Введение к работе
Актуальность исследования. Формирование* творческой, духов-эй личности человека в школьные годы определяется в большей зрэ уровнем его художественного образования и эстетического эспитания.
Для учителя изобразительного искусства одной из самых ак-гальных задач является воспитание культуры восприятия произвести искусства: это создает возможность влияния изобразительно искусства на личность школьника. Видное- место в мировой тожественной культуре занимает изобразительное искусство эевней Руси. Замечательные произведения русской средневековой івоїшси обладают необбыкновенным потенциалом в духовном и эс-эгическом воспитании подрастающего поколения. Существующая рактика сохранения, реставрации и использования памятников эевнерусской культуры обеспечивает возможность приобщения сольной аудитории к произведениям искусства далекого прошлого.
Воспитание зрителя - сложный процесс, включающий работу ісли, активность эмоций, творческое воображение. Проблема вос-ітания и развития квалифицированного зрителя исследуется со— земенной наукой широко и многогранно. Основательный вклад в ізвитиє теории художественного восприятия внесен трудами Н. Н. лкова, Е. И, Игнатьева, М. С. Кагана, Т. С. Комаровой, В.-С. гзина, Г. В. Лабунской, Б. С. Мейлаха, С. X. Раппопорта, П. М. юбсона и др.
Об искусстве как особом способе связи человека с человеком іворится в работах В. Ф. Асмуса, А. В. Еакушшского, Л. С. Высокого, А, А. Леонтьева, С. Я. Рубинштейна.
Решению проблем методики преподавания истории изобразительна) искусства способствуют труды известных специалистов в об-юти эстетического воспитания и художественного образования драстающего поколения Г. В. Беды, С. Е. Игнатьева, Э. И. Ку-тикиной, В. С. Кузина, Н. Н, Ростовцева, А. А. Унковского, Е. В. рохова, Т. Я. Шпикаловой, А. С. Хворостова и др. Одна из этих облем - изучение и восприятие произведений, созданных далекой льтурой. Особое значение художественного наследия для зстети-ского воспитания отмечают А. Д. Алехин, В. Г. Бросова, Г. К. гнер, С. И. Масленишн и др. Они ставят проблему приобще-
ния школьников к древнерусскому искусству, считая ее одной из самых сложных, трудных и вместе с тем ответственных»
Однако специальных работ, посвященных проблеме изучения и восприятия древнерусской живописи старшеклассниками пока.нет..
Необходимость исследования данного предмета в настоящий момент обусловлена реальным фактом включения в жизненную сферу учащихся произведений иконописи. В последнее время отмечается значительное возрастание интереса к памятникам религиозной культуры со стороны деятелей искусства, науки, широкого зрителя, в том числе учащихся школ, порой недостаточно подготовленных к общению с такими произведениями искусства.
Стремление освоить иное по своим параметрам искусство, почувствовать его своеобразие обогащает культуру воспринимающего, насыщает ее дополнительной художественной информацией, духовными качествами, которые она до этого не имела. В связи с этим чрезвычайно важной является задача формирования у учащихся интегрированного отношения к произведениям древнерусской живописи, умения воспринимать их в сложном комплексе функций и значений, умения определять их художественную ценность. Проблема приобщения старших школьников к древнерусской живописи осложнена тем, что до сих пор не была предметом широкого специального анализа в психолого-педагогической литературе.
Следовательно, актуальность названной темы прежде всего обусловлена практическими причинами художественно-воспитательного характера.
Непреходящее значение для решения этой проблемы в любых ее вариантах имеют труды видных теоретиков и историков древнерусского искусства М. В. Алпатова, В. Г. Бросовой, г. К. Вагнера, М. А. Ильина, В. Н. Лазарева, А. И. Некрасова, Л. А. Успенского и др., представляющие собой научное осмысление результатов художественного восприятия этого искусства специалистами.
Включение древнерусского искусства на равных правах в эстетическую практику учащихся будет способствовать формированию у школьников представления об отечественной культуре как целостном явлении, даст возможность преодолеть серьезные упущения в сфере художественного развития личности старшеклассников.
Анализ и обобщение научных исследований по вопросу зстети-
ческого воспитания учащихся старших классов показал, что в педагогической науке и практике недостаточно разработаны вопросы восприятия живописи в целом, древнерусской - в частности. Нам представляется, что основной источник трудностей в развитии школьников-зрителей древнерусской живописи заключается в невнимании к формированию эстетической отзывчивости, то есть способности "настраивать" свое восприятие на жанровую и стилистическую специфику иконописи. Это свойство понимается нами, в соответствии с современными исследованиями, как готовность зрителя к активному синтезу впечатлений на основе постоянно обогащающихся представлений и знаний о сущности, природе иконописи, пз-'реживаний, эмоций и чувств, специфических именно для произведе-.ний такого рода.
Учитывая большое социальное и педагогическое значение эстетического воспитания старшеклассников на материале древнерусского искусства, недостаточную теоретическую и практическую разработанность дачной проблемы, мы сосредоточили свое внимание на формировании готовности школьников к восприятию древнерусской живописи в ее жанровой и стилистической специфике.
Все выше сказанное определяет актуальность нашего диссертационного исследования и обусловливает выбор темы данного исследования - "Методика изучения дреачерусской живописи на факультативных занятиях в 10 классе".
Проблемой исследования является: разработка и экспериментальная проверка метлдичесіза путей и средств приобщения старшеклассников к древнерусской живописи в процессе постижения и освоения ее жанровой природы.
Решение данной проблемы и составило цель исследования.
Объект исследования: процесс изучения древнерусской живописи на факультативных занятиях в 10 классе общеобразовательной иколы.
Предметом исследования являются: особенности восприятия древнерусской живописи в старшем школьном возрасте и методические пути формирования жанрового подхода к древнерусской живописи на факультативных занятиях.
Гипотеза исследования: процесс приобщения к древнерусской живописи учащихся 10 класса становится эффективным, если:
_ 4 -
„ - древнерусское искусство рассматривать как неотъемлемый компонент художественной культуры старшеклассников;
системе факультативных занятий по изучению произведений иконописи придать исследовательский характер, активизирующий познавательную деятельность учащихся в постижении специфики иконописи в' ее основных жанрово-стилистических проявлениях, в соответствии с чем разработать экспериментальную методику изучения древнерусской живописи;
формирование интереса школьников к древнерусской живописи и совершенствование художественного вкуса находится в прямой зависимости от развития чуткости к основным законам создания и жизни жанров иконописных произведений.
.В соответствии с указанными целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, были поставлены следующие задачи исследования;
-
Изучить и проанализировать материалы по проблеме исследования в трудах по педагогике, психологии, искусствоведению, эстетике, методике преподавания изобразительного искусства.
-
Дать теоретическое обоснование психолого-педагогических проблем, связанных с изучением древнерусской живописи старшеклассниками на факультативных занятиях.
-
Исследовать влияние жанрового зрительского подхода к произведениям древнерусской живописи на формирование устойчивого интереса к иконописи у старшеклассников и, в конечном итоге, на художественное развитие школьников.
-
Разработать и экспериментально проверить систему занятий по изучению древнерусской живописи на факультативе "История изобразительного искусства" в 10 классе, обеспечивающую возможность повышения уровня художественного образования и эстетического воспитания старшеклассников.
Теоретической основой исследования являются научные концепции развития эстетической и духовной культуры личности, современные исследования по средневековой эстетике, теория жанров в древнерусском искусстве, труды по искусствознанию, психологии, педагогике, художественному образованию и эстетическому воспитанию.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методи исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, эстетической и методической литературы по проблеме исследования;
изучение и анализ действующих программ школьного цикла, кружков, факультативов по истории изобразительного искусства, программ лекториев по изучению древнерусской живописи при Центральном доме художника и Всероссийском музейном объединении "Государственная Третьяковская галерея";
прямое и косвенное наблюдение за учебным процессом в школах, на занятиях музейных лекториев и во время проведения экскурсий;
анкетирование, интервьюирование, беседы со школьниками, студентами художественно-графического факультета Московского государственного открытого педагогического института, учителями изобразительного искусства, мировой художественной культуры и истории, музейными мботниками;
практическая работа в школе в качестве руководителя факультатива по истории изобразительного искусства;
педагогический эксперимент по формированию у учащихся
10 класса' жанрового зрительского подхода к произведениям древ-, нерусской живописи на Факультативных занятиях.
Исследование проводилось на базе средних школ Ш 40, 121, 1284, 555, 107 г. Москвы.
Анкетированием, собеседованием и интервьюированием /выборочно/ были охвачены студенты художественно-графического фа- , культета Московского государственного открытого педагогическс-т го института, студенты Факультета русского языка и литературы и математического Факультета МГОПИ, проходящие специализацию по истории искусств на Факультете дополнительных педагогических профессий на отделении "Руководители школьных Факультативов "История изобразительного искусства",
В общей сложности в опытно-экспериментальном исследовании приняло участие более 400 учащихся 10 класса, около 100 студентов и 20 учителей.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 1984-92 гг.
I. Подготовительный этап /1984-86 гг./ состоял в теоретическом изучении проблемы исследования, анализе педагогической практики эстетического воспитания в старших классах общеобразовательной школы на материале древнерусского искусства; в определении' пели и задач педагогического эксперимента, разработке его методики.' К концу этого этапа были определены исходные позиции исследования, его рабочая гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментальной работы. Параллельно апробировалась методика поискового эксперимента.
II. Основной этап /1987-90 гг./. Осуществлялся констатирую
щий эксперимент с целью выявления сложившейся педагогической
практики по приобщению старшеклассников к древнерусской живопи
си. Был организован и проведен формирующий эксперимент, пока
зывающий эффективность разработанной нами методики проведения
факультативных занятий по изучению древнерусской живописи, ре
зультативность примененных нами методов.
III. Заключительный этап /1990-92 гг./ посвящен обработке
результатов экспериментальной работы и уточнению полученных вы
водов.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается в анализе особенностей древнерусской живописи с точки зрения использования ее в учебно-воспитательном процессе на факультативных занятиях в 10 классе общеобразовательной школы; выявлении педагогических условий эффективного использования жанрового подхода к произведениям древнерусской живописи в процессе приобщения школьников к древнерусскому художественному наследию.; в научном обосновании и разработке педагогической модели методики изучения древнерусской живописи на факультативных занятиях. Раскрыта перспективность формирования у старших школьников чуткости к жанровым и стилистическим особенностям произведений иконописи, определяющей собой новый уровень в развитии художественной культуры старшеклассников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и экспериментально проверена эффективная методика изучения десятиклассниками древнерусской живописи на факультативных занятиях; выявлено влияние жанрового зрительского подхода к произведениям иконописи на формирование и развитие у школьников интегрированного эстетического восприятия иконописи, ин-
тересов, ассоциативного мышления, умений и навыков анализа произведений средневековой русской живописи.
Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ для общеобразовательных и художественных школ, художественно-графических факультетов педагогических институтов, при написании учебных пособий. Данная работа может оказать практическую помощь учителям в качестве методических рекомендаций по вопросам художественного развития школьников путем формирования у них чуткости к жанровым особенностям древнерусской живописи, может быть положена в основу совершенствования содержания и методики факультативов по истории изобразительного искусства.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы: научной методологией; организацией опытно-экспериментальной работы; использованием современных достижений педагогической науки, психологии изобразительного искусства, искусствознания, эстетики, методики преподавания изобразительного искусства. Достоверность проведенного исследования гарантируется объемом собранных в процессе экспериментальных занятий материалов, их многогранностью и репрезентативностью, методами научного анализа,выразившими изменение; отношения десятиклассников к древнерусской живописи, степень усвоения основных понятий, возросший интерес к различным жанрам древнерусской живописи.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-теоретических и практических конференциях профессорско-преподавательского состава МГОПИ /1990-92 гг/, на заседаниях кафедры швописи художественно-графического Факультета МГОПИ, в публикациях автора.
Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных гакол М 40, 107, 555, 1284, 121 г. Москвы, используются в практике преподавания истории искусств на художественно-графическом факультете и факультете дополнительных профессий МГОПИ.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения, содер-
жит 162 страниц основного текста, 9 таблиц, 8 иллюстраций. Список литературы насчитывает 170 наименований.