Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Экзистенциальная социология" Эдварда Тирикьяна Гаспарян, Ануш Самвеловна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гаспарян, Ануш Самвеловна. "Экзистенциальная социология" Эдварда Тирикьяна : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01.- Москва, 1997.- 121 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-22/218-9

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. ИССЛЕДОВАНИЯ. Актуальность данного диссертационного труда состоит в обращении к творчеству малоизученного не только у нас в стране, но и зарубежом известного ученого, философа и социолога Эдварда Тирикьяна - одного из видных представителей современной американской теоретической мысли.

В теоретическом творчестве Эдварда Тирикьяна представлено новое направление мировой социологии, сложившееся к 60-м годам XX века. В это время в американской социологии складывается новая теоретическая ориентация, для которой характерно отрицание любых проявлений натуралистического подхода к общественным явлениям. Для преодоления рецидивов натурализма Тирикьяну понадобилось подвергнуть анализу философские основания обществоведения в целом. Этот анализ и составил то новое, что сразу же обратило на себя внимание исследователей и приобрело широкую популярность в научных кругах. Встав на этот путь, Тирикьян в конце концов сформулировал основные положения "экзистенциальной социологии" - нового направления в науке об обществе, и тем самым продолжил традицию, начатую Морисом Мерло-Понти, предложившего подход к социологии с позиций экзистенциализма. Это момент преемственности постоянно подчеркивается Тирикьяном в его работах.

Теоретическая деятельность Тирикьяна отличается большим разнообразием тем и оригинальностью подходов. Однако, к сожалению, его труды пока еще не переводились на русский язык и этим во многом объясняется тот факт, что наша научная общественность практически не знакома с его идеями. Западные же социологи, часто упоминающие в своих трудах его имя и опирающиеся на ряд положений Тирикьяна для подтверждения собственных идей, тем не менее не создали к настоящему времени систематизированных исследований, посвященных этому крупному оригинальному мыслителю. Таким образом, философско-социологическая концепция Тирикьяна в ее целостности в западной литературе не получила освещения.

Изучение причин и предпосылок возникновения концепции Тирикьяна, а также последовательный анализ его метода и представленных им базовых понятий, как представляется диссертанту, чрезвычайно важно не только для знакомства с концепцией одного из видных представителей

современной социологии, но и американской социологической мысли во всем разнообразии ее течений.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Содержание концепции Тирикьяна нашло свое выражение в ряде сформулированных им теоретических положений, гипотез, а также в разработанной ученым системе доказательств. Анализ этих сторон научного творчества социолога предполагал обращение к тем социологическим и философским концепциям, без критического анализа которых Тирикьян не мог приступить к решению своего рода сверхзадачи: создания мета-теоретического построения, которое могло бы стать философско-методологической основой задуманной им "общей теории социального существования." В представленной диссертантом работе предпринята попытка систематизированного изучения научного творчества Тирикьяна для того, чтобы в целостном виде представить разработанную им теорию, получившую название "экзистенциальная социология".

В связи с поставленной целью необходимо было прежде всего рассмотреть "эзистенциальную социологию" Тирикьяна, что предполагало решение следующих задач:

анализ причин и предпосылок возникновения "экзистенциальной социологии" Тирикьяна;

оценка предложенных им базовых теоретических понятий;

анализ трактовки им динамики развития общества;

выявление особенностей эволюции социологических взглядов ученого и причин этих изменений;

объяснение противоречивого характера его концепции;

определение значения идей Тирикьяна для развития современной социологии.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ. Имя Тирикьяна широко известно в западной литературе. Разбору, трактовке, критике "экзистенциальной социологии" Тирикьяна посвящено немало статей американских социологов. Между тем, целостный систематический анализ его концепции в литературе до сих пор отсутствует. Авторы статей (такие как Р.Браун, М.Натансон, Р.Нисбет, Х.Олперт, Ф.Рот, Дж.Хип) не ставили

своей задачей анализ теории Тирикьяна в целом, а рассматривали лишь ее отдельные положения применительно к их собственной работе. Они сравнивают свои взгляды с доводами Тирикьяна, спорят с ним, критикуют его, либо соглашаются с ним. Взгляды Тирикьяна, одного из наиболее оригинальных и ярких мыслителей современной Америки, особенно часто подвергаются критике, и это вполне объяснимо: создание некого теоретического "гибрида" путем "скрещивания" двух далеких концепций было чревато теоретико-методологическими ловушками, и потому особенно привлекает внимание коллег.

Следует заметить, что и в российской научной литературе предпринимались попытки анализа теории Тирикьяна ( имеются в виду работы Л.Ионина и В.Кудрявцева), и что при этом они отличаются от критических работ американских социологов большей полнотой и концептуальной глубиной.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка масштабного всестороннего осмысления творчества Тирикьяна на основе детального анализа трудов этого мыслителя.

Методологической основой данной работы послужили разработанные в социологической науке методы исторического, системного и логического анализа. Теоретическую основу диссертации составили главным образом труды самого Тирикьяна, а также произведения Дюркгейма и других авторов, труды которых были использованы Тирикьяном при построении его собственной концепции. Зарождение философско-социологической концепции Тирикьяна связано с крупнейшим его исследованием "Социологизм и экзистенциализм", вышедшим в свет в 1962 году. В диссертации использовано издание этого труда 1964 года. Кроме этого основополагающего произведения Тирикьяном написано большое количество разнотемных статей, публиковавшихся в различных американских изданиях: в "Американском социологическом вестнике", в журналах "Американская социология", "Международная социология", "Развитие экономической культуры", "Политика" и др.

Подробный перечень работ Тирикьяна, трудов других социологов, а также критической литературы, использованных в работе над диссертацией, приведен в библиографии, приложенной к диссертации.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ заключается в том, что выводы и положения данного диссертационного исследования могут быть использованы при изучении современной американской социологии, ее экзистенциально-феноменологического направления и персонально Эдварда Тирикьяна.

Полученные результаты могут также найти применение в учебном процессе, в процессе преподавания теоретической социологии в высших учебных заведениях, и, в частности, при подготовке спецкурсов по разделу "Экзистенциальная социология".

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Диссертация выполнена на кафедре теории, методологии и истории социологии социологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова. По теме диссертации автором написаны следующие статьи: 1) "Синтез "социологизма" и экзистенциализма в социологии Э.Тирикьяна. Методологический аспект"; 2) "Неинституциональные феномены в "экзистенциальной социологии" Э.Тирикьяна: эзотерическое и оккультное".

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Задачи, поставленные автором, опредилили логику диссертационного исследования, которое состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения и примечаний. В конце работы приведен список источников и использованной литературы.

Любая социологическая теория строится на основе определенной системы философских взглядов, разделяемых ее автором и распространяемых им на общественную сферу.

Нередко существующие между философией и социологией отношения имеют равноправный характер. В таком случае создаваемая концепция имеет статус философско-социологической. При этом может иметь место и обратный процесс: собранные социологом факты, наблюдения и проведенные исследования нередко "расшатывают" ту философскую основу, которую избрал ученый. В результате происходит частичный, или даже глобальный пересмотр философских взглядов. Чаще всего это случается тогда, когда ученый активно занимается "живой

социологией" и конкретные результаты его исследований приводят к открытию неопровержимых фактов. Конечно же, когнитивный аспект здесь играет немаловажную роль, на что имеется немало указаний в научной литературе. Один ученый, получив новые неопровержимые факты, может изменить свои взгляды, если они не согласуются с результатами исследований; другой настолько твердо придерживается определенных взглядов, что любое несовпадение с ними воспринимается как ошибка. Можно выделить и еще один подход, когда исследователь пытается каким-то образом соединить (как бы "привить" друг к другу), казалось-бы, несовместимые концепции в надежде получить качественно новую обобщенную философско-социологическую концепцию. Как правило, это бывает следствием образа мышления ученого, его склонности к эклектике, в результате чего он создает такую систему, в которой оказываются соединенными различного рода концепции. В таком случае можно говорить о своего рода синтезе. Изучение научного творчества Тирикьяна, многотемье которого подчинено одной глобальной проблеме и решению одной большой задачи - созданию "общей теории социального существования", привело диссертанта к выводу о наличии в его концепции элементов различных социологических и философских теорий. Таким синтетическим образованием, как удалось установить автором диссертации, и является "экзистенциальная социология", созданная Эдвардом Тирикьяном с целью объяснения природы человека, общества и истории. Она представляет собой сложное переплетение идей М.Мерло-Понти и М.Хайдеггера, С.Кьеркегора и М.Шелера, Т.Парсонса и П.Сорокина, Э.Дюркгейма и М. Вебера, Г.Зиммеля, КЛеви-Стросса и др.

Термин "экзистенциальная социология" достаточно точно соотвествует содержанию концепции Тирикьяна, - многоцветной мозаике из идей крупнейших философов и социологов современности. Иногда такое использование разнохарактерного материала вызывало у критиков мысль об эклектичности взглядов Э.Тирикьяна.

В структуре диссертации отразилась хронологическая последовательность научных трудов Тирикьяна, начиная с появления на свет его "Экзистенциализма и социологизма" в 1962 году. Подробное ознакомление с творчеством Тирикьяна привело автора диссертации к убеждению, что чрезмерная перегруженность сведениями, почерпнутыми из произведений многих философов и социологов помешали Тирикьяну в создании собственной социологической теории в завершенном виде. В

диссертации подчеркивается, что не только отдельные элементы "экзистенциальной социологии", но и вся теория в целом базируется на взглядах других социологов, разделяемых Тирикьяиом, или на положениях, выдвигаемых в результате несогласия с той или иной точкой зрения. Многочисленные оценки творчества Тирикьяна, такие как "эрудиция, порождающая теоретическую всеядность и эклектизм", спровоцировали ученого postfactura на объяснение "жонглирования" понятиями и точками зрения разных философов и социологов. В статьях "Неомодернистский анализ" (1990 г.) и "Путь к метатеории" (1992 г.) Тирикьян рассматривает понятие метатеории в качестве инструмента для создания новой теории. Метатеория в его понимании — это не некая самозавершенность, а инструментальная деятельность, ориентированная на более высокий уровень теоретического объяснения. В своих статьях Тирикьян стремится реализовать идею соединения экзистенциализма и социологизма, что изначально и было целью создания им метатеории. Метатеоретизирование по Тирикьяну означает "либерализированную" деятельность, направленную против ортодоксальности любой концепции, и, таким образом, на "примирение" между собой разных теорий.

Разъяснение выдвинутого Тирикьяном метатеоретического принципа "переработки всех философско-социологических теорий" необходимо для понимания теоретического содержания созданной им системы взглядов и поэтому должно предварять предпринятое в диссертации исследование.