Введение к работе
Актуальность темы. В обыденном сознании мода чаще всего воспринимается как малосущественное, "поверхностное" явление, действующее в строго ограниченной сфере. В действительности же она имеет глубокие социальные основания, выполняет важные функции и охватывает самые различные стороны социальной кизни и культуры. Трудно назвать такую область, куда бы не вторгалась мода; ее действие распространяется не только на такие "естественные" для нее области, как одежда, прическа или интерьер, но и на речевое поведение, политику, науку, отношение людей к своему здоровью и т.д. Хотя "моды" меняются, мода в целом - процесс постоянный» поэтому к ней необходимо подходить как к фундаментальному явлению, имеющему глубокие корни.
В настоящее время значение моды существенно возрастает в звязи с серьезными изменениями, происходящими в российском обществе. Речь идет, в частности, о таких явлениях, как ста-іовлєниє рыночных отношений, демилитаризация экономики и контроля, усиление динамизма социальных процессов, социальной и 'еографической мобильности населения, расширение социокультур-[ых контактов и т.п. Отсюда важность исследования моды, ее со-[иальных оснований, функций и механизмов. Это исследование необходимо как для более глубокого понимания социальных процес-
ов, происходящих в современном мире, так и для принятия обо-
3.
снованных управленческих и проектных решений в самых различных областях социальной жизни.
Состояние разработанности темы. Иода - давний предмет интереса социальных ученых. Еще Адам Смит в "Теории нравственных чувств" (1759) отмечал влияние этого явления не только на одежду, мебель, но и на нравственность, музыку, архитектуру и т.д. К изучению моды обращались многие классики социологической мысли: Г.Спенсер, Н.К.Михайловский, Г.Тард, Г.Эинмелв, В.Эомбарт и др. Из более поздних работ, посвященных этой проблематике, следует указать на исследования Э.Сепира, А.Кребера и д.Ричардсон, А.Б.Яніч Р.Кёнига, Д.Робинсона, Г.Блумера, Р.Барта и др.
В отечественной науке последних десятилетий к изучению моды обращались социологи и социальные философы В.П.Терин, В.И.Толстых, Е.Я.Басин и В.И.Краснов, Т.Б.Любимова, Л.В.Петров, Г.С.Батыгин, Д.Б.Дондурей и др. Значительное внимание этому предмету уделяли искусствоведы, эстетики, дизайнеры одежды, в частности, И.А.Андреева, В.М.Зайцев, Н.Т.Савельева и др. В последние годы были опубликованы результаты исследований К.Фрейзера, Д.Б.Спроулса, Ф.Дэвиса.
Непосредственно к проблематике моды привыкают исследования и разработки в проблемных областях массовой культуры, массовых коммуникаций, массового потребления, распространения и усвоения инноваций; труды по социологии и социальной психоло-
гии личности, теории и истории культуры, семиотике, теории и практике маркетинга, дизайна и т.д. Речь идет, в частности, о работах П.Г.Богатырева, О.И.Генисаретского, Б.А.Грушина, Ю.Н. Давыдова, И.С.Кона, Ю.А.Левады, Ю.М.Лотмана, Э.Роджерса, Э.В. Соколова и др. В этих трудах и в трудах вышеназванных исследователей содержится огромное множество плодотворных идей и достоверно установленных фактов. Все эти исследования образуют ценнейшую традицию изучения моды в социальной науке и смежных с ней дисциплинах, неисчерпаемый источник дальнейшего развития исследований данного предмета, мощный стимул для разработки новых исследовательских идей и достижения новых научных результатов. Все эти и многие другие исследования были максимально использованы автором в процессе работы над темой диссертационной работы.
Но в науке, как и в других областях творческой деятельности, опираться на традицию - не значит ограничиваться ею или, тем более, повторять уже известные истины. Уместно вспомнить в этой связи полемически заостренное утверждение А.Уайт-хеда о том, что наука, которая не решается забыть своих основателей, погибает. Несмотря на множество выдающихся достижений в исследовании моды, она и сегодня остается явлением в значительной мере непознанным и непонятым. Существующие теории и концепции этого явления, суждения о ней, не только расходятся между собой, но и в значительной мере противоречат
яруг другу. Они зачастую внутренне противоречивы, лишены ми-
5.
нимальной теоретико-коицвпту«льиой строгости и не могут считаться теориями в собственном смысле, даже сам объект исследования - моді, - нередко не идентифицируется более или менее надежно і в действительности незаметно для самого исследователя подменяется другим, сопряженным или перекрещивающимся с ним объектом (например, одеждой). В некоторых работах "научные" представления о моде практически не отличаются от житейских; трюизмы і этой проблемной области встречаются чаще, чем в других областях. Слишком часто также под видом науки в трудах о моде присутствуют морализаторство и стремление доказать преимущество вкусовых предпочтений автора.
Наконец, многие фундаментальные проблемы моды остаются либо недостаточно разработанными, либо спорными, либо вообще неисследованными. Это относится, в частности, к следующим проблемам: создание теоретической модели моды; природа модных ценностей; сущность инноваций и циклов в моде; соотношение моды и обычая, моды и массовой культуры, моды и стиля, моды и социально-групповой дифференциации; мо?а как процесс коммуникации и т.д.Таким образом, проблематика модь'В настоящее время актуальна не только в практическом, но и в научном отношении. Отсюда необходимость и важность ее теперешнего исследования.
Цеди и задачи исследования. Цель осуществленного в диссертационной работе исследования состоит в разработке основ социологической теории моды. Реализация этой цели потребовала выполнения следующих задач: построение теоретической модели
моды посредством выявления ее структуры; анализ отдельных элементов этой структуры; исследование социальных и культурных факторов возникновения и функционирования моды как формы социальной регуляции; определение места моды в социальной системе и культуре, ее соотношения с другими формами социальной регуляции; анализ различных видов массового и группового участия в моде; исследование социальных функций моды; выявление взаимосвязи модного поведения со сферами массовой культуры, массового потребления, индустриального дизайна.
Методология исследования. В диссертационной работе была применена главным образом социологическая методология, а также методы и результаты смежных с социологией научных дисциплин. Речь идет, в частности, о следующих методологических подходах, принципах и процедурах: теоретико-социологическое моделирование; системная и структурно-функциональная методология; анализ данных эмпирических исследований в социологии; сравнительно-исторический подход; историко-социологический' анализ; семиотический подход; использование результатов социально-психологических, историко-культурных и этнологических исследований; анализ теории и практики дизайна; использование результатов маркетинговых исследований; анализ произведений яскусства и художественной литературы.
Научная новизна исследования, выносимая на защиту.
Іредмет защиты составляют следующие результаты, полученные в
7.
диссертационном исследовании.
-
Совокупность понятий, описывающих структуру моды как социокультурного явления (глава I).
-
Обоснование интерпретации моды как формы социальной регуляции и саморегуляции поведения (введение, глава I).
-
Определение соотношения моды и других форм социальной регуляции (главы I и П).
-
Описание и анализ структурообразующего элемента моды: модных ценностей (глава I).
-
Теоретическое описание, интерпретация и объяснение модных изменений, их инновационных и циклических аспектов (глава I).
-
Анализ феномена массовости и участия массовых сообществ в моде (глава ІУ).
-
Исследование коммуникативного взаимодействия в моде, типологии участников этого взаимодействия и особенностей каждого из типов (глава У).
-
Теоретическое описание, интерпретация и объяснение взаимодействия моды и социально-групповой дифференциации (глава УІ).
Э. Анализ социальных функций моды (глава УП).
-
Определение соотношения моды и проектирования вещной среды (глава УШ).
-
Интерпретация фактора престижа в потреоительском поведении (глава УШ).
Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в диссертационной работе результаты могут рассматриваться как вклад в построение социологической теории моды, в изучение социальных и культурных систем, в исследование социальной регуляции поведения. Эти результаты могут быть использованы и уже отчасти использовались при проектировании бытовой предметной среды, при формировании ассортимента товаров массового потребления, в маркетинговых стратегиях, в рекламе, в социальной и культурной политике.
Апробация работы. Научные и прикладные результаты дис
сертационной работы докладывались, в частности, на Всесоюз
ной научной конференции "Методологические вопросы исследова
ния спроса и предложения" (Москва, ШЭМО АН СССР, декабрь
1979 г.); на Всесоюзной конференции "Проблемы стилеобразова-
ния в современном дизайне (стиль, стилизация, фирменный стиль,
мода, стайлинг)" (Москва, ВНИИТЭ, ноябрь 1980 г.); на Всесоюз
ной научной конференции "Пути повышения эффективности изуче
ния спроса населения на товары народного потребления" (Москва,
Минторг СССР - ВНИИКС, 1981); на Всесоюзном совещании "дизайн
в системе культуры" (Москва, ВНИИТЭ, март 1982 г.); на Все
союзной научно-практической конференции "Проблемы формирова
ния номенклатуры и ассортимента изделий для личного подсобно
го хозяйства" (Москва, ГКНТ - ВНИИТЭ, октябрь 1982 г.); на
Московской городской конференции "Мода и жилая среда", орга
низованной автором во ВНИИ технической эстетики в мае 1986 г.
и других. 9
Результаты диссертеционной работы были использованы в методических материалах и практических рекомендациях по проектированию предметной среды (см.прилагаемый список публикаций по теме диссертации). Кроме того, содержание работы излагалось в докладах и лекциях в Домах моделей гг.Москвы, Ленинграда и Киева, а также в ряде других организаций и учреждений.
Материалы диссертационной работы отражены в ряде публикаций общим объемом примерно 40 п.л., среди которых представляемая і качестве диссертации монография "Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения" (М., "Наука, 1994, 13,7 п.л.)
Структура и объем работы. Диссертация представлена в виде монографии, состоящей из введения ("От автора"), восьми глав и заключительного раздела "Вместо заключения". Общий объем ее - 160 типографских страниц формата 60x90 I/I6.