Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интернационально-патриотическое воспитание будущих учителей начальных классов : (В условиях индивидуальных занятий музыкой) Глядковская, Татьяна Михайловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Глядковская, Татьяна Михайловна. Интернационально-патриотическое воспитание будущих учителей начальных классов : (В условиях индивидуальных занятий музыкой) : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина.- Москва, 1989.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 89-3/3610-3

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Развитие социально-экономической жизни нашего общества в новых условиях зависит от каждого человека,от его убежденности и интереса к преобразованиям, происходящим в стране. В связи с этим возрастают требования к идейно-зоспитатель-ной работе, в той числе к интернационально-патриотическому воспитанию - ее важнейшему компоненту. Интернационально-патриотическое воспитание, призванное формировать в советских людях "одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" , в настоящее время относится к числу особо острых и актуальных. Это объясняется несколькици причинами.

Во-первых, в Советской Союзе, государстве многонациональной, вопросы наций, национальных отношений, национальных особенностей являются повседневной реальностью,'ставя перед обществом многочисленные задачи по укреплению морально-политического и экономического, содружества народов нашей ограны. Сколь важна концентрация усилий в этой направлении показали недавние события в Алма-Ате, НКАО и Армении; выявив накопившиеся за долгие годы нужды и проблемы людей, проживающих в этих областях, они вместе с тем обнаружили непонимание и дажл враждебность в отношениях между народами. В этих явлениях вскрылась вся несостоятельность воспитательной работы," в том числе изъяны в развитии чувств патриотизма и интернационализма.

Во-вторых, внимание к интернационально-патриотическому воспитанию обусловлено неудовлетворительным состоянием духовности и нравственности молодени, о чем свидетельствуют факты потребительского отношения к КИЗШІ, явлений национал-шовинизма и т.п. Все это не может ,ае тревожить педагогов и побундает к активным действиям, поправленным на приобщение подрастающего поколения к идейно-нравственным идеалам, на формирование уважительного, братского отношения к людям иных национальностей.

Поскольку отношение к своей Родине, народам, населяющим ее, их культуре, традициям занимает одно из важнейших, стерин ев ых положений в системе нравственных ценностей,то можно утверждать,что интернационально-патриотическое воспитание окажет положительное воздействие и на состояние в целом духовно-нравственной сферы молодых ладей.

В педагогическом вузе объектом воспитания является студенческая молодежь - будущие учителя. Следует отметить, что з настоящий uow;Hf

1 Ленин В.И. Поли.собр.соч. Изд.5-е. - !1. ,1968. - Т.37. - С. 190.

- г -

особо интенсивно обсуждается вопрос об учителе - "ключевой фигуре перестройки", человеке, от которого зависят как темпы социально-экономического развития вашего общества, так и степень его духовности и нравственности. Исходя из этого, данное исследование посвящено совершенствованию учебно-воспитательного процесса в педвузе и изучению новых подходов к развитию личности студентов - будущих учителей начальных классов.

Советский патриотизм как качество личности в трактовке современных философов определяется совокупностью нескольких свойств: любовью к Родине, идейностью, интернационализмом и трудолюбием (П.М. Рогачев,М.А.Свердлин). Благодаря такому пониманию советский патриотизм достаточно полно характеризует собой человека с точки зрения идейности, способности к труду на благо Родины, любви к ней и братского отношения к народаи, населяющим ее.

В настоящем исследовании проблема интернационально-патриотического воспитания рассматривается в социокультурном аспекте. Вследствие этого считаем возможным определить любовь к Родине - как любовь к родному искусству, выраженную в знании музыки своего народа, умении ее исполнять и стремлении пропагандировать ее в общественной деятельности; интернационализм - как интерес к музыке народов СССР, развитие которого приобщает студентов к инонациональным культурам и формирует уважительное отношение к разным народам - носителям этих культур; идейность - как нравственно-эстетическую убежденность, выявляющую уверенность студента в необходимости использования музыки при воспитании детей; трудолюбие - как активность, добросовестность студента в исследуемом учебно-воспитательном процессе, основанные на нравственно-эстетической убежденности.

С этих позиций был проделан анализ современного состояния интернационально-патриотического воспитания, обнаруживший формальный,упрощенный подход к развитию человеческой личности, суть которого заключена в преимущественной использовании словесных методов воздействия: "...нам до сих пор не удалось полностью отбросить обветшавшие формы работы с людьми, связанные с... выспренним пустословием". Гипертрофия чисто словесных фора воспитания осуждается современными философами и педагогами (И.С.Каган.В.Ц.Коротов и др.). Они утверждают, что нравственные понятия не могут усваиваться человеком без личного,глу-

Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего іліра. - М.,1988. - С.10'+.

- ;> -

бокого отношения к шиї, что ценностные ориентации передаются шши путем, чем знания, поэтому при воспитании человека обращение только к его сознанию не приносит ощутимых результатов. В то ме время изучение специальной литературы и анализ собственной практической деятельности выявили присущий процессу обучения игре на музыкальном инструменте в педагогическом вузе своеобразный комплекс воспитательных средств, активно развивающий наряду с интеллектуальной зіюМШІМ^Шй и поведенческую стороны личности студентов. В него включены: индивидуальный характер обучения; возможность варьирования содеркания обучения в зависимости от целей воспитания; использование самостоятельной деятельности студентов по воспитанию детей средствами музыки; система методических приемов, интенсифицирующая обучение и повышающая тем самый эффективность воздействия музыкального искусства.

В современной психолого-педагогической литературе достаточно вн-роко обсундаются общие закономерности процесса воздействия искуссгзо на развитие идейно-нравственных качеств личности (О.А.Апраксина,Н.II. Киященко.В.И.Толстых). Результаты педагогических исследований в различных возрастных и социальных группах позволяют утверждать, что при определенных условиях это воздействие может быть весьма эффективный (В.Н.Шацкая,Е.Я.Гембицкая). К настоящему времени имеются работы,частично освещающие проблему патриотического воспитания детей на уроках кузыки в общеобразовательной школе (Т.В.Стрпго,М.А.Шаниц,Д.В.1Шсоляр) и во внеклассной деятельности (Л.П.Аладова).

Однако проблема интернационально-патриотического воспитания студентов исполнительских классов прежде не изучалась. Это указывает на существующее противоречие между необходимостью реализации воспитательной работы при обучении музыке и отсутствием научных знаний о-ее сущности и методике проведения, что вызвало потребность в разработке темы настоящего исследования. Его цель - теоретически обосновать и ооздать методику интернационально-патриотического воспитания в условиях обучения музыкальному исполнительству в педагогической вузе. Объектом исследования является личность студента в системе высиего педагогического образования, а предметом - воспитательная работа со студентами в процессе занятий иузыкой.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: если при обучении агре на музыкальном инструменте постоянно и целенаправленно включать в педагогический репертуар студентов народную и советскую аузыку, активизировать их самостоятельную работу по интернационально-пчтрнотп-чеокому воспитанию детей средствами музыки, а гакае применять кои.;-

-4.-

лекс дгадакїическнх приемов, интенсифицирующих обучение, го можно сформировать любовь к родному искусству, интерес к музыке народов СССР, нравственно-эстетическую убежденность и трудолюбие-Предмет, цель и гипотеза определили задачи исследования:

вскрыть идейно-воспитательные возможности процесса обучения музыке;

доказать необходимость широкого изучения народной музыки и советской музыкальной классики;

рассмотреть вопрос об использовании самостоятельной деятельности студентов по воспитанию детей средствами музыки;

проверить методику интернационально-патриотического воспитания студентов педвуза и, опираясь на полученные результаты, сформулировать рекомендаций по ее внедрению.

3 соответствии с поставленными задачами и для подтверждения гипотезы был применен комплекс методов исследования: - теоретический анализ педагогической, социально-психологической и специальной литературы по настоящей проблеме; - изучение передового педагогического опыта; - педагогический эксперимент; - анализ собственного преподавательского опыта, а также диагностические (анкетирование, беседы, отчеты), обсервационные (наблюдения, самоанализ), праксиметричеокие (анализ самостоятельной деятельности студентов), прогностические (моделирование, обобщение независимых характеристик), математические' ( статистическая обработка экспериментальных данных) методы.

Методология исследования основывалась на положениях марксистско-ленинской теории детерминизма и материалистической теории отражения, на программных документах КПСС об идейно-воспитательной работе с молодежью. Существенную роль в разработке проблемы сыграли труды советских ученых о коммунистическом воопитании (А.С.Макаренко.В.А.Су-хомлииский и др.), специалистов в области педагогики, общей и возрастной психологии и психологии музыкального творчества (С.И.Архан-гельский,Л.И.Боасович,Л.С.Выготский,В.А.Сластешш,Б.М.Теплов и др.), философов, педагогов и музыковедов, развивающих проблему воспитания средствами искусства (И.И.Киящснко,О.В.Лармин,С.Х.Раппопорт,В.А.Ска-терщиков и др.).

Положения, выносимые на защиту:

процесс обучения в исполнительских классах обладает большим воспитательным потенциалом благодаря возможности целенаправленного воздействия на чувства и поведение ученика;

широкое изучение музыки, обладающей яркой национальной само-

- 5 -бытностью, способствует развитию чувства любви к родному искусству и интереса к музыке народов СССР;

активизация самостоятельной работы студентов по воспитанию детей средствами музыки является важнейший условней повышения эффективности воотиания;

результативность воспитательной деятельности педагога зависит от применения в совокупности всех предложенных средств педагогического воздействия (использование народной и советской музыки, прогрессивные методы музыкальной педагогики, специальные беседы педагога, уроки-практикуиы, самостоятельная работа).

В исследовании мокно выделить три этапа.

На первой этапе (1976-1977 гг.) происходило изучение философской, психолого-педагогической и специальной литературы. Одновременно с этим анализировалось состояние исследуемых качеств личности у студентов факультета начальных классов, обучающихся музыке, разрабатывался план организации и реализации экспериментальной части исследования.

На второй этапе (1977-1985 гг.) проводился преобразующий эксперимент, в котором участвовали студенты ФНК, обучающиеся игре на фортепиано в классе автора, и к которому были привлечены компетентные судьи из числа преподавателей музыки, руководителей практики и кураторов,, а также студенты, составившие 280 характеристик участников эксперимента. В ходе эксперимента была проверена разработанная методика обучения и воспитания, для чего поставлена специальная программа наблюдения и определены критерии оценки результатов деятельности педагога и студентов. Важную роль на этой этапе сыграли два этапных обследования, результат которых позволили наблюдать динамику воспитательного процесса и управлять им, регулируя степень воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей студентов.

На третьем этапе исследования (1385-1980 гг.) были осмыслены и обобщены результаты преобразующего эксперимента, разработаны практические рекомендации, составлены репертуарные списки произведений народной и советской музыки, внедрена в практику методика обучения и интернационально-патриотического воспитания.

Апробация и внедрение проводились в ходе иссле/ц 5ашія. Результаты и выводы экспериментальной работы обсуждались и получили положительную оценку на научно-методической конференции музысально-пелч-гогического факультета ШШ им.В.И.Ленина (1983) и на Лек;«н«::их чтениях ОТИ им.В.И.Ленина (1985). Опыт практической и Роо:і:^:сли<'П:

- б -

работы рассматривался на заседаниях секции музыкальных инструментов ФНК ЫГПИ им.В.И.Ленина (1978,1980,1986) и на заседании методического семинара музыкально-педагогического факультета (1987). '

В 1984 г. автором была разработана и внедрена программа подготовки руководителей музыкальных коллективов детей для ФОП. В ней нашла отражение идея о научно-поисковой и общественно-педагогической деятельности студентов как средстве воспитания активного поведения.

Научная новизна исследования состоит в постановке прежде не изучавшейся проблемы интернационально-патриотического воспитания студентов в условиях индивидуальных занятий музыкой; в выявлении нового подхода к воспитании, заключающегося в целенаправленном воз-, действии на эмоции студентов (при постижении национального искусства) и их поведение (в процессе практической музыкально-педагогической деятельности); в теоретическом обосновании идейно-воспитательных возможностей процесса обучения музыке в педагогическом вузе.

Практическое значение работы заключается в создании комплексной методики интернационально-патриотического воспитания в процессе обучения игре на фортепиано; в опытной проверке действенности разработанной системы методических приемов, обеспечивающей получение высоких результатов воспитания на уроках музыки и во внеурочной деятельности, а такие позволяющей проводить подобную работу на любом индивидуальном уроке в педагогическом вузе (дирижировании, вокала, концертмейстерского мастерства).

В соответствии с целью, задачами и логикой исследования ход его реализации, анализ деятельности педагога и студентов опиоаны, систематизированы и обобщены в наотоящей диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендаций, списка литературы, приложений.и содержит 12 таблиц и два графика.