Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретическая база исследования концепта «Родина» в школах с татарским контингентом учащихся 16-54
1.1. Понимание термина «концепт» в научной литературе 16-24
1.2. Концепт «Родина» как элемент национальной лингвистической культуры 24-34
1.3. Духовная сущность концепта «Родина» в русской и татарской ментальности 34-39
1.4. Воспитательная и познавательная функции концепта «Родина» в обучении русскому языку учащихся 5-9 классов школ с татарским контингентом 39-45
1.5. Поле концепта «Родина» и его интерпретация 45-53
Выводы по Главе 1 53-54
ГЛАВА 2. Современное состояние изучения содержания поля концепта «Родина» на уроках русского языка в школах с татарским контингентом 55-109
2.1. Роль концепта «Родина» в межкультурной коммуникации русского и татарского народов 55-76
2.2.Восприятие концепта «Родина» учащимися татарской национальности 67-76
2.3. Интерпретация концепта «Родина» учащимися-татарами на основе ассоциативного эксперимента и анкетирования 76-88
2.4. Критерии анализа содержания поля концепта «Родина» в учебниках по русскому языку 89-95
2.4.1. Анализ содержания поля концепта «Родина» в учебниках по русскому языку под ред. Н.М.Шанского 95-101
2.4.2. Анализ содержания поля концепта «Родина» в учебниках по русскому языку под ред. Е. А. Быстровой 101-107
Выводы по Главе 2 108-109
ГЛАВА 3. Методическое моделирование учебного процесса по русскому языку путем интерпретации концепта «Родина» 110-182
3.1. Понятия модели, моделирования при изучении поля концепта «Родина» 110-113
3.2. Полифония методов, приемов и средств при работе с концептом «Родина» на уроках русского языка 113-124
3.3. Характеристика программы обучающего эксперимента 125-144
3.4. Организация и ход экспериментальной работы с полем концепта «Родина» 144-171
3.5. Результаты обучающего эксперимента 171-180
Выводы по Главе 3 180-182
Заключение 183-185
Список литературы 186-204
- Духовная сущность концепта «Родина» в русской и татарской ментальности
- Поле концепта «Родина» и его интерпретация
- Интерпретация концепта «Родина» учащимися-татарами на основе ассоциативного эксперимента и анкетирования
- Полифония методов, приемов и средств при работе с концептом «Родина» на уроках русского языка
Духовная сущность концепта «Родина» в русской и татарской ментальности
Концепт «Родина» относится к культурным концептам, ментальным единицам, в которых отражается национальное мировосприятие народа, что определяет их антропоцентричность - ориентированность на духовность, субъективность, социальность и «личную сферу» носителя этнического сознания [41, с. 5-12]. В Энциклопедическом словаре Родина рассматривается как страна, которая исторически принадлежит данному народу, в которой этот народ проживает, повышая свое благосостояние, развивая культуру, защищая независимость и свободу [188, с. 113].
Чувство любви к Родине - патриотизм - возникает из привязанности к родным местам и людям, вырастает до уровня понимания неразрывной связи со своей страной и народом. Русь святая, православная - таков образ Родины в ментальности русского человека. Ю. С. Степанов приводит размышления Н. Бердяева о том, что русская земля требовала от человека смирения и жертвы, но она же оберегала и давала чувство безопасности [156, с. 174]. Мать-земля смешивалась и отождествлялась с Богородицей, в русской ментальности к ней обращались за заступничеством. На духовном уровне источником жизни, отцом и матерью для татар являются Адам и Хава (тат. Адэм атабыз (доел, наш отец) и Хава анабыз (доел, наша мать)). Всегда во всех молитвах одними из первых упоминаются они, для того чтобы их духу было хорошо и спокойно (тат. рухла-ры шат булсын). Надо отметить, что в языке татар-мишар слова «дух», «душа» передаются синонимами «рух», «жан», «куцел». Слово «рух» в основном употребляется по отношению к душам умерших. Выражение «халыкныц куцел бай-лыгы» означает духовное богатство людей. Осознание национального «я» начинается с родного языка, в котором «одухотворяется весь народ и вся его родина» [162, с.47]. Родной язык выступает как символ Родины (стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!». Лирические произведения о родном языке воспринимаются как гимн народа (стихотворение Г. Тукая «Ту-ган тел»: «И туган тел, и матур тел, эткэм-днкдмнен теле... » (доел, родной язык, прекрасный язык, моих отца с матерью язык)). Таким образом, усваивая язык, мы постигаем народный дух и мировидение.
Осознание духовного начала зарождается в человеке с ощущения принадлежности не просто к роду или месту рождения, но к стране или большой территории, которая воспринимается им как его земля, земля предков, за которую он готов отдать свою жизнь.
На территории нашего Отечества в течение многих веков проживали вместе разные национальности, это способствовало процессу ассимиляции, в результате которого разные народы, оказавшиеся в составе Руси, не только переживали общую историю, но и вырабатывали единые смыслы русского жизненного пространства. Родина - живой дух народа, пребывание в нем дает ощущение его добра и справедливости. В ментальности людей русской и татарской национальностей Родина воспринимается в качестве матери. У человека две матери: мать, которая родила и воспитала, и мать на духовном уровне. Если первую он реально видит и ощущает, на эмоциональном уровне ведет с ней диалог, неизменно чувствуя ее рядом (мать и дитя связаны невидимой пуповиной), то вторую не видит, но обращается к ней в минуту душевного волнения, в поисках образца поведения на ментальном уровне (невидимая связь с пуповиной земли). И если обратиться к истории («пассивный», «исторический» слой концепта, по Ю. С. Степанову), то из глубины веков до нас доходят выражения на русском и татарском языках, в которых присутствует женское начало: рус. «мать сыра земля», «земля - матушка», «Русь - матушка», «Родина - мать»; тат. «э/сир - тукландруцы ана» {земля - мать, которая насыщает едой), «э/сир анабыз» (мать — земля), «э/сир йезе» (ицо земли). Земля, Русь, Родина - эти три слова объединяет одна духовная сущность: мать. Мужское духовное начало у слов отец, Бог (отче наш), Отечество). Отечество (страна) воспринимается как единый отец. Бог воспринимается как духовный отец. В. Н. Телия причины такого «номинативного расчленения» объясняет наличием «социально-исторических и культурных корней» [165, с. 417].
Уставший человек черпает силу у родной земли. Горсточку родимой земли несут на могилу человека, умершего на чужой земле. Кто сыновьим поклоном не выразит благодарность Матери сырой земле, на гроб того она ляжет вместо легкого пуха тяжелым камнем. И предки верили, если кто не захватит в дальний путь горсть родной земли, тот никогда не увидит больше своей Родины. Духовная мать помогает своим детям, поддерживает в трудную минуту, не дает забыть о себе. Мать, которая дала жизнь, воспитала, и мать целого этноса подпитывают своих детей духовной сущностью. Один из ее сынов А. Блок в стихотворении «Россия» (1908), отмечая женскую суть Родины, пишет: «И невозможное возможно, дорога долгая легка, когда блеснет в дали дорожной мгновенный взор из-под платка». Духовная ценность концепта «Родина» интересовала во все времена многих исследователей и писателей. В. В. Виноградов отмечал, что Родина рассматривалась в значении места рождения человека в произведениях А. С. Пушкина [36, с. 221]. Отсюда возвращение в родные места после долгой разлуки воспринимается как «побывать на своей родине», то есть побывать у духовной матери. Так, в повести «Дубровский» читаем: «Через 10 минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины». Душевная встреча сына с матерью - родной землей.
Поле концепта «Родина» и его интерпретация
В нашем исследовании слово «интерпретация» связано с методикой преподавания русского языка, имеет расширенное содержание. Под методической интерпретацией мы понимаем осмысление, толкование, уместное употребление учащимися-татарами концепта «Родина» в разных жизненных ситуациях, в том числе в ситуациях межкультурной коммуникации, требующей толерантного и духовного объединения людей. Интерпретация поля концепта «Родина» в мен-тальности школьников представляет важность для патриотического воспитания, прививания любви к родной земле в процессе обучения русскому языку.
Интерпретация придает смысл любым проявлениям духовной деятельности человека. Она основа любого процесса коммуникации, в ходе которого разъясняются намерения и действия людей. Слово интерпретировать означает истолковывать, раскрывать смысл чего-нибудь, объясняя. Под ним подразумевают еще и творческое раскрытие образа, основанное на собственном ощущении, и перевод слова на более понятный язык. Концепт «Родина» - духовная ментальная единица сознания, которая отражает сущность бытия социума в тот или иной промежуток времени.
Каждый пласт истории накладывает свой неповторимый отпечаток на это понятие, вносит духовное содержание, соответствующее времени. Развитие сознания ученика происходит в процессе его роста под влиянием окружающей жизненной среды, в процессе обучения и воспитания, понимания и освоения им норм человеческого поведения. По этому поводу верно подмечает A. H. Леонтьев: «Главное заключается в том, чем для самого человека становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем, те чувства, которые мы у него воспитываем, те стремления, которые мы у него возбуждаем» [192, с. 321]. Этот процесс зеркальный, взаимосвязанный. Школьники в процессе обучения раскрывают нам свой мир познания, истолковывая и объясняя его, и мы на основе этого выстраиваем учебную и воспитательную линии. Для школы с татарским контингентом это особенно актуально, так как учащиеся вращаются в нескольких национальных культурах, и их мировоззрение связано с русским и татарским языками, ментальностью обоих народов. Понимание их склада мышления ведет к лучшему взаимопониманию и обогащению русской культурой.
С целью выяснения вопроса, как раскрывают концепт «Родина» учащиеся-татары, нами был проведен эксперимент, связанный с интерпретацией концепта «Родина», среди учащихся 5-9 классов школ с русским языком обучения, основной контингент которых - дети татарской национальности. Предварительная работа с толковым словарем С. И. Ожегова [118] и русско-татарским словарем [142] показала, что в первом значении «Родина» раскрывается через слова «Отечество», «родная страна». Это широкое понимание Родины в мен-тальности русского человека. Причем слово «Отечество» расположено первым в этом ряду. «Родина» в русско-татарском словаре переводится как «родная страна» (туган ил), «отечество» (ватан). Синонимы слова «Родина» «Отечество» и «Отчизна» переводятся так же, как «Родина», но на первом месте стоит слово ватан. Отечество с высок, ватан, туган ил. Отчизна ж высок, ватан, туган ил. Отсюда следует вывод, что слова «Родина», «Отечество», «Отчизна», «родная страна» в татарском языке звучат как ватан или туган ил.
Интерпретация концепта «Родина» и его составляющих учащимися проводилась на основе ассоциативного эксперимента [140], показывающего, что «слова живут в нашем сознании не изолированно, а во взаимосвязи с другими словами, близкими по форме, значению, функционированию» [194, с. 110]. В «Новом словаре методических терминов и понятий» Э. Г. Азимова, А. Н Щукина слово «ассоциация» обозначает «связь, возникающую при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.)», словосочетание «ассоциативный эксперимент» - «эксперимент, во время которого от испытуемого требуется назвать первое пришедшее в голову слово или выражение в ответ на предъявляемую лексическую единицу» [1, с. 21].
Целью ассоциативного эксперимента было выявление того, как учащиеся школ с татарским контингентом интерпретируют концепт «Родина» и его составляющие, каков их потенциальный словарь. Школьникам был задан вопрос:
Какие ассоциации (что возникает в памяти, о чем вспоминаете) связаны у вас со словом «Родина»? Учащимся необходимо было выполнить «тест свободных ассоциаций» (записать слова, пришедшие на ум, в ответ на предъявленное слово-стимул) [110, с. 262].
Респонденты 5-9 классов в количестве 165 человек получают анкеты со словом-стимулом и за отведенное время (3 минуты) заполняют ее, к слову-стимулу «Родина» записывают слова-реакции. После обработки анкет полученные данные (слова - ассоциаты к концепту «Родина») заносятся в таблицы, где располагаются в порядке убывания их частотности и анализируются с точки зрения ассоциативных групп одинаковой тематики.
Интерпретация концепта «Родина» учащимися-татарами на основе ассоциативного эксперимента и анкетирования
Как видно из таблицы, три тематические группы составляют основу содержания концепта «Родина» в учебниках: территориальное пространство страны (52%), образное восприятие родных просторов (25%), любовь к Родине (13,7%). Это говорит о том, что смысловое наполнение концепта «Родина» в учебниках по русскому языку в основном отражается в аспекте территории государства. Недостаточно представлены тематические группы «место рождения», «долг перед Родиной», «родные люди», которые ближе учащимся школы татарской национальности, родные люди, место рождения являются значимой частью их бытия. Об этом они могут рассказывать, сочинять, выражать свое мнение. Через эти группы ключевое слово культуры «Родина» становится для учащихся осязаемым, близким, понятным.
Вместе с тем существуют учебники и программы [193], ориентированные на национальную аудиторию. Это новые учебники под ред. Е. А. Быстровой, предназначенные для школы с национальным составом. Представим результаты анализа учебников под ред. Е. А. Быстровой по тем же критериям:
1. Составляющие концептуального поля «Родина» не отражены в рамочках на полях, толковые словарики в этих учебниках отсутствуют, в содержании учебника 7 класса приводится значение слова «родной». Учебник ориентирован на школу с национальным составом, поэтому отражение на страницах учебников значимых слов, важных для любой национальности, является необходимым условием для поддержания толерантной среды среди учащихся.
2. Отражение слова «Родина» в текстах, в предложениях, словосочетаниях, словах в упражнениях учебников для 5-9 классов. Результаты исследования представим в виде диаграммы.
Из диаграммы видно неравномерное отражение слова «Родина» в учебниках 5-9 классов. Высокие показатели его наличия в учебнике 7 класса. Связано это с частотностью употребления в текстах слова «Родина»: тексты упр.37, 38 связаны с рассуждением на тему «Что же такое Родина для человека», поэтому «Родина» в них часто упоминается (7 раз). В учебнике 8 класса приводятся тексты, в которых слово «Родина» часто употребляется: упр. 37 (3 раза), 114 (3 раза), 198 (4 раза). В 9 классе только один текст содержит слово «Родина». Анализ показывает, что одни тексты насыщены этим словом, в других наблюдается частичное отражение. Такое неравномерное наличие слова «Родина» в учебниках 5-9 классов ведет к недостаточному овладению учащимися лексикой, связанной с концептом «Родина».
3. Упражнения с текстами, в заглавиях которых отражено слово «Родина», отсутствуют. Это ведет к безликому восприятию учащимися текстов, не ориентирует их на ключевое слово культуры, не выделяет значимость духовного понятия «Родина».
4. Рубрика «Отечество мое Россия» в учебниках 5-9 классов отсутствует. Россия - страна многонациональная, а учащиеся школ представляют эти нации. Города, поселки, села объединяют учащихся разных национальностей с родственниками, которые в силу сложившихся обстоятельств вынуждены менять место своего жительства. При обучении русскому языку необходимо это учитывать.
5. Анализ заданий в упражнениях, связанных со словом «Родина», показал, что в учебнике каждого класса даны по 2-3 упражнения с заданиями, связанными со словом «Родина». Они направлены на развитие речи. Единичное задание, связанное с грамматикой, дано в учебнике 7 класса, в учебниках 5, 6, 8, 9 классов такие задания отсутствуют. В результате у учащихся не вырабатывается навык лексико-грамматической работы со словом «Родина».
6. Анализ частотности употребления составляющих концепта «Родина» выявил неравномерное количественно-качественное распределение компонентов в каждом классе. Синонимами слова «Родина» являются «Отечество» и «Отчизна». Наблюдается отсутствие слова «Отчизна» в учебниках 5-6 классов, единичное его отражение в учебниках 7-9 классах. Слово «Отчизна» употребляется в учебнике 8 класса в повторяющихся предложениях-строках из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Люблю отчизну я». Надо отметить, что эти предложения даются после основных текстов в рубрике «Проверьте себя». В каждом классе можно отметить составляющие, ближе всего расположенные к концепту «Родина»: в 5 классе - это береза, город, земля; в 6 классе - береза, земля, город; в 7 классе - земля, береза; в 8 классе - земля, Россия, город; в 9 классе -земля, город, Россия. В учебниках с 5 по 9 классы стабильно употребляются составляющие «земля» и «город»: слово «город» в количественном отношении широко представлено в 5 и 9 классах. Недостаточно отражены слова «семья» (особенно в учебниках 6, 8 классов), «государство». Это приводит к тому, что концепт «Родина» воспринимается
В учебниках не представлен компонент «родная сторона». Слово «патриот» употребляется в учебниках 7 и 9 классов, в 9 классе текст упражнения содержит слово «лжепатриот». Слово «патриотизм» единично представлено в учебниках 7-9 классов. Сосуществование людей разных национальностей на территории единой Родины вырабатывает бесконфликтное поведение, или толерантность. Будущее современного ученика связано с людьми разных национальностей. Толерантное поведение будет способствовать миру между нациями, процветанию Родины. Компонент «родная сторона» - важная составляющая многих языков. В татарском языке очень часто произносят это словосочетание по отношению к месту проживания. При обучении русскому языку учащихся-татар необходимо учитывать эти особенности. В некоторых текстах упражнений наблюдается насыщенное отражение концепта «Родина» через его составляющие: в учебнике 5 класса - упр.479 родина, земля, село, город; 6 класса -упр. 37 родина, земля, отечество, семья; 7 класса-упр. 227 семья, село, город, страна, патриот, патриотизм; 8 класса - упр.259 родина, береза, земля, Русь; 9 класса - упр.72 семья, село, город, страна, патриот, патриотизм. Неравномерное отражение составляющих концепта «Родина» в учебниках 5-9 классов ведет к недостаточному усвоению слов, связанных с концептуальным полем «Родина».
Полифония методов, приемов и средств при работе с концептом «Родина» на уроках русского языка
В соответствии с гипотезой мы поставили цель: разработать эффективную методику, связанную с пониманием, осмыслением, уместным употреблением составляющих концепта «Родина» в речи учащимися, и апробировать ее в 5-9 классах школ с татарским контингентом; заинтересовать школьников составляющими концепта «Родина», научить понимать их значения, используя разные виды словарей, оперировать ими в устной и письменной речи при построении своего высказывания, при подготовке к сочинениям и изложениям, способствовать развитию нравственных ценностей (патриотизма, прививания любви к родной земле) в процессе обучения русскому языку.
Для достижения поставленной цели нами была разработана программа обучающего эксперимента, включающего формирующий и завершающий этапы, направленная на использование возможностей федеральных учебников по русскому языку в плане работы с концептом «Родина» и его составляющими для систематизирования, углубления знаний о поле концепта «Родина» учащимися в процессе обучения русскому языку в 5-9 классах, употребления в речи, воспитания патриотизма. Основной идеей программы является интегрирование личности учащегося, языка и культуры. В связи с тем, что понятие «Родина» изучается не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы при чтении текстов, фрагментов художественных произведений, при составлении программы была учтена межпредметная связь. Привлечены знания родного (татарского) языка, родной культуры учащихся в связи с их обучением в школах с татарским контингентом.
При создании программы обучающего эксперимента поставлены задачи: дать знания учащимся о составляющих концепта «Родина», углубить их в процессе обучения русскому языку; разработать комплекс дополнительных заданий на понимание, осмысление, употребление в речи концепта «Родина» и его составляющих на уроках русского языка с 5 по 9 классы, ориентированный на осмысление понятия «Родина» не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы при чтении текстов и фрагментов художественной литературы, их разграничение, применение в речи.
При составлении программы мы опирались на следующие положения: осуществление связи языка с жизнью общества, с жизнью того народа (татарского), частью которого является ученик; приобщение школьников к духовно-нравственной культуре русского народа через межпредметную связь с литературой; использование творческих заданий ассоциативного характера, позволяющих учащимся понять суть изучаемых текстов, а тем самым глубже постичь русскую национальную культуру; ориентированность содержания программы на жизненный опыт, личность учащихся (интересы, способности, возможности).
Программа по интерпретации концептуального поля «Родина» предусматривает работу учащихся с толковыми словарями русского и татарского языков, учебным энциклопедическим словариком (Приложение 4) с тем, чтобы сделать сравнение, наблюдение, определенные выводы. Привлечение внимания учащихся к фактам языка, демонстрирующим связь языковых и общественных процессов, анализ текстов, раскрывающих и наполняющих смыслом концепт «Родина», позволяет осуществлять «воспитание в обучении».
В ходе составления программы обучающего эксперимента нами были подобраны задания, связанные с культурой русского и татарского народов, так как постижение содержания поля концепта «Родина» предполагает не только изучение языковых особенностей, связанных с этим концептом, но и обращение к духовному наследию, к традициям, ментальности.
В связи с тем, что в школах с татарским контингентом учащихся обучение ведется на русском языке, по программам и учебникам, рассчитанным для русских школ, в программу обучающего эксперимента внесены некоторые изменения и дополнения к заданиям упражнений учебников по русскому языку с 5 по 9 классы.
Система заданий, предложенная нами, направленная на освоение концепта «Родина» и его составляющих, включает объяснение значений слов, выбор нужной грамматической формы слов, связанных с концептом «Родина», для повышения речевой культуры, сравнение с родным (татарским) языком и культурой, создание виртуальных экскурсий, выполнение творческих работ ассоциативного характера, словарные диктанты, устные и письменные ответы на вопросы, установление взаимосвязи изучаемых составляющих концепта «Родина» в учебниках по русскому языку и литературе.
1. В 5 классе вводятся разработанные дополнительные задания к упражнениям учебников по русскому языку, способствующие осваиванию составляющих концептуального поля «Родина», например: в учебнике 5 класса в упражнении 253 употребляется слово «патриот», но не дается задание на его понимание.
2. Дополнительные задания на основе межпредметной связи с литературой (текстов учебников литературы под ред. В. Я. Коровиной [197-206]) позволяют понять смысл произведений о Родине, написанных писателями и поэтами. Например, при изучении темы по русскому языку в 8 классе «Характеристика человека» задание на основе межпредметной связи с поэмой М. Ю. Лермонтова «Мцыри» («Прочитайте отрывок из поэмы, охарактеризуйте человека по нему: «Унестъ в могилу за собой тоску по родине святой») помогает осознать внутренний мир героя, передать его эмоциональное состояние по отношению к Родине.
3. К упражнениям учебников по русскому языку даны новые творческие задания ассоциативного характера, позволяющие учащимся выработать свое отношение к концепту «Родина». Например, задание к упр. 267 учебника русского языка для 6 класса: «Опишите родную местность в разное время года. Нарисуйте к ним рисунки. Какое время года на вашей Родине вам нравится и почему?» обращает внимание учащихся на неповторимую природу малой родины и России;