Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью СААКЯН Сона Арташесовна

Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью
<
Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

СААКЯН Сона Арташесовна. Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / СААКЯН Сона Арташесовна;[Место защиты: Московский педагогический государственный университет].- Москва, 2015.- 154 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы использования музыкального компонента в процессе овладения младшими школьниками устной

1.1. Цели обучения младших школьников устной иноязычной речи с использованием музыкального компонента в условиях обновления языкового образования 17-31

1.2. Содержание обучения иностранному языку с использованием музыкального компонента для овладения устной иноязычной речью учащихся начальной школы 32-59

1.3. Средства и приемы работы с музыкальным компонентом в процессе обучения устной иноязычной речи учащихся начальной школы 59-74

Глава 2. Методика обучения устной иноязычной речи с использованием музыкального компонента 75-131

2.1. Отбор учебного материала с использованием музыкального компонента для развития устной речи младших школьников 75-100

2.2. Технология обучения устной иноязычной речи с использованием музыкального компонента 100-119

2.3. Опытно-экспериментальное обучение младших школьников с использованием музыкального компонента 119-131

Заключение 132-136

Список литературы 137-151

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время в условиях обновления языкового образования обучение иностранному языку строится с учётом межкультурного подхода, что позволяет использовать ценные в культурном отношении аутентичные иноязычные материалы, поддерживать интерес к языку не только как к средству общения, но и как к феномену своеобразной культуры.

Использование музыки в процессе обучения иностранному языку формирует у учащихся положительное отношение к музыкальной культуре народа страны изучаемого языка, а иноязычный песенный материал выступает значимым средством повышения интереса, как к народу и стране изучаемого языка, так и к самому языку. Использование музыкальных средств в образовательном процессе способствует более эффективному развитию иноязычных речевых способностей.

Для создания новых методов работы с музыкальными средствами в образовательном процессе прелагается ввести новое понятие «музыкальный компонент», который включает ритм, темп, тембр, громкость, динамику, интонирование, музыкльный фон и эмоционально-смысловое наполнение языкового материала.

Актуальность работы заключается в создании нового подхода к использованию музыкальных средств в образовательном процессе, так как на современном этапе недостаточно полно осознаются и используются методы и приемы обучения, повышающие эффективность изучения иностранного языка.

По сравнению с основной образовательной частью музыкальный компонент до сих пор рассматривается многими педагогами как чисто развлекательный, который п омогает лишь снять напряжение в образовательном процессе. В имеющихся исследованиях по проблемам использования музыкального компоенента четко разграничивается обучение, которое воспринимается учащимися как должное, и музыкальные средства , используемые в образовательном процессе, как вспомогательные.

Задача настоящего исследования состоит в том, чтобы в условиях обновления языкового образования интегрировать эмоционально окрашенный, актуальный и аутентичный музыкальный компонент в образовательный процесс с целью повышения эффективности овладения младшими школьниками иноязычной речевой деятельностью. Такой подход особенно значим для обучения учащихся начальной школы.

Главная движущая сила дидактического процесса – мотивация – создаёт условия для появления внутренних побуждений к учению. Музыкальные средства, используемые в образовательном процессе влияют на формирование речевых навыков и развитие речевых умений, способны мотивировать учащихся к использованию изучаемого языка в устной речи.

Использование музыкального компонента в процессе овладения устной иноязычной речью преследует также цель целостного воспитания личности младшего школьника в интеллектуальном и эмоциональном измерениях. Это, в свою очередь, позволяет формировать всесторонне развитую, гармоничную личность младшего школьника, который готовится к межкультурному общению.

Для эффективного изучения иностранного языка необходима
эмоциональная вовлеченность учащихся в процесс обучения. Музыкальные
средства как нельзя лучше помогают создать положительный фон на уроке, и
вовлечь младших школьников в активную работу на занятии.

Систематическое и целенаправленное применение музыкального компонента в процессе обучения является средством повышения мотивации изучения английского языка путем вовлечения эмоциональной сферы учащихся, что способствует совершенствованию речевых навыков и умений в процессе овладения устной иноязычной речью, а также формированию всесторонне развитой личности учащихся начальной школы.

Процесс усвоения музыкально окрашенного языкового материала в совокупности с получением эмоционального опыта расширяет кругозор учащихся, раскрывает личностные возможности и приобщает к духовным ценностям народа страны изучаемого языка.

Вовлечение эмоциональной сферы посредством использования музыкального компонента способствует созданию благоприятной психологической атмосферы на уроке, снижению утомляемости и включению механизмов непроизвольного запоминания, что позволяет увеличить объем и прочность запоминаемого материала, а также способствует раскрытию резервных возможностей учащихся начальной школы.

Немаловажную роль в раскрытии внутреннего потенциала учащихся играет творческая составляющая, которая позволяет проявить личностные способности каждого ученика, раскрыть его индивидуальные особенности и проявить их в процессе творческой активности с использованием музыкального компонента при овладении устной иноязычной речью. Использование при этом правильно отобранного аутентичного музыкально окрашенного языкового материала способствует эстетическому воспитанию учащихся начальной школы.

При очевидной значимости музыкального компонента в процессе обучения младших школьников устной иноязычной речи в методической литературе до последнего времени остается недостаточно изученной технология обучения иностранным языкам с использованием музыкального компонента в системе начального общего образования. Отсутствуют учебные пособия для учащихся начальной школы, в которых бы содержался специально отобранный аутентичный музыкальный материал с представленной технологией работы с ним в целях повышения качества обучения устной иноязычной речи.

Таким образом, создается противоречие между социальной образовательной потребностью в обучении младших школьников с использованием музыкального компонента и отсутствием соответствующей технологии обучения с ним.

Данное противоречие обусловило проблему исследования, которая заключается в том, чтобы разработать соответствующую технологию обучения с использованием музыкального компонента, содержащую специально отобранный аутентичный музыкальный материал и методы работы с ним для достижения основных целей обучения иноязычной речи в начальной школе в условиях обновления языкового образования.

Актуальность поставленной проблемы и её недостаточная
разработанность послужили основанием для определения темы

исследования: «Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью».

Объектом исследования является процесс обучения учащихся начальной школы устной иноязычной речи (на материале преподавания английского языка).

Предмет исследования составляет м узыкальный компонент как средство овладения младшими школьниками устной иноязычной речью.

Целью исследования является создание технологии обучения учащихся начальной школы устной иноязычной речи с использованием музыкального компонента, направленной на п овышение качества её овладения и активное развитие духовно-эмоциональной сферы личности младших школьников.

Степень научной разработанности проблемы.

На протяжении последних сорока лет раннее обучение английскому языку является актуальным объектом исследования (Н.Н. Ачкасова, М.З. Биболетова, З.Н. Никитенко, В .Н. Мещерякова, И.Н. Верещагина и О.А. Афанасьева, В.Н Богородицкая, Л .В. Хрусталева, О .А. Денисенко, Е .И. Негневицкая, Н.А. Малкина, Н.Н. Трубанева, Н.А. Горлова и др.).

Многие исследователи (Ю.Б. Алиев, А.Я. Балонов, В.К. Белобородова, С.Н. Беляева-Экземплярская, М.П. Блинова, Н .А. Ветлугина, Г.В. Вершинина, Н.Д.Гродзенская, В.Л. Деглин, А.Г. Костюк, Е.В. Назайкинский, Г.С. Ригина, Б.М. Теплов, Л. Ловери, К. и И. Пири и др.) отмечают важность использования музыкальных средств в учебно-воспитательном процессе и их положительное влияние на развитие учащихся в интеллектуальной и эмоциональной сферах.

Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что авторы интенсивных образовательных технологий используют различные аспекты музыкального компонента в своих теориях с целью повышения эффективности обучения иностранному языку применительно к взрослым учащимся: Г . Лозанов – суггестопедический метод, Л.Ш. Гегечкори – синтез суггестопедического и сознательно-

сопоставительного методов обучения, Г. А. Китайгородская - метод активизации возможностей личности и коллектива, В.В. Петру син ский -суггесто-кибернетический интегральный метод ускоренного обучения, А.С. Плесневич - метод погружения, И.Ю. Шехтер - эмоционально-смысловой метод.

Что касается начальной школы, то можно констатировать практическое отсутствие методического обеспечения с использованием музыкального компонента. Исключение составляет музыкально-игровой курс английского языка “Маша и медведь” для детей дошкольного и младшего школьного возраста с аудиодиском и методическим пособием (Н.Н.Ачкасова), целью которого является развитие лингвистических способностей дошкольников c помощью активизации их творческой деятельности. Вместе с тем, разработка научно-обоснованной технологии овладения иноязычной речью с системным и целенаправленным использованием музыкального компонента в этом пособии не предусматривается.

В методической литературе, посвященной данной проблеме, внимание
исследователей обращено главным образом на рассмотрение отдельных
вопросов, связанных использованием музыкальных едств

образовательном процессе. Однако для повышения эффективности процесса обучения иностранному языку и качества овладения устной иноязычной речью необходима разработка технологии с использованием всех составляющих музыкального компонента, оказывающей эмоциональное воздействие и способствующей развитию творческого потенциала учащихся начальной школы.

В данном исследовании разработана технология комплексного использования музыкального компонента (МК) в процессе обучения младших школьников устной иноязычной речи.

Гипотеза исследования: эффективность процесса обучения иностранному языку учащихся начальной школы существенно повысится, если:

-на занятиях иностранного языка целенаправленно и систематически используется музыкальный компонент при обучении устной иноязычной речи, а также различным аспектам языка;

-определены критерии отбора музыкального компонента при обучении учащихся иноязычной речевой деятельности;

-иноязычный песенный материал отвечает возрастным индивидуальным особенностям школьников и способствует гармоничному развитию личности учащегося, развитию практических навыков и умений общения на иностранном языке, формированию культурологической компетенции;

-создан комплекс учебно-методических материалов с использованием музыкального компонента для обучения младших школьников устной иноязычной речи;

-разработана научно обоснованная технология работы с использованием музыкального компонента, направленная на интенсификацию и на оптимизацию процесса обучения иностранным языком.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:

  1. На основе анализа составляющих музыкального компонента в работах российских и зарубежных авторов раскрыть сущность и содержание понятия «музыкальный компонент» и его роль в образовательном процессе.

  2. Определить принципы отбора «музыкального компонента» и преимущества его использования в процессе обучения устной иноязычной речи учащихся начальной школы.

  3. Выявить степень воздействия музыкального компонента на процесс овладения учащимися начальной школы устной иноязычной речью.

  1. Разработать технологию обучения учащихся начальной школы устной иноязычной речи с использованием музыкального компонента и проверить её эффективность экспериментально в ходе опытного обучения.

  2. Опираясь на результаты исследования, создать комплекс учебно-методических материалов по технологическому обеспечению процесса обучения иностранному языку с использованием музыкального компонента.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимопроверяющих и дополняющих друг друга методов исследования:

-изучение и обобщение педагогического опыта в отечественной и зарубежной образовательной практике;

-методы теоретического анализа;

-диагностические методы (тестирование, обобщение независимых характеристик);

-опрос (анкетирование, беседа);

-экспериментальные методы (констатирующий, поисковый, обучающий эксперименты);

-методы статистической обработки данных.

Теоретическую основу исследования составили исследования по методике преподавания иностранного языка (Ачкасова Н.Н., Биболетова М.З., Бим И.Л., Никитенко З.Н., Богородицкая В.Н., Гегечкори Л.Ш., Гез Н.И., Дмитренко Т.А., Лозанов Г.К., Китайгородская Г.А., Никитенко З.Н., Пассов Е.И., Плесневич А.С., Петрусинский В.В., Хрусталева Л.В., Шехтер И.Ю. и др.); психологии обучения иностранным языкам (Артемов В.А., Зимняя И.А., Леонтьев А.Н. и Леонтьев А.А., Теплов Б.М. и др.); физиологии высшей нервной деятельности и психофизиологии (Ананьев Б.Г., Анохин П.К., Лурия А .Р., Павлов И .П., Симонов П .В. и др.); возрастная и педагогическая психология (Гамезо, М.В., Петрова Е .А., Орлова Л.М); музыкальной психологии (Петрушин В .И., Плесневич А.С., Орлова Н.Ф. и др.); теории музыки (Асафьев Б.В., Теплов Б.М., Блинова М.В.,

Медушевский В.В., Назайкинский Е.В., Тарасов Т.С, Яворский Б.Л., Тюлин Ю.Н., Мазель Л.А. и др.); культурологии (Ерасов Б.С, Ощепкова В.В., Тер-Минасова С.Г., Сафонова В.В. и др.).

Опытно-экспериментальной базой исследования было избрано Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного образования "Международный центр "Мьюзик-Лингва" г. Москвы.

Личное участие соискателя состоит в теоретической и методической разработке основных идей исследования, создание УМК и непосредственном руководстве опытно-экспериментальной работой, которая осуществлялась соискателем в качестве методиста и генерального директора данного учреждения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальный компонент применительно к образовательному
процессу подразумевает совокупность музыкальных средств, таких как ритм,
темп, тембр, громкость, динамика, интонирование, музыкальный фон и
эмоционально-смысловое наполнение языкового материала. Данная
трактовка понятия «музыкальный компонент» наполняет новым
содержанием процесс обучения иностранному языку. Музыкальный
компонент является неотъемлемым элементом процесса овладения устной
иноязычной речью учащихся начальной школы.

Теоретической основой для разработки технологии обучения устной
иноязычной речи с использованием музыкального компонента выдвигается
представление музыке языке, как о двух взаимодополняющих

семиотических системах, в основе которых лежит звук. Общим для этих систем является их коммуникативная функция, которая проявляется специфически в каждой из них: музыка выполняет эту функцию на эмоциональном уровне, язык - преимущественно на когнитивном уровне.

2. Процесс обучения иностранному языку с использованием
музыкального компонента предполагает ачестве методологического
ориентира синтез личностно-деятельностного и системно-деятельностного
подходов к образовательному процессу и обеспечивается комплексным
использованием всех составляющих музыкального компонента в процессе
овладения устной иноязычной речью (где совмещены эмоциональный и
рациональный аспекты развития учащегося).

Музыкальный компонент способствует как повышению эффективности овладения устной иноязычной речью, так и воспитанию и разностороннему развитию учащихся начальной школы. В связи с этим, процесс овладения устной иноязычной речью с использованием музыкального компонента подразумевает учебно-методическое сопровождение, подкрепляемое комплексом внеаудиторных занятий по иностранному языку, который включает:

-тематические и музыкальные вечера с носителем языка (или педагогом с уровнем владения языком, приближенным к носителю);

-постановки мюзиклов на английском языке;

-организацию выездных лагерей с обучением английскому языку через музыку с применением элементов суггестии;

-выезд за рубеж с обучением международных школах

англоговорящих стран.

  1. Принципами отбора музыкального компонента в процессе обучения являются: принцип интеграции музыкального компонента в процесс обучения иностранному языку; принцип творческой активности, принцип эмоциональности, принцип инсценировки музыкального материала, принцип аутентичности материала, в котором используется музыкальный компонент и др. В качестве критериев отбора выступают: культурологическая ценность музыкального компонента, обеспечивающая расширение лингвострановедческого кругозора учащихся; воздействие на эмоциональную и мотивационную сферу личности младшего школьника с учётом его возрастных особенностей и интересов; критерий методической ценности для формирования базовых речевых навыков и умений учащихся, который обеспечивается соответствием музыкального материала тематике устной речи на данном этапе.

  2. Технология обучения устной иноязычной речи с использованием «музыкального компонента» включает систему заданий и упражнений с созданием ассоциативных музыкальных образов, способствующих эффективному восприятию языкового материала.

Процесс актуализации иноязычной речевой деятельности с использованием музыкального компонента в рамках данной технологии содержит элемент творчества и активную практическую деятельность младших школьников. Создание учащимися собственных вариаций с использованием аутентичных музыкально-песенных материалов, а также создание собственного музыкального произведения (песни на английском языке) с последующей его записью на диск (по возможности в студии звукозаписи) является значимым фактором для развития аудирования иноязычной речи и повышения мотивации к овладению устной иноязычной речью и к подготовке к диалогу культур.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2006-2010 гг.) - теоретико-поисковый. Была изучена философская, психолого-педагогическая, лингвистическая и методическая литература по проблеме исследования. Дана оценка современного состояния проблемы исследования.

Второй этап (2010-2013 .) - опытно-экспериментальный.

Сформулирована рабочая гипотеза исследования и проведена ее апробация в
процессе опытного обучения. При этом были проведены анкетирование,
интервьюирование, анализ контрольно-проверочных тестовых работ

учащихся.

Третий этап (2013-2014 .) - заключительно-обобщающий. Проведены систематизация теоретических выводов и обобщение полученных результатов исследования, литературное оформление полученных данных.

Научная новизна исследования состоит:

-в раскрытии сущности содержания онятия «музыкальный компонент», выявлении его новых существенных признаков;

-в комплексном использовании всех составляющих МК в процессе обучения иностранному языку на основе личностно-деятельностного, системно-деятельностного подходов (совмещены эмоциональный рациональный аспекты развития учащегося);

-в научном обосновании принципов отбора музыкального компонента в процессе овладения младшими школьниками устной иноязычной речью;

-в оригинальной системе заданий с созданием ассоциативных музыкальных образов, способствующих эффективному восприятию языкового материала и его запечатлению памяти учащихся, чему способствует некоторая музыкальная окраска учебного материала;

-в создании технологии обучения учащихся начальной школы иностранному языку с использованием МК.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
разработаны теоретические основы организации построения обучения
иностранному языку с использованием МК системе начального

образования, то вносит определенный вклад теорию бучения

иностранного языка в начальной школе. Разработаны теоретические основы
методики использования комплексного воздействия МК в процессе
овладения устной иноязычной речью учащимися начальной школы.
Намечены пути совершенствования учебной и творческой деятельности
школьников в ходе овладения ими иноязычной речевой деятельности с
использованием МК через вовлечение х активную творческую

деятельность.

Практическая значимость исследования определяется тем, то создана технология обучения английскому языку через музыку для учащихся начальной школы, которая позволяет повысить качество овладения устной иноязычной речевой деятельностью. Разработанные автором методические материалы и учебно-методические комплексы, включающие программы, аудиоматериалы и проверочные тесты по курсу «Английский через музыку» могут найти применение в обучении иностранным языкам.

Достоверность и надежность научных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, связанными с системно-деятельностным и личностно-деятельностным подходами, комплексной методикой исследования, адекватной его объекту, цели, задачам и логике, длительностью опытно-экспериментальной работы, непротиворечивостью выводов исследования, а также подтверждением гипотезы исследования, результатами опытного обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилась в
ходе обучения учащихся начальной школы Негосударственном

образовательном частном учреждении дополнительного образования Международного Центра "Мьюзик-Лингва". Материалы работы обсуждались

на заседаниях кафедры методики преподавания иностранных языков Московского педагогического государственного университета (2010-2014гг.).

Основные положения диссертационной работы докладывались и
получили одобрение на V и VI Международных научно-практических
конференциях в Украине (2011-2012гг.), на Форуме педагогических вузов
России в г. Москва (2011г.), на второй Международной научно-практической
конференции в Новом гуманитарном институте, г. Электросталь (2013) и на
XI Международной научно-практической конференции «Актуальные
проблемы психологии, педагогики лингвистики», проходившей

Московской гуманитарно-технической конференции в мае 2013г., на научно-практических конференциях МПГУ (2008-2014гг.), получили отражение в 21 публикации, в том числе трех публикациях в ведущих научных журналах, включённых в реестр ВАК МО и науки РФ.

Основные теоретико-практические положения разработанного курса “Английский через музыку” внедрены в работу Негосударственного образовательного астного учреждения дополнительного образования Международного Центра «Мьюзик-Лингва» в г. Москва. Результаты исследования рассматривались также на ежегодных научно-практических конференциях МПГУ и нашли свое отражение в четырёх учебных пособиях, программах, методических рекомендациях по теме и проблеме исследования, опубликованных как в России (в Москве, Электростали и других городах), так и за рубежом (в Украине в г. Луганск).

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая включает ебя введение, ве главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Во Введении обосновывается выбор темы исследования ее

актуальность, формулируются цель, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

Первая глава посвящена исследованию теоретических основ обучения иностранному языку с использованием музыкального компонента для овладения устной иноязычной речью учащимися начальных классов.

Во Второй главе представлен опытно-экспериментальный материал проведенного исследования, анализируются результаты опытного обучения иностранному языку с использованием музыкального компонента учащихся начальной школы.

В Заключении подводятся основные итоги проведенного исследования, обобщаются его результаты и выводы, даются научно-практические рекомендации.

В Приложениях представлены рабочие материалы исследования.

Содержание обучения иностранному языку с использованием музыкального компонента для овладения устной иноязычной речью учащихся начальной школы

Современный логический словарь-справочник ает следующее определение понятия цели: «Цель - то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий» [62, C. 662]. Применительно к обучению иностранному языку цель, по мнению Пассова Е.И., имеет двойственный характер: с одной стороны она «детерминирована объективными нуждами общества, его социальным заказом, с другой - она детерминирует всю систему обучения, определяя и содержание системы, и ее организацию» [88. C. 40-44].

Специфика иностранного языка как учебного предмета состоит в том, что он является одновременно и целью и средством обучения. Разные авторы, занимающиеся роблемами обучения иностранному языку, соответствии со спецификой овладения иноязычной речевой деятельности, выдвигают различные определения цели обучения иностранному языку. Так, методист И.Л. Бим под целью понимает идеальный образ планируемого результата [15. C. 80-93].; психофизиолог Н.А. Бернштейн определяет цель как закодированный в мозгу «образ потребного будущего»; психолог А.Н. Леонтьев - как «пусковой механизм всякой деятельности».

Цель обучения иностранному языку отражена также в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где указано, что цели обучения иностранному языку в средней школе определяются общественными запросами, государственными интересами воспитания всесторонне развитого и образованного человека. В данном документе одной из основных целей является “сформированность дружелюбного отношения и толерантости к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью сових сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы” [128. C. 8.]

В ФГОС начального общего образования содержатся требования к владению знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умению строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умению выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка.

Новая программа по иностранному языку, составленная в условиях обновления языкового образования, соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, предусматривает комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей, ри этом подчеркивается, то воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе практического овладения иностранным языком. Таким образом, практическая цель, т.е. обучение общению на иностранном языке, является ведущим компонентом во всех государственных документах.

В данном исследовании мы берем за основу выделенные Роговой Г.В., Рахмановым И.В., Миролюбовым А.А. следующие четыре цели обучения и рассматриваем х с очки зрения х реализации ри использования музыкального компонента: -практическая цель - формирование коммуникативной компетенции, в синтезе её составляющих (языковой, речевой, социокультурной, социолингвистической и др.), что предполагает коммуникативно ориентированное изучение языка; -образовательная цель - расширение общего кругозора учащихся, в том числе лингвистического, филологического и музыкального, углубление их эрудиции, снабжении их информацией о литературе и искусстве, географии, истории и быте народа и страны изучаемого языка; -воспитательная цель - воспитание проявление уважения, лояльности к людям, традициям народа страны изучаемого языка, развитие способностей ярко и неповторимо представлять свою страну и культуру в процессе межкультурного общения; формирование средствами иностранного языка положительных черт характера учащихся и эмоционально-оценочного отношения к миру; развитие культуры общения у учащихся, уважеине и соблюдение ими правил этикета в общении и др; -развивающая цель - развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся, ценностных ориентаций, эмоциональной готовности к общению с представителями другой культуры, всестороннее развитие личности учащихся: познавательной активности, развития логического мышления, сенсорного восприятия, памяти, внимания, языковой догадки, эмоциональной и мотивационной сфер и др.

Решение практической цели для учащихся начальной школы достигается путем создания основ для дальнейшего достижения порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам начальной школы общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения.

Использование музыкального компонента на занятиях иностранного языка способствует развитию навыков умений аудирования, совершенствует слуховой канал восприятия, позволяет различать тонкости произношения и мелодику английского языка. Развитие слуха у младших школьников способствует совершенствованию восприятия аутентичной речи, что в свою очередь ведет к правильному произношению языкового текста с использованием музыкального компонента. Наличие в языковом материале с музыкальным компонентом заданного ритмического рисунка и интонирования предполагает адекватное повторение закрепление изучаемого материала. Музыкальный компонент способствует также более глубокому овладению учащимися речевыми навыками и умениями. Языковой материал, содержащийся в музыкальном или песенном материале, является образцом аутентичного иноязычного екста. Такой материал не только является стимулом речевому общению, что обеспечивает удовлетворение коммуникативных потребностей учащихся, но и формирует способность пользоваться языком на уровне, соответствующем задачам данного возраста. Образовательная цель предполагает: - знакомство учащихся начальной школы с народом и культурой страны изучаемого языка; -сформированность умения использовать иностранный язык ак средство для получения информации из иноязычных источников. Использование аутентичного музыкального песенного материала является основным источником получения подобной информации для учащихся начальной школы; -более убокое освоение родной культуры посредством её сопоставления с чужой культурой и взаимоотношения с ней; -расширение языкового, социального, эмоционального и интеллектуального кругозора учащихся.

Для достижения необходимого уровня владения иностранным языком недостаточно формирования только иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Необходима также подготовка к формированию межкультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку в целом, так как сегодня стратегическая цель обучения иностранному языку заключается развитии способности межкультурной коммуникации, которая предполагает открытость и готовность к общению.

Средства и приемы работы с музыкальным компонентом в процессе обучения устной иноязычной речи учащихся начальной школы

Пользуясь интонированием различных способов словесного воздействия, как одним из музыкальных компонентов, учитель может разнообразить свою речь и управлять процессом обучения ИЯ.

Сложность обучения иноязычному произношению заключается также в том, что в реальном общении звуки английского языка редуцируются сильнее, по сравнению с русским языком, и взаимно влияют друг на друга определённым образом (прогрессивная и регрессивная ассимиляция), качество их произнесения зависит как от словесного и фразового ударения, так и от интонационного контура высказывания. Развивая навыки и умения воспринимать интонированную аутентичную речь, и в дальнейшем обучая младших школьников самостоятельному интонированию своей речи в зависимости от характера высказывания, мы предполагаем реализовать цель обучения устной иноязычной речи с использованием музыкального компонента.

Работа с громкостью и динамикой, как отдельными составляющими музыкального компонента, также связана с фонетическим аспектом языка. Такая работа дает возможность учащимся выработать мышечную память лицевых мышц и всего артикуляционного аппарата в ходе проговаривания непривычных иностранных звуков и интонационных контуров. Поскольку между проговариванием и мыслительными процессами существует тесная связь, то развитие музыкального слуха, слухового внимания и слухового контроля тесно взаимосвязано с развитием артикуляционного аппарата. Д. Остри и С. Насир на основе многолетних исследований установили, что проговаривание звуков, связанных в слова, словосочетания и тексты, вырабатывает возможность распознавать эти звуки в речи. Чем энергичнее и длительнее артикуляция, тем эффективнее происходит их распознавание на слух.

По словам Д. Остри и С. Насир, громкое проговаривание иноязычных текстов с имитацией произношения носителей языка вызывает в нервной системе некий процесс, который включает в ебя анализ мелодики иностранного языка. Со временем мелодика иностранного языка становится привычной. Мы солидарны со взгляддами вышеназванных преподавателей высшей школы и считаем, что такой подход ведет эффективности овладения младшими школьниками устной иноязычной речью и активному ее использованию.

На наш взгляд, основными предпосылками для развития всех видов речевой деятельности являются развитие фонематического слуха и системы слухового восрпиятия.

Еще одной немаловажной составляющей музыкального компонента является тембр. Определение тембра дается в трудах таких всемирно известных ученых, как Гельмгольц (1877), Флетчер (1938), Ликлайде (1951), Плом (1976), Наутсм (1989), Россин (1990), Ханде (1995).

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) под редакцией Азимова Э.Г., Щукина А.Н. трактует тембр, как качественную характеристику, специфическую окраску звука … или человеческой речи. [4. C. 305]. Музыкальные тембры передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Голосовой аппарат является своего рода духовым музыкальным инструментом. В европейских языках тембр также имеет смыслоразличительную функцию, его еще называют «окраской звука» или просто «цветом голоса». Однако среди всех музыкальных инструментов он не имеет себе равных по своей многогранности, разносторонности, возможности передачи малейших оттенков.

В качестве музыкального компонента в процессе овладения младшими школьниками устной иноязычной речи тембр используется для эмоциональной окраски речи, выражения настроения, отражается в смене ролей в диалогической речи. Эмоционально-смысловое наполнение языкового материала В последние десятилетия личностные факторы, воздействующие на процесс обучения, активно изучаются как в педагогике, так и в психологии. Так, Карл Роджерс - основатель гуманистической психологии, будучи врачом-психиатром, описал 19 принципов человеческого поведения. Он рассматривает любого человека, прежде всего, как эмоциональное существо, остающееся при этом физическим и познающим субъектом. По-настоящему гармоничный человек «живет в мире со своими чувствами и эмоциями, он полностью реализует свой потенциал, он лишен оборонительных стратегий, он творит, создавая себя заново в каждый момент каждого действия, в каждом принимаемом решении».

Эффективное обучение возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и при проникновении в их эмоциональную сферу. По мнению В. Леви, “музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на увства и эмоции еловека, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания” [68. C. 92]. Чешский педагог- гуманист Ян Амос Каменский уподоблял людей, не знающих музыки, тем, кто не знает грамоты.

Со времен средневековья музыка входила в систему учебных предметов «cеми свободных искусств», которые преподавались в школах и университетах: грамматика, диалектика, риторика составляли ривиум, арифметика, геометрия, астрономия и музыка - квадривиум. В Древней Греции Эсхил, Фриних, Софокл, Еврипид - были поэтами и музыкантами. Древнегреческая трагедия содержала хор, который комментировал все события, а драматические актеры исполняли сольные партии. В Древнем Риме поэтические оды Горация, поэмы Овидия пелись и сопровождались игрой струнных щипковых инструментов.

Император Домициан основал «капитолийские» состязания (конец I в.н.э.), на которых вместе с поэтами выступали певцы и музыканты. Русь известна своими сказителями и скоморохами, которые пели былины и частушки. Музыкальная поэзия отражает отражала духовные, нравственные и эстетические идеалы. Рассмотрим различные виды МК, участвующие в процессе обучения английскому языку. До сих пор песня, как один из видов целостного воздействия музыкального компонента, является очень сложным, составным и богатым ресурсом, используемым в процессе обучения иностранному языку. Являясь фонетическим, лексическим и грамматическим ресурсом, а также стимулом к иноязычному общению, песня выполняет одновременно множество и других функций: образовательную, учебную, развивающую, воспитательную, коммуникативную, психологическую (связанную с повышением мотивации), культурологическую, линвострановедческую.

Технология обучения устной иноязычной речи с использованием музыкального компонента

Большое число заданий, загадок, проблемных ситуаций с использованием МК, позволяют проявляться находчивости, развиваться спо собностям и умениям общаться. Учёные-исследователи различают внутреннюю и внешнюю активность. Внутренняя активность коррелирует с умственной активностью, то есть мыслительной, внешняя активность - с речевой. Развитию внутренней активности способствует и самостоятельная работа учащихся в усвоении языкового материала. Внутренняя активность обеспечивается путём решения проблемных заданий организацией самостоятельной работы, которой придаётся творческий характер.

Общение учащихся характеризуется взаимодействием учеников друг с другом при помощи речевых средств. Эффективность урока зависит от частоты перехода инициативы от одного учащегося к другому. Учителя, практикующие едагогику сотрудничества, предоставляют инициативу учащимся в достаточно широких границах.

Мы рекомендуем делать акцент на желании и потребности учащихся больше, чем на желании презентавать заготовленное объяснение материала. Учитель должен выполнять на занятии роль помощника, консультанта, облегчать усвоение учебного материала. В этих целях он должен иметь необходимый арсенал увлекательных вопросов, каверзных загадок, воодушевляющих сведений и интересных расскаов. Одной из главных предпосылок общения ляется эмоциональная вовлеченность и возможность выражать радость, огорчение, настораженность, удивление, смех. Таким образом, главной задачей учителя является передать инициативу учащимся, заинтересовать х, а затем управлять роцессом использования. При этом учитель может пользоваться всеми доступными ему средствами: возможностями своего голоса, выбором способов словесных воздействий, уточнением цели, переключением внимания учеников на новые объекты, паузами, юмором.

Остановимся теперь на рассмотрении ритмичности между уроками. К данному феномену относятся ежедневные краткие телефонные звонки в согласованное время, которые содержат 3 вопроса по пройденному материалу.

Особенности практики использования телефонных звонков: 1. Звонок производится персонажем разработанного нами курса “Английский через музыку”, что является эмоциональным и мотивирующим фактором процесса обучения и длится 2-3 минуты. 2. Разговор ведётся на английском языке. Разговор по телефону является одним из наиболее сложных форм общения, что способствует развитию навыков и умений аудирования и говорения. 3. Начало и конец разговора основаны на использовании изученных фраз и выражений приветствия/прощания, что создаёт благоприятную атмосферу для общения. 4. Уровень сложности вопросов должен соответствовать психологическим и возрастным особенностям учащихся и ограничиваться проговариванием / пропеванием ответов на короткие вопросы о пройденному материалу с использованием МК.

Подобная практика приводит к повышенному интересу к изучению иностранного языка, добросовестному выполнению домашнего задания, а также эмоциональной окрашенности общения. Еще одним способом ритмизации материала между уроками являются игры-квесты. Подобные игры связаны поиском, фотографированием картинок, простых английских слов, связанных с тематикой обозначенного сюжета. Картинки и слова можно находить вокруг себя: на вывесках в магазинах, на улице, на упаковках продуктов, в песнях и т.д. Целью игры является поиск картинки или английского слова на внешнем носителе и составление с ним корректного предложения в рамках обозначенной темы.

Подобная деятельность создает предпосылки использования английского языка в процессе обычной жизнедеятельности, игровой компонент соответствует интересам учеников младшего школьного возраст, открывая широкие возможности использования английской речи.

И, наконец, рассмотрим ритмичное построение программы, т.е. соотношение модулей с творческими занятиями в рамках учебного года.

Кроме уроков, во время которых ученики ограничены одним и тем же образовательным пространством, той же обстановкой и более или менее предсказуемыми занятиями, необходимо вводить в программу внеклассные уроки ли творческие занятия коллективного характера. Результатом подобного творчества может быть как песня, так и детская игрушка. Творческие занятия внеклассного формата должны носить ритмичный характер и проводиться с периодичностью раз в месяц на английском языке с использованием всего спектра невербальных средств общения.

Организация языковых лагерей в Подмосковье и за рубежом в летний период является отражением принципа ритмичного распределения материала в более широком временном формате. В рамках данной технологии обучения созданы программы для детского музыкально-языкового лагеря «Английское Путешествие», проводимого ежегодно в Подмосковье, что способствует актуализации языкового материала использованием МК и развитию навыков и умений аудирования и говорения. 10. Принцип творческой активности

Этот принцип рассматривается нами как инновационный в данной технологии обучения, т.к. предполагает создание собственной песни каждым учащимся на изучаемом языке с последующей её записью студии звукозаписи. Согласно данному принципу, учащиеся начальной школы наряду с языковым образованием изучают основы музыкальной грамоты, знакомятся с различными музыкальными стилями, образцами классической музыки, средствами выразительности в музыке и языке.

Для внедрения принципа творческой активности в микроформате урока необходимо использование лингвистического материала с использованием МК в виде музыкальных шуток, загадок, скороговорок, ритмичных мелодий. На примерах изучаемых четверостиший и рифмовок создается возможность создания своих рифмовок. Подобная деятельность повышает самооценку учащихся, способствует продуктивному иноязычному общению, раскрывает индивидуальные и творческие способности каждого.

Опытно-экспериментальное обучение младших школьников с использованием музыкального компонента

В современной политики нашего государства четко вырисовывается тенденция к гуманизации образования, представляющая собой результат позитивных изменений в развитии духовной сферы общества. Гуманизация образования требует пересмотра целей, содержания и технологии обучения иностранному языку с учётом обеспечения учащихся не только необходимым объёмом знаний и умений, но и активного развития духовно-эмоциональной сферы.

В ходе настоящего исследования была раскрыта сущность и содержание понятия «музыкальный компонент» в работах российских и зарубежных авторов и определена его роль в образовательном процессе. В ыявленные составляющие МК и их благотворное воздействие на повышение эффективности процесса овладения устной иноязычной речью учащимися начальной школы были подтверждены экспериментальным путём в ходе опытного обучения.

Таким образом, проведённое исследование и положительные результаты опытного обучения подтвердили научную обоснованность методических преимуществ использования МК в процессе обучения устной иноязычной речи.

Как убедительно показано в исследовании, целенаправленное и системное использование музыкального компонента в процессе обучения устной иноязычной речи в начальной школе значительно повышает эффективность процесса обучения и качество владения языком, развитию аудирования и говорения, а также способствует развитию личности учащегося. МК облегчает выработку речевых навыков и умений устного иноязычного общения.

Музыкальный компонент выполняет важнейшую учебно-методическую задачу повышения мотивации, так как он обеспечивает яркое, образное, эмоционально-окрашенное восприятие материала на иностранном языке и тем самым способствует непроизвольному его запоминанию. Интегрирование музыки в образовательный процесс на основе синхронизации интеллектуальной и эмоциональной сфер обучающихся позволяет: -совершенствовать навыки и умения устной речи на иностранном языке; -активизировать резервные возможности учащихся, т.к. МК оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, во время которого включается механизм импринтинг (непроизвольного быстрого запоминания). -расширить кругозор ля осуществления межкультурного общения путём сопоставления русской и зарубежной музыкальных культур; -создать психологически комфортную атмосферу урока иностранного язика посредством МК.

В данном исследовании выделены следующие основные принципы отбора учебного материала с использованием МК: принцип интеграции МК в процесс обучения иностранному языку, принцип учета возрастных психологических особенностей учащихся начальной школы, принцип соответствия МК языковому материалу содержания урока, принцип аутентичности материала с использованием МК, принцип использования невербальных средств общения, принцип контекстуальности, принцип дихотомичности при презентации языкового материала, принцип олицетворения языковых явлений, принцип ритмичного распределения материала, принцип творческой активности, принцип эмоциональности, инцип вариативности оценивания результатов.

В ходе исследования достигнута поставленная цель - разработана технология обучения с использованием комплексного воздействия МК в процессе обучения устной иноязычной речи учащихся начальной школы. Создана система заданий и упражнений с использованием МК. В ходе апробации составленной авторской системы упражнений выяснилось, о наиболее эффективными упражнениями с использованием МК являются эвристические. Конечным результатом применения технологии обучения ИЯ с использованием МК является развитие умений аудирования и говорения, а также умений самостоятельной работы, что нашло выражение в создании собственной песни, с последующей записью на диск. Таким образом раскрывается творческий потенциал учащихся, повышается мотивация к изучению ИЯ.

Эффективность разработанной технологии была проверена экспериментально в ходе опытного обучения, в результате которого было установлено следующее:

1. Целенаправленное и системное использование комплексного воздействия МК процессе обучения английскому языку детей младшего школьного возраста значительно повышает эффективность процесса овладения устной иноязычной речью, способствует гармоничному развитию личности учащегося.

2. Созданная технология обучения устной иноязычной речи с использованием МК для учащихся начальной школы и разработанные автором методические материалы и учебно-методические комплексы, включающие программы, соответствующие аудиоматериалы проверочные тесты по курсу «Английский через музыку» внедрены в практику работы Негосударственного образовательного частного учреждения дополнительного образования Международного Центра «Мьюзик-Лингва» в г. Москва. Разработанное автором исследования учебно-методическое сопровождение с использованием МК может быть использовано в процессе обучения иностранному языку учащихся начальной школы в других образовательных учреждениях.

3. Для дальнейшего расширения внедрения технологии обучения английскому языку с использованием МК ля детей младшего школьного возраста необходимо планомерное обучение учителей, имеющих начальное музыкальное образование, а также любящих музыку и способных к творчеству. На основе результатов исследования создан комплекс учебно-методических материалов по технологическому обеспечению процесса обучения иностранному языку с использованием МК. Разработанная технология обучения использованием МК включает также комплекс внеаудиторных занятий по иностранному языку, состоящий из: -тематических и музыкальных вечеров с носителем языка; -постановок мюзиклов на английском языке; -организации выездных лагерей в ближайшем Подмосковье с обучением английскому языку через музыку с применением элементов суггестопедического метода; -выезда за рубеж с обучением международных школах англоговорящих стран.