Введение к работе
Актуальность исследования. Перемены, происходящие в нашем общества и получившие название .перестройка,при всей их неоднозначности и противоречивости, подчас трагической, направлены в целом на создание общества, характерязущегося меньшей заданностью, большими индивидуальными возможностями, в конечном счете, большей свободой. Жизнь в этих условиях предъявляет новые требования к человеку. Достаточно ли просто сформулировать эти требования и с просветительским энтузиазмом попытаться довести их до масс? Очевидно, что нет. Изменения,в сознании людей не следуют автоматически за переменами в экономической, политической сферах. И мы можем добавить: изменения в поведении человека не следуют автоматически за переменами в его сознании. "Никогда миллионы людей не будут слушать советов
партий,-писал В.И.Ленин,- если эти советы не совпадают с тем,
1 чему учит их опыт собственной жизни'. В одном из опросов, недавно проведенных Всесоюзным центром исследования обществен -ного мнения /А.А.Голов, Л.Д.Гудков/, выяснилось, где человек "скорее всего может найти ответ на вопросы, которые его заботят", в/о считают, что найти ответ можно в "марксистско-ленинском учении", $% - в науке, 11/5 - в искусстве, литературе и 49$ - "опираясь на собственный здравый смысл. Гак из самой . ткани живой жизни возникает необходимость исследования пове -денческой проблематики, которая пр праву занимает сейчас ли -дерский статус в обществоведческих науках - не только в силу
-
Ленин В.И. Первый Всероссийский съезд крестьянских депутатов 4 - 28. 05 /17 мая - 10 июня/ 1917 г.- ІЇСС, т.32,- С. 178.
-
См.: Попов Н. Народ и власть //Через тернии.- М.:Прогресс, 1990.-С.787.
/- twt
-2 -своей социальной значимости, потребности общества в знании механизмов индивидуального поведения, умения учитывать их, воз -действовать на них, но и в силу гуманизации общественной жизни, возрастания интереса к человеческой индивидуальности. Предпринимаются попытки преодоления как антропоцентричного, так и избыточно социоцентричного подходов к рассмотрению личности, происходит смещение акцентов. На смену цредставлениям, описываемым формулой "мир для человека" или, напротив, "человек для общества", приходит новое: человек в мире, живой, реальный человек в постоянно изменявдемся мире - как, на основе чего .он строит свои отношения с окружающей действительностью, как социальные противоречия трансформируются /и деформируются/ на индивидуальном уровне, в чем основа преемственности культурного развития человека. Выяснение механизмов поведения личности требует обращения к анализу категории "жизненный опыт личности".
Проблематика жизненного опыта выросла, можно сказать, из трех взаимосвязанных процессов. Первый из них связан с методологическими установками прежней системы воспитания, в основе которой лежал принцип "от знаний - через убеждения - к действиям", показавший, что такой прямой связи между этими звеньями не существует, что установка преимущественно на вербальные средства воздействия несостоятельна, что необходимо использование богатства повседневного опыта человека, 'без чего науч -но-теоретические рекомендации отрываются от реальной практики и не достигают своей цели. Заявка на актуальность изучения жизненного опыта была сделана и в ходе теоретико-практического исследования закономерностей социализации личности, в процессе которого жизненный опыт рассматривается как способ вне-генетической передачи социальной информации, обеспечивающий стабильность поведения человека. И наконец, преодоление тех-
нократизма в мышлении, новое видение человека не в качестве
какой-либо одной из своих функций, а во всей полноте его бытия, возвращает общественные науки к "вечным" философским проблемам, приводит к появлению нетипичных для марксистской философии понятий, связанных с осмыслением глубинных пластов человеческой жизни, таких, как судьба, смысл жизни и смысл смерти, одиночество, и наряду с ними - жизненный опыт.
Степень разработанности проблемы. Жизненный опыт принад -лежит к числу тех понятий, реальный смысл которых, казалось бы, достаточно четко представляется даже обыденному сознанию, однако подобная ясность обманчива, ибо она скрывает сложное, противоречивое философское содержание, как бы ускользающее во всей своей полноте от рационального анализа.
Проблема жизненного опыта и опытного знания как единства непосредственного и опосредованного отражения, как способ бытия субъективности в культуре, как оформление жизненной философии индивида очень слабо разработаны на сегодняшний день. Понятием "опыт" оперируют самые различные течения, вкладывая в него подчас противоположное, взаимоисключающее содержание. В историко-философской литературе опыт часто выступал либо как опыт внешний, чувственный, материальный, либо как опыт внутренний, идеальный, как рефлексия, размышление. Следуя этим двум традициям, развились и два основных направления анализа опыта-в рамках гносеологии /опыт как отражение действительности, более или менее адекватное ей/ и в рамках психологии /в контексте психологии самосознания/. Но когда речь идет о социально-философском анализе целостного поведения личности, то обе эти трактовки опыта оказываются недостаточными. Жизненный опыт личности, предметом которого является вся жизнедеятельность индивида, а не какой-либо отдельный ее аспект, носит интегративный
- 4 - ...
характер; это выход за рамки гносеологической полярности мышления к бытия. . .
Центральной темой нашего исследования является жизненный -опыт личности, но в специфическом разрезе: мы сделали попытку увязать цроцесс,формирования жизненного опыта с таким явлением, как социальное отчуждение. В таком ракурсе проблема жизненного опыта вообще еще не рассматривалась.
Поэтому, говоря о степени разработанности данной проблематики, мы вынуждены отдельно анализировать литературу, в которой рассматриваются вопросы, связанные с жизненным опытом, и работы, специальным предметом которых является отчуждение.
Тема жизненного опыта .имеет богатые традиции в западной философии, прежде всего в субъективистски ориентированных течениях, и связана с именами А.Бергсона, В.Дильтея, У.Джемса, Дд.Дьюи, А.Камю, Ч.Пирса, Э.Ротхакера, Зі.-П.Сартра, М.Хайдег-гера, Н.Хинске, М.Хоркхаймера, А.Шюца.
В советской философско-социологической литературе до 70-ых годов проблема жизненного опыта как самостоятельная не осознавалась и, следовательно, не поднималась. Определенные сдвиги происходят в 70-ые годы: появляются работы И.А.Чудинова, где жизненный опыт исследуется с позиций научного коммунизма как составная часть обвденного сознания масс. В.Г.Панов и Н.М. Ескпчук обращают внимание на шшт как сторону человеческой практики, как на необходимое условие целеполагающей деятельности. Серьезную заявку на постановку и решение проблемы жизненного
опыта личности и специфики опытной сферы человеческой жизни с
/1
позиций деятельностного подхода делает В.П.Иванов.'
1 См.: Чудинов И.А. Обыденное сознание масс.-Л.:Изд-во ДГУ,1973.-119с; он же. Исследование социалистического жизненного опыта в теории научного коммунизма//Научный коммунизм,1979,№ 2.-С.101-108; Панов В.Г. Чувственное.Рациональное.Опыт.-М.:Изд-во МГУ,
- 5 -В 80-не годы следует отметить прежде всего исследования жизненного опыта, выполненные П.В.Корнеевым, монографию Л.Н. Когана "Человек и его судьба", коллективные работы киевских авторов "Жизнь как творчество" и "Жизненный путь личности".В то же время С,С.Гусев и Г.Л.Тульчинский, разрабатывая норма>-тивно-ценностный подход к проблеме понимания, рассматривают жизненный опыт как способ осмысления действительности, ставят
вопрос о диалектическом взаимодействии социального и индиви-
1/
дуального опытов. 'Значительно увеличивае-с-ч и количество авторов, под различншл углом зрения обращающихся к теоретическому изучению жизненного опыта. Это А.Н.Аверин, В.Б.Александров, Н.В.Буянова, ІЇ.В.Ватин, А.М.Волков, В,Н."'ук, А.Н.Косарев,' Б.В.Марков, Ю.В.Микадзе, Г.В.Осипе-?, В.И.Пронякин, А.А.Сидоров, Г.М.Силаева, В.В.Соболев, Н.М.Суровегина, Г.Н.Солнцева, А.И.Уваров, ПЛульвисге, В.И.Фигуровская, Н.Г.Харламенкова, Б.В.Царев, В.В.Шуклин и др..
1976.-258с.;. Есипчук Н.М. Историческая реальность как предмет познания.-Киев-.Наукова думка, 1978.-143с; Иванов В.П. Человеческая деятельность - познание.- искусство.-Киев:Наукова думка, 1977.-252с
1 См.: Корнеев П.В. О понятии "жизненный огшт"//Философские науки, 1980, Я 1.-С.143-147; Коган Л.Н. Человек и его судьба.-М.:Мысль, 1988.- 285с; Зизнь как творчество/Сощіально-психо-логический анализ/.-Киев:Наукова думка,1985.-302с.; Жизненный путь личности/Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования/.-Киев:Наукова думка, 1987,-280с; Гусев С.С, Тульчинский Г.Л. Нормативно-ценностный подход к проблеме понимания//Понимание как логико-гносеологическая проблема. Сб. научных трудов.-Киев:Наукова думка,1982.-С.150-170; Туль- -чинский Г.Л. Проблема осмысления действительности: Лог.-филос анализ.-Л. :Изд-во ЛГУ, 1986.-177с.
,-6-
Немвцкиш учеными /ГДР/ в 80-ые годы проводится ряд конкретних эмпирических исследований жизненного опыта молодежи и учащихся школ, выполненных группой социологов под руководством А.ЫаЗера /институт социологии университета им.Гумбольдтов, г. Берлин/. К ним примыкает изучение жизненного опыта в психолого-педагогическоы разрезе А.Шшдт/, а также большое социологическое исследование Г.ГучеУ
Некоторые аспекты жизненного опыта затрагивались в куль -
турологической литературе А.Н.Баллером, О.И.Дниоевым, М.С.Каганом, З.И.Какабадзе, І.Н.Коганом, Э.С.Маркаряном, В.М.Межуевым, Ю.М.Іотманом, Э.В.Соколовым, Н.З.Чавчавадзе, Б.А.Успенскам, И.Е. Ширшовым и др..
Проблема отчуждения тоже не принадлежит к числу наиболее изученных и разработанных современным общесгвознанием тем. Но все же ьш жжем назвать ряд авторов, которые занимались проблемой социального отчуждения и на чьи работы мы опираемся. Это В.В.Кеншлава, Ф.И.Миншев, И.С.Нарский, А.П.Огурцов, Ю.Круусвалл. Социальное отчуждение - в его теоретических и практических ас -пектах - было предметом специального изучения и зарубежными исследователями: И.Габеля, И.Израэля, Д.Марковича, Л.Сэва, М.Фрит-цханда, А.Іеллер, А.Шаф$а, И.-Зссер.
Специфические формы проявления отчуждения - морально-психологическое и религиозное отчуждение - анализируются М.Зееманом, А.И.Титаренко, Э.Фрошом, В.В.Абраиешговой, В.И.Колосшщыным.
1 ISeier, A. Soslsue Erfahruns'en dsr Sdugfcgend in tbrer Bedeattmg fuer deren EtTinasstBctoseatwIcbJiaig: raid Entlehttcjj./ АітДдтяід dar Pacdagcgischen. WJsseiiscfasften dar ВШ, Щ/AUl-g ForsehmigEberieht.-BIn, QSct. 1883.-205 е.; Schmidt, E. Espcrksciitelle Саісгаис1кшеа «sa Entstchen cubJekUver HeSjUduDgssprosessea fa dcr prodafctivea Artdtstsotigktlt von Sclmelam des 8. Scluxjs&xes darch Eejintnisreaktirferuag-/ Dis.A car Erlangxmg- des «bad. Grades , HTJ, 1885. -145 s.; Gutachc, G. Fersoenllchfceit «ds Gag*nstand der Sozfolola (TbeorcUshc und. eapirische Untersuchungcn zu sozlolegiseb itlevaBten Gesetnaaessigketteii dor PersoenUch-keitsentwlckbing)/ Dis.B Ear ErUrtur- des dead. Grades Dr.sc.phil.- Bin, HO, 188a.-2Ci s.
С проблемой отчуждения смыкаются работы Э.В.Ильенкова, В.И.Копалова, М.К.Мамардапшили, посвященные вопросам объективированных форм сознания и его фетишистских форм.
Диссертационное исследование опирается также на психологические и этико-педагогические разработки Ш.А.Амонашвили, Ю. П.Азарова, А.Г.Асмолова, Ф.Е.Василюка, Л.С.Выготского, В.В.Кор-тавы, А.Н.Ленотьева, К.Родаерса, В.В.Розанова, В.А.Сухомлинс-кого, С.Л.Рубинштейна и др..
Большое влияние на наше видение темы оказала философские и философско-худохественные тексты М.М.Бахтина, М.Бубера, Г.Гессе, Е.Замятина, Я.Корчана, Д.Оруэлла, А.А.Ухтомского. В.Франк-ла, Р.Штайнера.
Проблематика жизненного опыта и способов его детерминации находится сейчас на той благотворной стадии, когда еще не наступило отвердение его структуры, когда не сложилось единой согласованной точки зрения на понимание этого феномена, что создает благоприятную почву для самостоятельного научного поиска.
Теоретико-методологической базой диссертационного исследования явились идейно-теоретическая позиция классиков марксизма-ленинизма и накопленный в современной науке потенциал, о котором шла речь выше.
Практической базой послулили социологические исследования ценностных ориентации молодежи, проведенные Дейпцигским центром по исследованию проблем молодежи в 1989-ЭОг.г. в городах Лейп -циг и Вурцен.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы -выяснить, в чем состоит сущность жизненного опыта личности, и показать социальную детерминацию жизненного опыта в условиях имеющегося в нашем обществе социального отчуждения.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить ряд
- 8 -задач:
проанализировать основные подходы к обоснованию жизненного опыта личности, которые имеют место в современной марксистской и немарксистской философско-соцяологической литературе;
на основе предпринятого анализа попытаться выработать более интегрированную точку зрения на проблему и сформулировать определение жизненного опыта личности;
раскрыть структуру жизненного опыта, его функции;
показать место жизненного опыта в ряду других категорий;
рассмотреть отчуждение /вслед за Марксом/ как самоотчуждение человека в процессе истории и, перейдя к анализу огчуж -дения при социализме, выделить основные сферы его проявления;
показать влияние социального отчуждения на личностную структуру и ценностные ориентации человека как выражение личностного смысла, "значения для меня" этих ценностей;
выявить на основе конкретного социологического исследования /проведенного Лейппдгским центром по исследованию проблем молодежи в 1989-ЭОг.г. в Лейпциге и ВурЦене/ ведущие тенденции в ценностно-смысловом пласте жизненного опыта современной молодежи;
наметить возможные пути оптимизации формирования жизненного опыта на примере средней школы в СССР.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
впервые в советской литературе предпринята попытка целостного анализа жизненного опыта личности, рассматриваемого в рамках современных марксистских и немарксистских направлений философской и социологической мысли;
обосновано положение о том, что определяющее значение для становления жизненного опыта имеют субъекгно-субъектные отношения;
_ 9 -
выдвинута и доказана гипотеза о строении жизненного опыта личности: жизненный опыт может быть представлен как система, состоящая как бы из трех уровней - операционально-технологического, когнитивного, ценностно-смыслового;
аргументирована точка зрения, что социальное отчуждение, при котором устанавливается господство над людьми объектно-вещных отношений, стереотипизирует индивидуальное сознание и поведение, унифицирует жизненный опыт человека, овеществляет человеческие отношения.
Теоретическая и птактичеокая значимость работы состоит , в том, что она дает основание для осуществления современного синтеза философии, социологии, психологии, педагогики в изу -. чении жизненного опыта личности и может быть использована в ходе дальнейшего, более углубленного изучения проблемы с целью повышения точности научного предвидения поведения масс и формирования общего облика а типа личности в процессе экономических и демократических преобразований. Диссертационная работа может оказаться полезной при разработке спецкурсов, посвященных проблеме личности и обоснованию механизмов ее поведения. Кроме того, материалы исследования имеют практическую значимость для осуществления воспитательного процесса в школе, и студенчнской группе, для организации и коррекции межличностного общения в них.
Апробация работы. Диссегация была обсуждена на заседании кафедры социологии культуры, образования и воспитания социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Основные положе -ния диссертационного исследования докладывались автором на Ломоносовских чтениях /МГУ, 1988г./, на седьмой междисциплинарной научно-практической конференции по ценностным ориентацням в г.Мерзебурге /ноябрь 1989г./, на пятом социологическом конг-
1-/60}
- 10 -рессе ГДР "Социология в процессе обновления" в г.Берлине /февраль 1990г./, а также изложены в публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, объеданякщих четыре параграфа, заключения и библиографии.