Введение к работе
Актуальность исследования. Как правило, периоды расцвета искусства, художественных школ происходят во времена восходящего развития экономических формаций, взлета научной мысли, творческих поисков и открытий в различных областях общественной жизни. Например, искусство Древней Греции, эпохи Возрождения, период зарождения капитализма и т. д. И наоборот - во времена подавления научных поисков, человеческой личности, застоя общественной жизни наблюдается растление'нравов, упадок искусства, идеалов, образования.
Художественно-педагогическая практика и теория - неотъемлемая и очень важная часть нашей системы образования. К сожале-!ШО, по ряду причин современная общеобразовательная школа страдает рядом недостатков. Вместе с тем, в последнее время возникал возможности для создания и реализации новой концепции средр-него образования. Один из наиболее привлекательных принципов ее (концепции) включает в себя гармонию человека с культурой. К сояалению, наси нынесние учебные программы не в полной мере учитывают накопленное человечеством культурнее богатство. В то ясо время, новые веяния в общественной жизни настоятельно требуют еффективных поисков путей и реяеігай проблем гуманитарного образования. Появление нового типа учебных заведений - гимназий, лицеев, колледжей - влечот за собой создание методик углубленного изучения дисциплин художественно-эстетического цикла.
Худояественно-лодагогическая практика и теория за многовековой путь своего развития накопила немалый опыт по проблемам научно-методического подхода к обучению рисования с натуру. Водность данноА проблеіга отмечается подавлятшм большинством худегшпкоз-иетодлстов проплого п современности. То ость актуаяькссяъ цеегодогзнпл спрадояяэтея, прездо всего, вагаю-ст&э я гмэстз о ?ец норзэрабсашюстыэ проблэпу обучения вко-яыпяоэ пгсбрадгнко натюрморта.
-I -
Необходимость разработки данной проблемы заключается в том, что эффективная методика обучения школьников рисованию натюрморта обусловливает успех формирования эстетических потребностей и изобразительных способностей, развитие художественного восприятия и вкуса. Важность разработки проблемы обусловливается прежде всего тем, что продуманные методы и приемы обучения изображению натюрморта младшего школьника отвечают его собственным устремлениям в передаче материальности окружающего мира (через материальность отдельных предметов) и в передаче пространства, т.е. учитывают потребности сенсорно-перцептивной сферы ученика.
Этим чувственно-логическим периодом (младший школьный возраст) выгодно воспользоваться в стремлении обогатить восприятие ребенка эстетическим чувством, а изображение (рисунок) художественностью.
Психологические аспекты восприятия искусства, активизации познавательных способностей, формирования творческих интересов рассматриваются в работах психологов Б.Г. Ананьева, Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, Б.С. Лоыова, Б.С. Мейлаха, С.Л. Рубинштейна, Б.Т. Теплова, Г. И. Щукиной, П.И. Якобсона.
Вопросы вузовской и школьной художественной педагогики и методики обучения рисованию раскрываются d трудах таких современных исследователей как А.Д. Алехин, Г.В. Беда, Н.С. Боголюбов, СЕ. Игнатьев, B.C. Кузин, Э.И. Кубдакина, В.К.Лебедко, Л.Г. Медведев, В.А. Нукало, D.B. Новоселов, В.15. Непомняаий, Л.В. Пучков, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьєв, А.А, Унковский, А.С. Хворостов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и другио. .
Раскрытию отдельных вопросов методики обучения изображению натюрморта посвящены отдельные.методические пособия, статьи в специальных журналах.
В частности, в пособии для студентов-заочников худоясег-венно-грсфических факультетов педагогических институтов "Натюрморт" авторов Н.Г. Козлова, В.В. Патрикеева, Н.Н.Ростовцева,
С.Л. Савицкого к Л.Л. Ункопского рассг.'лгрмп.чигся как общие попроси натюрморта, так и специальные, свлзанние с подготовкой художника-педагога. Материал расположен по основным учебным дисциплинам: композиция, рисунок, живопись, скульптура. В каждом из этих разделов особо выделяются вопросы методики,- что крайне необходимо для педагогической" подготовки учителей изобразительного искусства.
И как отмечает ответственный редактор и один из авторов пособия Н.Н. Ростовцев, -в системе подготовки худот.ника-пе-дагога натюрморт как особый жанр изобразительного искусства занимает одно из центральних мест. Натюрморт дает кирокие воз-можности для развития художественных тьорческих способностей студентов it усвоения правил и законов изобразительного искусства.
Вопрос» методики работы над натюрмортом d профессиональном обучении осзесаютсп в книге Пучкова А.С. и Трио с ;*::" А. В.. "Методика работы над натюрмортом" (П., 1962).
Имеются две кандидатские диссертации, посишонні:^ paccr/.o-тренио вопросоо обучения изображение натюрмортов в системе профессионально-худо?.ественноП подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. Это диссертация В.А, Гаврилко "Научно-педагогическое исследование роли рисунка натюрморта в системе подготовки учителя рисования" Ш., 1972) и Л.А. Пановой "Принципы композиции натормор-та (на материале 1-2 курсов п системе подготовки художника-педагога)" (М., 1989).
Вместе с тем. специальных исследований, посвященных вопросам разработки методов обучения школьников, и, прежде всего, ыладпих схольникоп, изображение натрморта п процессе учебноЯ деятельности, на проводилось. Нот mi одного исследования, в котором бы рассматривались вопросы обучения изобрзкентга катвр-мертов студентов педагогических факультетов - будуаих учителеП начальних классов, водупих,.каряду с другими учебными предметам п уроки изобразительного искусства.
Поэтому актуальность нашего исследования обусловлена также необходимость повышения качества подготовки учителей изобразительного искусства для работы в начальной школе. Недостаточное количество методических разработок по методике обучения школьников изображению натюрморта приводит нередко к тому, что в курсе "Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом" на факультетах педагогики и методики начального обучения уделяется внимание, в основном, вопросам теории художественного образования, а методическая подготовка студентов проводится обособленно, а на отдельных занятиях вовсе отсутствует.
Выявив актуальность диссертационного исследования, мы постарались восполнить указанный пробел в цельной системе художественного образования и эстетического воспитания младших школьников.
Проблема исследования - определить, научно обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные пути и методы обучения изображению натюрморта в общей системе обучения изобразительному искусству школьников І-ІУ классов. Решение данной проблемы составило и цель исследования.
Объект исследования: процесс обучения, учащихся І-ІУ классов общеобразовательной школы изобразительному искусству.
Предмет исследования: методы и приемы обучения учащихся І-ІУ классов изображению натюрморта.
Гипотезой исследования является предположение о том, что эффективное художественно-эстетическое воспитание и образование младших школьников в процессе обучения изображению натюрморта возможно при условиях: определения и научного обоснования роли и места обучения изображению натюрморта в общей системе эстетического воспитания и художественного образования школьников средствами изобразительного искусства; раскрытия истории развития натюрморта как жанра изобразительного искусства и его художественно-выразительных средств; разработки
- 4 - " .
методики обучения изображения натюрморта учащимися І-ІУ классов на основе учебно-методических упражнений и заданий с учетом индивидуально-психологических особенностей обучаемых, последовательного применения которой должно способствовать развитию специальных художественных способностей школьников в изобразительной деятельности.
В соответствии с указанной проблемой, объектом и гипотезой исследованил были поставлены следующие задачи исследования:
-
Выявить научно-теоретические основы художественно-выразительных средств изображения натюрморта как вида изобразительного искусства и художественного творчества,
-
Определить роль и место обучения изображению натюрморта в обшей системе эстетического воспитания и художественного образования икольников.
-
Разработать и экспериментально проверить эффективную систему учебпо-методических упражнений и заданий в процессе обучения младших икольников изображению натюрморта.
-
Установить и научно обосновать дидактическую последовательность и взаимосвязь задач методики обучения изображения натюрморта в І-ІУ классах.
-
Выявить роль индивидуально-психологических особенностей школьников в процесса изображения натюрмортов.
Теоретической основой исследования явились труды известных искусствоведов, психологов, педагогов.
Для реиенил поставленных задач использовались следующие методы исследования:
анализ философской, искусствоведческой, лслхолого-педа-гогической, методической^литературы, научных исследований в области методики изобразительной деятельности;
анализ скольких п вузовских програг;:! и учебных планов;
анализ и обобщение передового педагогического опыта;
наблюдение за процессом изобразительной деятельности студентов и икольников, анализ их работы по рисовании с натуры натюрморта;
анкетирование школьников, студентов и учителей начальних классов;
психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового и формирующего этапов;
анализ учебно-творческой деятельности учащихся по рисо-ианию с натуры натюрмортов.
Исследование проводилось с 1968 по ГЛ4 годи включительно в два этапа.
На первом этапе (І9В8-І989 гг.) осуществлялся систематический анализ отечественной и зарубежной методической литературы с целью использования отдельных методов и приемов в структуре диссертационной работы. Анализ философских, психолого-педагогических, методических источников продолжился к на втором этапе (19&J-19Jh гг.), логически завершившись разработкой методов обучения младших школьников рисованию натюрморта,
агорой этап работы включал в себя такие экспериментальную проверку данной методики. Эксперимент проводился в школах г. Смоленска и области, на факультете начальных классов. Учитывая служебные функции автора как преподавателя вуза, была использована возможность шлифовки отдельных методов и приемов, предлагаемых в диссертации, в течение педпрактики студентов факультета начальных классов.
Методика эксперимента замечалась в проведении и сравнительном анализе результатов обучения - уровня художественно-эстетического развития и изобразительной грамотности учащихся в І-ІУ классах. В экспериментальных классах занятия велись по предложенной диссертантом методической системо с использованием разработанных методических рекомендаций и специальных учебных пособий, с применением проблемных и игровых ситуаций и заданий.
Методика обучения в контрольных классах была обычной, традиционной. В результате систематических анкетирований школьников, студентов, учителей начальных классов выявлялись различные уровни обученности в экспериментальных и контрольных классах.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования замечается в: изучении истории развития отечественного натюр-ыорта как жанра; освещении истории художественного образования школьников (раздел - рисование отдельных предметов и натюрмортов) ; определении роли и места обучения изображению натюрморта s обшей системе эстетического воспитания и художественного образования школьников; виявлений научно-теоретических основ,ху-дожэствекио-выраэительннх средств натюрморта как айда изобразительного искусства и художественного творчества; раскрытии индивидуально-психологических особенностей школьников d процессе изображения натюрмортов.
Практическая ценность исследования состоит п том, что в ней разработана и экспериментально проверена эффективная методика обучения младсих школьников изображении натюрморта. Разработанные или усовершенствованные в процесса экспериментального исследования нетоды и присілі обучения ногу? бить использоваїш при составлении и корректировке учобних планов и nporpv.-< для Общеобразовательных скол, нэтодических пособий дл:; углубленного
ПЗучеНИЯ ПреДМЗТОП ХуДО"?,ОСТВЄННО-г>СТЄТНЧЄСКОГЄ IV'"".-. VV,i i:"!1-
ях, з лекционных и практических курсах на факультеті:: начальну* хяассоз педагогических институтов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результати исследования ежегодно сообщались и получали одобрение на заседаниях кг.фвдрн методики начального ойучзния Смоленского государственного педагогического института, на заседаниям яебератории ое-тстлческого воспитания сродствяілі изобразительного искусства П::с7птугз cC:j3ro сЗрззсгштя Г!клпзт«рс?".5 обраоогліпіп РосспП-СЯсГі !".?Д2рз:;гп!.
Результата исследования рнсдрсіаг з практику работ».' сСпо-сбраэопятелыгпс nrtoi г. &?05енска, ряда терр.чтери* Pccctni з ггтдз !-5«тодич?стл^ рзяемсид^ций для студ-зїггсв я учптелсїі ІПЧ.ЧЛЬ-irux ::лзесоэ.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии (183 наименования). В работу вошли 3 графика, 6 таблиц.