Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методы изучения музыки ХХ века в теоретических курсах музыкального училища (исполнительские специальности) Алексеева, Алла Алексеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алексеева, Алла Алексеевна. Методы изучения музыки ХХ века в теоретических курсах музыкального училища (исполнительские специальности) : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Москва, 1995.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы, методы изучения современной музыки в довузовских теоретических курсах, предложенные в данной работе, вызваны назревшими потребностями современной исполнительской практики, ибо на рубеже нового тысячелетия музыка XX века заняла прочное место в репертуаре профессионального музыканта.

Нынешняя ситуация в учебных дисциплинах, создающих фундамент знаний теоретических основ, убезздает в несоответствии между изучаемой теорией и современней музыкальной практикой. Увеличивающийся разрыв в нарушении пропорций классической и новой музыки нуждается в реорганизации системы распределения теоретического материала во всех звеньях музыкального образования и прежде всего в среднем, создающем профессиональные кадры, уровень подготовленности которых должен отвечать требованиям времени.

Разумеется, опора на композиционные принципы классико-ро-мантического периода, основу образования, оценивается как положительный опыт и его нельзя противопоставлять современной музыке, но вместе с тем возможность более широкого охвата новых явлений должна иметь место на всех этапах обучения. Отсюда возникла необходимость в создании специальной работы, посвященной методам изучения музыки XX века в музыкально-теоретических курсах среднего звена.

Именно музыкальное училище может реально осуществить первоначальное и систематическое ознакомление учащихся с основами современной музыки, особенно отечественной.

Музыкальный язык XX века представляет для учащихся определенные трудности в освоении и восприятии. Предлагаемая методика в своем комплексном лодходе позволит приобщить их к новой музыке, воспитать к ней профессиональное отношение.

В существующей учебно-методической литературе до сих пор нет такого сводного труда, в котором можно было бы найти критический анализ сложившейся ситуации с указанием возможных путей ее решения во всех предметах теоретического цикла исполнительских специальностей.

Цель исследования - разработка методов изучения музыки XX века в теоретических курсах, анализ создавшегося положения и предложение новых принципов подхода к этой стороне профессионального музыкального образования.

Объект исследования - процесс освоения музыки XX века в теоретических курсах среднего звена.

Предмет исследования - новый учебный музыкальный материал и освоение его учащимися исполнительских специальностей.

Задачи исследования:

  1. Для выяснения общей картины состояния методической работы в среднем звене представить критический анализ ныне действующих программ по предметам музыкально-теоретического цикла, проанализировать учебники, учебные пособия, методические разработки, методы преподавания и акцентировать в них внимание на теш, разделы, музыкальные примеры, .касающиеся вопросов изучения современной музыки в том или ином курсе.

  2. Специально рассмотреть методы обучения, позволяющие непосредственно осваивать новейшие явления музыки.

  1. Создать принципы обновления программ по теоретическим дисциплинам в среднем звене.

  2. Дополнить темы курсов таким образом, чтобы реально ввести их в практику преподавания с учетом возможностей учащихся и без увеличения объема времени.

  3. Выявить специфические трудности освоения учащимися новой музыки и предложить пути их преодоления.

  4. На основе исследования процесса овладения курсами предложить изменение сроков изучения необходимых тем программы каждого предмета с целью радикального обновления музыкально-теоретических дисциплин.

Гипотеза исследования - возможность целенаправленного освоения в теоретических курсах языка новой музыки. Наибольшая эффективность изучения может быть достигнута в условиях использования таких методовjкак, например, комплекс упражнений для активной тренировки слуха в сольфеджио, упражнения по игре на фортепиано в элементарной теории музыки или специально подобранные музыкальные примеры на гармонические явления в композиционных техниках XX века с соответствующими теоретическими комментариями в аналитической части курса гармонии и другие.

Методологической основой диссертации явились: теория интонации Б.Асафьева; теоретические принципы, выдвинутые э трудах педагогов-теоретиков ЮДолопова, И.Назайкинского, В.Меду-шевского и других; особое значение для концепции диссертации имели исследования М.Тараканова, В.Холоповой, В.Задерацкого, Е.Чигаревой, Т.Кюрегян, М.Катунян, В.Ценовой; работы самих композиторов как отечественных /Э.Денисова, А.Шнитке, Г.Дмит-

риева/, так и зарубежных /А.Шенберга, П.Хиндемита, О.Мессиана/ во многом дополнили методику понимания языка современной музыки. Методы исследования.

  1. Теоретический анализ литературы по философии, эстетике, искусствознанию, психологии, теории и методике музыкального обучения, связанной с темой диссертации.

  2. Изучение большого количества материала композиторов XX века, среди которых - С.Прокофьев, Д.Шостакович, Н.Мясковский, А.Хачатурян, создатели подлинно художественных ценностей отечественной и мировой культуры; композиторы следующего поколения - Г.Свиридов, Т.Хренников, Р.Щедрин, А.Эшпай, Э.Денисов, А.Шнитке, С.Губайдулина, Б.Тищенко, С.Слонимский, ставшие выразителями новаторских идей второй половины XX столетия.

Из зарубежных композиторов, выдающиеся достижения которых обогатили современный музыкальный язык, следует назвать Б.Бар-тока, П.Хиндемита, О.Мессиана, композиторов нововенской школы -А.Шенберга, А.Берга, А.Веберна, а также ныне живущих, широко известных представителей современного авангарда П.Булеза, К.Штокхаузена.

3. Анализ и обобщение педагогического опыта в вопросах подхода к предметам музыкально-теоретического цикла в училищах и консерваториях, в частности, развития музыкального слуха, современного музыкального мышления в работах Д.Блюма, А.Островского, И.Лопатиной, м.Карасевой, Л.Логиновой, развития современной музыкальной теории, в частности, гармонии в исследованиях Л.Дьячковой, Т.Барановой и других.

Несомненный интерес в ракурсе разрабатываемой темы пред-

- ь -

ставляет опыт вузовских преподавателей - Ю.Холопова, н.Гуля-ницкой, Т.Бершадской, Н.Качалиной, З.Глядешкиной и других.

4. Обобщение, систематизация и использование собственного педагогического опыта, накопленного автором в ходе многолетней работы с учащимися музыкального училища по предметам музыкально-теоретического цикла.

Ь. Педагогическое наблюдение и эксперимент, включающий
возможность свободного введения в практику преподавания совре
менного музыкального материала в виде небольших дополнений к
каждой теоретической дисциплине. '

Научная новизна исследования.

  1. Впервые в рамках одного исследования разработана комплексная методика, касающаяся проблемы изучения современной музыки во всех предметах музыкально-теоретического цикла среднего звена исполнительских специальностей.

  2. Предложенные методы можно использовать в качестве основы для всех специальностей музыкального училища. Способы же их осуществления будут зависеть от преподавателя, ведущего тот или иной курс теоретических дисциплин.

  3. Для конкретных тем во всех теоретических предметах отработан круг наиболее ценных, известных и исполняемых сочинений XX века, распределенный по соответствующим отделам курсов /элементарной теории музыки, сольфеджио, гармонии, музыкальной формы, инструментоведения/.

Теоретическое значение исследования. Разработана концепция обновления содержания музыкально-теоретического обучения учащихся музыкального училища за счет включения в него музыки

- б -

XX века; обоснованы принципы отбора этого материала; экспериментально подтверждена правомерность выдвинутых теоретических положений и эффективность предложенных методов освоения учащимися новой музыки.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее материалов во всех предметах музыкально-теоретического цикла среднего звена, некоторые ее отдельные предложения могут быть применены и в вузовских курсах, на семинарах по современной музыке, в научном руководстве учебно-исследовательскими работами учащихся. Научно-методический материал диссертации дает возможность дополнить имеющиеся программы по предметам музыкально-теоретического цикла, а также позволяет на основе их пересмотра создать новые программы, учебники, учебные пособия и другую методическую литературу, охватывающую многие, ставшие закономерностями явления современной музыки.

В качестве практического использования разработанной темы автор включает в работу две программы: а/ по сольфеджио для ДМШ /раздел "Теоретические сведения"/; б/ по музыкальной форме /для исполнительских специальностей/ см. Приложения I и П. Кроме этого, приведенный в диссертации перечень музыкальных произведений с дифференциацией по специальностям /Приложение Ш/ может представлять интерес и в вузовском курсе преподавания музыкально-теоретических дисциплин.

Предложенная методика будет способствовать решению основной задачи - практическому освоению в школьных курсах теоретических дисциплин той наиболее значимой музыки, без знания которой молодой музыкант нз может считаться образованным специалис-

том.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Новые подходы к музыке XX века выявили необходимость создания специальной методики, охватывающей разные дисциплины музыкально-теоретического цикла и все исполнительские специальности, что позволит реально осуществить первоначальное и систематическое ознакомление учащихся с основаїли современной музыки.

  2. Эффективность освоения учащимися нового музыкального материала возможна только в комплексном подходе. Оптимальный результат может быть достигнут только единовременным введением современной музыки во все предметы музыкально-теоретического цикла среднего звена исполнительских специальностей.

  3. Слуховое осознание учащимися музыки XX века требует специальных педагогических воздействий, которые заключаются в выработке необходимого комплекса умений и навыков в подходе к нему.

Апробация результатов исследования проводилась: а/ в ходе экспериментальной работы в музыкальном училище им. Ипиолитова-Иванова с 1986 по 1994 гг./ б/ в выступлении с докладом на научно-педагогической конференции в Казанской государственной консерватории /ІУ9ІГ./; в/ в процессе обсуждения на кафедре теории музыки Московской государственной консерватории им. II.И.Чайковского; г/ путем опубликования..научных работ по теме диссертации.

Структура и объем. Диссертация состоит из Введения, шести глав, Заключения, музыкальных примеров, библиографии, а также примечаний, таблиц, схем;трех приложений. Текст работы изложен

на 235 страницах.