Введение к работе
Актуальность исследований. В связи с возрастающим коренным преобразованием рсех сфер жизни нашего общества особую важность приобретает необходимость духовного совершенствования личности человека. Педагогическая наука озабочена преимущественно тем, чтобы сформировать всесторонне развитую личность с высокими нравственными устоями , что понимается нами как гармония человека с природой, обществом,людьми , знание законов, по которым идет эта взаимосвязь. это те основы, которые должны быть переданы детям.
Эстетическое., нравственное совершенствование личности осуществляется средствами природы, искусства, труда и через общение. Наиболее важным для нас является путь.нравственного становления личности средствами изобразительного искусства. Это тот путь, который позволяет сформировать нового человека, обладающего убежденностью, духовным богатством и нравственной культурой, а также умеющего творчески трудиться.
Подчеркивая это,имеется в виду повседневное применение комплекса учебно-воспитательных мероприятий в процессе работы с ними при изучении того или. иного учебного предмета. Содержание учебных программ по изобразительному искусству.четко выраженная ориентация на реалистическую художественную школу, оказывают воспитательное воздействие на учащихся.
Учитель должен научить школьников понимать и чувствовать форму окружающих.предметов, уметь передавать объем и пространство при изображении на плоскости, что расширяет возможности учащихся, 'в их творческом самовыражении, повышает интерес к обучению за счет овладения способами изобразительной деятельности, развивает художественную культуру.
Следует указать, что эти задачи связаны с развитием внимания; зрительного .восприятия, воображения, чувств и других психологических .-особенностей рисующих, пониманием учебных задач, глубоким-усвоением изобразительной грамоты.
Создание объемного.изображения в работах учажихся зависит не только от' техники и приемов рисования, но и от
уровня мышления и понимания принципов строения изображаемых объзктов,методов их трактовки в работах.Сказанное ставит на повестку дня вопрос о разработке научно-обоснованных методик и методических рекомендаций для школ и просто для тех,кто хочет заниматься изобразительной деятельностью.
В своих исследованиях по решению данных проблем мы основывались на трудах и учебнвх пособиях ведущих современных ученых в области теории и методики художественной педагогики .эстетического воспитания и художественного образова-ния-Н. Н. Ростовцева,Г. В. Беда,В, С. Кузина,В. П. Зинченко, В.Г. Волкова,А, Д. Алехина,F. Б. Смирнова, . В. Порохова, Т. Я. Шпикаловой.А. С. ХБоростова, К.П. Сакулиной.Э. и. Ку-бышкиной,Н. А. Унковского,С. . Игнатьева,А. . Терентьева, Я. Я, Чернецкого,А,П. Яшухина.Эти работы имеют существенное значение для разработки эффективных педагогических средств, методов и приемов обучения,
Отдельные вопросы.по интересующей нас проблеме затра -
тивались в трудах К. Н. Волкова, #. А. Волкова,Л. А. %ход-
цзвой и других специалист о в. Во просам теории'и методики изу
чения изображения окружающего мира при объемном рисовании
уделялось, внимание такими известными художниками как Аль-
берти,Леонардо да Винчи,Микеланджело,А.Дюрер,Л.Комбеазо,3.
Шони»А.Ашбе,Холоши;П.'Сезаня,П.П.' Чистяков^Д.Ш.Кардовский
и др. ...
Несомненную ценность для нашего исследования представляют работы ученых в области дидактики С. И. Архангельского, В.К.%банского',П.-'Я. Гальперина,И. Я. Лернэра,М. Н. Скатки*-. на,М. А. Данилова,и других .С. Л. Выготского, В.З.Давьгдова, й.И. Йг-натьева, С, Jim Рубинштейна,Г. а. Щукиной и других -по вопросам' общей,возрастной и педагогической психологии, I. Гибоона,П." И. Лазарева,А. АДогвиненко,С, В. Кразкова и др.-по вопросам обучения учащихся объёмному рисованию. ..
. Ашл>1з трудов перечисленных авторов.- убедительно свиде- ...:' тельствует- культура изобразительной грамотн,проникновение .. в сущность изображаемого и познание гармонии- это то,что позна-
ется в процессе объемного рисования.
Однако вопроси формирования эстетических : нрзнстЕеи-кых, интеллектуальных основ личности при объемн/м рисовании ешб недостаточно освещена s научны:: сзбстах. Аятузльность і: недостаточная разработанность проблеми обусловили ЕіК--:-р т%-мы данного исследования -' -"Методика обучения: объемному р::-со&анню S общеобразовательной акоде"
Проблемой и сеч в лова ни я является разработка , экспериментальная проверка и научное обоснование -методики обучения учащихся 3-7 классов объемному рисованию. Данная проблема является одновременно и цель» исследования.
Объект исследования: процесс обучения изобразительному искусству в 3-7 классах общеобразовательной еколи.
Предмет исследования: педагогические путі:, методи і: средства, обучения учащихся .3-7 классов объемному рисован;:».
Гипотеза исследования: процесс обучения объемному рисованию учащихся'3-7 классов становится более зффектиЕ-нык . Гесли::, 'методы обучениям объемному-, рисованию теоретически ар-^тук'ентиро'вани, подтверждены^эксперименталько и нацелены на "повышение; эффективности, процесса':обучения; объемное рисование являться средством формирования у учащихся отношения к окружающей действительности;будет вычленено содержание воспитательных цєлєіЧ, реализуемых средствами объемного рисования, оудет обе^пеиочо условие единсса ртэио^о^тения изобразительных знаний и умений, как. части художественного творчества о Формированием нравегвенных основ личности ребенка.
В соответствии Je .целью и выдвинутой, гипотезой: были сп-ределены задачи исследования'- <-
-
Изучение- истории о&учения объемному рисованию.
-
Раскрытие научно-теоретических, основ объемного ри-совачия.^
-
Установление возр1стй&зе_*Г индивидуальных особеннос-тей в усвоении теории объемного; рисования учакииися Зг7 классов
4- Разработка эффективных-педагогических средств, ме-
годов:и приемов обучения учащихся 3-7 классов объемному рисованию.
.5. Анализ - особенностей визуального восприятия при объемном рисовании.
6,Гг Разработка системы поэтапного формирования умений объем^ога рисования необходит-шх для обучения.
Методологической основой исследования ЯВЛЯЕТСЯ ТрЗ'ДЫ классиков по философии, социально-методологическим проблемам, психологии, педагогике, методике рисунка, документы s области образования, а также методы системного подхода.
. Для;ранения поставленных задач бняи использованы следующие методу исследования: изучение и анализ литературы, теоретический анализ по проблеме, анализ накопленных к настоящему" времени выводов к практических рекомендаций по педагогике, психологии и методике преподавания изобразительного искусства', обобщение практики, обучения объемному рисованию., в проилом и настоящем, индивидуальные и групповые 5е>-седы-.с" учителями,, методистами, и другими специалистами,, а также,, анализ учебных работ школьников, проведение-, педагоги -ческбгбкэксперимента, констатирующий эксперимент, экспериментальное обучение и фиксируяндий .эксперимент.
Исследование проводилось в. три этапа ка базе средних ыкол номер 59, 24, .2, 71-, 51, 73, города Хабаровска.
Первый этап ^1990-1992 г. > 1. 1. Изучение литературы, ягзогсгмм, /ч-=б^нкое ста^и "о .объемномурисованию,:' теории систем, теории социа~ьчого управления, теории воспитания, дидактике обцеобразоза-.тельной школы,.психологии, педагогике методике преподавания изобразительного искусства 1. 2. Наблюдение за деятельностью учителей и ічащихся, изучє-ниеУопыта работы по преподаванию и обучению объемному рисованию в школах номер 13, IS, 30 50, 24, 2 города Хабаровска. 1. 3 проведение занчтий по изобразительному искусству дпя учащихся.3-7 классов во время работы учителем в средних
. школах-номер 2, 77, 50 города Хабаровска.
1. 4. Разработка и проведение уроков по обучении об:-ємному
рисованию учащихся 3-7 классов в средней школах 50, 51 города' Хабаровска, Второй чтяр ГІ992-19Я4 г. 1
2. 1. Опытно-экспериментальная работа.
2. 2.первичная проверка гипотезы.
2. 3. определение возможности реализации модели обучения с помодыо выбранной методики и технологии при обучении объёмному рисованию при проведении эксперимента^нз баге '"'.неол 24, 50, 51 города Хабаровска.
2. 4. Корректировка методики и технологии по методам, приемам'
';''''/'Н.-У4юрМаМ." ::'.:>
2. 5. Эксперимент.
Третий этап 4 1994-1995 г. )
3. 1.-проведение фиксирующего эксперимента на базе з кол номер
24, 50, 51 города Хабаровска.
3 2 Осуществление систематизации .полученного материала, а . также проверка отдельных положений и виводов и методических рекомендаций,, разработанных в.ходе, исследования. Научная- нпщи-знл и теоретический'ценность исследования
заключается .в том,-.что: .
1 На основе разчооСразных источников и экспег-м>-<-нтал.ьнь!х
данных систематизирован и обобщен опыт по объем-ючу рисова- .
НИЮ ; Л;
2,. Сформированы конкретные методические рекомендации пообъ-;;. ємному рисованию %" 3-/-классах средней пколы
-
Выявлены педагогические закономерности в оо^анизации учебного процесса
-
Раскрыты научио-теоретическче основы объемного рисования, в процессе обучения школьников ;...-
-
Установлены возрастные и индивидуальные особенности- в;;> обучении объемному "рисованию учащихся 3-7 классов
S. Разработаны и применены на практике цели, модели обуче-'' ния объемному рисовали» уилі.і-гсч 3-7 классов, ппоеделивпие-
"собой эффективную методику обучения школьников изобрази-"' тельному искусству.
Практическое значение дзнчсго исследования-заключается ' б том, «то рэзгзботзна, современная методика процесса обучения объемному рисованию учащихся 3-7 классов , составной '. часть» этой методики является система наглядных пособий,; методических рекомендаций по объемному рисованию' кдд Уроках ; и во внеклассной работе.;
Ре-зультаты исследования, могут" быть использованы /.при
составлении учебных планов и программ;для общеобразсватель-
них школ, при разработке.учебных'планов, урокоз и кружков!,;
кабинетов изобразительного искусства институтов.усовераекс-'
твовання 'учителей, при. написании учебников и:учебных'поЬо- '.
.бий. ' :- .
Достоверность и обоснованность поведенного..'., исследо'ва- ння определена методологией, подтверждена объективным анализом результатов личным участием автора в экспериментальном обучении и работе,, в которых приняло участие свыше ты-, сячн двухсот учеников и акольных .учителей,- обеспечивается .. научным анализом большого количества ученических работ/- базируется на научны.!: трудах по педагогике, психологии, методике преподавания изобразительного искусства и системном анализе.
Апсовацн,? и енеаг-енне результатов исследования.
Результат;! исследования получили одобрение на нзуч- . . но-теоретнческих. практических ; ; конференциях-';:, профессоре-; :' ко-преподаватеяьского коллектива Хабаровского'..педагогичес-' кого университета на второй научно-практической межвузовской конференции "Новые ценности в образовании, культуре и политике" города Биробиджана 1992 год; Всероссийской научно-практической конференции '-'Личность в воспитательной системе учебного заведения" . 1S93 год, .а также-на 41.! научной; конференции Хабаровского Государственного Педагогического университета 15S5 год, на заседаниях лаборатории эстетичес- . кого воспитания средствами изобразительного искусства инс-
.-7-титута сбяего образования Российской Федерации.
ОСКОВНЫе ИТОГИ: резулЬТЗТИ ИССЛЄДОВЗНИЯ 5НЄДРЄНИ Б
практику работы общеобразовательных акол 50, 24, 78, .51 города Хабаровска, центральные положения исследования отрахе-ні; в публикациях автори.
Структура.-И объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,'заключения, библиографии и приложения.
Приложение включает методические рекомендации к составления» программ по обучению объемному рисованию по годам обучения, примеры составления конспектов уроков по обучению объемному рисованию учащихся 3-7 классов.
У*: '„
Работа содержит . страниц основного текста, ./таблиц, 5 графиков, 2 диаграммы. Список литературы насчитывает 201 наименование.