Введение к работе
Актуальность темы исследования. Консерватизм как целостно..-явление западной политической и духовной культуры супа-стнуег у поболее двух веков. Возникнув как протест против разрушения основ феодального общества, консервативное мировоззрение претерпело рял существенных трансформаций и превратилось в результате в мыслительную систему, включающую в себя важные социологические элементы и направленную на сохранение самых различных status quo. На протяжении последних двух столетий стремительное поступательное развитие западной цивилизации практически не давало возможности для серьезного усиления консерватизма. Столетия эти прошли под флагом относительного господства либерализма. Только в конце XX века появились условия приобретения консерватизмом нового качества и усиления консервативного влияния на жизнь общества.
Возникновение и развитие неоконсерватизма как политического движения и идеологии в последней трети нашего столетия было одним из самых заметных явлений в политической культуре западных стран. Формулирование неоконсервативных принципов осмысления социальной реальности и управления ею в 70-е годы, а также их практическая реализация в политике 80-х годов существенным образом повлияла на развитие самых разнообразных процессов в социальной, экономической и духовной сферах общества. Усиление внимания к консерватизму обозначило одно из важнейших мировоззренческих изменений конца XX века в западном обществе. Актуальность избранной темы диссертации определяется именно этим значением неоконсервативной мысли и практики для понимания современной западной цивилизации.
Степень разработанности проблемы. В последние гады как в отечественной, так и в зарубежной аналитической литературе было уделено большое внимание феномену неоконсерватизма. В какой-то мере здесь сказалась "мода на неоконсерватизм", характерная для 80-х годов, в какой-то мере это явилось результатом осознания важности и значимости неоконсерватизма как политической и духовной реальности сегодняшнего дня. В отечественной литературе следует особо выделить работы К.С.Гаджиева, Ю.А.Замошкина, А.Ю.Мельвиля, А.С.Панарина, Л.И.Пияшевой, Б.С.Пинскера, посвященные всестороннему анализу неоконсерватизма. Традиционно неоконсерватизм анализировался с
политологических позиций в качестве серьезною оппонент господствовавшему в послевоенные годы либерализм;., а іа^ле с общефилософских позиций как своеобразное мировоззрение, стремящееся обозначить свои собственные пути разрешения вечных социальных, ла и не только социальных проблем - свободы и порядка, традиции и инновации, равенства и справедливости. Наряду с этим очень подробно исследовался экономический неоконсерватизм, ознаменовавший собой решительный разрыв с кейнсеанством и возврат к экономической классике.
Научная новизна исследования. В данной работе впервые непосредственно выделен социологический уровень неоконсерватизма, подвергается анализу его трактовка социальной структуры общества, значения н места различных социальных институтов, его понимание принципов познания общественной реальности и методов воздействия на нее. Научная новизна работы заключается и в том, что неоконсерватизм рассмотрен здесь не только в традиционной дихотомической перспективе: консерватизм/либерализм, но и соотнесен с разнообразными школами и направлениами теоретической социологии. Тем самым сделана попытка найти место неоконсерватизма в структуре современного социологического знания. Новым, нетрадиционным является также подход к определению исторического места неоконсерватизма на основе выявления рациональных и иррациональных элементов западной цивилизации, процессов взаимодействия и взаимовлияния между ними.
Объект и предмет исследования. Объектом диссер/тационного исследования является американская неоконсервативная социологическая мысль. Сами понятия "неоконсерватизм" и "неоконсервативный" употребляются в современной американской и отечественной литературе ь двух основных значениях. В широком смысле - они обозначают принадлежность ко всем относительно нетрадиционным ветвям консерватизма, распространившимся в США и Западной Европе в 70-80-е годы. Выражения "неоконсерватизм", . "новый консерватизм", "консервативная волна", "консервативное возрождение" употребляются в этом контексте как синонимы. В узком смысле "неоконсерватизм" обозначает систему взглядов авторов журналов "Комментори" и "Паблик интерест", то есть тех, кто открыто провозглашает себя именно "неоконсерваторами". В данной работе термин "неоконсервативный"
употребляется в первом широком смысле :иого ivnm;i. Гакич образом, "неоконсервативная социологическая миси." охватывает социологические идеи всех тех, кто разработал современные консервативные принципы понимания социальных процессов и управления ими, а также подготовил сознание американского общества к их восприяіикт. Неоконсервативная социологическая мысль связывается тем самым со множеством "мозговых трестов" неоконсерватизма и имеет в своей структуре относительно автономные составляющие.
Сущностной характеристикой неоконсервативной социологической мысли в США служит ее крайняя приобщенное 11, к политике. Само по себе это не является чем-то новым и необычным хтя социологии. Чдесь стоит вспомнить социологию российского народничества, марксистскую социологию, социологические теории представит елей Франкфуртской школы с их постоянным акцентом на политическую интерпретацию социологических понятий и категорий, с явной политической экзальтированностью как самих теоретиков, так и их концепций. Откровенная политизированность, конечно, не придает неоконсервативной социологии особой теоретической глубины, более того, она часто как бы "смазывает", не дает по-настоящему развить те существенные новые концептуальные моменты, которые содержатся в трудах неоконсервативных авторов. Однако политизированная социология обладает и рядом достоинств. Во-первых, она всегда быстро и чутко реагирует на то, что происходит в обществе, являясь в полном смысле :>того слова актуальной. Во-вторых, она перестает быть явлением только теоретическим, только научным и становится частью широкою культурною процесса. Социологическое становится социальным. Это последнее обстоятельство делает оправданным предметное исследование культурно-исторического значения неоконсервативной социологии. Неоконсерватизм оказалось возможным соотнести не только с другими течениями в социологической мысли, но и с элементами исторической эволюции западного общества, западной культуры.
Рассмотрение культурно-историческою значения консерватизма становится возможным также вследствие определенной временной дистанции между моментом исследования и пиком неоконсервативной волны, пришедшимся на 80-е годы. Многие принципы неоконсерватизма
оказались уже "опробованными" в реальной социальной жизни, многие из идей неоконсервативной социологии получили практическое выражение а экономических, социальных и культурных процессах, результаты которых могут быть сейчас оценены.
Основной целью диссертации является выявление теоретической специфики американской неоконсервативной социологической мысли, нсследозание ее отношений и взаимодействии с другими направлениями в социологии и различными элементами западной - в первую очередь американской - цивилизации, а также определение на основе этого культурно-исторического значения неоконсервативных социологических концепций.
Тсорстико-мстолологическими основами данной работы служат общенаучные принципы исторического исследовании социальной реальности и духовных образований, функционирующих в обществе: принципы историзма, системности, сравнительного анализа, социальной и теоретической обусловленности явлений общественного сознания, соединение синхронного и диахронного аспектов в анализе предмета, логические принципы непротиворечивости и когерентности выдвигаемых положений.
Работа построена на основе анализа оригиигльных трудов наиболее
видных неоконсерваторов: И.Кристола, Р.Нисбета, М.Новака,
Дж.Киркпатрнк, Ф.Хайека, М.Фридмана. В диссертации рассматриваются
также последние публикации менее известных американских
неоконсерваторов :М.Бароне, Р.Фокс, Р. и Т. Гиллов и др.
Источники охватывают период от становления и теоретического оформления неоконсерватизма, то есть с конца 1960-х годов, вплоть до 1993 года.
Существенное методологическое значение для данной диссертации имели работы исследователей американского неоконсерватизма А.Ю.Мельвиля, К.С.Гаджиева, С.Блюменталя.
Научно-практическая значимость работы заключается в том. что благодаря проведенному исследованию американская неоконсервативная социологическая мысль входит в структуру отечественного исторнко-социологического знания, конституируя собой одну из современных форм осмысления общества, форму, соединенную множеством концептуальних
связей с самыми разнообразными течениями как в прошлом1, так и настоящем социологии. Основные положения данной работы могут быть использованы как в ходе компаративных исторнко-социологаческих исследований, так и для преподавания курсов по истории coniiaionw и политической социологии. Результаты исследования культурно-исторического значения неоконсер."ватизма являются гакже значимыми для обще/философского понимания современного этапа развития западной культуры, что особенно важно в свете процесса приобщения, к. ценностям западной цивилизации, имеющим сегодня место в России.
Апробация результатов исследования. Основные- выводы работы нашли отражение в выступлении на симпозиуме "Истины и ценности на рубеже ХХ-ХХІ веков"(тезисы опубликованы) и в учебном1 пособии "Неоконсервативные концепции рыночного общества". Апробация результатов работы осуществлялась также » курсах лекций "Экономическая история и экономические коіщегщшГ*Чпрограмма опубликована) и "Основы организации бизнеса", прочитанных автором в 1991-93 годах.
Структури работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.