической-настройки" выступило развитие партесного многоголосия, "Методической установки"- обучение многоголосному церковно-певческому искусству. - II - Знаменный распев обрел своих именитых теоретиков и методистов лишь на вершине своего развития /ХУЛ ст./, с рождением педагоги- ческой системы Н.Дилецкого, по сути, в восточно-славянской музыкальной педагогике утверждается "Методическая концепция эпохи пятилинейного нотного письма". Частные методические концепции представляют труди И.Коренева, Т.Макарьевского, они раскрывают методики обучения различным предметам, системы методов, методические принципы, содержат различные методические взгляды, рассуждения, высказывания и т.п. Таким образом, в первой половине ХУІІ века создались объективные условия и педагогические предпосылки для формирования и утверждения "Методической концепции эпохи пягиликейного нотного письма"^" в контексте которой педагогическая система Н.Дилецкого сыграла выдающуюся роль. Изучение различных редакций "Идеа грамматики мусикийской" дает возможность достаточно полно представить педагогические идеи автора, исследовать, в осе оздать методику обучения основам нотной грамоты. Первая часть "йдеа грамматики мусикийской"Н.Дилецкого "О музыке" получила распространение как самостоятельная методика, будучи предназначенной для начального образования. Автор раскрывает простейшие вопросы, с которыми встречается каждый начинающий музыкант -нотописание, ключи, чтение,нот, элементарные теоретические сведения. Н.Дилецкий пытается емєстє с учеником разобраться в гонком механизме превращений звуков в музыку, понять как звуки приобретают художественный смысл. Дилецкий показывает также взаимосвязь речевых и музыкальных интонаций. Обращает на себя внимание наглядность, занимательность методики объяснения детям нотного стана и правил написания на нем нот. На рисунке, представляющем раскрытую ладонь, на пальцах и между ними написаны названия нот. Н.Дилецкий советует учителю: "Хотяй предложит образ учения ученику...- да покажет ему руку... посем покажи сия на лестнице". Вначале Н.Дилецкий предлагает облегчающий и заинтересовывающий учащихся способ объяснения нот на пальцах, затем на "левткице", и уже в заключении на нотном стане. Этот прием до долгое время сохранялся в практике и методике обучения. После знакомства с названием ног, их латинским обозначением Н.Дилецкий рекомендует одновременное усвоение учащимся ключей Соль, До, фа, составляющих вместе систему ключей, взятых вместе и каж- дого в отдельности. Интересен способ объяснения 'Н.Дилецким вопросов ритмической организации. "...Если же сначала плохо понимают ноты вместе с тактовым размером, тогда научи их прежде одним нотам без размера, а после того... проще их, непонятливых, научить уже и с тактовым размером"ДО Основное место Н.Дилецкий отеодит системе сольмизации, составляющей во времена Н.Дилецкого основу воспитания певцов. В этом автор следует традициям западно-европейской методики музыкального воспитания. Система сольмизации имела огромное значение во всей Европе, в наше время продолжает существовать в форме релятивной системы сольфеджио в методике и практике музыкального воспитания в Венгрии, Прибалтийских государствах и т.д. Методика обучения даже самому простейшему предмету - нотной грамоте, не рассматривается Н.Дилецким лить как перечень практических методов обучения. Автор стремится увязать их.с проблемами музыкальной эстетики, приводит приме.ры из Библии, античной мифологии. В диссертации представлен материал, позволяющий заключить следующее: актуальными сегодня представляются идеи Н.Дилецкого о методах изучения акустической природы звуков, о взаимосвязи рене-вых и музыкальных интонаций, о вопросах музыкальной выразительности, возможностях использования на уроках наглядных пособий, проблемного метода обучения. Словес-ные, наглядные, практические методы обучения являются определяющими для методики обучения нотной грамоте; а такте для всей методической концепции Н.Дилецкого. Все это отзечает требованиям методики музыкального воспитания, современно, актуально вне зависимости от того,, что было создано более 300 лет назад. Значительный интерев представляет система комплексного подхода к вопросу методики преподавания композиции", обоснованная Н.Дилецким. Рождение методики обучения композиции Н.Дилецкого было обуаловлено потребностями времени, художественной практики, специфического для России и Украины того времени гомофонно-гармонического стиля, зарождающегося свободного стиля полифонии, которые совместно с современной западно-еврорей-ской музыкальной теорией составляют основу "Мусикийской грамматики" Цель написания грамматики - научить сочинению хоровых концертов. Основы композиции - самая сущность музыкального творчества, трактуются Н.Дилецким в основном с точки зрения технологии - ІЗ - музыкального искусства.. Каждый музыкальный предмет характеризуется определенным комплексом технических приемов, усвоение которых необходимо начинающему композитору, В связи с этим Н.Дилецкий использует комплексный подход к вопросу о методике преподавания композиции и включает целый рад сведений из смежных дисциплин, без знания которых, по мнению Н.Дилецкого, не мыслима деятельность композитора. К таким "наукам" относятся: I. Курс методики обучения пению, развивающий в комплексе и музыкальный слух; 2.Методика обучения нотной грамоте, знакомящая с основными элементами музыкальной речи; 3.Гармония,сообщающая сведения о взаимодействии вертикали с мелодией; ^.Полифония, назначение которой для развития композиторской техники особо подчеркивается Дилецким. 5.Вопросы музыкальной формы, связанные с архитектоникой музыкальных произведений,, Как видим, Н.Дилецкий фактически обоснованы дисциплины, имеющие месте в современном учебном процессе. Содержание методики композиции Дияецкогв строго ограничено грамматикой музыкальной речи гомофонно-полифони-ческого стиля. Инициативно-творческому изучению музыкальных првиз- вв^*ний Дилецкий посвящает конкретные указания» Тесная связь композиторов-профессионалов с народным творчеством наблюдается в самых различных стилях и в разное время, разные эпохи. Дилецкий отводит значитедькое место образцам народного творчества."И га хоре-шо для композиции, когда какую-либо песнь или псальму превращаешь в церковное пение.../с.6V Методику обучения композиции Дилецкий выстраивает следующим образом: I.Обучение технике композиции; 2«Сочинение каденций с учетом правил современной Дилецкому гармшнии; З.Обучение полифонической технике. В процессе анализа методики обучения композиции в "Мусикийской грамматике", кетных примеров, предложенных в ней автором, выявилось органичное взаимодействие теории-методики композиции Дилецкого-ученого и его композиторского стиля, а также взаимосвязь с традициями западне-европейского искусства, строгого и свободного- письма, кетодическимитрудами западкв-евро-пеїїских педагогов. Анализ Грамматики и гвврческвго наследия Н.Дилецкого позволил выявить общие закономерности, свойственны» методике обучения композиции и творческой практике НЛияецкого. Рассмотрим истоки методических принципов Дилецкого по их временной принадлежности. Метод Дилецкого впитал традиции западне- - и - европейской эпохи строгого письма, тенденции свободного письма. В формировании методики «бучения компо-зиции Н.Дилвцкого сыграл свею рожь ХУІІ век - период развития и утверждения пмофонно-гармоническего стиля в Западней Европе. Ряд высказанных Дилецким педагогических и методических идей созвучны ведущим принципам сов-реиенных отечественных и зарубежных методик обучения композиции: по вопросам музыкальной формы, взаимосвязи музыки и текста, о творческом подходе к вопросам обучения и т.д. Теоретическую основу методики обучения искусству хорового пения Дилецкого кроме Мусикийской грамматики представляет работа "Способ учения мастером детей пению". Материал ориентирован авторем на аналитическую форму познавательной деятельности. НДилецкий выделяет в особый раздел вопрос общего понятия о хоре, характеризует голоса, исходя из хоровой природы и приемов хорового изложения, подразделяет певцов на четыре основные группы: дискант, альт, тенор, бас. Строй и ансамбль являются основой хорового пения. В работе над мелодическим строем Н.Дилецкий предлагает "пятнадцать ступеней изучения интервалов в восходящем движении" и "пятнадцать ступеней изучения интервалов в нисходящем движении". Методика обучения искусству хорового пения призвана научить грамотному, чистому и выразительному исполнению партесных произведений. Следуя методике Дилецкого, его методическим устаиовкам-иастраивая и выверяя интонацию интервалов, последовательно сопоставляя их, можно правильно и точно построить звучание любых аккордов, последующего их соединения, добиться хорошего и уверенного звукового выстраивания всего произведения. В грамматике Н.Дилецкий рассматривает вопросы тесситуры, рекомендует рациональные прийоми работы над дикцией, способы "передачи" тона. В процессе рассмотрения методики обучения искусству хорового пения Дилецкого, ее теоретически и практической стороны, определились ведущие метоцико-педагогические принципы: чистота интонации, как основа искусства хорового пения; воспитание голоса певца путем систематических занятий в системе, овладения навыками звукообразования на правильном дыхании; выработка техники произношения текста; воспитание слуха певцов т преодолении трудностей гармонического и полифонического порядка; развитие подвижности и гибкости голоса с использованием примеров из художественной хоровой литературф; воспитание художественного вкуса певцов путем слушания хоровой музыки. Все эти вышеизложенные принципы характеризует практическая оправданность и безусловная целесообразность применительно к современным методикам обучения искусству хорового пения. Заключение. Общие выводы по работе. Изучение опубликованных и архивных материалов дает достаточно полное представление о методической концепции музыкального воспитания и образования Н.П.Дилецкого в контексте музыкальной педагогики ХУІІ столетия. Основные положения из работы следуют, что педагогические идеи Н.Дилецкого чрезвычайно важны в сегоднящней теории, методике и практике музыкального образования и воспитания: - Методическая концепция Дилецкого содержит черты преемственности и традиционности во взаимовлиянии с "Методической концепцией эпохи знаменного распева", а также утвердившейся к ХУП веку в Западной Европе "Методической концепцией эпохи пягилинейного нотного письма"; Методическая концепция Дилецкого отражает специфические черты, свойственные педагогической практике и Грамматике Н.Дилецкого -уникально-естественный синтез обучения композиторской технике и хоровому исполнительскому мастерству / подход к голосу, тембру, композиторская практика, воспитание вокально-хоровых навыков и т.д. сохраняются в лучших методических концепциях до сегодняшнего дня /; Методической концепции Дилецкого характерен комплексный подход к проблеме обучения и мусыкального воспитания, который проникает в отечественную педагогику фактически лишь в середине XX века; В середине ХУІІ века, претерпев влияние западно-европейской полифонии строгого стиля, наблюдая период становления гомофонно-гармонического стиля, Дилецкий создает свою ч а с т.н у ю методическую концепцию гомофонно-полифонического стиля; Национальные черты, наметившиеся еще в Грамматике Дилецкого, которые дают возможность сейчас возродить национальную украинскую хоровую культуру. Список литературы Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания в советской школе, вып. 89, М., Музыка, 197**. Разумоввкий Д. Церковное пение в России. Опыт историко-тех-нического изложения, вып. I, М., 1867, с.60 Медынский Е.Н. Братские школы'Украины и Белоруссии в,ХУІ -ХУІІ веках и их роль в воссоединении Украины с Россией, изд-во АПН, М., 1954, с.64 Сборник 1690 - 1710 г. / фонды рукописей ЦНБ АН Украины / КДА 889, с.265. Л ;; Преображенский А. Культовая музыка в России, Л., Академия, 1924, с. 43 Металлов В.М. Очерк истории православного церковного пения в России, М., 1915, с. 65 Энциклопедический словарь Ф.Брокгауз и И.Ефрон. 55 полутом, статья " История русской музыки ", с. 254 Голубцов А. Чиновник Московского Успенского собора. М., 1908, с. 27 Мусикийская грамматика Николая Дилецкого. Посмертный труд /по опубликованию/ С.В.Смоленского, Спб., 1910, с. 190 Николай Дилецкий Идеа грамматики мусикийской. Публикация, перевод, исследование и комментарии Вл.Протопопова, М., 1979, с. 193 / далее - Памятник / Памятник с. 194 - 197 Памятник с. 198
г