Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Становление концепции общественного идеала в работах П.И. Новгородцева и его последователей 22
1. Концепции общественного идеала в истории социологии и их типология
2. Формирование представлений П.И. Новгородцева об общественном идеале в ранний период творчества (1909-1917гг.) в контексте русской социально-философской мысли начала XX века 35
3. Реализация идей представителей «школы» П.И. Новгородцева в эмиграции 55
Глава 2. Содержание концепции общественного идеала в рамках «школы» П.И. Новгородцева 91
1. Методология и методика анализа представлений об общественном идеале в работах П. И. Новгородцева и его последователей 91
2. Теоретические и идеологические основы концепции общественного идеала 98
3. Соотношение основных составляющих понятия общественного идеала, представленных в рамках «школы» П.И.Новгородцева 108
Заключение 125
Литература 138
- Формирование представлений П.И. Новгородцева об общественном идеале в ранний период творчества (1909-1917гг.) в контексте русской социально-философской мысли начала XX века
- Реализация идей представителей «школы» П.И. Новгородцева в эмиграции
- Теоретические и идеологические основы концепции общественного идеала
- Соотношение основных составляющих понятия общественного идеала, представленных в рамках «школы» П.И.Новгородцева
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Тема общественного идеала получила широкое распространение в последние 20 лет, после распада СССР. Она стала актуальной и дискутируется в публицистической литературе, в СМИ, научных статьях, является предметом рассмотрения в социальной философии и социологии. Среди некоторых социологов существует мнение, что это обусловлено сходством кризисных ситуаций в России 2000-х и дореволюционной России начала XX века, характеризующихся нормативной и ценностной неопределенностью, аномией.
Как известно, представления об общественном идеале в контексте проектирования лучшего, желаемого общества и его совершенного устройства постоянно появляются в разные периоды истории, начиная с античности и кончая современностью. В разные эпохи изменялось содержание общественного идеала, но сама идея совершенного общества, а также возможностей ее реализации постоянно воспроизводится. Проблематика общественного идеала рассматривалась не только в рамках интеллектуальных течений прошлого (от диалога Платона под названием "ПоХітєіа"1, который является одной из исторически первых работ, где теория общественного идеала была детально изложена и получила подробное определение - до политических идеологий XX века, среди которых коммунизм, фашизм и анархизм), но не потеряла актуальности и в современную эпоху. В этой связи следует упомянуть распространенную на Западе идею «достойного общества» (good society), которая является разновидностью общественного идеала, формулируемого в рамках современной либеральной идеологии. Целью концепции «достойного общества» является «попытка сформировать новое справедливое общество на основе конвергенции лучших черт, присущих разным обществам; она возникает в связи с исчерпанием доверия к радикальным проектам прошлого, будь они коммунистические, фашистские, анархистские, или какие-либо еще»2. Есть и другие свидетельства того, что проблематика общественного идеала остается социально значимой и актуальной.
В качестве показательного примера, характеризующего рациональный, нормативный подход к теме, можно обратиться к концепции общественного идеала П.И. Новгородцева и его последователей: Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и Н.Н. Алексеева, работы которых относятся к первой половине двадцатого века. Их наследие может представлять социологический интерес потому, что тема ценностей, особенно в кризисные для общества периоды, продолжает оставаться одной из самых широко обсуждаемых, а идеал представляет собой наивысшую позицию на шкале ценностей. Однако работы этих авторов долгое время оставались за рамками социологического обсуждения. В советский период их идеология считалась враждебной режиму
Годится (греч.) - государство.
2 В. Г. Федотова. Хорошее общество. Прогресс-Традиция. М, 2005. С. 457.
(Новгородцев накануне революции полемизировал с марксистами), и их труды не изучались. Но и сегодня их представлениям об общественном устройстве посвящены лишь немногие социологические работы. В то же время некоторые из идей этих авторов активно продвигаются рядом российских политологов и социальных философов.
К их наследию обращаются сторонники особого исторического пути и политического устройства России. Так, в работах Н.Н. Алексеева черпает свою аргументацию общественный деятель и преподаватель МГУ А. Г. Дугин, основатель и лидер движения «Евразия». Идеи И.А. Ильина часто используются в рамках современных правых, консервативных и клерикальных политических движений. Его собственные работы, а также статьи о нем, написанные в апологетическом духе, можно найти на многих официальных сайтах московской патриархии и сайтах националистических организаций, например: «О русской идее»3, «Русский национализм - идеология русского народа»4, «Русский патриотизм в концепции И.А. Ильина»5 и др. Н.С. Михалков в своей риторике, а также в декларации «Манифест просвещенного консерватизма»6, где излагаются принципы новой национальной идеологии, приводит ряд положений, сформулированных Вышеславцевым еще в эмиграции, в 30-е - 50-е годы XX века. Например, «гарантийное государство», «идеал, как социальное братство — союз свободных людей» и др.
Следует отметить, что представления о наилучшем устройстве общества занимают важное место в работах и выступлениях не только у представителей консервативной позиции, но и у либералов-правозащитников. Для них характерны многочисленные рассуждения о так называемом правовом государстве, которые сводятся к простым утверждениям о необходимости верховенства в обществе закона, а не личной или групповой власти. Здесь присутствуют ссылки на современные практики применения законов в западных обществах, но не приводятся их теоретические социологические основания применительно как к этим обществам, так и к современной ситуации в России. В то же время продуманную и рационально выстроенную концепцию общества, основанного на принципах права и имеющую отношение к России, можно найти у П.И. Новгородцева и его последователей. В их работах, где понятия права и закона разведены и определены, объясняется, почему и для чего необходимы эти образования в качестве базы для построения совершенного российского общества. Тем не менее, правозащитники к их наследию не обращаются ни с позитивных, ни с критических позиций.
В этой связи следует отметить, что обращение автора диссертации к творческому наследию П.И. Новгородцева и его последователей является не только актуальным, но одним из первых, где их теоретические построения, нормативные и ценностные основания этих построений подробно изучается с социологической точки зрения. Основное внимание в диссертационном
3См.:
4 См.: l/07/29/russkij_nacionalizm_ideologiya_rasskogo_naroda/
5 См.:
6 См.:
исследовании уделяется выявлению существенно общих для всех этих авторов характеристик концепции общественного идеала, что позволяет ставить вопрос о принадлежности их к одной, условно говоря, научной школе.
Степень научной разработанности темы
Понятие общественного идеала было предметом изучения мыслителей, занимавшихся главным образом разработкой проектов идеального будущего в целом ряде областей знания:
в области социальной философии, где создаются утопические проекты;
- в области социологии, где предлагается гомеостатическая модель
общества (в этих работах понятие прямо не используется, но латентно
подразумевается);
- в области публицистики с ярко выраженной идеологической позицией,
где продвигаются идеи усовершенствования общественного порядка.
В рамках диссертационного исследования соответствующие идеи рассматриваются с точки зрения социологической трактовки нормативных и ценностных оснований построения проекта идеального общества, характерных для работ изучаемых авторов.
Тема общественного идеала зародилась в античной философии и связана с появлением в человеческой культуре городов (полисов). Отсюда проистекает мечта о построении идеального общества, живущего компактно, в котором нет противоречий и все обязанности справедливо поделены между его членами. Истоком утопических проектов принято считать диалог Платона под названием "ПоХітєіа"7. Большинство из них, связанных с конструированием совершенного общества, от эпохи «Возрождения» и «Просвещения» до двадцатого века создавались в платоническом духе. История XX века неразрывно связана с попыткой практического осуществления теоретических проектов совершенного общества8, начиная с республики Фиуме, возглавляемой Габриэле Д'Аннунцио и заканчивая Пол Потовской Кампучией. Не исключением в этом ряду совершенных государств является и Джонстаун -город в Гайане, основанный в 1970-х гг. лидером секты «Народный Храм» Джимом Джонсом, и исламистские государственные формирования
7Политея (греч.) - Государство
8 Типология представлений о совершенном обществе и общественном идеале будет приведена в дальнейшем изложении.
(Вазиристан - государство талибов или Кавказский Эмират Доку Умарова, существовавший короткое время в постдудаевской Чечне9).
Начало XX века известно как кризисный период общемировой, в частности, Российской истории, во время которого многие идеологи и социальные философы рассуждали о совершенном обществе. К проблематике общественного идеала в России обращались и в более ранние периоды истории. Например, Н.Г. Чернышевский (в произведениях «Сны Веры Павловны» и «Что делать?»)10 и другие мыслители XIX столетия касались проблематики построения лучшего общества. Но более четкие теоретические проекты общественного идеала появились к началу XX века. К российским мыслителям, которые, так или иначе, обращались к этой теме, можно отнести: Н. Трубецкого, П. Савицкого, Л. Гумилева, П. Сувчинского и П. Арапова, Р. Якобсона, П. Карсавина, В. Сеземана, Г. Вернадского, Д. Святополка-Мирского, Г. Флоровского, С. Булгакова,!". Федотова, В. Соловьева, Н. Устрялова, П. Бицилли, А. Карташева, С. Франка, Л. Шестова, А. Вонсяцкого, Н. Никифорова, К. Родзаевского11, а также марксистов - В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Г. В. Плеханова, К. Радека и др12.Среди них П.И. Новгородцев, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин и Н. Н. Алексеев занимали заметное место.
В социологии категория общественного идеала всегда находилась на периферии внимания исследователей и не была отдельным предметом изучения. Тем не менее, некоторые представители классической социологии, так или иначе, касались в своих работах этой темы. В частности, согласно Э. Дюркгейму, идеалы имеют своим источником ценности и вместе с тем являются образцами по отношению к ним13. Он указывал, что к идеалам в обществе обращаются в особые исторические моменты, характеризующиеся социальными катаклизмами и неурядицами: «dans les moments d'excitation de се
9 Official Release of the Statement by Amir Dokka Umarov about the Declaration of the Caucasus Emirate (full
transcript of the video released 20 November 2007).
10 Чернышевский H. Г. Сочинения. —M: Мысль, 1986—1987
11 Большинство указанных мыслителей были идеологами эмигрантских политических движений и партий, так
А. Вонсяцкий, Н. Никифоров и К. Родзаевский являлись лидерами, создателями и идеологами русских
фашистских организаций в Харбине в 1930-х гг., П. Сувчинский и П. Арапов, Р. Якобсон, П. Карсавин, В.
Сеземан - принадлежали к евразийскому движению, Н. Устляров в был основателем т.н. течения
«сменовеховства».
12Для марксистов построение справедливого общества достигается посредством политической революционной борьбы, целью которой должна стать коммунистическая формация, которую можно считать общественным идеалом: «Люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю; приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и все возрастающей мере и те следствия, которых они желают». Для К. Маркса и для его последователей так понимаемый общественный идеал рассматривается как результат преодоления антагонизмов, возникающих в обществе при капиталистической формации (и других формаций, предшествующих ей), как модель такой реальности, где противоречия и конфликты исчезают. См.Энгельс Ф. Анти-Дюринг 1878 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 14. — М.-Л.: Соцэкгиз, 1931. — 359 с,отд. 3, гл. 2.
13Иванова Т.Б. Общественный идеал в русской социальной мысли XX века (Н. А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.И. Новгородцев, С.Л. Франк). Авт. дисс... канд. социол. наук. Спб., 1999 С. 10.; Эмиль Дюркгейм. Социология. Авторский сборник. М.: Канон+РООИ "Реабилитация"., 2006. С. 286-304.
genre en tout temps cree de grands ideaux sur les quels fonder une civilisation; Ces Periodes Sont: gran de crise chretienne»14. В то же время Дюркгейм не дал четкого определения общественного идеала, не выделил его функций и не углублялся в эту проблематику в целом.
Наиболее подробно общественные идеалы исследовал американский социолог Л. Мэмфорд. В работе «История Утопии» он осуществил их анализ и выделил два типа утопических проектов переустройства общества: так называемые утопии бегства и утопии реконструкции. Вторые предполагают конкретную программу немедленных социальных изменений, в первых она отсутствует. Мэмфорд связывал появление программ утопического переустройства с появлением городов в человеческой цивилизации и дальнейшей урбанизацией15, полагая, что прообраз утопии порожден желанием построения совершенного полиса наподобие платонической «Политеи», где все обязанности справедливо распределены между гражданами, господствует единообразие и «надчеловеческая социальность»16.
Проблематика общественных идеалов отчасти затрагивалась представителями Чикагской школы (1920-1930гг.), в частности - Р. Парком и Э. Берджесом17. Они исследовали соответствующие представления в контексте ценностей, характерных для определенных социальных страт американского общества при помощи метода case-study.
Роберт Мертон в работе «Социальная структура и аномия» показал, что в ходе быстрой смены одних общественных идеалов другими наступает особое состояние коллективного (общественного) сознания - аномия. Она обусловлена тем, что новые общественные идеалы не усваиваются в массовом масштабе,18 обнаруживается несоответствие идеальных общественных норм жизненным реалиям19, что влечет за собой проявления отчуждения.
Американский социолог П. Холландер в работе «Soviet and American Society» (Советское и американское общество)20 сравнивал базовые ценности, на основании которых формируются национальные идеи в СССР и США.
14 В моменты эмоционального возбуждения такого рода во все времена создавались великие идеалы, на которых базируются цивилизации; К таким периодам относятся: великий христианский кризис, см. Emil Durkheim (1911). «Jugements de valeur etjugements de realite».Paris, Presses Universitaires de France., 1972. 15Mumford L. The Myth of The Machine. Vol. 2: The Pentagon Of Power. N.Y., 1970. 16Over-human sociality - тамже, стр. 212.
17 Burgess, E. W. (1936)."Protecting the public by parole and by parole prediction".American Institute of Criminal Law and Criminology, volume 27(4), pages 491-502; .Kemper, Robert V., "Robert Ezra Park", in Encyclopedia of Anthropology ed. H. James Birx .2006, SAGE Publications.
18Мертон P. Социальная структура и аномия //Социология преступности (Современные буржуазные теории) Москва, 1966. Перевод с французского ЕА.Самарской. Редактор перевода М.Н. Грецкий. Издательство «Прогресс».С. 297.
19Громов И. А., Мацкевич И. А. Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. —С. 531
20HollanderP. Soviet and American Society. Acomparison N.Y., 1973.
Но более подробно, чем прежде, общественные идеалы обсуждались в рамках социологии второй половины XX века. Этому способствовало с одной стороны, осознание последствий тоталитаризма, потерпевшего крушение в проигравших вторую мировую войну государствах, с другой - в связи с возникновением новой формы тоталитаризма внутри демократических обществ: экстремистских новых религиозных движений.
Среди наиболее ярких движений такого рода можно назвать: «Народный
храм» Джима Джонса, «Небесные врата» Маршала Эпплаута, «Ветвь
Давидова» Дэвида Корэша, «Дети божий» Дэвида Бранда Берга, «Движение
Трансендентальная медитация» Ошо Раджниша и др. Их основатели создавали
закрытые поселения, в которых de facto не действовала светская юридическая
система и осуществлялась попытка воплощения утопического проекта
справедливого совершенного общества. Соответственно возникла
необходимость выявить степень опасности каждого из новых религиозных
движений. В рамках Федерального Бюро Расследований США при участии
директора организации Луиса Фриха (Louis Freeh) в 1999г. был составлен
документ под названием «Проект Мегиддо»21, где указываются факторы,
провоцирующие антиконституционную деятельность религиозных
организаций: недовольство, увлечение утопическими, несбыточными социальными проектами22 (прожектерство) и изоляция. В совокупности они были названы «смертоносной триадой».
К изучению проблем, связанных с религиозным экстремизмом обратились американские и европейские социологи (Э. Баркер, С. О'Лирии)23 и социальные психологи. Они рассматривают попытки и способы осуществления общественных идеалов в рамках новых религиозных движений24, среди которых коллективные самоубийства, терроризм и построение закрытых коммун, похожих на концентрационные лагеря. Они подчеркивают, что это следствия именно утопичности, несбыточности подобных социальных проектов. Большинство исследователей НРД, например, Эдгар Шейн25, Флэвил Йикли26, Роберта Джей Лифтон27, Леона Фестингер28, опираются в своих изысканиях на работы Курта Левина29, в частности на его «торию поля».
21См. например, Media Briefing with Attorney General Janet Reno: January 6, 2000; FBI Targets 'Right Wing' -
Project Megiddo lists possible threats in the millenium.
22 Имеются ввиду общественные идеалы новых религиозных движений.
23Barker, Eileen New Religious Movements: A Practical Introduction (Paperback) Bernan Press (October, 1990);
Barker, Eileen «The Scientific Study of Religion? You Must Be Joking!» Journal for the Scientific Study of Religion,
34(1995).
24 Новые религиозные движения.
25 Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство. — СПб.: Питер, 2002.
26Yeakley Flavil R., Norton Howard W. & Vmzffnt Gene & Don E., eds. The Discipline Dilemma. Nashville, TN: Gospel Advocate Press, 1988.
27Lifton R.J. Thought Reform and the Psychology of Tota Nsm.
28Festinger Leon, Rieken Henry W. & Schachter Stanley. When Prophecy Fails: A Social and Psychological Study of a Modern Group that Predicted the Destruction of the World. NY; Harper&Row, 1956. 29 См. например, Левин К. Теория поля в социальных науках / [Пер. Е. Сурпина]. — СПб.: Речь, 2000.
Теория «когнитивного диссонанса» Леона Фестингера30, которая была создана под влиянием «теории поля» Курта Левина31, используется рядом исследователей НРД для объяснения увлечения их адептов утопическими, несбыточными социальными проектами32 (социального прожектерства). Это работы, выполненные Эдвардом Куртисом33, Дэвидом Хелперном34, Джэймсом Сигельманом35, Ирвином Хексхамом36, Джоном Уэллисом37, Эдвардом Лоттиком38.
Практически во всех социологических исследованиях, связанных с темой общественного идеала, он представлен как ценностная категория.
Общественный идеал был постоянным объектом рассмотрения в рамках таких отраслей отечественной социальной философии советского периода, как исторический материализм и научный коммунизм39. Об этом писали В.Е. Давидович40, СВ. Туманов41, В.Л. Павлов42, Э.В. Ильенков43, А.И. Яценко44, Л.М. Путилова45, Л.В. Константинова46, В.Г. Татаринцева47, Д.С. Черкашин48 и В.Ю. Шпак49, A.M. Ковалев50, Р.И. Косолапов51, Х.Н. Момджян52, Ж.Т. Тощенко53.
30Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Пер с англ. СПб.: Ювента, 1999.
31 Теория Зимбардо содержит ряд указаний на то, что к проектированию общественных идеалов обращаются в
периоды социальных неурядиц: во время кризисов и нестабильности.
32 Имеются ввиду общественные идеалы новых религиозных движений.
33 Edward Е. Curtis and Danielle Brune Sigler, eds., The New Black Gods: Arthur Huff Fauset and the Study of African
American Religions, Bloomington: Indiana University Press, 2009.
34Markowitz, Arnold; David A. Halperin, M.D. (1984). "Cults and Children: The Abuse of the Young". Cultic Studies Journal (International Cultic Studies Association) 1 (2).Retrieved 2007-11-03.
35 Conway, Flo; James H. Siegelman, Carl W. Carmichael, John Coggins (June 1986). "Information Disease: Effects of
Covert Induction and Deprogramming". Update: A Journal of New Religious Movements.
36 A revised version of his Ph.D. thesis was published as: Irving Hexham, The Irony of Apartheid, Lewiston, Edwin
Mellen, 1981.
37Beckford, James A.; John Walliss (2006).Theorising Religion: Classical and Contemporary Debates. Ashgate Publishing Limited, p. 91
38Lottick, Edward (2008). "Psychologist Survey Regarding Cults". Cultic Studies Review (International Cultic Studies Association) 7 (1): 42-54. Retrieved 2010-06-15.
39 См. например, Федосеев, П. H., Афанасьев, В. Г. Научный коммунизм: Учебник для вузов. М.: Политиздат,
1985.
40 Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов-на-Дону, 1983
41 Туманов СВ. Общественный идеал: диалектика развития. М., 1986. С. 148.
42 Павлов В.Л. Философско-социологический анализ общественного идеала: Автореф. дис. .канд. филос. наук. -
Киев, 1980.
43Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - Москва, 1968
44 Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. АН Украинской ССР, Ин- философии. - Киев: Наукова думка, 1977.
45 Путилова Л. М. Идеал как отражение бытия и образ будущего: Автореф. дис. канд. филос. наук. Саратов,
1987.
46 Константинова Л.В. Место и роль общественного идеала в системе социальной детерминации: автореф. дис.
насоиск. учен.степ. канд. филос. наук : 09.00.11 /Л.В. Константинова. - Саратов, 1994. -17 с
47 Татаринцев В.Г. Роль коммунистического идеала в формировании ценностной направленности
социалистической личности.-в кн.: XXX Герценовские чтения: Философия и социальная психология. Л., 1977,
с.ПО-ПЗ.
48 Черкашин Д.С. Диалектика коммунистического общественного идеала и действительность: /Некоторые
вопросы методологии и теории/. Диссертация .докг. филос. наук. - Харьков, 1977
49 Шпак В.Ю. Социалистический политический идеал как фактор развития личности при социализме: Автореф.
дис. канд. филос. наук. Ростов на Дону, 1973.
Однако социальные и культурные причины устойчивого воспроизведения утопических идей, их место в культуре общества, возможности их реализации в рамках социологических теорий не изучались54. Идеал априорно рассматривался как движущая сила общественного развития, подчеркивалась его позитивная социальная роль55. Тема общественного идеала - коммунизма - удерживалась в связи с государственным заказом, с необходимостью на уровне властей обосновывать преимущества советской идеологии56. После официального отказа от советской политической системы в России эта тема перестала быть центральной. Однако интерес к ней некоторых политических лидеров и социальных философов сохраняется в связи с поиском идеологической концепции, претендующей на роль новой национальной идеи. В данном диссертационном исследовании концепция общественного идеала в работах Новгородцева и его последователей рассматривается в качестве показательного примера с точки зрения ее социально-нормативного и ценностного, в частности, правового обоснования57 и той роли, которая, по мнению авторов, принадлежит праву в формировании совершенного общества.
Проблема диссертационного исследования. Как уже отмечалось, интерес к идеям П.И. Новгородцева и его последователей возобновился. Однако в контексте дискуссий вокруг них понятие общественного идеала, на котором базировались их социологические и философские построения, либо обходится молчанием, либо упоминается без каких бы то ни было уточнений. С точки зрения социологии проблема состоит в расхождении между негласным присутствием представлений об «общественном идеале» в качестве ключевых, целеполагающих в декларациях современных адептов школы П.И. Новгородцева и отсутствием четкой научной трактовки самого понятия, его социокультурных функций и способов реализации. В большинстве текстов, связанных с темой, содержание понятия лишь бегло очерчивается, а само оно используется в оценочном смысле.
50 Ковалев А. М. Социализм и закономерности общественного развития. — М: Изд-во МГУ, 1982.
51 Косолапов Р. И. Социализм: К вопросам теории. М: Мысль, 1975.
52 Момджян X. Н. Проблемы общественного прогресса в современной идеологической борьбе. М.: Мысль, 1980.
53 Тощенко Ж. Т. Идеологические отношения. Опыт социологического анализа М.: Мысль, 1988.
54 См. Туманов СВ. Общественный идеал: диалектика развития. - М.: МГУ, 1986. - С.9.
55 См. например Тугаринов В.Г.Теория ценностей в марксизме. - Л., 1968.
56 См. Косолапов Р.И. Социалистический идеал: теория и реальность // Проблемы мира и социализма. - 1979. №
2; Квасов Г.Г. Социальные идеалы личности и действительность. - М., 1979.
57 В задачи диссертационного исследования не входит анализ религиозных идей рассматриваемых авторов,
поскольку правовой аспект их рассуждений значительно ближе к социологической трактовке общества.
Поскольку в настоящее время целесообразно более четко определить понятие общественного идеала как социологическое, в диссертационной работе предполагается, что обращение к текстам П.И. Новгородцева и его последователей, где оно было специальным предметом рассмотрения, позволит показать:
- что работы П.И. Новгородцева и его последователей можно отнести к
своего рода теоретической «школе», поскольку для них характерны общие
исходные основания и направления исследований58; это нужно для того, чтобы
выводить понятие общественного идеала из всей совокупности их работ, а не из
работ каждого по отдельности;
- принять их разработки в качестве показательного примера
рационалистичного подхода к теме, для чего необходимо проанализировать на
каких теоретических и ценностных основаниях П.И. Новгородцев и его
последователи выстраивали свою концепцию общественного идеала, как они
представляли его функции в обществе и культуре, какое содержание они
вкладывали в это понятие;
- определить, что их концепцию общественного идеала можно отнести к
определенному типу среди других социально-философских, социологических и
политологических трактовок этого понятия.
Предполагается, что работа в этом направлении позволит выявить познавательные функции понятия общественного идеала в социологическом исследовании.
Цель диссертационного исследования: на показательном примере
теоретического наследия представителей «школы» П.И. Новгородцева выявить
социальное содержание понятия общественного идеала, логику его
построения, а также отнести его к определенному типу представлений подобного рода, что позволяет определить его место в историческом и социологическом теоретическом контексте.
Достижение этой цели предполагало решение следующих задач:
-
Проследить историческую изменчивость представлений об общественном идеале (( 2 гл.1);
-
Показать соотношение этих представлений с проблемной социальной ситуацией (3 гл.1,);
-
Выстроить типологию представлений об общественном идеале в соответствии с существующими в социологии принципами и концепциями, пригодными для их классификации ( 3, гл. 1).
-
Сконструировать схему анализа содержания работ представителей «школы» П.И. Новгородцева, посвященных тематике общественного идеала (1, гл.2).
-
Проанализировать содержание понятия общественного идеала в работах представителей «школы» П.И. Новгородцева.
-
Установить к какому классу представлений об общественном идеале они
58Соображения, исходя из которых эти работы условно отнесены к конкретной школе, будут приведены в дальнейшем изложении.
относятся ( 3, гл.1, 2,3, гл.2).
Объект диссертационного исследования - концепция общественного идеала П.И. Новгородцева и его последователей.
Предмет диссертационного исследования - содержание теоретического наследия П.И. Новгородцева и его последователей - Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и Н.Н. Алексеева, - представленного в их трудах, из которого выводятся значение и смысл социального идеала в качестве социологической категории.
Теоретико-методологические основы диссертационного исследования
Диссертационная работа выполнена на пересечении исторического и социологического теоретического направлений исследования. Историческую часть составляет краткий обзор концепций общественного идеала, существовавших в разные периоды времени. На этой основе была построена типология соответствующих представлений, а также выделены ключевые аспекты социокультурного контекста, в пределах которого формировались и развивались идеи, характерные для представителей школы П.И. Новгородцева. Социологическая теоретическая часть представлена, во-первых, построением типологии представлений об общественном идеале, позволяющей четко идентифицировать позицию Новгородцева и его последователей, во-вторых, анализом содержания их концепции общественного идеала с точки зрения познавательной и практической значимости в качестве социологической категории. Теоретическую основу диссертационного исследования составили:
теоретические концепции ценностей, с помощью которых обосновывается категория идеала;
структурно-функциональная теория, которая позволяет определить к какой области социальной жизни относится предлагаемая концепция общественного идеала и какие функции приписывают авторы этому феномену;
теоретическая область культурной семантики, которая применяется для определения содержания концепции общественного идеала, нормативных и ценностных основ, на которых она строится, возможностей осуществления идеала.
Методы исследования. В качестве базовых аналитических средств в работе используются следующие методы:
типологизация, позволяющая в определенном социокультурном контексте упорядочить представления об общественных идеалах;
контент-анализ, необходимый для анализа содержания работ П.И. Новгородцева и его учеников, посвященных тематике общественного идеала, который применяется для доказательства принадлежности П.И. Новгородцева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и Н.Н. Алексеева к одному интеллектуальному направлению, к одной научной школе;
информационно-целевой анализ содержания текстов (в соответствии с методикой Т.М. Дридзе), который применяется для выявления авторских интенций, обусловивших обращение к концепции общественного идеала (выявление социальной принадлежности самих авторов и их адресатов);
семантический анализ, позволяющий определить культурный смысл общественного идеала в трактовке представителей «школы» П.И. Новгородцева;
- компаративный метод, при помощи которого осуществляется сравнение как
общих, так и различных элементов концепций, представителей «школы» П.И.
Новгородцева.
Источниковедческая и эмпирическая база исследования. Источники, использованные при написании диссертационной работы, могут быть условно разделены на две группы.
К первой относятся тексты (научные статьи и монографии) теоретического и методологического содержания. Теоретические источники позволяют раскрыть социологические, общественно-политические, социально-философские и теоретико-культурные аспекты понятия общественного идеала и построить типологию соответствующих концепций. Методологические работы, на которых базируется диссертационное исследование, также можно разделить на две группы текстов, посвященных:
-
методологии социологических исследований вообще, а также контент-анализу и семантико-структурному анализу в частности;
-
методологии изучения идеалов общественно-государственного устройства,
Источники, относящиеся ко второй группе - это материал для эмпирической части исследования, включающий в себя 65 работ представителей «школы» П.И. Новгородцева - 24 авторских статьи и 41 монография Их содержание изучалось с помощью методов контент-анализа, информационно-целевого и семантического анализа.
Научная новизна исследования. Данное диссертационное исследование содержит следующие положения, характеризующие его научную новизну:
- В результате изучения работ, связанных с темой общественного идеала и относящихся к разным историческим периодам, построена собственная авторская типология общественных идеалов. В соответствии с целями и задачами исследования ее основания составили категории: целъ (то, каким образом авторы концепции общественных идеалов представляют себе совершенное общество после его построения), культурные средства достижения общественного идеала (посредством чего достигается, провозглашаемый общественный идеал: через идеологию59, религию60,
59 Термин "идеология" определяется как целостная совокупность убеждений, сфокусированных вокруг нескольких основополагающих ценностей. См. например: Blatt berg, Charles, "Political Philosophies and Political Ideologies, "in Patriotic Elaborations: Essays in Practical Philosophy, Montreal and Kingston: McGill-Queen's
традицию или политику, просвещение или революцию), движущие силы, позволяющие осуществить проект общественного идеала - определенная социальная страта (пролетариат, буржуазия, интеллигенция, верующие, великие люди: вожди и герои).
- Показано, что концепции общественного идеала, разрабатываемые
четырьмя мыслителями: П.И. Новгородцевым, Б.П. Вышеславцевым, И.А.
Ильиным и Н.Н. Алексеевым - содержат сходные ключевые положения, а сами
авторы находились под влиянием идей друг друга, и можно считать, что они
образуют, условно говоря, единую «школу», идейную базу которой составляли
идеи П.И. Новгородцева.
- Выявлено содержание понятия «общественного идеала», используемого в
рамках этой «школы», в соответствии с параметрами «цели-средства-движущие
силы» и «области социокультурного пространства». Модель социального
идеала, характерная для «школы» П.И. Новгородцева, представлена двумя
концептуальными уровнями: относительным (оптимальным в данный период
времени, конкретным) и абсолютным (обеспечивающим ориентир и
предельную цель общественного развития, абстрактным), между которыми
осуществляется прогрессивный исторический процесс, в ходе которого
относительный идеал постепенно приближается к абсолютному.
Относительному общественному идеалу соответствует политический идеал,
который в большей степени разрабатывался И.А. Ильиным и Н.Н. Алексеевм.
Абсолютный общественный идеал соотносится с пределом социального
прогресса; на его разработку основной акцент делался в работах П.И.
Новгородцева и Б.П. Вышеславцева.
- Обосновано, что концептуальная база представлений об общественном идеале, характерных для «школы» П.И. Новгородцева, которую нередко трактуют только в религиозном ключе, существенным образом определяется идеями правовой философии (философии естественного права) и в некоторой степени - неокантианства.
Основные положения, выносимые на защиту. Исходя из цели и задач диссертационного исследования, автор выносит на защиту следующие положения:
- Представления об общественном идеале в настоящее время заслуживают
изучения средствами социологии, поскольку по-разному выраженные, они
достаточно популярны в областях политики, социальных наук, философии.
Анализ литературы, относящейся к теме, позволил сделать вывод, что чаще
University Press, 2009. По мнению автора диссертации, можно вьщелить несколько типов идеологии, которые могут быть средствами достижения общественного идеала: религиозная идеология (фокусируется на ожидании внешней, божественной помощи) и политическая идеология (фокусируется вокруг идеи опоры людей на собственные силы для преобразования общества).
60 В приложении к культурным средствам достижения идеала следует различать религию и религиозную идеологию. Религиозная идеология представляет собой только совокупность убеждений (веру), религия -включает и практическую сторону: религиозный культ, молитвы, сакральные запреты и ограничения, инициации, церемонии и т.д.
всего вопрос о том, какой должна быть модель совершенного общества, возникает в моменты социальных кризисов. Соответственно общественный идеал представляется как наилучшее его разрешение. В то же время в соответствующих работах практически не осуществляется теоретическая концептуализация самого понятия и отсутствует определение его познавательных функций.
Для выявления особенностей трактовки общественного идеала в работах П.И. Новгородцева и его последователей необходимо было построить типологию соответствующих концепций, существующих в рамках мировой социальной мысли. Такая типология использовалась для двух целей. Во-первых, как система соотнесения для выявления особенностей изучаемой позиции, во-вторых, для ее отнесения к определенному типу. Особенности позиции определяются соотношением абсолютного и относительного начал (естественного и юридического права) при построении возможных вариантов совершенного общества. Сами начала образуют границы, между которыми они располагаются. Концепция общественного идеала П.И. Новгородцева и его последователей ближе всего к нормативно-светскому типу. Можно предположить, что предлагаемая типология применима ко всем концептуальным построениям подобного рода.
Концепция общественного идеала П.И. Новгородцева и его последователей занимает особое место в российской социальной философии и социологии начала XX века. Во-первых, они уделяли специальное внимание понятию общественного идеала; во-вторых, разрабатывали теоретическую концепцию самого феномена на рационалистических правовых основаниях; в-третьих, выделяли движущие силы его осуществления. Поскольку эти характеристики являются общими для работ всех рассматриваемых авторов, можно условно считать их представителями единой концептуальной школы. При значительном интересе, который сегодня проявляется к российскому идейному наследию вообще и к этой теме, в частности, познавательная значимость их представлений, которая практически не изучена в рамках отечественных социологии и социальной философии, заслуживает специального внимания.
- Для исследования теоретических оснований и строения концепции
общественного идеала представителей «школы» П.И. Новгородцева
целесообразно использовать социологические методы контент-анализа,
информационно-целевого и семантического анализа, осуществляемых в
соответствии со следующими категориями:
содержание понятия общественного идеала;
средства и пути его предполагаемого осуществления;
коммуникативное намерение авторов (в соответствии с концепцией Т.М. Дридзе);
адресата, к которому обращаются авторы.
Концепцию общественного идеала, выявленную в результате анализа текстов рассматриваемых авторов, можно охарактеризовать следующим образом:
она репрезентировалась с помощью таких терминов, как «особый путь», «метафизический абсолют», «безвластная организация», «справедливый правопорядок», «демотатическое государство», внутреннее содержание которых оставалось нераскрытым и которые были скорее метафорами, чем инструментальными понятиями;
пути и средства построения совершенного общества не разрабатывались и даже не обсуждались
коммуникативное намерение авторов можно свести к обоснованию идеи, что общество, построенное на правовых основаниях, следует считать наилучшим;
авторы адресовались главным образом к эмигрантской русской молодежи, которую считали движущей силой реализации предлагаемого общественного идеала в постбольшевистской России.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:
- как один из способов исследования содержания, познавательных функций и
исторической специфики социальнонаучных категорий;
- как подготовка к изучению процессов социальной и политической динамики
(в частности, с использованием методов анализа текста);
- как методическая основа для разработки учебного курса по истории
социологии, политической социологии, социологии культуры, исторической
социологии и политологии;
- как способ анализа и оценки реализуемости разработок в области прикладной
социологии.
Апробация положений диссертационного исследования
Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на Научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых «Россия в многополярном мире: проблемы и тенденции развития в условиях кризиса» (Москва, «Вятичи», ИС РАН, 9-11 декабря 2011), на Всероссийском молодежном научном форуме «Межкультурный диалог на переломе эпох» (Самара, 13 ноября 2011), межрегиональном молодежном научном форуме ««Неактуальные» проблемы общества и науки» (Самара, 2010), а также HalV Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие» (Уфа, 23-25 октября 1012). Результаты были изложены автором в ряде научных публикаций. По теме диссертации была опубликована научная монография «Русский либерализм сквозь призму неокантианства» (Царьков П. Е. Русский либерализм сквозь призму неокантианства. Идеалы и воплощение. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012).
Структура диссертационного исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем работы - 161 стр. Список
литературы содержит 202 наименования.
Формирование представлений П.И. Новгородцева об общественном идеале в ранний период творчества (1909-1917гг.) в контексте русской социально-философской мысли начала XX века
Как видно из приведенных выше определений, в самом широком смысле под общественным идеалом понимается образцовое, совершенное, желаемое состояние общества. Можно выделить ряд его характеристик, встречающихся практически во всех работах, посвященных этой теме.
1. Опираясь на словарное определение, на трактовки указанных выше исследователей, а также исходя из понимания общественного идеала как культурного образования, которое строится на ценностных основаниях, дополним определение общественного идеала еще одной существенной характеристикой. Поскольку чаще всего вопрос о том, какой должна быть модель совершенного общества, принято относить к периодам социальных кризисов, сдвигов и революций, она обусловлена поиском выхода из таких ситуаций. Соглашаясь с общепринятым определением общественного идеала как представления о том, как должно быть устроено совершенное общество, дополним его следующим образом: это окончательное решение проблемы, устанавливающее такой социальный порядок, который удовлетворяет всех членов общества. Поэтому, общественный идеал можно также рассматривать как предел окончания и разрешения кризисной ситуации.
В качестве рабочей дефиниции в диссертации автор предлагает использовать следующее определение общественного идеала: общественный идеал - это проект желаемого общественного устройства.
2. Следует подчеркнуть, что общественный идеал трактуется как относительная категория. То, что для одних является идеалом, в тот же период времени может не быть идеалом для других. Например, идеалом марксизма является коллективизм, а идеалом либерализма - индивидуализм. Идеалы переменчивы и во времени. Так, например, демократические ценности и свободы были идеалами Веймарской республики, а идеал чистоты расы, тоталитарного государства и национал-социалистического общества возобладали в Германии спустя всего несколько лет
3. Многие мыслители обращали внимания на то, что существует проблема расхождения между совокупностью представлений об общественном идеале и реальным положением дел в обществе, между проектом идеального общественного устройства и тем, что получается в случае его практического осуществления.
В частности, на несоответствие декларируемой модели мироустройства и реальности обратили внимание еще французские материалисты Гольбах и Гельвеций в эпоху Просвещения. Они обратились к католической церкви с критикой, назвав ее догматическое богословское ученее об основах мироустройства - «клерикальным обманом».
К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что декларируемая в том или ином обществе идеологическая концепция, (включая общественные идеалы) всегда является проекцией интересов господствующего класса, которые посредством манипуляций и фальсификаций выдаются за интересы общества в целом (в том числе пролетариата). В частности, К. Маркс в этой связи говорил о так называемом «товарном фетишизме»76. Концепция «товарного фетишизма» получила дальнейшее развитие в марксистской теории «ложного сознания».
Немецкий социолог и политолог М. Хильдебрандт, говоря о религиозно-политических (фундаменталистских) проектах совершенного общественного устройства, подчеркивал, что при декларированном желании вернуться к первохристианской или первоисламской общине, к «чистому вероучению» первых веков существования религии в результате конструируется современная синкретическая идеология, во многом не
Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 3, — М, 1955. С.25 соответствующая принципам провозглашаемого проекта идеального общественного устройства .
Британский и австрийский социолог К. Поппер в работе «Открытое общество и его враги» критиковал идеологии и проекты совершенного общественного устройства, относящиеся к так называемым «закрытым обществам» - историцизм, платонизм, марксизм. Он подчеркивал, что формирование теорий идеального общественного и политического устройства на практике приводит к диктатурам и не имеет смысла, так как нет возможности прогнозировать процесс познания и накопления знаний .
Представитель Франкфуртской школы Э. Фромм, говоря о проектах совершенного общественного устройства, декларируемых в рамках идеологических концепций, отмечал, что «это идеи, сформулированные для общественного потребления», они нужны для манипулирования массами, в реальности декларируемые идеалы не соответствуют, а подчас и противоречат целям провозглашающим ими79.
Итак, все перечисленные авторы отмечают, что попытки реального воплощения декларируемых проектов совершенного общественного устройства (общественных идеалов), как правило, расходятся с провозглашаемой конечной целью и результатами их осуществления. В то же время они не указали на универсальность этого факта. Как правило, взамен критикуемым концепциям противопоставлялись альтернативные, по замыслу авторов более приемлемые. Они критиковали лишь отдельные стороны проектов общественного устройства других авторов, те аспекты, которые их не устраивали в конкретный исторический период, и заменяли их другими.
Реализация идей представителей «школы» П.И. Новгородцева в эмиграции
Изначально Устрялов был национал-большевиком, позже его идеологические воззрения изменились в сторону «сменовеховства» . Его взгляды на проблематику общественного идеала нашли отражение в работе «Проблема прогресса»123, опубликованной в 1931 г.
Центральной для него стала «теория прогресса»: «прогресс состоит не в перемене одного эмпирического состояния другим, а в преображенном сохранении, восполнении их всех; в устремлённости их к совершенству, всевременному бытию» . Устрялов анализирует различные подходы к категории прогресса, и вырабатывает оригинальную классификацию, где «культурный прогресс» подразделяется на более мелкие категории: экономический, интеллектуальный, моральный и социальный виды прогресса . Отдельно рассматривается категория «технического прогресса», который, по мнению Устрялова, получает особое развитие в XX веке. В техническом прогрессе философ находит причины социальных катаклизмов, постигших Россию и европейские государства: «Большое недоразумение состоит в том, что теория прогресса видела в технике фактор, истребляющий, сокрушающий войну, тогда как, напротив, война с техникой родится, с техникой нарастает и ширится. Все великие воинственные народы были мастерами изобретателями в области орудий, инженерных работ, массовой тактики и т.п. Война родит и питает технику, техника питает войну»126.
Каждый период истории, по мнению Устрялова, не следует рассматривать как наиболее или наименее совершенный. Приближающимся к идеалу (к совершенству, гармонии) объявляется весь исторический процесс в целом: «бесплодно искать торжества идеала в начале ее (истории), середине или в конце. Он всю её проникает собою, он - везде и во всем, он -в ее логике, в ее динамике, диалектике, в ее нарастающих и спадающих ритмах» . Соответственно концепция общественного идеала как основы построения совершенного общества Устряловым в принципе не рассматривается. Идеалом считается сам исторический процесс, а социальные кризисы, переломные периоды, войны и революции связываются с нарушением логики исторического процесса, по его словам, подобном нарушению логики музыкального произведения исполнителем при фальшивой игре.
Следует отметить, что все эти мыслители - Н. Трубецкой, П. Савицкий, Г. Вернадский, Д. Святополк-Мирский, Г. Флоровский, С. Н. Булгаков, Г. П. Федотов, Вл. Соловьев, Ю.В. Ключников, А.В. Бобрищев-Пушкин, Н.В. Устрялов - обратились к проблематике общественного идеала только после октябрьской революции 1917 года, в большинстве - уже находясь в эмиграции. В предреволюционный период, лишь немногие из них, например, С. Л. Франк и Н. А. Бердяев, признавали необходимость преодоления кризиса в российском обществе. Однако они не предлагали проектов его переустройства, а лишь говорили о необходимости его духовного преображения.
Позиция П. И. Новгородцева в этой связи представляется нетипичной, так как уже в этот ранний период он приступил к формированию концепции общественного идеала. П.И. Новгородцев, а вслед за ним Б. П. Вышеславцев, Н. Н. Алексеев и И.А. Ильин занимали критическую позицию по отношению к большинству интеллектуальных течений, связанных с проблематикой общественного идеала. Например, отношение к марксизму и позитивизму отличалось равной степенью враждебности . Центральная, работа П.И. Новгородцева "Об общественном идеале", фундаментальная для его последователей, написанная в ранний период его творчества (до эмиграции) целиком была посвящена критике Маркса, где марксизм и позитивизм во многом отождествлялись. Новгородцев осуждал философов (как своих современников, так и предшественников) за мессианство и догматизм, отмечая, что «каждый из них утверждал собственный истинный путь спасения человечества, полагая, что, во-первых, он есть, а, во-вторых, что он единственно правильный» . Из односторонности представлений Маркса, например, он делал вывод, что сама доктрина не выдерживает проверки реальностью, и потому попытки реализовать социалистическую модель общества бесперспективны .
Полемизируя с марксизмом, П.И. Новгородцев сосредоточился на критике коммунистического проекта совершенного общества, который в своих работах он прямо называл утопией. Помимо марксизма, он подверг критике все направления социальной философии восемнадцатого девятнадцатого столетий, обвиняя их в утопизме и конструировании атеистических теорий «земного рая» . Главным объектом критики стали предлагаемые в рамках этих теорий конкретные пути построения моделей совершенного общества. П.И. Новгородцев подчеркивал невозможность практического осуществления социалистических теорий в реальности: «Историческое осуществление социалистических начал явится с тем и полным крушением марксизма»133. В качестве альтернативы несостоятельным, с его точки зрения, теориям «конечного совершенства» , дающим готовые и конкретные рецепты и сроки построения совершенного общества, он предлагает идею «бесконечного совершенствования» . В то же время эта идея Новгородцева отличается от теории прогресса Устрялова, который полагал, что каждый период истории не следует рассматривать как наиболее или наименее совершенный, напротив весь исторический процесс в целом приближается к совершенству. Новгородцев же полагал, что совершенное общество можно создать только посредством постоянного нравственного совершенствования личностей и отношений между ними136.
Рассматривая концепцию общественного идеала Новгородцева и его последователей в соотношении с другими направлениями социальной мысли, связанными со схожей проблематикой - проектированием совершенного общества - следует более подробно остановиться на особенностях ее содержания.
Как и большинство его современников, П.И. Новгородцев понимал ситуацию в Европе и России в начале XX как кризисный период, что нашло отражение в его работе "Кризис современного правосознания" (1909г.). Она стала первой частью «Введения в философию права» . Эта работа написана под влиянием философских идей неокантианства и естественного права (jus naturale).. Следует подчеркнуть, что под воздействием идей естественного права находились все последователи П.И. Новгородцева. Как отметил А. А. Корольков: «Русская философия подарила миру много загадок, одна из таких загадок — склонность именно юристов к пояснению тайн русской души, к философичности в русском понимании этого слова. Очень многие русские мыслители по своему университетскому образованию были юристы» .
Теоретические и идеологические основы концепции общественного идеала
В работах П.И.Новгородцева и его последователей концепция общественного идеала не представлена в виде полной и законченной теории. Это характерно для многих разработок, относящихся к изучению общества и культуры в период раннего «модерна»209: социальные науки только формировались, а их философские предпосылки были противоречивыми. Соответственно, можно говорить только о совокупности представлений рассматриваемых здесь авторов, об отдельных теоретических построениях, которые, к тому же, эволюционировали с момента выхода стержневой книги П.И. Новгородцева «Об общественном идеале». В рамках диссертационного исследования из этой совокупности выделяются теоретические положения, относящиеся к понятию общественного идеала, и выстраивается его обобщенная концепция.
Во второй главе диссертационного исследования для выявлении внутреннего содержания понятия общественного идеала предпринимается анализ содержания текстов (источников), среди которых - монографии и статьи П.И. Новгородцева и его учеников Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и Н.Н. Алексеева . Это позволяет эмпирически проверить предположение об общности концептуальных основ построения концепции общественного идеала, а также целей и средств его осуществления.
В ходе исследования автор диссертационной работы проанализировал содержание шестидесяти пяти источников: 24 авторских статей и 41 монографии. Именно эти тексты содержат информацию, относящуюся к понятию общественного идеала. Анализ работ проводится в два этапа с применением методики, сконструированной на базе классического количественного контент-анализа, с одной стороны, и информационно-целевого анализа текста, разработанного Т.М. Дридзе211 - с другой. Способ анализа, предложенный Т.М. Дридзе, наиболее эффективен для исследований, которые отличаются нечеткостью понятийного аппарата, а также воспроизводят многозначные и сложные идеи (художественные, публицистические, социально-философские, социально-научные тексты и
Эта методика с некоторыми авторскими модификациями используется на втором этапе диссертационного исследования, исходя из предположений: - о стилистическом сходстве текстов П.И. Новгородцева и его последователей, относящихся к теме общественного идеала; - об общих для них концептуальных основах трактовки понятия общественного (что должно верифицироваться на первом этапе исследования) .
Подтверждение предположений может служить одним из обоснований того, что они составляли своего рода «школу» с определенной направленностью идей и практической деятельности. Это позволяет вывести обобщенную концепцию общественного идеала из всей совокупности их рассматриваемых работ, а не из работ каждого автора по отдельности.
На первом этапе исследования используется методика классического количественного контент-анализа213. Цель этого этапа анализа заключается в эмпирической проверке полного сходства основ концепции общественного идеала рассматриваемых авторов.
Исследование начинается с контент-анализа текстов, содержащих представления авторов об общественном идеале. Как известно, контент-анализ является качественно-количественным методом изучения текстов с присущими ему процедурами формализации исследуемого материала.
Методология. Исследования. -МПСИ: Флинта, 2005. Поэтому, прежде всего, выделяются смысловые единицы, отражающие совокупность изучаемых взглядов авторов. Поскольку содержащиеся в тексте сведения, оценки, понятия выражаются определенными терминами и характерными словосочетаниями, они составляют единицы отбора материала для анализа: контент-анализ начинается с логической и лингвистической процедур. Затем используется соответствующий математический аппарат количественного анализа, которому подвергаются выделенные смысловые единицы.
Теоретическим объектом первого этапа исследования является концепция общественного идеала, эмпирическим объектом - монографии и статьи П.И. Новгородцева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и Н.Н. Алексеева, в которых она ее представлена. Теоретический объект определяется идеальной моделью, выстроенной на основе нескольких ключевых категорий, обосновывающих его социальную значимость. Эти ключевые категории в качестве измерений общественного идеала автор рассматривает как предмет первого этапа контент-анализа.
В таком теоретическом контексте выделяется семь ключевых измерений: хозяйственное, политическое, правовое (устанавливающие принципы социальной организации), философское, религиозное, научное, эстетическое (устанавливающие принципы мировоззрения) , которые обоснованно можно считать достаточными для эмпирического обобщения представлений об общественном идеале, изложенных в работах П.И. Новгородцева и его последователей, и репрезентирующими объект исследования в той полноте, которая необходима для достижения цели исследования.
Соотношение основных составляющих понятия общественного идеала, представленных в рамках «школы» П.И.Новгородцева
Важно отметить, что при употреблении семантических единиц для обозначения общественного идеала, таких как: «святость», «духовный», «вселенский», «благой» и т.д. в основе самой концепции общественного идеала лежат принципы философии естественного права. Понятия, используемые для определения и описания общественного идеала, которые на первый взгляд могут быть интерпретированы как религиозные, используются в качестве способов выражения нормативно-правовых понятий. Из смыслового анализа концепции общественного идеала следует, что взгляды рассматриваемых авторов восходят не к религиозной, а к правовой философии229.
Переходя к четвертому уровню семантико-структурного анализа, следует отметить, что часть текста, обозначенная на диаграмме 3 как «пути И.А. Ильина и П.И. Новгородцева часто рассматривают как представителей русской религиозной философии (См. например: http://www.pravoslavie.ru/iurnal/ideas/iliin.htm). Тем не менее, в основании их теоретических построений в области концепции общественного идеала лежит только правовая философия (философия естественного права). По этому, их проект общественного идеала не является следствием их православных взглядов. Такая категории как «Абсолют», используемая для определения абсолютного идеала соотносится с естественным правом (jusnatural), существующим априори, а не с христианским представлением о трансцендентном и имманентном Божественном присутствии. осуществления общественного идеала», проанализированная на третьем уровне, соотносится со смысловым модулем, который можно назвать «модулем практического осуществления» теории общественного идеала (см. схему 6). Это наиболее проработанный модуль, выделенный в процессе смыслового анализа исследуемых текстов. Говорить о наличии в текстах других смысловых модулей, кроме «практического осуществления теории общественного идеала», можно лишь условно. Это связано с жанровыми и стилистическими особенностями анализируемых произведений: тексты содержат абстрактные высказывания как результаты философского теоретизирования авторов, а тема реализации общественного идеала представлена исключительно в декларативной форме. Исследование показало, что удельный вес категории «тезис», означающей высказывание или определение, которое дается без обоснований и верификации, в текстах так велик (68%) (см. диаграмму 2).
Части текстов, обозначенные на диаграмме 3 как «относительный идеал» и «абсолютный идеал» почти полностью состоят из такого рода утверждений и констатации императивного характера, которые авторы никак не обосновывают и не представляют в качестве логически последовательной целостной системы. Кроме тезисов были предприняты попытки выделить в текстах категории, обозначенные в программе исследования как «предмет» и «тема». Аналитических категорий, маркируемых как «цель», и связанных с ней «задачи» и «метода», необходимого для ее решения, в тексте не обнаруживается .
Рассматривая межмодульные связи, следует подчеркнуть, что, выделение модулей (кроме содержащего информацию о путях реализации общественного идеала) является условным, и осуществляется автором диссертационного исследования в качестве идеальной модели.
Проанализировав содержание частей 2 и 3 рассматриваемых текстов (см. диаграмму 3), можно выделить следующие смысловые модули: Ценностный (ему соответствуют части текстов, в которых представлен аксиологический аспект теории общественного идеала: нравственные и Как уже говорилось, Составляющие таксона «цель» могут иметь связь с тезисами. Разница между «целью» и «тезисом» состоит в том, что цель направлена на осуществление определенного действия. религиозные, а также националистические и гуманистические ценности, вмонтированные авторами в структуру политического идеала). Схема 5: «Модульная структура текстов, относящихся к тематике общественного идеала», наглядно демонстрирует модульную структуру частей текстов П.И. Новгородцева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и Н.Н. Алексеева, относящихся к разработанной авторами теоретической концепции общественного идеала: модуль выделяется условна ел=6 = s :в-зь
Модули, очерченные пунктирной линией, существуют лишь условно, не имеют целей, это теоретический текст метафизического или декларативного содержания. Первый модуль, относящийся к практическому осуществлению концепции идеала, имеет слабую связь с двумя другими. Кроме того, он проработан авторами слабо: цели четко не определены, немногие задачи находятся во взаимном противоречии (с одной стороны, необходимым считается усиление власти универсального закона, с другой - следования локальным традиционным ценностям). Провозглашается изменение государственного строя, но не поясняется каким образом и в каком направлении должны осуществляться преобразования. Между задачами и методами их решения также есть противоречия - не объясняется, почему появление новой аристократии - «ведущего слоя» - является признаком прогресса и должно стать фактором, приближающим государство к достижению абсолютного общественного идеала (безвластной организации). Этот модуль также представляет собой набор тезисов декларативного характера. Методы и пути реализации общественного идеала представляют собой лишь абстрактные конструкции. Таким образом, можно утверждать, что модуль не имеет функционального смысла.
Все сказанное свидетельствует о том, что все три модуля, выделенные в ходе семантико-структурного анализа, представляют собой лишь набор тезисов или деклараций, в которых содержатся бездоказательные, априорные положения.
В целом результаты, полученные в ходе анализа рассмотренных в диссертационном исследовании текстов, позволяет сделать определенные выводы, отвечающие ее цели: - на основе эмпирического исследования обоснована возможность считать П.И. Новгородцева и его учеников: Б.П. Вышеславцева, Н.Н. Алексеева и И.А. Ильина представителями единой «школы», поскольку представители этой «школы» разрабатывали концепцию общественного идеала, характеризующуюся схожими концептуальными позициями; - эта концепция оказалась теоретически слабо обоснованной, внутренне противоречивой и принципиально нереализуемой. - эта концепция представляет собой абстрактную схему, которая нереализуема в социальной практике. - основу представлений об общественном идеале И.А. Ильина и П.И. Новгородцева, которые часто рассматриваются как религиозные философы, составляют идеи правовой философии.
Итак, результаты анализа содержания работ П.И. Новгородцева и его последователей свидетельствуют о том, что попытки построить даже умозрительную модель совершенного общества приводят к неустранимым противоречиям, а ее реализация оказываются недостижимыми