Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании Бурьяк Марина Клавдиевна

Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании
<
Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бурьяк Марина Клавдиевна. Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании: диссертация ... доктора Педагогических наук: 13.00.02 / Бурьяк Марина Клавдиевна;[Место защиты: Московский педагогический государственный университет].- Москва, 2016

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Русская народно-песенная традиция в музыкальной культуре и музыкальном образовании 31-86

1.1. Сущность и структура русской народно-песенной тради ции 34-70

1.2. Типология русского народно-певческого образования 70-82

Выводы по Главе 1 82-86

Глава 2. Творчество новгородских этнофоров как эталон для совре менного народно-певческого образования 87-177

2.1. Интонационно-формульные особенности новгородского аутен-тичного народно-певческого образования 89-107

2.2. Общестилевые особенности пения новгородских этнофоров 107-131

2.3. Локально-стилевые особенности пения новгородских этнофоров: классификация новгородских народно-певческих стилей 131-152

2.4. Многоголосно-видовые особенности пения новгородских этно-форов 153-170

Выводы по Главе 2 170-177

Глава 3. Теоретико-методические основы формирования современного носителя новгородской фольклоризированной народно-песенной тра диции в системе дополнительного образования детей 178-199

3.1. Теоретико-методическая модель образовательного процесса освое-ния новгородской фольклоризированной народно-песенной тради-ции 181-184

3.2. Педагогические подходы к реализации теоретико-методической мо-дели образовательного процесса освоения новгородской фольклори-зированной народно-песенной традиции 185-196

Выводы по Главе 3 196-1

Глава 4. Опытно-экспериментальное исследование эффективности внедрения теоретико-методической модели образовательного процесса освоения новгородской фольклоризированной народно-песенной традиции в систему дополнительного образования детей

4.1. Содержание и организация опытно-экспериментальной работы

4.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Выводы по Главе 4

Заключение

Список иллюстративного материала

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы диссертации. Ценностные основания феномена русской народно-песенной традиции и возможности их применения в современных образовательных процессах по сохранению этнокультурного наследия – актуальное направление педагогического исследования, интегрирующее в себе, помимо педагогики, исследования в области этномузыковедения, искусствоведения, философии и культурологии. Анализ тенденций освоения русской народно-песенной традиции позволяет выделить ряд стержневых положений, задающих стратегические направления по разработке теоретико-методических парадигм, подходов, концепций в новых формах социокультурной образовательной деятельности в современных условиях практически полной утраты функционирования русских аутентичных (подлинных) народно-песенных традиций. Все это вызывает необходимость анализа и переосмысления феномена русской народно-песенной традиции, что должно послужить основанием для формирования фундаментальных музыкально-педагогических инноваций в этой области, соответствующих потребностям времени и государственной культурной политики.

Сохранение культурного наследия народов Российской Федерации является одним из приоритетных направлений государственной культурной политики: «Сохранение наследия – одно из необходимых условий устойчивого развития страны, обеспечения ее национальной безопасности, целостности и разнообразия ее культурного пространства» 1. Основополагающими документами стратегической государственной политики в сфере культуры Российской Федерации являются: Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 1292-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и др.

Современное состояние общества связано с процессами его глобализации и всесторонней модернизации, протекающими на фоне импульсивной смены идеологии, национальной и конфессиональной разрозненности народов, разрушения традиционного образа жизни. В этих условиях все более востребованными становятся идеи усиления культуросозидающей функции образования, его открытости инновационной деятельности, взаимодействия с различными сферами наук. Единство знаний и культуры в историческом плане означает непрерывность и преемственность межкультурных и межэтнических связей, вы-

1 Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации [Офиц. сайт]. – Режим доступа: , свободный (дата обращения: 12.03.2014).

двигает проблему формирования личности, способной раскрыть для себя общечеловеческие ценности, быть готовой к освоению национальной и этнической культуры своего народа, а также толерантности к культурной идентичности других народов.

Обращение к феномену русской народно-песенной традиции в современных образовательных процессах по сохранению аутентичного народно-песенного наследия актуализируется необходимостью в разработке новых моделей русских фольклоризированных (вторичных) народно-песенных традиций, создаваемых на основе классических, специфичных или обособленных моделей аутентичных традиций. И эти процессы неизбежны, как некогда на рубеже XVII – XVIII веков посредством взаимодействия традиционной крестьянской культуры с бытовой культурой города сформировалась особая субкультурная слободская традиция. Примером могут служить и другие новообразования в истории фольклорных явлений – фольклорные традиции казаков, военных поселян, старообрядцев, переселенцев и др. Различие заключается в том, что в условиях формирующихся фольклоризированных традиций на первых этапах могут отсутствовать поколения носителей этнокультурного наследия, так как процесс их формирования составляет 15–20 лет.

Актуальность проблемы также исходит из недостаточной разработанности концептуально-теоретических подходов к процессу подготовки этнопреподавателей, которые в настоящее время, как правило, не владеют необходимой суммой исполнительских и педагогических технологий, что неизбежно приводит к обеднению этнокультурного развития детей. Прежде всего это связано с тем, что в современных образовательных процессах до сих пор еще не применяется в полной мере ценный опыт аутентичной народно-певческой педагогики, обеспечивающий каждому из ее субъектов качественное освоение народно-певческих навыков и становление личности в статусе носителя традиции. Учитывая определяющую роль носителя традиции в аутентичной народной среде, вполне закономерно рассматривать данные процессы в дидактической системе современного музыкального этнообразования.

В свете сказанного, подготовка современных носителей этнокультурного опыта требует разработки новой педагогической стратегии музыкального этнообразования с младенческого возраста детей до их творческого становления в юношеско-молодежном возрасте. В основу стратегии будет положена теоретико-методическая модель образовательного процесса этнокультурного локально-регионального народно-песенного наследия. При этом в центре внимания окажется не только данная модель, но и длительное формирование особой субкультурной традиции, в данном случае новгородской фольклоризированной локально-региональной народно-песенной традиции, ее воспроизводство, функционирование и развитие (далее – новгородская фольклоризированная народно-песенная традиция).

Степень научной разработанности проблемы. Специальных исследований о феномене русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании до настоящего времени не проводилось. Вместе с тем методологические и теоретические основы представлений о сущности аутентичных фольклорных традиций и этнокультурном образовании разрабатывались дифференцированно в различных по своей направленности научных исследованиях.

Так, теоретические концепции освоения этнокультурного наследия отражены в ряде педагогических исследований. В трудах М.С. Жирова разработана модель региональной системы сохранения и развития народных традиций Белгородского региона России. М.И. Долженковой выявлены и внедрены региональные модели этнохудожественного образования в России. Т.И. Баклановой раскрыт педагогический потенциал русской традиционной культуры; определены основы современного этнохудожественного образования в России в сфере самодеятельного творчества; выдвинута идея о создании в стране целостной образовательной этнохудожественной системы. М.Т. Картавцевой разработана авторская концепция творческого развития детей средствами музыкального фольклора, раскрыты типологические особенности одаренных детей, создана научная школа «Дети. Фольклор. Творчество». Н.И. Ануфриевой представлено теоретико-методологическое обоснование модели постижения народной художественной культуры в музыкально-педагогическом процессе становления личности будущего музыканта. Л.С. Майковской разработана концепция и методологическое обоснование феномена этнокультурной толерантности в музыкальном образовании. Л.В. Шаминой раскрыты теоретико-методологические основы освоения русской академической школы народного пения. В.В. Васильевой создана и экспериментально подтверждена этнокультурная модель воспитания дошкольников, школьников и студентов средствами русской музыкальной народной педагогики. Н.Н. Елисовой разработана методика включения детей дошкольного и младшего школьного возраста в обрядовые формы деятельности на основе поморского музыкального календарно-обрядового фольклора. Н.И. Пономаревой представлена теория русского национального воспитания средствами народного искусства и предпринята попытка возрождения Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны в Петербурге. М.К. Ивановой теоретически обоснованы педагогические условия по развитию музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста на основе народных традиций. А.В. Нестеренко разработана преемственная модель этнохудожественного образования в дошкольных учреждениях и начальной школе в московском регионе. Е.С. Бабуновой разработана педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста. О.В. Пивницкой представлена модель освоения учащимися младшего школьного возраста народно-песенной традиции среднерусского региона России. Данные исследования содержат ценный педагогический потенциал и созданные модели образовательных процессов освоения русского

этнокультурного наследия, впервые вводимые в научный оборот, но без многогранного и многоаспектного анализа сущности аутентичных этнокультурных традиций и аутентичной народной педагогики.

Весьма значимыми, с позиции формирования методологии исследования, являются теоретические концепции отечественных ученых: философов – С.Н. Артановского, А.Б. Каяк, Э.С. Маркаряна, А.И. Новикова, К.С. Сарингуляна, Э.В. Соколова и др. – о сущности русской культуры как целостного объективного феномена с позиции пространственно-временных координат и процессов исторического развития русских культурных традиций; культурологов – О.Д. Балдиной, Э.В. Быковой, Н.Г. Михайловой, Е.А. Семеновой и др. – о структуре и содержании культурной традиции; фольклористов и этномузыковедов – В.П. Аникина, Е.А. Дороховой, В.А. Лапина, В.Д. Плахова, А.А. Потебни, Б.Н. Путилова, К.В. Чистова и др. – о сущности русских аутентичных фольклорных традиций и особенностях социокультурных процессов в истории русского музыкального фольклора; историков, географов, археологов, этнолингвистов – А.А. Андреева, А.С. Герда, Г.С. Лебедева, А.Г. Манакова, А.А. Селина и др. – об этнической истории ареалов бытовавших русских аутентичных фольклорных традиций. Теоретические положения вышеупомянутых ученых являются оснвополагающими при разработке концепции предпринятого исследования, но до настоящего времени, как правило, не включались в исследовательское поле педагогов-теоретиков и лишь на эмпирическом уровне касались данной проблематики.

Большое значение в плане рассматриваемой проблемы имеют исследования медиевистов – М.В. Бражникова, И.А. Гарднера, А.А. Зингаренко, А.В. Конотопа, Н.П. Парфентьева, Н.Д. Успенского, О.Е. Шелудяковой и др. – основополагающие для выявления специфики аутентичных народно-песенных традиций в контексте православного музыкального образования; исследования искусствоведов, музыковедов, педагогов-теоретиков в области историко-педагогических процессов отечественного светского музыкального образования – В.И. Адищева, С.И. Дорошенко, В.М. Ковалевой, Е.В. Николаевой, К.Ф. Никольской-Береговской и др. – основополагающие для выявления специфики аутентичных народно-песенных традиций в контексте светского музыкального образования; педагогические концепции Г.Н. Волкова, Т.И. Баклановой, М.Т. Картавцевой, В.М. Ковалевой, О.М. Кузьминой, Л.Л. Куприяновой, К.Ф. Никольской-Береговской, Л.А. Рапацкой, Л.В. Шаминой и др. – основополагающие для разработки типологии русского народно-певческого образования. Исследования в данных областях наук являются основанием для выявления специфичных моделей аутентичной и фольклоризированной народно-певческой педагогики.

Методологическим основанием для разработки теоретико-методического обеспечения к образовательным процессам освоения аутентичного народно-песенного наследия в новых моделях фольклоризированных локально-региональных народно-песенных традиций являются этномузыковедческие исследования. В трудах Е.В. Гиппиуса, В.А. Лапина, М.А. Лобанова, А.А. Банина, Б.Б. Ефименковой, М.А. Енговатовой, Е.А. Дороховой, В.М. Щурова, Т.С.

Рудиченко и др. выявлены особенности отдельных русских аутентичных локальных народно-песенных традиций – их песенно-стилевые системы и специфика отдельных песенных жанров. Интонационная сущность мелодического языка русских народных песен, необходимая для разработки интонационно-формульной теории и методики, представлена в фундаментальных трудах отечественных музыковедов, этномузыковедов и искусствоведов. Б.В. Асафьевым концептуально обоснованы интонации мелодического языка русских песен в качестве социально-психологического фактора музыкально осмысленного общения. Ф.А. Рубцовым разработана теория семантики интонационных комплексов в обрядовых песнях. И.И. Земцовским реконструирована интонационная теория Асафьева и выявлены мелодические связи в календарном фольклоре славянских народов. Э.Е. Алексеевым поднята историко-генетическая проблематика интонационно-теоретических исследований по выявлению типов фольклорного интонирования и стадий их эволюции на основе материалов музыкального фольклора народов с архаическим типом культуры, данных психологии (и детской в том числе), музыкальной социологии. Е.Б. Резниченко предпринята попытка выявления специфических форм вокального интонирования севернорусской причети. Т.И. Калужниковой теоретически обосновано значение попевок-формул в вокальных формах музовой деятельности ребенка в ходе онтогенеза. М.С. Старчеус и М.В. Карасевой выявлены особенности развития музыкального слуха музыкантов посредством типовых интонационных формул. Специфика русского народного многоголосия, необходимая для разработки методики освоения многоголосного пения, представлена в трудах И.И. Земцовского – об особенностях многоголосного пения Брянской, Вологодской, Рязанской, уральской и сибирской (Забайкалье) народно-песенных традиций. В трудах Т.С. Бершадской разработана универсальная теория народного многоголосия – с бурдоном, подголосочно-полифонического, вторы, аккордо-гармонического. В трудах А.И. Мозиаса применена методика социологического исследования по выявлению структуры внутригрупповых исполнительских связей относительно психологических типов исполнителей – ведущих (лидеров) и ведомых, и типов певцов по склонности к варьированию (импровизации) – стабильных и мобильных. В трудах И.П. Виндгольца применены методы социофольклористики по выявлению сущности многоголосного пения различных исполнительских ансамблей села Кирово Карагандинской области. В трудах Т.С. Рудиченко выявлены мелодико-фактурные типы донской казачьей народно-песенной традиции; в трудах Е.А. Дороховой – мелодико-фактурные типы песенного фольклора русских сел Курского Посемья и Слободской Украины; в трудах Г.Я. Сысоевой – многоголосно-стилевые фактуры воронежско-белгородской народно-песенной традиции и др. И все же ценностный потенциал этномузыковедческих исследований до настоящего времени остается самостоятельной научной сферой и лишь за редким исключением применяется в педагогической науке и практике.

Методологическим основанием для разработки авторской вокально-фонационной теории пения аутентичных исполнителей и создания вокально-7

фонационной методики послужили теоретические концепции академической вокальной педагогики и фониатрии, представленные в трудах В.А. Багадурова, М.С. Грачевой, Т.И. Домбровской, В.Г. Ермолаева, Н.Ф. Лебедевой, И.И. Левидова, Е.М. Малининой, В.П. Морозова, Г.П. Стуловой, Л.А. Венгрус и др., и академической народной вокальной педагогики, представленные в трудах Н.В. Калугиной, Ж.Д. Кривенко, Т.Д. Крошилиной, Н.К. Мешко, Л.В. Шаминой и др.

Несмотря на прогрессивную динамику исследовательской деятельности отечественных ученых, в настоящее время еще не получили научного обоснования процессы сохранения этнокультурного песенного наследия в современных условиях фольклоризма; процессы формирования современных носителей традиции по передаче этнокультурного опыта подрастающим поколениям; образовательные процессы освоения этнокультурных знаний и народно-певческих навыков в условиях половозрастной стратификации; процессы включенности культурных текстов в жизнедеятельность этнокультурных фольклоризированных сообществ и др.

Решение данных проблем требует создания новой модели русской фольклоризированной локально-региональной народно-песенной традиции на основе комплексного методологического подхода, объединяющего: 1) парадигмально-педагогический подход – по разработке типологии отечественного народно-певческого образования в области аутентичного и фольклоризированного музыкального образования; 2) ареалогический подход – по выявлению региональных жанрово-стилевых песенных систем;

  1. интонационно-формульный подход – по выявлению интонационно-формульной специфики напевов песенного фольклора региона; особенностей освоения аутентичными исполнителями (далее – этнофорами) интонационно-певческих навыков и разработке интонационно-формульной методики;

  2. многоголосно-видовой подход – по выявлению многоголосно-видовых технологий пения этнофоров и разработке методики многоголосного пения;

  3. вокально-фонационный подход – по выявлению видов народной фонации в пении этнофоров и разработке вокально-фонационной методики; 6) локально-стилевой подход – по выявлению локально-стилевых особенностей ансамблевого пения этнофоров и разработке локально-стилевой методики. Применение данного комплекса исследовательских подходов позволит перейти на новый уровень теоретического обоснования процессов освоения русского народно-песенного наследия в современных образовательных процессах.

При этом важно отметить, что существует ряд противоречий между:

потребностью государства в сохранении аутентичных фольклорных традиций и отсутствием социокультурных условий для их функционирования;

философскими и этномузыковедческими основаниями о сущности русских аутентичных фольклорных традиций и отсутствием научно обоснованной концепции их сохранения и развития в современных условиях фольклоризма;

ценностным потенциалом функций носителей аутентичных фольклорных
традиций и недостаточной разработанностью образовательных процессов по
формированию носителей фольклоризированных народно-песенных традиций;

широким полем отечественных педагогических исследований по освоению этнокультурного наследия и недостаточной теоретической базой для реализации в них инструментальных механизмов русской аутентичной народно-певческой педагогики;

ценностным научным фондом этномузыковедческих, вокально-педагогических исследований и его недостаточным применением в теоретико-методическом обеспечении современных образовательных процессов освоения аутентичного народно-песенного наследия.

Принимая во внимание вышеизложенное, была определена ведущая проблема исследования, заключающаяся в преодолении противоречий между значимостью сущности феномена русской народно-песенной традиции и его недостаточной исследованностью в теории и практике этнопедагогики музыкального образования.

Актуальность проблемы и вышеизложенные противоречия определили выбор темы исследования: «Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании».

Объект исследования – образовательный процесс освоения русской народно-песенной традиции, ориентированный на формирование современных носителей этнокультурного локально-регионального песенного наследия.

Предмет исследования – разработка и обоснование теоретико-методических основ этнопедагогики музыкального образования и практическое доказательство эффективности их внедрения в образовательный процесс (на примере новгородского региона).

Цель исследования состоит в разработке и доказательстве эффективности новой модели русской фольклоризированной локально-региональной народно-песенной традиции, в сформированной среде которой смогут возобновиться процессы ее функционирования и становления носителей этнокультурного исполнительского и педагогического опыта, в сохранении и развитии русского аутентичного народно-песенного наследия в современных условиях фольклоризма.

Концепция исследования основывается на гипотетических положениях о том, что:

1. Современные процессы сохранения и развития русского этнокультурного наследия возможны при условии разработки научно-обоснованной педагогической стратегии музыкального этнообразования по формированию современных носителей фольклоризированных народно-песенных традиций в статусах этноисполнителя, этнофора или этнопреподавателя: а) этноисполнителя, владеющего фрагментарным исполнительским и унаследованным педагогическим опытом к подростковому 13–14-летнему возрасту; б) этнофора – транслятора традиции, владеющего в полном объеме исполнительским и унаследованным педагогическим опытом к

юношескому и молодежному возрасту; в) этнопреподавателя со средним или высшим музыкально-педагогическим образованием (в молодежном возрасте), владеющего унаследованными и академическими педагогическими технологиями передачи этнокультурного опыта подрастающим поколениям.

  1. Целостное концептуальное осмысление феномена русской народно-песенной традиции должно стать основанием для разработки новых моделей русских фольклоризированных локально-региональных народно-песенных традиций с учетом историко-территориальных, этно-социокультурных особенностей региона, длительного адаптационного процесса анимации аутентичных форм традиционной народной культуры в современной этнокультурной музыкально-образовательной среде.

  2. Создание новых моделей русских фольклоризированных локально-региональных народно-песенных традиций необходимо осуществлять в опоре: а) на региональные модели аутентичных фольклорных традиций – классических, специфичных или обособленных; на их этнокультурный образовательный и педагогический потенциал; б) на образовательные модели русской аутентичной народно-певческой педагогики в целях обеспечения высокого уровня качества певческой подготовки каждого субъекта и процессов его становления в статусе носителя традиции.

4. Создание организационно-педагогических условий необходимо для эффективной реализации теоретико-методической модели образовательного процесса освоения новгородской фольклоризированной народно-песенной традиции, обеспечивающей каждому обучающемуся высокое качество певческой подготовки и становление в статусе этноисполнителя – современного носителя фрагментарного исполнительского и унаследованного педагогического опыта. К ним относятся:

- сформированная инфраструктура этнокультурной музыкально-
образовательной среды сообщества (в учреждениях дополнительного
образования детей – музыкальных школах, фольклорных студиях) –
образовательная, календарно-обрядовая и событийная, концертно-сценическая,
досугово-бытовая и др., по включению освоенных культурных текстов в ее
жизнедеятельность;

- теоретически обоснованный системный и поэтапный образовательный
процесс с младенческого возраста детей до их становления в статусе
современного этноисполнителя к 13-14-летнему возрасту, разработанный с
учетом продуктивных этапов певческой стратификации: интонационно-
певческих навыков – с младенческого возраста обучаемых; вокально-
фонационных навыков и навыков стройного ансамблевого унисонного пения –
в младшем школьном возрасте детей (в домутационный период); навыков
ансамблевого многоголосного пения – в старшем школьном возрасте и др.;

- теоретико-методическое обеспечение образовательного процесса,
созданное на основе теоретического обоснования пения этнофоров –
специальные певческие методики – интонационно-формульная, вокально-
фонационная, локально-стилевая, многоголосного пения; учебные программы и

учебно-методические пособия к внедряемым певческим методикам, а также взвешенный учебный план, объединяющий комплексы фольклорных и общих музыкальных дисциплин;

- сформированный коллектив этнопреподавателей – современных
носителей новгородской фольклоризированной народно-песенной традиции.

Цель исследования и представленная концепция обусловили постановку и решение следующих задач:

  1. Раскрыть сущность и структуру русской народно-песенной традиции, разработать типологию русского народно-певческого образования.

  2. Разработать и обосновать концепцию педагогической стратегии современного музыкального этнообразования по формированию современных носителей русского этнокультурного народно-песенного наследия.

3. Выявить и охарактеризовать модель новгородской
фольклоризированной народно-песенной традиции на основе исследования
творчества новгородских этнофоров.

4. Разработать и обосновать теоретико-методическую модель
образовательного процесса освоения новгородской фольклоризированной
народно-песенной традиции в системе дополнительного образования детей.

  1. Определить организационно-педагогические условия, необходимые для успешной реализации теоретико-методической модели образовательного процесса освоения новгородской фольклоризированной народно-песенной традиции.

  2. Разработать методику и критериальную базу опытно-экспериментальной работы.

7. Внедрить и апробировать теоретико-методическую модель
образовательного процесса освоения новгородской фольклоризированной
народно-песенной традиции; проверить ее эффективность в опытно-
экспериментальной работе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные теоретические положения философии, культурологии, этномузыковедения, искусствоведения, музыкальной этнопедагогики, вокальной академической и народной педагогики, посвященные различным аспектам проблемы исследования:

фундаментальные философские положения о сущности исторического развития русских культурных традиций – в трудах А.И. Новикова, Э.В. Соколова, Э.С. Маркаряна, К.С. Сарингуляна и др.;

культурологические положения о структуре и содержании культурных традиций – в трудах О.Д. Балдиной, Э.В. Быковой, Н.Г. Михайловой, Е.А. Семеновой и др.;

- теоретические положения фольклористики, этномузыковедения и
искусствоведения о специфике фольклорных традиций – в трудах
В.П. Аникина, Е.А. Дороховой, В.А. Лапина, В.Д. Плахова, А.А. Потебни,
Б.Н. Путилова, К.В. Чистова и др.;

- теоретические положения этномузыковедения и искусствоведения об
интонационно-мелодической сущности напевов русского песенного фольклора
– в трудах Э.Е. Алексеева, Б.В. Асафьева, И.И. Земцовского, Ф.А. Рубцова и др.;

- теоретические положения этномузыковедения об особенностях
народного многоголосного пения – в трудах Т.С. Бершадской, И.П. Виндгольца,
И.И. Земцовского, А.И. Мозиаса и др.;

- теоретические основы историко-педагогических процессов русского
народно-певческого образования – в трудах Б.В. Асафьева, Г.Н. Волкова,
Т.И. Баклановой, И.И. Земцовского, М.Т. Картавцевой, В.М. Ковалевой,
О.М. Кузьминой, Л.Л. Куприяновой, К.Ф. Никольской-Береговской,
Л.А. Рапацкой, Л.В. Шаминой и др.;

- теоретические основы историко-педагогических процессов
отечественного светского музыкального образования – в трудах В.И. Адищева,
П.Л. Волка, С.И. Дорошенко, В.М. Ковалевой, Е.В. Николаевой,
К.Ф. Никольской-Береговской, И.Ф. Петровской и др.;

теоретические основы медиевистики об особенностях православного музыкального образования – в трудах М.В. Бражникова, И.А. Гарднера, А.А. Зингаренко, А.В. Конотопа, Н.П. Парфентьева, Н.Д. Успенского, О.Е. Шелудяковой и др.;

теоретические основы академической и народной вокальной педагогики об особенностях вокальной фонации – в трудах Л.А. Венгрус, И.И. Левидова, Т.Д. Крошилиной, Ж.Д. Кривенко, Н.К. Мешко, Г.П. Стуловой, Л.В. Шаминой и др.;

- теоретико-методологические основы педагогики музыкального
образования – в трудах Э.Б. Абдуллина, А.С. Базикова, М.И. Имханицкого,
Б.Д. Критского, Е.В. Николаевой, Г.М. Цыпина и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету. Из теоретических методов применялся метод теоретического анализа философско-культурологической, методико-педагогической, искусствоведческой литературы; метод диалектики общего и частного (или специального) по выявлению категорий, понятий, структурных составляющих; методы сравнительного анализа и теоретического моделирования при разработке педагогической концепции музыкального этнообразования и стратегии становления носителя этнокультурного наследия. Из эмпирических методов применялся лонгитюдный метод по многократному обследованию одних и тех же субъектов опытно-экспериментальной работы на протяжении 12–13 лет; методы одноуровневых, констатирующих и контрольных обследований испытуемых групп; методы педагогического наблюдения и диагностики. Наряду с данными методами в работе применены парадигмально-педагогический, культурологический, этномузыковедческий, вокально-педагогический методы, а также сравнительно-исторический и ретроспективный методы.

Концептуальная позиция автора исследования во многом сформировалась на основе собственного полевого опыта в фольклорно-этнографических экспедициях и 30-летней этнопедагогической практики в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования детей «Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора».

Источниковедческая специфика материалов исследования. Тема диссертационного исследования потребовала привлечения большого количества разнообразных источников: музейных и епархиальных архивов, отечественной газетно-журнальной периодики, мемуарных, справочно-библиографических материалов; публикаций песенного фольклора в нотных сборниках; архивных видео- и аудиозаписей песенного фольклора (более 1500 фольклорных песенных образцов) в целях достоверного отражения состояния новгородской народно-песенной традиции.

База исследования и основные его этапы. Опытно-экспериментальное
исследование осуществлялось на базе Новгородской детской музыкальной
школы русского фольклора в естественных условиях учебно-воспитательного
процесса, в единстве констатирующего, формирующего, контрольного этапов,
охватывающих период с 1999 по 2014 год. На первом, теоретико-
проектировочном, этапе
исследования (1999–2000 гг.) было выявлено
состояние изучаемой проблемы; формулировались цель, задачи, концепция
исследования; разрабатывались теоретико-методическая модель

образовательного процесса, теоретико-методическое обеспечение и организационно-педагогические условия, методика опытно-экспериментальной работы и критериальная база. На втором, экспериментально-формирующем, этапе (2001–2013 гг.) была осуществлена опытно-экспериментальная работа, в процессе которой наблюдалась, фиксировалась и оценивалась результативность певческой подготовки испытуемых групп посредством констатирующих и контрольных показателей; проверялась и уточнялась концепция исследования. На третьем, заключительно-обобщающем, этапе (2014 г.) осуществлена проверка, анализ и обработка полученных опытно-экспериментальных данных, их теоретическая интерпретация; обобщены результаты исследования; разработаны рекомендации по внедрению созданной теоретико-методической модели образовательного процесса.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; синтезом педагогических, культурологических, этномузыковедческих, вокально-педагогических подходов в обосновании и разработке проблемы; использованием комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, концепции, задачам; широтой привлекаемых источников, многоаспектностью обобщенного фактологического материала; положительными результатами опытно-экспериментальной работы и возможностью ее повторения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлена сущность русской народно-песенной традиции, представляющая собой многогранный этнокультурный феномен – историко-

культурный, музыкально-педагогический, музыкально-образовательный, социокультурный. Выявлены модели аутентичных фольклорных народно-песенных традиций – классические и специфичные. Разработана типология русского народно-певческого образования.

  1. Теоретически обоснована сущность образовательных моделей русской аутентичной народно-певческой педагогики и ее инструментальные механизмы, обеспечивающие функционирование традиций.

  2. Раскрыты народно-певческие интонационные, вокально-фонационные, локально-стилевые, многоголосно-видовые технологии новгородских этнофоров в качестве основополагающих к разработанным авторским методикам – интонационно-формульной, вокально-фонационной, локально-стилевой, многоголосно-видовой.

  3. Разработана научно обоснованная концепция педагогической стратегии современного музыкального этнообразования по формированию современных носителей в статусе этноисполнителей, этнофоров и этнопреподавателей фольклоризированных локально-региональных народно-песенных традиций.

  1. Создана теоретико-методическая модель образовательного процесса освоения новгородской фольклоризированной народно-песенной традиции (с учетом инструментальных механизмов аутентичной народно-певческой педагогики, выявленного потенциала народно-певческих технологий этнофоров), позволяющая каждому субъекту достичь высокого уровня певческой подготовки и становления в статусе этноисполнителя – носителя фрагментарного исполнительского и педагогического опыта.

  2. Определены организационно-педагогические условия для успешной реализации теоретико-методической модели образовательного процесса освоения новгородской фольклоризированной народно-песенной традиции в условиях сформированной этнокультурной музыкально-образовательной среды сообщества – образовательной, календарно-обрядовой, концертно-сценической и др.

  3. Создано теоретико-методическое обеспечение к образовательному процессу освоения новгородской фольклоризированной народно-песенной традиции – певческие методики, комплекты учебных пособий, учебные программы.

8. Внедрена и апробирована теоретико-методическая модель
образовательного процесса освоения новгородской фольклоризированной
народно-песенной традиции.

9. Доказана эффективность разработанной теоретико-методической модели
образовательного процесса освоения новгородской фольклоризированной
народно-песенной традиции, обеспечивающая каждому участнику высокое
качество певческой подготовки, соответствующее статусу этноисполнителя –
носителя этнокультурного наследия.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: 1. Выявленная сущность феномена русской народно-песенной традиции

вносит вклад в развитие методологии музыкально-этнопедагогических

исследований.

  1. Выявленные образовательные модели русской аутентичной народно-певческой педагогики являются основополагающими в разработке теоретико-методологических подходов к процессам освоения русских фольклоризированных локально-региональных народно-песенных традиций, процессам их функционирования в современных условиях, процессам становления современных носителей этнокультурного опыта.

  2. Выявленные модели русских аутентичных народно-песенных традиций являются инвариантными для разработки и внедрения новых моделей субкультурных народно-песенных традиций. Созданная модель новгородской фольклоризированной локально-региональной народно-песенной традиции является новым теоретически обоснованным видом русских фольклоризированных традиций и новым видом русского народно-певческого образования.

  3. Созданная теоретико-методическая модель образовательного процесса освоения новгородской фольклоризированной народно-песенной традиции, эффективность которой доказана опытно-экспериментальным исследованием, является результативной – обеспечивает высокий уровень народно-певческой подготовки каждого обучаемого и его становление в статусе носителя традиции, что обогащает теорию и методику народно-певческого образования.

5. Выявленные интонационно-формульные, вокально-фонационные,
локально-стилевые, многоголосно-видовые особенности пения этнофоров и
разработанные на их основе специализированные певческие методики
обогащают методико-педагогический потенциал народно-певческого
образования и вносят вклад в развитие отечественной музыкальной
этнопедагогики и педагогической науки в целом.

6. Теоретически обоснованная концепция педагогической стратегии
современного музыкального этнообразования по формированию современного
носителя русской народно-песенной традиции открывает перспективу для
дальнейших научных исследований по созданию теоретико-методических
образовательных моделей становления современных этнопреподавателей в
системе среднего и высшего профессионального музыкального образования.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Теоретически обоснованная и экспериментально подтвержденная
теоретико-методическая модель образовательного процесса освоения
новгородской фольклоризированной народно-песенной традиции является
универсальной и приемлемой для широкого внедрения в систему
дополнительного музыкального образования детей.

  1. Сформулированные диссертантом научные выводы, концептуальные положения и рекомендации могут служить методологическим ориентиром для педагогов-музыкантов, ставящих перед собой задачи сохранения русского народно-песенного наследия в современных условиях фольклоризма.

  2. Созданное теоретико-методическое обеспечение может быть внедрено в отечественную педагогическую практику.

4. Теоретически обоснованная концепция педагогической стратегии современного музыкального этнообразования по формированию носителя русских фольклоризированных локально-региональных народно-песенных традиций открывает путь к процессам восстановления инструментальных механизмов аутентичной народно-певческой педагогики, формирования новых русских субкультурных народно-песенных традиций, их развития и функционирования – процессам сохранения и развития русского этнокультурного песенного наследия в современных условиях фольклоризма.

Апробация исследования осуществлена в следующих формах: в ряде выступлений автора на ежегодных научно-практических конференциях в сфере дополнительного образования Великого Новгорода; в ходе обсуждения диссертации на расширенном заседании кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования МПГУ; в докладах автора и последующих дискуссиях на международных и всероссийских научно-практических конференциях, симпозиумах, конгрессах, форумах: Бургас (Болгария) – 2004 г., Усть-Цильма – 2004, 2006 гг., Нарьян-Мар, Киров – 2005 г., Архангельск – 2010, 2014 гг., Москва – 2012–2014 гг., Великий Новгород – 2007–2012 гг., Кострома – 2012 г., Пермь, Санкт-Петербург, Курск – 2013, 2015 гг., Якутия – 2013 г., Сочи – 2015 г. и др.

Основные положения и выводы исследования легли в основу образовательного процесса освоения новгородской фольклоризированной народно-песенной традиции в Новгородской детской музыкальной школе русского фольклора; лекционно-практических курсов («Народное творчество», «Методика народного пения», «Постановка голоса», «Фольклорный ансамбль») в ГБОУ СПО «Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова»; лекционно-практических курсов «Народное творчество» на кафедре музыки и методики преподавания музыкальных дисциплин в ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»; теоретико-практических семинаров и мастер-классов для руководителей фольклорных коллективов и преподавателей фольклорных дисциплин в ОАОУ ДПО «Новгородский институт развития образования» и ГБОУ ДПО «Новгородский областной Центр подготовки кадров “Логос”»; лекционных курсов «Методика музыкального образования» и «История музыкального образования» на кафедре методологии и технологий педагогики музыкального образования Московского педагогического государственного университета; многочисленных авторских научно-практических семинаров и мастер-классов в различных территориях России и зарубежья (Болгария, Великобритания, Германия, Китай, Польша, Франция, Эстония и др.). Диссертантом подготовлено более 1000 современных носителей новгородской фольклоризированной народно-песенной традиции.

Положения, выносимые на защиту:

1. Русскую народно-песенную традицию необходимо рассматривать как многогранный этнокультурный феномен, вбирающий в себя всю совокупность исторически сложившихся аутентичных народно-песенных традиций и обеспе-

чивающий их функционирование (самовоспроизводство) на принципах межпоколенного взаимодействия всех разновозрастных категорий этнокультурного сообщества, фольклорной инклюзивности (включенности фольклорных текстов в жизнедеятельность сообщества) в условиях межэтнического, межконфессионального взаимодействия или обособленности и единого языка (славянского, великорусского или русского):

как историко-культурный феномен, эволюционирующий в процессе раз
вития и получающий качественно новое воплощение в рождающихся в его не
драх русских аутентичных народно-песенных традициях – классических, спе
цифичных, обособленных или фольклоризированных – и их внутренних жанро
во-видовых и певческо-стилевых особенностях;

как музыкально-педагогический феномен, обеспечивающий процессы межпоколенной преемственности этнокультурного опыта посредством унаследованных носителями традиции педагогических технологий как в аутентичных фольклорных, так и новых моделях фольклоризированных локально-региональных народно-песенных традиций;

как музыкально-образовательный феномен, обеспечивающий возможность освоения многогранных народно-певческих навыков каждому субъекту с младенческого до юношеского возраста;

как социокультурный феномен, обеспечивающий возможность обретения
субъектами фольклорных и фольклоризированных народно-песенных традиций
русской национально-культурной идентичности.

Целостное концептуальное осмысление феномена русской народно-песенной традиции является основанием для разработки новой модели русских фольклоризированных локально-региональных народно-песенных традиций – новгородской фольклоризированной локально-региональной народно-песенной традиции – и созданию теоретико-методической модели образовательного процесса ее освоения; научно обоснованной педагогической стратегии музыкального этнообразования по формированию современных носителей новгородского этнокультурного народно-песенного наследия.

  1. Выявленные образовательные модели русской аутентичной народно-певческой педагогики как результативные на протяжении многовековой истории русского народного музыкального образования являются инвариантными в современных этнопедагогических процессах.

  2. Теоретическое обоснование пения новгородских этнофоров является основополагающим для разработки комплексной теории и методики современного регионального народно-певческого образования – интонационно-певческого, вокально-фонационного, локально-стилевого, многоголосно-видового.

  3. Теоретически обоснованная педагогическая стратегия музыкального этно-образования по формированию современных носителей русских фольклоризиро-ванных народно-песенных традиций – этноисполнителей, этнофоров и этнопрепо-давателей – является основополагающей в процессах освоения и сохранения русского этнокультурного песенного наследия в условиях фольклоризма. Выявленные процессуальные особенности межпоколенной преемственности этнокультур-

ного исполнительского и педагогического опыта (унаследованного и академического) русских фольклоризированных локально-региональных народно-песенных традиций представляют собой новый тип музыкальной этнопедагогики.

5. Созданная модель новгородской фольклоризированной народно-
песенной традиции (3-слойная, специфичная), интегрирующая жанрово-
видовой и певческо-стилевой, образовательный и педагогический потенциал
новгородских аутентичных народно-песенных традиций, православных и свет
ских традиций пения, является новым теоретически обоснованным видом рус
ских фольклоризированных традиций и новым видом русского народно-
певческого образования.

  1. Созданная теоретико-методическая модель образовательного процесса освоения новгородской фольклоризированной народно-песенной традиции, основанная на потенциале образовательных моделей аутентичной народно-певческой педагогики, теоретического обоснования народно-певческих технологий этнофоров, является высокотехнологичной в достижении каждым субъектом высокого уровня певческой подготовки и становления в статусе этноис-полнителя – носителя фрагментарного исполнительского и педагогического опыта. Созданная интонационно-певческая методика обеспечивает качественное овладение навыками устойчивого певческого интонирования; вокально-фонационная методика – качественное овладение вокально-фонационными навыками; локально-стилевая методика – качественное овладение локально-стилевыми навыками ансамблевого пения; многоголосно-видовая методика – качественное овладение навыками стройного многоголосного пения. Данные методики представляют собой интегрированную модель педагогических технологий к реализации современного образовательного процесса освоения новгородской фольклоризированной народно-песенной традиции.

  2. Комплекс педагогических подходов к образовательному процессу освоения новгородской фольклоризированной народно-песенной традиции, объединяющий ценный методико-педагогический потенциал аутентичной народно-певческой и светской музыкальной педагогики, позволяет обеспечить процессы функционирования созданной новгородской фольклоризированной народно-песенной традиции и процессы становления ее носителей.

  3. Доказанная эффективность научно-обоснованной теоретико-методической модели образовательного процесса освоения новгородской фольклоризированной народно-песенной традиции позволяет рекомендовать ее в качестве универсальной для внедрения в этнокультурную музыкально-образовательную среду сформированного сообщества любого региона России. Вариативными элементами структуры созданной модели станут песенные тексты, певческо-стилевые технологии этнофоров, этно-историко-социокультурные особенности каждой отдельной локально-региональной народно-песенной традиции.

Структура диссертации. Диссертация состоит из двух томов. В содержание первого тома вошли введение, основная часть, состоящая из 4 глав, заключение, список литературы и иллюстративного материала. Второй том диссертации содержит приложения (14 приложений).

Типология русского народно-певческого образования

В данном разделе диссертации получают раскрытие сущность и особенности русской народно-песенной традиции, становление и развитие которой происходило во взаимодействии с православной и светской музыкальной культурой и образованием; представлена структура русской народно-песенной традиции. Выявленные особенности русских аутентичных фольклорных традиций рассматриваются как основополагающие для разработки новых моделей фольклоризированных локально-региональных народно-песенных традиций.

Прежде всего попытаемся осмыслить народную традицию как категорию народной культуры с опорой на концептуальные положения отечественных ученых.

Так, Б.Н. Путилов теоретически обосновал, что категория традиции «…обнаруживает свою универсальность на всем пространстве фольклорной культуры – как совокупность накопленного опыта поколений, наследия, живущего в памяти и реализуемого в самых различных формах и на самых разных уровнях и являющегося одновременно основой функционирующей системы и источником создания новых систем» [299, с. 40]. Данный вывод согласуется с целью осуществляемого исследования, направленного на сохранение и развитие русского аутентичного народно-песенного наследия в новых моделях фольклоризированных народно-песенных традиций.

Рассматривая традицию как основополагающее родовое понятие философии, исследователи придают ей статус фундаментальной категории, которая обозначает не какое-либо парциальное в том или ином отношении, а определяющее универсальное измерение культуры [334, с. 44]. Принимая данное положение, следует заметить, что создаваемые новые модели фольклоризированных локально-региональных народно-песенных традиций должны быть культуросообразными, содержать и развивать этнокультурные ценности предшествующих поколений – культуру русского народа.

Е.А. Семенова характеризует соотношение категорий «культура» и «традиция» следующим образом: «…наука о культуре так же, как и сама культура, имеет в центре своего “мироздания” понятие традиции. Независимо от того, идет ли речь о культивировании традиций или об отказе от них, в центре всегда оказывается традиция» [334, с. 44]. Развивая эту мысль, Е.А. Семенова рассматривает традицию относительно типов культуры в двух ракурсах:

1. «Традиция как некая фундаментальная универсальная характеристика культуры, действие которой распространяется в очень широких временных и пространственных пределах. Такая культурная традиция может охватывать целую историческую эпоху, цивилизацию, регион и определять собой конкретный тип культуры (например, средневековая культура, культура Ренессанса). В этом случае культурная традиция и тип культуры понимаются как тождество, и отправными точками для их зарождения, трансформации, смерти становятся исторические импульсы» [334, с. 41-42].

2. Традиция, которая воспроизводится в определенных этнических сообществах, в которую «...включаются все традиционные элементы культуры определенного периода, вся совокупность культурных текстов (их содержательная, смысловая, символические стороны, а также способы их функционирования и освоения). При таком понимании традиция оказывается тождественной традиционной этнической культуре в целом или её отдельным пластам (фольклор, народное искусство)» [334, с. 42]. Представленные концепции отечественных ученых позволяют оценить многомерность феномена традиции и стали базой для разработки необходимого инструментария по созданию новых функционирующих народно-песенных систем.

Далее уместно пояснить уровни народной культуры и фольклорных традиций – этнический и национальный.

Е.С. Бабунова, придерживаясь концепций Т.В. Анисенковой, Ю.В. Бромлея, Г.Г. Котожекова, Э. Шилза и др., рассматривает этническую культуру как составляющую понятия «национальная культура», «…где “этническое” выступает как бы нижним наиболее древним пластом культуры. Вторым пластом, более высоким, является “народное”, которое составляет основу, базис национальной культуры, аккумулирующий уклад жизни, быт и чаяния народа. ... “национальное” составляет верхний пласт (слой) в структуре культуры и, по существу, является конкретно-исторической и притом высшей формой этнического» [18, с. 18];

По мнению В.А. Лапина, «Говорить о национальной специфике русского музыкального фольклора в строгом значении этого термина можно лишь по мере того, как русское традиционное искусство, донациональное, этническое по своей истории и по сути, в результате сложнейших процессов освоения и взаимодействия входило в художественное состояние нации, становилось фактором русского профессионального искусства и самым существенным образом участвовало в его формировании и развитии» [207, с. 11].

А.Б. Каяк считает, что русская музыкальная культура, являясь интегрирующим ядром музыкальной культуры Российской цивилизации (при большом количестве этносов, представляющих разные культурно-цивилизационные ареалы), поначалу формируется на основе восточнославянского пения; в Х веке – интегрирует в свое информационно-семантическое поле богослужебный мелос восточного христианства (православия); в ХVIII–ХIХ веках – «…высшие слои общества совместно с нарождающимся корпусом профессиональных композиторов и исполнителей осваивают светскую музыку западноевропейской цивилизации, обогащая тем самым русскую традицию. … [Это] мощный пласт национальной музыки» [194, с. 26].

Данные основания определили ракурс предпринимаемого исследования – сохранение этнического народно-песенного наследия в новых моделях фольклоризированных локально-региональных народно-песенных традиций.

Для осуществляемого исследования важно охарактеризовать процессы сохранения и развития аутентичных фольклорных традиций.

Сохранение старых элементов в исторически изменяющихся общественных отношениях, согласно одной из исследовательских позиций, может осуществляться в двух формах: экстенсивной и интенсивной. Экстенсивная форма более характерна для архаического, первобытного социума. Интенсивная форма реализуется в более близкую к современности эпоху постоянно ускоряющихся динамических процессов в жизни социума и предполагает «…качественные преобразования при одновременном и совершенно непременном генетическом тождестве» [132, с. 17].

Общестилевые особенности пения новгородских этнофоров

В данном разделе диссертации представлено теоретическое обоснование интонационно-формульных особенностей напевов новгородского детского песенного фольклора в качестве основополагающих в процессе освоения интонационно-певческих навыков в аутентичной народно-певческой среде 16.

Исследование актуально, так как современные методики освоения детьми навыков певческого интонирования детей недостаточно эффективны. Об этом свидетельствуют результаты прослушивания нами двух тысяч новгородских детей в 15-летнем возрасте, осуществленные в 2006–2009 годах: 1. Результаты прослушивания новгородских детей, не обучающихся в музыкальных школах/хоровых студиях, показали: 80% опрошенных детей интонируют неустойчиво даже с голосовой поддержкой статиста-педагога; 14% детей координируют свой голос в совместном пении со статистом; 6% детей могут качественно и самостоятельно интонировать заданный материал – это, как правило, музыкально одаренные от природы дети. 2. Результаты прослушивания новгородских детей, обучающихся в музыкальных школах, хоровых студиях показали: 4% опрошенных детей интонируют неустойчиво даже с голосовой поддержкой статиста-педагога; 90% детей координируют свой голос в совместном пении со статистом; 6% детей могут самостоятельно и чисто интонировать заданный материал [55, с. 5]. 3. Проведенный нами опрос родителей новгородских детей показал, что редкий ребенок получает интонационно-певческое образование в семье с младенческого возраста.

Итак, в современной социокультурной среде интонационно-певческими навыками, как правило, владеют лишь музыкально одаренные от природы дети и, отчасти, дети, освоившие образовательные курсы певческих дисциплин в музыкальных школах, хоровых студиях.

В отличие от современных детей, как свидетельствуют результаты наших фольклорно-этнографических экспедиций, новгородские этнофоры (трансляторы народно-песенных традиций), родившиеся не позднее середины 20-х годов ХХ века, безупречно интонируют песенный материал и не только фольклорный. Результаты осуществленных нами в 1982–2009 годах исследований певческих способностей этнофоров Новгородской земли позволили сделать следующие выводы: 1. Певческое воспитание в аутентичной среде было направлено на каждого ребенка, независимо от его индивидуальных музыкальных способностей, и осуществлялось последовательно – с первых спонтанных вокализаций младенца в сформированной интонационно-формульной песенно-певческой среде до качественного певческого интонирования в детско-подростковом возрасте. 2. Индивид, воспитанный с младенческого возраста в аутентичной среде, был качественно образован в аспектах певческого интонирования и стройной координации голоса в ансамблевом пении (единичные исключения уместны). 3. Процесс освоения мелодического языка аутентичных народно песенных традиций был поэтапным; песенный репертуар дифференцировался в соответствии с возрастом детей: младенческому периоду соответствовал репертуар колыбельных песен и потешек, исполняемый взрослыми в общении с ребенком; периоду раннего детства соответствовал репертуар прибауток, закличек, сказок с напевами, исполняемый взрослыми; 4–8-летнему возрастному периоду соответствовал репертуар музыкальных игр, считалок, закличек, календарно-обрядовых песен, перенимаемый от старших детей; подростковому возрастному периоду соответствовал весь корпус исполнительского репертуара, перенимаемый от взрослых поколений.

Таким образом, достижению качественных интонационно-певческих результатов в аутентичном народно-певческом образовании способствовали: постижение певцами интонационно-формульного песенного фонда и навыков певческого интонирования с младенческого возраста; строго выдерживаемая этапность интонационно-певческого образования – от спонтанного до осознанного – в соответствии с возрастной спецификой песенного репертуара.

Согласно выводам, нами предпринят интонационно-формульный подход по выявлению особенностей мелодического языка детского песенного фольклора. Теоретико-методологическую основу в разработке интонационно-формульной теории мелодического языка напевов детского песенного фольклора составили этномузыковедческие, искусствоведческие, музыкально-педагогические (вокальной академической и народной педагогики) труды, посвященные различным аспектам проблемы исследования. Представим отдельные концептуальные положения и выводы отечественных ученых.

Э.Е. Алексеев вышел на историко-генетическую проблематику интонационно-теоретических исследований, выявил типы фольклорного вокального интонирования и сформулировал стадии их эволюции на основе материалов музыкального фольклора народов с архаическим типом культуры, данных психологии (в том числе детской) и музыкальной социологии [9].

Педагогические подходы к реализации теоретико-методической мо-дели образовательного процесса освоения новгородской фольклори-зированной народно-песенной традиции

Этнофоры д. Любыни были клиросными певчими и владели технологиями партесного церковно-певческого стиля. С нашей точки зрения, партесный народно-певческий стиль сформировался под влиянием партесного церковно-певческого стиля к концу ХIХ века, когда в богослужебную практику стали вводиться женские голоса.

Для ансамблевой фактуры пения этнофоров д. Любыни характерны: классически-фальцетные виды народной вокальной фонации во всех регистрах диапазона голоса на основе прикрытого типа звукообразования и повествовательного или плясового типов голосоведения (исключение – обрядовый тип голосоведения и смешанный тип звукообразования) независимо от подвижного или статичного поведения певиц – особенность данного народно-певческого стиля; развитые виды многоголосия – ленточные – параллельное терцовое, секстовое и октавное движение ансамблевых голосов – так же в пении этно-форов смешанных новгородских народно-певческих стилей.

Пению соответствует естественно-речевой тип артикуляции – так же в пении этнофоров древнерусского, смешанных новгородских народно-певческих стилей.

Ценно, что этнофоры владели нотной грамотой и навыками пения по богослужебным певческим книгам.

Пение этнофоров д. Любыни Шимского района Новгородской области выделено нами в самостоятельный партесный народно-певческий стиль, технологии которого были заимствованы певицами из собственной церковно-певческой практики.

Партесный народно-певческий стиль применяли в пении этнофоры деревень Сосницы Шимского района, Вязовня и Погляздово Волотовского района Новгородской области. Данные деревни находились между двумя очагами активного церковно-певческого влияния: с одной стороны, – село Подгощи (Шимской волости Новгородского уезда Шелонской пятины), с официально признанными местными богослужебными роспевами, и с другой – деревня Велебицы (Шимской волости Новгородского уезда Шелонской пятины), с функционирующим до 1917 года училищем для учителей церковного пения. По мнению В.А. Лапина, «Расширение сети сельских церквей, а затем и церковно-приходских школ, где обязательно учили партесному пению, меняло тип интонирования и многоголосия в традиции бытового пения, существенно изменяло репертуар, само музыкально-песенное сознание и систему его ценностных и эстетических ориентаций» [210, с. 153].

Технологии партесного народно-певческого стиля отличаются от технологий древнеславянского и древнерусского новгородских народно-певческих стилей.

Новгородский смешанный-1 народно-певческий стиль рассмотрен на примере пения этнофоров д. Мшага Шимского района Новгородской области36. Для ансамблевой фактуры пения этнофоров д. Мшага характерны: сочетание различных видов народной вокальной фонации – микстовых едино-регистровых, классически-фальцетных, естественно-регистровых и микстово-регистровых – особенность данного народно-певческого стиля; ранние – полифонический, и развитые виды многоголосия – ленточный (терцовая втора) и аккордо-гармонический (так же в пении этнофоров новгородского смешанного-2 народно-певческого стиля).

Пению соответствуют: естественно-речевой тип певческой артикуляции при дифференцированном фокусе звукового потока (объемном/суженном) – так же в пении этнофоров древнерусского, партесного, смешанного-2–4 новгородских народно-певческих стилей; дифференцированные типы звукообразования (открытый, прикрытый или смешанный – отдельные ансамблевые голоса) – так же в пении этнофоров древнерусского, смешанного-2, 3 новгородских народно-певческих стилей; дифференцированные типы голосоведения (повествовательный или плясовой; исключение – обрядовый) в соответствии с жанровыми особенностями – так же в пении этнофоров смешанного-2, 3 новгородских народно-певческих стилей. Ансамблевая вокально-фонационная и многоголосная фактура пения данной группы этнофоров не зависела от акустических особенностей и подвижного или статичного поведения певиц – особенность данного певческого стиля, но зависела от жанровой специфики и амбитуса напевов. Пение этнофоров д. Мшага в течение многовековой певческой практики сформировалось в самостоятельный народно-певческий стиль под влиянием древнерусской и партесной церковно-певческой практики и образования, а также традиций светского музыкального образования новгородских поселян. Данный певческий стиль – уникальное явление новгородской аутентичной народно-певческой культуры. Уникальным является и богатейший песенный жанрово-видовой материал с доминированием лирических, солдатских песен, музыкальных игр, хороводов и восстановленным в конце 80-х годов ХХ века песенным репертуаром из народной драмы «Царь Максемьян». Аналогичный народно-певческий стиль утвердился во многих аутентичных певческих коллективах деревень Шимского района, д. Мокрый Остров Крестецкого района, д. Наволок Новгородского районов Новгородской области. Новгородский смешанный-2 народно-певческий стиль рассмотрен на примере пения этнофоров д. Клопцы Волотовского района Новгородской области37. Для ансамблевой фактуры пения этнофоров д. Клопцы характерны: единые виды народной вокальной фонации – естественно-регистровые или микстово-регистровые – в движении певиц (особенность данного народно-певческого стиля); сочетание различных видов народной вокальной фонации – классически-фальцетных, микстово-регистровых и естественно-регистровых – при статичном поведении певиц (особенность данного народно-певческого стиля); ранние и развитые виды многоголосия в соответствии с жанровыми особенностями песенного репертуара и статичным или в движении поведении певиц (так же в пении этнофоров новгородского смешанного-4 народно певческого стиля).

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Важно, что многоголосная фактура подвижных жанров песенного фольклора в пении этнофоров не зависела от их статичного или в движении поведения.

Характерными видами многоголосного пения этнофоров д. Городня Ба-тецкого района Новгородской области (новгородский смешанный-4 народно-певческий стиль)49 являются: монодийный вид многоголосия – в пении хороводных песен в движении «Я селезня» (№ 21б), «Жила-была царевна» (№ 22б), «Летели две птички» (№ 23б), «Со вьюном я хожу» в движении (№ 25б), «В нашем садочке» в движении (№ 26), «Заинька по сенечкам» в движении (№ 27), масленичной песни в уличной акустике «Гори, гори ясно» (№ 30в), плясовой песни в движении «Во поле берёзынька» (№ 31б); монодийный вид многоголосия с элементами терцовой вторы – в пении свадебных песен «Я не знала и не ведала» (№ 6), «Как у брода» (№ 12); хороводных песен «Летели две птички» (№ 23в), «А мы просо» (№ 24); масленичных песен в помещении «Гори, гори ясно» (№ 30а) и «Как на масленой неделе» (№ 30б), плясовой песни в статичных условиях «Во поле берёзынька» (№ 31в); монодийный вид многоголосия с элементами терцовой вторы и контрастной полифонии – в пении свадебных песен «Я не знала и не ведала» (№ 5), «Затопилась парна баенка» (№ 6); солдатских песен «За Дунаем за рекой» (№ 16); баллады «Ехали солдаты» (№ 19); хороводных песен в статичных условиях «Жила-была царевна» (№ 22а), «Летели две птички» (№ 23а); монодийный вид многоголосия с элементами контрастной полифонии – в пении свадебных песен «Сине море на волнах стоит» (№ 4б), «Да по горам по горичкам» (№ 9б); хороводной песни в статичных условиях «Я селезня» (№ 21а); коляды в помещении «Што пришло, прикатило» (№ 29а, б); плясовой песни в статичных условиях «Во поле берёзынька» (№ 31а);

Подробно – см. приложение 12 (Том II). «Нотный песенный репертуар, певческо-стилевые технологии этнофоров д. Городня Батецкого района Новгородской области». полифонический вид многоголосия с элементами терцовой вторы – в пении свадебных песен «Да вот пойдемте-ка» (№ 1), «Да не ломитесь» (№ 2), «Да подарите» (№ 3б); полифонический вид многоголосия с элементами терцовой вторы и аккордовых созвучий (в каденциях – с функциональным басом) этнофоры применяли в пении свадебной песни «Сине море на волнах стоит» (№ 4а); ленточный вид многоголосия – октавная втора с элементами терцовой вторы и контрастной полифонии – в пении свадебной песни «Да подарите» (№ 3а); сочетание монодийного и ленточного – терцовая втора – видов многоголосия – в пении свадебных песен «Сине море на волнах стоит» (№ 4в); сатирический песни «Как во граде было Новгороде» (№ 20); ленточный вид многоголосия (терцовая втора) – в пении свадебной песни «Не долго веночку во горенке висеть» (№ 13а); ленточный вид многоголосия – терцовая втора с элементами контрастной полифонии – в пении свадебных песен «Ой, что при вечере, вечере» (№ 7), «Соколы вы соколы» (№ 8б), «Да поезжайте, друженьки» (№ 10), «Да при пути-дороженьки» (№ 11); солдатских песен «Под ракитою зелёной» (№ 17), «Знаю, ворон» (№ 18); хороводной песни в статичных условиях «Со вьюном я хожу» (№ 25а); ленточный вид многоголосия – терцовая, октавная втора – в пении свадебной песни «Кто у нас хороший» (№ 14); ленточный вид многоголосия (терцовая, октавная втора) с элементами контрастной полифонии – в пении свадебных песен «Соколы вы соколы» (№ 8а), «Да по горам по горичкам» (№ 9а); ленточный вид многоголосия – терцовая втора с элементами аккордовых созвучий – в пении свадебной песни «Не долго веночку во горенке висеть» (№ 13б); ленточный вид многоголосия – октавная втора с элементами высокого терцового подголоска к мелодии) – этнофоры применяли в пении лирической песни «Гуляла я девица» (№ 15); «Рано, рано по утру» (№ 28). Отметим, что многоголосное пение этнофоров д. Городня Батецкого района зависело от амбитуса напева исполняемого песенного образца статичных фольклорных жанров: к песенным образцам с узкообъемным амбитусом напевов (кварта-квинта) применялись ранние виды многоголосия – монодийный с элементами гетерофонии/полифонии или гетерофонно-полифонический; к песенным образцам с амбитусом напевов более сексты, как правило, применялись развитые виды многоголосия или их сочетание с ранними.