Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Социально-личностные качества детей дошкольного возраста и необходимость их формирования в среде ДОО средствами этнопедагогического компонента 18
1.1. Социально-личностные качества, формируемые в дошкольном возрасте 18
1.2. Социокультурная среда ДОО и ее возможности в формировании социально-личностных качеств детей дошкольного возраста 43
1.3. Этнопедагогический компонент воспитания дошкольников в условиях детского сада 60
1.4. Модель формирования социально-личностных качеств детей, и технология ее реализации средствами этнопедагогики в условиях детского сада
Глава 2. Экспериментальная проверка технологии реализации социально-личностных качеств ребенка в культурной среде дошкольных образовательных учреждений с этнопедагогическим компонентом 93
2.1. Организация, методика и база опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности разработанной социально-педагогической модели 93
2.2. Реализация технологии формирования социально-личностных качеств детей дошкольного возраста средствами этнопедагогики 105
2.3. Динамика развития социально-личностных качеств детей в культурной среде ДОО с этнопедагогическим компонентом и условия эффективности данного процесса 118
Заключение 142
Список литературы
- Социокультурная среда ДОО и ее возможности в формировании социально-личностных качеств детей дошкольного возраста
- Модель формирования социально-личностных качеств детей, и технология ее реализации средствами этнопедагогики в условиях детского сада
- Реализация технологии формирования социально-личностных качеств детей дошкольного возраста средствами этнопедагогики
- Динамика развития социально-личностных качеств детей в культурной среде ДОО с этнопедагогическим компонентом и условия эффективности данного процесса
Социокультурная среда ДОО и ее возможности в формировании социально-личностных качеств детей дошкольного возраста
Социальная политика в сфере дошкольного образования Российского государства - важнейшее приоритетное направление, определяющее долговременную стратегию развития общества. В Национальной доктрине образования РФ (до 2020 г.) особое значение придается периоду дошкольного детства, что в особой степени определяет успешность дальнейшего развития и обучения детей-дошкольников.
Поэтому система дошкольного воспитания и образования, ее содержание и структура, средства и компоненты, методы и формы, рассматриваемые в аспекте оптимизации развития воспитания и обучения дошкольников, ориентированы на достижение социально-личностных целей их воспитания и образования.
Без разработки целевых программ успешное формирование социально-личностного развития дошкольников в педагогическом процессе ДОО невозможно.
Педагогический процесс в ДОО включает: Разработку содержания деятельности педагогов и специалистов, направленных на успешное формирование социально-личностного развития дошкольников. Создание модели интегративной формы процесса социально-личностного развития дошкольников в ДОО для координации взаимодействия между субъектами педагогического процесса. Создание педагогических условий для благоприятного прохождения процесса социально-личностного развития дошкольников. 4. Активизацию мотивации - стимулирование педагогов, родителей, специалистов к поиску эффективных методов, методик для успешного социально-личностного развития и воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации. Диагностику социально-личностного развития детей-дошкольников в ДОО. Рефлексия - для постановки собственных задач и субъективной оценки каждым участником педагогического процесса степени актуализации в решении вопросов социально-личностного развития дошкольников в ДОО. Результат и оценку эффективности деятельности учреждения по степени достижения поставленной цели с учетом уровня изменения субъектов педагогического процесса.
Итак, педагогический процесс в дошкольной образовательной организации должен быть направлен, прежде всего, на реализацию цели и задач содержания образования в границах нового федерального образовательного стандарта дошкольного образования, а также требований основных образовательных и дополнительных программ. Это будет выступать фактором, обеспечивающим успешное социально-личностного развития ребенка в ДОО.
Первая глава, в контексте обозначенных проблем, посвящена решению следующих вопросов: - определению и анализу социально-личностных качеств ребенка, формируемых в дошкольном возрасте; выявлению характеристик социокультурной среды ДОО и ее возможностей в формировании социально-личностных качеств детей дошкольного возраста; - определению сущности этнопедагогического компонента воспитания дошкольников в условиях детского сада; - разработке модели формирования социально-личностных качеств детей и технологии ее реализации средствами этнопедагогики в условиях детского сада. С точки зрения современной педагогической науки проблема социально-личностного развития детей рассматривается как составная часть более глобальной проблемы - проблемы социализации ребенка.
Именно входя в социальное пространство, ребенок приобретает соответствующие знания, умения, навыки, формируя все необходимые социально-личностные качества, способствующие его развитию и социальному становлению.
Контекст диссертационного исследования нас принуждает обратиться к проблеме социализации ребенка-дошкольника, выявить сущность искомого понятия, факторы и механизмы, определяющие его эффективность, использование в процессе формирования его социально-личностных качеств.
Социализация как явление и процесс достаточно полно изучено в социогуманитарных науках. Употребляемое в социологии понятие «социализация» применялось с 90-х годов XIX века. Понятие социализация в 1896 году М. Росс предположил, как в соответствии с требованием группы формируются чувства и желания индивида, которые можно достигнуть «социальным контролем». В опубликованной 1897 году книге «Теория социализации» Ф.Г. Гиддингс рассматривает социализацию, как центр социального анализа тем самым доказывая, что важной частью общественной теории является теория социализации [164, с. 3].
К середине XX века социализация как проблема исследования организовалась в самостоятельную междисциплинарную область. Спектр современной проблемы социализации достаточно широк. Отдельные направления или аспекты изучаются самыми различными научными дисциплинами. К примеру, социальной философией - проблемы интеграции человека и социума; социологией - социализация в макросистемах; психологией - механизмы деятельности и освоения нового опыта; историей - сравнительно-историческое изучение; социальной психологией - межличностные отношения.
В социальной педагогике, как указывает А.В. Иванов, проблема социализации активно изучается в разделе теории воспитания [93, с. 63]. В общепринятой теории социализации присутствуют позиции авторов (философия, социология, психология), рассматривающие человека как биологическое существо (С. Холл, А. Гезелл, 3. Фрейд, др.). По их мнению, главным фактором социализации выступают врожденные формы поведения, инстинкты и т. п. Другие ученые рассматривают личность как пассивный продукт социального воздействия. Третьи ученые видят в социализации вектор развития активной личности, способной к творческому преобразованию социума (Р. Селман, А. Бандура, др.).
Заслуживает внимания марксистская концепция. Она предполагает, что социализация отражает как онтогенетический этап в развитии человека (формирование индивидуального типа личности), так и филогенетический этап в развитии человечества, что предполагает формирование определенных родовых свойств.
Социализация - это не просто сумма внешних влияний, регулирующих проявление имманентных индивидуальных биопсихологических импульсов и влечений, а процесс формирования целостной личности [93, с. 64]. Любая целостная личность несет в себе индивидуальность. Индивидуальность рассматриваем не как предпосылку социализации, а как ее высший результат.
Анализ разноплановой литературы показывает, что природа, миссия, цели и содержание, стадии и конкретные механизмы социализации несут глубокий социально-исторический характер. Это позволяет говорить о том, что цели социализации имеют существенную вариацию и зависят от исторической эпохи и социально-экономической организации общества.
Вполне понятно, что процесс социализации не есть простое взаимодействие людей. Он включает всю многоплановую совокупность социальных отношений, имеющих сложный спектр характеристик: личностных, групповых, этнических, возрастных, национальных, иных.
Модель формирования социально-личностных качеств детей, и технология ее реализации средствами этнопедагогики в условиях детского сада
Главная задача современной системы образования приобщение новейших поколений к исторической памяти народа, сохранение ее в наших детях. Знание истории своей страны сохранение наследия своего народа необходимо каждому человеку. Наше историческое прошлое - это фундамент жизни: стабильной, полнокровной в настоящем и будущем.
Уместно вспомнить высказывания великих ученых А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского о России, русской нации, которая не ценит и не хранит свои национальные традиции, песни, танцы, игры, все то, что составляет основы русской культуры. Вместе с тем необходимо отметить, что народная мудрость, накопленная многотысячелетней историей рождения, становления и развития отечественной культуры, постепенно выработала систему национального сознания и мировоззрения, этнических норм и правил поведения, тем самым обусловила единый облик и дух национальной философии российского народа.
Отечественная культура, как родные отец и мать, должна стать обязательной частью жизни ребенка, его души, тем началом, которое порождает гармоничную личность. Постепенно к русскому (российскому) народу возвращается национальная память, гордость за свою страну. Научно-образовательное сообщество России начинает по-новому относиться к восприятию и использованию народной культуры как средству социально-личностного развития дошкольников, их гармоничного воспитания [15].
Проблемы взаимосвязи образования и культуры, раскрытия жизненных сил человека, изменения его взглядов на мир, на самого человека нашла свое широкое отражение в культуросообразном подходе к пониманию и построению отечественного образования в исследованиях Е.В. Бондаревской, У.С. Борисовой, Е.Д. Висангириевой, Б.С. Гершунского, Н.В. Гусевой, М.С. Кагана, Е.Н. Шиянова и др. Разработка проблемы влияния национальной культуры на развитие личности нашла отражение в исследованиях А.И. Арнольдова, B.C. Библера, Г.Н. Волкова, A.M. Егорычева, Л.Н. Когана, Э.С. Маркаряна, В.Н. Межуева, Р.З. Хайрулина и др.
Благодаря этим авторам рассмотрение основ психологического становления личности дошкольников и обоснование этнокультурной коннотации дошкольного образования представлено сегодня в современной науке по следующим основным направлениям: взаимосвязь культуры и личности детства (Л.С. Выготский, И.С. Кон, М. Мид, Э. Эриксон и др.); освоения детьми социокультурного опыта психологического характера, особенностей личностного развития ребенка в освоении этнокультуры (Л.И. Божович, Г.Н. Волков, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.); этнокультурный подход к отбору условий, форм, методов, содержания построения этнокультурной среды; место и роль воспитателя и педагога в организации педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде (А.Г. Абсалямова, М.И. Богом В процесс воспитания включаются родители, которые вместе с малышами знакомятся с обрядами русского народа, с большим интересом открывают для себя народные праздники. При этом они учатся не только веселиться, но и осмысливать содержание праздника, становятся активными его участниками. Эта идея находит применение в ежегодно проводимых педагогами «Рождественских святках» с их колядками, «Сороках», когда трехлетние дети с воодушевлением лепят жаворонков из теста, празднике «Благовещение», когда по особой московской традиции выпускают птиц на волю, в «Пасхальных гуляниях», пронизанных особой радостью общения.
Так же традиционно, с приглашением ветеранов, отмечается в детском саду великий праздник нашей страны - День Победы, а также День защитника Отечества, День 8-го марта (день любимой мамы).
Наш детский сад с этнокультурным компонентом, имеет соответствующее оформление в русском народном стиле. Горенка - одна из детских групп -оформлена в старинном стиле: печка, деревянные столы и лавки, полки, где стоят иконы, дорожки, коврики, сотканные руками неповторимых мастериц XVIII века. В нашем детском саду общими силами педагогов и родителей основаны два постоянно действующих мини-музея - этнографический и исторический. Рассмотрим последовательно, в чем состоит их воспитательное значение и как оно реализуется.
Этнографический мини-музей - музей народного быта. В его экспозиции дети видят подлинные свидетельства величия минувших эпох: костюмы XVII-XVIII веков, сочетающие удобство, вкус и красоту. Старинные прялки для выработки пряжи, из которой сделаны костюмы. Детям и родителям рассказываем, как получались складки на сарафанах - клали на них горячий хлеб и так образовывались складки, которые держатся до наших дней. Старинные предметы игр, музыкальные инструменты, посуда и необходимая утварь. Музей народного быта в целом помогает восстановить и укрепить порой потерянные и ослабленные в современном мире традиционные семейные, родовые связи, сформировать у детей и их родителей чувство сопричастности своему народу.
Исторический мини-музей имени Дмитрия Донского, посвященный защитникам Отечества, так же является объектом изучения детей старшего дошкольного возраста. Русская культурная традиция свято хранит образы героев - защитников Отечества. В разные века талантливые художники посвящали им свои произведения в портретном, эпическом и батальном жанрах, что облегчает задачу сбора материалов для формирования музейной экспозиции. В музее стоит скульптура Дмитрия Донского, а рядом скульптура - женщина с ребенком и мальчиком, который защищает свою мать; стенд с плакатами, посвященными Великой Отечественной войне; стенд по Отечественной войне 1812 года (Бородинская панорама, старая деревянная Москва, план старой Москвы); иконы Сергия Радонежского, Георгия Победоносца, Ильи Муромца и др.
В беседе с детьми мы рассказываем о Дмитрии Донском, молодом московском князе, возглавившем огромное войско - 150 тыс. воинов для отпора врагу численностью вдвое больше.
Страшно было решаться на такую битву, но нужно защищать Родину, и тогда Дмитрий, при всей занятости делами по сбору войска, выделил время для поездки в монастырь к Сергию Радонежскому. Получив благословение от преподобного Сергия, он смело выступил в поход, и после победоносной битвы его нашли лежащим среди других воинов, всего израненного, но живого.
Дети с интересом воспринимают рассказ воспитателя, эмоционально реагируя на ту или иную информацию. С серией занятий по теме «защитники Отечества» можно ознакомиться в показателях (Приложение 4).
В холле детского сада висят картины с изображением наших воспитанников в русских народных костюмах на различных праздниках. Также картины с изображением Коломенского и Царицынского парков. Дети подготовительных групп по очереди выступают в роли экскурсовода, родителям и гостям детского сада рассказывают об истории создания и об архитектурных памятниках ближайшего окружения. Музейная форма представления материала способствует образному познанию, формированию социальных эмоций, что обусловлено содержанием музейных экспозиций.
Вся эта работа непростая, трудоемкая, особенно в части затрат душевных сил, и, одновременно, интересная и важная. Однако все окупается, когда видишь развитость и эрудицию детей, их активность, умение ладить в коллективе и проявлять любовь к близким, окружению, к своей Родине.
В работе с воспитателями была выбрана несвойственная для дошкольных учреждений форма методической работы - организация специальных обучающих семинаров, позволившая повысить уровень профессиональной компетенции воспитателей и приобрести практический опыт по проблеме социально-личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Данная работа предусматривала: семинары-практикумы, педсовет-деловая игра, дни открытых дверей, презентации (с совместным участием родителей). Предпринимаемые нами шаги по возрождению русских народных обрядов, обычаев, традиций, основу которых составляет народная культура, являются не просто мероприятиями, а глубоко и хорошо продуманной педагогической системой.
Отказ от заорганизованных парадно-показных форм и переход к формам естественного участия и самовыражения всех присутствующих на народных праздниках связаны с решением очень многих вопросов, главные из которых -овладение детьми многообразными формами и средствами самовыражения в бытовых условиях, активное усвоение общечеловеческих, нравственных и культурных ценностей, способствующих формированию осознанного патриотического чувства и воспитанию социально-личностных качеств.
олова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Гришина, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Т.С. Комарова, Т.Ю. Купач, Э.К. Суслова, P.M. Чумичева и др.);
Как отмечает автор, современная социокультурная ситуация в стране, направления государственной социальной политики, а также современные программы по дошкольному воспитанию активизируют и ставят конкретные задачи по приобщению детей к традиционной народной культуре.
Сегодня в российском образовательном сообществе разработаны и действуют ряд программ для системы дошкольного образования: парциальных, такие как «Наследие», «Мой родной дом», «Я человек» и др. К комплексным можно соотнести: «Детство», «Истоки», «Радуга» и др. [78;205;173;160]. Разнообразные методические пособия ориентируют на использование народной педагогики как средства социально-личностного развития детей дошкольного возраста: А.Г. Ахтян, Н.В. Микляевой «Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет», «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет»; В.В. Уткиной, А.Е. Писаревой «Живем в Ладу»; Г.Н. Данилиной «Дошкольнику -об истории и культуре России»; Ю.Е. Антоновой, Л.В. Левиной, О.В. Розовой «Как научить детей любить родину», сборник «С чего начинается Родина» (под ред. Л.А. Кондрыкинской); М. Ю. Новицкой «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» и др. Они опираются на методологическое основание изучения народной культуры как феномена и способа жизнедеятельности в единстве и многообразии материальных и духовных ценностей, раскрытых в работах И.Г. Гердера, Э.Б. Тейлора, А. Тойнби, Д.Ж. Фрэзера, О. Шпенглера и др.
Имеет смысл кратко рассмотреть сущность и механизмы, которые используются в данных программах и методических пособиях с целью социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Все они традиционно используются в народной педагогике. Автор настоящего диссертационного исследования в своей работе «Народная культура как средство социально-личностного воспитания и развития дошкольниковнародныи» определил сущность и содержание, средства и механизмы, способствующие формированию социально-личностных качеств ребенка-дошкольника [15].
Человек как носитель этнокультурного опыта. Давно известен обычай, позволяющий судить о человеке по его родителям и его воспитателях. Достойный человек - значит хорошие родители и воспитатели. Жизнь допускала и парадоксы: хорошие люди могут сформироваться и при неблагоприятных семейных и общественных условиях. Народной педагогике, как отмечает Ахтян А.Г., свойственно воспитание делом, в работе, обычно, поэтому, лучшими воспитателями оказывались люди, более способные к какому-то конкретному виду деятельности: мастера-ремесленники, певцы, музыканты, сказочники и др. Так и сегодня, продолжая народные культурные традиции, педагог согласно своей общественно значимой деятельности должен являться как транслятором, так и созидателем этнокультурного опыта. Отсутствие этнокультурологическои составляющей, с практической и мировоззренческой позиции педагога, воспитателя неизбежно приводит к оскудению социокультурного развития дошкольников [15].
Реализация технологии формирования социально-личностных качеств детей дошкольного возраста средствами этнопедагогики
Очень важно ребенку осознать духовно-нравственную сторону патриотизма. Вне общего контекста духовно-нравственного воспитания дошкольников, патриотизм в лучшем случае превратиться в профанацию, а в худшем - в шовинизм, национальное невежество и агрессивность по отношению к чужим. От всего этого может спасти духовно-нравственный потенциал народной культуры, используемый в воспитании детей. В ходе своего исторического пути развития отечественная культура вобрала в себя все «разумное, светлое, доброе, вечное», что создавалось лучшими людьми России, ее малыми и большими народами, проживающими на ее территории.
Считаем, что формирование социально-личностных качеств в ребенке полностью возможно через приобщение его к культуре и традициям своего народа, а также знакомство с культурой и традицией окружающих его людей других национальностей. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции посредством вхождения в «годичный праздничный круг».
Задача целенаправленного воспитания в детях с дошкольного возраста социально-личностных качеств (духовно-нравственных, патриотических, художественно-эстетических, др.) в настоящее время достаточно сложна. С учетом данной ситуации была и определена основная цель нашего педагогического эксперимента - использование возможностей народной культуры в целях развития социально-личностных качеств детей дошкольного возраста.
Заключительный этап педагогического эксперимента Для получения объективной информации о результатах экспериментальной деятельности (педагогического эксперимента) были установлены уровни, критерии и показатели, характеризующие социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Для определения уровней, критериев и показателей социально-личностного развития детей дошкольного возраста мы опирались на принцип методологической объективности, предполагающий надежность в полученных результатов.
Рассмотрим определение понятий «критерий» и «показатель». «Критерий» определяет, местонахождение какого-либо явления среди других явлений. В Большой советской энциклопедии «критерий» от греч. «Kriterion» определяется как: - средство для суждения: признак, на основании которого проводится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило, оценка [39, с. 450].
По мнению ряда некоторых авторов (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик и др.), критерий позволяет «судить о его состоянии и уровне развития и функционирования» как свойство изучаемого объекта [87, с. 102]. В педагогике «критерий» характеризуется как «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, оценка какого-либо явления» [232, с. 183].
В анализе данной проблемы обращает на себя внимание такое содержание понятия «критерий», как мера, образец, ориентир, а также отличительный ее признак, характеризующий данный предмет. Иными словами, критерий есть то, что может легко быть зафиксировано и количественно измерено. Показатель (от лат. Indicator - указатель) - это величина или качество, которое может проявляться у конкретного объекта. Основой «показателя» является «конкретность» и «диагностичность».
Сергеева В.П. считает, что конкретность является главной характеристикой «показателя», которая дает возможность рассматривать его как частное по отношению к критерию, т. е. как измеритель последнего, и диагностика, позволяющая показателю для наблюдения, учета и фиксирования быть доступным [221]. В соответствии с аспектами нашего исследования, центральным из которых является развитие социально-личностных качеств дошкольников в культурной среде ДОО с этнопедагогическим компонентом, мы определили: уровни: низкий уровень (от 1 - до 1,6 балла); средний уровень (от 1,7 - до 2,3 балла); высокий уровень (от 2,4 - до 3 баллов); критерии и показатели: эмоционально-чувственный (первичные ценностные ориентации; проявление интереса к русским культурным традициям, народной и православной культуре); когнитивный (представление о героях - защитниках Отечества; знание литературы, представление об истории России, о Государственной символике РФ; различение малых форм фольклора и жанров устного народного творчества, народных промыслов и знание элементов национального костюма); деятельностный (поет русские народные песни, играет на детских народных музыкальных инструментах; владение элементами народного танца; участие в народных играх).
Был разработан диагностический модуль, который состоит из совокупности диагностических заданий, направленных на оценку уровня сформированности социально-личностных качеств дошкольников в культурной среде ДОО с этнопедагогическим компонентом (табл. 5).
Динамика развития социально-личностных качеств детей в культурной среде ДОО с этнопедагогическим компонентом и условия эффективности данного процесса
Теоретический анализ проблемы исследования и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации технологии формирования социально-личностных качеств детей дошкольного возраста в среде детского сада с этнопедагогическим компонентом подтвердили выдвинутую ранее нами гипотезу и позволили сделать общие выводы и заключение.
Анализ и систематизация рассмотренных положений и идей (Глава 1.), составляющих научно-теоретическую основу проблемы исследования с позиции утвердившихся в социальной педагогике ведущих подходов (личностно деятельностного, социально-педагогического, культурно-средового, этнопедагогического), позволили получить соответствующие результаты:
В процессе исследования уточнена сущность и расширено содержание понятия «социально-личностное воспитание дошкольников», которое представляет собой интегративный подход к системной организации целостного воспитательно-образовательного процесса, обусловленный спецификой деятельности дошкольной организации, ее содержанием и существующими воспитательными технологиями, направленными на формирование устойчивой системы социально-значимых качеств ребенка (нравственные, эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные, волевые, художественно-эстетические, др.), характеризующих ребенка как личность, нравственная основа которых определяет его: представление об окружающем мире, понимание своего места в обществе (семье, детских коллективах, социальных группах); включенность в многообразные социальные отношения и взаимодействия; отношение к миру вещей, природе, деятельности; систему восприятия и Уточнены сущность и содержание культурной среды ДОО с этнопедагогическим компонентом, которая, в контексте настоящего исследования, является активным средством и условием формирования социально-личностных качеств детей-дошкольников, включающая компоненты (материально-предметные, знаково-символические, психолого-педагогические, организационно-управленческие), которые непосредственно взаимосвязаны с содержанием искомого процесса и определяют его особенности.
Разработаны структура и содержание модели «Формирование социально-личностных качеств ребенка в культурной среде ДОО с этнопедагогическим компонентом» с позиции взаимосвязи цели, задач, подходов, принципов (совместной деятельности педагогов, детей и родителей; нравственного примера педагога; творческой активности; индивидуально личностного развития; социальной востребованности воспитания; непрерывности в формировании социально-личностных качеств). Настоящая модель включает следующие компоненты: теоретико-методологический, целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, оценочный, результативный, которые в своей интегрированной совокупности представляют системную организацию, позволяющую футурологически прогнозировать решение поставленных цели и задач. В период подготовки и реализации педагогической технологии формирования социально-личностных качеств ребенка в культурной среде дошкольной образовательной организации с этнопедагогическим компонентом (Глава II) были получены результаты, а также продукты научной деятельности:
Специальная программа, представленная в виде разделов («Родная речь и народоведение», «Изобразительная деятельность», «Музыкальная деятельность», «Физическое развитие детей», «Экологическое воспитание детей»), которая выступала компонентом содержания реализационного этапа педагогической технологии.
Деятельностные формы, методы, технологии и средства формирования социально-личностных качеств детей-дошкольников, которые в своем интегративном единстве показали хорошую продуктивность.
Критерии, показатели и уровни оценки сформированности социально-личностных качеств у детей дошкольного возраста показали свою адекватность и эффективность.
Педагогические условия формирования социально-личностных качеств ребенка в культурной среде ДОО с этнопедагогическим компонентом теоретически обоснованы и экспериментально проверены.
Также в процессе исследования был разработан и апробирован комплекс специальных опросников по определению уровня социально-личностного развития детей-дошкольников; систематизирован диагностический инструментарий по выявлению сформированности социально-личностных качеств дошкольников в ДОО. Настоящие исследовательские методики могут быть использованы в работе воспитателями, методистами, заместителями по воспитательной работе в дошкольных образовательных организациях, а также другими специалистами, занимающимися вопросами по формированию социально-личностных качеств дошкольников.
Таким образом, все результаты педагогического эксперимента в рамках научного исследования по социально-педагогической проблеме «Формирование социально-личностных качеств дошкольников в среде детского сада с этнопедагогическим компонентом» показали эффективность технологии, внедренной в воспитательно-образовательный процесс детского сада №2365. Комплексное взаимообогащение устного и декоративно-прикладного творчества позволило подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, самобытности народных промыслов, связи народного творчества, в его различных проявлениях, с бытом, традициями, окружающей средой. В результате систематической работы произошло познавательное, речевое, художественно-эстетическое, эмоциональное и социальное развитие детей и, как следствие, повысился уровень сформированности социально-личностных качеств дошкольников. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют заключить, что: выдвинутая гипотеза подтверждена, цель достигнута, задачи решены. По результатам диссертационного исследования можно сделать следующие выводы: