Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная философия Мориса Мерло-Понти Щербакова, Лада Борисовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щербакова, Лада Борисовна. Социальная философия Мориса Мерло-Понти : автореферат дис. ... кандидата социoл. наук : 22.00.01 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1996.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-4/2315-8

Введение к работе

Философия Мерло-Понти - своеобразное и значительное явление в истории мировой философской мысли и, прежде всего, мысли экзистенциальной. Однако, когда заходит речь о западном экзистенциализме, первыми неизменно называются имена Сартра и Хайдеггера. Имя Мориса Мерло-Понти гораздо менее известно отечественному читателю. Тем не менее за рубежом его творчество вызывает немалый интерес у исследователей и комментаторов, его работы переиздаются на разных языках и широко известны мировой философской аудитории. Актуальность данного исследования определяется прежде всего необходимостью восполнить тот неправомерный пробел, связанный с именем Мерло-Понти, который существует в нашей критической и исследовательской литературе. Это задача не одного диссертационнного исследования, и ее решение не может быть ограничено размерами одной работы. Автор предлагаемой диссертации стремился донести до читателя уникальность философской фигуры и творчества Мерло-Понти, современное звучание поднятых им проблем и найденных решений и, если не исчерпать в рамках одного исследования всей глубины его философских идей, то хотя бы приподнять "завесу", пробудить интерес к личности и творчеству этого мыслителя.

Современная отечественная философия на протяжении многих лет обращается к творческому наследию классиков экзистенциально-феноменологической мысли. И этот интерес безусловно не временное увлечение. Духовный поиск представителей этой традиции был направлен на так называмые "вечные вопросы", значение которых непреходяще. Что такое человек? В чем его сущность, предназначение? От чего зависит ценность и смысл человеческой жизни? Каковы кардинальные проблемы человеческого существования? Эти и другие аналогичные вопросы, определяющие содержание экзистенциальной мысли, находятся сегодня в центре внимания многих ученых.

Актуальный интерес к проблемам человеческого существования обусловлен прежде всего потребностью конкретного индивида постоянно решать жизненные проблемы, возникающие в контексте его повседневного существования. Ощущение тотальной незащищенности своей жизни, утрата представления о собственной идентичности, об устойчивости своего внутреннего мира, о специфически человеческом, характерные для современного человека, также побуждают к философским размышлениям о его сущности.

"Наше время, - говорил Мерло-Понти, - может быть более, чем какое-либо другое, пережило и переживает опыт случайности".* Оно не выводит более характеристики и движущие силы человека из какого-то сверхестественного

* Мерло-Понти, Человек и противостоящее ему // Человек и общество." проблемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе.-М.,1992, вып.4, с.22

источника и не связывает их с человеческой природой, обладающей атрибутами истины и справедливости. Оно разлагает "гуманизм", как и идею человеческого, существующего с "полным правом" и видит в человеке не более, чем средоточие случайности. Любые альтернативы прошлого, поэтому, неприемлемы для человека сегодняшнего дня. Он не святой, приближающийся к Богу, не Прометей, бросающий вызов судьбе, в конце концов он и не дьявол, разрушающий вечный порядок. Он просто человек, конечный человек, который в своем признании того, что мир случаен, осознает в то же время ненадежность и непрочность своей собственной жизни.

Какую же позицию должен занять человек перед лицом случайного мира? Осознав радикальную случайность и ограниченность человеческого существования, всю свою жизнь Мерло-Понти искал философский ответ, адекватный ситуации случайного человека в мире. Полагая, что многие философские доктрины, основанные на признании ограниченности, потерпели неудачу в стремлении стать адекватным описанием человеческой конечности во всей ее многогранной сложности, Мерло-Понти был убежден, что для того, чтобы оставаться конкретной, философия человека-в-мире необходима не как философия, объясняющая человека с помощью Бытия или Бога, и не как философия, в которой человек является своим собственным объяснением, но как философия, в которой "объясняющие" принципы смешаны с тем, что не может быть "объяснено" целиком. Случайный человек не объясним, но и не является абсолютной загадкой: он всегда представляет собой смесь первого и второго, и, следовательно, никогда не может быть определен с точки зрения какой-либо цели. "Сегодняшний гуманизм не противопоставляет религии какого-то объяснения мира: он начинается с осознания случайности и представляет собой непрерывную констатацию удивительного соединения факта и смысла, моего тела и меня, меня и другого, мышления и речи, насилия и истины. Он последовательно отказывается давать нам объяснения, потому что они разрушают эту образующую нас смесь, и делают непонятными для самих себя".* Этот гуманизм стремится преодолеть разрозненные абсолюты прошлых поколений, крайности "материализма" и "спиритуализма", субъективизма и объективизма, "неба принципов" и "земли человеческого существования" и утвердить неотъемлемость друг от друга сознание человеческих ценностей и осознание поддерживающих их инфраструктур. Он, следовательно, не превозносит уже человека в противоположность его телу, разум - в противоположность языку, ценности - в противоположность фактам и рассматривает человеческую жизнь как "целиком духовную и телесную - всегда основанную на теле и всегда причастную даже в самых плотских своих проявлениях межличностным отношениям"."

Осознание человеческой ограниченности и стремление к единству, лежа-

* там же, с.25 ** там же, с.7

щему в основе многомерности жизни и мышления, определяют пафос совре-меного человека. Мерло-Понти воплотил этот пафос в своей жизни и в своей философии. В мышлении ни одного другого философа, к которому может быть применен "титул" экзистенциалиста, не было более глубокой попытки перевести в философское видение опыт жизни. Принадлежа различным мирам -философии и науки, политики и искусства, всю свою жизнь Мерло-Понти стремился объединить эти миры в единое постижимое видение общности в разнообразии, выразить с помощью философии единство и целостность человеческой жизни. Способ, которым он пытался достичь намеченных целей, и степень, в которой ему это удалось, раскрывают основные темы данной работы.

Экзистенциально-феноменологическая поблематика традиционно находится в центре внимания как зарубежных, так и отечественных исследователей. За последние годы в отечественной литературе появились работы, авторы которых обратились к изучению отдельных философских проблем и направлений /Тавризян Г.М. "Проблема человека во французском экзистенциализме", Гайденко П.П. "Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциальная категория трансцендентности", Зотов А.Ф. "Проблема человека у "позднего" Гуссерля", Киссель М.А. "Философская эволюция Жан Поля Сартра" и др./ Вышли в свет обобщающие труды, посвященные комплексному анализу этих философских направлений /"Критика феноменологического направления современной буржуазной философии" /Рига, 1981/, К.А.Свасьян "Феноменологическое познание: пропедевтика и критика", Кузнецов В.Н. "Французская буржуазная философия XX века" и др./

Выпущен ряд переводов классиков экзистенциально-феноменологической мысли, в том числе двух статей Мерло-Понти /"Философ и социология", "Человек и противостоящее ему"/, а также его эссе "Око и дух" /пер.А.В.Густыря/.

Помимо работ общего характера в отечественной литературе имеют место несколько исследований философского наследия непосредственно самого Мерло-Понти. Это диссертации Кривопальцева В.И. "Феноменология Мерло-Понти" /Критический анализ истории и методологии/ /Свердловск, 1975/ и Ко-шелевой В.Л. "Проблема субъективности в философии Мориса Мерло-Понти" / ИФАН, М., 1987/, а также ряд статей последнего автора, развивающих основную тему его диссертационного исследования: "Новая онтология и человеческая субъективность в философии М.Мерло-Понти", "Становление проблемы субъективности в экзистенциальной феноменологии М.Мерло-Понти", "Морис Мерло-Понти о методологических проблемах классической и современной трактовки субъективности".

Говоря о литературе, посвященной изучению социальной философии Мерло-Понти, следует выделить исследования западных ученых, среди которых особое место занимают работы А.Рэбила "Мерло-Понти: экзистенциалист социального мира", Л.Спурлинга "Феноменология и социальный мир: философия

Мерло-Понти и ее отношение к социальным наукам", М.С.Диллона "Онтология Мориса Мерло-Понти" и др.

В целом можно констатировать, что несмотря на достаточно обширную литературу, так или иначе касающуюся проблем экзистенциально-феноменологической философии, творческое наследие Мориса Мерло-Понти - одного из крупнейших ее представителей - еще не получило достаточной разработки среди отечественных исследователей и требует специального изучения.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы представить целостную картину социальной философии Мориса Мерло-Понти. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

обосновав правомерность определения философии Мерло-Понти как социальной в целом и как социального экзистенциализма в частности, исследовать сущность и характерные особенности этого уникального феномена, его источники и перспективы;

в контексте "эволюционного подхода" проследить развитие философской мысли Мерло-Понти поэтапно, анализируя проблемы, которые он ставил и пытался разрешить на различных стадиях своей жизни и творчества, выявить внутреннюю логику предложенных им ответов, специфику и значение каждого из этапов;

исследовав источники и корни философского метода французского мыслителя, обозначить место его концепций в истории мировой философской мысли.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОЙ БАЗОЙ диссертации послужили идеи, выработанные классиками экзистенциально-феноменологической мысли, а также современные положения, высказанные на страницах трудов, изданных в последние годы. В своем исследовании автор опирается на труды Мориса Мерло-Понти, а также ряда других представителей эксзистенциальной и феноменологической философии: Эдмунда Гуссерля, Жан Поля Сартра, Мартина Хайдеггера и др.

Идеи классиков марксистской философии также были положены в фундамент теоретической и источниковедческой базы диссертации.

Важное значение для диссертанта имели работы современных отечественных авторов: Бабушкина В.У., Гайденко П.П., Зотова А.Ф., Кузнецова В.М., Ма-мардашвили М.К., Свасьяна К.А., Тавризян Г.М. и др.; а также ряда западных исследователей и комментаторов: А.Рэбила, Л.Спурлинга, С.М.Корбетта, Ф.Дастура, М.С.Диллона, ФЛапонте, А.Тименецкой и др.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ определяется стремлением автора отразить в своем исследовании не только отдельные аспекты и проблемы фи-

лософского наследия Мориса Мерло-Понти, но представитьцелостную картину его творчества, доказав правомерность определения его философии как социальной в целом. Предлагаемая диссертация представляет собой комплексное исследование социальной философии французского мыслителя. Однако она не ограничивается исследованием исключительно одной философской фигуры. В диссертации представлен сравнительный анализ социально-философских воззрений Мерло-Понти и Сартра, предпринята попытка рассмотреть более глобальные проблемы экзистенциальной философии, в частности, проб лему возможности ее объединения с философией марксизма, как теоретическую, так и конкретно воплощенную в концепции исследуемого автора.