Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитательная активность молодого инженера в трудовом коллективе в современных условиях Денисенко, Ирина Дмитриевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Денисенко, Ирина Дмитриевна. Воспитательная активность молодого инженера в трудовом коллективе в современных условиях : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.02 / Харьков. гос. ун-т.- Харьков, 1991.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-5/1853-0

Введение к работе

Актуальность исследования воспитательной активности молодого инженера в современном трудовом коллективе на научно-практическом уровне обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, непреходяще актуальна для любого общества и для цивилизации в целом сама проблема молодежи (одним из основных компонентов которой и выступает вопрос о воспитательной работе молодежи и для молодежи). Казалось бы, напиоано множество обществоведческих работ, где специально или опосредованно рассматривается молодежная проблематика, уже разработаны и апробированы многие понятия и тенденции, объясняющие положение молодых поколений в обществе, определены некоторые общееоциологические законы. Но периодически приходится констатировать, что в обществе постоянно наличествует проблема молодежи, ока неисчерпаема, поскольку неповторим каждый шаг, каждый' этап и каждый способ вхождения молодеки в мир достигнутых цивилизацией ценностей, освоение их, а затем расширенное их воспроизводство на новом, более высоком качественном витке. И каждый этот адаптационный и социа-лизационный исторический шаг, хоть в небольшом, частном, а иногда и в более ёмком проявлении специфичен, противоречив, и не имеет аналогов в исторической традиции. Тем более, если молодежь рассматривать не как некоего обособленного специфического социального застившего субъекта, но как динамичную активно-деятельную силу, выбирающую путь на крутом изломе демократизации общества.

Но и по проблеме "социальная активность молодежи" уже сделано много : определены или казалооь, что уже определены устойчивые механизмы и рычпги управления этим процессом, его оптимизацией. Оказалось же, что-столкновение с нетрадиционной переломной действительностью контрасти высветило те противоречия духовно-мотивационной системы и социальные ориентации, в которых развивались и эволюционировали молодежное сознание и молодежная активность. Наблюдения и обобщения социологов зафиксировали уже немало устойчивых моментов в этом неустойчивом двикении. Уже ясно, что молодежь политизируется, опережая в этом другие социально-демографические группы. Молодые люди куда более радикальны в своих оценках общественных процессов, чем их отцы и деды. Ока-

залось, что наше общество стареет не столько в демографическом контексте, сколько в образе жизни, открывая тем самым постоянно воспроизводимые условия для противопоставления себя (общество) молодежи.

Думается, ясно, что образ мышления и действия молодежи естественен как раз в том, что он своеобразен и привносит новую свекую струю в весь массив социальной активности общества. Одновременно вполне оправдан вывод, что далеко не все ожидания общества, надеющегося на возрастание вклада молодых в дело развития социального прогресса, оптимально воплощены в ценностных ориентациях молодых людей. Но интенсивность их духовно-политического поиска столь очевидна, что уже сейчас следует искать, апробировать и внедрять новые информационные и воспитательные решения.

Во-вторых, если рассматривать эти моменты не в целом, т.е. применительно ко всем социальным группам молодеки, а несколько сузив исследовательский ракурс, и говорить об отдельных из них -в данном случае о молодой научно-технической интеллигенции, то разработка теоретических проблем ее социальной природы, социального облика, социального предназначения, роли и функций обусловлена объективной необходимость» поступательного развития советского общества, ростом численности научных и технических кадров.

Современная наука представляет собой духовную основу материального производства, входит в состав производительных сил как неотъемлемый элемент и проявляется лрежде всего через личностный аспект. Носители науки как непосредственной производительной силы - люди, осуществляющие научную деятельность, необходимую для материального производства и производительно использующие научные знания. В последнем акцент делается на ИТР - специфический связывающий элемент в подвижной системе "наука - производство", играющий все возрастающую роль в наиболее динамичной сфере общества - в технике и технологии.

Реализация гуманистического потенциала процесса демократизации является ндвьш этапом в раскрытии сущностных сил человека, ведь динамичному развитию НТП должен не просто соответствовать высокий, но и опережающий уровень зрелости личности. В условиях современной социальной ситуации, предполагающей богатый спектр низовой инициативы, форм самоорганизации и самоуправления масс, общество ожидает от личности поиска новых форы самодеятельности,

в которых бы наиболее полно реализовались социально значимые цели, намеченные всем ходом процесса демократизации. И здесь слово именно за молодыми (в том числе и за научно-инженерной молодежью), наиболее чувствительными я инновационным процессам и призванными быть носителями такого социального атрибута кпк "интеллигентность".

В-третьих, в советском обществоведении предпринято немало плодотворных попыток заглянуть во внутренний мир инженера как профессионала; нередко изучаются гражданские и общественно-политические устремления этой количественно и качественно заметной группы, к тому же облеченной ответственностью за грядущие судьбы НТР, Но в стороне остается круг проблем, относящихся к духовной стороне жизнедеятельности молодых специалистов. Действительно, от инженера ждут конкретную отдачу в рамках профессионального творчества, его аттестуют за качество его труда и поведение на производстве, за реальные способности и умения, и желание их развивать, за трудовую инициативу. Духовные же качества инженера, потребность общества и самого специалиста в них, стыдливо уводится обществоведами и практическими работниками на второстепенные роли.

В то же время основные тенденции цивилизации лежат в плоскости обеспечения условий для универсального раскрытия каждого человека и как профессионала, и как гражданина, и как духовно богатой личности. Эти три стороны есть не что иное, как три необходимых системы координат в сеоєм единстве и взаимосвязи обеспечивающих целостность развития человека.

Объективно сложившаяся и постоянно возникающая проблема молодежи требует такого пристального внимания со стороны общества, которое воплощалось бы в разработке конкретных целевых программ и механизмов, позволяющих молодежи бить активным и полноправным субъектом преобразований. Главное здесь -органичность включения молодежи в общественные дела, воспитание в ней социальной ответственности за судьбы общества. И Формировать эти качества следует не только на основе социально-формирующего воздействия, но и посредством широкого развития мобилизующих факторов, нацеленных на реализацию многостороннего потенциала молодежи.Одной из

сфер такой реализации является ее инициативная творческая культурно-просветительная деятельность по духовному преобразованию самой себя, своих сверстников и других слоев общества.

Этим к объясняется выбор воспитательной активности.молодого инженера в современной трудовом коллективе в качестве предмета исследования. В его основании лежит необходимость, обусловленная цепью взаимосвязанных объективных причин.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ основных библиографических источников (ЦГНБ им.В.И.Ленина, ИНИОН, ХГНБ . им. В.Г.Короленко и др.) показал, что к настоящему времени спе- циальные исследования на монографическом и диссертационном уровнях, целевым образом посвященные анализу механизмов, обеспечивающих и стимулирующих воспитательную активность молодой научно-технической интеллигенции, не обнаружены. Естественно, это не означает, что различные аспекты данной проблемы находятся вне ъиимания советских и зарубежных исследователей. Напротив, взятая в контексте современного этапа демократического обновления общества, в центр.которого поставлено развитие духовного и социально-творческого потенциала всех и каждого человека в отдельности,- она как неотъемлемая составная часть целостной социальной активности личности - становится объектом заинтересованного изучения специалистами всех отраслей обществоведения.

Все работы, относящиеся к исследуемой проблеме, с определенной долей условности мокко подразделить на несколько групп:

- на многочисленные публикации, в которых освещаются методоло
гические проблемы социально-философского анализа молодежи,

определяются её специфические социальные и возрастные особенности, дается анализ места и роли молодого поколения в социальной структуре общества (Б.П.Боряз, Ю.Е.Волков, И.В.Бестужев-Лада, Н.М.Блинова, С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский, И.С.Кон, Н.К.Петрова, М.Х.Титма, Е.А.Уварова, В.Н.Шубкин и др.);

- на работы, в кого.гых на методологическом и теоретическом уро
внях исследуются проблемы научно-технический интеллигенции,

в том числе и молодой в разрезе специфики выполнения ею социальных функций, а также факторов, влияющих на повышение ее роли в системе общественных оїкошенйй (П.П.Амелин, Е.М.БэСосов, К.Г. Борбаковз, С.А.Кугель, В.А.Мансуров, О.М.Никандров, В.Ф.Сбытов, В.С.Семенов, Е.Л.Шаповалов и др.);

- на обществоведческие исследования, посвященные общим теоретическим и прикладным вопросам социальной активности. Среди них работы, где дается философская интерпретация последней (Т.И.Белова, В.Г.Мордкович, Н.В.Демин, Б.А.Воронович, Е.П.Поливанова, Л.А.Старцева и др.)» и те, которые посвящены разработке на специально социологическом уровне содержания социальной активности, ее критериев, особенностей отдельных форм, механирча их развития (Т.П.Богданова, Н.А.Дорохова, Л.Н.Жилина, Т.С.Лапина, К.И. Мамаева, И.С.Мангутов, В.А.Смирнов, Л.И.Уманский и др.); научные публикации, содержащие анализ социальной активности (или ее отдельных форм) различных субъектов деятельности: начиная от личности, коллектива, социальной группы и до такой крупной общности как социальный класс и нация (Е.А.Ануфриев, В.X.Беленький, Х.У.Беновский, В.С.Боровик, Л.П.Буева, В.И.Данилов, В.Г. Мордкович, А.В.Клюев, С.А.Ланцев, Ю.И.Макогон, А.А.Парахин, Е.А.Якуба и др.).

Исторически сложилось так, что заметный вклад в анализ механизмов и особенностей реализации различных форы социальной активности членов общества внесли ученые, всесторонне изучающие трудовой коллектив как фундаментальный фактор общественного развития (Л.С.Бляхман, В.И.Иванов, Б.В.Князев, В.С.Манешин, В.Г.Подмарков, A.M.Омаров, М.А.Слюсарянокий, З.И.Файнбург, А.С. Фриш, О.И.Шкаратан и др.). В разработке проблем становления и развития социальной активности личности большая роль принадлежит исследованиям социологов, посвященных формированию потребностей, ценностных ориентации и установок личности, развитию мотивов ее деятельности, различным сторонам ее образа жизни и жизненной позиции (труды Н.И.Алексеева, Г.Т.Журавлева, Т.И.Заславской, А.Г.Здравомыслова, Э.В.Ильенкова, И.С.Кона, А.К.Уле-дова, Й.И.Чангли, В'.Я.Ядова и др.).

Однако перечень исследователей и направлений, по которым анализируются проблемы социальной активности,столь многообразен, что его трудно исчерпать в кратком обзоре, но из него следует, что в разнообразном спектре обществоведческих подходов к анализу целостного комплекса взаимосвязанных проблем "научно-техническая интеллигенция - социальная активность - трудовой коллектив - личность специалиста" многие актуальные моменты и аспекты

исследуются последовательно и обстоятельно. С другой стороны, заметно, что существуют определенные проблемные ситуации в общей совокупности исследуемых вопросов, чье разрешение могло бы благотворно сказаться на духовном развитии общества, но которые еще не получили должной обществоведческой разработки.

К их числу, на мой взгляд, относятся вопросы изучения и поиска механизмов, стимулирующих воспитательную активность молодых специалистов технического профиля в условиях современного трудового коллектива.

Безусловно, в ряде перечисленных монографий и диссертаций философского и социологического характера рассматриваются и исследуются наиболее емкие и типичные "проблемные узлы" социальной активности молодого специалиста в условиях первичной микросреды и общества. Однако реальностью является и то, что исследовательские усилия преимущественно направлены на изучение профессиональной деятельности начинающих свой жизненный путь молодых ученых и инженеров, т.е. разработку механизмов выявления и условий реализации профессиональной, научной, творческой, созидательной, организационно-управленческой активности (работы С.А.Кугеля'.О.М. Никандрова, В.А.Мансурова, К.Г.Барбаковой, Н.М.Найбороденко, М.М.Соколова, И.П.Киселева и др.).

Есть немало обществоведческих исследований, посвященных и другим видам социальной активности научно-инженерной молодежи, но здесь наблюдается неравномерность в интенсивности подходов: чаще всего изучается общественно-политическая, гражданская, культурная, информационная деятельность этой группы молодежи, реке - ее нравственная и досуговая активность. В то ке время совокупность тех видов активности, которые целенаправленно ориентированы на духовное и социальное преобразование самого себя (самовоспитание) и других людей (информационно-воспитательная деятельность), и субъектом которых может и должен быть молодой представитель интеллигенции - пока практически обойдена вниманием обществоведов.

Все это и предопределило основную цель диссертации. Она заключается в том, чтобы на основе теоретического анализа и обобщения эмпирического материала исследовать механизмы целевого становления и расширенного воспроизводства воспитательной акти-

вносіи молодого специалиста в научно-инженерном коллективе в соврегаенных условиях.

Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании были поставлены следующие задачи:

рассмотреть воспитательную активность молодых инженеров как особый вид и во взаимосвязи о другими видами инициативной деятельности в целостной системе "социальная активность";

определить элементы культуры воспитательной активности и пути их достижения;

изучить процесс освоения молодежью воспитательных функций и на этой основе определить противоречия и духовный климат подготовительной и реальной информационно-воспитательной деятельности;

рассмотреть-воспитательный процесс как сферу взаимодействия личности, коллектива и общества на принципах субъект-субъектных отношений;

исследовать динамику и основные тенденции общественно-политической организации общества (самоуправление) и их влияние на воспитательные механизмы в общества.

Идейно-теоретической и методологической основой Исследования послужили:

идеи марксизма по социальным проблемам интеллигенции, молодежи, активности народных масс, социальных классов, личности;

отдельные теории и воззрения, представленные ведущими школами европейской социологической мысли, относительно роли и перспектив развития духовно-идеологических процессов в мировой цивилизации; общих закономерностей развития социально-политического потенциала интеллигенции как общественной группы и отдельной личности; взаимообусловленности различных социальных общностей (микросреда - трудовой коллектив - в системе "личность- общество" ) - единая теория социального действия М.Вебера, социология коллективности Э.Дюркгейма; экзистенциалистские воззрения Ж.П.Сартра.

Теоретические положения, развиваемые автором, базируются на трудах русских и советских психологов, социологов и философов. Среди них: Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, А.М.Ковалев, П.А.Сорокин, В.И.Толстых, Ж.Т.Тощенко, С.Л.Рубинштейн,А.К.Уле-дов, Г.П.Федотов, П.А.Флоренский; С.Л.Франк и др.

основной эмпирический материал был получен при непосредственном участии автора в результате цикла конкретно-социологических ^следований, состоящего из нескольких последовательных и параллельных (одновременно по различным программам) замеров общественного мнения в рамках 1986-1990 гг. Исследования проводились в НИИ, проектных институтах, на промышленных предприятиях пяти городов Украины: Харькова, Днепропетровска, Сум, Макеевки, Мариуголя,. Купянска и в г.Белгороде. В обцей сложности различными методами социологического анализа было охвачено 3750 человек.

В работе использованы материалы текущего архива Харьковского ОК ЛКСМУ, Харьковских областных и городских печатных органов, многотиражной печати, опубликованных материалов конкреїдо-социологических исследований, проведенных в стране и за рубежом.

Диссертация состоит из введения, четырёх разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется состояние научной разработанности проблемы, определяется цель и задачи исследовслия, характеризуется теоретико-методологическая основа и эмпирическая база исследования, показываются научная новизна диссертации и ее практическая значимость.

В первом разделе - "Основные положения программы цикла конкретно-социологических исследований проблемы воспитательной активности молодой научно-технической интеллигенции" - излагается инструментарий исследования. Обозначается круг изучаемых проблем, интерпретируются основные понятия изучаемой проблемы; выявляется носитель этих проблем; аргументируется объект и предмет исследования. Формулируется ряд гипотез, позволяющих сфокусировать излагаемый материал вокруг конкретных проблем целевого становления и выявления механизмов расширенного воспроизводства воспитательной активности молодого инженера в условиях современного трудового коллектива.

Во втором разделе - "Воспитательная активность: ее природа и место в система человеческой деятельности"- на основе имеющихся в научной литературе подходов к пониманию содержания и соотношения исходных категорий исследования — "деятельность" и "социальная активность" - обосновываегая специфика и сущность внут-

реннего своеобразия воспитательной активности, ее функции и место в системе человеческой деятельности.

В третьем разделе - "Воспитательный процесс как социальное пространство и объект воспитательной активности молодежи" - автор на основе выявления природы и анализа сущностных характеристик социального воспитания как неисчерпаемой духовной связи общества и личности рассматривает воспитательную активность как процесс социально-творческой и духовно-психологической реализации определенного субъекта (в данной случае молодого специалиста технического профиля) в системном духовно-преобразующем (информационно-преобразовательном и воспитательном) процессе, с учетом его структуры, основных потенциальных внутрисистемных стимулирующих факторов и механизмов.

В четвертом разделе - "Механизмы, стимулирующие воспитательную активность молодого специалиста" - на основе результатов конкретно-социологических исследований, проведенных автором и рядом исследователей за последние годы, выделяются и анализируются основные "узлы" совокупного воспитательно-активностного ма-кроыеханизма по линии "молодой специалист - механизмы воспитательной активности"; прослеживаются некоторые устойчивые тенденции подвода молодежи к участию в воспитательной работе и пути ее оптимизации.

В заключении диссертации обобщаются итоги исследования, формулируются осноеныо теоретические выводы, предлагаются практические рекомендации.

В 'приложении содержатся результаты конкретно-социологических исследований, приведенные в таблицах, а также инструментарий исследования, проведенного автором.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации:

- зо-первых, предпринята попытка исследования неизученной в советском обществоведении проблемы воспитательной активности научно-инженерной молодежи как целостного социального и духовного явления;

- во-вторых, обосновано, что сущность воспитательной активности
заключается в единстве двух начал: социальной и добровольной
инициативной деятельности, самодеятельности. Социальность одно
из высших социальных и духовных состояний развитости человека,
она воплощает тот уровень достигнутой свободы, внутренней куль
туры и интеллигентности человека, который позволяет ему самоде
ятельно и отзывчиво реагировать на все общественные запросы,
задачи, цели, учитывая естественную потребность в свободном
развитии другого человека. Воспитательная активность тем самым
свойственна человеку как проявление ее духовной социальности,
т.е. как интеллигентность в действии.

Духовная социальность является внутренне мотивированной деятельностью личности, которая имеет объектом и самое себя, и социальную микросреду и другие контактные общности.

Воспитательная активность, имея преимущественно дуовно-пре-образовательную направленность и содержание, адекватно выполняет значительно более емкие социальные функции в микросреде. Она наряду с целесообразным производственно-функциональным разделением труда в коллективе органично выступает воплощением цементирующей основой совместной деятельности людей, руководствующихся различными индивидуальными потребностями, интересами, установками и мотивами;

в-третьих, показано, что основные социально-организующие механизмы возвышения тонуса и качества воспитательной активности заложены не столько г целенаправленных социально-организационных структурах, сколько в обеспечении заинтересованного духовного общения членов трудового коллектива и в развитии самоуправленческих начал в воспитательном процессе;

в-четвертых, показано, что основные противоречия в развитии воспитательной активности научно-технической молодежи характеризуют разрыв,с одной стороны,- между объективным.подчас стихийно ориентированным стремлением молодых специалистов к многостороннему самовыражению,а с другой стороны,- между субъективным фактором- коллективной деятельностью.Причем под субъективным фактором,в данном случае,понимается характеристика двоякого рода: неумение молодежи оптимально регулировать соотношение интб-. нсивности и объема различных видов своей активности в рамках коллектива и микросреды и неготовность или нежелание трудовых

12 .

коллективов и их полномочных органов создавать и поддерживать климат гармоничной активности молодею.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Автор считает, что многие годы длящаяся дискуссия вокруг соотношения акгивностного потенциала в "деятельности" и в собственно "активности" уже не может объяснить всех проблем общественно-исторической реализации личности. Ясно, что и активность, и деятельность имеют одну и ту же базисную природу и однозначную реакцию человека на окружающий мир. Но с точки зрения управления и развития социальным потенциалом человека этого уже недостаточно: следует учитывать даже самые тонкие различия этих двух состояний. При этом важно исходить из норм жизни цивилизованного общества: в нем как в социальной органической системе сложилось адекватное достигнутому историческому уровню внутри-сгрукгурное разделение.труда и всем элементам, входящим в общественную систему (будь это отдельный человек, малая и большая группа или иная общность людей), делегированы определенные функции. Чем более зрелой является социальная система, тем четче обозначены, согласованы и выполняются эти функции. И одновременно: чем более зрелой является система, тем автономнее и самостоятельнее "ведут" себя элементы. Т.е. самодеятельность является уже не субстанцией активности, а нормой социального прогресса. И если сводить субстанцию активности (по крайней мере, в различии ее о деятельностью) к "самодеятельности", то этого уже мало, остаются открытыми многие ее параметры.

На' взгляд диссертанта, в активности как интенсивно деятельном поведении следует видеть массу того, что лежит за пределами нормативного разделения труда, что выходит за рамки нормативного (штатного, оплачиваемого, функционзльно-заврепленного в каналах сложившегося разделения труда) и служит развитию социальной системы по пути ее прогресса. Данное состояние можно считать активностью, которой общество может и должно управлять. В конце концов действия "воров в закона" - также активность, но в данном случае ее вектор всегда регрессивен..

Итак, социальная активность - это усиленная, инициативная деятельность, лежащая за пределами нормативных функций конкретно-исторического .социального субъекта, имеющая объективные законы собственного развития. Таковыми являются: закон увеличения сло-

жности активного действия, закон-неравномерности нарастания социальной активности (многосторонность или, наоборот, приоритет какого-то определенного ее видь и т.д.).

2. В философской и социологической литературе по проблема со
циальной активности, содержащей различные классификационные пе
речни последней, воспитательная активность как самостоятельный
вид не значится. Однако воспитательная активность не развивает
ся в каком духовном и социальном вакууме, и также примыкает (в
силу своего содержания) к ряду духовных систем общества. Ее мо
жно было бы трактовать как выход на общественное сознание в ка
честве идеологической активности, но объем'воспитания и идеоло
гического процесса не совпадают. Воспитательную активность мож
но было интегрировать в духовную, если бы значительный удельный
вес в ней не составляли акции общественно-организационные. Вос
питательная активность близка коммуникативной по характеру ста
ционарного субъективного взаимодействия, но имеет иное содержа
ние . ,

Специфика воспитательной активности моасет быть прояснена при
учете следующих обстоятельств. На взгляд диссертанта, она имеет
два измерения. С одной стороны, правомерно представить все тра
диционные виды активности (трудовую, общественно-политическую',
духовно-познавательную, коммуникативную) в ином, не "отраслевом"
ключе. А точнее: выделить в каждой из этих традиционно слоивши
хся "отраслевых" активностей мобилизующую, организующую и обяза
тельно воспитательную, формирующую функции. Т.е. можно говорить
о воспитательном факторе внутри трудовой активности или же об
образовательном нэчале в отруктуре общественно-политической ак
тивности. То есть воспитательное начало здесь выступает наряду
с другими,.хотя опосредованно, но зато внутренне органично как
элемент целостности. Но с другой стороны, воспитательную актив
ность правомерно трактовать как особый самостоятельный вид, как
обособленную внутренними задачами и своей организационной логи
кой сферу непосредственного формирующего воздействия, т.е. как.
именно воспитывающую деятельность, постоянно присутствующую в
любом общении наряду с другими активностными формами взаимодейс
твия людей. В таком измерении воспитательная активность непре
рывна и имманентна каждому социальному субъекту. Она представ
ляет собой симбиоз естественного самовоспитания (как перманент
ів

ного процесса) и собственно Боепитания, т.е. направленного воздействия на стимулирование самовоспитания других субъектов (как писал К.Маркс "ас| bominem " - применительно к данному лицу).

Традиционно воспитание сводилось к формированию определенного набора качеств (идейность, коллективизм и т.д.), входящих в арсенал схемы "коммунистического воспитания". Думается, что цель воздействия здесь шире. В миро педагогики прі.знано, что подавляющее большинство детей (чуть более 90 %) шеет отчетливые индивидуальные способности. И естественно, что функция воспитания и образования должна быть таковой, чтобы эти способности развить, огранить как алмазы. Ясно, что для этого нормативных усилий целевых институтов (средняя и высшая школа) недостаточно, необходимо, чтобы функции воспитания взял на себя каждый учитель и преподаватель, как впрочем, и старшие ученики над младшими, а также и елейное окружение. То есть, чтобы возникла своеобразная субкультура воспитания, своего рода сквозное силовое поле воспитательных усилий, "сопровождающее" человека всю социальна жизнь.

И,как раз, именно в воспитательной активности заложено духовное творение и себя, и друг друга, в ней сосредоточена уникальная концентрация обработки людей людьми, без которой человеческое общество обречено на регресс. Основная системообразующая связь общественной системы, без которой невозможна преемственность его прогрессирующих состояний, лежит в сфере отношений между людьми. И каждый из видов целостной социальной активности вносит свой и только функционально обособленный вклад в развитие личности и общества.

Воспитательная активность имеет несколько иную в Сравнении с другими видами социальной активности общественную природу. Она выходит непосредственно и целостно на духовный мир человека, . обогащая его и адаптируя к обществу, создавая условия для свободного развития. Воспитательная активность от начала до конца -это прежде всего гуманистический акт, в котором главное не столько в том, чтобы привнести какие-то ценности одним субъектом в сознание другого субъекта (с этим может "справиться" и любой формально-регламентированный,образовательно-просветительный процесс), сколько в том, чтобы найти отклик у другого, воспроизвести ответное стремление другого человека (привычно и носправед-

либо трактуемого только как объект воспитания) самостоятельно развивать себя.

Итак, воспитательная активность есть внутреннее деятельност-ное состояние социального субъекта, являющееся результатом оамо-мобилизацпи его сущностных сил и стремлением мобилизовать преобразовательную деятельность другого субъекта. Присутствуя во всех традиционных видах социальной активности (трудовой, общественно-позштмесотй, духовно-познавательной и т.д.), и проявляя себя самостоятельно как непосредственно формирующее воздействие она выходит -делостно на духовный мир человека, обогащая его и адаптируя к обществу, создавая условия для свободного развития.

3. Существенную роль в понимании природы воспитательной активности играет категория "социальность". Имея смысловую близость к категории "социальное", она обладает несколько иным вектором.

Как понимается сущность "социального"? Чаще всего "социальное" трактуется в макроизыерении как особое качество общественных отношений системы. Некоторые учение считают, что социальное вообще тождественно общественному, другие видят в нем качественно определенный срез каждого из общественных отношений.

В понятии "социальность" (опять-таки наряду со сложившимся подходом) отражен" особое качество внутреннего взаимодействия элементов, свойственных социальной системе "общество". Если даже взять это субъект-субъектное отношение сквозь призму отношений человека и общества, то социальность аккумулирует в себе меру отзывчивости личности на ожидания социальной макро- и микросреды. Это осознанный сверхнорыативвий акт (единичный, рядовой, стихийный или же последовательный, комплексный, стационар-ный) мобилизации личностного потенциала в пользу решения общественных дел.

Воспитательная активность потому и является особым видом, что выполняет совершенно неповторимые задачи: в той мере, в какой общество является не только механистической суммой институтов, но прежде всего взаимодействием людей, воспитательнаи активность выполняет функции такого активного вектора, что по своей природе является связывающим, обеспечивающим всю гамму контактов между нормативными элементами структуры общества (личность, малвя группа, слой, класс, нация, общество в целом).

Тем самым социальное предназначение воспитательной активности заключается в воспроизводстве такого качества как "социальность".

4. По своей природе только воспитательная активность в целостном виде являет собой практическое воплощение интеллигентности. Данное качество столь сложно и индивидуально, что нормируется медленно, может быть даже сквозь усилия нескольких поколений, но исчезает при неблагоприятных условиях очень бистро. В нем, по мнению автора, аккумулирована социальность одного из оамых высоких уровней, т.е. уже не просто живая связь элементов системи и не просто понимание субъектом фундаментальних и сквозных процессов системы и даке не столько социальная отзывчивость субъекта (хотя и это крайне важно!), но и отзывчивость особого рода, максимально мобилизованная на возвышение своего духовного потенциала в неразрывной связи со стремлением поделиться им с другими субъектами, привнести его в общественное достояние через сознательное возвышение духовного богатства других.

Однако, как показывают исследования, интеллигентность кэк качество, способное весомо потекциировать возможность духовного влияния личности на общество в целом и саморазвитие каждого, у большинства представителей науки и техники присутствует явно недостаточно, и не может еще удовлетворить ни их самих, ни социальную микросреду, ни общество в целом. Так, изучение общественного мнения научно-технической интеллигенции, проведенное автором в 80-е годы, показало, что лишь третья часть опрошенных признала данное социальное качество ("интеллигентность") как приоритетное, т.е. такое, которое необходимо целеустремленно формировать как неотъемлемую часть инженерной деятельности.

При этом самое содержание данного качества трактовалось неоднозначно. Сложилось несколько позиций: I) практически половина ответивших (51,5 %) понимала под "интеллигентностью" совокупность признаков культуры поведения, изящество речи, вежливость, благородство манер, умение держать себя в обществе, соблюдать свое достоинство и одновременно уважать других; 2) каждый третий респондент - свойство человека постоянно стремиться к гармоничности своего развития; 3) седьмая часть молодых специалистов вкладывало в понятие "интеллигентность" такое поведение

представителя интеллигенции, которое направлено на повышение культуры, мировоззрения, нравственного облика других категорий трудящихся (рабочих, крестьян,, школьников, других слоев населения); 4) каждый десятый видел в названном социальном качестве совокупность духовно-психологических свойств и организационных действий, направленных на оздоровление духовного климата труда, общения и /осуга коллектива.

Легко заметить, что при таком упрощенном подходе к содержанию понятия "интеллигентность" исчезает та сущностная черта интеллигенции, которая делает ее социально-культурной общностью, влияющей на все общественные слои и сферы деятельности людей, 8 точнее "пронизывающей, одухотворякщей, оплодотворяющей в той или иной степени все формы жизнедеятельности общества" .

Достигнутые в ходе исследования результаты позволяют сформу
лировать ряд практических выводов-рекомендаций относительно
становления и расширенного воспроизводства воспитательной акти
вности молодого инженера в современном трудовом коллективе, а
именно: ,

I. Воспитательную активность молодого специалиста уже нельзя рассматривать только в каких-то определенных организационных, тем более уже неприемлемых, устаревших традиционных рамках. Думается, что воспитательным потенциалом и активностью является уне все то информационно-идеологическое содержание, которое мо-.лодой инженер или исследователь может раскрыть в непосредственном общении в коллективе, в обществе по поводу остроактуальных общественных событий или ситуаций. Думается, что такой процесс не будет долговременно сугубо стихийным, он неизбежно приобретет организационную упорядоченность в той мере, которая будет соответствовать уже сложившемуся высокому интересу всех слоев научно-технической интеллигенции и их гражданской активности. Тем более важно, руководствуясь здравым смыслом и изученным общественным мнением создать в трудовом коллективе под эгидой полномочных органов трудовой инженерной ассоциации целевой акт кумулируюций орган (будь то сектор, центр, объединение и т.д.)

1 Смоляков Л.Я. Социалистическая интеллигенция: социально-философский анализ.- М., 1986. С.7.

на четких добровольных началах, и состоящего из молодежи, которая проявила прирожденную способность или имеющая потребность в воспитательной или информационно-просветительной работе. Причем объектом их усилий может быть и свой или смежный, сопрякенный трудовой коллектив (цеховые структуры производственного объединения), или же объекты регионально-территориального плана (ас-т социации по месту жительства, различные политические кампании).

  1. Воспитательная активность не может не иметь политической окраски, поскольку субъективно и объективно она выходит на глубинные идеологические интересы личности, на понимание каждым человеком смысла жизни и своего места в жизни общества. В целом, как показывает наше и другие многочисленные социологические исследования проблем научно-технической интеллигенции, молодые специалисты весьма чувствительны к самым тонким политическим процессам. Выше уже отмечалось, что активность научной и технической интеллигенции была очень высока при формировании представительных политических органов в годы перестройки. Есть данные и о том,'что она высока была и при экстремальных условиях, следовательно, важно, учитывая, что прямая функция интеллигенции в обществе состоит в возвышении его (общества) культуры и цивилизациоккого уровня, придать воспитанию политической культуры интеллигенции опережающий характер. Этот процесс должен идти и в какой-то степени предшествовать организованному возвышению политической культуры масс. Поэтому необходимы специальные механизмы воспитания таковой культуры у научно-инзенерноЯ молодежи. Они могут быть сформированы и реализованы при изучении политологии в высшей и специальной школе и продолкены в различных политическо-кулыурных центрах, которые естественным образом придут на смену сложившимся традиционным структурам в бывших условиях однопартийной системы.

  2. Возможным вариантом широкого развития социальной, в т.ч. и'воспитательной активности молодежи монет быть процесс, идущий от развития демократизация в обществе. Другими словами, используя принцип естественного возрождения плюрализма мнений и интересов, на базе складывающейся многопартийности, а затем и других форм политической самореализации широких слоев трудящихся, могут возникнуть и уже возникают объединения, ассоциации,

клубы, своеобразным носителем которых выступает добровольный интерес человека.

В гражданском обществе каждый человек должен как-то проявить свою неповторимость, индивидуальность. И уке найденные человечеством механизмы ассоциаций являются типичной цивилиэационной формой раскрытия потенциала человека.

Че- больше шагов наша страна делает по пути к гражданскому обществу, тем ощутимее будет возрастать общественная потребность именно в сообществах людей (они не в стихийно сложившейся массе отдельных индивидуумов, двияиыых сиеминутными установками),^ различных объединениях и союзах, где индивидуумы уходят от принципа "что захочу, то и сделаю", но получают возможность сознательно согласовать свои интересы с другими, влиять на запросы друг друга, на основе консенсуса и компромиссов вы-рэбагивэгь совместные решения.

Уке сейчас в ряде развитых стран такие ассоциации охватывают значительный cj-эй населения. В Австрии, к примеру, в настоящее время действует 70 тыс. таких ассоциаций1; в США, m последним данным, их членами являются свыше чО млн. американцев2.

Тем самим создаются обтактивные предпосылки для расширения объема и интенсивности, по существу новой природы общения, где на основе совместной гражданской деятельности будет возрастать потребность в духовном влиянии людей друг на друга, будет открываться простор для информационного и непосредственно-воспитательного воздействия. И у молодежи, осваивающей эти новые формы общония, появятся широкие возможности для воспитательной активности.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что она вносит определенные новые теоретические аргументі-' и аналитические обобщения в проблему гуманитарной подготовки молодой научно-технической интеллигенции. И позволяет на этой основе определить отдельные практические механизма по развитию активности молодежи в духовной сфере.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации, полученные на различных стадиях исследования, были

1 Труд. 1991. 26 сентября.

2 Наука и жизнь. 1990. В? 6. С.22.

изложены на всесоюзных, межзональных и республиканских научно-теоретических, научно-методических и научно-практических конференциях, семинарах и симпозиумах (Одесса, Нижний Новгород, Уфа, Владимир, Харьков, Хабаровск ), а также на Международной научно-практической конференции в г.Белгороде (апрель 1991 г.).