Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Зарубежная пропаганда исламского образа жизни и изучение ее влияния на молодежь : (На материалах Туркменской ССР) Караев, Бегенч Сапарович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Караев, Бегенч Сапарович. Зарубежная пропаганда исламского образа жизни и изучение ее влияния на молодежь : (На материалах Туркменской ССР) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.02 / Ин-т молодежи ЦК ВЛКСМ и Госкомтруда СССР.- Москва, 1991.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-2/2192-6

Введение к работе

Актуальность исследования. Сложные социально-политические процессы, происходящие в нашем обществе, по-своему, но четко преломляются в ценностных ориентациях молодого поколения. Отдавая предпочтение тем или иным жизненным ценностям, молодые люда склонны весьма конкретно соотносить общественные идеалы с фактами реальной гмзнм. При этом юноши и девушки ориентируются ко привлекательные с их точки зрения модели образа жизни.

Б последние годы образ лшэнн, как система основных форм ялзнвдеятельности, все больше приобретает политическое содер-Еание. Это видно хотя бы из того, что социально-политическая оценка образа жизни стала играть определяющую роль в сопоставлении различных общественно-политических систем. В связи с етим. пропаганда определенного типа образа жизни тагаш выдвигается но передний план в деятельности различных органов внзшно-политвческой пропаганда. В этих условиях необходимы новые подходи я исследованию образа низни, о учетом его актуальности не только как теории и практики, но н в качестве ориентации реальных политических действий. Кроме этого, актуальность темы исследования обусловлена целка рядом других, на мэнее важных аргу-кэнтов:

во-первых, образ жизни, даже в рамках одного общества, трудно свести к одному типу. Так, в образе газнн пародов Средней Ashii переплетается множество особенностей различного происхождения: "восточного" а "западного", "азиатского" а "европейского", "социалистического" и "феодального", "светского" я "религиозного", "современного" и "древнего" н т.д.;

во-вторых, происходив в ряде регионов обострение на-

циональной проблематики, б сочетании о неспособность» руководителей эффективно решать межнациональные конфликты, в определенной це ре свидетельствузт о недостаточности знаний особенностей образа жизни, роли в ней межнациональных отношений, национальных традиций, языка, обычаев и т.д.;

в-третьих, существенной проблемой, встающей перед исследованием образа жизни» является необходимость изучения его во взаимосвязи с комплексным анализом способов производства ва различных срезах развития человеческой цивилизации. Для данного исследования большое значение имеет авалив. соотношения западного н "азиатского" - по выракенав К.Маркса, способов производства, поскольку широко распространенная теория общесгвонно-вкономаческих формаций во шогом отражает закономерности развд-тия "западного" общества;

в-чагвзртых, феномен ислама, утвервдащийся на только как религия, но и как образ низші в последней аспекта ещз но иашел достаточного осващэния в научной литература. Отсюда весьма актуальной становится задача научного осмысления влияния "исламского фактора" на современные процессы в среднеазиатских республиках, особенно в молодежной среде;

в-пятых, продолжает актуализироваться проблема изучения мнения молодежи о ценностях того или иного образа жизни. Как наиболее восприимчивый и динамичный социальный слой общества, молодежь постоянно находится в центре внимания зарубежных пропагандистских центров. Однако вопрос эффективности влияния зарубежного вещания на молодежь изучается недостаточно. Не являются исключенной и вопросы анализа пропагандистской деятельности радиостанции "Голос исламской революции", активно вещающей с территории Исламской республики Иран.

Степень иссладованиостп теш. Необходимо отметить, что ислам, как образ жизни, еще но стал предметом специального научного анализа, так ко^как и исламский образ Еизнп,пока но исс"»-доваи о качестве предаете зарубежной социологической пропаганды. Лвторн некоторых робот, опубликованных в кашей стране, по поили дальше конотатацип специфики ислама как образа яяэня. С другой стороны, на особенности ислама, как образа гизнп, обратили внимание некоторые зарубешшз исследователи, такие как Г.Парвоз, 3.Сардар, И.Эспозато, М.Фпюер п другие.

Анализ ислама кав обраг низка опирается на фундаментальное труда советских исследователей, посшгдопныо теория образа глзнн в целом. За последние десятилетия советскими учеными провалены шярогше а всесторонние исследования супггсета образа аиз-ни кап реальности, научного понятая п идеала. По некоторым под-счэтам, только в 70-е годы по этой проблеме опубликовано около 2 гасяч работ. Весомый вклад в разработку теоретических п практических вопросов образа яшзнп, в том числа а социалистического, вяэсли тамо учзгшо-сбздстзоведу как Е.А.Ануфраев, И.В.Бастует в-Да да, А.П.Бутенко, Н.Я.БронлоЙ, В.И.Касьянонко, М.Н.Рут-

Ї. См.: Лрипов U.K. Сошшльныйидеал ислама (мифы и реальность). - Ташкент: Узбекистан, 1989: Али ров Н. Эволюция ислама в СССР. - М.: Политиздат, 1973; Ахмедов Л. Социальная доктрина ислама. - М.: Политиздат, 1982; Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - М,: Политиздат, 1985; Жданов II.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. -М.: Политиздат, 1989; Ислам: Кратний справочник. - М., 1986; Каримов Г.М. Шариат и ого социальная сущность. - М.: Наука, 1978; Медведко л.И., Германович А.В. Именем Аллаха... - М.: Политиздат, 1988; Редаепова О.С. Интернациональные традиции советского народа. - Ашхабад: Ылым, 1981; Саидбаев Т.С. Ислам и обюестБо: (опыт псторико-социологяческого исследования). - М.: Наука, 1984; а др.

кввич, В.И.Толстых и другие .

Однако в имеющихся теоретико-методологических и научно-прикладных разработках проблем образа жизни слабо отражена его региональная, этно-конфессиональная специфика. Недостаточно изучено п раскрыто влияние общественного сознания, надстройки в целом на формирование национальных особенностей образа жизни, что создает значительные затруднения в исследовании поставленной в диссертации проблемы.

Можно с определенной долей уверенности отметить, что проблему образа жизни народов Средней Азии нельзя исследовать в отрыве от изучения роли и влияния религиозного исламского фактора, особенно в условиях усилившейся зарубежной исламской пропаганды. К сожалению, кроме отдельных публикаций, носящих постановочный характер, проблемы зарубежной исламской пропаганда в целом и образа жизни в частности, ив стали предметом специальных исследований. Вопросы зарубежной исламской пропаганды лишь в об;цих чертах затронуты в работах А.Ахыадова,

I. Ануфриев Е.А. Социалистический образ жизни: (методологические и методические вопросы). - М.: Высшая школа, 1980; Ануфриев Е.А., Тадавосян Э.В. Изучение материалов КУП съезда КПСС в курсе научного коммунизма. - Й.: Выская школа, 1986; Бовкун В.В. Образ жизни советской молодежи: (тенденции, проблемы и перспективы). - М.: Высшая школа, 1988; Бромлвй Н.Я. Образ жизни в условиях совершенствования социализма: (опыт историко-сравнителыюго исследования). - М.: Наука, 1986; Бутенко А.П. Социалистический образ жизни. - М.: Наука, 1978; Касьяненко В.И. Советский образ жизни: (проблемы исследования). - М.: Мысль, 1982; Касьяненко В.и. Советский образ жизни: (история и современность). - М.: Политиздат, 1985; и др.

О,БогмуРадона-, Л.В.Балова, О.Реджеповой, Р.Ульмасова .

Констатируя эти обстоятельства, следует отметить, что упомянутые вапо исследования охватывают исламскую пропаганду в целом. В них не выделена пропаганда исламского образа жизни. Поэтому автору приилось обратиться к работам ряда советских и зарубежных учоиых, посвящеішнх как пропаганде в целом, тпк и пропаганде образа кизни (иначе говоря - социологической пропаганде) .

Цели и задачи исследования. Цель данного исследования состоит в том, чтобы исходя из условий нарастающего исламского влияния и необходимости научно- обоснованной идеологической я политической работа среди молодежи, изучить влияние зарубежной пропаганды исламского образа аизия на молодежь и вира-

1. Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе.

М.: Политиздат, 1985; Бегмурадов 0. Средства массовой информации и атеистическое воспитание молодежи (на туркменском языке). - Ашхабад: Знание, 1987; Белов А.З. Клерикальный антикоммунизм: (идеология, политика, пропаганда). -М.: Политиздат, 1287; Редаепова О.С Средняя Азия в объективе буржуазной советологии. - Ашхабад: Туркменистан, 1986; Ульмасов Р. Использование ислама империалистическими и клерикальными центрами в антикоммунистических целях: (критический анализ): Автореф.дис. ... канд.фалос.наук.

М.: АОН при ЦК КПСС, 1987.

2. Беглов СИ, Внешнеполитическая пропаганда: (очерк теории

и практики). - М.: Высшая школа, 1984; Волкогонов Д.А. Психологическая война: (подрывные действия империализма в области общественного сознания). - М.: Воениздат, 1984; Контрпропаганда: (теория и пропаганда). -М.: Воениздат, 1988; Антисоветские идеологические кампании: (вопросы социологического анализа). - М.: Молодая гвардия, 1981; Иванов В.Н. Социология сегодня: (опыт п проблем социологических исследований). - М.: Наука, 1989; Лавровский А. Американская социологическая пропаганда. - М.: Прогресс, 1978; Федотова Л.Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации. - М.: Изд-во ITJ, 1988; Феофанов О.А., "Социологическая пропаганда" в развитых капиталистических странах и идеологическая борьба // Вопросы философии,-1974. -й I.

ботать конкретные предложения для заинтересованных организаций, особенно для комитетов ВЛКСМ, молодежных средств массовой информации.

Из поставленной цали вытекают следующие задачи исследования:

проанализировать взаимосвязь образа жлзни и способа производства. Изучить место и роль ислама как веры я образа лизни в общества, основанном на "азиатском" способе производства;

исходя из исламской доминанты в восточном обществе, раскрыть основішо черты ислама как образа казни,,показать особенности ислама как формы общественного сознания в как системообразующего феномена в формировании образа газнв;

на основе имеющихся исследований по Еопросяа социологической пропаганды показать сущность и основные черты эару-беяной исламской социологической пропаганды;

выявить отношена молодежи к зарубежной пропаганде по каналам радиоэфира, изучить степень влияния стой пропаганда на молодежь;

предложить конкретные рекомендации по изучению зарубежной исламской социологической пропаганды с использованной выводов для повышения эффективности Едейно-полатйчвс.коЁ работа среди молодежи, наметить возможные пути перестройка деятельности молодежных средств массовой информации.

Теоретической и методологической основой исследования являются соответствующие труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Й.Іа-вяна, работа советских в варубеаных исследователей, а также основополагающе документа КПСС л ВЛКСМ по вопросам идеология и пропагандистской работы. Наиболее ценными в теоретическом

плане являются марксистская концепция "азиатского" способа производства, а также положения о взаимосвязи и единстве способа производства и образа глэня.

Эмпирическую базу диссертации составляют результати тонкое тно-социологическах исследований, проведенных автором среда молодежи приграничных районов республики, а также дэшшо контент-анализа радиопередач радиостанции "Голос исламской республики" из иранского города Горган, В ходе исследования были изучены также документы пз текущего архива ЦК ЛКСМ Туркменистана, обкомов, ряда райкомов, горкомов ЛКСМТ. Использованы маториалы статистики, периодической почати, результаты практических экспериментов, проведенных комитета.-*! комсомола.-

Научная новизна исследования,. В данной диссертация, впервые в научной литература, предпринят анализ сущности ислама по только как религии, но и как системообразующего фактора образа гязна. На основе изучения зарубоаной исламской пропаганды п'использования методика социология пропаганды. вводится в научный оборот понятно "исламская социологическая пропаганда". Новизна отражена в следующих основных выводах:

в исследовании показана объективная взаимосвязь систв-мообразущах факторов восточного общества и образа жизни» основанного на исламских нормах и традициях;

выдвинута пдоя о новом понимании сущности ислама но просто как религии, по и как образа зпзпа, органично связанного с "азиатским" способом производства,который отражает суть восточного общества;

сформирована и обоснована позиция автора относительно возрастания влияния ислама на молодежную сроду ко только как фактора сугубо религиозного, но и гак конкретной модели обрэза

кизни;

- впервые анализируется понятие "исламская социологиче
ская пропаганда", раскрывается ее сущность, содержание и меха
низм осуществления в условиях активизации зарубежной исламской
пропаганда на СССР;

-на осново комплексного анализа места и роли ислама в общества, изучения идеологической шштфорыц и содержания зару-бонной исламской социологической пропаганды, сформулированы принципиальные подходы к выработке целостной системы изучения эффективности зарубежной пропаганда среди молодежи.

Практическая значимость диссертации. Исследовательская работа в рамках данной теш велась в тесной связи с практикой комсомольской работы, с деятельностью ыолодеяных орэдота мао-совой информации. Результаты проведенных социолагичасках исследований, а такта ряд положений и выводов, сделанных в ходо диссертационного исследования, бали использована в подготовке материалов бзэро, пленумов ЦК ЛКСЫ Туркшшіетана, Тошауаского ОК ЛКОГГ.

Теоретические в методологические положения и вывода диссертации когут быть использованы при выработке и осуществлении социально-политических программ по молодааной проблематике, в изучении проблем ислама в среднеазиатских республиках или ке в регионах с типичной'спецификой, а также в подготовке учебно-методических пособий и лекционных материалов по соответствующей тематике для аудитории.

Па защиту выносятся ело дующие основные положения]:

- по мере роста национального самосознания народов Сред
ней Азии активизируется исламское влияние, не только в сфере
общественного сознания, но и в сфере культуры, градаций быта,

образа жизни в целом;

- имея объективную социальную базу нозроздения, исламская
идеология и исламская модель образа лизни оказывают активное
воздействие на значительную часть молодежи. Не последнюю роль

в этом играют зарубежные исламские пропагандистские центры, например, радиостанция "Голос исламской республики", расположенной в иранском городе Горган.

Идеи К.Маркса относительно специфика восточного общества, "азиатского" способа производства являются основой анализа многих явлений и процессов происходящих в азиатском рогдоне. Их переосмысление о точки зрения современности, способствует осуществлению оптимального соцаально-полатвчеокого курса развития среднеазиатского общества;

в уоловиях развития политического а идеологического плюрализма молодежь окааывается перед выбором различных вариантов лмзненяой ориентации а социального идеала. В среднеазиатских республиках она в большинстве своем склонна следовать идеалам старшего поколения, првверзепа к национальной культуре, традициям и образу жв8ни. На являются здеоь исключением и пс-дамокяв идеалы в традициях и образе яизни населения.

Апробация работы. Основные положения диссертации были из-долены# автором на научно-практических конференциях, организованных ЦК ВЛКСМ и АН СССР, ЦК ЖСМТ и АН Туркменской ССР, в брошюре а книге, в журнальных статьях, публикациях на страницах печати, в выступлении на молодежной оекции 7 Чатакуоской конференции общественности США и СССР в 1989 г. в Питсбурге. Диссертация обсуждена а одобрена кафедрой теории социализма и политологии Института молодежи ЦК ВЛКСМ и Госкомтруда СССР.

Структура работы обусловлена целями, задачами и логикой