Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы вузовской подготовки педагогов музыкантов к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века на основе герменевтического подхода 19
1.1. Сущность герменевтического подхода в музыкальном образовании 19
1.2. Современный музыкальный язык и проблема его понимания в научных исследованиях 39
1.3. Модель формирования профессиональной готовности педагога музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода 62
Глава II. Совершенствование процесса формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века на основе герменевтического подхода 88
2.1. Контрольно-измерительный инструментарий экспериментального исследования 88
2.2. Апробация герменевтической методики освоения музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века 104
Заключение 156
Список использованной литературы 160
- Современный музыкальный язык и проблема его понимания в научных исследованиях
- Модель формирования профессиональной готовности педагога музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода
- Контрольно-измерительный инструментарий экспериментального исследования
- Апробация герменевтической методики освоения музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современном отечественном
педагогическом образовании особенную значимость приобретают процессы
совершенствования обучения и воспитания высокопрофессиональных
специалистов, обладающих не только отраслевой и предметной специализацией, но и способных самостоятельно утверждаться в профессии, развивать у своих воспитанников интеллектуальный и творческий потенциал. Именно поэтому применение эффективных педагогических подходов в профессиональном образовании приобретает изо дня в день все большую востребованность.
В системе музыкального образования компетентность педагога в настоящее время должна обеспечивать адаптивность и многообразие образовательных программ, высокое качество процесса обучения, возможность варьирования содержания учебных дисциплин. Музыка как вид искусства постоянно развивается, прирастает новыми произведениями и стилями, и это закономерно определяет необходимость пополнения содержания образовательных программ. Особенно это касается тех дисциплин, которые непосредственно связаны с изучением современной музыки.
Музыкальный язык произведений конца XX – начала XXI века довольно
сложен для восприятия, так как музыкальная культура постмодерна основывается
не столько на принципах классической эстетики, в которой прекрасное
гармоническое звучание вызывает эстетическое наслаждение, но и на
концептуализации выразительных средств, приобретающих, помимо
эстетических, другие роли. Понимание современной академической музыки требует высокой компетентности педагога-музыканта, способного объяснять своим ученикам ее образное содержание и выразительные средства. В этой связи возникает необходимость введения в процесс профессиональной подготовки педагога-музыканта герменевтического подхода, обеспечивающего качественный уровень понимания современной музыки и дающего возможность такому феномену, как музыкальный язык произведений конца XX – начала XXI века, стать доступным для функционирования в системе музыкального образования.
Будучи производным общегуманитарных процессов стремления к адекватному постижению сложных смыслов, герменевтический подход с большим успехом применяется в тех областях практики и научного теоретизирования, где встречаются недоступные для непосредственного понимания идеи, концепты, фактуры и пр. Педагогическая герменевтика, как область знаний о путях наиболее эффективного объяснения и интерпретации сложного учебного материала, востребована в тех сферах образования, в которых применяется особенно непростой и неоднозначный материал, содержательно или формально далекий от возможностей его непосредственного освоения обучающимися. Поэтому включение методов педагогической герменевтики в процесс обучения педагогов-музыкантов – актуальное направление в развитии современного музыкально-педагогического образования.
Актуальность настоящего исследования обусловлена рядом противоречий между:
– потребностью общества в высоком качестве профессиональной подготовки педагогов-музыкантов и необходимостью поиска новых подходов, создания инновационных технологий и разработок, позволяющих повысить эффективность педагогического процесса;
– объективными возможностями подготовки в вузах музыкантов-педагогов к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI вв. на основе герменевтического подхода и отсутствием специальных исследований, раскрывающих теоретические основы данной проблемы;
– потребностью в научно обоснованных рекомендациях, позволяющих осуществлять подготовку педагога-музыканта к преподаванию современной классической музыки обучающимся на основе герменевтического подхода, и отсутствием научно-методических разработок в этой области.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему
исследования, состоящую в необходимости методологического обоснования применения герменевтического подхода в педагогике музыкального образования и определения механизмов формирования профессиональной готовности педагогов-музыкантов к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI вв. на его основе.
Недостаточная разработанность проблемы, ее актуальность явились основанием для выбора темы исследования: «Формирование профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI вв.: герменевтический подход».
Степень научной разработанности проблемы исследования
Герменевтический подход как явление изучается и применяется в
философии, исторических науках, теории межкультурных коммуникаций,
религиоведении, семиотике, лингвистике, психологии, педагогике, в том числе
педагогике музыкального образования, музыкознании. Для нашего исследования
особое значение имели труды, посвященные проблемам герменевтики как области
деятельности и обоснованию ее общенаучной методологии: Н.С. Автономовой,
Г.И. Богина, И.С. Болдоновой, А.А. Брудного, Р.М. Габитовой, Х.-Г. Гадамера,
П.П. Гайденко, С.С. Гусева, Э. Гуссерля, В. Дильтея, И.Д. Демаковой,
И.В. Дмитриевской, Е.Г. Евдокимовой, В.В. Занкова, В.П. Зинченко,
В.Г. Кузнецова, Л.Я. Куркиной, А.Н. Леонтьева, А.Л. Никифорова, П. Рикера,
Г.И. Рузавина, М.Е. Соболевой, Д.А. Соколова, Г.Л. Тульчинского,
М. Хайдеггера, Ф. Шлейермахера, В.С. Швырева, Г.Г. Шпета, Е.Н. Шульги и других классических и современных исследователей.
В системе социально-гуманитарных наук процессы понимания и
интерпретации вызывали неизменный интерес исследователей на протяжении
всего ХХ века. Среди отечественных ученых, развивавших общенаучные основы
герменевтики, можно назвать таких философов, как Н.С. Автономов,
А.Л. Никифоров, В.С. Швырев, филологов и лингвистов А.А. Брудного,
Г.И. Богина, психологов и психолингвистов В.В. Занкова, В.П. Зинченко,
А.Я. Зеленскую, А.Н. Леонтьева. Ими были сформулированы такие
принципиальные научно-теоретические характеристики процесса понимания, как
личностная детерминированность, продуктивно-творческий характер и
целостность. В психологии и педагогике начиная с 1960-х – 1970-х годов интерес к герменевтике также не ослабевает. Герменевтические методологические идеи, внесенные в эту научную область такими авторами, как В.П. Зинченко и И.И. Сулима, прижились и стали продуктивно дополнять инструментарий педагогических исследований, органично влившись в процессы проектирования личностно-ориентированного образования в рамках «понимающей педагогики». Для современного музыкознания в педагогическом аспекте герменевтика также приобрела значение методологического базиса, позволяющего ориентировать педагогический процесс в соответствии с возможностями объяснения и понимания сложного музыкального материала.
Среди психолого-педагогических исследований, направленных на изучение
феномена «понимания», следует назвать труды Е.А. Александровой,
Л.А. Беляевой, А.А. Брудного, Е.Г. Евдокимовой, М. Глушенко, Е.В. Гречихо, И.Д. Демаковой, А.Ф. Закировой, В.П. Зинченко, Н.Б. Крыловой, Ю.В. Сенько, И.И. Сулимы, М.Н. Фроловской и др.
Нельзя не отметить работы ученых, рассматривавших применимость герменевтики к сфере культуры и искусств, – Е.Я. Басина, М.М. Бахтина, Е.С. Громова, Т.В. Зыряновой, Н.И. Колодиной, Н.А. Кормина, Е.Н. Лучинской, Г.С. Поповой, С.М. Филиппова и других.
Основы музыкальной герменевтики заложили немецкие музыкальные историки Г. Кречмер и А. Меррит, исследования которых были продолжены К. Дальхаузом, Х. Зедельмайером, В.Ф. Кюммелем и др.
Вопросы музыкальной герменевтики, изучения, понимания и
интерпретации музыкального языка рассматриваются в работах
М.Г. Арановского, Б.В. Асафьева, О.А. Блока, Ю.Е. Бойко, М.Ш. Бонфельда,
Н.А. Говар, С.А. Давыдовой, А.И. Демченко, Л.П. Казанцевой, М.Г. Карпычева,
Г.Р. Консона, Т.А. Корнелюк, М.Д. Корноухова, И.А. Корсаковой,
Н.П. Корыхаловой, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского,
А.И. Николаевой, С.С. Скребкова, А.М. Трудкова, Ю.Н. Холопова,
В.Н. Холоповой, В.А. Цуккермана, Т.В. Чередниченко, Б.Л. Яворского и др.,
способствующих дальнейшему совершенствованию знаний о понимании музыки.
Различные аспекты данной проблемы раскрываются в музыкально-
психологических исследованиях Л.Л. Бочкарева, А.Л. Готсдинера,
Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, М.С. Старчеус, Б.М. Теплова, А.В. Тороповой и др.
Специфика и семантика музыкального языка раскрывается в исследованиях
И.А. Барсовой, М.Ш. Бонфельда, Н.А. Брылевой, Ю.Н. Бычкова, А.И. Демченко,
Г.Ю. Демченко, А.В. Денисова, Ю.К. Захарова, П.В. Кириченко, С.М. Мальцева,
Г.А. Орлова, Г.Р. Тараевой, И.С. Стогний, Е.О. Чигаревой, Л.Н. Шаймухаметовой
и др. Особенности современного музыкального языка отражены в научных трудах
В.В. Задерацкого, Т.Н. Красниковой, А.С. Соколова, С.И. Савенко,
М.И. Сараевой, А.Н. Папениной, И.М. Шабуновой, и др.
Инновационные технологии, их применение в области профессионального
образования специалистов сферы искусства и культуры раскрываются в трудах
А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.Г. Казаковой, В.П. Подвойского,
В.С. Садовской, Т.К. Солодухиной, Е.Ю. Стрельцовой, Т.В. Христидис и др.
Проблема профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в
различных ее аспектах исследовалась в работах Э.Б. Абдуллина,
И.С. Аврамковой, Н.И. Ануфриевой, Л.А. Баренбойма, Е.А. Бодиной,
В.А. Есакова, Л.С. Майковской, А.В. Малинковской, А.П. Мансуровой,
Т.Г. Мариупольской, Е.В. Николаевой, М.С. Осенневой, П.З. Феттера,
П.А. Хазанова, Г.М. Цыпина, П.А. Черватюка, А.И. Щербаковой,
З.М. Явгильдиной и др., сформировавших современную систему теоретических требований к организации и содержанию отечественного музыкально-педагогического образования.
Таким образом, анализ существующих научных трудов позволяет
констатировать, что в настоящий момент специальных исследований,
посвященных освоению современного музыкального языка будущими
педагогами-музыкантами на основе герменевтического подхода, не проводилось.
Объект исследования – профессиональная подготовка будущих педагогов-музыкантов в вузах культуры и искусств.
Предмет исследования – процесс формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI вв. на основе герменевтического подхода.
Цель исследования – теоретико-методологическое обоснование вузовской подготовки педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI вв. на основе герменевтического подхода; разработка и апробация авторской методики.
Задачи исследования:
-
Выявить педагогические возможности герменевтического подхода и экстраполировать их в область педагогики музыкального образования.
-
Осуществить анализ сущности современного музыкального языка и проблемы его понимания.
-
Определить педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности педагогов-музыкантов к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI вв. на основе герменевтического подхода.
-
Создать модель формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода.
-
Разработать контрольно-измерительный инструментарий, позволяющий фиксировать уровни профессиональной готовности студентов к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI вв.
6. Апробировать герменевтическую методику освоения музыкального языка
произведений конца XX – начала XXI вв.; проверить ее эффективность в процессе
экспериментальной работы.
Гипотеза исследования:
-
Эффективность процесса формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI вв. значительно возрастет, если данный процесс будет осуществляться на основе герменевтического подхода.
-
Создание целостной модели формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода возможно при условии:
– методологического обоснования возможностей герменевтического подхода в педагогике музыкального образования и его экстраполяции в учебный процесс, а также анализа сущности современного музыкального языка и проблем понимания данного феномена;
– разработки теоретико-методических основ формирования
профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального
языка произведений конца XX – начала XXI вв.: целей, задач, подходов,
структурно-содержательных компонентов, педагогических условий,
последовательных этапов, методов, приемов и технологий обучения, контрольно-измерительного инструментария, способствующих эффективной реализации данной модели в учебно-образовательном процессе.
Методологической основой исследования явились основные философские концепции герменевтики о языке, понимании и интерпретации текстов Х.-Г. Гадамера, Э. Гуссерля, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Ф. Шлейермахера, Г.Г. Шпета; философские труды современных исследователей герменевтики Г.И. Богина, И.В. Дмитриевской, Е.Н. Шульги и др.; работы ученых, в которых рассматриваются различные проблемы герменевтики в сфере культуры и искусств: М.М. Бахтина, Е.С. Громова, Т.В. Зыряновой, Е.Н. Лучинской и др.
Теоретической основой исследований явились:
– психолого-педагогические исследования, направленные на изучение феномена «понимания»: Е.А. Александровой, А.А. Брудного, Е.Г. Евдокимовой, М.А. Глушенко, Е.В. Гречихо, И.Д. Демаковой, А.Ф. Закировой, Н.Б. Крыловой, Ю.В. Сенько и др;
– музыкально-психологические исследования Л.Л. Бочкарева,
А.Л. Готсдинера, Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, М.С. Старчеус,
Б.М. Теплова, А.В. Тороповой и др., раскрывающие проблемы восприятия музыкальных произведений и постижения музыкального языка;
– музыковедческие и музыкально-педагогические труды, посвященные
различным вопросам музыкальной герменевтики, а также проблемам понимания,
интерпретации и семантики музыкального языка: М.Г. Арановского,
Б.В. Асафьева, О.А. Блока, Ю.Е. Бойко, М.Ш. Бонфельда, С.А. Давыдовой,
Л.П. Казанцевой, М.Д. Корноухова, И.А. Корсаковой, Н.П. Корыхаловой,
Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.И. Николаевой,
Ю.Н. Холопова, В.Н. Холоповой, В.А. Цуккермана, Т.В. Чередниченко;
Е.О. Чигаревой, Л. Шаймухаметовой и др.;
– исследования в области педагогики музыкального образования, раскрывающие проблемы профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в
различных ее аспектах: Э.Б. Абдуллина, И.С. Аврамковой, Н.И. Ануфриевой,
Л.А. Баренбойма, Е.А. Бодиной, И.А. Корсаковой, Е.П. Красовской,
Л.С. Майковской, А.В. Малинковской, А.П. Мансуровой, Т.Г. Мариупольской, А.И. Николаевой, Е.В. Николаевой, М.С. Осенневой, П.З. Феттера, П.А. Хазанова, Г.М. Цыпина, А.И. Щербаковой, З.М. Явгильдиной и др.
Методы исследования: общенаучные методы источниковедческого и
теоретического анализа материала, основывающиеся на принципах формальной и
диалектической логики; методологический анализ социально-гуманитарных и
педагогических концепций, соответствующих теме исследования; педагогическое
моделирование; наблюдение, беседы; социологический опрос, интервьюирование;
педагогический эксперимент; методы планирования, теоретической и
статистической обработки результатов педагогического эксперимента.
Базы исследования: федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования «Московский
государственный институт культуры»; муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 54 Муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области; государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Детская школа искусств имени М.А. Балакирева».
Организация и этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2012 г. по 2016 г. и состояло из трёх этапов.
На первом этапе исследования (2012-2013 гг.) осуществлялся анализ
специальной литературы по проблеме исследования, разрабатывались его
методологические характеристики; изучался опыт педагогов-практиков высших
учебных заведений, учителей общеобразовательных школ и преподавателей
учреждений дополнительного образования; разрабатывался контрольно-
измерительный инструментарий для проведения диагностических процедур, а также инструментарий для проведения анкетирования и опросов. С целью выявления актуальности изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике и получения эмпирического материала, необходимого для разработки авторской методики, было проведено анкетирование преподавателей (75 респондентов) и студентов (153 респондента). Всего в социологическом исследовании приняли участие 228 человек.
На втором этапе (2013-2014 гг.) осуществлялось планирование
педагогического эксперимента, проектировалась модель формирования
профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода, разрабатывалась герменевтическая методика освоения музыкального языка произведений конца XX – начала XIX вв., включающая элективный курс «Герменевтический анализ музыкального языка произведений конца XX – начала XXI вв.»; проводилась диагностика уровней сформированности готовности студентов к освоению современного музыкального языка (19 человек в экспериментальной группе и 17 человек в контрольной группе).
На третьем этапе (2014-2016 гг.) реализовывался педагогический эксперимент по выявлению эффективности разработанной герменевтической методики освоения музыкального языка произведений конца XX – начала XXI вв.; проводилась повторная диагностика уровней сформированности готовности студентов к освоению современного музыкального языка; обрабатывались и анализировались полученные результаты; уточнялись теоретико-методические выводы; подводились итоги диссертационного исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечиваются методологической обоснованностью основных положений и
научных выводов, их опорой на достижения современной общей и музыкальной
педагогики, практическим подтверждением теоретических положений
результатами экспериментального исследования, проведением качественного и количественного анализа, использованием математических методов обработки экспериментальных данных.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
– впервые исследован и введен в научный оборот комплекс теоретических оснований применения герменевтического подхода в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов;
– спроектирована модель формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода, представляющая интегративное единство целей; задач; подходов; форм; педагогических условий; последовательных этапов, методов, приемов и технологий обучения;
– определены педагогические условия формирования профессиональной
готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений
конца XX – начала XXI вв. (применение методологического принципа
«герменевтического круга»; включение в «герменевтический круг»
дополнительного контура практико-ориентированного материала, связанного с
конкретизацией теории в виде прикладных примеров; личностно-
ориентированное профилирование материала с возможностью адаптации учебных сведений к индивидуальным особенностям восприятия и понимания каждого обучающегося; включение учащихся в полноценный творческий процесс, в котором допустимы импровизация, поисковая работа, самостоятельное сочинение музыкального материала, дополнение лекционного изложения самостоятельным выступлением и пр.);
– создана герменевтическая методика освоения музыкального языка произведений конца XX – начала XXI вв., включающая элективный курс, ориентированный на выработку у будущих педагогов-музыкантов знаний, умений и навыков интерпретации музыкального языка произведений данного периода;
– разработан контрольно-измерительный инструментарий, позволяющий фиксировать уровни профессиональной готовности будущих педагогов-музыкантов к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI вв.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дано методологическое обоснование применения герменевтического подхода в
профессиональной подготовке педагогов-музыкантов в системе высшего
образования, раскрыта его сущность. Разработаны теоретические основы
подготовки педагогов-музыкантов к освоению музыкального языка произведений
конца XX – начала XIX вв. на базе герменевтического подхода (цель, задачи,
подходы, содержание, педагогические условия, формы методы, этапы и
технологии обучения). Теоретически обоснована структура педагогических
действий, реализуемых в процессе профессиональной подготовки педагога-
музыканта, основанных на принципе «герменевтического круга» и
герменевтической эвристики. Выявлена специфика интерпретации музыкального
текста. Осуществлен теоретический анализ особенностей современного
музыкального языка (изменение гармонической вертикали, применение разных
типов сонорной и микрохроматической гармонии, полимодальность,
хроматическая тональность, применение множественных гармоническо-
функциональных схем и др.) и проблемы понимания данного феномена. На
основе принципов герменевтического подхода разработаны критерии и
показатели уровней готовности педагогов-музыкантов к освоению музыкального
языка произведений конца XX – начала XXI вв.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
использования его результатов, выводов и созданной автором герменевтической
методики, включающей элективный курс «Герменевтический анализ
музыкального языка произведений конца XX – начала XXI вв.», в совершенствовании профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в педагогических вузах, вузах культуры и искусств, в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов-музыкантов. Выводы относительно применения герменевтического подхода в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов могут быть экстраполированы и на иные отраслевые сегменты педагогического образования.
Апробация и внедрение результатов исследования отражены в 11
публикациях автора, из них 5 – опубликованы в журналах, входящих в перечень
научных изданий ВАК РФ, в ряде докладов и выступлений: на X международной
научно-практической конференции «Музыкальное образование в
социокультурном развитии личности» (г. Москва, 2012 г.); на XI международной
научно-практической конференции «Музыкальное образование в современном
мире» (г. Москва, 2013 г.); на международной научно-практической конференции
«Искусство и художественное образование в контексте межкультурного
взаимодействия» (г. Казань, 2013 г.); на XII международной научно-практической
конференции «Интеграция науки, менеджмента и музыкального образования» (г.
Москва, 2014 г.); на научно-практической конференции «Музыкально-
теоретическое образование: традиции, новаторство, перспективы» (г. Москва,
2014 г.); на XIII международной научно-практической конференции
«Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве» (г. Москва, 2015 г.); на международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию отделения «Теория музыки» ГБПОУ «Пензенский колледж искусств» (г. Пенза, 2016 г.); в обсуждении материалов
диссертационного исследования на кафедре музыкального образования
Московского государственного института культуры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Процесс формирования профессиональной готовности педагога-
музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI
вв. должен осуществляться на основе герменевтического подхода,
способствующего адекватному пониманию, объяснению и верной интерпретации
музыкального материала. Применение герменевтического подхода в музыкальной
педагогике основывается на принципах философской герменевтики,
заключающихся в учете культурных, временных, социальных, кодификационных
и психологических условий создания текста (в данном случае – музыкального), и
использовании этих знаний в интерпретации материала.
2. Музыкальный язык произведений конца XX – начала XXI вв. является
одним из наиболее сложных феноменов для объяснения и интерпретации в
деятельности педагога-музыканта, что обусловлено изменением норм
музыкальной эстетики, концептуализацией и диверсификацией музыкальных
выразительных средств данного периода. Музыкально-педагогическая
интерпретация максимально семантизирует музыкальный текст, вербализуя и
обобщая то содержание, которое может, в отдельных случаях, быть выражено
только музыкальными средствами. При этом музыкальный материал всегда
оставляет место для альтернатив интерпретации, делая текст априорно
субъективизированным.
-
Для эффективного формирования профессиональной готовности педагогов-музыкантов к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода необходима организация следующих педагогических условий: применение методологического принципа «герменевтического круга»; включение в «герменевтический круг» дополнительного контура практико-ориентированного материала, связанного с конкретизацией теории в виде прикладных примеров; личностно-ориентированное профилирование материала с возможностью адаптации учебных сведений к индивидуальным особенностям восприятия и понимания каждого обучающегося; включение обучающихся в полноценный творческий процесс, в котором допустимы импровизация, поисковая работа, самостоятельное сочинение музыкального материала, дополнение лекционного изложения самостоятельным выступлением и пр.
-
Модель формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода представляет собой интегративное единство целей; задач; теоретико-методологических оснований, являющихся содержательным ядром нового педагогического решения; подходов (системный, технологический, компетентностный, личностно-ориентированный, аксиологический, полихудожественный); форм (творческое проблемное обучение, контекстное обучение, лекции-дискуссии; «мозговые штурмы»; коллоквиумы, организованные по принципам «герменевтического круга»; эвристические и личностно-ориентированные творческие задания; самостоятельная поисковая работа и пр.);
педагогических условий; последовательных этапов, методов, приемов и технологий обучения.
5. Контрольно-измерительный инструментарий, разработанный в рамках
диссертационного исследования, позволяет фиксировать уровень
профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального
языка произведений конца XX – начала XXI вв. и включает классификацию
данных уровней, параметры, показатели, критерии оценки, опросники и систему
заданий.
6. Герменевтическая методика освоения музыкального языка произведений
конца XX – начала XXI вв., включающая элективный курс, ориентированный на
выработку у будущих педагогов-музыкантов знаний, умений и навыков
интерпретации музыкального языка произведений данного периода,
предусматривает: 1) применение принципов «герменевтического круга» –
постижения материала частями, с последующим обобщением и повторением с
позиции целого содержательного фрагмента, концептуализации гипотетических
выкладок, применении методов верификации и фальсификации,
последовательного возврата к изученному; 2) применение идей герменевтической
эвристики, то есть расширения области понимаемого материала вплоть до
попыток создания нового; 3) стимулирование индивидуального научного
исследования, поиска собственных педагогических решений, направленных на
выработку способности обучающихся к передаче полученного материала их
будущим ученикам в процессе дальнейшей педагогической деятельности.
Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Современный музыкальный язык и проблема его понимания в научных исследованиях
В современной образовательной инфраструктуре профессиональная подготовка педагогов-музыкантов осуществляется в рамках образовательной программы академического бакалавриата, продолжающегося магистратурой и аспирантурой, что в целом формирует трехцикловую схему высшего профессионального образования, закрепленную Федеральным Законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (167). Выпускники программы бакалавриата являются полноправными профессионалами с высшим образованием, и именно они пополняют собой ряды практикующих педагогов-музыкантов детских школ искусств и средних профессиональных образовательных организаций. Однако, по сравнению с выпускниками образовательной программы специалитета, бакалавры получают значительно меньшее количество учебных часов на освоение данной образовательной программы, а также имеют совершенно иную дисциплинарную структуру программы, что оценивается значительной частью профессорско преподавательского сообщества как организационно-педагогическое условие снижения качества образования.
При этом, выпускники любой образовательной программы сталкиваются с новыми профессиональными реалиями, их работа требует новых знаний и умений, так как изменяется сама сфера их деятельности. Применительно к педагогам-музыкантам, это означает, что постоянно пополняется репертуар музыкальных произведений, изучаемых учащимися школ искусств и средних профессиональных образовательных организаций, меняется (совершенствуется и трансформируется) методика обучения, растут требования у нормативно-документационному обеспечению учебного процесса. В одной работе невозможно охватить и раскрыть весь круг проблем современного образования и профессиональной деятельности, в связи с чем основной акцент внимания данного исследования фокусируется на вопросах обеспечения адекватного формирования профессиональной готовности педагогов-музыкантов к освоению музыкального языка сложных произведений, к числу которых относятся музыкальные тексты композиторов конца XX – начала XXI века.
Герменевтический подход применяется в педагогике не первое десятилетие, но, как и другие специализированные методологические подходы, методика его применения всегда формируется относительно конкретной педагогической ситуации и не может быть в полной мере экстраполирована на неаналогичные условия или объекты педагогического воздействия. Поэтому в настоящей работе ставится задача адаптировать герменевтический подход применительно к процессу формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века, и решение данной задачи закономерно начинается с определения принципиальных основ герменевтического подхода. Герменевтика (от греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – понятие, широко применяющееся в системе социально-гуманитарных наук. Под герменевтикой в современных научно-гуманитарных исследованиях понимается искусство толкования, теория понимания и интерпретации текстов; герменевтика также - одно из направлений в философии XIX - XX веков, которое выросло из методологии интерпретации литературных текстов и сформировало собственные теоретические основания, постепенно ставшие аутентичными. С точки зрения этого направления, именно истолкование «предельных значений» культуры входит в число основных задач философии. В соответствии с положениями герменевтики, культура представляет собой совокупность основополагающих текстов, и человек видит реальность только сквозь призму культуры (116, с.53). Истолкование всего непонимаемого или труднопонимаемого – кардинальная задача науки, и именно поэтому герменевтикой сегодня интересуются представители различных областей научного знания, социального и гуманитарного профиля.
Формирование теоретико-методологических оснований герменевтики происходило постепенно, и в начале XIX века европейская мысль уже была готова к отказу от наивно-идеалистических и наивно-материалистических представлений о сущем, в связи с чем внимание философов привлекли процессы функционирования отношения исследователя к объекту исследования, а вслед за ними – и особенности восприятия и понимания материала, который до сих пор считался «объективным», независимым от воспринимающего сознания. Ученые заметили тот факт, что одно и то же явление может быть понято и интерпретировано совершенно по-разному, а значит, и объект научного исследования не может быть проанализирован без поправки на искажения, естественным путем возникающие в процессе осмысления, понимания, интерпретации объекта.
Основателем герменевтики как философского направления считается Фридрих Шлейермахер (1768-1834), который впервые поставил перед наукой задачу формирования универсальной теории понимания. Конечно же, в начале XIX века не существовало настолько общих и абстрактных концепций гносеологического образа, психических процессов, структурированных смысловых образований, и этот философ связал задачу анализа процессов понимания с текстами, под которыми он имел в виду любые созданные человеком значащие объекты. Он дифференцировал тексты по различным таксономическим признакам, и описывал «правила понимания» сообразно каждому типу и виду текста (230).
Уже упоминавшийся ранее перевод термина «герменевтика» не в полной мере определяет его мифологическое происхождение. Существовавшая в Древней Греции традиция религиозных мистерий, в которых центральным персонажем был бог знания Гермес (египетский аналог – Тот, олицетворявшийся птицей ибисом), концентрировалась вокруг процессов мистического освоения знаний о мироздании и месте человека в нем, в связи с чем бог знания и проводник в духовный мир Гермес-Тот становился символом понимания и постепенного раскрытия тайн, скрытых завесой иллюзий.
Модель формирования профессиональной готовности педагога музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода
Объекты профессиональной деятельности педагога-музыканта: – обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы; – процесс и результат творческой и исполнительской деятельности как составляющие музыкально-образовательной среды и художественно-педагогического процесса; – субъекты и социальные группы в процессе основного музыкального образования – освоения опыта музыкальной деятельности и воспитания музыкального восприятия и вкуса; – музыкальное искусство прошлого и современности как средство воспитания музыкальной культуры личности (Там же).
На ООП «Педагогическое образование» проводятся вступительные испытания профессиональной направленности. Абитуриент, поступающий в вуз для обучения по этой программе, должен владеть необходимым минимумом знаний и умений, соответствующим объему начального музыкального профессионального образования в пределах детской музыкальной школы или детской школы искусств или среднего профессионального (музыкального) образования. На вступительных испытаниях абитуриент должен показать владение: – техникой слухового и гармонического анализа, продемонстрировать все виды интонирования, а также владения игрой гармонических элементов и последовательностей; – умение исполнять произведения на музыкальном инструменте на уровне достаточной технической подготовки, обладать художественной содержательностью исполнения, высокой эмоциональностью и артистичностью исполнения; – иметь достаточные вокальные данные и пр. (169)
В соответствии с документацией МГИК (168), образовательная программа направления 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», обладает своей аутентичной миссией, которая направлена на обеспечение условий и содержания высокопрофессиональных педагогов-музыкантов, способных к осуществлению следующих видов деятельности: – педагогической; – музыкально-исполнительской; – организационно-управленческой и – культурно-просветительской.
Профессиональная образовательная программа направления 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка» имеет следующие цели и задачи: – развитие у обучающихся комплекса профессионально-личностных качеств, достаточных для осуществления ими своей профессиональной деятельности; – формирование комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих общим требованиям ФГОС по направлению подготовки «Педагогическое образование»; – профессиональная подготовка для организаций художественного образования и социально-культурной сферы конкурентоспособных работников; – формирование нравственно-личностных качеств обучающихся, отвечающих современным требованиям к моральному облику гражданина и работника.
Предварительная подготовка будущих педагогов к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века начинается в 4-м семестре с дисциплины «История современной музыкальной культуры» и продолжается в 5-м семестре дисциплиной «Музыка второй половины ХХ -начала ХХI веков». В 7-м семестре изучается дисциплина по выбору «Основы современной гармонии (в джазе)» и начинается изучение дисциплины «Анализ музыкальных произведений», которая осваивается и на протяжении последнего семестра обучения. Рассмотрим содержание названных дисциплин.
Дисциплина «История современной музыкальной культуры» предназначена для ознакомления будущих педагогов-музыкантов с особенностями функционирования отечественной системы детских школ искусств в последние десятилетия и принципами музыкальной педагогики детских школ искусств. Дисциплина ориентирована именно на педагогическую систему музыкального образования и не включает в себя материал, выходящий за пределы профессиональных обязанностей педагогов школ искусств. Тем не менее, в результате ее освоения студенты получают знания в области: – творчества ведущих композиторов конца XX – начала XXI веков; – основных произведений названного периода, изучаемых в школах искусств; – композиторских техник XX века; – жанров и стилей вокальной и инструментальной музыки названного периода; – основных микропериодов развития отечественной и зарубежной музыки названного времени; – особенностей эволюции музыкальных стилей и основных направления массовой культуры XX-XXI вв.; – современных музыкальных произведений в школьной программе по музыке и в программах факультативных курсов образовательных организаций разных уровней образования (168).
Дисциплина «Музыка второй половины ХХ - начала ХХI веков» направлена на формирование у будущих педагогов-музыкантов целостного представления о музыкальном искусстве ХХ - начала ХХI веков. Данная дисциплина, с одной стороны, содержательно дублирует предыдущую рассмотренную, но в ней музыкальный материал анализируется не с позиций учебно-методического наполнения педагогического процесса школ искусств, а в общеэстетическом и конкретно-теоретическом аспектах.
В результате освоения дисциплины студенты получают знания следующего содержания: – основные исторические периоды развития отечественной и зарубежной музыкальной культуры второй половины ХХ - начала ХХI веков; – музыкальные стили второй половины ХХ - начала ХХI веков; – творчество композиторов второй половины ХХ - начала ХХI веков в культурно-эстетическом и историческом контексте; – жанры, направления и стили зарубежной и отечественной инструментальной, оркестровой и вокальной музыки; – техники композиторского письма второй половины ХХ - начала ХХI веков; – национально-культурные особенности музыкального искусства различных стран второй половины ХХ - начала ХХI веков (168).
Контрольно-измерительный инструментарий экспериментального исследования
Определив важнейшие качественные характеристики модели формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода, необходимо подробно проанализировать и описать опытно экспериментальный инструментарий оценки эффективности предлагаемого подхода, позволяющего передать обучающимся верное понимание музыкального языка как семантического и культурного явления и возможности применения научно-теоретических представлений о музыкальном языке в реализации профессиональной деятельности будущих педагогов-музыкантов.
Определяя цель опытно-экспериментальной работы, было бы не вполне точным утверждать, что единственной целью являлась проверка методико-педагогического потенциала герменевтического подхода при освоении музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века студентами – будущими педагогами-музыкантами в вузе.
Метацель педагогического эксперимента всегда выходит за пределы узко функциональной формулировки и связывается с возможностью экстраполяции, масштабирования и распространения результатов исследования на иные, как полностью аналогичные, так и заметно отличающиеся педагогические ситуации и педагогические условия. Поэтому важно отметить, что цель опытно-экспериментальной работы заключалась: в выявлении перспектив герменевтического подхода в преподавании дисциплин, содержание которых связано со сложными семантическими конструкциями, требующими длительного и многогранного освоения; в выявлении эффективности герменевтической методики освоения музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века.
Описывая задачи опытно-экспериментальной работы, необходимо определить их в двух важнейших аспектах: методико-технологическом и содержательном. Соответственно, первый реализуется посредством формирования методической основы педагогического эксперимента, создания этапной технологической последовательности работ, а второй заключается в содержательном наполнении опытно-экспериментальной работы, включая сами педагогические действия и их результаты. Рассмотрим подробнее оба названных аспекта. Методико-технологические задачи эксперимента заключаются в следующем: – проведении социологического исследования для определения актуальности изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике; – разработке диагностического инструментария, позволяющего фиксировать уровни готовности педагогов-музыкантов к освоению современного музыкального языка; – проведении диагностического обследования участников эксперимента на различных этапах опытно-экспериментальной работы с целью определения уровней готовности педагогов-музыкантов к освоению современного музыкального языка; – создании условий для апробации авторской методики формирования профессиональной готовности педагогов-музыкантов к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века; – определении оптимальных форм подачи учебного материала в соответствии с возможностями и личностными особенностями учащихся; – планировании целесообразных и эффективных методических приемов обучения, способствующих максимальному усвоению учебного материала применительно к элективному курсу «Музыкальный язык произведений конца XX – начала XXI века»; – формировании дифференцированного и диверсифицированного алгоритма процесса обучения, направленного на максимальное раскрытие потенциала герменевтического подхода при обучении будущих педагогов-музыкантов; – обеспечении непрерывности профессионального саморазвития студентов – будущих педагогов-музыкантов при выработке собственных компетентностных паттернов педагогической деятельности, позволяющих интенсивно и индивидуализированно применять герменевтический подход в своей профессиональной практике; – формировании непрерывной обратной связи с обучающимися, обеспечивающей возможности коррекции педагогических решений и методических приемов; – соблюдении содержания основной образовательной программы по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Музыка»; – обеспечении возможностей текущих и рубежно-промежуточных оценок сформированности системы знаний, умений и навыков, связанных с освоением музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века.
В число задач опытно-экспериментальной работы входили следующие позиции: – подбор необходимого учебно-методического материала; – разработка и внедрение курса «Музыкальный язык произведений конца XX – начала XXI века»; – выявление динамики роста интересов студентов экспериментальных и контрольных групп к освоению современного музыкального языка; – систематизация материала, полученного в ходе формирующего эксперимента; – количественная и качественная обработка результатов эксперимента. На констатирующем этапе экспериментального исследования было важно выявить актуальность изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике и получить эмпирический материал, необходимый для разработки авторской методики и ее внедрения в учебный процесс. С этой целью в 2013 году было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие преподаватели вузов, средних профессиональных учебных заведений и учреждений дополнительного образования (75 респондентов) и студенты старших курсов вузов (153 респондента), всего – 228 человек.
Опрос проводился методами индивидуального интервьюирования и аудиторного анкетирования. Главная цель опроса, как уже отмечалось, – определить актуальность и состояние изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике. Среди задач – выяснение того, знакомы ли респонденты с сущностью герменевтического подхода и возможностями его применения в музыкальном образовании; какие применяются методы в процессе изучения современного музыкального языка; какие необходимо создавать педагогические условия для его успешного освоения; желают ли участники опроса овладеть методикой освоения музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века на основе герменевтического подхода и др.
Апробация герменевтической методики освоения музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века
Освоение музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века будущими педагогами-музыкантами на основе герменевтического подхода является перспективным направлением совершенствования профессиональной подготовки данных специалистов в вузе. Музыкальный язык произведений этого периода отличается особенной сложностью и разнообразием выразительных средств, в связи с чем использование педагогических технологий, фундированных специальным подходом, развивающим процессы понимания и навыки интерпретации музыкального материала, является значимым и необходимым образовательной инфраструктуре нововведением. При этом для педагогики музыкального образования герменевтика приобретает значение методологического базиса, позволяющего ориентировать педагогический процесс в соответствии с возможностями объяснения и понимания сложного музыкального материала.
Анализ методологических возможностей герменевтического подхода в музыкальной педагогике, позволяет утверждать, что данный подход способен решить следующие задачи: – соразмерить форму подачи и содержание учебного материала с возможностями и индивидуально-субъективными особенностями учащихся; – определить наиболее целесообразные и эффективные методические приемы обучения, способствующие максимальному усвоению учебного материала; – обеспечить соответствие учебно-методических решений, применяющихся в музыкальной педагогике, культурно-историческим и социальным условиям педагогического процесса; – дифференцировать и диверсифицировать алгоритмическую схему образовательной технологии, направленной на обучение будущих педагогов-музыкантов; – позволить студентам – будущим педагогам-музыкантам выработать собственные компетентностные возможности в дальнейшем, в своей профессиональной практике, стать успешными интерпретаторами и научиться доходчиво объяснять материал своим будущим ученикам; – дать возможность будущим педагогам-музыкантам развиваться в аспекте самообразования и профессионального самосовершенствования за счет знаний, умений и навыков объяснения и интерпретации, выбора наиболее удобно усваиваемого учебного материала.
Педагогическая интерпретация музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века является наиболее сложной и многогранной задачей. Педагог-музыкант должен донести до обучающихся музыкальный материал как эстетически ценное аутентичное произведение и как специально подготовленный, многогранно интерпретированный учебный ресурс, соответствующий как по уровню изложения, так и по направленности интерпретации подготовке и индивидуальным особенностям обучающихся. Педагог-музыкант должен уметь рассмотреть текст с самых разных сторон и подать его учащимся в многообразии форм и методов, обеспечивающих не только понимание ими материала, но, обучение музыкальной практике, воспитание высокой музыкальной культуры.
Для эффективного формирования готовности педагогов-музыкантов к освоению современного музыкального языка необходима организация следующих педагогических условий: применение в обучении методологического принципа «герменевтического круга»; включение в «герменевтический круг» дополнительного контура практико ориентированного материала, связанного с конкретизацией теории в виде прикладных примеров; личностно-ориентированное профилирование материала с возможностью адаптации учебных сведений к индивидуальным особенностям восприятия и понимания каждого обучающегося; включение обучающихся в полноценный творческий процесс, в котором допустимы импровизация, поисковая работа, самостоятельное сочинение музыкального материала, дополнение лекционного изложения самостоятельным выступлением и пр. Модель формирования профессиональной готовности педагога музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода представляет собой интегративное единство целей; задач; теоретико-методологических оснований, являющихся содержательным ядром нового педагогического решения; подходов (системный, технологический, компетентностный, личностно ориентированный аксиологический, полихудожественный); форм (творческое проблемное обучение, контекстное обучение, лекции-дискуссии; мозговые штурмы; коллоквиумы, организованные по принципам «герменевтического круга»; эвристические и личностно-ориентированные творческие задания; самостоятельная поисковая работа и пр.); педагогических условий; последовательных этапов, методов, приемов и технологий обучения.
Герменевтическая методика освоения музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века, включающая элективный курс, ориентированный на выработку у будущих педагогов-музыкантов знаний, умений и навыков интерпретации музыкального языка произведений данного периода, предусматривает: 1) применение принципов «герменевтического круга» – постижения материала частями, с последующим обобщением и повторением с позиции целого содержательного фрагмента, концептуализации гипотетических выкладок, применении методов верификации и фальсификации, последовательного возврата к изученному; 2) применение идей герменевтической эвристики, то есть расширения области понимаемого материала вплоть до попыток создания нового; 3) стимулирование индивидуального научного исследования, поиска собственных педагогических решений, направленных на выработку способности учащихся к передаче полученного материала их будущим ученикам в процессе дальнейшей педагогической деятельности.