Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование у старшеклассников личностного отношения к поэтическому творчеству Сомова, Людмила Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сомова, Людмила Александровна. Формирование у старшеклассников личностного отношения к поэтическому творчеству : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Минск. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького.- Минск, 1992.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-3/1245-2

Введение к работе

Актуальность исследования. В осуществлении -задачи гуманизации ^временной школы особая роль принадлежит литературе как предмету, активизирующему воображение, ассоциативное мышление, эмоциональную ;феру, все творческие начала личности растущего человека. Наша исследование посвящено проблема формирования у школьников лич-юстного отногаения к художественному произведению.

Педагоги прошлого века Ц.П.Еалталон,В.П.Острогорский,В.Я.Сто-)нин, В.П.Шереметьевский,В.А.Флеров придавали большое значение юспитаниго читателя мыслящего,умеющего поделиться в "живом слове" їлодага своих_ наблюдений и размышлений. Они разрабатывали приемы 'оживления личных впечатлений" от прочитанного, уделяли внимание армированию собственного отношения учащихся к произведения искус-:тва слова на уроках литературного чтения ;так или иначе их работа :асались вопросов личностного смысла и личностного отношения в ху~ южественном восприятии, однако как научные категории эти понятия ^е были оформлены.

Проблемы художественного восприятия основательно разрабатывайся в дальнейшем I.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, П.М.Якобсоном и ;ругими. Ученые оперируют понятиями "личностный смысл" ж "лич-:остное отношение". Мн в своем исследовании также обращаемся к 'Тим терминам'. Говоря об отношении учащихся к художественному произведению как о личностном, а не как об индивидуальном (обуслов-:енном в большей степени способностями,темпераментом,характером объекта) или личном (частном,интимном ) , мы хотим подчеркнуть :ря.жде всего направленность личности С влияние мотивов, интересов, іриенгаций), общекультурное развитие человека, его нравствешю-стетическую позицию. С этой точки зрения "личностное отношение"-ронесе, поддающийся управлении.

Проблема Армирования у школьников личностного отногаения к ли-'оратурному произведению . связана с Особенностями восприятия таршеклассниками -художественного текста.. Как показывает результа-н проведенного' нами анкетирования, 57% старшеклассников, читая аедине книгу, могут, заплакать или засмеяться, живо представляя гочитанное. 30% испытывают внутреннее напряжение, но реагируют е очень бурно, 13 чувствуют спокойную заинтересованность. В псом эмоциональное увлечение текстом испытывают 87 старкеклас-никон. Это говорит о том, что "перенос на себя" в юношеском озрасге проявляется особенно сильно, однако на уроках литературы ти возможности часто остаются нереализованными. Необходимо стре-

миться создавать в классе условия для формирования личностного отношения школьников к прочитанному, побуждая их к "речевому действию" /М.А.Рыбникова/, оформлению сувдения вслух.

Вопросы организации художественного восприятия,литературного развития, нравственного становления личности находятся в поле зрения педагогов и методистов; об этом свидетельствуют работы Т.Г.Браже,Г.И.Беленького,О.Ю.Богдановой,Р.Ф.Брандесова,К.В.Гаври-лоЕец,Г.И.Ионина,Е.В.Карсаловой,Е.В.Квягковского,Т.Ф»КурдюмовоЙ, В.Г.Маранцмана,Н.Я.Мещеряковой,Н.Д.Молдавской, Т.Ф, Мушинской, Е.В.Перевозной,3.Я.Раз.П.А.Станчек. Основательный психологический анализ этих проблем содержится в исследованиях Н.К.Берхи-на,Л.Г.Йабицкой,В.А.Кан-Калика,О.И.Никиіїоровой,Л.Н,РожиноЙ.

Исследования психологов,педагогов,методистов являются необходимой базой для разработки проблемы формирования личностного отношения учащихся к художественному произведению. Эта проблема приобретает особо актуальное звучание в связи с пристальным вниманием ученых к вопросам развития личности в новых исторических условиях. .

Возникновение личностного-отношения и определение своей позиции - ваяние личностно формирующие факторы. По мысли Г.И.Беленько;-го, ученик, "соглашаясь или споря с писателем, проникая в суть созданных им картин, незаметно для себя, дата бессознательно,втягивается в процесс саморазвития и самовоспитания". Как средств* обогащения идейно-нравственного опыта старшеклассников рассматривает . формирование личностного отношения к художественному произведению Т.Ф.Муншнская. Эти традиции Оерут свое начало в трудах Л.С..Выготского и А.Н.Леонтьева, гда личностный смысл и личностное отношение представлены как регуляторы нравственного действия.

В методике .преподавания литературы проблема формирования лич постного отношения к художественному творчеству остается по-прежнему недостаточно разработанной. В практике современных учителей она такие не получила целенаправленного решения. Основными препят< ствиями в этом являются: недостаточная ориантация школьных програм на читательские предпочтения учащихся разного возраста; методы преподавания литературы,не учитывающие ее специфику как искусства олова; слабая осведомленность учителей в вопросах психологии вос-

Бсленький Г.І1. Приобщение к искусству слова.-Ы..-Просвещение, 1990. С. 55.

приятия; отсутствие методических рекомендаций, предлагающих наиболее эффективные приемы формирования личностного отношения уча -щихся к конкретні художественным произведениям.

Данное исследование проведено на материале поэтического творчества, что обусловлено следующими факторами:

восприятие поэтического произведения /особенно лирики/ связано с эмоциональной реакцией, сопереживанием, воображением, образным мышлением; организация такого восприятия ведет к развитию твор -чесних сторон личности школьника;

личностное отношение к поэтическому творчеству расширяет нравственно-эстетические ориентации учащихся: знакомство с новой стилевой манерой, оригинальным ритмом и образным миром поэта способ-зтвует литературному развитию ученика, повышению его внутренней духовной культуры;

в методике преподавания литературы вопросы личностного отношения учащихся к поэтическому творчеству почти не исследованы.

В нашей работе проблема личностного отношения старшеклассников к поэзии рассматривается в основном на материале творчества З.Маяковского. Отношение учащихся к поэзии В.Маяковского всегда 5ыло противоречивым и находилось в центре внимания методистов /Н.Й.Кудрятева.Р.Д.Мадер,3.Я.Рез,Е.В.Перевозной,Н.А..Станчек/;поиски эффективных путей, изучения творчества поэта продолжаются, о чем зведетельствуют дискуссии 1990-1991 г.г.,вынесенные на страницы іериодики /статьи Л.С.Айзермана,Г.И.Еелэнького,И.И.Аркина,Т.В.Ка-5ановой и др./. Современное, состояние общества в значительной сте-тени оказало влияние на восприятие творчества Б.Маяковского, на от-ющвние к поэту и его произведениям, что вызывает необходимость ізучять характер этих изменений, проследить их диалектику и опре-іелигь оптимальные /на данном этапе развития методической на-гки/ пути изучения произведений Маяковского . с учетом современна читательских предпочтений учащихся. Требует пересмотра дк-іактический материал к этой теме; устарели многие методические і литературоведческие работы, на которые привыкли опираться учителя; необходимы новые подходы к изучению поэзии В.Маяковского,ноше интерпретации его произведений, соответствующие объективному іафосу его поэзии. Изучение творчества В.Маяковского помогает мчащимся осознать самих себя и общество, в котором они живут; :формированное личностное отношение к творчеству поэта способ-:твует расширению нравственно-эстетического опита стартакласскиков,

их самоопределению.

Таким образом, выбор темы вызван ее общественной значимостью, недостаточной научной разработанностью и насущными проблемами школьной практики.

Объект исследования - проблема личностного отношения к художественному произведению в системе литературного образования в средней школе.

Предмет исследования - формирование у одиннадцатиклассников личностного отношения к поэтическому творчеству /на примере поэзии В.Маяковского/.

Цель исследования: выявить методические условия и определиті приемы, обеспечивающие формирование личностного отношения старшеклассников к поэтическому творчеству.

Гипотеза исследования. Активизация личностного отношения ста{ шеклассников к художественному тексту обеспечивает наиболее полное освоение литературного произведения; личностное отношение формируется в результате аргументированного "присвоения" школьником авторских,смыслов художественного текста, его анализа и оценки с нравственно-эстетических позиций и выражается в речевом действии, являясь одним из факторов нравственно-культурного самоопределения личности.

В соответствии с целью и гипотезой данного исследования были поставлены следующие задачи:' 1/ проанализировать состояние разработанности проблемы личностного отношения читателей-школьников к художественному произведению в методике преподавания литературы; 2/ определить место и значение личностного отношения старшеклассников к поэтическому произведению.в процессе его художественного познания; 3/ выявить основные этапы формирования личностного отношения школьников.к поэтическому тексту; 4/ охарактеризовать параметры, определяющие это отношение и установить показатели его сформированное; 5/ разработать систему уроков па изучению творчества В.Маяковского в 11 классе средней школы и экспериментально проверить ов'эффективность.

Экспериментальное обучение проводилось в период 1986-1991г.г. в средних школах М,й4,й9,№10,№11 г. Мозыря, Козенской средней школе Моэырского 'района. Общее количество школьников,принимавших участие в окегюрименте,- 445 человек. В исследовании применялись следующие диагностические методы: наблюдение,различные виды опросов /анкетирование,йеседн/, анализ проверочных и творческих райот

мчащихся. Составляя анкеты, изучая читательские предпочтения старшеклассников, т использовали такие мэтЪды измерения,как метод ранговых оценок, метод последовательных категорий,который помогает вичислить степень согласия респондентов, метод выбора. Исследование осуществлялось в несколько этапов.

  1. этан /1986-1987 г.г./. Изучение и анатаз философских, литературоведческих трудов, психолого-педагогической и методической глтературы, проведение срэзовык работ, выясняющих особенности еос-триятия старшеклассниками поэзии /А.Блока,В.Маяковского и других поэтов/.

  2. этап /1987-1988 г.г./.Разработка экспериментальных материалов, их апробация,анализ полученных результатов.

  3. этап /1988-1991 г.г./- Проведение и анатаз проверочных ог>о-зовых работ, уточнение выводов, вытекающих аз результатов эксперимента; оТюршенив диссертационного исследования.

Методологическую основу исследования составили: философское пение об активности человеческого сознания, которое "не только этражает мир, но и творит его" /Гегель/, вследствие чего современное литературоведение рассматривает художественное произведение їак вторую эстетическую реальность, а художественный образ как средство отражения действительности в искусстве / Ю.Б. Борев, Т.Ф.Волков,Н.1.Лейзеров,А.И.Левидов,В.Г.Пали8вский,М.А.Палкин, Д.Б.Храпченко/; психологическая концепция художественного воспри-ітия как личностного процесса / Я.С. Выготский, А.Н. Леонтьев/; іринцип деятельностного подхода в прэподавании литературы /Н.Б.Бер-:ин(О.Ю.Богданова,Г.И.Ионин',Т.Ф.Курдгомова,В,.Г.Маран1тман/; психо-гогическая теория установки / Л.Г. Жабицкая, Ш.А. Надирашвили, З.И.Никифорова,Д.Н.Узнадзе/; теоретическое положение о необходи--«ости оформления отношения к художественному произведению на уро-сах литературы в речевое действие /М.А.Рыбникова/; литературовод-іеская теория о специфике лирики /Л.Л.Гинзбург,В.З.Кожинов, і.Д.Сквозников, Л.И.Тимойеев/.

Научная новизна- исследования состоит в следующем: выявленн юихолого-педагогические предпосылки и методические условия Форми-ювания у старшеклассников личностного отношения к шэтическо-іу произведению; установлены основные этапы этого процесса; опре-

делены показатели сформированное, место и значение личностного отношения старшеклассников в процессе художественного познания лирики.

В работе' доказывается, что личностное отношение к поэтическому творчеству есть осознанное "присвоение" школьниками нравственно-эстетических смыслов художественного текста; выявляется взаимосвязь этого процесса с нравственно-культурным самоопределением личности. Этим определяется теоретическая значимость исследования.

Практическая значимость работы состоит в том .что в ней предложены критерии отбора поэтических произведений.для изучения в школе и приемы, активизирующие личностное отношение старшеклассников; показан богатый воспитательный потенциал поэзии В.Маяковского на современном этапе духовного развития общества; предложены новые подходы к изучению художественного своеобразия произведений В.Маяковского с учетом восприятия учащихся;разработан дидактический материал к данной литературной теме. Результаты исследования могут быть использованы в практике учителей, при создании учебных, учебно-методических пособий,

На защиту выносятся следующие положения:

1. Личностное отношение возникает на основе обретения школь*
ником личностного смысла в вдэтичесном тексте и развивается в
результате последующего восприятия-анализа, творческого обдумыва
ния и осознания читательской позиции; личностное отношение к поэ
тическому творчеству является базой для расширения эмоционалышх
и эстетических ориентации учащихся, способствует их нравственному
самоопределению.

  1. Личностное отношение школьников различается степенью "присвоения" авторских смыслов художественного текста : "присвоение" может быть общим, частичным, принимать форму "аргументированного отрицания".

  2. Основными условиями формирования у старшеклассников личностного отношения к поэтическому творчеству на уроках литературы являются; а/организация учителем художественно-эстетической установки на восприятие художественного произведения; б/учет эмоционалышх ориентации учалщхся, опора на их нравственно-эстети -ческий опыт; в/ пробуждение у старшеклассников стремления понять внутренний мир другого человека - поэта или писателя,соотнести ого со своим пнутоеншш миром; г/првдостаменив им права выбора

художественных произведений для подробного литературного анализа; д/ обеспечение ученикам возможностей свободного высказывания собственных мнений, побуждение их к "речевому действию".

  1. Показателями сформированное личностного отношения школьника к художественному произведению являются: а/ уровень "вовлечения" в художественный текст ( высший уровень "вовлечения" представляет собой понимание нравственных и вербально-художественшх аспектов произведения); б/ умение логично и последовательно аргументировать свое суждение /эмоционально и фактически/.

  2. При формировании личностного отношения к литературным произведениям необходимо учитывать динамику отношений читателей к творчеству того или иного поэта /например, 3.Маяковского/ в связи с тенденциями общественного развития.

Достоверность и обоснованность диссертационного исследования определяются опорой на достижения-современной психолого-педагогической и методической науки, а также данными экспериментального обучения..

Апробация работы. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуадались на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Минского государственного педагогического института имени А.М.Горького, излагались на республиканской конференции "Пути совершенствования литературного образования" /Минск,1991 г./, использовались при проведении спецсеминара у студентов пединститута, Оыли опубликована в сборниках научных статей.

Результаты исследования включены в систему работы учителей школ №1,№4 г. Мознря и Козенской средней школы Мозырского района.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В работе имеются четыре таолипк и одна схема.