Введение к работе
Художественна*! проза составляет основу литературного образования учащихся в школах советской многонациональной федерации. 3 наші дни особое значение приобретают наиболее динамичные и близкие к актуальным проблемам современной общественной жизни и отвечавшие-духовным запросам сегодняшнего, читателя произведения. К ним в пер-зую очередь следует отнести такие мобильные и подвижные жанры, как рассказ и очерк.
Изучение произведений малой прозы представляет особую заа-ность, так как в ней заложены возможности более непосредственного нравственно-эстетического воспитания школьников, развития у них умения целостного восприятия художественного текста. Рассказ отличают доступность, сравнительно небольшой объем, динамичная композиция, ясно выраженная логика повествования, относительно малое7 количество персснаяей. Все это позволяет сфокусировать внимание на личности оснозных героев. Как правило, рассказ прочитывается учащимися полностью и единовременно, что облегчает его глубокое текстуальное изучение.
Оправдало себя включение в програкиз по чузгзской литературе ряда произведений малого эпического гакра: "Ундри" С.Эяьгера, "На шахте" И.Данитговз-Чаяцуна, "Кузик" О.Уяра, "Битва на Днепре". И. Тук-таша, "Нала сила!.." С.Фоыина, "В поисках правда" !1.Ильбека, "Вместе с сестрой" 3.Зяьби, "Березовий тракт" Л.Мучн. На этой оснозе предусматривается осзоеяиз теоретического понятия рассказа.
К согаяениа, методиза изучения рассказа пока недостаточно разработана з системе литературного образования чузапюких учащихся. Достижения литературоведческой науки, з тса числе и чувашских ученых, используются явно недостаточно. Результаты наших многолетних наблюдений за учебным процессом, беседы с учащимися, анализ итогов вступительных и шпускных экзаменов по родной литературе в зузах республики СЕИдетельствуют о серьезных пробелах з знаниях учащихся и студентов, неумении анализировать зсанревуп природу художественного произведения.
Учителя родной литературы школ Чувашской АССР, ряда сельских районов Башкирской и Татарской АССР, Кемеровской, Красноярской, Куйбышевской, Пензенской, Ульяновской областей и некоторых других регионов испытывают острую потребность в методических пособиях,раскрывающих конкретные вопросы изучения и анализа худогестзенного произведения в его жанровой специфике. Это определяет, на наш взгляд.
і _ 2 -
актуальность и практическую значимость предлагаемого дкссертациои-кого исследования.
Предметом исследования стад процесс икольного изучения еен-Робоё спедкфики рассказа, направленный на формирование и расширение идейного и нравственно-эстетического кругозора учащихся и на развитие их художественных вкусов. В исследовании была выдвинута гипотеза о ток, что последовательное и целенаправленное изучение эпических произведений малой Форш долено опираться на закономерность ее внутренней структуры, учитывать нациснадьно-худогесгвен-ное своеобразие текста, использовать знания и навыки, приобретенные учащимися на уроках родной и русской литературы, а также их конкретные этнические и социокультурные представления. Такой подход приведет к углубленному восприятие и осмыслению учащимися идейно-эстетического содержания произведения и к овладению навыками самостоятельного творческого мышления, к расширение духовной и нравственно-эстетического потенциала школьников.
5 соответствии с гипотезой определилась основная цель работы, состоящая в определении наиболее эффективных и целесообразных путей, приемов к способов изучения, освоения учащимися средних классов чувашской школы прозаических произведений малых аанров и обогащения теоретико-литературными и социокультурными знаниями. Б качестве перспективной цеди имелось в виду воспитание у них эстетического вкуса в условиях национального - русского двуязычия и взаимодействия культур, выявление воспитательных возможностей чувашских рассказов для формирования нравственно-эстетического идеала.
Б процессе достижения цели и в ходе исследования ставились следующие задачи:
-
На основе анализа научно-методической литературы проследить основные моменты исторической эволинии жанра рассказа.
-
Установить роль и место "малого" канра в программах по чувашской словесности для средних классов национальной школь*.
-
Проанализировать практику школьного изучения рассказа, его идейно-эстетическое, нравственное и духовное воздействие на формирование и становление общественно активной личности школьника.
-
Обобщить передовой педагогический опыт и осмыслить психоло-го-кетодические условия эффективности изучения художественных произведений в их жанровой специфике.
-
Разработать и предложить оптимальнуо методику ориентации учителей и учащихся на идейно-эстетическое своеобразие жанровой
форія рассказа.
Для решения поставленных задач з настоящем исследовании использовались соответствующие методы:
-
Теоретические, зялючавщие з себя анализ основопологаших трудов классиков философской, эстетической, методической, психо-лого-седагогической и литературоведческой місли.
-
Эмпирические, предусматривающие опытко-эксдериментальше работа с учителями и учащимися ряда школ республики с цельв выработки практических рекомендаций по совершенствования изучения малой эпической фор:»я на уроках чувашской литературы. Такая работа осуществлялась путем наблюдения, анкетирований, собеседованиЗ,контрольных экспериментов с их последующим обобщением, а такхе через нелесредствевнуз преподавательскув деятельность диссертанта.
Основной базой опытно-экспеш;,:ентальной работа были алгола Ба~ тыревского, Моргауксксго, Шеїзураикского, Чебоксарского, Ядркнсксго районов Чувашской АССР и национальная СШ I5 б г.Чебоксар.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Першй этап (I977-IQ79 гг.) irozHO охарактеризовать как конста-тирущий, псисяошй. В этот период диссертантом изучалась и анализировалась праят:гка преподавания родной литература з чува=ехо;1 ля:о-лз, опыт работы передових учителей республики. Уточнялись и конкретизировались цели и задачи исследования. 3 определении путей и методов изучения прозаических произведений в У-УП классах вагн*м фактором стал и личный опыт работа соискателя в качестве учители в ззояах республики. Всесторонне изучался передовой опыт учителей Еа~ таревеггого и Чебоксарского районов Чувашской АССР, были подобран.' опорные зеояз для проведения экспериментальной работы.
На втором этапе (I980-I9S4 гг.) осуществлялась опытная проверка преграклюго материала, в которой участвовали учителя, преподаватели вузов, методисты PGH0 и Чувашского ИУУ, научные сотрудники Чувашской лаборатории НИИ национальных школ Министерства народного образования FC2CP.
Третий этап (19S5-I986 гг.) был поевлден организации опітко-зкепериконтального преподавания. Проводился обучагасий эксперимент ча сравнительной основе с использованием экспериментальных и контрольных классов, охватавасаий более ІСС0 учащихся среднего звена. Общие итоги эксперимента соотносились с результатами преподагакпя родной литература з массовой чувашской лаояе.
Четвертый этап (I9S7-I990 гг.) связан с интегратявкым осаыс~
- 4 -лением полученных эмпирических результатов, их обобщением и статистической обработкой. Шли также получены контрольные материалы исследования за пределами республики, учтен последующий опыт изучения родной литературы в старших классах чувашской школы.
Научная достоверность проведенного эксперимента, его результате ь и выводов обеспечивается теоретико-методологическими позициями исследования,' позволившими разработать концепцию изучения чувашского рассказа на уроках родной литературы путем обобщения передового педагогического опыта, экспериментальной проверкой разработанных полоеєниЙ и рекомендаций. Привлечены результаты систематического анализа знаний, умений и навыков, которыми располагает кабинет и кафедра родного языка и литературы Чувашского ИУУ. bukeленные недостатки и упущения в знаниях учащихся дали всэмож-иость более обоснованно оценить программы и учебники по родной литературе и способствовали конкретной организации исследовательского эксперимента.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, чте впервые в методике преподавания чувашской литературы обоснованы теоретические принципы анализа произведений "малого эпоса1* ь школе, разработана и экспериментально доказана система развития умений и навыков учащихся, направленных на углубленное восприятие ими рассказа и на усиление его воспитательного воздействия на подростков. Путем обобщения ыассовой педагогической практики выявлены условия, способствуйте-формированию и прочному закреплению теоретического понятия рассказа и других литературоведческих категорий на уроках родной словесности. Намечены оптимальные возможности и пути подготовки ученикоЕ к восприятие таких эпических жанров, как повесть к роман. Предложены способы использования различных видов искусства и краеведческого материала для повышения эстетического, нравственного, патриотического и общекультурного уровня учащихся.
На защиту даносятся следующие основные положения:
-
Практическая значимость к результативность школьного изучения малой прозы определяется умением учащихся пользоваться теоретическими понятиями, необходимыми для глубокого проникновения в жанровую структуру произведения.
-
Формирование литературно-теоретического понятия "рассказ" и способность анализировать произведения данного жанра обусловле-, ны как возрастными особенностями учащихся, так и восприятием ими жанровой и национальной специфики худоьзетвенвого текста, а также
- 5 ~
воплощенной в нем авторской позиции. Прячем этот процесс осуществляется от класса я классу по основному дидактическому принципу -от простого К СЛОЕНОМУ.
3. В ходе изучения и анализа рассказа большое значение приобретает применение активных форм и методов приобщения учащихся к нравственно-эстетическим я общественно-гражданским идеям словесного искусства посредством развития самостоятельного, творческого ишления школьников.
Апробация результатов исследования осуществлялась ло мере их получения на республиканских научно-практических конференциях "Пути повышения метопов и приемов обучения родному языку л литературе" (г.Мариинский Посад,1990), "Совершенствование преподавания чувашского языка и культуры в городской школе" (г.Чебоксары, I9S0); на Всероссийской научно-практической конференции "Осуществление межпредметкых связей на уроках" (Чебоксары, 1990);
Основные идеи исследования систематически излагались в лекциях, читавшихся на курсах усовершенствования учителей в Чувашском ИУУ, на августовских совещаниях учителей (в разных районах Чувашской АССР).
По материалам исследования были сделаны доклады на езегодкых научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Чувашского госуниверситета и Чувашского ИУУ (I982-I9S0 гг.).
Основные положения и выводы диссертации обсузщались: на заседаниях кафедры чувашской литературы Чувашского государственного университета им.И.Н.Ульянова; кафедры чувашского, русского языков и литератур Чувашского ИУУ; Чувашской лаборатории, лаборатория родных языков и литератур, на ученом Совете НИИ национальных акся Министерства народного образования PG2CP, а также з процессе внедрения предлагаемых рекомендаций а школьную и вузовскузз практику з период экспериментально-опытной работы диссертанта.
Материалы исследования использованы в подготовленных к печати новых программах по чувашской литературе для У-ХІ классов. Ло теме исследования изданы методические рекомендации, статьи, тезисы докладов, список которых приводится а конце автореферата.