Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование изобразительных (живописно-графических) умений и навыков у студентов художественно-графического факультета в процессе обучения миниатюре Шачкова, Эльвира Вадимовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шачкова, Эльвира Вадимовна. Формирование изобразительных (живописно-графических) умений и навыков у студентов художественно-графического факультета в процессе обучения миниатюре : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Москва, 1995.- 13 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-1/1731-6

Введение к работе

Актуальность проблемы заключена в том, что ее нерешенность отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистов на художественно-графических факультетах, так как ограничивает широту и разнообразие педагогической деятельности художников-педагогов, поскольку сужает рамки использования многих малоизвестных и забытых приемов и методов в преподавании миниатюрной живописи.

Для того, чтобы выявить, каковы методические особенности и возможности формирования умений и навыков у студентов художественно-графического факультета, мы должны разнообразно а многогранно рассмотреть тему нашего исследования.

древние рукописи и трактаты открывают многогранный "микромир" для научных исследований, которые велись по двум линиям -по линии философского анализа текста и по линии разбора орнаментальных украшений. Такие, как "Евангелия Рабулы" УІ в., "Свитка ИИсуса Навина" УП в., "Парижская псалтырь" X в., "Хлудовская псалтырь" 1Хв., "Келльское евангелие", "Утрехтская псалтырь" IX в., "Евангелие Оттона Ш", "Бамбергский апокалипсис", а также первая рукописнаякнига на Руси - "Осгромирово і-івангелие" І056-І057г.г., "Изборник Святослава" 1073 г..московское "Евангелие Хитрово"Х1Ув., "Лицевой летописный свод", "дитие Сергея Радонежского", 2-я половина ХУІ в. и многие другие.

Вышедшие в свет факсимильные издания "Остромирово Звангелие" І056-І057 г. в честь празднования 1000-летия Руси, "Киевская псалтырь" 1037 г. и другие, позволяют более подробно изучать памятники древнерусского искусства. Б наше время существуют авторы книг, затрагивающие искусствоведческие вопросы этой проблема: А.В.Арци-ховский, О.й.Подобедова, А.Н.СЕирин, Ь.М.Лазарев, Г.М.^оМелоза , Г.А.Принцева, К.Б.Михайлова, Г.Б.Смирнов создали ряд альбомов ху-

..-.2-дожественной культуры из собрания Государственного Исторического музея /г.Москва/,Труды представляют собой интерес для специалистов, миниатэрной киволиси как в художественном , так и в историко-культурном отношении. О миниатюре Х111-ХІХ веков написаны трудо Г.В. .Смирновой,Е.М.Гарлина, А.Агентова, М.В.Врангеля, А.А.Карева искусствоведческого характера, которые не претендуют на всеохьатываю-щую историю отечественной и зарубежной миниатюрной живописи, а ставят задачей. - показать ее как особое явление мировой культуры в период формирования, а такие высокого расцвета миниатюры.

о реставрационных исследованиях, о развитии и методах работы в области живописи пишет А.Ь.Алешин ; о технике и технологии пишут такие авторы, как З.А.дурново, й»П.Мокрецова> В.Л.Романова.

Б изданиях таких авторов, как А.Адамова и Л.Т.Г'юзальян, ' впервые дается подобная научная характеристика содержания рукописей Востока и полностью публикуются украшающие их иллюстрации, которые сопровождаются развернутыми аннотациями.

ОС отдельных старых мастерах, Еладеющих техникой миниатюрной живописи, пишут ИіБочаров, Ю.Глушкова, Л.Маркин. Некоторые вопросы по методике'преподавания изобразительного искусства и техники выполнения живописи и графики рассматривают в своих трудах Н.К.Ростовцев, Е.Б.Шорохов и др. Автор диссертации "Миниатюрная живопись в системе . профессиональной подготовки студентов художественно-графических институтов" /1989г./ - Уткина К.И. раз-раоотала программу и методику с учетом конкретных условий Липецка v. Липецкой области. Предлагаемая методика предназначена для использования в учебном предмете "декоративно-прикладное искусство" по разделу "изучение народных художественных промыслов". Миниатюрная живопись в данной диссертации рассматривалась лишь в аспекте народных традиций Палеха, іедсскино, Холуй, Мстеры, что является лишь частью более обширного понятия " Миниатюрная живопись".

Уткина К. И. предлагает структуру обучения студентов декоративно-прикладному искусству, рассматривая ее как поэтапный процесс, заключенный в определенную последовательность выполнения лаковой миниатюры. Автор пишет о том, что в педагогической практике институтоз отсутствуют конкретные теоретические исследования и методические пособия по Еопросу профессиональной подготовки студентов средствами миниатюрной живописи.

Исследования народных художественных ремесел с позиции искусствоведения проводили М.А.Некрасова, А.Б.СалтыкоЕ, В.С.Щербаков. Отдельные вопросы технологии художественной обработки различных

материалов миниатюрной живописи и методики их преподавания рассмаг-' ривали в своих диссертационных исследованиях В..Григорьев /гравер-но-медальеное искусство /, Ю.К.Беджанов /художественная обработка дерева и металла/. Таким образом , в итоге анализа теории и практики обнаружено, что, несмотря на значительное количество исследований в аспекте искусствоведческом, миниатюра была названа "малоизученной" область» искусства. Среди художественно-графических факультетов педвузов России, стран СНГ мало факультетов,где ведутся занятия миниатюрной живописью. К ним можно отнести художественно-графические факультеты Липецкого, Орловского, ЫПГУ.МПУ. Фактически отсутствуют методизеские разработки по формирозанию умений и навыков в области миниатюрной живописи в широком ее понимании у

аентов художественно-графических факультетов. До нынешнего времени проблема миниатюрной живописи в широком смысле почти не подверглась научно-педагогическому исследованию, хотя необходимость разработки методики прэподазания миниатюрной живописи в широком аспекте и- подготовке преподавателей изобразительного искусства на художественно-графических факультетах педвузов велика.

Сї?за_исследования. Предлагается опора на известные приемы, используемые в миниатюрной живописи, и на малоизвестные и забытые способы выполнения миниатюры, а также на основе результатов изучения историй миниатюрной живописи и ее преподавания, анализа педагогического опыта и проведения пробных, поисковых педагогических экспериментов, мы наметили модель целостной методической системы, в которой должны быть использованы не только вышеупомянутые средства, но и новые технические и методические приемы взаимодействующих методов, которая /модель/, как мы предполагаем, должна решить проблему успешного усвоения студентами технических приемов последовательности выполнения учебно-творческих заданий по миниатюрной живописи, что делает данную методическую систему преподе вания живописной миниатюры эффективной и позволяющей студентам широко, полноценно и целостно воспринимать, осмысливать и осваивать один из сложных разделов живописи.

Объектом нашего исследования является методическая система, которая обращена к изобразительной деятельности студентов художественно-графического факультета, средствами миниатюры.

Предметом исследования является создание методики формирования умений и навыков в области миниатюрной живописи у студ-эитов художественно-графических факультетов.

Отсюда вытекают и поставленные задачи: - проведение ряда экспериментов для выявления методики на ос-

нове фоширования умений и навыков студентов ХГФ средствами миниатюры ;

разработка программы "Миниатюрная живопись" ;

изучение истории развития миниатюрной живописи ; .

создание практических методических рекомендаций по работе над миниатюрой с использованием художественных приемов и методов.

Методической основой послужили труды по философии, эстетике, искусствоведению, физиологии, худокеотвенному творчеству,педагогике, психологии. Основой для составления рекомендация по выработке формироьания умений и навыков .послужили достижения в области искусствоведения, педагогики, психологии и методики преподавания изобразительного искусства.

^ау_чная^новизна_исследоЕания. Разработана методическая система преподавания миниатюрной живописи, новизна которой заключается в следующем:

  1. Разработано содержание специального курса по миниатюрной живописи, где определены конкретные его цели и задачи.

  2. Разработана Аффективная .методика преподавания миниатюркой живописи, включающая в себя использование комбинаций методов и методических приемов, в том числе многих приемов забытых, а также Новых приемов выполнения миниатюры, оригинально взаимодействующих ме:кду собой и опирающихся на многочисленные технологические способы использования различных материалов и основ для них, а тайке на теоретические основы живописи и композиции. Экспериментальная проверка разработанной нами методической системы подтвердила наши предположения, изложенные е гипотезе. Экспериментальные занятия по миниатюрной живописи позволили студентам ХГФ не только приобрести необходимые теоретические знания, но и добиться высоких профессиональных умений и навыков в данной области, освоить методику преподавания миниатюры.

  3. Разработаны специальные наглядные пособия, в которых показывается последовательность отработки технических приемов выполнения миниатюр.

Диссертация открывает принципиально новое направление педагогических исследований в области художественного образования - формирование изобразительных умений и навыков, творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов средствами миниатюры.

Достове2нооть_и_обоснованность полученных результатов обеспе-

--5-. чиваются правильным методическим подходом к решению поставленной

проблемы, соответствием научного аппарата объекту и предмету исследования, экспериментальным обучением и теоретической интерпретацией его педагогических условий,результатами анализа педагогического опыта.

Б педагогических экспериментах принимали участие четыре группы / четвертого и пятого курсов ХГІ/ с общим количеством студентов 100 человек.

Теоретическая значимость исследований состоит в том, что материалы научно-педагогического обоснования проблемы могут быть использованы при проведении дальнейших исследований изобразительного искусства и развития творческих способностей обучающихся,

Ш2Н2!&я^денжэсть данной работы заключается в том, что разработанная учебная программа спецкурса по миниатюрной живописи и методические рекомендации ее освоения могут быть использованы в практике преподавания на художественно-графических факультетах и других художественных и общеобразоьательних учреждениях.

Апробация работы проводилась с Ї933 по 1991 год - участие в научных конференциях Криворожского Государственного пединститута г. Кривого Рога им. Т.Г.Шевченко ; специальные занятия со студентами по миниатюрной живописи. С Ї99І по 1995 г.г. спецдисциплина дала возможность выхода на выполнение дипломных работ в данном направлении. Темы дипломных работ: "Пейзаж", "Натюрморт", "ііортрет" /акварель/ ; по мотигам произведений русских писателей / А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Достоевский /акварель/ ; по произведениям мировой литературы / смешанная техника/.

Структура диссертации и ее обьем.