Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социологические воззрения Б.Н. Чичерина на правовую государственность Добрина, Наталия Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Добрина, Наталия Александровна. Социологические воззрения Б.Н. Чичерина на правовую государственность : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01.- Саратов, 2006.- 143 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-22/507

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В настоящее время российское общество находится на стадии радикального реформирования. Одной из задач преобразований объявляется создание структурированного гражданского общества и построение правового государства. В ситуации, сложившейся в России в конце XX - начале XXI столетий, особую важность представляют исследования, способные дать концептуальные рекомендации для выбора путей развития государства, общества и права.

О начале процесса формирования правовой культуры в нашей стране можно говорить уже со второй половины XIX в. В это время начинает оформляться правовое сознание россиян - появляются правовые идеи, гуманизируется законодательство. Процессы, происходящие в настоящее время в нашей стране, аналогичны наблюдавшимся в конце XIX - начале XX вв. Но здесь следует искать не исторические параллели, а близость именно социокультурных процессов.

Преобразование правовых отношений, которое смогло бы цивилизовать жизнь в России, естественно волновало умы многих русских мыслителей. В наибольшей степени тенденция к поиску ценностных оснований правовой культуры реализовывалась в развитии российской либеральной мысли. Русским мыслителям при этом были известны западноевропейский опыт правового регулирования жизни и философско-правовые идеи, обобщавшие этот опыт. Но, усваивая эти идеи или отталкиваясь от них, мыслители в России имели перед собой другую действительность, с иными традициями и уникальным, отличным от Запада, историческим опытом.

Западные идеологи давно провозгласили правовое государство закономерным и наивысшим этапом эволюции общества. Реформы, происходящие в современной России, также нацелены на установление в стране конституционных начал в духе правового государства. Как и в других странах, у нас имеются достаточные «правовые корни» - исторические правовые предпосылки.

В связи с этим уместно обратиться к творчеству Б. Н. Чичерина, которое в последнее время все чаще привлекает внимание историков, философов, юристов, социологов, политологов - исследователей, изучающих истоки русского культурного возрождения конца XIX — начала XX вв.

Труды этого мыслителя касаются многих сфер обществознания - философии, социологии, политологии, истории, юриспруденции, управления государством. Чичеринская концепция так называемого «либерального консерватизма», получившая дальнейшее развитие в произведениях П. Б. Струве, С. Л. Франка, С. Н. Булгакова, представляет собой стратегию социально-политической модернизации России, которая позволяет избежать как революционных потрясений, так и нестабильности в обществе.

Обладая редкостным даром пророчески заглядывать в далекое будущее своей державы, Б. Н. Чичерин опасался прихода к власти политиков, которые начнут строить государство, опираясь на представления об идеальном гражданине, а не на глубокое знание природы реального россиянина. Поэтому мыслитель советовал начинать разработку любых политических стратегий, планов и решений именно с изучения человека - не иллюзорного, а действительного Следовательно, первостепенную задачу науки об обществе Чичерин видел в постоянном анализе гражданских, культурных, социально-психологических особенностей русского народа - с целью избежать навязывания ему чуждых, преждевременных, неприемлемых целей.

Актуальность изучения идей Б. Н. Чичерина в области правовой государственности закономерна. Именно он, выдвинув на первый план не государство, а личность, более тесно связал «право» с «законом», придал принципиально важное звучание тем ключевым звеньям социально-правовых основ, которые уже присутствовали в трудах предшествовавших мыслителей.

Б. Н. Чичерин разработал теорию, претендующую на обоснование общих начал цивилизационного общежития и разработку определенных механизмов успешного общественного прогресса. Однако попытка внедрения в сознание общества концепции правового государства не стала популярна в то время в России - стране, где и правящие режимы, и силы оппозиции всегда власть ставили выше права и нравственности.

Многие размышления и выводы ученого имеют не только научную, но и практическую значимость для современных россиян, в первую очередь, для политических деятелей - как стоящих у власти, так и находящихся в оппозиции.

В последние годы значительно вырос интерес к забытым после 1917 г. именам выдающихся отечественных мыслителей. Их работы, в советское время считавшиеся утопичными, нежизненными и отжившими свой век, сегодня получают свое второе рождение. Естественно, изучая труды этих мыслителей и намереваясь воплотить в жизнь отдельные их мысли и идеи, следует делать поправку на историческую реальность сегодняшнего дня.

Степень разработанности проблемы. Творчество Б. Н. Чичерина, его идеи рассматривались в той или иной мере, под тем или иным углом зрения в работах ученых, исследователей, публицистов различных периодов российской истории. Тем не менее, работ, в которых бы системно анализировались социологические воззрения мыслителя, пока нет.

Современники Б. Н. Чичерина неоднозначно оценивали его творчество. Одни восторженно отзывались о политико-правовой теории мыслителя, признавали его роль в развитии философии и социологии права. Другие считали Чичерина крайним идеалистом, не создавшим сколь-нибудь оригинальной и приемлемой социологической теории.

Будучи идейным оппонентом, В. С. Соловьёв отзывался о Б. Н. Чичерине как о «самом многосторонне образованном и многознающем из всех русских, а может быть и европейских ученых настоящего времени». Сходным образом высказывались В. В. Зеньковский и Н. О. Лосский, которые рассматривали творчество Чичерина с позиций философии и в сравнении с диалектикой Г. В. Ф. Гегеля. Выдающийся русский социолог П. А. Сорокин отмечал, что Б. Н. Чичерин, вместе с В. О. Ключевским, А. С. Лаппо-Данилевским и Н. М. Коркуновым внес большой вклад в юридическую социологию, или социологию этики и права.

В СССР исследования по истории отечественной дореволюционной социологической мысли развивались однобоко. Все внимание было направлено на промарксистски направленные труды немногочисленной группы исследователей. Взгляды многих представителей русской социально-философской и социологической мысли (в том числе М. М. Ковалевского, Н. А. Бердяева, П. А. Сорокина, Б. Н. Чичерина и других) рассматривались лишь критически -в контексте борьбы с анархизмом, позитивизмом, либеральным западничеством.

Первым критиком учения Б. Н. Чичерина выступил академик М. Н. Покровский, подчеркнувший обусловленность взглядов мыслителя его классовой принадлежностью. В целом, в советской литературе освещались некоторые аспекты научной и общественно-политической деятельности Б. Н. Чичерина, рассматривалась деятельность государственной школы, представленной именами Б. Н. Чичерина, К. Д. Кавелина, С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского. Именно это научное направление, по мнению А. Н. Медушевского, составило научный базис для дальнейшего развития социологической науки.

Работы таких исследователей творчества Б. Н. Чичерина, как В. Е. Илле-рицкий, П. А. Зайончковский, В. Д. Зорькин, В. А. Китаев, Н. Я. Куприц, В. С. Нерсесянц, И. В. Порох, Н. Г. Сладкевич, связанные с марксистско-ленинским учением, имеют обобщающий характер и во многом предвзято оценивают наследие Чичерина, делая акцент на его классовом мировоззрении. Его концепция зачастую объявляется антинаучной.

В последние десятилетия в связи с актуализацией проблем взаимоотношений государства и общества, государства и права интерес к творческому наследию Б. Н. Чичерина возрос.

Достаточно активно переиздаются работы классиков отечественной социологической мысли, возрастает число публикаций и исследований по истории и теории российской социологии (в том числе таких признанных ныне социологов, как Е. И. Кукушкина, А. Н. Медушевский, Г. Я. Миненков, С. С. Новикова и других). В некоторых из них частично освещаются взгляды дореволюционных социологов, в том числе Б. Н. Чичерина.

В научной литературе и публицистике последних лет особое внимание уделяется анализу общественно-политических взглядов ученого-политика. Здесь можно назвать работы А. Валицкого, А. Д. Виноградова, Л. М. Искра, Э. В. Кузнецова, В. И. Приленского Переиздаются и труды исследователей, выехавших за пределы России (работы В. В Леонтовича и ряда других ученых).

Некоторые авторы, в том числе А. А. Галактионов, А С. Кокорев, С. Се-киринский, Т. Филиппова, делают попытку дать общую характеристику социологическим воззрениям мыслителя, определить место его теории в системе социологического знания. Имеется ряд исследований (В. Э. Берёзко, И. И. Евлам-пиева, А. В. Маркина и С. Н. Татарниковой, А. В. Полякова и других), затрагивающих отдельные аспекты творчества Б Н. Чичерина, в том числе разработку им проблем местного самоуправления, происхождения русской государственности.

К сожалению, большинство перечисленных авторов не ставят себе целью специальное исследование государственно-правовых взглядов Б Н. Чичерина Труды мыслителя более или менее изучены в области философии, истории и правоведения, однако основы его социологической теории правового государства требуют дополнительного изучения.

Здесь следует отметить, что в целом проблема правового государства стала достаточно давно изучаться как на Западе, так и в России Уже в эпоху античности к ней в разной форме обращались Платон, Аристотель, Цицерон.

В эпоху Нового времени, когда решающее значение приобретают проблемы политической власти и ее формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных государственных властей, соответствующей новому отношению социально-классовых и политических сил, появляются работы Н. Макиавелли и Ж. Бодена.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли такие философы-мыслители и просветители, как Т. Гоббс, Дж. Локк, III. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Т. Джефферсон и многие другие. В их работах развивается мысль о том, как благодаря механизму правового принуждения люди удовлетворяют свои потребности, находясь в гражданском обществе.

Впоследствии данная тема возрождается в немецкой литературе первой трети XIX в. в трудах К. Т. Велькера, Р. фон Моля. Классики немецкой философии И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель продолжили исследования в области правовой государственности. Именно эти идеи легли в основу теорий многих российских мыслителей XIX в. 

На рубеже 1860-1870-х гг. идеи правовой государственности начинают изучаться такими российскими социологами, философами и правоведами, как Н. М. Коркунов, С. А. Котляревский, Б. А. Кистяковский, и рядом других мыслителей. К их числу, без всякого сомнения, принадлежит и Б Н. Чичерин. Заслуга этих мыслителей состоит в том, что они рассматривали правовое государство, не ориентируясь на какую-либо идеологическую позицию.

Концептуальные положения и пути формирования правового государства излагаются в трудах таких современных исследователей права и государства, как С. С. Алексеев, А. И. Коваленко, И. Ю. Козлихин, В. Н. Кудрявцев, В. С. Нерсесянц, В. Н. Хропанюк. В их работах определяются перспективы построения правового государства в России с позиций социальной дезинтеграции и мозаичности российского общества.

Отдельные аспекты анализа правового государства, и в частности творчества Б. Н. Чичерина, были изложены в трудах саратовских исследователей. Так, социологический подход к изучению правового государства и гражданского общества в России применялся И. В. Андроновой, В. И. Бегининым, Г. В. Дыльновым, В. А. Зеленевым, И. Ю. Новичковой, А. А. Петраковым, И. В. Ткаченко и другими. В. А. Шабалиным и И. О. Кузнецовой осуществлен анализ социально-политических взглядов Б. Н. Чичерина в контексте социологической мысли в России XIX в.

В последние годы ряд авторов (в том числе И. В. Ковалёва, М. А. Краснов, Ж. Б. Цапко) обращался в своих исследованиях к рассмотрению процессов формирования правового сознания и государства. Однако об идеях правовой государственности в творчестве Б. Н. Чичерина написано очень мало статей, и совсем нет монографических работ. Вследствие этого, необходимы дальнейшие исследования теории правовой государственности Б. Н. Чичерина и определение места наследия русского мыслителя в отечественной социологии.

Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности проблемы и недостаточной ее разработанности, цель диссертационной работы - выявить и систематизировать основные положения теории правового государства Б. Н. Чичерина и раскрыть ее значение на современном этапе развития российского общества.

Для достижения обозначенной цели требуется решение ряда взаимосвязанных задач:

- определить и проанализировать идейно-теоретические факторы и социально-политические предпосылки становления теории Б. Н. Чичерина;

- дать анализ социальных основ правового государства в трудах Б. II, Чичерина;

- раскрыть принципы правовой государственности, содержащиеся в трудах мыслителя;

- дать характеристику путям и средствам формирования правового государства, представленным в трудах Б. Н. Чичерина;

- охарактеризовать и осмыслить значение созданной Б. Н. Чичериным теории в процессе становления в современной России правового государства.

Объектом исследования являются социологические аспекты научного наследия Б. Н. Чичерина.

Предметом исследования выступает анализ содержания идей правового государства в творчестве Б. Н. Чичерина.

Методологическая основа и теоретические источники исследования. Методологическую основу исследования составляют принципы и подходы, среди которых ведущую роль играют системный, сравнительно-исторический и генетический.

В диссертации использовались как общенаучные методы (анализ, синтез), так и ряд специально-научных, в том числе метод анализа документов.

Теоретическими источниками исследования являются работы Б. Н. Чичерина, ряда крупнейших российских социологов второй половины XIX - начала XX вв., в том числе Н. А. Бердяева, Н. И. Кареева, П. Б. Струве. П. И. Новго-родцева и других.

Поскольку тема данного диссертационного исследования находится на стыке нескольких обществоведческих дисциплин, таких, как социология, философия, государствоведение, в работе использованы соответствующие социологические, философские и правовые исследования.

В понимании процессов, происходящих в современном российском обществе, диссертант опирался также на анализ материалов, имеющихся в периодической печати, на представленные в них конструктивные идеи, выводы и обобщения.

Эмпирической базой исследования являются: материалы статистических сборников, федеральные законодательные акты и постановления, вторичный анализ опубликованных результатов всероссийских социологических исследований, а также фактологический материал, содержащийся в трудах ученого и раскрывающий основные положения его теории.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что автор впервые делает попытку научного освещения и системного анализа теории правовой государственности Б. Н. Чичерина с точки зрения возможности ее применения на данном этапе реформирования современного российского общества. Конкретно элементы новизны выражаются в следующем:

- предпринята попытка комплексного рассмотрения мировоззренческих предпосылок и факторов формирования идей, явившихся основой теории правового государства Б. Н. Чичерина;

- на основе анализа и обобщения взглядов мыслителя определены и раскрыты социальные основы правового государства;

- выявлены и проанализированы принципы правовой государственности, разработанные Б. Н. Чичериным;

- дана характеристика представленным в трудах Б. Н. Чичерина путям и средствам формирования правовой государственности;

- доказана актуальность идей и методологических подходов мыслителя в свете происходящих в современном российском обществе процессов реформирования. На защиту выносятся следующие положения диссертации:

1. Формирование социологических взглядов Б. Н. Чичерина на правовое государство явилось результатом синтеза идей и представлений, многие из которых развивались в трудах видных представителей западной философской мысли, прежде всего Г. В. Ф. Гегеля, и социально-политических доктрин, сформировавшихся в ходе реформаторских процессов, происходивших в российском обществе в середине XIX в.

2. Изначально основу теории Б Н. Чичерина составлял «универсализм», проявившийся в стремлении мыслителя преодолеть недостатки многих идейно-философских направлений того времени, в том числе материализма, идеализма, позитивизма Основой теореіических размышлений ученого явилась гегелевская философия права, ставившая в центр изучения государство. Однако в своих воззрениях Б. К. Чичерин идет значительно дальше. Фактически можно говорить о дуализме разрабатываемой им теории, который проявился в синтезе неогегельянства и либерального консерватизма, где соединяются духовные основы, в лице свободно-разумной личности, и общественные взаимодействия, определяемые правом.

3. В теории правового государства Б. Н. Чичерина находят яркое отражение идеи о взаимодополнении государства, права, гражданского общества и личности. При этом ученый одним из первых в российской науке стал рассматривать гражданское общество не только как важнейший фактор, но и как социальную основу правовой государственности, в которой определяющую роль играют не материальные отношения, а их формально-правовая оболочка и духовные ценности.

4. Б. Н. Чичерин существенно дополнил представления о месте и роли отдельных социальных слоев и групп в структуре гражданского общества как основы правового государства. Он в целом соглашается с утвердившимся до него мнением, что гражданское общество является сферой частных отношений, складывающихся между индивидами и социальными группами, среди которых доминирующие позиции должен занимать средний класс. Однако при этом он стремится отойти от излишней его идеализации, отмечая, что в отдельных случаях он может быть излишне радикальным и оппозиционным. Вследствие этого, по его мнению, необходим особый привилегированный слой, роль которого будет заключаться, с одной стороны, в предотвращении произвола верховной власти, а с другой - в укреплении связей между властью и образованными слоями («умственной аристократией»).

5. В своей теории Б. Н. Чичерин важное место отводит принципам, без реализации которых, по его мнению, невозможно было формирование полноценного правового государства. Наряду с традиционными принципами верховенства права, разделения властей, он обосновывает необходимость использования и совершенно инновационных для того времени и не потерявших актуальности и сегодня принципов гласности и публичности. 6. Проведенное исследование показывает, что многие идеи, высказанные Б. Н. Чичериным, не устарели и на современном этапе развития российского общества. Не потеряли своей актуальности идеи о взаимной ответственности общества, государства и личности. Актуально звучат сегодня положения мыслителя о необходимости совершенствования системы управления, формировании эффективного местного самоуправления, установлении общественного контроля над деятельностью различных институтов власти.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования определяется, прежде всего, его актуальностью в решении задач реформирования современного общества, становления правового государства, дальнейшего развития гражданского общества.

Теоретические выводы, полученные автором в ходе исследования, также являются приращением знаний в области теоретических представлений о значении государства и права в процессах реформирования и либерализации общества.

Основные положения проведенного исследования могут быть использованы в научно-педагогической деятельности, преподавании курсов социологии, политологии, философии, при чтении спецкурсов по управлению.

Апробация работы включала участие аспиранта в ежегодных научных конференциях («Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества»), проводившихся на социологическом факультете СГУ (2004-2006 гг.). Основные положения диссертации изложены автором в шести публикациях.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры прикладной социологии социологического факультета Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского и рекомендована к защите.

Структура диссертации.

Цель и основные задачи, поставленные в диссертационном исследовании, определили структуру работы, состоящей из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.