Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изменение ценностных ориентаций и образа жизни вьетнамских семей в условиях дифференцированной социальной среды (на примере изучения семей вьетнамских эмигрантов в России и Польше) Ву Хао Куанг

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ву Хао Куанг. Изменение ценностных ориентаций и образа жизни вьетнамских семей в условиях дифференцированной социальной среды (на примере изучения семей вьетнамских эмигрантов в России и Польше) : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.01.- Москва, 1993.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях кардинальных соци-іьннх изменений, происходящих в бывших социалистических стра-IX, а следовательно, и в мировой системе, во весь рост встала юблема переоценки ценностей, всего национального и культур-іго наследия, доставшегося обществу от его предков. Революци-шый характер процессов, происходящих в стране,часто не дает іемени на размышления, и в горниле испытаний уничтожаются ве-івьіе человеческие ценности: сострадание, взаимопомощь, добро- \/ їлательность и многое другое, без чего не может существовать ірмальное человеческое сообщество. Но именно человек должен і только сохранять, но и приумножать духовное богатство, так ІК это - основа социокультурного прогресса. Если же этого не «исходит, то основная социальная проблема общества - это проб-іма человека, тех социальных институтов, под воздействием ко-рых он формируется как личность.

В системе институтов центральное место отводится семье, оящей у истоков физического и социального воспроизводства че-веческой индивидуальности. Как основная ячейка общества семья ляется хранительницей национально-культурного наследства, ычаев, традиций, обрядов как в прогрессивных, так и негатив-:х формах. Поэтому направленность социально-нравственной струк-ры личности определяется именно семьей. Осуществляя социаль-е воспроизводство, семья дает обществу и тружеников, и воинов, этому чем менее значимой будет социальная поддержка общества мьи, тем менее эффективными будут функции семьи, в том числе воспитательные.

В свою очередь характер социальной помощи семье должен оп-деляться степенью усложнения условий жизнедеятельности, в том еле социальной среды, в которой формируется личность.

Основными компонентами социальной среды, отмечает Ю.В.Сы-в, являются материальные, государственно-политические и общевенные организации, классы, социальные группы, нации, система щественного просвещения и воспитания, средства массовой комму-кации и т.д.* . Перечисленные компоненты представляют собой См.: Сычев Ю.В. Микросреда и личность.- М..-Мысль, 1974.- С.9.

общие факторы, характерные для всего общества и одинаково не ходимые для жизнедеятельности людей. Но отдельная семья в си своей пространственной и временной ограниченности испытывает посредственное влияние не всей совокупности общественных отн шений, а лишь части их. Непосредственные условия существован семьи, которые можно вычленить из общественной среды, предст ляют собой микросреду семейной группы.

Представляя собой комплекс факторов, непосредственно во действующих на поведение человека, микросреда в условиях соц ально-исторической эволюции относительно целостна и стабильн так как ее развитие идет параллельно с эволюцией личности, с общества.

Особенно это характерно для традиционной сельской общин В ней социальная среда,как правило, стабильна и в количестве ном, и в качественном отношениях. Выполняющие те или иные пр фессиональные роли (врача, учителя и т.д.) люди одновременно лягатся и соседями, родственниками, товарищами по досугу. Это стоятельство придает "механизмам" социального контроля черти практически замкнутой, устойчивой и вместе с тем гибкой сист мы, которая фактически дублирует профессиональные, соседские родственные отношения. Тот факт, что основная масса Вьетнаме го населения проживает в сельской местности, делает систему питания более беспроблемной, чем в условиях растущих городов усложняющейся социальной среды.

Социальная среда города более многопланова, изменчива, образуют как те, кто связан с человеком конкретными необходк ми связями (родственники, друзья и т.д.), так и те, с кем Ofc вступает лишь в кратковременные контакты. В отой среде огсут вует то дублирование социальных ролей и связанных с ними вза отношений,которое свойственно селу. Эта дифференцированності подвижность социальной среды особенно усложняется в периоды волюционных перемен, массового изменения структуры обществен го сознания и психологии. Это, в свою очередь, приводит к ус нению процесса формирования личности, ее ценностных ориентаг отражается на добрачных установках молодежи, отношении к 6ps функционировании семьи.

Впервые исторический процесс в виде дифференцированной юциальной среды был описан великим русским социологом Н.К.Ми-:айловским . Он рассматривал эволюционные изменения среды и индивидуальности, которые происходили в процессе исторического >азвития общества. При этом возрастающая дифференцированность і усложненность среды "снималась" эволюционными процессами раз-іития индивидуальности, что и порождало относительную стабиль-юсть интеграционных процессов.

Глобальные революционные изменения коснулись не только юлитики и экономики, но и социально-культурной сферы. Наряду : компонентами традиционной социальной среды формирования че-говека появились новые. К ним можно отнести "открытые" границы іежду Севером и Югом Вьетнама, усиление и противоречивость ин-юрмационных потоков и культурная "агрессия" массовых форм по-іедения, характерных для западного общества, усложнение систе- у 1ы социальных взаимоотношений, возрастание конфликтности, со-іиальной напряженности в условиях экономического и политическо-'о кризиса, изменение традиционной системы "власти" в семье и шогое другое, усложняющее процесс формирования личности, ее ;енностных ориентации.

Социальные последствия этих изменений трудно переоценить, 'ак как усложнение процессов интеграции новых поколений в обще-ітвенную систему, снижение эффективности семейного воспитания і социальной дееспособности семьи могут привести не только к физису культуры, но и уничтожению ее базовых основ, националь-юй самобытности, духовных ценностей, без которых возрождение ібщества и социальный прогресс немыслимы.

Этими аспектами проблемы обусловлена научно-практическая актуальность исследуемой нами темы: Изменение ценностных ориентации и образа жизни вьетнамских семей в условиях дифференциро-занной социальной среды.

Актуальность выбора эмпирического объекта исследования - селей вьетнамских эмигрантов - определяется двумя факторами. Во-іервьіх, изучением возможностей сохранения традиционных ценност-шх ориентации семьи в условиях нетрадиционной социокультурной :реды; во-вторых, влиянием процесса эмиграции интеллигенции (ин-

[. См.: Михайловский Н.К. Поли.собр.соч. - T.I, стб.475.

теллектуального потенциала Вьетнама) на состояние и дееспосос ность культуры и духовной жизни общества.

Явление "утечки мозгов" из развивающихся стран или страь находящихся в экономическом кризисе, - одна из характерных че послевоенной экономики. Это одно из проявлений диспропорционг ного развития общественной и культурной жизни, профессионалы и общеобразовательной сфер, социальных отношений, в том числе отношений в семье.

Ценность объекта эмпирического исследования - семей эмиг рантов - для нас обусловлена и тем, что новая социокультурна* среда дает возможность проследить изменения в их ориентациях образе жизни, осуществить сравнительный анализ с семьями, жиі щими в привычной социальной среде.

Таким образом, в нашем исследовании прослеживается проце изменения ценностных ориентации, а следовательно, и образа ш ни семей под воздействием целой группы факторов, как внутреш так и внешних по отношению к вьетнамскому обществу.

Степень разработанности проблемы. Анализируемая нами тел находится на "стыке" ряда теорий, имеющих различные уровни и: ченности.

Во-первых, это теории семьи, ее функций и ролевого повед ния супругов и связанных с ним аспектов: формирования личносч в семье, установок на брак и т.д.

Исследование семьи как социального явления началось с и: чения первобытных форм брака, которое связано с именами Леббс Ваховена, Моргана, Латурно, Ковалевского, Штернберга, ряда ее ременных ученых западных стран: Парсонса Т., Валеса Р.Ф., Б Н.В., Гуда В., Вогела Е. и других представителей Франции, Ге[ нии, США1.

Большой вклад в исследование проблем семьи внесли русекі философы и социологи: А.Г.Харчев, М.С.Мацковский, Н.Г.Юркеви'

I. См.: Parsons Т., Bales R.J., Family, Socialization and interaction process. L., 1956; Famille et Sabitation, V.1-2. P., 1956-60; Bell H.W., Vogel E.S., A. nodern introduction to the fanily. Toronto, 1961.

.Г.Вишневский, З.А.Янкова, Г.А.Слесарев, А.Э.Котляр, В.Г.Ал-есеева, А.И.Антонов, Г.В.Соколова, Т.А.Гурко и дрД.

Второй аспект проблем, связанных с темой нашего диссерта-;ионного исследования, это теории ценностей, ценностных ориен-аций, установок и социального поведения.

Наиболее обширные исследования в этой области проводились илософами и социальной психологии. Что касается большинства оциологических работ, то в основном они носят прикладной ха-актер.

Наиболее близкими к нашей теме являются работы В.Г.Харче-ой, .Л.П.Буевой, В.М.Соколова, Л.М.Архангельского, Г.М.Андрее-ой, О.Г.Дробницкого, А.Г.Здравомыслова, С.И.Попова, М.С.Кога-а, И.С.Кона, В.А.Ядова, а также западных ученых: КсДеоп , lall В.Р., Pacione P., Shever D. и др. . Основная часть этих сслєдователей анализирует понятие ценностей, ценностных ориен-аций и установок как факторов жизнедеятельности личности, месте с тем ценностные аспекты образа жизни изучались лишь не-олыаим кругом ученых: И.В.Бестужевым-Ладой, И.М.Слепенковым, Г.Здравомысловым.

Третий аспект проблемы - изучение эмиграции как социально-о явления - почти не исследован. Лишь в 1980 гг. появляются ервые статьи, анализирующие экономические последствия эмигра-ионных процессов, а также социальное положение эмигрантов. К аким исследованиям можно отнести работы Л.А.Смирнова, А.Н.Шле-

. См.: Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.,1981; Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - М.,1978; Юркевич Н.Г. Современная семья.- М.,1984; Чуйко Л.В. Браки и разводы. - М.,1985: Современная молодая семья. Проблемы и тенденции. - София, 1985; Семья и социальная структура. Институт социологических исследований. - М., 1987. . См.: Василенко B.C. Ценность и оценка. - Киев,1984; Харчева В.Г. Ценностные ориентации в процессе становления и жизнедеятельности личности. - М.,1983; Попов СИ. Проблемы функционирования понятия ценности в социологии. - Киев, 1982; НсКеоп. Human Sciences and the Problea of Values. - Amsterdam, 1972. - 16? p.; Hall B.P. The developnent of Consciousness.(A Confluent Theory of Values). - И.Ї., 1976, p.10-45; Pacione P., Shever D., Attig T. Values and Society.- N.X., 1978,p.13-27.

панкова, В.А.Глейзара .

Таким образом, изучаемая .нами проблема основывается на ряде теоретических концепций, которые послужили методологической базой нашей научной работы.

Избранный нами мультипарадигматический подход к предмету исследования позволил диссертанту использовать то прогрессш ное, что наработала мировая научная мысль.

Цель и задачи исследования. Основной целью работы являет ся изучение теоретико-методологических оснований и социальны) причин, порождающих изменение, структуры ценностных ориентациі и образа жизни семьи в различных социальных средах.

В свете этого в диссертации решаются следующие задачи:

проводится концептуализация понятийного аппарата иссл< дования. В частности понятий: "социальной среды", "дифференці рованной социальной среды", "ценностных ориентации", "образа жизни", "семьи", "структуры социальных ролей", "социальных ф; ций семьи", "социальных норм" и др.;

определяется место ценностных ориентации в структуре образа жизни личности и семьи как социальной целостности;

- анализируются социально-исторические предпосылки тра
диционного образа жизни вьетнамской семьи, особенно с точки
зрения традиций, обычаев, обрядов;

исследуются структура социальных функций семьи, а также ролевое поведение супругов, детей, родственников; изучаем иерархия "власти" в семье;

на основе конкретно-социологического исследования про водится сравнительный анализ процесса формирования и изменен ценностных ориентации семей, живущих во Вьетнаме и в эмиграц (в России и Польше).

Объект и предмет исследования. Объектом исследования вы ют две группы вьетнамских семей: супружеские пары, живущие Вьетнаме, и супружеские пары-эмигранты..

I. См.: Смирнов Л.А. Утечка умов//Экономика. Политика. Идеол гия. - М,, 1972; Шлепанков А.Н. Похищение умов. - М., 198 Глейзар В.А. Утечка умов: эмиграция и возвращение. - Оксф 1978, и др.

Предметом исследования являются причины, воздействующие на роцесс изменения ценностных ориентации и образа жизни семей в азличных социальных средах.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней первые в нашей научной литературе:

образ жизни и структура ценностных ориентации рассматри-аются не как личностные показатели членов семейной группы, а ак обобщенные индикаторы социокультурного, бытового поведения емей;

доказывается, что в процессе взаимной адаптации супру-ов утрачивается часть ценностных ориентации и компонентов об-аза жизни, характерных для родительской семьи, и на основе об-ения формируется "согласие", т.е. наиболее комфортные, прием-эмые для всех членов семьи формы поведения;

обосновывается вывод, что в условиях эмиграции (новой оциокультурной реальности) семейная группа пытается сохранить сои ценности жизни за счет чисто внешних атрибутов образа жиз-и, характерного для стран, в которые они эмигрируют; в свете того в семье формируются два типа ориентации: на внешнюю сре-V и на внутреннюю систему семейных отношений;

рассматриваются "механизмы" формирования ценностных ори-отаций семьи, а также факторы, влияющие на процесс интериориза-т ценностей: пол, возраст, уровень сплоченности семейной груп-л, система "семейной власти", местожительство супругов, струк-/ра семьи (неразделенная или нуклеарная) и т.д.;

анализируется влияние эмиграции вьетнамской интеллиген-т на социокультурную среду Вьетнама, и доказывается необходи-)сть введения новой социальной политики как основы стабилиза-лтл эмиграционных процессов.

Эмпирической основой диссертации.является социологическое
^следование, проведенное диссертантом в 1992/93 гг. Выборочная
эвокупность 600 семей вьетнамских эмигрантов, проживающих

России и Польше. Тема анкеты: "Вьетнамская семья в условиях лиграции". Анкеты заполнялись раздельно мужем и женой. Резуль-угы данных обобщались на ЭШ.

Практическая значимость работы. По материалам исследования

подготовлен Научный отчет для Вьетнамского посольства в Poccv и Польше.

Материалы диссертации могут быть использованы при изучении проблем интеграции населения в новые нетрадиционные условия жизни; при изучении миграционных процессов населения, а .также при разработке социальных программ помощи семье.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались в Не ном центре общечеловеческих ценностей в июне 1993 г., а также на кафедре методологии и методов социологических исследовани? МГУ им. Ы.В.Ломоносова. Диссертация рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.