Введение к работе
Актуальность исследования. В педагогической науке проблема нежпрецмегных связей в настоящее время одна из наиболее дискуссионных. В свете современных задач обучения, воспитания и развития личности она приобретает принципиально важное социально-педагогическое значение, особенно в области преподавания искусства.
В современные программы общеобразовательной школы включен специальный раздел "Межпредметше связи", ориентирующий учителей на систематическое и планомерное их осуществление в различных сочетаниях и на разных уровнях решения педагогических задач. Так, в новых программах по изобразительному искусству рекомендации по межпредметным связям выделены особо и даже внесены в объяснительную записку.
Такая постановка проблемы особенно важна в наше время, когда по выражению Б.П.Юсова, даже "... специалисты разных искусств почти перестали понимать друг друга на высших этажах профессионализма" .
Межпредметные связи играют особую роль в трудовом, ориентированном на национальные градации' воспитании, политехнической подготовке, профессиональной ориентации школьников. Специфика трудового обучения самый тесным образом связана с такими предметами как математика, черчение, фізика, химия, изобразительное искусство,история. Несмогря на усиление политехнического аспекта межпредметных' связей в новых программах по труду, необходима его дальнейшая разработка. Особенно важно,' на наш взгляд, продолжить изучение взаимосвязи труда с предметами эсгетичесного цикла в рамках существующего учебного плана.
Элективная реализация обширных всесторонних взаимосвязей при решении данной проблемы требует также совместных усилий учителей по изобразительному искусству с другими общеобразовательными предметами, типа исторей, литературой,музыкой,природоведении, биоло-гей, географей.-
I. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожесгвенном развитии" школьников /Рекомендации ^разработке комплексных "про-" грамм по искусству для школ й внешкольных занятий / Под дошей1 редакцией Г.П.Шевченко, Б.П.Юсова. -Луганск. -.1990. - С.8.
- г -
Известные педагоги и психологи М.А.Данилов, Б.П.Есипов, Н.А. Менчинскзя, Ю.А,Самарин, Ы.Н.Скагкин и другие заложили основы теории и методологии межпредметных связей в методической и дидактической направлениях. В исследованиях Д.И.Новиковой, М.Н.Скагкина, И.Д.Зверева, В.М.Максимовой обоснованы принципы взаимодействия трудового обучения и эстетического воспитания.
Наибольший интерес в области нашего исследования, акцентировка которого - преподавание изобразительного искусства, представляют исследования и разработки В.В.Алексеевой, А.В.Бакушинокого, Н.Н. Волкова, Г.В.Лабунокой, И.П.Глинской, Б.М.йеменского, Н.Н.Росгов-цеьа, к.К.Фоминой, А".В. я В.С.Щербаковых. В.П.Юсова и др.; в области трудового обучения это, прежде всего, работы Н.И.Бабкина, С.Я. Багышева, Ю.К.Васильева, В.М.Максимовой, М.И.Махыугова, В.А.Полякове. Особый интерес для нас представляют исследования, связанные с преподаванием в общеобразовательных школах декоративно-прикладного и народного искусства, что невозможно рассматривать вне связи с трудом. Данной проблеме посвящены работы, прежде всего, Н.А.Горяе-вой, А.О.Кэмаиова, Л.С.Нерсиоян, Л.Г.Пилипенко, Г.В.Похолкина, Л.Г. Сввенковой, А.С.Хворостова, Т.Я.Шшкаловой. Однако, специфика меж-предметвдх связей в общей структуре преподавания изобразительного искусства в толе представлена далеко недостаточно, в в новом учебнике Н.Н.Ростовцева "Методика преподавания изобразительного искусства в средней школе" она вообще не рассматривается.
Анализ литерат;ры, изучение реального состояния дел в области преподавания изобразительного искусства, художественного труда, истории в общеобразовательных школах Казахстана свидетельствует о том, что учебные-программы не согласованы друг о другом, нногие важнейшие стороны проблемы ыежпредмегных связей на национальном материале еще научно не разработаны, методически не проверены и в педагогической практике часто не реализуются. В частности, проблема взаимосвязи изобразительного искусства, истории и художественного труда не исследовалась, отсутствуют рекомендации по конкретной проблеме в процессе обучения данным учебным предметам. Многие объекты действительности, изучаемые на уроках художественного труда, являются средством получения узких специальных знаний и относятся к навыкай и умениям, необходимым только на данных занятиях.
Большая часть проведенных ранее исследований выполнена на материале старых программ и соответствует устаревшим методологическим установкам, хотя некоторые рекомендации авторов и сегодня
сохраняют свое важное методическое значение. Проведенный анализ проблематики общих научно-методических работ позволяет сделать вывод, что в них почти не учитывались ыежпредметше связи изобразительного искусства и трудового обучения в историко-худокественнои вспекте. Кроне того, она не опирались на особенности и своеобразие национальной культуры Казахстана.
Шшескаэаняое определяет актуальность темы данного исследования, посвященного выявлению специфики и характера иежпредиетных связей в системе преподавания изобразительного искусства и художественного труда в 5-7 классах казахских школ.
Объект исследования - взаимосвязь преподавания изобразительного искусства,- художественного труда и иогории в 5-7-х классах средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - межпредметные связи в препода-
вании изобразительного искусства и уроков художественного труда в средней общеобразовательной школе на занятиях декоративно-прикладным искусством.
Цель исследования - раскрыть содержание и методы взаимодействия уроков изобразительного искуссгва с другими общеобразовательными предметами в средней школе.
Задачи исследования:
-
Теоретический анализ состояния преподавания изобразительного искусства и художественного труда в общеобразовательной школе.
-
Определение возможностей преподавания декоративно-прикладного искусства и художественного груда в формировании у школьников Казахстана эстетического отношения к окружающей действительности, развитии интереса к возрождению народных традиций, к народному декоративно-прикладному искусству в разных регионах.
-
Разработать и обосновать направление и методы осуществления взаимосвязи предметов изобразительного искусства, истории и художественного труда в средних классах общеобразовательной школы.
Гипотеза. Предполагается, что дидактически обоснованные формы и метода, направленные в условиях общеобразовательной школы на обеспечение межпредметных связей изобразительного искусства с уроками художественного труда в 5-7-х классах, способствуют повышению внимания и интереса учащихся к художественно-декоративным на-. родным традициям, культуре, этнографии, археологии и иогории. Казахстана, развивают творческую деятельность детей.
Методологическая основа исследования - идеи и научно-практические положения русской и казахской национальной педагогики,психологии и эстетики об эстетическом, художественном и трудовом воспитания молодежи, о взаимосвязи трудовой и политехнической подготовки, о всестороннем развитии личности и подготовке учащихся к жизни и творческому труду.
Методы исследования
теоретический анализ психолого-педагогической литературы и исследований, посвященных проблеме межпредметных связей в обучении;
анализ программ изобразительного искусства к трудового обучения для 5-7-х классов;
изучение и анализ передового опыта работы школ;
целенаправленные беседы с учащимися и учителями;
проведение специализированного опроса педагогов для выяснения существующей современной практики обучения декоративно-прикладному искусству ;; художественному труду;
опрос учввдхея с целью изучения их интересов к исслодуемым учебным предметам;
- анализ результатов педагогического эксперимента. .
Научная новизна исследования:
определены пути осуществления межпредиетных связей в процессе изучения декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства,истории и художественного труда;
разработано и научно обосновано содержание уроков по предмету изобразительное искусство, с учетом его связей с уроками груда и истории;
разработаны практические~задзния межпредмегного характера, существенно повышающие уровень учебно-воспитагельного процесса на уроках кзобразигельного искусства, активизирующие художественную деятельность учащихся;
экспериментально доказана значимость взаимосвязи изобразительного искусства и худотсственпого труда в формировании у учащихся интереса к родному народному искусству, к культуре быта и
к традициям Казахстана, сцеди которых первостепенное значение приобретают видение, оценка"красоты окружающей природы, древних образцов народного творчества и региональных градаций в целом.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций, содержание которых - обучение изоб-
разительному искусству, исгории и художественному груду учащихся
5-7-х классов в их взаимосвязи и взаимодействии на основе своеоб
разного характера национальной художественно-декора
тивной деятельности школьников Казахстана средней возрастной сту
пени.
На основе выделенных'в исследовании критериев показана эффективность художественно-эстетического развития школьников на примере освоения казахского народного декоративно-прикладного искусства и исгории родного края.
Достоверность результатов исследования заложена в последовательном методологическом подходе к решению изучавшейся проблемы, в адекватности методики исследования поставленный задачам и в разнообразии применяемых негодов, длительной эффективной экспериментальном работе, доказанной качественным и количественным анализом экспериментального материала.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эстетико-трудового воспитания состоит в выявлении иекпредметных связей преподавания- изобразительного искусства с уроками художественного трудового обучения, в раскрытия их содержания и методов взаимодействия.
-
Своеобразие развития системы межпрецметных связей в преподавании изобразительного искусства с уроками художественного груда в истории средней казахской общеобразовательной школы на занятиях декоративно-прикладным искусством заключается в развитии интереса к народным градациям и самостоятельному изготовлению полезных национальных декоративных изделий.
-
Изучение декорагивно.-приклздного искусства - связующее звено мекду изобразительным искусством, историей, литературой и художественным трудовым обучением. Будучи одной из самой богатых
и разнообразных областей художественной кульгуры, декоративно-прикладное искусство имеет еще одну особенность: оно наиболее доступно для подростков л неразрывно взаимно связано с художественным трудом, историей, бытом и повседневной культурной жизнью народа.
4. Декоративно-прикладное искусство'как вид учебной твор
ческой работы школьников не только вооружает их художественными
'знаниями, но л развивает разнообразие творческих умений и навы-
ков, определяет органическое единство эстетического и других видов воспитания подростков.
Апробация и внедрение результатов исследования осушесгвля- ' лись в вине публикаций в научно-методических журналах, создании учебных программ на основе экспериментального материала но изобразительному искусству к художественному груду, внедрение разработанных рекомендаций в школах Казахстана, выступления с докладами на научно-практических конференциях Дкамбулского педагогического института (1989), НИИ ХВ АПН СССР (1991, 1992), в Дкам-булскоы областном ИУУ (1992), на 1-й научно-практической и учебно-методической конференции ИАКАС "ЗЕРДЕ".
Организация исслидиивная.
Исследование проводилось поэтапно, в течение 6-ти лет.
На первой этапе (1986-1987 гг.) изучалась эстетико-философ-екая, психолого-педагогическая, историческая, искусствоведческая, агиографическая, археологическая и методическая литература по проблеме исследования.
Второй этап (1988-1990 гг.) был посвящен изучению состояния и выявлению сложившейся в общеобразовательных школах Казахстана практики обучения декоративно-прикладному искусству и художественному труду, в также сбору и анализу творческих работ учащихся, выполненных в ходе предварительного эксперимента; разрабатывалась методика экспериментального обучения.
На третьем этапе (1991-1992 гг.) была продолжена экспериментальная работа, начатая на втором этапе. Проводился контрольно-проверочный эксперимент по уточненной методике.
База исследования. Работа велась на базе общеобразовательных школ Казахстана с участием более 2900 учащихся..Обучающий эксперимент осуществлялся в 1990-1992 гг. с 1440 учащимися на базе четырех школ: J* 44, & 26, школы-интерна те имени А.С .Макаренко, & 14 г.Джамбула и сельской школы в селе им.КрупскоёДжаыбул-скоги района Казахстана.