Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методические принципы музыкально-педагогической деятельности А. В. Никольского Орехова Ольга Георгиевна

Методические принципы музыкально-педагогической деятельности А. В. Никольского
<
Методические принципы музыкально-педагогической деятельности А. В. Никольского Методические принципы музыкально-педагогической деятельности А. В. Никольского Методические принципы музыкально-педагогической деятельности А. В. Никольского Методические принципы музыкально-педагогической деятельности А. В. Никольского Методические принципы музыкально-педагогической деятельности А. В. Никольского Методические принципы музыкально-педагогической деятельности А. В. Никольского Методические принципы музыкально-педагогической деятельности А. В. Никольского Методические принципы музыкально-педагогической деятельности А. В. Никольского Методические принципы музыкально-педагогической деятельности А. В. Никольского
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Орехова Ольга Георгиевна. Методические принципы музыкально-педагогической деятельности А. В. Никольского : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 164 c. РГБ ОД, 61:98-13/495-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Основные направления творческой деятельности А.В. Никольского. 12

1. Жизненный путь и деятельность А.В. Никольского . 12

2. Всероссийские съезды хоровых деятелей, их роль в решении проблемы профессионального образования дирижёров- хормейстеров. 37

3. Вклад А.В. Никольского решение проблем детского музыкального образования. ' 50

Глава П. Содержание и методика музыкально-педагогической деятельности А.В. Никольского. 71

I. А.В. Никольский о проблемах русской духовной музыки 72

2. А.В. Никольский о народно-песенном творчестве 91

3. Методические взгляды и педагогические принципы А.В. Никольского. 106

4. Практическая реализация педагогических принципов А.В. Никольского в современных условиях подготовки учителей музыки 127

Заключение 142

Библиография

Введение к работе

На протяжении всей истории развития человечества вопросам воспитания и всестороннего развития личности уделялось большое внимание. Особое место в решении этой важной задачи принадлежит искусству и, в частности, одному из самых массовых его видов - хоровому исполнительству, прогресс которого во многом зависит от дальнейшего совершенствования системы профессионального дирижерско-хорового образования. ^развитие современной дирижерско-хоровой школы в большой мере связано с глубоким изучением исторического опыта отечественного хорового искусства и образования, его преемственностью. В настоящее время все больше ощущается необходимость глубокого освоения педагогического опыта прошлого, использования лучших, передовых достижений отечественной дирижерско-хоровой педагогики в современных условиях. В этой связи большой интерес представляет обращение к педагогическому наследию А.В.Никольского.

А.В.Никольский выдающийся хоровой деятель, с именем которого неразрывно связана история развития хоровой культуры в нашей стране, яркиий пример универсально одаренной личности Щедрая природа наградила его разносторонними способностями, реализованными в плодотворной деятельности музыканта, педагога, композитора, ученого, публициста.

В начале XX века масштабы общественно-просветительской деятельности А.В.Никольского ставят его в ряд виднейших представителей хоровой культуры. Никольский — публицист широко и плодотворно выступает в печати со статьями о хоровом исполнительстве, школьном пении. В это же время А.В.Никольский разрабатывает программы по хоровому пению для школ, методические брошюры в помощь учителю пения и хоровому дирижеру, которые неоднократно переиздавались. Со страниц журнала «Хоровое регентское дело» он информирует о проходящих в Москве Всероссийских съездах хоровых деятелей. Горячо и убедительно звучат его слова в защиту регентства и учителей пения.

Большое внимание А.В.Никольский уделяет вопросам школьного образования, чему посвящены многие его статьи. Являясь автором учебных пособий, методических работ, учебников хорового пения, А.В.Никольский оказал немалую методическую помощь, в которой особенно нуждались многочисленные хоровые деятели провинциальной России.

Широкое отражение в его литературном наследии нашли темы, посвященные истории русской хоровой культуры, теории хорового исполнительства.

После Октябрьской революции А.В.Никольский активно включается в строительство новой культуры. Его деятельность расширяется и принимает новые направления. Специалист, обладающий большими знаниями, А.В.Никольский участвует в перестройке советского музыкального образования. Он был в числе первых педагогов народной хоровой академии, в техникумах имени Октябрьской революции, имени Глазунова, имени Рубинштейна, в народной консерватории.

Преподавательская деятельность Никольского в Московской консерватории, начавшаяся в 1928 году и продолжавшаяся до конца его дней, по праву может считаться смыслом его жизни. В процессе преподавательской работы в консерватории им было осуществлено дело чрезвычайной важности: разработка теоретических дисциплин дирижерско-хоровой специальности, куда вошли курсы хоровой литературы, народной песни и аранжировки.

Никольский видел большие перспективы развития хорового композиторского творчества в изучении фольклор7Его авторитет как ведущего специалиста в этой области был закреплен во время организации государственного института музыкальной науки (ГИМН) - научно-исследовательского учреждения, где он возглавлял этнографическую секцию. (В консерватории он создал общие и специальные курсы народной песни, которые со временем переросли в кафедру народной музыки. Одновременно с работой в этнографической секции А.В.Никольский заведовал в ГИМНе вокальными и музыкально-теоретическими курсами.

С 1929 по 1935 г. А.В.Никольский - доцент хорового отдела Московской консерватории, а с 1935 года до конца дней - профессор кафедры хорового дирижирования.

А.В.Никольскому принадлежит большое количество исследований, монографий, очерков (»Биографические очерки о С.В.Смоленском и В.С.Орлове», СПб, 1913 ; «Энциклопедия школьного пения» М., изд. Юргенсона, 1912 г.; «Краткий очерк истории церковного пения с 1 по X век», СПб, 1916 г.»; «Начальный курс хорового пения», М., изд. Юргенсона, 1908-1909 гг.; «Бунтарские песни» журнал «Музыкальная самодеятельность» 1923 г. № 3).

Особое место среди методических работ по обучению пению занимает малоизвестная современным музыкантам-вокалистам и дирижерам хоров работа Никольского «Голос и слух хорового певца» (1916). Предназначена она была для учительских институтов и семинарий, духовных семинарий и епархиальных женских училищ, регентских школ и курсов и посвящена преподавателям пения. Данное методическое руководство, великолепно составленное, по своему содержанию не имеет себе равного среди других методических работ тех лет/Ч)но как бы подытоживает все лучшие завоевания вокально-хоровой методики дореволюционного периода/ Характерной особенностью этого пособия является то, что автор его попытался подойти научно к обучению, и многие догадки и выводы,

6 сделанные Никольским, подтверждаются сейчас научно-экспериментальными данными.

Литературные источники, раскрывающие жизнь и творчество Никольского, немногочисленны. Одной из таких работ биографического характера является очерк К.Б.Птицы «Александр Васильевич Никольский», опубликованный в книге «Мастера хорового искусства в Московской консерватории «.

В книге «Русская хоровая литература» М.Н.Ивакина разбираются обработки русских народных песен, сделанные А.В.Никольским, а в работе К.Ф. Никольской-Береговской «Развитие школы хорового пения в России» анализируется книга А.В.Никольского «Голос и слух хорового певца».

В силу многих объективно-исторических, а также и субъективных причин, наследие А.В.Никольского практически не исследовано, многое утеряно, не издано. Упомянем такой документ, как «подписка» композитора о нераспространении и неиздании своих духовных сочинений (выдержка из письма А.В.Никольского к Семенову. 1932 г.), фактически свидетельствующий о запрете на его творчество. К сожалению, педаго-% гическая и просветительская деятельность А.В.Никольского не стала | предметом специального исследования, хотя его методические принци-f пыи сегодня представляют несомненный научный и практический интерес. ^Совершенно очевидно, что круг проблем, затронутых А.В.Никольским в своих работах, оказывается весьма важным для сегодняшнего дня нашей музыкальной культуры. Суждения А.В.Никольского о роли хора не теряют своей актуальности. В совре-v менных условиях особую остроту приобретают его мысли о всеобщем музыкально-певческом образовании широких слоев общества через I школу хорового пения. Не утратили своей значимости высказывания об организационно-воспитательной роли хорового коллектива, о значении введения и распространения образцов народно-песенного творчества в школьный музыкальный penepryapj

Анализируя взгляды, педагогические принципы, высказывания А.В.Никольского, необходимо отметить, что это были мысли не только активного общественно-музыкального деятеля, публициста, но и ученого-исследователя, педагога, теоретика, методиста, одного из создателей методики всеобщего певческого образования и воспитания./Их изучение позволит глубже понять прогрессивные тенденции развития русской музыкально педагогики, может оказать помощь в решении методических вопросов современного образования.В этом - актуальность настоящей диссертации. ^Ее цель - изучение и анализ педагогического наследия А.В.Никольского, выявление и обобщение тех принципиальных положений содержания и методики педагогической деятельности А.В.Никольского, которые не утратили своей значимости для современного музыкально-педагогического образования и могли бы способствовать более эффективной его направленности.

Объект исследования: научно-методическое наследие А.В. Никольского.

Предмет исследования: система методических принципов и педагогических приемов музыкального обучения А.В.Никольского и их практическое применение в подготовке педагогов на музыкально-педагогических факультетах.,

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, было намечено решить следующие задачи:

Проанализировать общее положение российской музыкальной педагогики конца Х1Х-начала XX в. когда осуществлялась педагогическая и просветительская деятельность А.В. Никольского.

Выделить особенности хоровой культуры конца прошлого века, предреволюционных лет и первых десятилетий советского времени.

Выявить и систематизировать методические принципы А.В.Никольского на основе исследования его работ.

Раскрыть содержание и методы работы А.В.Никольского по подготовке музыкально-педагогических кадров.

Наметить пути использования педагогического наследия А.В.Никольского в современной практике музыкального образования.

На основе изучения педагогического опыта А.В.Никольского и научных идей современности дать рекомендации по совершенствованию системы подготовки специалистов в настоящее время.

В соответствии со спецификой и характерными особенностями исследования, его методологическую основу составили: концепция освоения и творческой переработки педагогического опыта прошлого, опора на принцип историзма, а также системно-целостный подход к педагогическому наследию выдающихся представителей музыкальной культуры.

В диссертации применялись следующие методы исследовательской работы: -изучение литературных источников, в том числе архивных документов (писем, статей, рецензий, методических работ о хоровом искусстве), дающих научно достоверное представление о педагогических воззрениях А.В.Никольского и его педагогической работе; -анализ специальной учебной документации (учебных планов, программ, пояснительных записок, вопросников для студентов и т.д.), связанной с преподавательской деятельностью Никольского в учебных заведениях различных видов и типов; - анализ дореволюционной печати (музыкальной и педагогической), освещающей вопросы музыкального воспитания и образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в диссертации: -представлен системный анализ музыкально-педагогической и просветительской деятельности А.В.Никольского; -рассмотрено с научно-методических позиций его педагогическое наследие ; -проанализированы его методические принципы, вклад в музыкально -педагогическое хоровое образование. JB диссертации впервые составлена научно-творческая биография А.В.Никольского . Важнейшие положения методики А.В.Никольского адаптированы применительно^ к современным условиям , к реальной практике обучения в существующих ныне музыкальных учебных заведе-ниях.На основе системы методических принципов А.В.Никольского, а также с учетом имеющихся негативных явлений в процессе подготовки учителя музыки, автором предложены методические рекомендации для более эффективной профессиональной подготовки будущих преподавателей музыки.

Практическая значимость работы заключается в решение актуальной проблемы преемственности русской дореволюционной и современной системы подготовки педагогов-хормейстеров.

Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе на музыкально-педагогических, дирижерско-хоровых отделениях и факультетах педагогических и музыкальных учебных заведений; при чтении курсов лекций по истории музыки, хорового искусства, методики музыкального восспитания, проведении практических занятий по хоро-ведению, хоровой литературе, в организации и проведении учебно-'репетиционной работы хоровых классов и самодеятельных хоровых кол-лективовЛ

С позиций научных идей современности и претворения прогрессивного опыта дирижерско-хорового образования прошлого исследование позволяет наметить перспективы развития, помогает найти пути решения ряда актуальных проблем современной хоровой педагогики. ^Определяя положения, выносимые на защиту, автор исходит из следующего убеждения: изучение, критическое переосмысление и творческое использование лучших традиций отечественной музыкально-хоровой педагогики может значительно улучшить подготовку преподавателей музыки на музыкально-педагогических факультетах современных учебных заведений. Педагогические догадки, идеи, принципы, конкретные методические приемы и способы работы А.В.Никольского сохранили свою жизненность и значимость вплоть до настоящего времени. Их творческое использование поможет воспитанию музыкантов-хоровикові / На защиту выносятся следующие положения:

1. Проблема подготовки учителя музыки постоянно является предметом научно-педагогических экспериментов и поисков. Совершенствова ние учебно-воспитательной работы в современных музыкальных учебных заведениях невозможно без серьезного и творческого изуче ния и освоения наиболее ценных положений методического опыта прошлого.

2. Вся педагогическая и просветительская деятельность А.В.Никольского представляет собой целостную систему массового музыкального воспитания, которая с успехом может быть использова на в современной педагогической практике. Будучи на первый взгляд известными современной дидактике, эти педагогические принципы превращаются на практике в своеобразные приемы и способы вокаль но-хорового воспитания и обучения.

11 3. Методические принципы А.В.Никольского(глубокое знание физиологических основ пения; нахождение и установление тембрового эталона звука вместе со звуковысотным и др.) представляют собой объективную ценность и могут стать существенным компонентом профессиональной подготовки учителя музыки нейтрализующим многие негативные моменты в современной практике подготовки педагогов на музыкально-педагогических факультетах. V Апробация диссертационного исследования осуществлялась: а) в процессе практической деятельности, проводимой автором с 1991 по 1996 г. в ходе преподавания в хоровом классе; методики и практики работы с хором на музыкально-педагогическом факультете Московского Государственного заочного педагогического института (ныне Московского Государственного открытого педагогического университета); б) через опубликование работ по теме диссертации; в) при обсуждении материалов диссертации на кафедрах методики и теории музыки, пения и дирижирования Московского государственного открытого педагогического университета.

Жизненный путь и деятельность А.В. Никольского

Конец XIX в. - начало XX в. - период необычайного расцвета русской музыкальной культуры. Во всех ее областях отмечаются события мировой значимости. Ряд блестящих имен представителей музыкального искусства связан с высочайшими достижениями в разнообразных сферах отечественного художественного творчества.

История русского музыкально-педагогического и хорового образования в настоящее время в значительной степени изучена( О.А.Апраксина, Д.Л.Локшин, В.А.Васильев, В.С.Елисеева. Л.В.Кикнадзе и др.) , в то же время деятельность ряда крупнейших представителей русского музыкального искусства и педагогики, оставивших яркий след в деле подготовки педагогов-музыкантов не нашли должного освещения в историко-педагогических исследованиях.

Среди выдающихся представителей русского хорового искусства прошлого в первом ряду стоит имя А.В.Никольского. Почти полвека прошло со дня кончины А.В.Никольского, но его творческое наследние, обширная педагогическая и просветительская деятельность полностью не изучены, малоизвестными представляются факторы, влияющие на его формирование как музыканта и педагога. Вместе с тем, его педагогические принципы и сегодня представляют несомненный научный и практический интерес.

Александр Васильевич Никольский родился 10 июня 1874 г. в селе Владыкино Чембарского района Пензенской губернии в семье священника. Обучаясь в Пензенской духовной семинарии, Никольский помимо изучения основных дисциплин занимался и музыкой, руководил хором учащихся. Частое присутствие на церковных службах способствовало знакомству мальчика с обиходным пением, усвоению им народно-певческих традиций, знакомству с трудом певчих церковного хора. Общение с прекрасным Пензенским архиерейским хором и дружба с его руководителем А.К.Касторским оказали немалое влияние на дальнейшую судьбу Никольского. Он твердо решил посвятить жизнь хоровому искусству и продолжать свое музыкальное образование в Синодальном училище.

К концу XIX в. Синодальное училище занимало одно из выдающихся мест в системе хорового образования и хорового исполнительства в России. В 1889 г. на должность директора Синодального училища пришел С.В.Смоленский - высокообразованный музыкант, крупный ученый в области церковного певческого искусства, автор известной "Азбуки знаменного пения". С.В.Смоленский имел также филологическое и юридическое образование, обладал педагогическим опытом и незаурядными организаторскими способностями. С первых шагов новый директор заявил о себе как решительный и принципиальный руководитель. С его приходом изменился характер воспитания и образования в училище.

Всероссийские съезды хоровых деятелей, их роль в решении проблемы профессионального образования дирижёров- хормейстеров.

На рубеже XIX и XX веков русское хоровое искусство в России переживало пору своего расцвета . Хоровое исполнительство того времени достигает небывалого уровня мастерства. Появляются коллективы, которые за короткий срок приобретают заслуженную и широкую известность. Развитие профессионального хорового искусства дореволюционного периода в основном было сосредоточено в области церковной музыки. Исполнительское мастерство многих хоров, особенно хора Синодального училища являлось гордостью русской хоровой культуры, слава о которой далеко шагнула за рубежи нашей родины. Большая заслуга в этом принадлежит мастерам певческо-хорового дела, возглавлявшим лучшие хоры в крупных городах.

Однако основная масса российского регентства того времени стояла перед проблемами, которые требовали безотлагательного разрешения. Проблемы эти заключались в низком профессиональном уровне большинства провинциальных регентов, наполовину состоящих из любителей самоучек. Регенты, как правило, сочетали свою основную службу с преподаванием пения в приходских школах, городских и епархиальных училищах. Однако это не спасало их от нищенского существования. Регент, он же учитель пения, в то время был основным проводником певческой культуры в широкие народные массы, общество относилось к регентству с незаслуженным предубеждением. Поэтому перед музыкальной общественностью встала задача поднять престиж регента и учителя пения, улучшить его материально-правовое положение, повысить его профессионально-образовательный уровень.

Все эти вопросы были подняты на 1-м Всероссийском съезде хоровых деятелей, который начал свою работу в Москве в 1908 году,,

Первый регентский съезд, находясь в стадии подготовки, встретил к себе недоверие как в самой успешности его созыва, так и скептицизм в возможности дать регентству через съезд что-либо ощутимое и важное. Такими нападками подрывалась надежда сдвинуть с мертвой точки русское регентское дело.

На самом деле надо подвести итог положительным результатам деятельности съезда, так как эта деятельность не была бесплодной. Регенты впервые почувствовали себя корпорацией, стоящей у дела чрезвычайной важности. До съезда они были разобщены, им недоставало силы поднять общий уровень эстетического и религиозного сознания общества.

После съезда стало очевидным, что сущность и среда русского регентства далеко не "убогая": не бедна она ни мыслями, ни порывами, ни силами. Русское регентство достойно уважения, необходимо только улучшить условия, в которых регентам приходится жить и действовать. Съезд дал возможность регентству учиться, пополнять и расширять свои знания на курсах, которые открылись после окончания 1 Съезда, Тогда же был дан ход делу о положении хорового пения в школах, пересмотре программ, открыт печатный орган - журнал "Хоровое и регентское дело". 1 съезд указал на необходимость ходатайствовать перед Министерством народного просвещения о введении пения в круг обязательных предметов и о выработке программы, соответствующей средним и низшим учебным заведениям.

На 1-м и 2-м (1909 г.) Всероссийских съездах хоровых деятелей в ряду вопросов хорового дела особое внимание было обращено на низкую степень постановки пения в подавляющем большинстве российских учебных заведений.(Принимая во внимание громадное значение хорового пения для воспитания чувства, являющегося главным двигателем в жизни человека, направляющим его ум и волю, и, принимая во внимание то обстоятельство, что в школе данный предмет в значительной мере способствует развитию фантазии и творческой деятельности подрастающего поколения, 2-й съезд хоровых деятелей постановил просить членов Государственной думы обратить особое внимание на положение предмета пения в учебных заведениях.

Участники съездов пришли к одному общему мнению, что предмет пения во всех учебных заведениях должен преподаваться на правах общеобразовательного и обязательного предмета для всех классов. Преподаватели пения должны быть уравнены в правах с преподавателями других общеобразовательных дисциплин, это должны быть лица, получившие специальное музыкальное образование.

В организации первого и последующих в 1909, 1910 годах съездов А.В.Никольский принимал активное участие. Ему принадлежит освещение их в печати. Статьи и отчеты Никольского, опубликованные в журнале "Хоровое и регентское дело", являются убедительным доказательством необходимости улучшения материально-правового положения и образовательного уровня регента (157, 161, 162, 165). В них Никольский отразил те конкретные меры, которые были приняты после постановлений съездов.

Третий Всероссийский съезд хоровых деятелей состоялся в Москве в 1910 году. На съезде присутствовало 200 человек. Съезд почтил память скончавшихся С.В.Смоленского, М.А.Балакирева. (

На съезде был поднят целый ряд интересных и важных для хоровых деятелей вопросов. Одним из них был вопрос о вольных консерваториях. Все участники съезда сошлись во мнении о том, что для того, чтобы возвести народ на соответствующую ступень культурного развития, разбудить его энергию, необходима организация вольных консерваторий. Эти консерватории должны быть во всех столичных, губернских, областных и других центрах и идти навстречу желающим учиться как интеллигентам, так и рабочим.

А.В. Никольский о проблемах русской духовной музыки

Русское искусство второй половины XIX века достигло небывалого расцвета, причины которого частично коренятся в особенностях общественной жизни того времени.

Конец XIX - начало XX столетия - время сильнейших социальных потрясений. Нарастание освободительного движения, обострение классовых противоречий вызвали к жизни мощный подъем во всех областях русской художественной жизни. В условиях напряженной общественно-политической борьбы формировалось новое искусство, героями которого становились "униженные и оскорбленные". Народ, его духовное богатство, его сила, его судьба и страдания всё больше привлекают внимание русских мыслителей, художников, музыкантов. Поэтому не случайно последние годы XIX столетия отмечены возрастанием интереса к национальным истокам в искусстве вообще и в музыке в частности, стремлением к возрождению национальных традиций, поиском самобытного музыкального языка. Этим объясняется (наряду с усилением внимания к народному творчеству вообще) обращение многих передовых музыкантов, композиторов, исполнителей, музыкальных общественных к изучению древнерусского церковного пения.

Начиная с 60-х годов в области церковной музыки наблюдается возрастание интереса к древним церковным распевам (в частности к пению по крюкам, продолжавшемуся от крещения Руси до половины ХУП столетия) как попытка ученых и музыкантов осознать свои национальные корни в этой области.

Глубокий интерес к этому пласту духовной жизни народа проявлялся в разных направлениях; в собирании, расшифровке, восстановлении старинных рукописей, в введении изучения древних церковных распевов в программы духовных учебных заведений, во включении в концертную практику лучших образцов духовной музыки и в их новом прочтении, наконец, в использовании ее традиционных жанров и форм, интонационного и ладового своеобразия для создания новых сочинений. Сам подход к созданию таких духовных произведений и исполнению их вызывал острую полемику в среде музыкантов и представителей духовенства, нашедшую отражение на страницах специальной литературы.

Как известно, до периода секуляризации русского музыкального искусства (на рубеже ХУП-ХУШ веков) профессиональная музыка на Руси была исключительно хоровой. Историческая принадлежность профессионального хорового пения церкви обусловила противоречивость его дальнейшего существования и развития, С одной стороны, церковная музыка в течение ряда веков суммировала в себе богатый интонационный материал, самобытные певческие традиции, мастерство мелодической композиции. В традиционных канонических формах церковных песнопений создавались шедевры русского хорового искусства. С другой стороны, со временем церковь становилась тормозом на пути дальнейшего развития хорового творчества. Новое содержание, насыщение музыки эмоциональной напряженностью, отражение в ней тончайших оттенков переживаний человеческой души вело к постепенному усложнению музыкального языка, а, следовательно, и к частичному изменению старой формы, традиционных ограничений в творчестве и исполнительстве. В связи с этим обращение музыкантов к древним распевам поставило на повестку дня вопросы о том, как использовать эти распевы в композиторской практике и как исполнять эти духовные сочинения. Эти проблемы являются актуальными и для нашего времени, когда духовная музыка вступила на путь широкого и повсеместного возрождения в исполнительстве.