Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Инновационные технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку Рахманова Мавджуда Джамшедовна

Инновационные технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку
<
Инновационные технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку Инновационные технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку Инновационные технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку Инновационные технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку Инновационные технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку Инновационные технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку Инновационные технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку Инновационные технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку Инновационные технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку Инновационные технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку Инновационные технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку Инновационные технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку Инновационные технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку Инновационные технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку Инновационные технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рахманова Мавджуда Джамшедовна. Инновационные технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Рахманова Мавджуда Джамшедовна;[Место защиты: Академия образования Таджикистана], 2016.- 152 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Познавательные ценности обучения в педагогических взглядах ходжа насреддина туси

1. Биография Насреддина Туси в контексте педагогического наследия 18-32

2. Содержательные цели и значения знаний в социальной позиции учащихся .33-42

3. Совместные усилия учителя и ученика в освоении знаний 43-55

4. Целенаправленность выбора направления науки и учителя, способствующего развитию интеллектуальных способностей .56-69

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. Дидактические аспекты организации обучения в педагогических трактатах ходжа насреддина туси

1. Умение организовать занятие (урок) в временных и содержательных рамках 70-83

2. Совместная деятельность учителя и ученика, направленные на изучение основ наук 84-89

3. Развивающие и функциональные цели и задачи урока в трактатах Ходжа Насреддина Туси 89-100

4. Познание факторов укрепления памяти и необходимость забывания 101-131

Выводы по второй главе

Заключение 132-138

Библиография

Содержательные цели и значения знаний в социальной позиции учащихся

Ходжа Насреддин Туси, (1201 - 1274) – персидско- таджикский учный, выдающийся деятель науки, ученик ибн Юниса, автор работ по самым разнообразным направлениям науки и естествознания, в частности, астрономии, знаток педагогико- психолоческих теорий, комментатор греческих текстов.

Жил и работал в северном Иране, родился в Тусе, жил в Кухистане под покровительством наместника халифа, рассорился с ним и переехал в Аламут, где занял промонгольскую политику и был причастен к сдаче крепости монголам, стал придворным астрологом монгольского ильхана и основал Марагинскую обсерваторию близ Термиза, где и работал, а умер в Ираке на пути в Багдад. Несмотря на это азербайджанцы почему-то считают ат-Туси своим. Например, Шемахинская астрофизическая обсерватория носит его имя.

В молодости Ходжа Насреддин Туси изучал науки, юриспруденцию и Коран, а также путешествовал; затем обосновался в Кухистане, где пользовался покровительством наместника халифа. Он предложил свои услуги халифу аль-Мустасиму в Багдаде, столице Аббасидского халифата. Получив отказ в уничижительной форме, Ходжа Насреддин Туси обиделся и в 1235 году удалился в исмаилитскую крепость Аламут, оплот ассасинов. Аламут был не только неприступной крепостью, но научным центром Ближнего Востока того времени, и Насираддин продолжал заниматься там учеными изысканиями. Однако он не чурался и политики, возглавляя промоногольскую партию. Когда монгольский царевич, внук Чингисхана Хулагу, возглавил поход монголов на Ближний Восток, ат-Туси способствовал сдаче исмаилитской крепости, в том числе Аламута без боя в 1256 году, монголам. Не знаю, как это назвать, кроме как предательством. После этого Ходжа Насреддин Туси обратился к Хулагу и стал у него придворным астрологом, а затем и личным советником, и оставался таковым, когда Хулагу стал ильхамом, правителем созданного на завоеванной территории государства, в 1261 году, и до самой его смерти. В 1258 году Ходжа Насреддин Туси принимал участие в походе Хулагу на Багдад, в котором все ещ правил халиф аль-Мустасим, так некстати обидевший нашего героя четверть века назад. Хотя к этому времени Аббасидский халифат ослаб политически и экономически, превратившись в рядовое государство региона, Багдад оставался интеллектуальным, религиозным, культурным и научным центром исламского мира. В частности, здесь находился Дом Мудрости, исламская академия, с библиотеками, содержащими уникальные книги, где работали ведущие теологи, учные и философы исламского мира.

Придворный астролог предостерегал ильхама от похода,

предсказывая: нет счастья в покушении на род Аббасидов и в походе войска на Багдад, - как придворный астролог, он ошибся в свом предсказании, но, по большому счету, был, как мы увидим, прав. Подойдя с войсками Хулагу к Багдаду, Ат-Туси был назначен вести с халифом переговоры о капитуляции. К сожалению, переговоры оказались безуспешными: аль-Мустасим отнсся к серьзной монгольской угрозе более чем легкомысленно. Багдад был взят монголами, и отдан армии в течение на разграбление.

Город был разрушен полностью, а его жители истреблены так безжалостно, что взятие Багдада монгольской армией современные авторы сопоставляют по масштабам с применением ядерного оружия. Цифры потерь гражданского населения оцениваются от 100.000 до 1.000.000. Дом Мудрости был уничтожен, книгами запруживали реку Тигр так, что, говорят, воды е сначала стали чрными от смытых чернил, а затем красными от крови учных и философов.

Исламский мир так и не оправился после падения Багдада и оно ознаменовало конец исламского Золотого века. Багдад не был восстановлен и в течение нескольких веков лежал грудой развалин. Ирригационная система, поддерживавшаяся в течение тысячи лет, пришла в негодность, что спровоцировало сельскохозяйственный кризис в регионе. Пошл на спад интеллектуальный потенциал ислама. Сама исламская цивилизация замкнулась и стала ксенофобской.

Кстати говоря, монгольская армия включала, помимо собственно монгол (и китайцев), и христиан: грузин, армян и даже антиохийских французов. А также переговорщика-мусульманина ат-Туси. (Сам Туси был шиитом, а Аббасиды - суннитами, что вряд ли оправдывает произошедшее.)

Туси, приняв участие в походе монголов на своих единоверцев, окончившемся гуманитарной катастрофой на Ближнем Востоке, вовсе не пришл в ужас, а продолжал верой и правдой служить Хулагу, ставшему ильхамом. Сразу же по окончании похода Ат-Туси основал Марагинскую обсерваторию близ Тебриза.

Целенаправленность выбора направления науки и учителя, способствующего развитию интеллектуальных способностей

Другими словами, мудрость является исчислимым показателем внутри человека, при помощи которого человек может осознанно проводить оценку и точно изучать различные аспекты, которые влияют на его будущее и судьбу, а также на его близких, и в соответствии с этим принимать решение, а также вести себя соответствующим образом, чтобы достичь желаемого результата (139, с.78).

Опираясь на эту характеристику, мудрость является мерой превосходства человека, и в Священном Коране много упоминаний о е пользе. Целью слов Всевышнего в отношении мудрости и разумности является то, чтобы человек вкладывал в основу своей жизни мудрость и освобождал е от кабалы невежества и слепого следования. Если мудрость человека будет возрастать, а животные желания и душевные помутнения не затмят его лица, то мудрость может стать для него хорошим провожатым и указывать ему верный путь. Имам Садик говорил: «Мудрость является хорошим проводником для правоверных» (140, с.48). Насираддин Туси говорил в отношении выбора учителя и наставника для ребнка: «Нужно, чтобы его (ребенка) учитель был мудрым и набожным, обладающим строгой моралью и умением воспитывать детей, а также известным красноречием, манерами, благонравием, мужественностью и чистотой, был наделен царским этикетом и воспитанностью» (154, с.196].

В этих словах Хаджи отмечается несколько особенностей наставника, каждая из которых, в свою очередь, играет важную и значительную роль при исполнении роли учителя. Мудрость и набожность являются необходимыми характеристиками педагога, без которых очень трудно осуществлять наставничество. Также человек, лишенный мудрости и религиозности, не сможет воспитать мудрых и набожных учеников. Стимулирование к овладению профессией. Работа и профессия составляют основу жизни человека и во многих аятах и преданиях это подчеркивается. Слово «работа» в абсолютном выражении, и вместе с качеством «праведный» многократно встречается в Священном Коране и считается фактором благоденствия и спасения человека. Господь в абсолютном значении говорит: «Результаты действия каждого человека полностью будут ему возвращены, и к ним не будет применено насилие» (Сура Ан-нахль, 111). В другом месте говорит: «Те, кто уверует в единственного Бога и судный день и будут совершать праведные дела, им не нужно бояться и печалиться» (Сура Трапеза, 69).

Первый случай является абсолютным, то есть за любое сво действие человек в загробной жизни получит воздаяние. Второй случай связан с качеством «праведный»; то есть только достойный поступок позволяет человеку достичь счастья. В Коране очень много таких аятов, где говорится, что вечное счастье людей зависит от праведных поступков, а не любых действий. Хаджа говорит: «Как человек только обучится какому-либо ремеслу, он должен сделать его своей профессией и зарабатывать себе на жизнь. Чтобы достичь славы, они стремятся достичь максимума и при определении тонкостей прибегают к мнению компетентных людей» (154, с. 78). Согласно его словам, родители должны помочь ребнку в выборе интересующей его профессии и побуждать его заняться делом для обеспечения своей жизни. С воспитательной точки зрения, это также оказывает положительное влияние на личность человека и повышает его социальный статус. Примечательным моментом этих слов Хаджи является то, что для освоения ребенком интересной ему профессии и постижения всех е тонкостей и секретов необходимо потратить значительные усилия, чтобы наряду с выполнением задачи, он мог предложить обществу наилучшее качество.

В отношении развития особых способностей ребенка Хаджа говорит: «Во-первых, нужно обратить внимание на характер ребнка, дать ему оценку на основе его проницательности и сообразительности, чтобы определить, к чему он имеет способности, так как не каждый готов к освоению любой профессии». В соответствии с этими словами, каждый имеет способности к определенной профессии и искусству, родители и воспитатели должны установить эту особую силу ребенка, определить в какой области он сможет развиваться наилучшим образом и помочь ему освоить соответствующую профессию.

По его мнению, различие человеческих способностей обеспечивает сохранность жизненной системы человека. Разница характеров заключается в ряде сложных и тонких аспектов, от которых зависит система бытия и существования человека. Воспитание ребенка на основе его особенного экзистенциального потенциала обеспечивает отдаление от пороков и привязанность к нравственным добродетелям, что послужит фактором его развития. Таким образом, воспитание (ребнка) с помощью этих методов согласуется с любовью к добродетелям и исключению пороков.

Следовательно, ребенок должен умерить свои желания и поиски наслаждений и сосредоточиться на этом особом предмете, чтобы подняться до самых высот.

По мнению Хаджи, родители должны поощрять обучение ребенка ремеслу, которое ему нравится. Приобретение таких навыков позволит ему управлять жизнью. Поскольку труд, вдобавок к тому, что является средством обеспечения всего необходимого для жизни, также имеет очень полезное влияние на воспитание характера и личность человека и может способствовать повышению его социального положения. Наиболее важным пунктом из данного изречения Хаджи является то, что, занимая ребенка делом, которое ему нравится, необходимо приложить усилия в области доброжелательности делаемого, познании всех секретов мастерства и укреплении навыков, чтобы вдобавок к выполнению задачи, работа, представленная обществу, была наивысшего качества.

Совместная деятельность учителя и ученика, направленные на изучение основ наук

Но, как правило, согласно шариату, чтение молитвы во имя Бога разрешено исключительно по просьбе нуждающихся, в других случаях официальных разрешений шариата нет. В) по просьбе человека может читать молитву только тот праведник, который сам не совершал греха. В этой связи сказано: «Молись тем языком, на котором ты не произнс грешных фраз». Вообще, с точки зрения ислама, призыв к молитве сам по себе - дело благородное, желаемое и достойное: Сказал Бог Мусе (Моисею):

Когда просишь помощи в своих молитвах, Языком, ртом, который не совершал грех, Не проси от меня защиты. Сказал Муса: У меня нет такого рта. Сказал: зови нас чужими ртами. Сделай так, чтобы все рты День и ночь воспевали тебя. Если совершил я грех чужим языком Считай его совершил хозяин языка. (Месневи, Том 3, с.6) А) когда на душе радость следует обращаться к обрядам. По этому поводу Его Высочество Али говорил: «Сердца людей иногда полны радостью, а иногда нет. Поэтому когда сердца полны радостью, помимо исполнения обязательств, необходимо обращаться к обрядом, а когда таких радостей не чувствуется, достаточно исполнение религиозных обрядов» (Нахч-ул-балоат, мудрость 279).

Уделение большого внимания молитве и мольба Богу и признание Его единства придает учному новый подъм духа, он готовит себя к трудностям и добьтся успехов на избранном пути. Пророк Мухаммед, да благословит Его Аллах, говорил: «Самое лучшее богослужение, что уготовил Бог для своих рабов - это намоз (молитва). Каждый, раб Божий в чтении намаза (сокращнно или продолжительно) является самостоятельным». (Бихор-ул-анвар. Том 77. с.70). Существуют различные обрядовые молитвы (намазы): 1. Ежедневный необязательный намаз. 2. Другие предусмотренные молитвы. Необязательный намаз (молитва) читается ежедневно, кроме пятницы. Он состоит из 34 частей (коленопреклонение),в том числе 8 ракъат (частей) утренний намоз (до восхода солнца), 4 ракъат (часть) западный намаз (после захода солнца), 2 ракъат молитва ъишо (полуночный). Эта молитва читается сидя и считается одним ракъатом. Одиннадцать ракъатов ночной молитвы лучше, если читается от второй половины ночи до утреннего азана. Два ракъата утренней молитвы читается до утренней молитвы.

Кроме ежедневных обрядовых намазов (молитв), существуют и другие виды молитв, которые читаются в различное время в особых местах и условиях. О них рассказано в соответствующих книгах молитв. Следует знать, что обрядовые молитвы, помимо того, что имеют благое значение, также совершенствуют обязательные намазы. В священном предании говорится: «Раб Божий благодаря исполнению ежедневных необязательных молитв (намоз) станет до такой степени любимым, что если бы меня просили, то и я не отказался бы и если бы просили, что угодно, то я удовлетворил бы просьбу» (Бихор-ун-анвар, Т. 87, с.31).

Имам Хусейн, обращаясь к брату Абулфазлу Аббосу, восклицал: «Вернись в сторону армии Саъд, попроси выделить место на одну ночь с тем, чтобы выполнить предписания религии-почитать намаз и молиться об отпущении грехов и просить прощения, покаяться-только Аллах знает, как я люблю намаз, чтение Корана, молитву и покаяние. «Мактал-ул-Хусайн, с.256). 16. Покорность в намазе, внутренняя сосредоточенность, состояние умеренности, телесной и духовной преданности (смиренности) должны ощущаться свидетельством присутствия сердца). Пути обучения покорности при намазе (терпимость и почитание) 1. Знакомство с содержанием и философией намаза (молитвы) 2. Соблюдение обрядов и предписании, связанных с намазом (молитвой) (омовение, благовоние тела и одежды. Вначале слзы и рыдания, чтение молитвы в священных местах и вместе с группой людей, продолжительный поясной поклон (рукъ) и земной поклон (сууд). 3. Устранение внешних препятствий: голод, жажда, сильная усталость и др) и устранение внутренних препятствий: уменьшений беспокойных и требуемых мыслей, сокращение сильной привязанности к земным благам. 4. Усиление знаний и преданности к Богу. 5. Воздержание от греха. 6. Вспоминание смерти.

Пророк Мухаммед говорил: «Читай намаз (молитву) так, будто прощаешься с ним. Как только приступил к исполнению обрядов намаза, скажи: представляю, что это мой последний намаз в этом мире и будь таким, чтобы тебя ждали в раю и огонь под твоими ногами и ангелы смерти за твоей спиной и пророки с правой стороны от тебя и ангелы с левой стороны от тебя и Бог над твоей головой - все думают о тебе. Ты глянь, с какими людьми ты стоишь в одном ряду и с кем ты делаешь муноот ( совершаеть ночную молитву и какие люди смотрят в твою сторону» (Сафинат-ул-бихор, Том 2, с.45). 17. Пророк Мухаммед, да благословит Его Аллах, говорил: «Тяните к себе науку и знания и сохраните их в себе». Спрашивали: «Каковы пути приобретения знаний и науки?» Пророк ответил: «Книги и их сочинение».

Познание факторов укрепления памяти и необходимость забывания

Насреддин Туси отмечает: «Необходимо, чтобы ученик внимательно изучил все мелочи науки и сделал е своей привычкой, ибо мелочи науки (знаний) свидетельствуют от способности ученика уметь размышлять и приходить к умозаключению, поэтому сказано: «Хочешь добиться чего-то, будь внимательным и думающим». Ученик в начале разговора должен думать о том, чтобы его разговор был полезным, ибо говорят, что слово, как стрела, выпустил е из лука, уже не вернешь. Следовательно, прежде чем произносить слово, всегда надо подумать о том, стоит ли говорить или нет. Это узаконено мусульманским законодательством (фик).Ученик должен рационально использовать сво время и пользоваться знаниями (опытом) других лиц. Пророк сказал: «Мудрость, утерянная вещь муъмина (верующая) где бы не встретил е, обязательно подними». И ещ: «Восприми вс чистое и непечальное слово, выпусти вс нечистое и грязное». Каждый, кто обладает здоровым телом и умом, тот не имеет морального права отказываться от науки. Каждому обучающемуся необходимо признаться, что наука, знание и понимание - это дар божий и поддержать нуждающихся необходимыми предметами жизни. Он должен просить у Бога успеха и удачи, ибо Бог всегда поддерживает просителя. По этому поводу в Коране сказано: «Каждый, кто в свой работе надеется на Бога, всегда выполняет свои обещания, и все, что хочет, обязательно сбудется, но он во всех делах установил свой объм и меру».

Говоря о щедрости учного, Туси отмечает, что «ученый должен быть щедрым. Он не должен смотреть на вещи людей с завистью. Пророк говорил: «Остерегайся зависти и жадности, ибо они являются свидетельством скудости», настоящей нищеты». Следовательно, учный не должен идти на поводу зависти, не стремиться к роскоши и богатству. Пророк говорил: «Поскольку люди боятся бедности, поэтому все они живут в нищете. Раньше традиция была такова: людей учились профессиям и специальностям, затем приступали к освоению наук. И все это давало им возможность, чтобы не завидовать богатству людей. В нравоучениях мудрецов сказано: «Каждый, кто с завистью смотрит на богатство людей, непременно обеднеет. Если учный завистливый, к нему не приходят брать знания, такой ученый никогда не сможет сказать правду.

По его мнению, ученик обязан готовить себя к повторению заданий. Он должен выделить для этого определенное время, и пока полностью не усвоит задание не должен успокоится. Надо, чтобы задания полученное в среду, было повторено 5 раз, задание вторника - 4раза, задание понедельника-2раза и задание субботы-один раз. Ибо такой порядок, с точки зрения освоения, более приемлем.

По мнению Туси, ученик при повторении урока не должен боятся, не думать об усталости и немощи, ибо урок и повторение должны усиленно работать. Но, с другой стороны, ученик не должен работать до изнеможения, ибо в этом случае он не в состоянии будет повторять задание. Всегда надо помнить такое правило: «Самый лучший вариант - соблюдение среднего уровня». Ученик обязан последовательно заниматься изучением наук и не срывать обучение на пол пути».

Говорят, что «время обучения-с пелнка до могилы». Самое лучшее время для учения - «начало молодости», раннее утро, промежуток между молитвами запада и вечерней молитвой.

Подобает, чтобы ученый вс сво время тратил на изучение наук и каждый раз, если ученый чувствует усталость, то переходить как изучению другой науки.

Исследование показало, что Туси ночами не спал. Он рядом с собой держал тетрадку, и когда он чувствовал усталость то одной науки, тут же брался за изучение другой науки. Рядом с ним стояла кувшин с водой и каждый раз, когда его одолевал сон, он тут же ополаскивал себя водой. Ибо вода отгоняет сон. Он всегда подчркивал: «Сон одолевает человека в результате тепла и жары».

Говоря об использовании свободного времени учеником ради роста в науке, Туси отмечает следующее: Учному следует все свое время посвятить изучению наук с тем, чтобы увеличить свой научный багаж. Для этого он всегда должен держать в руке карандаш для того, чтобы записать вс полезное, что услышит. В этой связи говорится: «Человек, вс что запоминал человеком, однажды забудет, а то, что записано карандашом, никогда не забудет, оно остатся». Сказано также: «Знание-это то, что исходит из уст великих мужей, ибо они-самое лучшее услышанное сохраняют в памяти и рассказывают самое ценное из-того, что помнят».

Некто завещал своему сыну, чтобы он каждый день изучал часть из науки. Это хотя мало, но со временем увеличится. Наука многогранна, а человеческий век короткий. Следовательно, искатель науки не должен тратит попусту сво драгоценное время. Он должен ценить сво время и тратить его на пользу науки. В этой связи сказано: «Ночь длинна не соврати е своим сном, день светит, не преврати его своим грехом в темень. Искателю науки следует от мира всего воспользоваться знанием и опытом (3), не жалеть о прошедшем, напротив, думать о сегодняшнем и будущем (4); преодолеть все трудности на пути к науке; неподхалимничать и неугодничать, ибо они нехорошие черты человека, их можно допускать только ради познания науки. Следовательно, искатель науки иногда, ради приобретения знаний, вынужден прибегнуть к подхалимству и угодничеству своему учителю, сокурснику и другим лицам, которые достойны подхалимства. Сказано также: «Знание-это величие и слава, в нм нет места для погрешностей, оно достигается только благодаря терпимости и большим мукам (где отсутствует греховность).

В зависимости от уровня воздержанности растт научный уровень учного, мечеть станет процессом учения и увеличится польза от не науке. Признание богобоязненности. Воздержание от обжорства и многословия, которые в жизни не принесут ему никакой пользы (4). По возможности воздерживается от прима пищи, приобретенной на базаре (рынке). Ибо есть опасность, что она запачканная нечистотами и далека от Бога, близка к небрежности. Ибо на не пали взгляды. Некоторые великие говорили: «Это слово исходит из уст Пророка Мухаммеда. Пророк говорил: «Подобает, чтобы учный часто читал молитву (15), и его намаз (молитва) должен быть любви обильным, ибо он содействует обучению и изучению науки.