Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма Ганова, Татьяна Валерьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ганова, Татьяна Валерьевна. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Моск. пед. гос. ун-т.- Москва, 1996.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-3/3683-2

Введение к работе

Актуальность исследования. Процессы гуманизации

образования, ориентация обучения и воспитания на проблемно — поисквые методы выдвигают на первый план задачи активизации исследовательских, установок в различных видах деятельности, в том числе и художественной. Постановка этих задач требует определения методических приемов активизации творческого поиска у учащихся в процессе этой деятельности, чтобы заложить основу для развития самостоятельного мышления, творческого восприятия окружающего мира и осознания себя в нравственном отношении полезным обществу человеком. Реализация указанных задач в процессе обучения раскрывает простор для дальнейшего пополнения школьниками своих знаний, поскольку только через собственную поисковую деятельность, через свои творческие усилия можно достичь подлинного образования и культуры.

Рассматривая творческий поиск и процесс выбора как сопутствующие друг другу, а художественно—творческую деятельность учащихся как способ освоения мира, мы считаем, что упражнение формирующейся, личности в решении определенных проблемно — поисковых задач сделает ее более уверенной в своих силах, более подготовленной к усвоению и отбору необходимой информации. Все это облегчит им ориентацию в сложных условиях современной жизни, приблизит к реальному творческому поиску, активному труду, инициативе и предприимчивости в результате специально организованной обучающей деятельности.

В этой связи мощным импульсом для активизации творческого поиска у учащихся, формирование социально — адаптированной личности выступает общение с различными видами искусства, содействующее эстетическому познанию мира, расширяющее опыт жизненных отношений и обуславливающее ее самовыражение.

Основополагающими . в теории эстетического воспитания, художественного образования и творческого развития учащихся в условиях современной школы для нашего исследования являются работы Алехина А. Д., Комаровой Т. С, Кузина В. С, Лихачева Б. Т., Йеменского Б. М., Ростовцева Н.Н., Шорохова Е. В.и др.

Особое значение при рассмотрении и анализе психологических особенностей процесса творчества имели работы Выготского Л. С, Гальперина П. Я., Завгородней Е. В...Ломова Б; Ф., Никидировой О. И., Федорова Л. Г. и др.; в философском аспекте — Громова Е. С, Иоскевича Я. Б., Мейлаха Б.С. Разумного В.А. и др.

При определении значения декоративного искусства и декоративной деятельности в художественно — творческом развитии

учащихся мы опирались на труды Ефремичевой Н.В., Ковешникова А.И., Корешкова В. В., Новикова С.Н. Соколова М. В., Хворостова А.С. Шпикаловой Т. Я., и др.

Являясь специфическим отражением жизни, искусство вбирает все ее многообразие. Это в полной мере относится и к костюму как виду декоративного искусства, являющегося одним из элементов эстетической культуры, характеризующего обычаи, образ и стиль жизни людей. Он как ни что другое комплексно отражает эстетическое и социальное лицо общества, его нравственные идеалы, уровень общественных отношений и экономического развития. Вот почему, рассматривая костюм как объект изучения и творчества, мы относим его к наиболее эффективным компонентам художественного образования и эстетического воспитания школьников.

Понятие "костюм" весьма широко и включает такие его виды
как: исторический и современный, народный и светский,
театральный и бытовой. Существует еще один вид костюма,
который, благодаря своей специфике (функциональной и образной),
как бы "растворился" в других видах костюма. Это карнавально —
маскарадный костюм (или костюм—маска): Такой костюм
представляет собой неотъемлемую часть оформления празднеств
карнавально—маскарадного типа, выделяясь в самостоятельную
область художественного творчества. Следует заметить, что и
маскарад, и карнавал сопряжен с целым комплексом жизненных,
культурных и эстетических реалий. Будучи средоточием такой
жизнедеятельности карнавально—маскарадные празднества

организуют и преобразуют жизнь человека, вносят в нее элементы полноты, целостности, гармонии и красоты. Карнавально — маскарадный костюм способствует более полной реализации творческого потенциала личности, а деятельность по его созданию — решению целого комплекса задач художественного образования, воспитания и развития, активизируя у школьников творческий поиск путей решения художественного образа.

Это актуально в связи с тем, что в настоящее время наметилась тенденция поиска новых форм празднеств с явным интересом к возрождению старых, традиционных, имеющих национальный окрас ( масленица, рождество и другие).

При определении специфики карнавально—маскарадного костюма нами рассматривались исследования по этнографии Авдеева А. Д., монографии Института этнографии под редакцией Токарева С. А., исследование Бахтина М. М. и др.

Уникальность карнавально — маскарадного костюма как вида искусства делает его все более популярным средством художественного образования и эстетического воспитания. Однако потенциал его в этом аспекте далеко не исчерпан.

Наиболее значительными в области изучения костюма и
профессиональной подготовки художников — модельеров,

художников театра и кино являются исследования Галаджевой Г., Киреевой Е. В., Мерцаловой М. Н., Пармон Ф. М.,Стриженовой Т. К.

Основные закономерности искусства костюма, его функциональные особенности и особенности образного построения и моделирования были сформулированы и раскрыты Козловой Т. В., Маленко Л. И., Мерцаловой М. Н., Кондратенко Т. П., Пармон Ф. М., Черемных А. И., в области театрального и кино —костюма — Диссуки С. А., Кефайя С. А., Нови Л. Ю. и др.

Особенности художественно — творческой деятельности при создании костюма были рассмотрены в работах Рытвинской Л. и Черемушкиной Н.

Анализ научно — методической литературы по вопросам использования костюма как средства эстетического воспитания и обучения показали, что они рассматриваются через призму моделирования бытового костюма с учетом национальных особенностей, климатических и прочих условий, не касаясь других видов костюмов. Кроме того, упускается значимость костюма как объекта творчества, как средства развития художественно — творческих способностей, совершенствования изобразительных умений и навыков. Почти все исследования в этой области не рассматривают такой возможности в условиях школы, то есть в аспекте не специального, а общего образования.

Следует отметить, что все немногочисленные издания по изготовлению маскарадного костюма и масок для детских и юношеских карнавалов в основном датированы 50 — 60 — ми годами. Выбор тематики костюмов — масок ограничен, что продиктовано идеологической концепцией того времени (национальные костюмы народов СССР и Мира; космическая тема; литературные герои; животные и растения). Образное решение, в большинстве случаев, отличается скромностью используемых выразительных средств, небольшим разнообразием приемов обработки материалов, простотой декорировки. Содержание и иллюстрации не всегда настраивают обучающегося на творческие искания в области изготовления костюма.

Несмотря на вышесказанные замечания, исследуемые публикации содержат ценные для нас практические советы по

изготовлению карнавально—маскарадного костюма с учетом возрастных особенностей детей.

Приходится также признать недостаточность публикаций,
содержащих современные способы изготовления карнавально —
маскарадных костюмов, основывающихся на достижениях в области
театрально—декорационного искусства, материаловедения,

отличающихся специальным подходом к тематико — образному решению и дающих широкие возможности для самостоятельных творческих экспериментов, что и послужило мотивом проведения нашего исследования.

Проблема исследования состоит в необходимости поиска новых психолого — педагогических условий, способов и средств, обеспечивающих творческую поисковую активность учащихся в процессе их художественно деятельности.

Цель исследования: научно — педагогическое обоснование условий активизации творческого поиска учащихся в процессе их деятельности по изучению и созданию карнавально—маскарадного костюма.

Объект исследования: художественно — творческая деятельность учащихся средней школы по созданию карнавально — маскарадного костюма.

Предмет исследования: средства активизации творческого поиска учащимися изобразительных средств в процессе создания карнавально—маскарадного костюма.

Гипотеза исследования: заключается в том, что если при изучении детьми карнавально — маскарадного костюма применять эффективные приемы проблемного обучения в . сочетании с привлечением учащихся к творческой деятельности и проводить это в условиях их широкой информированности о способах и средствах решения поставленных задач, то процесс творческого поиска активизируется.

Задачи исследования:

  1. Выявить психолого—педагогические факторы, влияющие на активность творческого поиска у учащихся в процессе создания карнавально — маскарадного костюма.

  2. Определить роль художественно — выразительных средств в процессе создания карнавально — маскарадного костюма, выявив его специфику как объекта детского творчества.

  3. Разработать научно обоснованную методику обучения, включающую систему заданий и упражнений и обеспечивающую активизацию творческого поиска у учащихся в процессе создания карнавально—маскарадного костюма.

4. Экспериментально проверить и проанализировать

эффективность предложенной методики в условиях средней школы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы

исследования:

изучение, анализ и обобщение научно—методической и специальной литературы по проблеме исследования;

анализ результатов творческой деятельности детей по созданию карнавально — маскарадного костюма; ' "

опрос, собеседование и анкетирование учащихся в процессе творческой деятельности;

экспериментальная работа с учащимися общеобразовательной и художественной школ, а также со студентами ВУЗа;

экспериментально—творческая работа по созданию карнавально — маскарадного костюма.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1988—1990г.г.) — изучались и
анализировались научно—теоретические материалы по проблемам
психологии творчества, художественного образования,

этнографических, искусствоведческих, методологических

исследований костюма, в том числе карнавально —маскарадного; изучалась и анализировалась художественно — творческая деятельность по созданию костюма—маски; разрабатывалась и обосновывалась рабочая гипотеза, предмет и задачи исследования.

На втором этапе исследования (1991 —1994г.г.) — обобщались результаты изучения научно —теоретических материалов по проблеме исследования; анализировались результаты поискового эксперимента; подводились итоги экспериментальной апробации эффективности методики обучения учащихся процессу создания карнавально — маскарадного костюма.

На третьем этапе исследования (1994—1996г.г.) — проводилась коррекция и анализ результатов обучающего и контрольного экспериментов; велась обработка данных этих экспериментов и оформление результатов исследования в виде написания текста диссертации.

Научной экспериментальной базой исследования явились: школа № 344 Первомайского района г. Москвы с углубленным изучением предметов художественно — эстетического цикла; художественная школа при художественно — графическом факультете МПГУ им. В.И.Ленина; худграф МПГУ им.В.И.Ленина.

Методологической и теоретической основой исследования явились: ведущие положения современной науки по: философии,

искусствознанию, психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства и ДЛИ; труды по проблемам творчества, этнографии маски и костюма; работы по теории взаимосвязи обучения, воспитания и развития в процессе формирования личности; учение об искусстве как специфической форме отражения мира и способе его познания; исследования роли художественного образования и эстетического воспитания в гармоничном развитии личности; а также . убеждение в необходимости активизации творческо—деятельной сущности. личности.

Научная новизна исследования заключается в:

постановке проблемы активизации творческого поиска в аспекте художественного образования и эстетического воспитания школьников;

рассмотрении поисковой активности в творчестве школьника как проекции этой активности в жизни в соответствии с задачами художественного образования и воспитания школьников;

выделении карнавально—маскарадного костюма как вида костюма и определении его специфики как объекта творчества;

адаптации процесса создания костюма, в том числе — карнавально—маскарадного, к условиям и требованиям художественного образования, воспитания и развития школьников;

обосновании карнавально—маскарадного костюма как объекта детского творчества для решения задачи активизации творческого поиска у учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается.в:

обосновании возможности более полноценного решения проблем художественного образования и эстетического воспитания учащихся за счет использования в обучении проблемных ситуаций, сочетающихся с привлечением учащихся к творческой деятельности, в условиях их информированности о способах и средствах решениях поставленных специальных задач;

раскрытии карнавально — маскарадного костюма как объекта творчества, открывающего новые возможности для реализации творческого потенциала личности;

обосновании возможности организации комплексного формирования художественно — изобразительных умений и навыков, а также развития творческих способностей в процессе создания карнавально — маскарадного костюма; Практическая значимость исследования заключается в:

возможности использования его результатов при разработке учебных программ и учебно — методической литературы;

разработке и научном обосновании методики обучения созданию карнавально — маскарадного костюма, включающей систему заданий и упражнений, обеспечивающей активизацию творческого поиска у учащихся.

Материалы исследования могут являться составной частью теории и методики практики организации внеурочных и кружковых занятий со школьниками средней общеобразовательной школы, а также могут содействовать расширению форм художественного образования специализированных школ, системы дополнительного образования.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на современные достижения педагогической и психологической наук, искусствознания и культуры, результаты и выводы опытно — экспериментальной работы, проводимой с 1988 по 1995 гг., в которой было задействовано более 150 учащихся школ, студентов высших учебных заведений, 6 учителей школ.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и результаты исследований докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях по итогам научно — исследовательской работы в МПГУ им. В. И. Ленина (Москва), на заседаниях кафедры декоративного искусства МПГУ им. В. И. Ленина. Экспериментальная работа с учащимися по проблеме исследования проводилась на базе школы № 344 г. Москвы (1988 —1990 гг.), художественной школы при МПГУ им. В. И. Ленина (1992 —1993 гг.) со студентами и дипломниками художественно — графического факультета МПГУ им. В. И. Ленина (1989 - 1995 гг.).

Структура и объем работы.

Текст диссертации включает введение, три главы, заключение, библиографию, а также иллюстрированное приложение. Содержит 187 страниц, из них 135 страниц основного текста, 39 страниц иллюстрированного приложения. Библиография содержит , 179 наименований; работа содержит 5 схем; 2 таблицы, включающие цифровые данные, 38 таблиц, содержащих рисунки, в том числе рисунки учащихся.