Введение к работе
. Актуальность исследования.
Современная школа как компонент современного социума стоит на пороге нового этапа реформы. Этот этал предполагает новую парадигму образования, в центре которой - формирование человека высокой культуры, способного ответственно относиться к окружающему миру, людям, к себе самому, к искусству.
Решение такой задачи возможно при определенном пересмотре содержания, методов, форм и средств образования, направленных на совершенствование процесса воспитания личностных качеств школьников, в гом числе широкого кругозора.
Развитие кругозора - важный аспект формирования всесторонне эазвитои личности. Являясь существенным показателем образованности зыпускника современной школы, кругозор обеспечивает быстрое самооп-эеделение личности и стимулирует ее развитие. Кругозор, в частности музыкальный, служит разностороннему обогащению человека, развивает способность к творчеству, самостоятельности, расширяет знания, активизирует интерес к музыкальному искусству.
Необходимость формирования кругозора акцентируется в основных іалравлениях реформы общеобразовательной школы в целом ряде методи-іеских и научно - исследовательских работ, в проекте государственно-о общеобразовательного стандарта. Гак, академик И. В. Бестужев-Лада і монографии "Мир нашего завтра" среди актуальных задач школы выде-іяет следующую: "Человек должен постоянно расширять кругозор, сле-,ить за развитием науки, техники, экономики, культуры. Раньше это ыло не столь актуально, поскольку представления о жизни передавайсь из поколения в поколение почти без изменения, раз и навсегда, а еперь очень актуально". Действительно, своевременность и необходи-ость подготовки школьников с разносторонним кругозором - веление астоящего времени.
Однако формирование кругозора подростков как личностного ка-ества - серьезная научная проблема и, надо признать, проблема дале-о не разработанная. В научной психолого-педагогической литературе ще не сложилось четкое определение данного феномена в целом и его~ эмпонентов, не установлены оценочные критерии, не ясен "механизм" го воздействия на личностные качества. Тем не менее термин "круго-зр" довольно широко используется учеными разных направлений.
В психологической литературе у М.К. .Акимовой, Б.Г. Ананьева,
А.А. Бодалева, В.В. Давыдова, И.С. Кона, А.К. Марковой и др., в п< дагогической - в работах И.В. Бестужева-Лада, В.Б. Бондаревскоп Г.А. Бордовского, В.В. Краевского, Н.Б. Крыловой, И.Я. Лернер; А.Е. Марона, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной и др. Фигурирует поняті кругозора и в музыкально-педагогической, методической литературе, частности у таких авторов, как Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Аі чажникова, О.А. Апраксина, А.С. Валенков, Н.Л. Гродзенская, Д.Б.Кг балевский, U.G. Красильникова, В.В. Медушевский, Л.В. Школяр и др.
Но в работах данных ученых обращение к проблеме кругозора но( эпизодический характер, и системный анализ проблемы формирования і зыкального кругозора отсутствует.
Противоречие, существующее в музыкальной педагогике между прі нанием значимости формирования кругозора и его влияния на ребенка, неразработанность проблемы в теоретическом плане обусловили выС темы исследования "Формирование музыкального кругозора подростков уроках музыки и внеклассных занятиях".
Цель исследования - создание теоретической и методической мо; ли формирования музыкального кругозора подростков во взаимосвї урочной и внеурочной форм работы.
Объектом исследования является структура музыкального кругозс подростков, его роль в общем музыкальном образовании.
Предмет исследования - процесс формирования музыкального круг зора подростков на уроках музыки и во внеурочное время.
Задачи исследования.
-
С теоретических позиций рассмотреть сущность, структуру кр гозора личности и выявить характеризующие признаки, компоненты, пр сущие музыкальному кругозору подростков.
-
Разработать методику, направленную на формирование музыкал ного кругозора подростков.
-
Экспериментально проверить модель целенаправленного формир вания музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклас ных занятиях.
Гипотеза исследования. Формирование музыкального кругозора пс ростков будет протекать успешно если:
. - в содержании музыкальных занятий гармонично будут представл ны все пласты музыкальной культуры (классика, фольклор и народи музыка, духовная (церковная музыка), современная музыка и т.д.); - будут найдены нетрадиционные формы приобщения школьников
зкусству, направленные на активизацию интереса и потребности в ишнейшем самообразовании подростков;
- определены педагогические средства и условия, способствующие здивидуальному развитию каждого школьника.
Методологической основой исследования является: теория развива-цего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, интонационная теория .В. Асафьева, теория двойственности музыкальной формы В.В. Меду-5ВСКОГО, концепция полихудожественного развития школьников Б.П. Юсо а, концепция музыкального восприятия Е. Назайкинского, концепции ассового эстетического воспитания Д.В. Кабалевского, Б.М.Неменского Л.М. Предтеченской.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состо-г:
-
В обосновании дидактического статуса кругозора, как индиви-/ально-личностного образования, формирующегося на широкой базе сис-эмы знаний, интересов и потребностей и его роли в музыкальном обра-эв'ании.
-
В разработке теоретических основ понятия "музыкальный круго-эр" (выявлению компонентов, функционального значения, дифференциа-ии уровней его развития).
-
В разработке и апробации методики, направленной на формиро-ание музыкального кругозора, включающей обоснование принципов отбо-а содержания, форм, средств музыкального образования, в соответс-вии со структурными компонентами данного качества личности.
Практичесі:ая значимость исследования определяется тем, что раз-аботанные в диссертации теоретические положения и методические ре-омендации по формированию кругозора, служат повышению качества и ффективности обучения музыке и могут быть использованы учителями и етодистами при организации учебно-воспитательного процесса в учеб--ых заведениях различного типа, при чтении лекций в курсе "Методика узыкального воспитания" в педагогических училищах и институтах, на урсах повышения квалификации учителей.
Этапы исследования.
Первый этап - (1990 - 1992 г.г.) - носил поисковый характер, абота была преимущественно сосредоточена на изучении философской, сихолого-педагогической, методической литературы по проблеме иссле-ования, на научно-педагогическом анализе учебного материала по му-ыке, имеющего отношение к формированию кругозора подростков. Полу-
- є -
ченный материал позволил сформулировать гипотезу исследования, наме тить его задачи и пути их разрешения. Параллельно шла частичная раг работка элементов методики.
На втором этапе - (1992 - 1994 г.г.) - проводилась практически коррекция намеченной методики, анализ, систематизация и обобщен* полученных данных с целью дальнейшего совершенствования и обогащен* комплекса средств по формированию музыкального кругозора.
На третьем этапе - (1994 - 1997 г.г.) - продолжалась эксперт ментальная работа в школах; теоретические наработки были введены лекционные курсы "Методика музыкального воспитания в школе" и "Музь кальную педагогику" в Красноярском педагогическом колледже N 1; анє лизировались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществля лась проверка гипотезы исследования, систематизация результатов зкс перимента и его обобщение.
Апробация работы и внедрение результатов исследования осущест влялись как на информативном, так и на практическом уровнях. Практи ческое внедрение и проверка предложенной методики осуществлены школах N 101, 74, 14 г. Красноярска, в Красноярском педагогическо колледже N 1, через выступления на конференциях "Педагогика разви тия" и "Новые образовательные технологии в средних специальных учеб ных заведениях" в г. Красноярске и заседании лаборатории музыкально го искусства ИЦЭВ РАО, на научно-практических семинарах ИУУ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, дву глав, заключения, выводов, списка использованной литературы й прило жения.