Введение к работе
Актуальность темы исследования. Вопрос о взаимоотношении общества и природы является предметом изучения многих научных дисциплин. В нашей стране этим вопросом занимаются как представители естественных наук, так и социальных. Именно среди социальных наук особое место в рассмотрении этой проблемы занимает развивающееся научное направление - этническая экология. Осмысление социально-экологических проблем обусловлено острыми экологическими противоречиями в современном мире и необходимостью разработки теории взаимосвязи общества и природы как особого раздела научно-теоретического знания.
Понятие экологических и природных условий существования человека находится в сложном соотношении с понятием социальных отношений. Согласно одному из направлений в российской науке, экологический комплекс состоит из четырех переменных - население, окружение, техника и организация (структура). Эти переменные взаимосвязаны, причинно обусловлены и функционально взаимозависимы. При этом экология, как таковая, разделяется на два уровня. Один - конкретно-прикладной, эмпирический, другой связан с решением общих вопросов социального развития.
Этническая экология, как раздел экологии человека, является . неотъемлемой частью социальной экологии и посвящена экологическим исследованиям непосредственного общения человека в рамках этнической среды с конкретным природным (в том числе и общественным) окружением с точки зрения функционирования, жизнедеятельности, поддержания физического существования и развития самого человека.
В России принят и утвердился термин "этническая экология", в то время как в американских исследованиях наукой сходной по объекту и предмету исследования, целям и задачам на сегодняшний день является экологическая антропология. После изучения двух этих отраслей знания в России и Америке автор данной работы считает правомерным использование двух этих понятий как равноправных.
Изучение представлений об экологической антропологии и этнической экологии как наук о взаимоотношении природы и общества выдвигает в первую очередь вопрос об их месте в системе наук. Несомненно, определение профиля любой науки зависит от выделения той или иной области, познание которой составляет задачу данной науки, от размежевания со смежными дисциплинами и учета ее традиций. Именно этому посвящена данная работа. В Америке экологическая антропология также является достаточно молодой наукой, образовавшейся в 60-х годах нашего века, но в настоящее время она уже играет определенную роль в социальных исследованиях.
Степень разработанности проблемы. В русской
дореволюционной, советской и сегодняшней российской литературе изучение взаимодействия общества и природы имеет длинную, сложную и интересную историю. Своими корнями теория этнической экологии уходит в работы социологов, философов и историков дореволюционного периода. Как наука этническая экология сформировалась в наше время на базе в основном двух наук этнографии и социальной экологии. Количество исследований еще ограничено, а поэтому, мало изученным остается и социологический
аспект - изучение этнических аспектов взаимоотношения общества и природы. До настоящего времени в нашей стране не достаточно изучена история этноэкологических исследований. Как отмечалось выше, она имеет свои истоки еще в работах русских социологов, философов и историков ХІХ-го века (Л.И.Мечникова, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского и др.) Однако, активно они были начаты в России в 1960-х годах.
Исследования по этнической экологии проводились учеными во многих областях науки - социологии, этнографии, этнической социологии и социальной экологии. Поэтому, в данной диссертационной работе рассмотрены теории и материэлы, например, по теории хозяйственно-культурных типов, теории культуры как адаптивной системы. В отечественной литературе до сих пор нет подробного описания экологической антропологии за рубежом, что на наш взгляд является упущением для наших социальных наук. Исключением являются несколько фрагментарных исследований. Вместе с тем в США существует достаточно публикаций по экологической антропологии. В американских университетах ведется подготовка специалистов и актизные исследования. Имея в общих чертах сходную область исследований, российская этническая экология и американская экологическая антропология имеют в то же время и некоторое отличие в предмете изучения и подходах. А поэтому интересен сравнительный анализ их парадигм, которые существовали в нашей отечественной и американской науке в 1970-х -1990-х годах.
Объектом исследования является этническая экология - наука, появившаяся и развивающаяся на стыке этнографии и социальной экологии. Эта наука ставит в центр своего изучения взаимодействие между этносами и окружающей средой, учитывает особенности человека как социально-биологического существа, обращая особое внимание на особенности этнической культуры во взаимодействии с окружающей средой.
. Предметом исследования является изучение традиций, теорий и течений в российской и американской этнической экологии.
работы является сравнительное изучение фундаментальной этнической экологии и экологической антропологии в России и Америке в историческом развитии на основании этносоциологических исследований в русской и американской (и другой англоязычной) литературе. Это предопределило следующие задачи исследования:
рассмотрение истории развития этнической экологии как науки в России и историю развития экологической антропологии в Америке;
определение их места в системе других социальных наук;
анализ изучения взаимоотношения природы и общества (в первую очередь - социальные аспекты) в сочетании с хозяйственной деятельностью этносов;
- рассмотрение исследования по теории культуры как средства
внебиологической адаптации этнических групп;
- изучение развития этнической экологии в связи с природоохранной
тематикой и конкретными прикладными исследованиями.
ISBpsmiH^ciiaiLjii^MmsmnoasiesKoB^JX^QBm диссертационного исследования являются труды российских и зарубежных ученых по вопросам взаимоотношения общества и природы в области социологии, этнографии, социальной экологии и других смежных дисциплин. Кроме того, материалом для данной работы послужили лекции, прослушанные в американском университете Аляска Фербенкс по экологической антропологии, прочитанные профессором университета Крегом Герлаком в весеннем семестре 1394-го года и ДР-
Научная новизна диссертационной работы состоит: 1.в выявлении траді дий и этапов развития российской этнической
экологии 2. в раскрытии истоков и традиций американской экологической антропологии, ее методологии и методов
З.в проведении сравнительного анализа традиций российской этнической экологии и американской экологической антропологии 4. в выявлении тенденций развития этнической экологии сегодня и определении ее предмета по сравнению с другими науками.
Научно-практическая значимость работы определяется тем, что выводы и результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических методологических вопросов этнической экологии, а также при составлении лекционных курсов и учебных пособий по истории и методологии социальной и этнической экологии, а также этнической социологии.
Апробация. исследования. Основные положения и выводы,
содержащиеся в диссертации обсуждены на заседании кафедры
теории и истории социологии факультета Социологии Санкт-Петербургского государственного университета и на конференциях (1990. 1994).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Каждая глава в свою очередь состоит из трех разделов.