Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы формирования духовно-нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности 24
1.1. Сущностная характеристика понятия духовности, нравственности 24
1.2. Влияние средств изобразительной деятельности на становление психических процессов детей старшего дошкольного возраста при формировании духовно-нравственной сферы 45
1.3. Структурно-содержательная модель формирования духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности 65
Выводы по первой главе 92
ГЛАВА 2. Экспериментальная проверка эффективности педагогических условий формирования духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности 95
2.1. Организация изобразительной деятельности, способствующая формированию духовно-нравственной сферы детей
старшего дошкольного возраста .95
2.2. Состояние духовно-нравственной сферы у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно экспериментальной работы 104
2.3. Реализация педагогических условий организации формирования духовно-нравственной сферы детей средствами изобразительной деятельности .116
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста 147
Выводы по второй главе 161
Заключение 164
Библиографический список
- Влияние средств изобразительной деятельности на становление психических процессов детей старшего дошкольного возраста при формировании духовно-нравственной сферы
- Структурно-содержательная модель формирования духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
- Состояние духовно-нравственной сферы у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно экспериментальной работы
- Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста
Влияние средств изобразительной деятельности на становление психических процессов детей старшего дошкольного возраста при формировании духовно-нравственной сферы
В нашем обществе, по мнению И.А. Ильина, появилось довольно распространенное воззрение, будто люди могут прожить жизнь без всякой веры, духовности и что «образование», а в особенности «научное образование», несовместимо с ними. Автор пишет: «Образованный человек, по мнению людей, не может верить: он слишком много «знает» и «самое существенное» он уже «понял»; так, например, он знает, что все совершается по законам природы и что эти законы природы рано или поздно будут изучены». Сущность культуры и прогресса, считает автор, сводится к следующему: «Идет просвещение, а вера уступает и исчезает». Согласно этому, верить могут те, кого еще не коснулось «просвещение», но когда придет время и они просветятся, тогда перестанут верить, поскольку всякая вера есть не что иное, как суеверие. Итак: будущее принадлежит просвещенному безверию, безбожию и бездуховности [46, с. 41].
Духовное развитие – это тот необходимый элемент формирования личности, который происходит внутри человека, в первую очередь, с помощью педагога, семьи [102, с. 183]. Духовное развитие происходит через знакомство души с миром.
Философы полагают, что душа прежде всего есть нечто движущее, которое приводит в движение тело. Поэтому Демокрит говорит, что душа есть некий огонь или тепло [4, с. 20]. С точки зрения Аристотеля, благодаря душе человек сожалеет, учится или размышляет. И это не в том смысле, что движение находится в душе, а что движение проникает и исходит от нее. Так, например, ощущение происходит от внешних предметов, а припоминание – из души, направляясь к движениям или их остаткам в органах чувств [4, с. 23]. Душу философ определяет, главным образом, при помощи двух признаков – пространственного движения и мышления, а так как они являются своего рода ощущениями, то душа познает существующее через ощущения [4, с. 87]. Не имеющие чувственного восприятия люди, по мнению философа, ничего разумом не постигнут. Поскольку человек мысленно созерцает, необходимо, чтобы он одновременно созерцал в образах. Образы представляют собой как бы чувственные впечатления, не имеющие материю [4, с. 103]. Душа, по мнению А.П. Евгеньевой, это внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства [135 с. 456].
В.В. Клименко, как пишет Е.О. Смирнова, вывел следующую теорию относительно понятия «душа»: «Душа (психика) – это средоточение чувствительности человека» [139, с. 64]. По мнению самой Е.О. Смирновой, тело и душа – это одно целое и в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют через мысли, чувства, воображение. Кроме того отмечается, что все, с чем человек взаимодействует, оставляет след от его души на том, с чем он взаимодействует, например, на предметах и вещах, которые впоследствии несут отпечаток поля владельца. В качестве примера автор приводит исследования биоников, которые утверждают, что скульптуры плохих людей несут заряд отрицательной энергии [139, с. 66]. Таким, образом, душа – это то, что является посредником между телесным (материальным миром) и духом (Божественным миром), который требует особого внимания.
В индийской философии дух раскрывается через понятие «брахман». Брахман – это высшая реальность, объективное, духовное, безличное начало, из него появляется весь мир, и Атман – субъективное духовное начало, откуда происходит индивидуальное [48]. И.А. Ильин выводит следующий закон: «…человеческий дух есть дух инстинкта; а человеческий инстинкт есть инстинкт духа» [47]. Невнимание к этому закону воспитателей приводит к разнузданности инстинктивных влечений до утверждения в человеке «волка». Ученый отмечает, что «последние поколения человечества разучились воспитывать в детях духовность инстинкта и тем открыли для них гибельные пути». Он утверждает, что только если дух будет пробужден в глубине бессознательного, человек состоится в его заданности. Именно в этом ученый видит секрет воспитания [186].
Сегодня понятие «дух» трактуется в различных источниках по-разному. Так, например, словарь С.И. Ожегова дает следующее определение, в первом значении схожее с определением из словаря А.П. Евгеньевой [135]: «Дух» – это 1) сознание, мышление и психические способности; начало, определяющее поведение, действия; 2) внутренняя моральная сила (Пример: не падать духом, не отчаиваться); 3) в религии и мифологии: бесплотное сверхъестественное существо (Святой дух). «Духовное» в первом значении отражает определение «духа», во втором – относится к религии и церкви [102, с. 183].
В монографии В.А. Кутырева «Психика, душа, дух, рассудок, разум, интеллект…» духовность дана как соотношение души и духа. В христианском учении, пишет автор, существует три части: 1) плоти (сомы), 2) души (псюхе), и 3) духа (пневмы), причем верующий обязан укрощать у себя первую, смирять вторую и укреплять третью часть. Духу свойственны некие высшие, неуловимые наукой состояния: самосознание, совесть, воля, интуиция.
Дух, по мнению Л.А. Секлитовой и Л.Л. Стрельниковой, это то, что содержится в человеке. Все, что относится к духовной жизни человека, питает его: духовные знания, молитва, религия, а также определенная часть искусства, которая по своей частоте, вибрациям соответствует вибрациям души и духа, ее внутренней энергии. Авторы пишут, что в резонансе с духовными вибрациями эти энергии вызывают подпитку души, тем самым, способствуя подпитке духа и расширяя диапазон восприятия духовной области [128, с. 78].
Различные толкования понятия «дух» в философских концепциях приводят к множественности трактовок понятия «духовность». Большинство философов понимают духовность как характеристику сознания и как продукт деятельности человека в обществе. То есть представление о духовном – это ценностное содержание субъекта. Здесь духовность представляется совокупностью потребностей человека: эстетических и познавательных. Кроме того, И.М. Ильичева считает, что духовность иногда представляет собой понятие, сопряженное с творчеством. В философской литературе предлагается употреблять духовность как характеристику внутреннего мира человека [48].
Структурно-содержательная модель формирования духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
По мнению ряда ученых (А.С. Метелицы, А. Данилюка, А. Кондракова, В. Тишкова), в последнее время интерес к духовно-нравственному развитию личности стал возрастать. В посланиях главы нашего государства Федеральному Собранию Российской Федерации 2007-2008 гг. была подчеркнута важность «духовного единства» как необходимости, сравнимой с политическим и экономическим строем [89]. Также данной проблемой в последнее время заинтересовались такие области науки, как философия, психология, педагогика. Ученые разных направлений неоднозначно относятся к данному понятию, однако во многих исследованиях оно представляется интегративным качеством личности [89].
Духовно-нравственное развитие личности, по мнению А.Ю. Сметаниной, есть способность ребенка самостоятельно воспринимать мир, размышлять о нем, выражать свое отношение на основе приобретенного опыта. Духовно-нравственное развитие заключается в самосознании и определении себя в условиях, которые способствовали бы самосовершенствованию в деятельной любви [138].
Ф.И. Иващенко выделил четыре критерия духовно-нравственного развития: - интеллектуальный, когда ребенок получает знания, умения и на их основе выстраивает свои взгляды; - поведенческий - это отношение к окружающей сфере, которое проявляется в таких видах деятельности, как труд, общественная активность; - мотивационный - это побуждение ребенка к выбору поступка; - мировоззренческий - убеждения, проявление нравственных чувств, самокритичность [45].
Б.Т. Лихачев разделил духовно-нравственного развитие на этапы. Сначала формируется нравственное сознание - это осознание моральных принципов, норм, осмысление своего нравственного, морального состояния, ощущения и чувств. Затем развивается эмоционально-подсознательная сфера, вытекающая из нравственного сознания и формирующая в ребенке привычки и формы поведения. После чего, по мнению автора, формируется нравственное мышление и нравственные качества (доброта, патриотизм, чувства справедливости и честности, трудолюбие) [79].
Формированием духовно-нравственной сферы необходимо заниматься уже с дошкольного детства. Именно этот период, по мнению многих авторов, является наиболее благоприятным для любого рода развития.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка расширяются представления о себе, мире, увеличивается объем памяти, устойчивость непроизвольного внимания, становится оригинальным воображение, развивается наглядно-образное мышление.
Чтобы смоделировать и наглядно представить путь формирования духовно-нравственной сферы личности старшего дошкольника, нами были проанализированы работы А.С. Метелицы [89], О.А. Шилиной [170], модели которых связаны с развитием духовно-нравственной культуры личности.
По мнению А.Н. Дахина, современная педагогика и дидактика не может обойтись без метода моделирования, что доказано опытом как педагогов-теоретиков, так и педагогов-практиков. В педагогической науке принято моделировать как содержание образования, так и учебную деятельность [35].
Термин «модель» происходит от латинского слова «modus, modulus», что означает «мера, образ, способ и т.п.». Первоначально модель считалась термином «строительного искусства» и употреблялась для обозначения образца. С одной стороны, используется как научный термин в математических, естественных, технических и социальных науках [35, с 7]. С другой стороны, применяется в науках о природе (астрономии, механике, физике, химии, биологии) не для обозначения теории, а для обозначения того, к чему данная теория относится или может относиться, того, что она описывает. Модель понимается как мысленно или практически созданная структура, воспроизводящая ту или иную часть действительности в упрощенной (схематизированной или идеализированной) и наглядной форме. Например, с древних времен научные и философские суждения сопровождались наглядными схемами образов действительности, гипотетически воспроизводящих различные явления в космосе или в микромире [35, с. 8].
В.А. Штофф понимает под моделью мысленно представленную или материально реализованную систему, отображающую объект исследования, который способен дать новую информацию об объекте [174, с. 19]. Н.М. Амосов дает следующее определение модели: «…это система, структура или программа деятельности, которая отражает другую систему, структуру, программу» [3, c. 240]. Согласно Е.В. Романову, педагогическая модель является обобщенным, абстрактно-логическим образом, представленным в виде наглядной схемы, в которой отражаются структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования и которая содержит в себе новое знание об объекте исследования [124].
Моделирование, по мнению Г.П. Раджабалиева, Г.Г. Исаевой, это процесс, в котором разрабатывается обобщенный и абстрактно-логический образ. Необходимость разработки модели состоит в более удобном ее использовании исследователем [194]. Как считает В.И. Загвязинский, функцией модели является выявление закономерностей развития для создания в дальнейшем условий развития. Модель, пишет автор, это рабочий инструмент [114, с. 49].
Состояние духовно-нравственной сферы у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно экспериментальной работы
Аппликация предназначена для формирования чувства композиции (то есть наиболее удачного расположения предметов на листе). Дошкольник учится вырезать симметричные объекты из бумаги, составлять композицию из геометрических фигур (цвет и формы фигур зависят от темы занятия и его задач), составлять сочетания разных форм и цветов, знакомится с приемами работы, возможностью использования различных материалов (ткань, картон, пуговицы). При этом возможно использовать интерактивный метод «Цветовой игротренинг», который описан выше.
Для проверки эффективности подобранных интерактивных методов нами были разработаны, адаптированы и внедрены в образовательный процесс детей ДОУ методики изобразительной деятельности, основанные на аксиологическом, деятельностном, интегративном подходах.
В когнитивном компоненте это беседы, состоящие из двух частей. Первая часть включает 14 вопросов о духовности: «Что такое душа?», «Каким цветом ты бы ее нарисовал?», «Как бы ты изобразил добрую душу?» и т.п. Вторая часть состоит из 7 вопросов по репродукциям картин. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы применялась репродукция картины Н.К. Рериха «Христос», на контрольном – «Хождение по водам» И. Айвазовского. Картины имеют схожую тематику, обе изображают Иисуса Христа: на первой Иисус изображен один в горах, на второй – он является в море, чтобы помочь тонущим людям. Разные картины были взяты для того, чтобы ответы детей не повторялись и можно было бы оценить развернутость рассуждений старших дошкольников уже по новому материалу, с которым ребенок еще не сталкивался. Беседа предусматривает форму индивидуальной работы с каждым воспитанником (приложение 2). Старшему дошкольнику необходимо увидеть, кто изображен на картине и что происходит, понять действия героев и попытаться проявить участие, сочувствие к ним.
К особенностям ознакомления дошкольника с иллюстрацией, по мнению А.М. Вербенец, относятся: 1) функции рисунка: передача формы, величины, движения, пропорций, фактуры, жестов, мимики, характера, деталей, фона; 2) определение характерного для иллюстрации цвета: какие цвета использует / не использует художник; 3) законы композиции: определение сюжетно-композиционного центра, передача пространства, перспективы, линии горизонта, от чего зависит выбор формата, сколько героев присутствует в иллюстрации, как они расставлены; 4) характерные особенности композиции: связь иллюстрации с текстом, доказательство данной связи [19, с. 20].
Экспресс-опрос проводился в начале и в конце опытно экспериментальной работы и позволил выявить представления ребенка о духовных понятиях: внутреннем мире человека, душе, духовно-нравственных ценностях – доброте, любви, счастье. Каждый ответ на вопрос оценивался по уровням (высокий, средний, низкий). Характеристику уровней (высокого, среднего, низкого) предлагают такие ученые, как Ж.Н. Тельнова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, Е.Н. Юрчук.
На данном этапе дошкольнику необходимо было ссылаться на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта, например: «Добрая душа та, что помогает людям, она делится последним»; «Злая душа жадная, она не делится с ближним тем, что имеет» и т.п.; на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»); на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека»; «У жадного человека злая душа...»).
Следующая методика когнитивного компонента – «Дорисуй историю» (Приложение 3), основанная на методике «Закончи историю» 135 Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой [149, с. 291]. Детям предлагалось дорисовать историю с духовно-нравственной направленностью: на двух последовательных картинках изображена конфликтная ситуация, в третье, пустое, окошечко старшему дошкольнику необходимо дорисовать продолжение ситуации. Детям предлагались различные графические материалы и техники рисования. При оценке результатов данной методики учитывалась аккуратность выполнения рисунка, его законченность, использование таких средств изобразительной деятельности, как цвет и его сочетаемость с характерами линий, форм, а также духовно-нравственная направленность изображаемого сюжета (верное решение проблемной ситуации, которая сложилась в графической истории).
При проведении диагностики соблюдались следующие условия: 1) диагностика проводилась дважды в течение учебного года: в начале (сентябрь-октябрь) и в конце (апрель-май); полученные результаты обрабатывались и анализировались; 2) диагностика проходила в первой половине дня, с 9 до 12 часов, в максимально работоспособные дни недели (вторник, среда, четверг); 3) во время проведения диагностики соблюдалась доброжелательная, спокойная обстановка; 4) проведение диагностики осуществлялось одним воспитателем, работающим непосредственно с этими дошкольниками, поскольку работа с несколькими взрослыми часто затрудняет контакт и ведет к искажению результатов.
Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста
1. Определена организация и содержание этапов опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Первый этап - подготовительный, на котором был проведен анализ литературы по теме исследования, разработан понятийный аппарат, выявлены педагогические условия, спроектирована структурно-содержательная модель, выявлены компоненты, критерии и уровни оценки. Подбирались, адаптировались и разрабатывались методики. Второй этап -формирующий, заключающий в себе реализацию на практике комплекса методик, разработанной структурно-содержательной модели, педагогических условий. Третий этап - обобщающий, посвященный проверке эффективности подобранных, адаптированных и разработанных методик, разработанных педагогических условий.
2. Определены компоненты формирования духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста - когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий, подобраны методики по выявлению уровня сформированности каждого компонента духовно-нравственной сферы старших дошкольников средствами изобразительной деятельности. Уровни определялись как высокий, средний, низкий. Были определены следующие критерии оценки: представление о душе через беседу, представление о душе через беседу по картине, представления о духовно-нравственной сфере (по методике «Дорисуй историю»), эмоциональное отношение к сюжетам картинок (методика Л.Б. Фесюковой), эмоциональное отношение к духовно-нравственным ценностям, развитие эмоционально-чувственной сферы (духовности) с помощью цветоощущения, нравственная направленность (методика «Совместное рисование»). Каждому критерию соответствует определенная методика.
В ходе опытно-экспериментальной работы апробировались научно обоснованные педагогические условия формирования духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности: – реализация структурно-содержательной модели формирования духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности, спроектированной на основе аксиологического, деятельностного, интегративного подходов в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; – использование в образовательном процессе компонентов духовно нравственной сферы (когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческого), непосредственно связанных с образовательной изобразительной деятельностью; – внедрение в образовательный процесс ДОУ интерактивных методов изобразительной деятельности (беседы, групповая работа с иллюстративным материалом, показ, цветоощущение, цветовой игротренинг, погружение в цвет и др.), направленных на взаимодействие педагога с детьми и детей друг с другом в ходе непосредственно образовательной изобразительной деятельности.
Разработаны, адаптированы и внедрены в образовательный процесс старших дошкольников методики изобразительной деятельности: «Дорисуй историю», «Совместное рисование», цветоощущение, «Цветовой игротренинг», беседы по картинкам, репродукциям картин. Методики подобраны так, что каждая содержит в себе информацию о духовно нравственной сфере, ценностях, что соответствует аксиологическому подходу. Каждая методика предполагает определенное действие от объяснения и характеристики репродукций картин до рисования конфликтных ситуаций с учетом характера средств изобразительной деятельности (деятельностный подход). Интегративный подход подразумевает объединение изобразительной деятельности с другими образовательными областями и видами искусств, что проявляется в синтезе изобразительной деятельности с музыкой, речевым, математическим развитием. Каждая методика, кроме того, соответствует определенному компоненту духовно-нравственной сферы. Например, в когнитивном компоненте дети получают знания о ценностях через осмысление картин, беседы и методику «Дорисуй историю», в рамках которой дошкольникам предстоит сделать выбор нравственного характера. В эмоционально-ценностном компоненте дети учатся принимать и понимать духовно-нравственную сферу (духовно-нравственные ценности, нравственные нормы, душу, добро, качества). Поведенческий компонент предназначен для обучения детей работать в группе, с партнером, развития умения применять полученные знания на практике, делиться материалами, мыслями, вместе с партнером рисовать сюжет.
В ходе опытно-экспериментальной работы были внедрены в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений программа по формированию духовно-нравственной сферы в ДОУ средствами изобразительной деятельности и учебно-методическое пособие, включающее в себя методику по цветоощущению, направленную на формирование духовно-нравственной сферы средствами изобразительной деятельности.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили гипотезу и эффективность подобранных, адаптированных и разработанных методик по формированию духовно-нравственной сферы, а также положительное влияние разработанной программы формирования духовно-нравственной сферы в ДОУ средствами изобразительной деятельности.