Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности Максимова Севда Максим кызы

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Максимова Севда Максим кызы. Формирование у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.02.- Москва, 2021

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения проблемы формирования у старших дошкольников целостной картины мира 17- 53

1.1. Целостная картина мира как философская и психолого-педагогическая категория 17- 27

1.2. Педагогический потенциал театрализованной деятельности в формировании у детей целостной картины мира 28- 42

1.3. Модель формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности .43- 51

Выводы по первой главе 52- 53

Глава 2. Театрализованная деятельность как средство формирования у старших дошкольников целостной картины мира 54-150

2.1. Выявление сформированности у старших дошкольников картины мира и педагогических условий её формирования в дошкольной образовательной организации 54-102

2.2. Реализация модели формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации 103-137

2.3. Экспериментальная проверка эффективности модели формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности 138-148

Выводы по второй главе 149-150

Заключение 151-152

Список сокращений 153

Список литературы 154-175

Приложения 176-216

Целостная картина мира как философская и психолого-педагогическая категория

Термин «картина мира» впервые был предложен Л. Витгенштейном [31] для обозначения в философии и логике систематизированной совокупности образов, познанных в результате достижений науки, и в ХХ веке его стали использовать в разных областях знания. Изучению картины мира посвящены труды Э. Берна [20], М. Вебера [28], Э. Фромма [191], М. Хайдеггера [193], К. Юнга [202], B. Gaut [208] и др. исследователей. В отечественной науке категория «картина мира» раскрыта Б.Г. Ананьевым [5], А.П. Валицкой [26], Б.Г. Кузнецовым [90], Р.П. Му-сат [134], С.Л. Рубинштейном [161] и др. учеными на уровне обобщения и систематизации знаний, осмысления окружающей действительности в зависимости от позиции субъекта познания в пространстве современной культуры и науки.

В 1950-х годах R. Redfield [210] определил картину мира с позиции человека определенной культуры. Выделив в одной культуре несколько культурных традиций, он показал, что картины мира различных сообществ в рамках одной культуры отличаются. В соответствии с концепцией культуры К. Гирца [44, с. 149-150] картина мира — это информационный блок, который включает гносеологические, онтологические и космогонические аспекты полученных от предков представлений. Это представления носителя культуры о формах существования объективной реальности; о способе понимания природы, человека и общества; об идеях устройства мира. Этические, эстетические и аксиологические аспекты культуры объединены автором во второй блок – этос.

Значимость влияния национальной ментальности на видение человеком мира и приемы освоения действительности, формирование коллективного поведения раскрыта в работах А.Я. Гуревича [54], В.В. Колесова [78]; М.И. Богомоловой, Ж.Н. Дюльдиной [21], J. Astington [206], C. Rogers [211] и др. исследователей. Проживая среди людей, человек знакомится с историей, традициями, фольклором, культурой быта, особенностями передачи художественных образов в национальных мифах, изобразительном и прикладном искусстве, в литературе.

Описание и понимание картины мира разными народами положено Г.Д. Гаче-вым [42] в основу исследования национальных культур. Философская идея автора заключается в признании ценных качеств, которые не повторяются у разных народов и дополняют друг друга в логике мироздания. При рассмотрении истории народа по горизонтали ученый указывает на уход от национальной сути культуры и сближение с единой мировой цивилизацией. При вертикальном же рассмотрении истории он отмечает стремление народа обозначить структуру национального пространства-времени, учитывая особенности Природы, что проявляется в одежде, вещах быта, в красках живописных произведений, в песнях и танцах.

С помощью единиц и категорий этнического языка человек или владеющее им сообщество создает языковую картину мира. Эта проблема раскрыта в трудах Н.Ф. Алефиренко [4], А. Вежбицкой [29], Ю.Н. Караулова [72], Е.С. Кубряковой, Б.А. Серебренникова, В.И. Постоваловой [89; 171] и др. ученых. В языковой картине мира А.Ф. Лосев [111, с. 822] выделил связь языка с культурой и самосознанием этноса, с мышлением и с окружающим миром во всех его проявлениях. Он рассматривал язык как систему понимания и миропонимания, как «само миропонимание».

Указывая на ограниченное количество языковых явлений и бесконечность мира, А.А. Залевская [63], Е.С. Кубрякова [89], И.В. Финикова [190] и другие лингвисты выделяют языковую картину мира как часть модели мира, картины мира, которая способствует ориентации в окружающем; именованию, интерпретации и идентификации различных явлений мира; объяснению результатов обобщения; классификации результатов познавательной деятельнос-ти; социализации; установлению культурной идентичности. Связь языка и понятия, определение языком границ и возможностей мышления, интерпретации подчеркивал Г.Г. Гадамер [36]. Основатель философской герменевтики выделял язык как «способ мироистолкования», средство для понимания многозначности отдельного слова или текста; указывал на предваряющую познание «истолкованность мира» в языке. А.Р. Лурия [114] отмечал, что сознание человека объединяет в себе два мира: мир существующих, реальных предметов и явлений, окружающих нас, и мир образов, отношений и качеств, который выражается словами. Человек понимает значения этих слов посредством языка.

Влияние воздействия слова на формирование образа предмета и его чувственного восприятия показали И.В. Журавлев, Ю.В. Журавлева [61], А.Л. Никифоров [137] и др. исследователи. Кроме обозначения объекта слово его конструирует, помогает интерпретировать чувственные впечатления, придает статус самостоятельного и независимого от человека объекта, который обладает разными свойствами. Ученые отмечают значимость опыта практической деятельности для формирования картины мира и коммуникативного взаимодействия для передачи знания. Отмечена роль национальной культуры в обогащении ее объектами и ситуациями, которых нет в мире опыта и знаний. В целом овладение средствами выражения языка способствует формированию языковой картины мира и уточнению концептуальной картины мира, конструируемой человеком в познании и представляющей систему сформированных при освоении окружающего мира концептов. Окружающее в концептуальной картине мира выражено в знаковой и символической форме, упорядочено и упрощено.

В исследованиях С.Л. Рубинштейна [161, с. 21-114] и Б.Г. Ананьева [5, с. 232] показано, что картина мира формируется и изучается посредством познания особенностей жизнедеятельности человека в современных условиях окружающего мира при осмыслении важных для него событий. «Ценностное измерение» картины мира отмечает Д.А. Леонтьев и др. [107, с. 12-19] при рассмотрении ее как культурологической категории. Указано на выделение картины мира в пространстве и времени при противопоставлении разных культур.

Проанализировав последствия смены картины мира по мере взросления человека, Ю.М. Лотман [112, с. 37-38] показал, что она полностью не исчезает и представляет собой «некий генератор разнообразных ассоциаций» и «моделирующий механизм», влияющий на поведение взрослого человека. Таким образом, осознание окружающего в различных проявлениях осуществляется на основе уже сложившихся у человека ценностных ориентаций, представлений о морально-нравственных нормах и образцах поведения.

Множественность картин мира ученые объясняют многогранностью окружающего, неустойчивостью культурных явлений, влиянием макросоциальных процессов на различные сферы жизни человека и поиском новых позиций в науке. Картина мира, как система представлений о мире, может быть сформирована в рамках общекультурного и национального достояния, религии, науки или индивидуального сознания. Она представляет собою целостность, которая включает осмысленные человеком совокупности природных явлений, достижений науки и культуры, форм общественного сознания.

Отмечая уникальность картин мира разных людей, исследователи указывают на их общие черты, выраженные в разной степени. На основе изучения картин мира представителей разных субкультур в современном российском обществе К.Б. Соколов [178] раскрывает существенные критерии их классификации, среди которых масштабность; четкость; эмоциональная окрашенность; световая тональность; временная ориентация; согласованность, как внутренняя организованность или противоречивость; абстрактность; выделение субъекта из окружающей среды; активность жизненной позиции; символичность, рефлексивность, насыщенность социальными отношениями, конформность, общая развитость, детерминированность устройства мира, развитие репрезентативной системы картины мира. А.В. Лебедев [99] отмечает, что целостная картина мира, как конструируемая человеком система, складывается при осознании им своих взаимоотношений с миром в разных аспектах – онтоло-гическом, познавательном, ценностном и др.

Модель формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности

Для изучения объекта исследования нами была разработана модель формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности. При моделировании мы опирались на принятую в отечественной педагогике методологию системного подхода [92].

Принцип единства предполагает представление модели как целого и совокупности компонентов (цель, принципы дошкольного образования и организации театрализованной деятельности в ДОО, содержание, методы, средства, организационные формы, педагогические условия и результат), которые обеспечивают сформированность у детей системы картины мира. Внутреннее строение предложенной нами модели представлено на рисунке 1.

Принцип развития реализуется в способности модели к развитию и изменяемости при расширении или замене содержания ее компонентов при учете полученной в ходе проводимого исследования информации, например, об успешности формирования у детей компонентов целостной картины мира или о позитивном опыте использования в практике новых инновационных приемов взаимодействия с дошкольниками и т.д.

Принцип связности предполагает взаимосвязи любого компонента модели с другими ее компонентами. Например, он позволяет учесть потребности дошкольников при выборе педагогических средств и организационных форм обучения или воспитания для решения поставленных задач.

Принцип гомеостатичности предусматривает обеспечение реализации модели при опоре на знания педагогов об особенностях психического развития старших дошкольников, формирования у них личностных качеств, произвольной деятельности, навыков коммуникации и др. Принцип нелинейности обеспечивает возможность изменения содержания обучения или его темпа, достижения разного уровня успешности формирования у детей целостной картины мира, выбора форм и методов обучения, средств театрализованной деятельности, творческих заданий и вариантов их выполнения.

Принцип неустойчивости предполагает открытость модели для воздействий образовательного информационного пространства среды. При разработке мы учли указанные во ФГОС ДО [156] принципы, цели и задачи дошкольного образования, целевые ориентиры на этапе его завершения.

Системообразующим компонентом представленной нами модели является цель - формирование у старших дошкольников целостной картины мира. Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:

- повышение компетентности педагогов в вопросах использования театрализованной деятельности для подведения старших дошкольников к построению картины мира при осмыслении ее целостности и взаимосвязи компонентов структуры;

- организация в ДОО развивающей театрализованной среды, способствующей когнитивному, эмоциональному, коммуникативному развитию детей; формированию у них адекватной самооценки и навыков произвольного поведения;

- разработка методического обеспечения формирования у дошкольников шестого и седьмого года жизни компонентов целостной картины мира.

Принцип организации образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей предполагает учет педагогом активности и возможностей ребенка; стимулирование проявления им самостоятельности иинициативы, развития уверенности в своей успешности при реализации различной деятельности; мотивацию воспитателем заинтересованности старших дошкольников в познании мира при творческом участии в театрализованной деятельности.

Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых способствует обеспечению условий психологической защиты дошкольника, эмоционально привлекательного для него общения со сверстниками, педагогами и родителями. Проявление взрослыми уважения к правам ребенка, интереса к событиям его жизни, поддержка как в радостных, так и в проблемных ситуациях, доброжелательность, доверие являются стимулами для развития личности старшего дошкольника и его участия в совместной со взрослыми деятельности как субъекта образовательных отношений.

Принцип приобщения детей к социокультурным нормам реализуется при приобщении старших дошкольников к общечеловеческой, национальной и массовой культуре на индивидуально-личностном уровне. Это возможно при обогащении картины мира каждого ребенка системными представлениями о традициях, культурных ценностях, социально значимых событиях и нормах поведения на уровне семьи, региона проживания и государства.

Принцип сотрудничества детского сада и семьи способствует согласованным действиям всех участников воспитательно-образовательного процесса. Его реализация способствует повышению педагогической культуры родителей, что важно для формирования у старших дошкольников стойкого интереса к познавательной и театрализованной деятельности, а также к освоению социального мира средствами театрализованной деятельности.

Принцип адекватности дошкольного образования возрастным и индивидуальным особенностям развития ребенка обуславливает выбор взрослыми содержания, методов, педагогических средств и организационных форм реализации различных видов деятельности старших дошкольников с учетом особенностей их возрастного развития, образовательных и творческих потребностей.

Принцип включения театрализованной деятельности в целостный педагогический процесс предполагает систематическое использование педагогами средств театрализованной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОО при организации непосредственной образовательной деятельности (НОД) и свободной деятельности старших дошкольников.

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО [156] на этапе заверше-ния дошкольного образования мы выделили в структуре целостной картины мира старшего дошкольника познавательный, эмоционально-ценностный, коммуникативный и поведенческий компоненты. Необходимое для формирования системных представлений о мире содержание этих компонентов определено нами с учетом указанных выше ориентиров и результатов диагностического изучения успешности формирования у детей компонентов целостной картины мира.

Картина мира формируется на основе определенного уровня осведомленности о мире, который предполагает следующее: старший дошкольник имеет некоторые представления

о пространстве и времени; о себе и других людях, о своей роли в окружающем мире; о разных детских играх, жизненно важной и профессиональной деятельности людей; о безопасном и сберегающем здоровье поведении; об эмоциях и эмоциональных состояниях человека;

о живой и неживой природе в разных ее проявлениях; об экологических системах; Земле, как общем доме обитателей планеты;

о природных и рукотворных объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;

о культурных и жизненно важных ценностях; о некоторых видах искусств, правах человека; об общественно одобряемых правилах поведения, нормах социально-коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; о способах проявления уважительного отношения к окружающим людям;

об отечественных традициях и праздниках; о малой родине и Отечестве; разных странах и народах мира, разных языках; о значимых явлениях и событиях в ближайшем окружении и в социуме;

дошкольник осознает и демонстрирует одобряемое близкими взрослыми и другими окружающими поведение в знакомых бытовых ситуациях; он способен договариваться со сверстниками и взрослыми для достижения общей цели; высказывать замечания в вежливой форме и объяснять их причину; предложить свое решение возникшей проблемы, проявить инициативу и самостоятельность, ответственно относиться к выполнению поручений, регулировать своё поведение с учетом прав других людей (детей).

Формирование познавательного компонента целостной картины мира предусматривает воспитательную, образовательную, развивающую работу с дошкольниками. Содержание воспитательной и образовательной работы предусматривает знакомство детей с новыми сведениями о социальном мире, мире живой и неживой природы; уточнение и расширение уже имеющихся знаний, представлений. Важным является развитие умений обобщать на основе выделения существенных свойств и качеств изучаемых объектов, а также их функционального назначения; систематизировать информацию и обосновывать свои выводы. Содержание развивающей работы мы рассматриваем как формирование у детей познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы; развитие творческих способностей, готовности к социальной адаптации и социализации.

Реализация модели формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

Формирующий эксперимент был проведен в 2017-2019 г.г. на базе ГБОУ «Ли-цейско-гимназический комплекс на Юго-Востоке» г. Москвы (с июля 2017 г. «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова») при нашем непосредственном участии. В нем приняли участие 100 старших дошкольников из экспериментальных групп ЭГі (60 детей) и ЭГ2 (40 детей), их родители и работающие с этими детьми педагоги ДОО.

В ходе опытно-экспериментальной работы

- разработано содержание методической работы с педагогами для повышения их компетентности в вопросах формирования у детей целостной картины мира и использования для этого средств театрализованной деятельности;

- организована предметная развивающая среда, способствующая формированию у детей целостной картины мира средствами театрализованной деятельности;

- разработано содержание педагогической работы с дошкольниками для формирования у них познавательного, эмоционально-ценностного, коммуникативного и поведенческого компонентов целостной картины мира;

- работа с педагогами и детьми реализована в различных организационных формах;

- выполнена экспериментальная проверка эффективности внедрения педагогической модели формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности.

Следует отметить, что подготовка педагогов основного и дополнительного образования и организация предметной развивающей образовательной среды опережали работу с дошкольниками. Содержание работы с педагогами основного и дополнительного образования было определены нами с учетом положений ФГОС ДО [156]; Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [157]; выявленных в констатирующем исследовании педагогических условий формирования у старших дошкольников картины мира в ДОО и результатов успешности формирования у детей 6-го и 7-го года жизни компонентов целостной картины мира.

Работа с педагогами. Вопросы повышения компетентности педагогов в современных условиях развития дошкольного образования разработаны В.В. Аба-шиной [1], НА. Белевич [16]; Ю.А. Гладковой и О.А. Соломенниковой [45; 46]; А.А. Печеркиной, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умниковой [148], В.Г. Яфаевой [205] и др. исследователями. Однако, особенности подготовки педагогов к формированию у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности в педагогической литературе раскрыты недостаточно. В связи с этим нами в соавторстве с М.Б. Зацепиной [121] выделены ее направления и содержание, они представлены в таблице 5.

Работа с педагогами основного и дополнительного образования была реализована в форме консультаций, круглых столов, семинаров-практикумов, методических объединений. Она способствовала

- повышению компетентности воспитателей и музыкальных руководителей в вопросах формирования у старших дошкольников компонентов целостной картины мира при использовании в педагогическом процессе ДОО средств театрализованной деятельности;

- поддержанию заинтересованности педагогов в творческом поиске решений указанной проблемы;

- повышению уровня педагогического мастерства педагогов основного и дополнительного образования ДОО для эстетического, познавательного, эмоционального, нравственного, патриотического развития детей средствами театрализованной деятельности;

- организации предметно-развивающей среды группы и ДОО для формирования у дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности;

- проявлению педагогами интереса к детской театрализованной деятельности и творческого подхода к ее управлению в НОД дошкольников.

Вопросы включения в педагогический процесс театрализованной деятельности дошкольников нашли отражение в задачах годового планирования ДОО. Среди них театрализованная деятельность как фактор развития личности дошкольника; художественно-эстетическое развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности; развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности; развитие диалогической и монологической речи детей средствами театрализованной деятельности; педагогические условия становления социокультурного опыта старшего дошкольника; использование театрализованной деятельности для развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет и др.

Для педагогов были разработаны консультации «Театрализованные игры как средство речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социального развития дошкольников», «Знакомство с вариативными программами формирования у дошкольников представлений о социальном мире», «Технология организации театрализованной деятельности», «Теоретические основы развития театрализованной деятельности дошкольников» и др.

Педагоги с интересом приняли участие в дискуссии «Содержание театрализованной деятельности детей в ДОО», в обсуждении форм взаимодействия со старшими дошкольниками при формировании у детей представлений о социальном мире. Например, педагогические условия нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников представлены З.К. Бгуашевой [14], Е.Н. Бородиной [22], Т.В. Гармаевой, О.А. Пестеревой [39], М.С. Голубь [48], Е.В. Коротаевой [86], О.А. Сабодаш [165; 166], Л.С. Самсоненко, Л.Ю. Шавшаевой [169], Н.И. Усовой и др. [187]. Педагогам было предложено адаптировать эти условия при включении детской театрализованной деятельности, что и было реализовано в рамках индивидуальных и подгрупповых проектов.

Вопросы эмоционального и творческого развития детей раскрыты Л.А. Буров-киной, М.А. Корнеевой [25; 85], О.В. Дыбиной [57], Н.К. Ледовских [100], Л.А. Обуховой [142], Н.А. Шинкарёвой [196], И.В. Штанько [199] и др. авторами. Это направление работы в ДОО требует реализации личностно-ориентированного подхода, что педагоги обеспечили с помощью технологии портфолио дошкольника.

В ходе семинара-практикума «Театрализованная деятельность старших дошкольников в ДОО» педагогам были представлены направления и содержание подготовки детей к театрализованной деятельности, раскрыты формы и методы педагогической работы с дошкольниками при ее реализации, а также необходи-мые условия для создания детьми выразительных образов.

Обмену опытом педагогов по организации в ДОО театрализованной детской деятельности способствовали открытые просмотры в рамках темы «Игры-драматизации в разных возрастных группах»; доклады и презентации по теме «Формирование у детей целостной картины мира в условиях интеграции образовательных областей» в ходе тематических педагогических советов, консультаций и семинаров. На педагогические советы были вынесены вопросы использования представленных педагогами сказочных персонажей в период адаптации детей в детском саду; использования детского театра для преодоления неуверенности детей в своих возможностях в разных видах деятельности, осознания дошкольниками своей значимости, развития у них коммуникативных навыков.

Экспериментальная проверка эффективности модели формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности

Для выявления эффективности предложенной модели формирования у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности при нашем непосредственном участии был проведен контрольный эксперимент. Его организация предусматривала два этапа реализации, она раскрыта на страницах 74-75. Результаты выявления успешности детей при выполнении диагностических заданий на первом этапе контрольного эксперимента представлены в таблице 6.

Следует отметить значительное увеличение количества дошкольников из экспериментальных групп ЭГі и ЭГ2, у которых успешность формирования компонентов целостной картины мира соответствует среднему и условно высокому уровням. Мы объясняем это эффективностью предложенных мер, а наличие в экспериментальной группе ЭГі детей с низким уровнем успешности формирования эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов целостной картины мира - необходимостью более раннего начала систематической работы в этом направлении.

Ответы детей из экспериментальных групп стали более обоснованными и развернутыми. Имеет место расширение словарного запаса дошкольников и его уточнение. Дети более уверенно обозначали с помощью речи положение предметов в пространстве и события во времени; они использовали в речи обобщающие понятия.

В целом результаты выполнения старшими дошкольниками рисуночного теста «Кем я стану» мы оценили следующим образом:

- условно высокому уровню успешности соответствовало выполнение задания 68,3 % детей группы ЭГь 52,5 % детей группы ЭГ2; 30,0 % детей группы КГі; 22,5 % дошкольников группы КГ2;

- среднему уровню успешности соответствовало выполнение задания 31,7% дошкольников группы ЭГь 40,0 % дошкольников группы ЭГ2; 60,0 % детей группы КГі и 62,5 % детей группы ЭГ2;

- низкому уровню успешности соответствовало выполнение задания 7,5% детей группы ЭГ2; 10,0 % дошкольников группы КГ і и 15,5% детей группы КГ2.

Выполненный нами качественный анализ содержания рисунков «Кем я стану и пояснений дошкольников к ним позволил выявить представления детей о профессиях взрослых. Они стали более широкими и точными, при этом:

- появилось понимание необходимости совместного труда взрослых для достижения результата и значимости последнего для других людей. Например, Володя М. нарисовал высотные дома и цирк, автокран, людей. Он объяснил, что строитель не может построить такие дома один. Нужны архитектор, крановщики, привозящие строительный материал водители, а также маляры, каменщики и сварщики. Все изображенные на рисунке строители работали дружно, поэтому дома получились красивыми, и людям удобно в них жить. Ребенок выразил желание стать крановщиком или архитектором, чтобы построить новые дома с большими окнами для своей семьи и друзей. Он указал, что дома будут светлыми, уютными и теплыми, потому что там будут жить добрые, веселые и заботливые люди;

- дошкольники демонстрировали представления о необходимом для выполнения профессионального труда оборудовании, указывали его функциональное назначение, прорисовывали детали инструментов. Например, Даша Б. изобразила зеленый луг и лошадей на нем, голубое небо, яркое солнце и здание с крестом синего цвета – знаком ветеринарной лечебницы. Девочка рассказала, что станет ветеринаром и будет работать в клинике для животных. Она будет лечить лошадей: измерять им температуру, прослушивать дыхание и удары сердца, выписывать лекарства от ушибов и витамины, назначать процедуры по уходу за копытами. Даша назвала необходимые для этого инструменты и отметила, что лошадям и другим животным нужна забота человека, а ветеринар понимает и старается облегчить их боль и страдания, это добрый человек. Миша Ф. нарисовал трактор, дом, сад и огород, где растут яблоки и овощи. Он рассказал, что хочет стать фермером и, когда вырастет, купить трактор с прицепом, чтобы пахать землю и выращивать овощи. Дошкольник изобразил рядом с трактором плуг, борону и сеялку. Он пояснил их назначение и отметил, что видел все это, когда был у бабушки в деревне;

- расширены и уточнены представления детей о творческих профессиях актер, артист, гример, осветитель, режиссер, костюмер, декоратор, художник. Например, Марина Д. нарисовала театральную сцену и актеров на ней. Она выразила желание стать декоратором в театре и объяснила, что ей очень нравится оформлять сцену к разным театрализованным постановкам. Поясняя свой рисунок, девочка уверенно использовала понятия категории «пространство». Она рассказала, что изобразила декорации к спектаклю по сказке «Снежная королева», поэтому в центре задней декорации сцены находится большая картина с красивыми розами, слева от сцены расположено полотно с изображением катка, а справа - декорация с рисунком дома с балконом, в котором живут Кай и Герда. Сережа А. нарисовал здание театра с афишами и идущих на спектакль зрителей. Он сказал, что хочет стать артистом, чтобы играть разных персонажей и менять свой облик в каждой сказке. Ребенок также выразил желание выразительно, с интонацией читать и радовать зрителей своим выступлением. Настя К. нарисовала большое зеркало и двух людей. Одна девушка сидит перед зеркалом, а другая стоит рядом и держит в руках грим. Девочка рассказала, что станет гримером, потому что он, как волшебник, меняет облик персонажей, их настроение и мимику лица.

При выполнении задания «Сюрприз для друга» дети продемонстрировали сформированность представлений о разных чувствах человека. Дошкольники называли и выражали свои чувства к близким и друзьям; отмечали возможность выражения своего отношения с помощью подарков и сюрпризов; старались учесть пожелания друга или подруги. Дети выбирали такой подарок, чтобы «друг обрадовался», «потому что этот сюрприз поднимет ей настроение», «потому что мой друг давно мечтал о таком подарке».

К условно высокому уровню успешности выполнения задания мы отнесли результаты 70,0 % детей группы ЭГь 42,5 % детей группы ЭГ2; 31,7 % дошкольников группы КГі; 25,0 % дошкольников группы КГ2. Среднему уровню успешности соответствовали результаты 30,0 % дошкольников группы ЭГ 52,5 % детей группы ЭГ2; 60,0 % детей группы КГ\; 60,0% дошкольников группы КГ2. К низкому уровню успешности мы отнесли результаты 5,0 % детей группы ЭГ2; 8,3% дошкольников группы КГь 15,0% детей группы КГ2.

При выполнении диагностического задания «Эмоции и настроение» многие дошкольники правильно называли эмоции изображенных на карточках детей и указывали возможные причины их проявления, используя свой опыт участия в театрализованной деятельности. Например, Саша Т. объяснил, что девочка радостная, потому что нашла своего щенка, который потерялся.