Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Консервативный либерализм П.Б струве Гнатюк Ольга Леонидовна

Консервативный либерализм П.Б струве
<
Консервативный либерализм П.Б струве Консервативный либерализм П.Б струве Консервативный либерализм П.Б струве Консервативный либерализм П.Б струве Консервативный либерализм П.Б струве Консервативный либерализм П.Б струве Консервативный либерализм П.Б струве Консервативный либерализм П.Б струве Консервативный либерализм П.Б струве
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ I. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ П.Б.СТРУВЕ

Глава 1. Эволюция социально-философских воззрений П.Б.Струве и его философско-социологическая методология "основного дуализма" . 16.

Глава 2. Социально-политические взгляды П.Б.Струве. 80.

РАЗДЕЛ II. КОНСЕРВАТИВНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ П.Б.СТРУВЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Глава 1. Типология и синтез либерализма и консерватизма в творчестве П.Б.Струве. 142.

Глава Й.Политическая социология П.В.Струве: анализ основных понятий. 207.

РАЗДЕЛ III. НАСЛЕДИЕ П.Б.СТРУВЕ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Глава 1. Концепции консервативного и социального либерализма в истории русской социологической мысли: опыт компаративного анализа. 264.

Глава 2. Политико-социологические идеи П.Б.Струве и проблемы современного российского общества. 320.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, 361.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 374.

Введение к работе

Русская философская, социологическая и политическая мысль конца Х1Х -начала XX в. - неотъемлемая часть нашего духовного наследия, интерес к которому сегодня необычайно возрос. Во все времена она была движима стремлением разрешить важнейшие проблемы культурного и государственно-национального бытия России - свободы и власти. К сожалению, в связи с произведенной классово-идеологической "селекцией" русской немарксистской социальной мысли длительное время многие ее направления, в том числе, -русский либерализм во всем многообразии его концептуальных подходов к осмыслению социально-политических и духовно-культурных проблем России и поисков оптимальных путей ее модернизации - оставались за пределами научного анализа, хотя русским либералам удалось синтезировать западноевропейские идеи с русскими национальными идеями, создать плюралистическую модель общественного прогресса применительно к историческим реалиям страны начала века. Неосуществимость многих либеральных реформ в современном российском обществе снова пробудила интерес к историческим судьбам и идеям русского либерализма и такого его направления, как консервативный либерализм, традиция которого в истории отечественной социальной мысли восходит к ХУ111 в., оставаясь до сих пор недостаточно изученной.

Одним из ведущих теоретиков русского консервативного либерализма является академик Петр Бернгардович Струве (1870-1944) - экономист, социолог, политический мыслитель, философ, политик, - чье многогранное творчество до 1991 г. было практически неизвестно не только читателям, но и специалистам, поскольку оно оставалось объектом ленинской (и не только) критики, начиная практически - с 1694 г., - сначала - как критика революционного марксизма, затем - как теоретика идеализма, представителя 'буржуазной*", "объективистской" философии и социологии либерализма, правого "кадетиэма", "контрреволюционного буржуазного национал-

либерализма*, белоэмигранта, ярого врага советской власти и т.д. И хоти его

обвиняли в постоянном "ренегатстве", - при внимательном изучении всех

"этапов** его мировоззренческой эволюции становится очевидным, что для

него неизменными оставались идеалы, которыми он жил всю жизнь -

свобода и величие России. Как политик - Струве проиграл, и его

политическая деятельность как активного борца против большевизма и

идеолога Белого движения - принадлежит истории. Как теоретик концепции

консервативного либерализма, он - выиграл: многие идеи, впервые

высказанные им в начале XX в., когда они вступали в противоречие с

воззрениями даже некоторых его единомышленников - либералов, сегодня

звучат понятнее и продолжают оставаться актуальными.

При внешне противоречивой интеллектуальной эволюции Струве: от

"критического" марксизма - через неокантианство - к научно-критической метафизике, от разрыва с "ортодоксальным" марксизмом и революционной социал-демократией - до национального и консервативного либерализма -для него неизменным оставался идеал свободы и величия России, связь свободы с преемственным развитием культуры, родина и ее благо, "истинный" патриотизм, "сближение" "идейных мотивов либерализма" ^утверждения свободы лица") - и консерватизма ("сознательного утверждения исторически данного порядка вещей"), синтез "всестороннего западничества со своеобразием национального развития". Характеризуя "умственный склад", личность и эволюцию воззрений Струве, СЛ.Франк отмечал, что "сфера его научного творчества охватывала едва ли не все области "гуманитарных знаний": политическую экономию и статистику, социологию, историю во всех ее подразделениях, правоведение, историю литературы, по крайней мере ХУ111 и Х1Х века, языкознание и философию", а его консервативный либерализм состоял "в убеждении, что традиция, историческое преемство, органическое произрастание нового из старого есть необходимое условие подлинной свободы"; "идея свободы осталась

доминирующей в его политическом и культурно-философском мирооозерцании" (584, 195,213,216).*) *3десь ив дальнейшем ссылки на цитируемые или упоминаемые источники даются в тексте в скобках: первая арабская цифра указывает порядковый номер источника в списке использованной литературы, находящемся в конце работы: вторая цифра (после запятой) - номер страницы). При перечислении источники с указанными страницами отделяются друг от друга точкой с запятой!

Учитывая, что сегодня консервативный либерализм начинает активно изучаться как отечественная философская и социологическая традиция "конструктивного компромисса", теоретики которого сумели "перевести самоварваризующуюся логику русского спора "или западничество, или самобытность" в плодотворную логику "русская цивилизация против русского варварства* (131,15), - объективный анализ концепции консервативного либерализма П.Б.Струве весьма актуален, поскольку уже в начале XX в. он представлял собой попытку преодоления ситуации кризиса идентичности российского общества и предложения либеральной модели его переустройства с учетом национальных традиций.

Целостное исследование сущности, содержания, принципов, основных идей консервативного либерализма Струве, его философско-методологических, политико-социологических и культурно-религиозных оснований представляет интерес как в теоретическом плане, - поскольку в научной литературе до сих пор нет единого мнения по поводу того, что есть либерализм и тем более -консервативный либерализм, - так и в практическом плане, ибо в условиях системного кризиса современного российского общества, остающегося, по существу, "долиберальным", социологи ищут ответ на вопрос о возможностях утверждения либерализма нового, уже 1У этапа в историческом развитии русского либерализма. Наконец, актуальность темы нашего исследования обусловлена отсутствием монографических работ о Струве как социальном мыслителе - ведущем после Б.Н.Чичерина теоретике консервативного

либерализма, а также работ, в которых был бы предпринят всесторонний историко-социологический анализ консервативного либерализма П.Б.Струве. Степень изученности творческого наследия Струве в историко-социологическом и историко-философском плане недостаточна: и хотя он играл ведущую роль в "поворотах" сознания русской интеллигенции рубежа веков и в первые десятилетия XX столетия, его произведения (более 660 книг и журнальных статей, более 1000 газетных статей) с 1918 до 1990-91 гг. не издавались в России. Собр.соч.Струве в 15 томах опубликовано Р.Пайпсом в 1970 г. в Русском исследовательском центре Гарвардского университета (The Collected Works of P.B.Struve in Fifteen volumes. Michigan Ann Arbor.1970). Автор данного исследования не претендует на то, чтобы считать Струве главной персоналией в истории русской социальной мысли и в контексте значения его идей для перспектив современного развития российского общества. Мы также не ставим задачу написать биографию Струве, что уже проделано С.Л.Франком, Н.Полторацким, В.К.Даватцом, Б.И.Николаевским, Р.Пайпсом, МАКолероеым, Н.С.Плотниковым, З.М.Зотовой и др. (584; 282; 240; 74; 26; 105; 125; 170; 162; 163; 167; 102; 313; 563; 221; 642; 643). До настоящего времени о нем написаны три книги:

СЛ.Франка, Н.Полторацкого и Р.Пайпса, носящие характер биографических исследований, в том числе - в аспекте рассмотрения его интеллектуальной биографии (584; 282; 642; 643). В 2-х томном фундаментальном исследовании Р.Пайпса г целом выявлен "западнический" либерализм Струве без должной оценки его национального и консервативного либерализма. Нет также монографических исследований о консервативном либерализме как особом направлении в истории русской социологической и философской мысли: в единственном диссертационном исследовании о либеральном консерватизме (622) акцент делается на его эпистемологии.

Публикации о Струве можно разделить на несколько групп: 1) мемуарные источники, способствующие осмыслению как Личности, так и

~7-

интеллектуальной биографии Струве, которые условно подразделяются на
"сторонников" его воззрений (СЛ.Франк, С.Н.Булгаков, П.И.Новгорсдцев,
И.А.Ильин, К.Зайцев, ЕДКускова, П.Н.Врангель, Н.ИКареев, Г.П.Струве,
В.КЛаватц, отчасти АВоден, НАПотресов, НАВердяев, П.Н.Милюков,
8.В.Розанов и др.), и его "противников" (ВИ.Ленин, Г.В.Плеханов,
А.В.Луначарский, Л.Троцкий, Н.Ангарский, Е.О.Зележжии (Л.Надеждин) и др.);
2) публикации советского периода, имеющие резко критическую оценку
"немарксистского" характера философских, экономических и социально-
политических воззрений Струве (вся советская литература по критике
"легального марксизма"; БАЧагин, ВАКувакин, МАДынник, М.Т.Иовчук,
Б.М.Кедров, А.И.Пашков, НАЦаголов, О.И.Богатьрь, К.Ф.Шацилло и др.); 3)
работы о различных аспектах творчества Струве представителей русского
зарубежья и иностранных исследователей (С.Л.Франк, В.В.Зеньковский,
Н.И.Ульянов, Н.Зернов, Н.Полторацкий, R.Pipes, R.Kinderstey, G.Fischer,
A.Walicki и др.); 4) статьи, представляющие сегодня наибольший интерес,
анализирующие философию и социологию русского либерализма, в том
числе -наследие Струве именно в аспекте его "либерального

консерватизма" (их авторы не разграничивают понятия "консервативный либерализм" и "либеральный консерватизм", и рассматривают лишь отдельные аспекты концепции консервативного либерализма Струве) (МАКолеров, Н.С.Плотников, АА Ермичев, О.В.Ананьев, ИДОсипой, А.Ф.Замалеев, П.П.Гайденко,В.Н.Жуков, ИАГолосенко.В.В.Козловский, В.И.Шамшурин, В.Ф.Шаповалов). Некоторые статьи посвящены эволюции политических воззрений Струве: С.Н.Татарникоеой, З.М.Зотовой, Ю.С.Пивоварова, А.В.Хашковского и др. Автор знаком с материалами круглого стола по изучению наследия академика Струве, с материалами Сборника к 125-летию со дня его рождения и конференции "Струве и современная Россия" (53; 336; 564). Появляющаяся в последнее время многочисленная литература по истории русского либерализма

рассматривает, в основном, его историко-политичвские проблемы, политические концепции либеральных партий, историю их возникновения (ВВЛеонтович, В.В.Шелохаее, А.В.ГоголевскиЙ и др., работы обзорного характера); В двух последних монографиях по историй русской социологии Х1Х-ХХ вв. - ИАГолосенко и В.В.Козловского, А.Н.Медушевского (72; 235) -социологические аспекты творчества Струве рассматриваются недостаточно. Автор диссертации знаком с двумя имеющимися обширными библиографиями печатных работ Струве - Р.Пайпса и ИАКондаковой <24; 155), которые в процессе работы над источниками он дополнил не только "русской историографией" работ о творчестве Струве, но и некоторыми статьями самого Струве, не обозначенными в этих библиографиях, что в списке использованной литературы отмечено знаком **).

Источниковедческой базой нашего исследования являются: 1) прежде всего
оригинальные произведения Струве (всего - 220 работ, в том числе - те,
которые еще не введены в научный оборот или не получили необходимого
теоретического историко-философского и историко-социологичвского
осмысления, многие из которых изданы за рубежом); мы использовали также
некоторые неизвестные архивные материалы из Фонда П.Б.Струве "Архива
Дома Плеханова РНБ" (8); материалы ЦГА СПб., Ф.3121, Оп.12, дела 673 -
фонда Политехнического института, дела Струве, не представляют для нас
теоретического интереса, хотя, несомненно, имеют историческую ценность; 2)
работы современных отечественных и зарубежных авторов о Струве и по
истории различных направлений русской либеральной мысли: ААЕрмичева,
О.ВАнаньева, ИД.Осипова, МАКолерова, Н.С.Плотникова, В.Н.Жукова,
Л.Новиковой, И.Сиземской, В.В.Шелохаева, В.В.Козловского,

АКМедушевского, В.И.Шамшурина, П.П.Гацденко, С.Н.Татарниковой, А.Валицкого, Р.Пайпса, Р.Киндерсли, Дж.Фишера и др.; 3) оригинальные произведения теоретиков русского консервативного и социального либерализма: 6,Н.Чичерина, КД Кавелина, СЛ.Франка, С.Н.Булгакова,

-9~

П.И.Новгородцева, Н.И.Кареева, ММ.Ковалевского, БА.Кистяковского, С.И.Гессена и др.; 4) работы по истории русской эмиграции: Г.П.Струве, М.Раева, НАОмельченко, Л.Лкжса и др.; 5) работы российских и зарубежных авторов по проблемам теории и типологии либерализма и консерватизма, о противоречиях российского либерализма и перспективах его утверждений в современном российском обществе в контексте его модернизации: А.С.Ахиезера, С.Я.Матвеевой, К.С.Гаджиева, Б.Г.Капустина, А.С.Панарина, И. К. Панти на, А.А.Галкина, Л.Новиковой, И.Сиземской, А. А. Кара-Мурзы, Г.В.Осипова, В.В.Ильина, И.К.Пантина, В.Г.Федотовой, В.Б.Пастухова, Л.Ф.Шевцовой, Г.Розмозера, Г.Штикса, И.Валлерстайна, К.Росселли, А.Валицкогоидр.

Общей методологической основой максимально полного, объективного,
свободного от конъюнктурных идеологических штампов историко-
социологического анализа консервативного либерализма Струве,

осмысления его собственной философско-социологической методологии "основного и имманентного дуализма", для нас является синтез историко-логического и историко-компаративного подходов, что предполагает принципы историзма и всесторонности анализа, элементы системного подхода, сравнительно-исторического и биографического методов, единство логического и исторического ("теории и хронологии"). Диссертация имеет междисциплинарный характер и построена на совмещении проблемно-тематического и исторического принципов.

Целью данного исследования является целостный историко-социологический, социально-философский, социально-политический анализ консервативного либерализма П.Б.Струве: его сущности, содержания,

ПРИНЦИПОВ И ОСНОВНЫХ ИДЄЙ; его фИЛОСОфСКО-МеТОДОЛОГИЧеСКИХ, ПОЛИТИКОї

социологических и культурно-религиозных оснований; а также осмысление содержания, логики этапов и механизмов эволюции социальных воззрений Струве в обосновании им консервативного либерализма.

Всесторонний анализ консервативного либерализма Струве - как историко-социологической проблемы - предполагает решение следующих задач:

- выявить генезис, основные этапы, содержание эволюции социально-
философских воззрений Струве во взаимосвязи с его социально-
политическими взглядами, что предполагает раскрытие полемики,
развернувшейся по поводу его интеллектуальной эволюции;

- проанализировать философско-социологическую методологию "основного и имманентного дуализма" социально-экономического и исторического процесса, разработанную Струве, использованную им для анализа истории социологических, политических и экономических учений, а также для осмысления важнейших понятий социологии: "системы" и "единства -применительно к обществу, государству, личности, хозяйственным отношениям, социальной политике и др.;

- охарактеризовать основные этапы в эволюции его социально-политических воззрений; раскрыть его главные политические идеи, начиная с ранних работ; рассмотреть осмысление им - на основании консервативного либерализма - причин, смысла и уроков трех русских революций, большевистского режима, феномена фашизма;

- рассмотреть понимание Струве либерализма и консерватизма, их
типологию, разработанную им на основе анализа истории русской и
европейской социальной мысли; эволюцию ученого от национального
либерализма к консервативно-либеральному синтезу;

- всесторонне проанализировать сущность, содержание, аксиологическую
структуру, принципы, основные идеи консервативного либерализма Струве;

раскрыть содержание основных понятий социальной философии, политической и экономической социологии Струве, рассмотренных им на основе методологии "основного дуализма" и в рамках консервативно-либеральной парадигмы;

-11«

- сравнить содержание концепций ведущих теоретиков консервативного либерализма - В.Н.Чичерина, СЛ.Франка, С.Н.Вулгакова - и концепций представителей социального ("нового") либерализма (в том числе "правового социализма") - Н.И.Кареева, П.И.Новгородцева, М.М.Ковалевского, БАКистяковского, С.И.Гессена; определить общие черты, особенности и различия между русским консервативным и социальным либерализмом как двумя направлениями в истории русской либеральной мысли последней трети Х1Х - начала XX вв.;

- показать актуальность теоретического наследия Струве для современного модернизирующегося российского общества; обобщить дискуссии ведущих отечественных и зарубежных социологов и политологов о проблемах и перспективах утверждения в сегодняшней России либерализма в таких его формах, как консервативный или социальный либерализм, концептуальные наработки которых в истории русской политико-социологической мысли имеют более, чем вековую традицию.

Научная новизна результатов работы определяется характером поставленных в ней проблем, является формой выражения степени их разработанности и обусловливается целью и решаемыми задачами. Она направлена на углубление и уточнение современных историко-социологических, историко-философских знаний о российской консервативно-либеральной традиции на примере целостного анализа творческого наследия П.Б.Струве, а также для осмысления и использования основных идей и принципов консервативного либерализма применительно к социально-политическим процессам современного российского общества. Диссертация является актуальным самостоятельным исследованием теоретически и практически значимой проблемы.

Положения, обладающие научной новизной, и выносимые на защиту, состоит в следующем:

- выявлен анализ Струве течений русского марксизма, охарактеризован его
собственный "критический", эволюционный, с элементами либеральной
идеологии, марксизм; воспроизведен его анализ теоретических источников
марксизма (в том числе - его родство с консервативной идеологией); показано
выявление Струве - на основе неокантианства - наличия в социальной
теории марксизма как элементов научного реализма, так и элементов
утопизма; рассматривается проблема о некорректности использования
традиционного термина "легальный" марксизм для объективного анализа
истории русской марксистской мысли и ее различных направлений;

доказывается, что при всей внешне противоречивой эволюции социальных воззрений Струве, - она была внутренне последовательной с точки зрения взаимозависимости его философских и политических воззрений и постоянного движения к обоснованию консервативного либерализма;

- впервые проанализировано содержание публикаций Струве в журнале
"Освобождение" (1902-1905), на основании чего уточняются нюансы
эволюции его социально-политических воззрений, а именно - впервые в
научной литературе делается вывод о наличии элементов консервативного
либерализма у Струве уже в 1902-1903 гг. (и даже в 1899 г.), т.е. до первой
русской революции;

- исходя из всестороннего анализа философско-социологической методологии "основного дуализма" Струве, его различения системы и единства, терминов "универсализм" и "сингуляризм" как социологического выражения логико-гносеологически-онтологической пары "реализм" "номинализм", автором впервые предпринята попытка классификации категориального аппарата учения Струве об "основном дуализме, ставшего философско-методологическим основанием его консервативного либерализма; рассмотрено теоретико-методологическое значение этого учения для современных социальных наук;

на основе анализа идейного наследия Струве, нами уточняется различив понятийных терминов "либеральный консерватизм" и "консервативный либерализм", и делается вывод, что Струве, вопреки бытующей в современной литературе точки зрения о его "либеральном консерватизме'", был именно "консервативным либералом":

впервые выявлена типология Струве либерализма (экономического, или "чистого", буржуазного; политического; национального; консервативного), национализма ("истинного", или "здорового"; реакционного; "завоевательного", "пассивного"), консерватизма (либерального, демократического и т.д.; реакционного; ценностно-духовного);

впервые комплексно проанализированы сущность, содержание, принципы, "дуалистическая" аксиологическая структура, основные идеи национально-консервативного либерализма Струве; уточнены и дополнены его "списки" выдающихся русских "либеральных консерваторов"; обобщена оценка консервативного либерализма Струве - как системы ценностей, мировоззрения, как одного из направлений в истории русской либеральной мысли, как одной из политико - социологических альтернатив модернизации России, как социально-политического измерения русского духовного ренессанса - представителями различных направлений русской социологии и современными учеными;

- впервые в историко-социологической литературе рассмотрен анализ Струве (в традиции консервативного либерализма и на основе методологии "основного дуализма") содержания важнейших понятий политической и экономической социологии, социальной философии (личности, общества и государства; власти; "государственности"; религии, в том числе, - его религиозных воззрений; культуры; хозяйства-права; экономики-политики; собственности; признаков капитализма; соотношения: социализм -либерализм, либерализм - консерватизм, класс-нация, цена-ценность, государство-нация; интеллигенции; социальных классов; крестьянства;

политической системы; демократии; целей и задач внутренней, внешней и социальной политики и др.; основных идей его концепции "Великая Россия", в том числе, - некоторых его попыток ее реализации;

- показано - в рамках компаративного анализа концепций русского
консервативного и социального либерализма - влияние политико-
социологических идей и методологии Струве на творчество С.Л.Франка,
С.Н.Булгакова и др.; выдвигается тезис о близости христианской социологии
С.Н.Булгакова к "христианскому" консервативному либерализму; уточняется
логика обоснования Б.Н.Чичериным "охранительного" либерализма;
рассмотрена его консервативно-либеральная социология партий;
проанализирована проблема влияния Чичерина на творчество Струве;
рассмотрены онтологически-бытийственные и временные основания
"соборного" консервативного либерализма С.Л.Франка; выявлено общее и
особенное в концепциях консервативного и социального либерализма и
отличительные черты последнего; впервые проанализирована концепция
Н.И.Кареева о "народно-правовом" государстве, его теория социального
прогресса и политической социологии партий в традиции социального
либерализма; рассмотрены некоторые идеи М.М.Ковалевского как
социального либерала;

- на основании обобщения современных дискуссий и подходов ведущих
отечественных и зарубежных социологов о перспективах современного
российского либерализма и проблемах консерватизма, о вариантах
модернизации России, делается вывод о предпочтительности для
российского общества именно консервативного или социального
либерализма, в связи с чем вновь особую актуальность приобретают
концептуальные наработки теоретиков русского консервативного и
социального либерализма начала XX в. и политико-социологическое
наследие Струве.

-15*

Эволюция социально-философских воззрений П.Б.Струве и его философско-социологическая методология "основного дуализма

П.Б.Струве (26.01/7.2.1870,Пермь - 26.02.1944,Париж) - противоречив, как и сама эпоха, в которой он жил. Его высокая "умственная культура", энциклопедические познания во всех областях социальных наук, сами переломные события политической истории страны - во многом обусловили характер его интеллектуальной биографии, отразившей духовные искания, "повороты" и "великие противостояния" различных групп русской интеллигенции на рубеже Х1Х - XX вв. и первых десятилетий XX века.

Эволюция социально - философских воззрений Струве типична для русской интеллигенции конца прошлого века: от увлечения марксизмом и критического преодоления его философского учения на основе неокантианства, от "критического позитивизма" - к идеализму. Ее содержание невозможно понять без интеллектуально-нравственных традиций, повлиявших на формирование мировоззрения Струве в процессе его воспитания в семье. Речь идет об увлечении в ранней юности идеями славянофилов, привлекавших его либеральными идеями свободы, и национальными традициями "почвы". В записи дневника 14-летнего Струве отмечено: "...я имею сложившиеся политические убеждения, я последователь Аксакова, Ю.Самарина... Я - национал-либерал, либерал почвы и либерал земли... у меня есть еще лозунг: долой бюрократию и да здравствует народное представительство с правом совещания". Р.Пайпс отмечает: "до тех пор, пока Струве не осознал себя либералом, социал-демократом, или, как он себя называл, - либеральным консерватором, он был монархистом,

славянофилом и пан-славистом" (105, 55-56; 642,15). К семейным традициям воспитания Струве можно отнести также высокую оценку либерально консервативной просвещенной бюрократии, прекрасное знание русской литературы, повлиявшей на его раннее "взросление", германские, протестантские корни, склонность семейного рода Струве к науке (272, 44). Он обучался на естественном (1889-1890) и юридическом факультетах (1890 1894) Петербургского университета; участвовал в марксистских образовательных кружках с целью "найти "правду" марксизма". "Семья, кружок К.К.Арсеньева, дом просветительницы А.М.Калмыковой, университетский семинарий М.И.Свешникова, социал-демократические связи старшего брата, Михаила, - таковы были внешние рамки политического самоопределения Струве" (167,10-11). В 1891-92 гг. он провел академический семестр студентом права и экономики в Грацком университете, изучая право и социологию у Л.Гумпловича. Очевидно, в период пребывания за границей, где он ознакомился с социал-демократической литературой, в 21-22 года он отошел от юношеской приверженности самодержавию. В 1890-92 гг. появляются его первые публикации по проблемам педагогики и школьного образования в "Русской школе", а в 1892-93 гг. - статьи об экономическом положении России по данным земской статистики в немецкой и русской печати. В середине 90-х гг. он вместе с А.Д. Калмыковой и А.Н.Потресовым выступает с экономическими рефератами в больном экономическом обществе с пропагандой демократических идей и марксистских экономических положений в полемике с народниками. 8 январе 1895 г. он написал "Открытое письмо к Николаю 11", в котором, выражая либерально конституционное мнение земцев, предупреждал, что самодержавие вскоре "падет под напором живых общественных сил", если оно будет настаивать на управлении страной бюрократическими методами "при совершенной безгласности общества" (350,266). Эволюция его философского миросозерцания начиналась в 90-е гг. и происходила в -17 обстановке расцвета русской мысли, противоборства множества направлений, идеологий, концепций, отражавших самосознание переломной для страны эпохи, поиски идентичности России и путей ее социального развития. Она определялась объективными причинами: отстающим, но буржуазным индустриальным развитием России, что дало основание 24-летнему Струве определить социологию народников как преходящую. В поле философских и политико-социологических дискуссий были представлены концепции народничества, марксизма, либерализма, консерватизма, анархизма, позитивистов, неопозитивистов и неокантианцев, различных направлений религиозной философской мысли. Это был период своеобразного философского плюрализма, в том числе - провозглашения принципа мировоззренческого плюрализма как формы "творческого развития" марксизма, период борьбы позитивизма и неокантианства в русской социальной мысли. "Конец века", по словам Г.Флоровского, означал в русском развитии "перевал сознания... Для 90-х гг. характерны неокантианские мотивы, идеология императивов и долга, пафос морального благородства... Антитезою этому моралистическому мировоззрению был марксизм,.. Марксизм... был практически возвращением к онтологии, к действительности, к "бытию"... От Маркса стали "возвращаться" и к Канту, и к Гегелю, от марксизма переходить к идеализму" (581,453-454).

Наиболее влиятельными течениями социально-политической мысли конца Х1Х в. в России были народничество, господствовавшее 8 60-80 гг., а с 90 -х гг. - марксизм. Через увлечение марксизмом в 90-е гг. прошло большинство русских мыслителей: по мнению С.Н.Булгакова, марксизм был для общественного сознания шагом вперед, выходом "из томительного удушья 80-х годов" (602,4). Общее увлечение не могло обойти и Струве. Однако уже в середине 90-х гг. его взгляды на марксизм как на "последовательную форму западничества" отличались на общем фоне леворадикальной интерпретации марксизма, свойственной части русской интеллигенции. В юности, в семье на формирование его взглядов оказали влияние прежде всего источники либерального, национального, а не марксистского толка, что повлияло на устойчивость его воззрений и в дальнейшем. Если для Ленина -ровесника Струве - первичными были Чернышевский, Некрасов, народовольцы, а затем - Маркс, то Струве, воспитанный на Пушкине, Достоевском, И.Аксакове, К.К-Арсеньеве, В.П.Боткине, Салтыкове-Щедрине, приходит к марксизму от увлечения либерально-национальными идеями: марксизм не был для него "религией всей души", а был концепцией последовательного западничества, методологией (прежде всего -экономического детерминизма), которую можно использовать для обоснования неизбежности для России капиталистического пути развития. Революционная часть марксизма для Струве не представляла изначально никакой ценности, и характер его марксизма практически сразу стал "критическим". В этом смысле - внешне одинаковая с другими российскими социал-демократами (отчасти - с Лениным) - критика Струве народничества ( одни и те же её мотивы, аргументы) - изначально имела совершенно разные цели: Ленин расценивал его как ересь, уводящую в сторону от магистрального пути революционного движения, от социалистической революции; для Струве народническая социология представляла собой неверную методологию социально-экономического и социально-политического исследования.

Для понимания содержания эволюции воззрений Струве рассмотрим проблему его отношения к народничеству и марксизму и выясним действительный характер его марксизма. Интересно, что А.Воден, знавший Струве еще студентом, в 20 лет, в период его участия в марксистском кружке, в своих воспоминаниях отмечает, что после возвращения из-за границы петербургскую интеллигенцию литературой Маркса снабжал именно Струве, который, однако, в своем реферате о марксизме осенью Ш0 г. "обошел" вопрос о философских взглядах Маркса, отрицал его идеи о государстве и полагал, что "в марксизме нет ни грана этики", что у Маркса и Энгельса "реалистическая точка зрения затемнена гегелевской фразеологией , и эту точку зрения необходимо (и он намерен это сделать) "проводить в более адекватных терминах рилевского критицизма", и что уже в 1691 г. он имел замысел своих "Критических заметок"; "материалистическое понимание истории он хотел применить как метод", а из "западных буржуазных экономистов считал наиболее подающими надежды брентанистов, и утверждал, что изучение политической экономии лучше всего начать с Маркса"; "к метафизике в 1891 г., он относился отрицательно" (50,72-74, 76). Таким образом, уже 20-летний Струве высказывался о необходимости дополнить философию Маркса неокантианством: по его признанию, в 1896 г. он "стоял еще на почве критического позитивизма", а в 1897 г. "исповедовал метафизический идеализм, и стал гораздо ближе к Соловьеву" (371,187). В ряде своих ранних экономических статей 1892-94 гг., которые можно считать подготовительными материалами к "Критическим заметкам", Струве, как знаток и последователь либерально-экономических теорий, воспринимал марксизм как последовательную форму западничества, утверждая, что "капитализму в России принадлежит большое будущее и важная историческая миссия", и что одной из труднейших задач современной социальной политики является устранение некоторых "вывихов" развития капитализма (например, - безработицы, особенно в период ее обострения): "социальная политика может и должна сделать невозможным все эксцессы этого юного великана" (343, 235; 346,822; 24, 4-6).

На наш взгляд, "Критические заметки по ВОПРОСУ об экономическом развитии России" (1894) - это начало эволюции социально-философских и политико-социологических воззрений Струве, поскольку в них содержались "элементы" многих его дальнейших "поворотов": от критики субъективной социологии народничества на основе метода экономического материализма Маркса, - и - одновременно - от "критического" марксизма, от "критического позитивизма" - к неокантианству, которое в то же время выступало философской основой его "критического марксизма": сам он в 1901 г. отмечал, что в "Критических заметках" "была намечена и... предсказана в значительной мере моя критическая эволюция" (371,301),

Анализируя сущность народнической социологии. Струве отмечает 2 ее основных источника: "западническая фракция" - учение о роли личности в историческом процессе и "славянофильская группа" - убеждение в специфическом национальном характере, духе и особенных исторических судьбах русского народа: "Теория самобытного экономического развития России... составляет сущность того направления, представителей которого -несмотря на все различия... - можно объединить общим именем народничества" (349, 1,2). Он отмечает утопичность идей обеих "фракций" народников: 1-ой - апеллирующей к сознательному творчеству критически мыслящей личности, формуле "народ и интеллигенция", 2-ой - надеющейся на "мирской строй и дух", и критикует народников за абсолютизацию роли личности в экономическом развитии России ("Личность вс0 может в том смысле, что для нее не существут социологической необходимости"), за абсолютизацию господства случая в русской исторической жизни, в чем он видит историчесую связь между славянофильством и народничеством (.349,11,29). Считая свой спор с народниками продолжением разногласия между славянофильством и западничеством, Струве критикует социологию народников за игнорирование "экономического факта", делая вывод, что "народничество - это идеализация... натурального земледельческого хозяйства и первобытного равенства, отживающий экономический строй, возведенный в целую социально-политическую систему" (349,114,166-167).

Он критиковал субъективный метод народников, вносивший в науку не только субъективный идеализм, но и психологизм, и противопоставил этому свою "позитивную социологию". В противоположность народникам, он отстаивал "экономический материализм Маркса, главное содержание которого составляет объективный подход к пониманию общественного развития, представление о неизбежности экономического прогресса, понимаемого для России как капиталистический прогресс, "очищающийся от присущих ему противоречий. Струве воспринял материалистическое обоснование объективизма Маркса - как смену "экономических форм , как научный подход к истории: он выделяет научную сторону марксизма как инструмент научного анализа российской действительности. Народники игнорируют примат экономического прогресса, который есть "необходимое условие прогресса социального", и "грехом" "экономического мышления" народничества является "рассмотрение организации распределения независимо от организации производства" (349,133,170).

Типология и синтез либерализма и консерватизма в творчестве П.Б.Струве

В своем движении к консервативному либерализму и обосновании его сущности, содержания, принципов Струве дает всесторонний анализ и типологию как либерализма, так и консерватизма; поскольку он эволюционировал к консервативному либерализму от национального либерализма, большое место в его творчестве занимает анализ национализма в соотношении с либерализмом.

Статья "В чем же истинный национализм?" (Посвящается памяти Вл.С.Соловьева) (1901), которую он оценивал как "самые драгоценные незабываемые переживания своей личной и политической жизни" (448,111), стала вехой в его интеллектуальной биографии, ибо в ней он раскрывает свое понимание "национального либерализма", и его либерализм - наряду с признанием ценностей классического западноевропейского либерализма -становится особенным, связанным с понятием "истинного национализма". В ней он прослеживает генезис либеральной идеи, воссоздавая "истинный исторический облик и морально-политический смысл либерализма" сквозь призму его основного принципа - свободы личности.

Отвергая вульгарную и популярную в русском обществе доктрину о "классовом и материальном" характере либерализма, согласно которой он возник как идеология материальных интересов буржуазии для теоретического оформления ее "политической системы", Струве подчеркивает, что либерализм имеет "общенародное и идеальное", а именно - религиозное происхождение, и "первым его словом" была свобода совести": первоначальная идея либерализма имеет "подлинные религиозные корни в радикальном протестантизме разных оттенков,., провозгласившем религиозную автономию личности" (в отличие от социализма, который никогда не был "идейно религиозным"). Происхождение либеральной идеи автономии личности он связывает с идеей о неотчуждаемых правах человека, восходящей к религиозно-культурным движениям ХУ1 -ХУ11 вв., и родиной этой идеи является Англия, где индепенденты-искатели (сикеры) и их лидер - Р. Вильяме - не признавали никаких пределов для религиозной мысли. "Свобода совести была первым признанием на практике субъективного права человека, независимого от государства и... для него неприкосновенного". Таким образом, "политическая идея личности -христианского происхождения", и первыми глашатаями ее были религиозные реформаторы": "после английской пуританской революции политическая мысль человечества, восприняв идею либерализма, развивает ее в теориях и декларациях прав человека" (371, 539,536-537; 448, 607,565,567).

Затем идея личной свободы оформилась в этике Канта как нравственная идея "внутренней свободы"; нравственно лишь то, что творится свободно. В Новое время идея "внутренней", нравственно-релитозной свободы получила политико-правовое и гражданское оформление, воплотившись в теориях правового государства, т.е. пополнившись представлениями о "внешней" свободе, которую должны обеспечивать социально-политические институты гражданского общества: частная собственность, реализация принципа laissez faire, действие "объективного права, или положительного закона", соблюдение властью "субъективных прав личности, или абсолютного права". Он отрицает "политический позитивизм", восходящий к Гоббсу и Руссо и сводящий право к государству, и подчеркивает, что учение о естественном праве предшествует праву положительному /в этом смысле справедливо относить Струве (наряду с П.И.Новгородцевым и др.) к отечественной школе "возрожденного естественного права". возникшей в России в конце Х1Х в. как реакция на кризис позитивистского направления в либерализме / (605,14).

Для Струве очевидно, что "идея абсолютного права... составляет существенное и вечное содержание либерализма. Проблема либерализма... не исчерпывается вовсе вопросом об организации власти; она шире и глубже проблемы демократии; демократия... является лишь методом или средством для решения проблемы либерализма". "Абсолютное право есть всегда право личности, или право субъективное... Естественное право, лежащее в основе истинного либерализма, есть право абсолютное, коренящееся в этическом понятии личности... и служащее мерилом для всякого положительного права, т.е. закона". "Либерализм в его чистой форме, т.е. как признание неотъемлемых прав личности, которые должны стоять выше посягательств какого-либо коллективного, сверхиндивидуального целого,., и есть единственный вид истинного национализма". Идея естественного (абсолютного) права " исторически и логически составляет зерно Ли#е и,Щ" (371, 538-539, 542,547).

Отметим, что в своей логике рассуждений о национальном либерализме Струве солидаризуется с И.Аксаковым, для которого "общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого совершенного государства,., как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней". "Либерализм в его чистой форме" и есть тот единственный вид "истинного национализма", понимаемого Струве как "подлинное уважение и самоутверждение национального духа, т.е. признания прав его живых носителей и творцов на свободное творчество и искание, созидание и отвержение целей и форм жизни". Он подчеркивает, что в славянофильстве всегда происходило противоборство между "ложным материальным национализмом" (идеей прикрепления национального духа к готовым "народным началам") и "истинным формальным национализмом" (идеей свободного творческого национального духа) (либерализмом) (371, 542-543).

Таким образом, истинный национализм - это истинный либерализм, и в то же время - это национальный либерализм: истинный либерализм и истинный национализм - тождественны, смыкаясь на духовном "начале свободы как ... абсолютно ценном условии и цели творческого национального духа и национальной культуры" (371,549).

С целью приближения принципов классического либерализма к условиям "запаздывающего либерализма" и национальным традициям России, Струве обосновывает необходимость именно национального либерализма, понимаемого как двуединство "истинного либерализма" (неотъемлемых прав личности) и "истинного национализма" (уважение прав каждой личности национально-государственного целого на выбор прогрессивных форм национальной жизни), или, что то же самое - двуединство национального либерализма и "национального европеизма". Свое кредо национального либерала в полемике с Д.Мережковским в 1908 г. он выразил словами: "Я западник и потому - националист. Я западник и потому - государственник. При всем моем национализме, я настолько уважаю религию и государство, что О.Кромвеля ставлю выше Бакунина" (448,116). Эту формулу можно выразить иначе: он - националист, и потому он - западник. Разъясняя сущность своего, на 1 взгляд, - парадоксального понимания национального либерализма, он отмечал: "всестороннее западничество отнюдь не отрицает своеобразия национального развития... В русском западничестве всегда жило и живет настоящее уважение к национальному духу... Истинные ревнители национального величия, истинные патриоты... те, кто веруя в силу и крепость свободно зиждущего национального духа, стремятся снять с него все путы, утвердив незыблемую основу достойного национального существования -"отвержденные" в праве права личности" (371,303). В 1911 г. он окончательно формулирует двуединство "национального либерализма" и "национального европеизма": "...тот дух, которым нация должна проникнуться.., чтобы... создать "Великую Россию", ясен. Это - дух национального европеизма, дух творческого,., национального строительста на общечеловеческих началах" (449,153-154). Формула "национального либерализма" Струве подтверждает, на наш взгляд, такую важнейшую особенность русской философской и социологичекой мысли, как ее "универсализм" (в смысле "всемирности" и отрицания изоляционизма) (228,25).

Концепции консервативного и социального либерализма в истории русской социологической мысли: опыт компаративного анализа

Сущность, основные идеи и принципы консервативного либерализма лучше всего понимаются как при сравнительном анализе его различных концепций, так и при рассмотрении специфики консервативного либерализма в сравнении с "новым" (социальным) либерализмом, - иными словами, - при разъяснении "видового" отличия консервативного и социального либерализма начала XX в. по содержанию, основаниям, главным проблемам, аксиологической структуре.

Либерализм как интеллектуальная традиция русской социально-политической мысли восходит к ХУ111 в. В своем исторической развитии он имел три "волны", этапа, направления. Первый -"правительтвенный" либерализм, инициированный "сверху", охватывающий периоды правления Екатерины 11 и Александра 1: содержательно - либерально-просветительский, уповающий на ограниченную просвещенную монархию (конституционные проекты М.М.Сперанского), вызвавший оппозиционное самодержавию движение декабристов. Второй - либерализм пореформенного периода: содержательно - "охранительный", или консервативный (теоретические основы - К.Д.Кавелин, концептуальная разработка -Б.Н.Чичерин, П.Б.Струве, СЛ.Франк, отчасти С.Н.Булгаков), вызвавший земское, а с начала 90-х гг. - буржуазное либеральное движение. Третье направление - "новый" либерализм начала века (до Октября 1917 г.): содержательно - социальный либерализм, провозгласивший "право каждой личности на достойное существование", давший толчок новому осмыслению проблем правового государства и "правового" социализма (Н.И.Кареев, П. И. Новгородцев, БАКистяковский, С.И.Гессен, М.М.Ковалевский, Л.И.Петражицкий, САМуромцев, П.Н.Милюков и др.), подготовивший, наряду со вторым направлением, образование либеральной партии кадетов, а впоследствии - ее раскол (97,гл.5; 245; 41; 42).

Каждое из трех направлений русского либерализма имело свои особенности, свою имманентную логику развития, обусловленную политической историей России и отечественной социальной мысли. Наивысшее развитие русской либеральной мысли приходится на периоды 60-80-х гг.Х1Х и начала XX вв., т.е. охватывает 11 и 111 его этапы, когда оформляются ее социально-философские, социологические и политико-правовые концепции: именно тогда их ведущие теоретики разработали наиболее оригинальные идеи, вписывающиеся в общую парадигму классического либерализма и обогащаютие его основные ценности.

Главное внимание мы уделяем характеристике различных концепций консервативного либерализма в сравнении с национально-консервативным либерализмом Струве, поскольку это связано с общей темой нашего исследования. Мы не рассматриваем творчество КДКавелина, которого Струве не относил к консервативно-либеральной традиции, считая его либеральным народником; Кавелин "превратил заимствованное у Герцена смешение славянофильства и передовых западнических идей в эклектическую кашицу" (371, 95). ИДОсипов, анализируя философию консервативного либерализма, относит Кавелина к "ярким представителям консервативного либерализма" (97,135-136; 259,135-137).

Следует отметить, что в имеющейся историко-философской, историко-социологической и исторической литературе о русском либерализме нет единой точки зрения о критериях выделения его этапов и направлений, о принадлежности тех или иных представителей ко 11 и 111 его этапам. Так, Дж. Фишер "наиболее крупными теоретиками русского либерализма XX в." называет Струве и Милюкова, а Чичерина сравнивает с "либералами правового государства, каким был Бисмарк", отмечая "внутреннее родство чичеринского либерализма с К.Д.Победоносцевым". Он выделяет такие течения русского либерализма, как: 1) "чичеринский консервативный либерализм правового государства"; 2) Д.Шипов, ААКошелев - лидеры земских, "славянофильствующих либералов " (срединной группы), стремящихся к индивидуальной свободе и романтически идеализирующих автократию; 3) слева от "славянофильствующих" либералов - либералы конституционалисты (Петрункевич и др.), надеявшиеся на конституцию, суверенный парламент, верховенство законов, самоуправление. 1860-1890-е гг. характеризовались идеологией либерального дворянства; в начале XX века появляется умеренный конституционализм, представителем которого был С.Муромцев. П.Милюков провозгласил "демократический либерализм нового типа" как "наследие западничества среди молодой интеллигенции, синтезирующий либеральный индивидуализм и рационализм с новой фазой демократии" (638, 19,20-23,26,27,136,140-141,70-71). М.Вебер считал земский либерализм начала века "идеологическим", поскольку земство рекрутировалось из разных "экономических классов". А.Валицкий основными течениями в русском либерализме считает классический (Чичерин), социальный (Вл.Соловьев, Новгородцев, Петражицкий) и "правовой социализм" (Кистяковский, СИ.Гессен) (75,22; 41,29,30; 42,157; 648, chapter 1Х).

И.Д.Осипов среди теоретиков консервативного либерализма выделяет Чичерина, Кавелина, Струве, а социального либерализма - Новгородцева, Кистяковского, Кареева, Ковалевского, отчасти - Бердяева, Булгакова, Франка, Петражицкого. Он считает концепцию культуры Милюкова консервативно-либеральной, а "соборный либерализм" Е.Н.Трубецкого и С.Л.Франка - вариантами социального либерализма. А.Ф.Замалеев, ИДОсипов "оттенками" "нового" либерализма считают концепции Си Е.Трубецких, либерализм Франка - "демократическим", а Милюкова -"радикальным" (97,129-139,141; 259, гл.11,111; 257,5,7-8; 289,6; 260,138).

По мнению ААЕрмичева, с конца 40-х - начала 50-х гг. Х1Х в. в России в отношениях частичного совпадения было 2 формы либерализма: западнический, заемный (Т.Н.Грановский, Кавелин, Чичерин, Милюков) и свой, славянофильствующий, давший духовный ренессанс, имевший своей социально-политической парадигмой либеральный консерватизм. А.В.Гоголбвский в истории русского либерализма (как политического течения) выделяет такие этапы, как: либерализм конца ХУ111 - 1 половины Х1Х в.; периода преобразований (1860-1880) - в том числе - государственно -268 либеральная философия Чичерина; демократический конца Х1Х - начала XX в. (лидеры - И.И.Петрункевич, Милюков, Струве), связанный с "Освобождением" и становлением собственного демократического либерализма. В.В.Шелохаев, С.С.Секеринский полагают, что в итоговом виде либеральная теоретическая модель общественного переустройства представляла синтез нескольких субмоделей, получивших реализацию в программах либеральных партий - октябристов, прогрессистов и кадетов; в этом смысле 1 и 11 Думы представляли кадетскую субмодель, 111 Дума -октябристов, 1У - кадетскую и прогрессистскую либеральную субмодель. Н.П.Рагозин выделяет такие формы русского либерализма, как "западничество", "славянофильство", "либеральное народничество", "легальный марксизм", "освобожденчество", "веховство". А.Н.Медушевский главное внимание в анализе русского либерализма уделяет конституционализму, выделяя также "новый либерализм", имеющий более широкую социальную базу, чем земство, и совмещающий традиционные установки либералов с теми, что предлагали социалисты. Д.Цыганков "завершителем либерально-консервативного направления" считает А.И.Солженицына, а его представителями - ИАИльина, отчасти - евразийцев и др. {90,183; 68, 9,42,92,126; 293,9; 232,116,125-126; 323,175-176; 632,260; 606,5). В.В.Козловский к числу либеральных консерваторов XX в. относит Струве, Франка, Новгородцева, ИАИльина, Н.Н.Алексеева, П.Н.Савицкого, Л.П.Карсавина; В.И.Шамшурин к их числу относит Чичерина, Новгородцева, Франка, М.Я.Острогорского (158,80; 159,26; 621,109; 620,97; 623,97). К.Ф.Шацилло в русском либерализме перед революцией 1905 г. выделяет такие направления, как: традиционный земский, имеющий 40-летнюю историю; "новый" - буржуазный, ссылаясь на определение Ленина, считая его "источниками" "народное право" и "легальный марксизм", и взяв точкой отсчета его появления организацию "Освобождения". Он относит Струве -"государственника, националиста, проповедника "Великой России", апологета капитализма, нетерпимого кабинетного догматика" - к "новым" либералам" (628, 4,33,58,59,67,90). Л.Новикова, И.Сиземская в истории русского либерализма выделяют "дворянский", или "новый классический этап" (Кавелин, Чичерин), которому предшествовал либерализм 1 "волны" (Сперанский), а также "новый" либерализм 111 "волны", связанный с политической доктриной партии кадетов, отдельно отмечая "правовой социализм" Кистяковского и С.И.Гессена (244,125).

Крупнейший философ права, социолог, политический мыслитель Б.Н.Чичерин (1828-1904) впервые в русской социальной мысли использовал термин и разработал концептуальные основы "охранительного" либерализма, рассмотрел "охранительные начала" в обществе, обосновал социологию партий в рамках консервативно-либеральной парадигмы. Если Струве разработал типологию либерализма, консерватизма, дал "списки" либеральных консерваторов России, особо отмечая значение Чичерина, то Чичерин предложил 1 в истории отечественной социологии типологию русского либерализма, обозначил три "главные его направления" и дал им политико-социологическую характеристику, весьма актуальную, на наш взгляд, и сегодня: 1) "уличный" - либерализм толпы, склонной к политическим скандалам, нетерпимой к чужому мнению ("извращение свободы"); 2) "оппозиционный" либерализм, систематически обличающий власть в ошибках, критикующий ради критики: "отменить, уничтожить - вся его система" ("свобода с чисто отрицательной стороны"); 3) "охранительный" либерализм, сущность которого "состоит в примирении начала свободы с началом власти и закона. В политической жизни лозунг его: либеральные меры, сильная власть, - либеральные меры,., обеспечивающие права и личность граждан,., сильная власть, блюстительница государственного единства, связующая и сдерживающая общество, охраняющая порядок, строго надзирающая за исполнением закона,., разумная сила, которая сумеет отстоять общественные интересы против напора анархических стихий и... воплей реакционных партий" (610,189-197,199-200).