Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование готовности учителя предметной области "Искусство" к организации волонтерской деятельности Рошко Галина Алексеевна

Формирование готовности учителя предметной области
<
Формирование готовности учителя предметной области Формирование готовности учителя предметной области Формирование готовности учителя предметной области Формирование готовности учителя предметной области Формирование готовности учителя предметной области Формирование готовности учителя предметной области Формирование готовности учителя предметной области Формирование готовности учителя предметной области Формирование готовности учителя предметной области Формирование готовности учителя предметной области Формирование готовности учителя предметной области Формирование готовности учителя предметной области Формирование готовности учителя предметной области Формирование готовности учителя предметной области Формирование готовности учителя предметной области
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рошко Галина Алексеевна. Формирование готовности учителя предметной области "Искусство" к организации волонтерской деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Рошко Галина Алексеевна;[Место защиты: Уральский государственный педагогический университет].- Екатеринбург, 2015.- 219 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы подготовки будущего учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников 17

1.1. Волонтерская деятельность в сфере культуры и искусства: сущностный, содержательный, исторический аспекты 17

1.2. Структура готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников 46

1.3. Модель формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников 65

Выводы по главе 1 82

ГЛАВА 2. Практика формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников 85

2.1. Предварительная диагностика как основа методики формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников 85

2.2. Методика формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников 115

2.3. Итоговая диагностика как оценка эффективности методики формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников 136

Выводы по главе 2 162

Заключение 164

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная система образования России находится в процессе активных преобразований. Основным трендом образовательных реформ является создание системы, позволяющей готовить профессиональные высококвалифицированные кадры, востребованные развивающимся российским обществом. В русле образовательных реформ важным направлением является создание условий для формирования у молодежи социальной активности, инициативности, гражданской позиции. Одним из таких условий является включение молодежи в общественные организации (патриотические, экологические, социальные и др.), к которым относится и волонтерское движение.

В Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации от 30.07.2009 г. подчеркивается, что добровольчество (волонтерство) являются такими формами благотворительной деятельности, которые способствуют воспитанию социально значимых качеств личности у подрастающего поколения. Эти же идеи относительно добровольчества встречаются в содержании Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. от 17.11.2008 г. Волонтерская деятельность реализуется в различных направлениях: социальная помощь, спорт, экология, образование. Но одной из активно развивающихся и актуальных сфер развития волон-терства является сфера культуры и искусства.

В вузах, средних специальных учебных заведениях, школах все больший акцент ставится на культурном просвещении обучающихся. В различных государственных документах указьшается на необходимость формирования у учителя способности к поддержанию активности и инициативности, самостоятельности, креативности учащихся. Выполнение профессиональных задач по развитию данных качеств и способностей школьников может осуществляться учителем посредством организации волонтерской деятельности, в том числе и в такой сфере, как культура и искусство.

Волонтерство в сфере культуры и искусства широко распространено в Западной Европе и США. Проблемы, связанные со спецификой волонтерской деятельности, изучались зарубежными авторами: К. Бидерман, К. Кэмпбел, С. Маккурлей, С. Дж. Эллис, Л. Саламон и др. Основной акцент в данных работах сделан на истории возникновения и развития добровольчества в Европе и США. В настоящее время волонтерство становится чрезвычайно популярным и в России. Однако подготовка студентов к данному виду добровольной, социально и культурно ориентированной деятельности ведется в различных учебных заведениях недостаточно активно. Необходимость такого обучения особенно актуальна для педагогов, которые преподают в школе музыку, изобразительное искусство, мировую художественную культуру в рамках предметной области «Искусство» в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования. В качестве задач профессиональной деятельности этих учителей выступают: создание культурного пространства школы, района, города, разработка просветительских программ, включающих демонстрацию различных видов художественного творчества учащихся, вовлечение школьников в активную деятельность по оказанию помощи учреждениям культуры и искусства.

Современные отечественные исследователи рассматривают исторические предпосылки и опыт добровольческой деятельности в России (Г. П. Бодренкова, Е. А. Воронова, М. Р. Мирошкина, В. В. Решетников, Н. Ю. Слабжанин,

И. И. Фришман и др.), при этом они ссылаются на отечественных философов: Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, В. О. Ключевского, Н. О. Лосского, В. С. Соловьева, В. Н. Ярской и др., - которые считали, что для русского менталитета характерны доброта, милосердие, взаимопомощь, что является доказательством перспективности волонтерских движений в России. Теория и практика волонтерской деятельности раскрываются в работах Т. Н. Арсеньевой, А. Б. Бахарева, Н. А. Потаповой и др. На специфические направления педагогической деятельности, связанные с волонтерством, указьшают Н. В. Маковей, Г. В. Оленина и др. Волонтерскую деятельность как фактор развития социальной активности молодежи изучала Л. П. Конвисарева. Указанные авторы обращали внимание на добровольческую деятельность в социокультурной среде (Е. В. Великанова, Л. Ф. Козодаева и др.), на социальную работу с воспитанниками детских домов, инвалидами, детьми-отказниками и т. д. (С. Г. Екимова, Л. Е. Сикорская, И. А. Степанова, И. Н. Руклинская), добровольчество в экологическом образовании (О. Н. Корнева, Т. В. Кугушева), волонтерство в спорте (И. Ф. Файзуллин), на ценностные аспекты волонтерства в образовании (Д. И. Орлов).

Вопросы методического обеспечения подготовки как волонтеров, так и специалистов-организаторов добровольческого труда изучают в разных аспектах многие авторы. Исследователи рассматривают педагогические условия подготовки специалистов по работе с добровольцами (Л. В. Болотова, Н. М. Маковей), формирования гражданской позиции молодежи посредством волонтерской деятельности (И. Н. Григорьев). Однако современные отечественные ученые уделяют мало внимания исследованию организации деятельности волонтеров в сфере культуры и искусства. Исключение составляют работы Е. Л. Шековой, в которых изучаются вопросы мотивации и организации добровольцев сферы культуры в России и в США.

В практической деятельности школьных учителей волонтерское движение реализуется при сотрудничестве с учреждениями культуры. Организация такого движения учителем предметной области «Искусство» может считаться одной из форм его обязательной культурно-просветительской и воспитательной работы. Как правило, работа по организации волонтеров реализуется учителями спонтанно, по личной инициативе, в виде привлечения школьников к добровольческой работе на мероприятиях, проводимых учреждениями культуры и искусства. Все это позволяет говорить о недостаточной готовности учителей предметной области «Искусство» к организации такой работы.

Перечисленные аргументы позволили сформулировать противоречия:

между необходимостью формирования социальной активности, инициативности детей и юношества посредством добровольчества и недостаточной подготовкой студентов к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусств;

между необходимостью привлечения молодежи к волонтерству в сфере культуры и искусства и отсутствием теоретических разработок для решения данной проблемы;

между востребованностью организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства и недостаточной методической оснащенностью подготовки к данной деятельности учителя предметной области «Искусство» на этапе высшего педагогического образования.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске теоретических и методических оснований формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников.

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать методику формирования готовности будущих учителей предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников.

Объект исследования - процесс формирования готовности будущих учителей предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников в педагогическом вузе.

Предметом исследования является методика формирования готовности будущих учителей предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников.

Задачи:

  1. Уточнить определения понятий «волонтерская деятельность в сфере культуры и искусства», «готовность к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства».

  2. Выявить структуру готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников.

  3. Разработать модель формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников.

  4. Определить этапы, тематические блоки и подблоки, методы и формы, составляющие методику формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников.

  5. В ходе опытно-поисковой работы проверить результативность разработанной методики.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников будет результативным, если:

обеспечить включение студентов в активную волонтерскую и организаторскую деятельность в условиях вуза, что позволит им приобрести знания о теории волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, способах вовлечения школьников в данную деятельность, знания основ мировой художественной культуры и маркетинга в сфере культуры, приобрести умения вовлекать школьников в добровольческую работу, развивать личностные качества и способности, необходимые для организации волонтерского движения учащихся;

обучать студентов основам организации волонтерской деятельности на основе методики, имеющей теоретическую, тренинговую, практическую составляющую, с учетом специфики работы учреждений культуры и искусства;

предоставлять студентам возможность свободного выбора учреждений культуры и вида деятельности в сфере определенного искусства для приобретения знаний о волонтерской деятельности, умений, навыков данной деятельности и апробации их на практике в школе и в учреждениях культуры и искусства.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философские положения о ценностях добровольческого движения (Н. А. Бердяев,

B. О. Ключевский, В. С. Соловьев, В. Н. Ярская), теоретические положения о сущ
ности и специфике волонтерской работы за рубежом (К. Бидерман, С. Маккурлей,

C. Дж. Эллис, Л. Саламон и др.), положения об исторических предпосылках и опыте
добровольчества в России (Г. П. Бодренкова, М. Р. Мирошкина, В. В. Решетников,
Н. Ю. Слабжанин и др.), о теории волонтерской деятельности (Л. В. Вандышева,
Л. П. Конвисарева, Н. В. Маковей, И. Ф. Файзуллин и др.), о волонтерской деятель
ности в сфере культуры и искусства (Л. В. Шекова), идеи о просветительской

направленности профессиональной подготовки учителя предметной области «Искусство» (Ю. Б. Алиев, Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Л. В. Пешикова, Л. А. Рапацкая, С. Н. Токарев, Л. В. Школяр). Основными методами исследования являлись:

теоретические: анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; моделирование, контент-анализ, изучение продуктов деятельности студентов;

эмпирические: опытно-поисковая работа, тестирование, анкетирование, статистическая обработка результатов исследования (критерий Фишера).

Диссертационное исследование проводилось в три этапа в течение 2010-2015 гг.

На первом этапе (2010-2012 гг.) проводился анализ литературных источников по проблеме диссертации, были определены цель, объект, предмет, концептуальная основа, научный аппарат исследования. Определялись теоретические положения о волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, о готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников.

На втором этапе (2013-2014 гг.) была разработана процессная модель формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников, обоснована ее структура, временные рамки реализации. Проведены констатирующий и формирующий этапы опытно-поисковой работы, в ходе которых обосновывались критерии, показатели и методы диагностики указанной выше готовности, реализовалась в опоре на процессную модель методика формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников.

На третьем этапе (2014-2015 гг.) реализовался итоговый этап опытно-поисковой работы в виде диагностики уровня готовности студентов к организации волонтерской деятельности школьников. Проводился анализ ее результатов, формулировались выводы, оформлялся текст диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

  1. Выявлена структура готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников, включающая мотивационный (разнообразие желаемых видов деятельности в сфере культуры и искусства, мотивация к добровольческой деятельности в сфере культуры и искусства), ориентационный (знания о теории добровольчества в сфере культуры и искусства, способов вовлечения школьников в данную деятельность, знания основ мировой художественной культуры и маркетинга в сфере культуры), личностный (комплекс личностных качеств и способностей: коммуникативная толерантность, эмпатия, креативность, организаторские способности, готовность к работе в коллективе), операциональный (умение вовлекать школьников в волонтерскую деятельность в сфере культуры и искусства), рефлексивный (рефлексивность, самокритичность) компоненты.

  2. Обоснована и разработана процессная модель формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников, включающая такие этапы, как: проведение комплексной диагностики (констатирующая оценка уровня сформированности готовности студентов к данной деятельности по выявленным критериям, изучение состояния образовательной среды), выявление концептуальной основы процесса обучения (подходы, принципы), формулирование целей обучения, направленного на формирование у будущего учителя готовности к организации волонтерской деятельности школьников, отбор содержания учебного материала, выбор форм и методов обучения, организация

учебно-познавательной деятельности студентов, итоговая комплексная оценка уровня сформированности у будущего учителя готовности к организации волонтерской деятельности учащихся с последующей коррекцией образовательного процесса.

3. На основе процессной модели разработана модульно-блочная методика формирования готовности студентов к организации волонтерской деятельности школьников, имеющая в составе три модуля, каждый из которых содержит цель, задачи, методы, формы, самостоятельную работу. Теоретический модуль нацелен на формирование знаний о волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, о способах вовлечения школьников в данную работу, знаний основ мировой художественной культуры, маркетинга в сфере культуры, мотивирование студентов к добровольческой деятельности в сфере культуры и искусства посредством беседы, дискуссии, проблемного обучения, размышлений о произведении искусства. Форма: лекция. Задания для самостоятельной работы: тесты, ответы на заданные вопросы. Тренинговый модуль направлен на развитие качеств и способностей личности, необходимых для организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства посредством активных методов обучения: имитационно-моделирующих игр, мозгового штурма. Форма: тренинг. Задания для самостоятельной работы: творческие проекты. Практический модуль нацелен на формирование умения вовлекать школьников в волонтерскую деятельность в сфере культуры и искусства посредством бесед, творческих проектов. Формы: установочная консультация, концерт, выставка, акция. Задания для самостоятельной работы: создание творческих проектов, организация волонтерской деятельности школьников, рефлексия результатов своей работы.

Теоретическая значимость исследования:

  1. Уточнено понятие «волонтерская деятельность в сфере культуры и искусства», трактуемое как добровольная помощь в реализации культурных проектов и мероприятий посредством активного личного участия волонтера, направленная на приобщение населения к художественным явлениям.

  2. Сформулировано определение понятия «готовность учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников». Готовность учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников - комплекс мотивационно-ценностных установок, знаний о теории волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, способах вовлечения в нее школьников, знаний основ мировой художественной культуры, маркетинга в сфере культуры, качеств, способностей и умений, необходимых для реализации данной деятельности.

  3. Определено, что основными подходами к процессу формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников являются: интегративно-деятельностный (интеграция студентов различных специальностей в процесс реализации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства на базе различных учреждений культуры, интеграция личного опыта волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства и опыта вовлечения в данную практическую деятельность детей), личностно ориентированный (индивидуальный подход при распределении видов практической волонтерской деятельности в учреждениях культуры, к самостоятельной работе студентов, личной и групповой рефлексии), культурологический (стимулирование самостоятельности, активности личности в процессе волонтерской деятельности и инициативности при организации волонтеров-школьников, включение их в разные виды художественно-творческой деятельности и добровольчества в разных видах искусства).

Практическая значимость

  1. Определен и реализован диагностический инструментарий, включающий пять критериев оценки уровня сформированности готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников: моти-вационный, личностный, ориентационный, операциональный, рефлексивный, и входящие в них показатели, представляющие необходимые личностные качества, знания, способности, умения для реализации данной деятельности.

  2. Разработана программа подготовки будущих учителей предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников «Организация волонтерской деятельности школьников в сфере культуры и искусства» в педагогическом вузе.

  3. Предложены раздаточные материалы для студентов различных профилей направления «Педагогическое образование»: методические памятки, рекомендации и задания для самостоятельной работы учителей предметной области «Искусство» при организации волонтерской деятельности учащихся.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивается совокупностью теоретических и методологических подходов и принципов, объемом и непрерывностью опытно-поисковой работы, применением методов, адекватных предмету и задачам исследования, использованием математических методов обработки данных констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы по критерию преобразования Фишера.

База исследования - ФБГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». В ходе опытно-поисковой работы принимал участие 151 студент, обучающийся по профилю «Музыкальное образование», «Культурология», «Дизайн и компьютерная графика», «Экранные искусства», «Хореографическое искусство», «Музыкально-компьютерные технологии».

Апробация основных положений исследования проходила посредством участия автора в международных (Москва 2008, Барнаул 2010, Липецк 2008, Саратов 2010) и всероссийских (Екатеринбург 2007, 2008, 2011) конференциях, во всероссийских, региональных и межвузовских конкурсах научных работ, связанных с добровольческим движением, в результате которых автор стал дипломантом и лауреатом. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры музыкального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

Внедрение основных положений исследования в практику проходило в процессе опытно-поисковой деятельности автора диссертации в ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, в рамках работы «Молодежного добровольческого центра УрГПУ», в процессе волонтерской деятельности студентов на базе Свердловской областной государственной академической филармонии, Свердловского областного краеведческого музея, МОУ СОШ № 32 г. Екатеринбурга.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников представляет комплекс мотивационно-ценностных установок, знаний теории волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, способов вовлечения в нее школьников, знаний основ мировой художественной культуры, маркетинга в сфере культуры, качеств, способностей и умений, необходимых для реализации данной деятельности.

  1. В структуре готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников выделяются мотивационный, личностный, ориентационный, операциональный, рефлексивный компоненты, включающие в себя необходимые для организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства личностные качества, способности, знания, умения: мотивационный компонент - разнообразие желаемых видов деятельности в сфере культуры и искусства, мотивация к добровольческой деятельности в сфере культуры и искусства; личностный компонент - коммуникативная толерантность, эмпатия, готовность к работе в коллективе, творческие и организаторские способности; ориентационный компонент - знания о теории добровольчества в сфере культуры и искусства, способов вовлечения школьников в данную деятельность, знания основ мировой художественной культуры, маркетинга в сфере культуры; операциональный компонент - умение вовлекать школьников в волонтерскую деятельность в сфере культуры и искусства; рефлексивный компонент -самокритичность, рефлексивность.

  2. Процессная модель формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников включает в себя такие этапы, как: проведение комплексной диагностики (констатирующая оценка уровня сформированности готовности студентов к ОВД школьников по выявленным критериям, изучение состояния образовательной среды), выявление концептуальных основ процесса обучения (подходы, принципы), формулирование целей обучения, направленного на формирование данной готовности, отбор содержания учебного материала, выбор форм и методов обучения, организация учебно-познавательной деятельности студентов, итоговая комплексная оценка уровня сформированности готовности к организации волонтерской деятельности школьников с последующей коррекцией образовательного процесса.

  3. На основе процессной модели формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников реализуется модульно-блочная методика, включающая теоретический, тренинговый и практический модули, состоящие из структурных подблоков и тематических блоков, содержание которых добровольно выбирается студентами для углубленного или базового объема освоения. В рамках реализации каждого модуля применяются соответствующие методы (беседа, дискуссия, метод проблемного обучения, метод размышления о предмете искусства, имитационно-моделирующие игры, мозговой штурм, практические методы) и формы (лекция, тренинг, установочная консультация, концерт, выставка, акция) обучения.

Структура и объем диссертации

Диссертация включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения, содержащие примеры диагностических материалов, результатов творческих работ студентов.

Структура готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников

Учитель предметной области «Искусство» является проводником школьников в мир культуры, искусства, творчества. Есть разные пути, по которым педагоги приобщают учащихся к культуре: это непосредственно творческая деятельность, демонстрация различных произведений искусства, рассказы о них, организация различных мероприятий и выставок, посещение концертов и спектаклей. Все эти виды деятельности направлены на формирование интереса школьников к лучшим мировым образцам музыкального, художественного, литературного, хореографического искусства. Одним из вариантов повышения интереса школьников и взрослого населения к мировым образцам искусства, их культурного уровня, расширения кругозора, является волонтерство в сфере культуры.

Для выявления сущности, характеристики содержания волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства (далее - КиИ) обратимся к рассмотрению феномена добровольчества (волонтерства) в целом, без учета специфики этой деятельности в какой-либо отдельной области.

Добровольчество в сфере культуры не всегда было развито так, как в XX и XXI веках. Изначально добровольчество относилось к военной сфере социальной жизни и было невозможно без ее активных участников -добровольцев (волонтеров), которые добровольно поступали на военную службу [108, с. 79]. Со временем данный подход к добровольчеству претерпел изменения, и волонтер стал считаться человеком, добровольно помогающим другим людям, вне военного контекста. Таким образом, понятия «волонтер» и «доброволец» стали синонимами, также как и термины «волонтерская» и «добровольческая деятельность». Добровольцы, с точки зрения законодательства Российской Федерации, согласно Федеральному закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г. — это «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг добровольческой деятельности» [164].

Существует множество подходов к определению волонтерства и волонтерской деятельности. Р. Стеббинс ставит акцент на отличии волонтерства от работы или воинской повинности, отмечая, что данная деятельность - это помощь нуждающимся на добровольных началах [152]. Данное определение достаточно обобщенное и не включает в себя аспектов социального взаимодействия с другими людьми и организациями. В. В. Решетников, продолжая линию ценностей, рассмотренных в работах Н. А. Бердяева, И. А. Ильина [63], В. С. Соловьева, В. Н. Ярской, рассматривает добровольчество как форму социального служения, подразумевающую соблюдение трех принципов: добровольности, социальной значимости оказываемой помощи и бескорыстности [128]. Данный подход уже затрагивает вопрос социальной востребованности волонтерства, отличая его от обычной помощи, например, своим друзьям и близким.

Е. Л. Шекова пишет о важном аспекте волонтерства как системы трудовых отношений, основываясь на том, что между организацией и волонтером заключается договор, часто в письменной форме, по результатам которого доброволец обязан нести ответственность за порученное дело, за соблюдение правил организации и ее корпоративной этики (например, это может быть работа с детьми-отказниками, когда необходимо оформление санитарной книжки, умение общаться с детьми, осторожность и т. д.) [158]. В приведенной выше цитате отсутствует позиция по ценностным ориентациям, хотя документальное оформление отношений организации и волонтера является необходимым. В то же время Е. Л. Шекова отмечает необходимость социально-актуальных, благотворительных целей волонтерства, придавая данному термину социальную направленность. С другой стороны, исследователь рассматривает добровольчество, как и В. В. Решетников, в виде формы благотворительности, где безвозмездный труд приравнивается к благотворительному взносу. В отличие от В. В. Решетникова, Е. Л. Шекова отмечает необходимость нематериального стимулирования добровольцев (что активно описывается зарубежными авторами: С. Дж. Эллис, К. Бидерман и др.), предоставления им таких привилегий, как стажировки, бесплатное получение услуг и др. [175]. Л. П. Конвисарева, продолжая направление, выбранное Е. Л. Шековой, рассматривает волонтерство в качестве общественного движения, добровольной формы объединения людей, направленной на поддержку и развитие инициативности молодежи, чему сопутствует личностный рост самих волонтеров [76]. В этом ракурсе рассматривается цель волонтерства - поддержка инициативности молодежи, что заведомо исключает из рядов участников другие слои населения, хотя принято, что волонтером может быть любой человек. Как следствие указан бонус, который получает волонтер в результате деятельности - личностный рост, новые знания, опыт. В идеальной системе волонтерства это именно положительное следствие, а не его цель.

Обобщив рассмотренные определения понятия «волонтерство», можно сделать вывод, что волонтерство - это форма общественного движения, направленного на решение социально-значимых вопросов путем привлечения к добровольной и безвозмездной помощи участников данного процесса, несущих ответственность за порученное дело, прописанную в нормативных документах. Тогда волонтерская деятельность - это форма благотворительной безвозмездной социально-значимой помощи другим людям или организациям. Для раскрытия содержания волонтерской деятельности необходимо рассмотреть ее ценностные основы, историю развития за рубежом и в России, определить цель, философские основания, обратиться к работам исследователей по волонтерству.

Истоки добровольчества, как деятельности, основанной на философских положениях о доброте, честности, милосердии, взаимопомощи, рассматривали Н. А. Бердяев, Д. А. Леонтьев, В. С. Соловьев, В. Н. Ярская и др. Так, Н. А. Бердяев, очень бережно и трепетно исследует проблемы творчества, свободы человека, считая личность как таковую уже безусловной ценностью: «Личность сама есть безусловная и высшая ценность, но она существует лишь при существовании ценностей сверхличных, без которых она перестает существовать» [18, с.63]. Тем самым Н. А. Бердяев отводит важную роль ценностного аспекта личности, при отсутствии которого личность разрушается, теряет свой стержень, свое предназначение.

Развивая вопрос ценностного изучения личности, В. А. Соловьев пишет о таких аксиологических категориях, как «добро», «сострадание», «альтруизм», «свобода». Добро, как фундамент нравственности, становится, по мнению исследователя, целью жизни. Добро и творчество взаимосвязаны, они позволяют личности самосовершенствоваться добровольно и свободно. Также, к ценностям, близким волонтерству, В. А. Соловьев относит чувство сострадания или жалости, абсолютно бескорыстное и альтруистическое, которое и заложено в основу милосердия. Человек помогает другому человеку (по В. А. Соловьеву) не ради какой-либо выгоды (даже радости помощи). Удовольствие от совершенного добровольческого поступка есть лишь результат данного действия [149]. Этот тезис соотносится с принципом бескорыстности волонтерской деятельности, ее добровольного и альтруистического начала.

Модель формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников

Принцип самореализации проявляется в стимулировании самостоятельности, активности личности в процессе волонтерской деятельности и инициативности при организации волонтеров-школьников. Принцип полихудожественности предполагает включение студентов в разные виды художественно-творческой деятельности на в процессе освоения модулей методики вне зависимости от профиля обучения (рисование, сочинение рассказов, фотографирование, реставрация экспонатов и т. д.), а также возможность осуществления практической волонтерской работы в разных областях искусства, в зависимости от выбранного ими учреждения (музей, филармония, в перспективе - театр, библиотека и т. д.). Таким образом, культурологический подход к обучению студентов опирается на сформированные в системе культуры ценности и реализуется через социально-культурные практики, в том числе, посредством стимулирования самостоятельности, активности личности в процессе волонтерской деятельности и инициативности при организации волонтеров-школьников, включение студентов в разные виды художественно-творческой деятельности и добровольчества в различных видах искусства.

Третий этап модели, формулирование целей обучения, предполагает постановку целей на основе полученных результатов диагностики, в зависимости от которых будет выстраиваться содержательное наполнение методики обучения. Цели определяются для каждого компонента методики, в зависимости от его специфики: теоретической, тренинговой или практической. Данная методика реализуется на занятиях курса «Организация волонтерской деятельности в сфере КиИ» на базе Молодежного добровольческого центра УрГПУ и имеет модульно-блочную структуру (И. Б. Сенновский [136], П. И. Третьяков [157], М. А. Чошанов [171]). Ее выбор обусловлен, во-первых, факультативностью курса и возможностью варьирования порядка блоков в рамках модуля или даже их параллельного изучения, во-вторых, тем, что модуль, как целостная единица, позволяет структурировать педагогический процесс обучения студентов по видам образовательной деятельности: изучение теоретических основ волонтерской деятельности в сфере КиИ, развитие необходимых личностных качеств и способностей в практике тренинга и непосредственная реализация практической добровольческой и организаторской деятельности. Кроме того, такая структура характеризуется направленностью на развитие социально-значимых качеств и способностей личности (О. В. Галкина), включение в содержание программ межпредметных знаний и вечных проблем бытия человека (А. Я. Данилюк, Е. Н. Соловова), что необходимо для формирования социально-активной и нравственной позиции учителей-организаторов волонтерской деятельности, ведь нравственность, широкий кругозор и социальная активность есть фундамент, на котором строится культурное просветительство [40, 48, 148]. Закрепление знаний, умений и навыков в процессе тренинга и на практике являются ключевыми этапами курса, для реализации которых необходимо эффективное взаимодействие образовательной системы ВУЗа с учреждениями культуры. Мобильность данного курса заключается в возможности взаимопроникновения, «наложения» всех трех модулей во времени, без жесткой последовательности при их реализации. Например, прослушав лекцию, студент может параллельно выполнять волонтерскую работу на практике, после чего анализировать ее и на тренинге корректировать уровень личностных качеств, необходимых для организации волонтерской деятельности в сфере КиИ.

Четвертый этап модели, отбор содержания учебного материала, включает выбор тематических блоков выбор тематических блоков в рамках теоретического и практического модулей с целью формирования необходимых знаний и умений; отбор материала для формирования личностных качеств и способностей студентов в рамках тренингового модуля. Так, исходя из структуры готовности студентов к ОВД школьников, в развитии и формировании могут нуждаться личностные качества и способности (личностный, рефлексивный компоненты), знания (ориентационный компонент), умения (операциональный компонент). Формирование знаний происходит на занятиях теоретического модуля: знания теории волонтерской деятельности и способов вовлечения в нее школьников - тематический блок «Волонтерство школьников в сфере КиИ», знания основ мировой художественной культуры - тематический блок «Искусство и мировая художественная культура», знания основ маркетинга в сфере культуры -тематический блок «Маркетинг в сфере культуры». Целесообразно сохранение данных блоков и при практической деятельности, где студенты могут выполнять задания в рамках творческой, маркетинговой, педагогической деятельности о организации волонтеров-школьников. Личностные качества и способности развиваются вне тематических блоков на тренинговом модуле, где необходим отбор и адаптация для специфики сферы культуры и искусства тренингового материала.

Пятый этап модели - выбор форм и методов обучения, организация учебно-познавательной деятельности студентов. Метод обучения определяется И. П. Подласым как направленная на достижение цели обучения работа педагога и учеников, подчиненная определенному порядку [120], в связи с чем данный этап включает разработку комплексной системы методов и форм обучения, в зависимости от специфики каждого модуля, особенности практической волонтерской работы и деятельности по организации волонтеров-школьников. Методы обучения на теоретическом модуле: беседа, дискуссия, проблемного обучения, размышления о произведении искусства, организационные формы - лекция. Методы обучения на тренинговом модуле: имитационно-моделирующих игр, мозгового штурма, организационные формы - тренинг. Методы обучения на тренинговом модуле: рассказ, беседа, практический метод, организационные формы - установочная консультация, концерт, выставка, акция.

Шестой, заключительный этап модели формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к ОВД школьников - итоговая комплексная оценка уровня сформированности данной готовности посредством качественных методов диагностики (тестирования, анкетирования, исследования творческих работ студентов) и элементов квалиметрического анализа, в том числе контент-анализа согласно выявленным критериям и показателям, по результатам которого возможна коррекция образовательного процесса. Результатом данной модели является «идеальный портрет» организатора волонтерской деятельности школьников в сфере КиИ: Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

Методика формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников

Данные работы оценивались практически по тем же критериям, что работы музыкантов: «низкий уровень» - нет попадания в эмоциональную окраску музыки, отсутствие изображенных деталей музыкального языка (штрихи, ритм, нарастающее развитие и т. д.), «средний уровень» - верно передана эмоциональная окраска произведения, но музыкальный язык отражен в рисунке незначительно; «высокий» - верно передана эмоциональная окраска произведения, музыкальный язык отражен в рисунке ярко, с множеством конкретных деталей. С памяткой и примерами работ разного уровня можно ознакомиться в Приложении 12.

Практический модуль методики был реализован на базе Свердловской филармонии, Свердловского областного краеведческого музея, МОУ СОШ №32, во время акции «Выбирай культуру с детства» во дворах города, организованного Управлением культуры Администрации г. Екатеринбурга и нацелен на формирование навыков реализации в практической деятельности всех сформированных компонентов готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников. Задачи данного модуля:

1. Мотивирование студентов к волонтерской деятельности в сфере КиИ путем непосредственного участия их в работе учреждения культуры в зависимости от их личного выбора;

2. Разработать задания для практической и самостоятельной волонтерской работы в учреждениях культуры г. Екатеринбурга в соответствии с тремя тематическими блоками: «Волонтерская деятельность школьников в сфере КиИ», «Искусство и МХК», «Маркетинг в сфере культуры»;

3. Организовать практическую волонтерскую деятельность студентов в учреждении культуры, работу студентов с волонтерами-школьниками в урочное и внеурочное время;

4. Разработать задания для контроля проведенной работы в рамках групповой и индивидуальной рефлексии.

Студенты проводили мероприятия в рамках добровольческой работы Молодежного добровольческого центра УрГПУ. Перед практической работой проводилась консультация (основные методы: рассказ, беседа, форма -консультация), на которой студенты получают разработанные автором исследования задания для практической (реализация просветительского, творческого, маркетингового, организаторского видов деятельности в учреждении культуры) и самостоятельной работы (выполнение заданий по индивидуальной и групповой рефлексии выполненной работы). Данные задания подразделяются на три тематических блока из теоретического модуля и варьируются по профилям для каждой подгруппы студентов. Методы: практические, формы - концерт, выставка, акция.

По первому блоку, «Волонтерская деятельность школьников в сфере культуры и искусства» студентам было предложено подготовить и провести ряд мероприятий, направленных на повышение интереса детей к волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства. Музыканты и дизайнеры должны были совместно разработать и провести в МОУ СОШ №32 занятие для учеников старших классов, используя созданные рисунки и рассказы на тренинговом модуле. При этом студентами использовались такие методы вовлечения в волонтерскую деятельность, как рассказ о ближайших интересных мероприятиях в филармонии, о собственном опыте добровольчества, дискуссия об актуальности волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, демонстрация разработанных творческих проектов. Также проходила реализация методов, изученных и апробированных на тренинговом модуле, в процессе работы студентов со школьниками: проведение имитационно-моделирующие игр, в том числе, в которых школьники выступали в качестве волонтеров, а студенты в качестве посетителей учреждений культуры и искусства. Культурологи, реализуя внешкольную работу с детьми, должны были продумать и организовать работу с детьми в рамках акции «Культурный десант», которая проводилась во дворах города Екатеринбурга. Главной целью работы было привлечение детей во дворах к творческой деятельности путем беседы, показа приемов рисования, оказания помощи в выполнении работы; размещение работ на выставку для горожан. В качестве методов работы с детьми выступали: рассказ, беседа, демонстрация приемов рисования.

По второму блоку, «Искусство и мировая художественная культура», студенты получили два задания для практической работы. Первое - посетить лично концерт или выставку и составить письменные диалоги по методике Н. Г. Тагильцевой: автор художественного произведения - слушатель; композитор-исполнитель-слушатель. Данная методика основана на положениях М. С. Кагана о художественном общении зрителя или слушателя с произведением искусства. Второе задание включало для проходивших практику в филармонии проведение беседы с заинтересовавшимися слушателями о музыкальном содержании концертов, интересных фактах создания произведений, биографии авторов и исполнителей. Такие беседы студенты проводили, например, на фестивале «Bach-fest». Дизайнеры производили фотосъемку творческой встречи с музыкантами. Фото таких встреч размещались на сайте филармонии, в социальных сетях. Культурологи работали на выставке в Свердловском областном краеведческом музее. Они принимали участие в творческих и культурно-просветительских видах деятельности при монтаже выставки («Искусство путешествий», 2014 г.). Ими производился монтаж экспонатов, реставрировались фотоальбомы, оказывалась помощь в проведении экскурсий.

Итоговая диагностика как оценка эффективности методики формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников

Данные итоги свидетельствуют о положительной динамике процесса формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к ОВД школьников, а также об эффективности разработанной методики формирования данной готовности.

Дифференцированный анализ результатов итоговой диагностики Э-группы по подгруппам («Культурология», «Музыка», «Дизайн») был проведен с учетом данных констатирующего этапа. У студентов направления подготовки «Культурология» заметна положительная динамика уровня сформированности показателей всех критериев. Респондентов с низким уровнем мотивационного критерия не было выявлено, со средним уровнем - 10%, выше среднего - 50%, с высоким уровнем - 40% (констатирующий этап: низкий уровень - 30%, средний - 40%, выше среднего - 20%). Личностный критерий на итоговом этапе оказался развит на высоком уровне - 50% респондентов, студентов с низким уровнем значений данного критерия стало меньше на 10%, со средним -на 10%, с уровнем «выше среднего» - на 40 % больше. Респондентов с низким уровнем ориентационного критерия не было выявлено, со средним уровнем -10%, выше среднего - 60%, с высоким уровнем - 30% (констатирующий этап: низкий уровень - 40%, средний - 50%, выше среднего - 0%, высокий - 10%). Респондентов с низким уровнем операционального критерия не было выявлено, со средним уровнем - 10%, выше среднего - 40%, с высоким уровнем - 50% (констатирующий этап: низкий уровень - 20%, средний - 10%, выше среднего - 20%, высокий - 20%).

Значения рефлексивного критерия также стали выше, но это не так явно проявляется в связи с тем, что данные критерии были хорошо развиты и на констатирующем этапе диагностики (см. Таблицу 20).

У студентов направления подготовки «Музыка» наибольшая положительная динамика прослеживается в рамках мотивационного, операционального и рефлексивного критериев.

Если на констатирующем этапе студентов с низким уровнем мотивационного критерия было 28%, то на итоговом этапе их стало на 23% меньше. Количество студентов со средним уровнем данного критерия уменьшилось на 38%, выше среднего - увеличилось на 28%, высоким - на 33%.

На итоговом этапе также был выявлен большой спад количества студентов подгруппы «Музыка» с низким уровнем ориентационного критерия с 48% до 4% (меньше в 12 раз). Студентов со средним уровнем стало больше на 9%, выше среднего - на 33%, высоким - на 41%. Высокий уровень оценки был зафиксирован в значениях личностного, операционального и рефлексивного критериев готовности к ОВД школьников (41%, 43%, 43% соответственно).

С наглядным вариантом результатов диагностики подгруппы «Музыка» Э-группы можно познакомиться в Таблице 21.

У студентов направления подготовки «Дизайн» лучшие результаты по всем критериям на итоговом этапе диагностики, динамика прослеживается в рамках операционального и рефлексивного критериев (см. Таблицу 22), значения мотивационного критерия выросли: студентов с уровнями «выше среднего» и высокий стало больше на 28% и 41% соответственно. Значения сформированное личностного, ориентационного, операционального критерия также выросли: студентов с высоким уровнем данного критерия стало больше на 23%, 38%, 28% соответственно. Студентов с высоким уровнем развитости рефлексивного критерия стало больше на 14%. Таблица 22 Результаты диагностики готовности студентов подгруппы "Дизайн" к ОВД школьников

Уровень Мотива-ционый Личностный Ориента-ционный Операциональный Рефлексивный Готовность Конст. этап Итог, этап Конст. этап Итог, этап Конст. этап Итог, этап Конст. этап Итог, этап Конст. этап Итог, этап Конст. этап Итог, этап Низкий 0% 5% 5% 0% 33% 5% 14% 10% 5% 5% 52% 5% Средний 71% 19% 28% 10% 62% 19% 62% 19% 33% 24% 33% 24% Выше среднего 5% 33% 57% 57% 5% 38% 19% 38% 43% 38% 10% 38% Высокий 2% 43% 10% 33% 0% 38% 5% 33% 19% 33% 5% 33% В целом, уровень готовности студентов подгруппы «Дизайн» к ОВД школьников значительно вырос: количество респондентов с низким уровнем готовности снизилось с 52% до 5%, с уровнем «выше среднего» возросло на 28%, с высоким уровнем - на 28%(см. Диаграмму 24). Диаграмма 24 Результаты диагностики готовности студентов подгруппы "Дизайн" к ОВД школьников

Значения личностного критерия у культурологов выше всех (50% - высокий уровень), тогда как у музыкантов и дизайнеров чуть ниже - 32% и 33% студентов с высоким уровнем соответственно. Ориентационный критерий находится преимущественно на уровне «выше среднего» у всех подгрупп: культурологи - 60%, дизайнеры - 38%, музыканты - 48%. Итоговая диагностика личностного критерия позволила выяснить, что уровень развития качеств, необходимых для волонтерской деятельности, достаточно высок у студентов Э-группы, а у дизайнеров и культурологов - особенно. Напомним, что эти качества включали в себя коммуникативную толерантность, готовность к работе в коллективе, эмпатия.

Результаты оценки уровня развития ориентационного и операционального критериев также преимущественно на уровнях «выше среднего» и «высокий у всех подгрупп». Немного выше результаты у музыкантов (41% высокий уровень ориентационного критерия) и культурологов (50% высокий уровень операционального критерия). Таким образом, студенты всех подгрупп продемонстрировали хороший уровень знаний в сфере культуры и маркетинга, умения вовлекать школьников в волонтерскую деятельность. Обнаруженная на констатирующем этапе диагностики нехватка знаний и умений исчерпана. Наивысший результат оценки уровня рефлексивного критерия на итоговом этапе диагностики оказался у музыкантов: 38% - «выше среднего», 43% -высокий уровень. Затем следуют культурологи: 40% - «выше среднего», 40% -высокий уровень. И только потом дизайнеры - 38% - «выше среднего», 33% -средний. При одинаковом подходе и обучении студентов всех трех подгрупп, дизайнеры показали наименьший рост значений показателей рефлексивного критерия. Таким образом, несмотря на данные рефлексивного критерия, согласно данным диагностики, студенты подгруппы «Дизайн» показали наилучшие результаты готовности к ОВД школьников - 33% высокий уровень. Низкий уровень готовности в данной подгруппе самый незначительный - 5%. Студенты подгрупп «Культурология» и «Музыка» также продемонстрировали динамику уровня готовности к ОВД школьников: количество студентов с низким уровнем уменьшилось у культурологов на 30%, у музыкантов - на 38%, со средним уровнем - снизилось на 30% и 24% , с уровнем «выше среднего» -повысилось на 30% и 34%, с высоким уровнем - на 20% и 29% соответственно (см. Таблицу 24).